Понятие и типология имиджа психолога консультанта. Имидж педагога-психолога как фактор эффективности профессиональной деятельности. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала

Эссе. Образ психолога в современном обществе

Гневанова Ольга Михайловна, педагог- психолог, социальный педагог, педагого дополнительного образования ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Качканар», Свердловская область.
Описание материала: В эссе содержатся мои размышления, о том, какова моя миссия как психолога в современном обществе, а также какая основная цель моей педагогической деятельности. Данный материал можно взять за основу при разработке конкурсного эссе для псхологов, педагогов и классных руководителей.
Цель: Размышление о образе психолога в современном обществе.
Задачи:
- развивать творческое мышление и письменное изложения собственных мыслей;
- воспитывать уважение к труду психолога, классного руководителя, социального педагога.

На мой взгляд, образ психолога в современности весьма неоднозначен, многолик, противоречив. Многогранность этого образа создают люди,которые когда-либо с психологами встречались, работали, очевидно, и те, жизненный путь которых не пересекался с психологами, но по каким-либо причинам они имеют стереотипные взгляды на данную профессию и её представителей.
Для себя я выделила 3 группы людей в зависимости от их отношения к психологам:
*скептики, не замечающие общественно-значимого предназначения психологов;
*максималисты, осознающие колоссальную пользу психолога в обществе и старающиеся прилюбой возможности воспользоваться его помощью;
*отстранённые – это те, которые не понимают функционал психологов, «строят» мифы о профессии и зачастую избегают любых контактов с психологами. Благо, что людей третьего типа в современном обществе
становится меньше, так как научно-популярная психология «идёт в массы».
В своей работе я встречаюсь с разными типами людей, стараюсь толерантно относиться к их взглядам и стремлюсь показать всю уникальность психологии.
А стоит ли доказывать и кричать всем о колоссальной значимости нашей профессии? По-моему: «Нет!» Но стоит показать это на деле, путём повышения компетентности, а, в результате, и эффективности в практической работе.


Эти мысли зародились у меня в голове после одного случая из моей начинающей практики:
«На консультацию пришёл мама второклассника. В начале консультации клиентка практически не включалась в разговор, было очевидно, что она недопонимал: зачем она пришла, что ейговорят. Родительница не желала общаться, был скована. Но, спустя 5-7 минут, мой монолог стал постепенно перетекать в диалог. Женщина стала с интересом включаться в разговор, причем, весьма активно расспрашивая о психологических проблемах сына. В ходе консультации нам удалось обсудить целый ряд уже давно беспокоящих «материнское сердце» воспитательных моментов».
Я уверена, что многие мои коллеги скажут мне, что это вполне рядовой случай, и такое поведение наблюдается у многих клиентов в ходе консультации. С чем я, конечно же, соглашусь, ведь, действительно, это так.
В этой встрече меня больше удивило её окончание. Выходя за дверь, родитель повернулся и сказал: «Вы знаете, я думала, что психолог просто сидит в кабинете и ничего не делает. А оказывается, всё наоборот…»
Не хочу создавать культ этого случая в моей практике, но он изменил не только клиента, но и меня. Профессия открылась для меня в другом ракурсе. И без того высокий статус профессии психолога в моих глазах поднялся на ступеньку выше лестницы престижа профессии.

Выступление на августовской конференции

Психолога Высшей категории ШГ № 32

Магистра педагогики и психологии

Абрамовой Ольги Александровны

«Имидж психолога в образовании»

ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к личности педагога-психолога.

Психолог как специалист в системе образования.

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога.

Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности.


Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.

На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в орбиту своих проблем контрперенос.

Но и специалист, оказывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу различные стороны этой реальности перенос.

Эти взаимные воздействия могут быть как позитивными, так и негативными.

Задача специалиста заключается,

во-первых , в том, чтобы сохранить способность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохранить свой психологический статус-кво;

во-вторых , осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.
Воздействие одной личности на другую – это влияние на сознание, волю, эмоции, через них – нас поведение и деятельность человека в целом.

Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов: убеждения, внушения, эмоционального заражения
Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипатией, идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится прежде всего на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой мы готовы прислушиваться, а советы – выполнять.

И наоборот, с человеком, к которому в процессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифицироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться.
Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности.

Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. Это влияние возрастает, если речь идет о работе с детьми.
Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Важными личностными характеристикам психолога являются гармоничность

«Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.
Профессиональные знания и умения – это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации – ее субъективные характеристики.
В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.
В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам восприятию, памяти, мышлению, воображению; эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др..
Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.
Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность внешняя привлекательность и красноречивость как способность внушать и убеждать.
Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой профессии, в профессии психолога можно выделить
психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:
высокий уровень интеллектуального развития;
здравый смысл, беглость и острота мышления;
хорошая саморегуляция, самодисциплина;
большая физическая выносливость, работоспособность;
способность вносить большие личностные вклады в других людей;
способность помогать людям в трудных ситуациях;
чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;
любовь и эмпатия по отношению к детям;
оптимистическое прогнозирование;
креативность – способность к творчеству.
Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя –
самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окружающих людей необходимое впечатление.

Требования к личности педагога-психолога

Имидж профессионала – это избирательное понятие. Это облик, форма жизнепроявления человека, благодаря которой проявляются сильнодействующие личностно-деловые качества Е.С. Яхонтова.

Имидж также выступает как общественное признание и оценочное отношение.
Основными мотивами самопрезентации являются: стремление к развитию отношений с людьми; самоутверждение личности; требования профессиональной деятельности. Для успеха имиджа необходимы его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имидж-составляющих педагога-психолога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их проблемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения. Культура, эрудиция и профессионализм должны присутствовать в профессиональном имидже любого специалиста. Общественное мнение выделяет такие качества этого специалиста, как социабельность, аффилиация, эмпатия, социально-психологическая активность, дипломатичность, рефлексивность и ответственность.

Имидж формируется как сознательно, так и произвольно самим специалистом и его окружением.

Умелое представление в исключительно индивидуальной манере имидж-составляющих характеристик срабатывает

на профессиональное и личностное самоутверждение педагога-психолога.
Для имиджа психолога большое значение имеет нравственная оценка его личности. Безупречный имидж – это достояние нравственных людей, не отступающих от морального, корпоративного и правового кодексов поведения. Более того, сильные личности устанавливают для себя повышенные моральные требования. Занижение нравственных требований к себе – проявление слабости духа, ущербности личности.

Схема имидж-составляющих


Влияние интерьера на восприятие человека


Качество, стиль

Цветовое оформление

Пространственные характеристики


В целом успешность имиджа определяется единством стратегии и тактики личностного и профессионального в поведении специалиста. Психолог должен поддерживать высокие стандарты своего поведения.

Психолог как специалист в системе образования
Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда.

К.М. Гуревич выделяет три типа профессий те, в которых каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

2) те, в которых далеко не каждый человек может достичь успеха;

3) профессии, которые предполагают необходимость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным.

Профессии третьего типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека. К ним, несомненно, относится профессия практического психолога образования. Более того, инструментом профессиональной деятельности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу.

Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невозможность его коррекции.
Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А. Климов так определяет его основные предназначения:
предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое – области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности; систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции – необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.
Выделяют следующие
области использования психологической помощи в сфере образования:
психологическое и духовное развитие детей;
экзистенциальные и личностные проблемы подростков;
детско-родительские проблемы семьи;
помощь при психических и соматических заболеваниях;
психотерапия детского горя;
помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях;
школьное консультирование;
профессиональное консультирование.

Какой же психолог нужен современной школе?
1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком и логиком.
2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении.
3. Проводя совместные действия, он должен уметь подчинять интересы личности групповым интересам, быть совестливым, иметь развитое чувство долга и ответственности за другого человека, обладать эмпатией.
4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать практические вопросы, смело экспериментировать.
Таким образом,
в требованиях к личности психолога выделяются четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная стабильность и практичность. Не совместимыми с профессией психолога считаются такие личностные проявления, как незрелость и невротичность личности, низкая сила «эго», комплекс неполноценности или превосходства.
Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его
профессиональным статусом.
Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в данной ситуации наблюдается определенная настороженность по отношению к нему педагогов, объединенных профессионально-корпоративным духом. Как правило, методическая неподготовленность, отсутствие жизненного, педагогического и профессионального опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни затрудняют адаптацию психолога в школьном коллективе.
Значительная доля работающих в образовании психологов - бывшие педагоги. При возвращении в педагогический коллектив в новом качестве такой специалист часто не умеет абстрагироваться от сложившихся ранее установок, позиций, типов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие личностные и статусные изменения, новый профессиональный язык и новые социально-психологические ориентации вступают в противоречие со сложившимися стереотипами. Некоторые пытаются доказать эффективность новых профессиональных позиций через личное участие в преподавании учебных предметов. Они упускают из виду тот факт, что состояние ролевой неопределенности мешает становлению в новом статусе, а также приводит к внутреннему конфликту и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Совмещение должностей – трудное и часто непосильное дело для начинающих специалистов. Такие психологи, хотя и участвуют в анализе педагогического процесса, хорошо зная его «изнутри», делают это крайне редко и неохотно, так как в большей степени зависят от коллег и администрации. Они слабо и медленно входят в новую роль.

Профессиональные умения психолога – это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:
гностические (поиск, восприятие и отбор информации);
проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);
конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);
организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);
коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);
оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).
Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику его деятельности.
Коммуникативные умения:
вступать в контакты с разными людьми;
устанавливать профессиональные отношения;
осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;
сотрудничать, вступать в деловые контакты;
создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;
вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем;
соблюдать конфиденциальность в работе и такт;
побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;
влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;
правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
Прикладные умения:
исследовательские – анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;
психолого-педагогические – анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи;
социально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.
Организаторские умения:
ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;
организовывать подопечных на их выполнение;
рационально организовывать свое рабочее время;
планировать этапы и средства деятельности;
планировать индивидуальную работу с клиентом;
организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;
определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;
выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;
объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.
Аналитические умения:
изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;
анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;
проектировать конечный результат профессиональной деятельности;
анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;
анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;
анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования;
творчески перерабатывать необходимую информацию;
анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем.
Педагогические умения:
обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;
выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;
обучать социальным повседневным жизненным навыкам;
стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;
воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);
передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;
излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.
Умения саморегуляции:
контролировать свои эмоции в любой ситуации;
управлять своим настроением;
предъявлять к себе повышенную требовательность;
переносить большие нервно-психические нагрузки;
поступаться своими интересами ради интересов подопечного;
снимать психологическое напряжение.

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – М., 1997.

2. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000.

3. Немов Р. С. Психология. – М., 1995. - Кн. 2.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

6. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

8. Учимся общаться с ребенком / Сост. В. А. Петровский и др. – М., 1993.

Ирина Вячеславовна Шехтман,

педагог-психолог

ОБРАЗ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ЕГО ИМИДЖА

"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте,

в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло

Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все считают это важным для своей профессиональной деятельности, во-вторых, потому что не обучены этому. А между тем понятие image прочно вошло в словарь современного делового человека и стало определяющим фактором его профессионального успеха.

Несмотря на то, что практическая психология образования в нашей стране существует с 1988 года, в сознании людей образ педагога-психолога представлен нечетко, что не способствует формированию его имиджа в сознании потребителей его услуг. Однако необходимость формирования такого образа не вызывает сомнений и этот образ должен быть адекватным с учетом желаний и представлений об имидже педагога-психолога его аудитории с одной стороны и требований, предъявляемых к нему профессией с другой. Имиджевая компетентность относиться к профессионально-значимым качествам личности педагога-психолога и важной составляющей его психологической культуры, позволяющая достойным образом выстраивать отношение к себе, к своей профессиональной деятельности.

Существует много разных определений психологической службы и психологической работы, но единого, общепризнанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая, несмотря на свою историю, представляет собой всё ещё молодую и интенсивно развивающуюся практическую ветвь психологической науки.

Как и каждая наука, практическая психология образования создает свою практику на основе интеграции знаний многих наук и отвечает за результаты своей практики, обеспечивая содержание профессиональной подготовки специалистов, работающих в этой практике.

Стало очевидным, что одним из просчетов при создании основ практической психологии является отсутствие контекста общей и психологической культуры при разработке всех ее компонентов. Психологи в большей степени вносят в общественную практику техники, приемы, методы работы с людьми и в меньшей степени реализуют культурно-нравственный потенциал своей науки. Быть может, именно это объясняет тот факт, что, к сожалению, сейчас в нашем обществе в большей мере востребованы психологические знания, нежели психологическая культура, которая является составляющей ещё более широкого понятия «имидж личности».

Ключевой фигурой психологической работы в учебном заведении выступает соответствующим образом подготовленный специалист – психолог. Ценностное отношение к своей профессии, стремление к формированию собственной имиджевой компетенции, т. е. способности и готовности самостоятельно и успешно решать поставленные задачи, выступают важнейшими факторами повышения профессиональной компетентности педагога-психолога. Только наличие профессиональных знаний и умений не обеспечивает достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, профессионального мастерства.

Имидж – это социально-желательный образ, т.е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и принятыми личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя, в том числе наиболее эффектную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.

Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несёт определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.

Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе складывается у целевой аудитории путем синтеза получаемой информации от органов чувств приблизительно в такой пропорции:

Зрение- 75%;

Слух- 13%;

Прикосновение- 6%;

Запах- 6%.

Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.

1. Зеркальный имидж личности - представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.

2. Имидж целевой аудитории - представления о личности про стиль жизни, общественному статусу и некоторых личностных (психологических) характеристиках его окружения. (Короля играет свита).

3. Внутренний имидж личности - представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самовосприятия. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.

4. Визуальный имидж - представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:

Невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);

Ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.);

Физические данные;

Индивидуальный стиль в одежде;

Манеры (воспитанность);

Знание этикета;

Осанка;

Искусство контакта взглядом.

5. Аудиальный имидж - представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:

6. Кинестетический имидж - представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:

Психологическое пространство;
- физический контакт (рукопожатие).

7. Обонятельный имидж - представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).

Профессиональный имидж практического психолога - это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для психолога образования черты. Его составляющими являются:

Профессиональная компетентность;

Психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала);

Социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования);

Визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, прическа, украшения, май – кап).

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на наш взгляд, являются:

Целостность восприятия собственного образа;

Адекватная самооценка;

Знание особенностей своего характера.

Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т. п.). И многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Долгие годы психологи игнорировали вопрос обеспечения профессионального имиджа. Как известно: «Свято место – пусто не бывает». Если сами психологи не занимаются вопросами создания имиджа - это сделали другие.

Возможно, на просторах интернета вы встречали статью Ирины Романенко «Тыжпсихолог?». Именно такое волшебное слово, где все буквы написаны слитно.

Это и есть та фраза, которая многих моих коллег вводит в тупик, от которой они теряют дар речи. Некоторые, и я в том числе, иногда скрывают свое образование и подготовку,чтобы ее не слышать. Эта заметка получила массу откликов. В продолжение темы появилась целая серия рисунков, на которых обыгрывается образ психолога. На слайдах – только малая часть того, что может узнать психолог о собственном восприятии образа себя другими людьми. Это ещё раз подтверждает закон пустоты: «Пустота всегда должна быть заполнена». Пусть с иронией, но соглашусь с предложением автора статьи, что на каждом факультете психологии необходимо организовать отделение, которое будет заниматься подготовкой особых специалистов - «тыжпсихологов» дабы они постепенно вытесняли бы всяких недоучек и лентяев из сферы психологии, и, наконец, примирили бы её с обывателями. Начинающий психолог должен знать, что потенциальные потребители его услуг убеждены, что:

1. Тыжпсихолог - знаток человеческой натуры. Он настолько проницателен, что способен читать мысли. В том числе и тех людей, которых вообще никогда не видел. Меня в ступор вводит фраза людей, которых я вижу первый раз в жизни: "Ну, расскажи обо мне". PS. Ятожпсихолог.

2) Тыжпсихолог знает самый лучший способ решения любой проблемы, связанной с любым человеком. А главное, вам этот способ обязательно понравится.

3) Тыжпсихолог может убедить кого угодно в чем угодно.

4) И неудивительно, что тыжпсихологов стоит бояться. С ними вообще надо пожестче. Следует его осадить, подловить на некомпетентности, показать, что он, человек без диплома, лучше разбирается в людской психологии. Знакомо..?

5) Тыжпсихологи все поголовно счастливы, всеми обожаемы и успешны. Особенно в личной жизни. Они вообще ни в чем не нуждаются для себя, им осталось только облагодетельствовать всё человечество. В этом их предназначение. И этим надо пользоваться: занимать время, пить энергию…

Не буду задевать все «больные темы» психолога, связанные с профессиональной деятельностью. Важно осознать, что проблема имиджа имеет особое значение, так как имидж «программирует» определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, создаёт установку клиента в процессе психологического консультирования. Для того чтобы определить структурно-содержательное наполнение образа психолога в восприятии клиентов следует осуществлять учет их половозрастных, гендерных, социально-статусных, личностных, профессиональных, региональных и этнических особенностей реципиэнтов. Таким образом, технология формирования имиджа психолога основывается, прежде всего, на понимании сущности феномена имиджа, на учете особенностей внешнего облика, индивидуально-психологических особенностей, особенностей профессионального общения и деятельности, предметной среды, целевой аудитории, формирования доверия.

Моей задачей не является убедить вас, что без тщательно созданного имиджа психолог не будет успешным в выполнении своих профессиональных обязанностей. Имидж – это только символ, информирующий окружающих о социальном статусе индивида, его профессиональной принадлежности, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и даже семейном положении. Это ценности человека, его установки, знания, умения. Однако, чем точнее он создает свой образ, тем меньше сил и времени ему нужно для нахождения общего языка с другими людьми. Имидж "программирует" определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, которое впоследствии изменить будет достаточно сложно.

Используемая литература:

1. Бозаджиев В. Л. - «Имидж психолога» (2009).

2. Бозаджиев В. Л. «Психолог: профессия и личность» (2011).

3. Бозаджиев В. Л. «Имидж педагога» (2004).

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

5. Ушаков Б.Г. Имидж как социально-психологическая проблема. - Екатеринбург, 1995.

Интернет-источники:

http://www.pcnp.ru/sotrud/romanenko.shtml . [email protected]

Имидж психолога как компонент его профессиональной компетентности. О.О.Елисеева. (Москва).


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИМИДЖ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА в системе сопровождения образовательного процесса в детском дошкольном учреждении или Жизнь в ДОУ

ИМИДЖ Это красивое загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского языка «имидж» – это искусственный целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов.

Искусственный

Целенаправленный

Направленный на кого?

ЦЕЛЬ создания образа

Чаще всего цель формирования имиджа – это доброжелательно настроить к себе других людей

Подсмотрено на сайтах Обсуждение: «Каким должен быть психолог?»

Психолог должен прежде всего производить впечатление проницательности.

психолог.... обычный человек))) обладающий специали - зированными знаниями... пусть хоть в трусах ходит)))

Психолог мужчина-декоративный. Женщина-серая мышка, что бы не вызывала ревности

Мужчина а-ля астролог, творческая личность и чтобы веселил....

Если психолог сам психованный, то будет тока отталкивать... И если манера разговора истеричная - кому понравится такой...

желательно не в 20-25 - это несерьезно.. Жизненный опыт в таких профессиях необходим..

Вот сижу..думаю-думаю...да мне все равно, как он(а) будет выглядеть, главное чтобы мне помогли решить проблемы. А ежели пИсИхолУх проявляет грубость или еще чего, то может оно так и надо.

Психолог, по-моему, он должен быть просто харизматичным: , чтоб располагал к себе, вызывал доверие. И не важно, в чём он одет: в белый халат или приятные глазу пастэльные тона. Вообще мне очень нравится выражение: " чем мудрее человек, тем легче он относится к жизни" . Вот этот внутренний настрой очень чувствуется.

Педагог-психолог В детском дошкольном образовательном учреждении

В современной ситуации развития дошкольного образования возникает необходимость в организации сопровождения образовательного процесса. Рационально организованное взаимодействие педагога-психо­лога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. До­школьному учреждению необходима такая модель работы психо­лога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Взаимодействуя с руководителем ДОУ, педагог-психолог ока­зывает психологическую поддержку новым ра­ботникам коллектива во время их адаптации, принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов, проводит индивидуальное психологическое консультирование, участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. При необходимости рекомендует ад­министрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК, обеспечивает психологическую безопасность всех участ­ников воспитательно -образовательного процесса.

10Я педагога-психолога

10 я-моей профессии Я-консультант Я- организатор Я-артист Я-диагност Я- проектировщик Я-эксперт Я-посредник Я-союзник Я -помощник Я-разработчик

Я затейник - я психолог! И физрук, и культуролог, Диагност, эксперт, стилист, К онцертмейстер и артист, Консультант и хореограф Летописец и фотограф…

Стереотипы восприятия 1) психолог это человек с богатым жизненным опытом, умеющий любому на свете человеку втереться в доверие и добиться от него желаемого. Причем плавно и незаметно, в кратчайшие сроки. 2) психолог должен быть сдержанным в повседневной жизни и не должен нервничать по пустякам (пустяки это то, что кажется пустяками тем людям которые его окружают) 3) психолог = психиатр 4 . Психолог должен читать мысли и предугадывать чувства/реакции других людей, даже если они такого от самих себя не ожидали. 5. В жизни личной психолог должен отрегулировать всё по высшему разряду: идеальный брак, безупречно воспитанные дети, миллион друзей, отличная работа, прекрасный сон/аппетит/настроение круглый год независимо от обстоятельств.

Восприятие профессионального образа Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе получается целевой аудиторией в процессе синтеза их чувств приблизительно в такой пропорции: зрение - 75%; слух - 13% прикосновение - 6%; запах - 6%.

Профессиональный имидж педагога- психолога - это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Его составляющими являются: - профессиональная компетентность; - психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала); - социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования, наличие / отсутствие физических дефектов); - визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, аккуратная прическа, ограничения в использовании украшений и косметики).

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования являются: - целостность восприятия собственного образа; - адекватная самооценка; - знание особенностей своего характера.

пять взаимосвязанных этапов формирования имиджа: первый этап - изучение своих индивидуально-психологических особенностей; второй этап - изучение своих физических данных; третий этап - определение важных личностно-деловых качеств, необходимых для исполнения роли (в частности, профессиональной); четвертый этап - индивидуальный подбор средств и атрибутов имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов; пятый этап - «прокатка» имиджа в реальных условиях.


Как отмечалось во второй главе, психологическое консультирование - один из основных видов практической психологии, который широко применяется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в образовании, в решении проблем здоровья и личной жизни, промышленном производстве, бизнесе и т.д. Цель психологического консультирования - помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения.

Работа консультирующего психолога предполагает постоянное общение с самыми разными людьми, группами людей, у которых складывается определенное отношение либо к конкретному психологу, либо к психологам вообще как представителям данной профессиональной деятельности.

Анализ литературы показывает, что в современном российском обществе пока еще не сложилось адекватное представление о профессии психолога, о целях, задачах и средствах его работы. В тоже время, люди, нуждавшиеся в психологической помощи и побывавшие на консультации у психолога, а также те, кого можно рассматривать как потенциальных клиентов психолога, считают, что им небезразлично, к кому обращаться за консультацией.

Проведенное нами совместно с С.Ю. Рыжковой исследование показало, что для людей имеет значение и опыт психолога, уровень его профессионализма, и его внешность, и умение грамотно говорить, вести диалог. Для них важен и возраст психолога, и его пол, стиль одежды и другие характеристики, которые относятся к имиджформирующим.

Мы не встретили в литературе каких-либо основательных попыток рассмотреть вопрос о слагаемых имиджа психолога-консультанта. Однако у нас не вызывает сомнения, что данная проблема в последнее время приобретает все большую практическую и теоретическую значимость в связи с тем, что деятельность психолога-консультанта становится все более распространенной и востребованной и к ней предъявляются особые требования. Кроме того, как мы уже отмечали, в нашем обществе не сложилось достаточно четкого представления о профессии психолога. Одна из причин - неверное, зачастую искаженное мнение о его профессиональной деятельности, что отрицательно влияет на имидж психолога-консультанта.

Мы исходили из того, что реципиентом имиджа психолога-консультанта, его аудиторией, выступают его клиенты, как реальные, так и потенциальные. Следовательно, для выявления слагаемых имиджа психолога-консультанта, с одной стороны требуется учесть желания и представления об имидже психолога его аудитории, с другой - требования, предъявляемые профессией к психологу-консультанту.

Анализ научной литературы и практики психологического консультирования позволил нам выявить проблему, обусловленную противоречием между необходимостью формирования имиджа психолога-консультанта с одной стороны, и отсутствием представлений о слагаемых этого имиджа, с другой.

Цель предпринятого нами исследования состояла в выявлении слагаемых имиджа психолога-консультанта. В качестве объекта исследования выступил образ психолога-консультанта как основа его имиджа. Предмет исследования: слагаемые имиджа психолога-консультанта.

Мы предположили, что важнейшими слагаемыми имиджа психолога-консультанта в представлениях психологов и их клиентов выступают профессионально-значимые качества личности консультирующего психолога и его внешнеповеденческие характеристики.

Методологическую основу исследования составили личностно-деятельностный и профессионально-деятельностный подходы.

Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование, в котором приняли участие 210 человек. Среди них - сотрудники Челябинского областного центра психологической защиты «Семья», Муниципального учреждения «Психологический центр города Копейска» Челябинской области, ОАО «Челябинвестбанк», ООО «Факториал-интернет», преподаватели Института психологии и педагогики Челябинского государственного университета и кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета, студенты пятого курса, обучающиеся по специальности «Психология» в Челябинском государственном университете. Среди участников исследования - 135 женщин и 75 мужчин в возрасте от 20 до 55 лет, большинство из которых имеют высшее профессиональное образование.

Всех испытуемых мы разбили на две категории. Преподавателей психологических дисциплин и психологов, работающих в названных выше организациях, то есть специалистов, имеющих высшее психологическое образование, а также студентов-психологов выпускного курса мы отнесли к категории «психологи». Всех остальных испытуемых мы отнесли к категории, условно названной нами «не психологи».

Следует отметить, что при подготовке и организации исследования мы столкнулись, во-первых, с проблемой отсутствия адекватных методов в психологии, которые позволили бы выявить искомые нами слагаемые имиджа психолога-консультанта.

Во-вторых, исследование проводилось на стыке психологии и имиджелогии, а поскольку речь идет о выявлении слагаемых имиджа того или иного субъекта, то целесообразным явилось бы применение методов, имеющихся на «вооружении» у имиджелогии. Однако, как было показано выше, имиджеология, как наука пока не сформировалась, в силу отсутствия собственной методологии.

В эмпирическом исследовании мы использовали методы беседы, наблюдения, анкетирования, статистической обработки количественных и интерпретации качественных результатов исследования.

С целью выявления слагаемых имиджа психолога-консультанта нами была разработана специальная анкета в двух вариантах - для психологов и для «не психологов».

Как отмечалось ранее, в структуру имиджа психолога-консультанта мы включили индивидуальные характеристики, профессионально-значимые качества личности, коммуникативные особенности, деятельностные и внешнеповеденческие характеристики. Мы также отмечали, что дифференциация этих характеристик условна, поскольку они взаимодополняют, взаимообусловливают и даже взаимозаменяют друг друга. Поэтому, формулируя вопрос о решающей роли этих слагаемых для имиджа психолога-консультанта, мы ограничились лишь его профессиональными качествами и внешнеповеденческими характеристиками. Одновременно мы предположили, что среди наших респондентов, могут оказаться люди с разным уровнем образования, которым трудно будет определить свои позиции по другим характеристикам имиджа. Анализ проведенного нами исследования подтвердил наши предположения, что позволяет говорить о правомерности избранного нами подхода.

Как уже отмечалось ранее, в нашем исследовании приняли участие 210 респондентов. Из них - 50 психологов и 160 человек, не имеющих отношения к профессиональной психологической деятельности, но которых мы рассматривали и как возможных клиентов психолога-консультанта. При этом мы, конечно, не исключали и того, что и психолог вполне может выступать в роли клиента, нуждающегося в психологической помощи.

Как видно из таблицы 3, среди испытуемых мужчины составили 36 процентов и женщины - 64 процента. По возрасту: 30 процентов - в возрасте от 20 до 30 лет; 39 процентов - от 31 года до 40 лет; 31 процент - в возрасте старше 40 лет.

Как уже отмечалось, к психологам мы отнесли специалистов, имеющих высшее психологическое образование, а также студентов выпускного курса университета, обучающихся по специальности «Психология». Поэтому среди них оказались испытуемые с высшим и незаконченным высшим психологическим образованием. Среди испытуемых «не психологов» 66 процентов - с высшим и незаконченным высшим образованием, 26 процентов - со средним профессиональным образованием и 8 процентов со средним общим полным и неполным образованием (см. таблицу 3).

Большинство опрошенных психологов (64 процента) имеют опыт психологического консультирования и немногим более одной трети - такого опыта не имеют. Данные, приведенные на рисунке 2, показывают, что около половины респондентов (48 процентов) обладают опытом психологического консультирования от одного года до пяти лет, причем 16 процентов данной категории опрошенных имеют более чем пятилетний опыт практической работы в сфере психологического консультирования. Для нас это важно, поскольку позволяет утверждать, что полученные нами данные отражают мнение компетентных специалистов.

Таблица 3

Данные об испытуемых (в процентах)

Образование

Старше 40 лет

Высшее психологическое

Высшее и незаконченное высшее (непсихологическое)

Среднее профессиональное

Среднее общее и неполное среднее

Психологи

Не психологи

Рис. 2. Опыт психологического консультирования у испытуемых (в процентах)

Особенно важным нам представлялось выяснить, сколько из опрошенных нами лиц обращались за консультацией к психологу (см. рис. 3). Таких оказалось примерно половина. Выяснилось, что такие были и среди самих психологов. Причем каждый третий из них обращался за консультацией более одного раза и почти половина - один раз. Обращает на себя внимание, что за консультацией обращалось психологов вдвое больше, чем не психологов (соответственно 82 процента и 39 процентов).

Мы не ставили своей целью выяснение причин такой значительной разницы, для нас важно было обнаружить опыт общения с психологом-консультантом как основание для выявления слагаемых его имиджа.

Этот вывод подтверждается реакцией опрошенных на вопрос о важности таких характеристик внешнего вида психолога как одежда, обувь, прическа, макияж, украшения и т.п. Ровно половина респондентов заявили, что для них этот момент важен при обращении к психологу. Лишь для 27 процентов это обстоятельство не имеет значения, а 21 процент опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Причем характерно то, что не смогли ответить на этот вопрос, прежде всего те, кто рассматривался нами как потенциальный клиент консультанта. Для самих психологов это положение оказалось более значимым (18 процентов против 4).

.

Рис. 3. Опыт обращения к психологу за консультацией (в процентах)

.

Рис. 4. Возможное поведение при встрече с психологом, внешность которого клиенту не понравилась

Данные, приведенные на рисунке 4, показывают, что более 40 процентов опрошенных в качестве клиента отказались бы от общения с консультантом, если бы им не понравилась его внешность. Одна треть опрошенных остались бы на консультацию и 26 процентов не смогли ответить на этот вопрос.

По данным, приведенным на рисунке 5 можно судить о факторе выбора клиентом психолога-консультанта в зависимости от его внешне привлекательных характеристик или уровня профессионализма и опыта консультативной работы. При этом мы исходили из понимания квалифицированности, уровня профессионализма психолога с точки зрения обладания им профессионально-значимыми личностными качествами. С этой целью испытуемым был задан вопрос, кому они отдадут предпочтение, если им порекомендуют высококвалифицированного специалиста с большим опытом работы, но не отличающегося располагающими к себе личностными качествами, или привлекательному, располагающему к себе человеку, но с относительно небольшим опытом профессиональной консультативной деятельности. Оказалось, что из всех опрошенных респондентов (как возможных клиентов психолога) 52 процента отдали бы предпочтение высококвалифицированному специалисту. В то же время 43 процента опрошенных выбрали бы в качестве своего психолога-консультанта человека, прежде всего привлекательного, располагающего к себе, хотя и с небольшим опытом работы. И только каждый десятый заявил, что этот вопрос для него не имеет принципиального значения.

.

Рис. 5. Предпочтения клиентов при выборе психолога-консультанта

В то же время обращает на себя внимание, что мнения психологов (как возможных клиентов) и не психологов по этому вопросу существенно разделились. Как показано на рисунке 5, для 60 процентов психологов (как возможных клиентов) большее значение имеет привлекательность консультанта, как располагающего к себе человека по его личностным характеристикам. И ни кого из этой категории опрошенных этот вопрос не оставил равнодушным - никто не ответил, что ему все равно. Что же касается не психологов, то здесь картина иная. Для 55 процентов важнее всего профессионализм и опыт психолога-консультанта, 39 процентов обратились бы, прежде всего к человеку внешне привлекательному и только 6 процентов заявили, что для них это не имеет значения.

Важно отметить, что, несмотря на разницу во взглядах наших испытуемых, их объединяет общее мнение о значимости таких важнейших составляющих имиджа психолога-консультанта как его внешнеповеденческие, личностно привлекательные характеристики и уровень профессионализма, опыт работы психолога-консультанта. Из числа всех 210 опрошенных респондентов только 5 процентов указали на то, что для них не принципиальна ни та, ни другая характеристика консультанта.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, мы предложили испытуемым высказать свое мнение по вопросу о том, что имеет наибольшее значение для имиджа психолога-консультанта. Обе категории опрошенных нами респондентов показали, что, по их мнению, главная роль принадлежит профессиональным качествам (65 процентов) и внешнеповеденческим характеристикам (35 процентов).

Одновременно мы попросили испытуемых проранжировать профессионально-значимые качества личности психолога-консультанта и его внешнеповеденческие характеристики как объекта восприятия клиентом - как прообраза имиджа. Полученные данные приведены в таблицах 4 и 5.

Приведенные в таблице 4 данные, показывают, что в числе первых профессионально-значимых качеств респонденты назвали те, которые проявляются главным образом в направленности вовне - непосредственно на клиента - доброжелательность, профессиональные компетенции, наблюдательность, аттракция, эмпатийность. В числе последних оказались качества внешне менее заметные для клиента - трудолюбие, деловитость, креативность. В этом смысле мы обращаем внимание на важность для наших испытуемых тех характеристик, которые в основном и составляют имидж воспринимаемого клиентом образа психолога-консультанта.

Таблица 4

Значение профессионально-значимых качеств личности психолога-консультанта как объекта восприятия клиентом

Профессионально-значимые качества

Доброжелательность

Профессиональные компетенции

Наблюдательность

Ответственность

Аттракция

Эмпатийность

Добросовестность

Тактичность

Решительность

Деликатность

Гибкость мышления

Коммуникабельность

Терпеливость

Самонаблюдение

Эрудиция

Стрессоустойчивость

Трудолюбие

Деловитость

Креативность

Данные, приведенные в таблице 5, показывают, что к числу важнейших внешнеповеденческих характеристик психолога испытуемые отнесли речевую культуру, чувствительность к индивидуальным особенностям клиента и паралигвистические характеристики (мимику, жесты, телодвижения), то есть те качества, которые существенно влияют на имидж психолога-консультанта.

Таблица 5

Значение внешнеповеденческих характеристик психолога-консультанта как объекта восприятия клиентом

Внешнеповеденческие характеристики

Речевая культура

Чувствительность к индивидуальным особенностям клиента

Паралингвистические характеристики

Настроение

Социальное оформление внешности

Экстралингвистические особенности

Функциональные особенности

Проксемические особенности

Из приведенного явствует, что и профессионально-значимые качества, и внешнеповеденческие характеристики составляют важнейшие слагаемые имиджа психолога-консультанта.

В ходе нашего исследования мы попытались выяснить мнение респондентов относительно того, какой вид коммуникативных особенностей является наиболее важным в процессе психологического консультирования. Оказалось:

57 процентов испытуемых отметили важность речевых особенностей (грамотной, правильной речи, без дефектов);

32 процента зафиксировали значение паралингвистических характеристик (мимики, жестов, телодвижений);

11 процентов - не смоги отдать предпочтение тому или другому качеству, указав на их равное значение для коммуникативных особенностей психолога-консультанта.

Поскольку к важнейшей внешнеповеденческой составляющей имиджа мы отнесли одежду, испытуемым было предложено отметить, какой стиль одежды целесообразно выбирать для работы психологу-консультанту.

Большая часть респондентов (40 процентов) предпочитают видеть психолога-консультанта, одевающегося в классическом стиле. Почти 25 процентов опрошенных видят психолога в свободном стиле (casual), около 5 процентов респондентов не против экстравагантного стиля одежды для психолога консультанта, 15 процентов респондентов выразили желание видеть психолога-консультанта, одетого модно. Для такого же количества респондентов стиль одежды специалиста не имеет значения.

Однако следует отметить, что мнения психологов и «не психологов» относительно стиля одежды разделились. Как видно на рисунке 10, среди психологов 62 процента склонны придерживаться классического стиля, в то время как среди «не психологов» таких оказалась одна треть. Мы связываем это с тем, что психологи, зная специфику своей профессиональной деятельности и особенности психологии делового и консультативного общения, а также придерживаясь этики профессионального общения, соответственно этому и выбирают стиль одежды для своей работы. Несмотря на то, что большая часть опрошенных нами психологов в возрасте от 31 года до 40 лет, тем не менее, как отмечено выше, более 60 процентов данной категории предпочитают стиль не модный или свободный, а классический. Что же касается «не психологов», большая часть которых ни разу не обращалась к психологу, и возраст которых в большинстве своем также составляет от 31 года до 40 лет, то и здесь большая часть (33 процента) отдали предпочтение классическому стилю (см. рис. 6).

Полученные нами данные могут свидетельствовать о том, что предпочтение и видение стилей очень индивидуально. Однако профессии, где предполагается деловое общение, как правило, требуют определенного дресс-кода, который чаще всего реализуется классическим стилем одежды. К тому же классический стиль в отличие от свободного, экстравагантного, модного не отвлекает внимания от личности психолога и от содержания разговора в ходе консультации.

.

Рис. 6. Мнение испытуемых о целесообразном стиле одежды для работы психолога-консультанта

Приведенные выше данные показывают, что все испытуемые отмечают важность внешнего облика для имиджа психолога-консультанта. В связи с этим обратимся к мнению респондентов о том, какие элементы внешнего облика являются неотъемлемыми составляющими имиджа психолога. Практически равное число опрошенных нами респондентов к важнейшим составляющим внешнего облика отнесли, прежде всего, прическу и макияж (соответственно 35 и 34 процента). 22 процента отвели главную роль аксессуарам. Однако на этот счет среди психологов и не психологов мнения несколько различны (см. рис. 7).

Например, важность макияжа отметили почти половина психологов и одна треть «не психологов». Значимость прически отметили каждый четвертый психолог и почти 40 процентов «не психологов». Не будем забывать, что среди респондентов - 64 процента женщин, в частности среди психологов - 76 процентов и среди не психологов - 61 процент. Кроме того, в свободных ответах были отмечены и такие важные на их взгляд детали внешнего облика как ухоженные руки, ухоженное лицо, общая опрятность, аккуратность, приятный запах, естественность.

В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство респондентов (почти 70 процентов) считают, что работать над созданием (или преобразованием) своего имиджа психологу-консультанту крайне необходимо. Лишь одна треть опрошенных считает, что настоящему профессионалу нет необходимости задумываться о своем имидже (см. таблицу 6, где данные представлены в процентах от числа ответивших при N=210).

.

Рис. 7. Мнение испытуемых об элементах внешнего облика, являющихся неотъемлемыми составляющими имиджа психолога-консультанта

Таблица 6

Мнение респондентов о необходимости создавать свой имидж

Необходимо ли работать над созданием (или преобразованием) своего имиджа

% всех опрошенных

Такой показатель характерен как для одной, так и другой категории испытуемых. В то же время, меньшая часть опрошенных психологов (44 процента) озабочена тем, как они выглядят в глазах клиента, тем, что клиент подумает об их внешности. Только каждый третий психолог считает необходимым работать над имиджем, предназначенным для клиентов. Остальные указывают на необходимость имиджа для коллег, представителей своего профессионального сообщества (28 процентов), а также на имидж для себя, рассчитанный на самоощущение.

При том, что для психологов, как свидетельствует вышеизложенное, внешность (одежда, прическа, обувь, макияж и пр.) играет немаловажную роль, тем не менее, взявшись за преобразование собственного имиджа, только одна треть начали бы с работы над своей внешностью, а две трети - со своих профессионально-значимых качеств. Поэтому не случайно, что с работой над своим имиджем 62 процента консультантов справились бы самостоятельно, а остальным (38 процентов) понадобилась бы помощь опытного имиджмейкера.

Приведенные выше данные в некоторой мере объясняют, почему большинство опрошенных психологов (62 процента) предпочитают большую часть времени тратить на общение с коллегами по профессиональному сообществу, а остальные - на уход за собственной внешностью.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.

Все испытуемые, как психологи, так и «не психологи» отметили важность имиджа для психолога-консультанта.

Для нас важным представляется то обстоятельство, что образ психолога-консультанта, его имидж сформировался в сознании испытуемых, значительная часть которых имеет опыт непосредственного общения с психологом в процессе консультирования. Это дает основание утверждать, что полученные нами данные являются не только результатом интуиции, воображения, гипотетичности рассуждений, а имеющегося опыта, то есть реально отражают тот имидж, который сложился в психике реальных и потенциальных клиентов.

Испытуемые, как правило, не равнодушны к внешности психолога - стилю одежды, обуви, прическе, макияжу, украшениям и другим имиджформирующим характеристикам, от которых может даже зависеть выбор того или иного консультанта. Иногда внешнеповеденческие характеристики превалируют над профессионально-значимыми качествами личности специалиста. Наши респонденты, хотя и не без труда, попытались проранжировать эти важнейшие качества. Особую роль в имидже психолога-консультанта испытуемые отвели таким его внешнеповеденческим характеристикам, как коммуникативные особенности.

Подавляющее большинство опрошенных считают необходимым работать над созданием и совершенствованием собственного имиджа, рассчитанного как для клиентов, так и для коллег по профессиональному сообществу. Почти две трети психологов заявили, что справились бы с этой работой вполне самостоятельно.

Практическая значимость данного исследования, на наш взгляд, заключается в том, что его результаты помогут в процессе профессиональной подготовки сформировать более привлекательный и адекватный имидж психолога в нашем обществе, направить учебный процесс на более конкретное формирование профессионально-значимых качеств личности консультирующего психолога и его внешнеповеденческих характеристик. Кроме того, как мы полагаем, полученные нами результаты, дадут возможность профессиональным психологам-консультантам определить задачи, выработать меры и выбрать средства по формированию и/или преобразованию своего собственного имиджа.