Вожова Наталья Михайловна
Занятие по краеведению во второй младшей группе «Верхний Мамон - село трудовой славы. Профессии»
Тема : «Верхний Мамон – село трудовой славы . Профессии .»
Цель : Воспитание нравственно – патриотических чувств.
Задачи :
Расширять знания о родном селе. Закрепить знания о профессиях родителей .
Развивать связную речь. Развивать умение отвечать на поставленные вопросы.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду взрослых .
Воспитатель : Ребята, мы живем в селе Верхний Мамон . Верхний Мамон -это наша малая родина. Малая родина - это край, где мы родились и живём. Верхний Мамон расположен на берегу реки Дон. Наше село очень красивое . Оно богато лесами, озерами, прудами и родниками. В нашем селе есть школы, детские сады, больница, библиотека, дом культуры. Работает очень много магазинов. А раньше в селе были колхозы, строительные организации, также были детские сады, школы, больница. В селе работали люди разных профессий : тракторист, комбайнеры, доярки, строители, каменщики, плотники, учителя, врачи и многие другие. Но некоторые профессии есть и сейчас в нашем селе.
Воспитатель : И у ваших родителей есть профессия . А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? (Ответ детей.)
Физминутка «Лётчик» (встаём в кружок)
Быть шофёром хорошо.
(изображают шофёров, крутят руль)
А лётчиком быть лучше,
(руки в стороны)
Я бы в лётчики пошёл,
(хлопают в ладоши)
Пусть меня научат!
(топают на месте)
Воспитатель : Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кому нужны эти предметы?»
На столе лежат разные инструменты и картинки с изображением предметов, детям надо назвать инструменты и профессию человека . Воспитатель : Ребята, это инструменты для людей разных профессий .
Давайте их назовём и определим профессию , и для чего необходим инструмент.
Врачу нужен… (градусник) чтобы измерять температуру.
Повару нужна (кастрюля) чтобы готовить пищу.
Пожарному нужен … (шланг) чтобы тушить огонь.
Парикмахеру нужны (ножницы и расческа) чтобы стричь.
Продавцу нужны (весы) чтобы взвешивать продукты.
Строителю нужен (молоток) чтобы забивать гвозди.
Итог : Молодцы, ребята! Понравилось ли вам наше занятие ?
А какие профессии вы запомнили , назовите?
Занятие по краеведению для старшей группы
Тема "В гостях у бабушки в деревне"
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное»Библиографический список
Степанова Н. В. Познавательное развитие. - 2005 г.
Конспект образовательной
деятельности по краеведению
во второй младшей группе
«Лесной теремок»
Тема: «Лесной теремок».
1. Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
2. Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
3. Программные задачи:
а) образовательные: в игровой форме обобщить знание голосов птиц и внешнего вида деревьев средней полосы. Закрепить умение быстро вставать в пары, перестраиваться в круг;
б) развивающие: способствовать развитию любознательности, слухового восприятия. Научить детей быстро переключать внимание.
в) воспитательные: воспитывать чувство любви к природе родного края.
4. Словарная работа: активизировать в речи детей слова, (дятел, скворец, сова, белка, пчелиный рой, медведь.
5. Форма проведения: обучающая игра.
6. Материалы и оборудования:
Иллюстрации с изображением правил поведения в лесу; фланелеграф, картинки для фланелеграфа, дуб из двух половинок с открывающимся дуплом (дятел, скворец, сова, белка, пчелиный рой, медведь);
Две деревянные палочки - каждому ребенку;
Четыре корзинки с беличьими припасами (орехи, грибы, шишки, ягоды - в равных количествах);
Пять плоскостных цветов, бубен;
Туесок с медом.
Ход проведения.
Воспитатель. Вот и настал самый теплый, самый цветущий весенний месяц-май.
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
(С. Маршак)
Исполняется Песня о весне (по выбору)
А не пойти ли нам прогуляться в лес? Полюбуемся на цветы, послушаем пение птиц. Пойдемте, ребята? Тогда, в путь.
Дети выполняют двигательные упражнения «Дружно за руки возьмёмся»:
Друга за руку возьмем,
Ходят парами по кругу.
По тропинке в лес пойдем.
Вот коня мы увидали,
Изображают прямой галоп по кругу (по одному).
Как лошадки поскакали.
Вьется тропка змейкой (дети бегают «змейкой» за ведущ им.)
Через луга, через поля.
Вы змейкой пробежать сумейте друг за другом, друзья.
Видим, скачут на опушке
Прыгают на двух ногах с продвижением вперед.
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать надо на носок.
Смотрим, впереди ручей.
Ходят на носках, руки в стороны.
Перейдем его скорей.
Через ручей лежит бревно,
Очень скользкое оно.
Друг за другом мы идем,
Маршируют.
Звонко песенку поем.
Старичок-Лесовичок
Кто в лесу моем гуляет?
Кто здесь песни распевает? О, да это ребятишки Смешливые девчонки,
Забавные мальчишки.
Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Старичок-Лесовичок.
Узнали, дети, вы меня?
Я - Старичок-Лесовичок.
Кто природу губит,
С тем я строг.
А кто лес уважает,
Растения не обижает, Зверям помогает,
Тот гостем желанным у меня бывает.
Воспитатель. Старичок-Лесовичок, наши ребята природу любят. Старичок - Лесовичок. А, цветы-то рвете?
(Ответы детей.)
А зимой птицам помогаете?
Дети рассказывают Старичку-Лесовичку о том, как заботятся о природе.
Старичок - Лесовичок . Ну, молодцы! тогда я с вами поиграю. Знаете ли вы, правила поведения в лесу?
Старичок-Лесовичок показывает картинки, а дети рассказывают.
Ну, молодцы, все правила вы знаете. А я вам сказочку расскажу про дуб.
Старичок-Лесовичок, рассказывая сказку, усаживает героев на ветку перед дуплом.
Стоял в лесу дуб, старый-престарый, толстый - претолстый. Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу носом постукал, выслушал
и давай дырку долбить. Помогите ему постучать.
Проводится игра «Ритмическое эхо». Лесовичок выстукивает двух тактовые ритм формулы на палочках, дети их повторяют. (Две палочки лежат под каждым стульчиком.)
Выдолбил дятел в дубе дупло. (Открывает на дубе дупло.) Лето в нем
пожил, детей вывел и улетел. Миновала зима, а весной прилетел к дуплу скворец. Спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто из дупла не отвечает. Пустой терем. Натаскал скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить. Птенцы вывелись, стали прислушиваться к пению соседей, знакомиться с другими птицами.
Проводится игра «Отгадай, кто поет». Дети слушают фонограмму с пением птиц (кукушки, воробья, вороны, совы). Ребята должны назвать птиц по голосу.
Несколько лет жил скворец в дупле. Крошится старый дуб, дупло больше
делается. На третий год узнал про то дупло желтоглазый сыч. Прилетел и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» - «Жил дятел пестрый - нос вострый, теперь я живу - скворец - первый в роще певец. А ты кто?» - «Я сова. Попадешь ко мне в когти - не хнычь. Ночью прилечу цоп! - и проглочу. Ступай-ка из терема вон, пока цел!
Испугался скворец сову и улетел. Теперь в дупле сова живет. Днем спит, а ночью на охоту вылетает, всех пугает.
Проводится игра «День и ночи» . Дети на звучание веселой музыки свободно двигаются по залу, подражая движениям зайчат, мышек, птичек. С изменением характера музыки дети замирают. «Сова» пролетает между ними, уводя с собой пошевелившихся.
Пожила сова в дупле два года. Дуб старый крошится, дупло больше становится. Прискакала к дуплу белка, спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» - «Жил дятел пестрый - нос вострый, жил скворец первый в роще певец. Теперь я живу - сыч. Попадешь мне в когти - не хнычь. А ты кто?» - «Я белка - по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как иголки. Ступай из терема вон, пока цела!
Испугалась сова, улетела. А белка давай кладовую делать. Поможем ей
заготовить зимние припасы.
Проводится игра «Беличья кладовка». В игре участвуют четверо детей. В каждом углу зала ставится корзина. На полу рассыпают беличьи припасы. Первый участник собирает в свою корзинку грибы,
второй - орехи, третий - шишки, четвертый - ягоды. Побеждает участник, первым собравший свои припасы. Количество шишек, грибов, ягод и орехов должно быть одинаковым.
Хорошо жила белка в дупле. Но старый дуб крошился, больше и больше становилось дупло. Приглянулось оно пчелам. Прилетели пчелы, кружат около дупла, спрашивают: «Терем - теремок, кто в тереме живет?» - «Жил дятел пестрый - нос вострый, жил скворец - первый в роще певец, жил
Сыч - попадешь к нему в когти - не хнычь. Теперь живу я, белка - по веткам скакалка, по дуплам сиделка. А вы кто?» - «Мы пчелиный рой друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. Ступай-ка из терема вон, пока цела!» Испугалась белка пчел, убежала. А пчелы воску натаскали, стали в дупле жить, мед копить.
Проводится игра «Пчелы и цветы» . Па полу раскладываются плоскостные цветы. Дети-»пчелы» под легкую музыку «летают» по залу врассыпную. На удар бубна встают на цветок.
Но пришел к дубу медведь, захотел медком полакомиться. «Пришел я -
мишка, вашему терему крышка!» Влез на дуб, просунул в дупло голову да как нажал! Дуб- то старый, пополам и развалился. Теремка-то и не стало. А медведь медом угостился и дальше пошел.
Вот и сказка лесная вся. А вас, ребятишки, я медком из того теремка угощу. (Протягивает ведущему туесок с медом.)
Дети. Спасибо, Старичок-Лесовичок!
Старичок - Лесовичок . Медом угощайтесь да домой возвращайтесь.
Проводится коммуникативный танец «Веселый хоровод».
Воспитатель:
Вставайте, ребята, скорей в хоровод.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу Музыка нам скучать не дает..
За руки возьмемся, по кругу пойдем И весело песню споем.
Дважды хлопают в ладоши.
Топай смелей!
Притопывают.
Дважды хлопают в ладоши.
Хлопай дружней!
Дважды хлопают в ладоши.
И покружись!
Кружатся на носках.
Дважды хлопают в ладоши.
Всем улыбнись!
Протягивают руки вперед и улыбаются
Давайте по залу пойдемте гулять,
Дети ходят врассыпную по залу, поставив руки на пояс.
Песня на месте не даст нам стоять.
Мы погуляем и друга найдем,
Встают в пары и идут по кругу парами.
В пары мы встанем и вместе споем.
Припев. Раз-два!
Топай смелей!
Притопывают.
Дважды хлопают в ладоши партнера.
Хлопай дружней!
Четырежды ударяют ладонями по коленям.
Дважды хлопают в ладоши партнера.
И покружись!
Кружатся парами.
Дважды хлопают в ладоши партнера.
И обнимись!
Обнимаются с товарищем.
Дети двигаются парами поскоками по кругу и уходят из зала. Старичок-Лесовичок прощально машет им рукой.
Цель: Расширить представления детей о своём городе.
Воспитывать любовь к своему городу.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с достопримечательностями города Ярославля
Развивающие:
— развивать воображение воспитанников,
— развивать навыки речевого общения.
Воспитательны е:
— воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
— продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование : игрушка Белка большая, открытки и/или иллюстрации с видами г.Ярославля, макет «Автобус», надпись «Речной трамвайчик».
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
— Ребята, вы любите путешествовать? Куда вы ездили с родителями?
(Ответы детей).
На стульчике у входа сидит Белочка.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто же это к нам пришел? Белочка!
БЕЛОЧКА: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости! А живу далеко – далеко от вашего города. Вы знаете где я живу? (В лесу, в норке) Правильно друзья, я живу в лесу, но сегодня пришла к вам в гости, послушать про ваш город! А как же называется город, в котором вы живете? (Ярославль) А вы расскажете мне про свой город?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, расскажем Белочке про наш красивый город?
А какие красивые и достопримечательные места нашего города вы знаете? (дети отвечают: цирк, музей, театр им. Ф.Г.Волкова, планетарий, набережная р.Волга и т. д.) Ну, что, друзья, отправляемся на экскурсию по городу?
БЕЛОЧКА: А куда мы отправимся в первую очередь?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сначала мы отправимся в самую веселую и любимую всеми детьми достопримечательность – это цирк! И туда мы поедем на автобусе!
Дети садятся в импровизированный автобус.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот и первая остановка. Это Ярославский цирк. Он был построен в 1963 г. На его арене выступали лучшие цирковые артисты: клоуны Олег Попов и Карандаш, дрессировщик Юрий Дуров. Наверное, вы все уже видели это красивое здание, а может даже были там со своими мамами и папами? Здесь всегда проходят веселые выступления фокусников, акробатов и очень много разных животных!
(импровизированное представление: шкатулка «Обезьянка», кубики + собачка).
(Помощник воспитателя убирает «Автобус» и прикрепляет к стульчикам сбоку плакат «Речной трамвайчик». Дети садятся на стульчики.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как замечательно нам, ребята, прокатится по нашей красавице Волге реке. Волга – Великая русская река, она берет свое начало на Валдайских высотах и несет свои воды через всю Россию до Каспийского моря. И пока мы едем, давайте с вами немного разомнёмся.
Физкультминутка «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши)
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. (стучат ладонями по коленям)
Ножками топочут: топ, топ, топ! (топают ногами)
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают (руки свободные).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот какие вы молодцы! А пока мы разминались, наш трамвайчик приплыл к следующей остановке!
(Дети берутся за руки и парами идут за воспитателем)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А куда же это мы пришли? Ребята, вы знаете, что это за здание?
Дети пытаются отгадать. Воспитатель помогает им.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, это Театр им. Ф.Г.Волкова. Ярославль – родина первого русского театра. Его основал в 1750 г. Федор Григорьевич Волков. Теперь ярославский театр носит его имя.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Как хорошо мы с вами прогулялись, но пора возвращаться в наш детский сад.
Дети встают в шеренгу по одному и маршируют на месте под слова воспитателя:
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы и вернулись в наш родной сад!
(Помощник воспитателя помогает расставить стулья полукругом. Все усаживаются на стульчики.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте вспомним, какие достопримечательности нашего города мы сегодня «посетили»?
(цирк, «прокатились» по р.Волге, театр им. Ф.Г.Волкова). А давайте спросим у Белочки, где ей понравилось больше всего?
БЕЛОЧКА: Как же в вашем городе Ярославле везде красиво и весело! Мне очень понравилось с вами гулять! Но больше всего мне понравилось в цирке, там много разных животных, которые жили со мной в лесу. А можно мне остаться жить в цирке? Мне здесь так нравится!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Белка, ты можешь жить в нашем Ярославском зоопарке. Правда ребята?
БЕЛОЧКА: У вас в городе есть свой зоопарк? Я с удовольствием останусь в нем жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Оставайся, а мы с ребятами в следующий раз отправимся в зоопарк и тебя навестим. До свидание, белочка, до новых встреч.
Название: Конспект занятия по краеведению на тему «Мой город»
Должность: воспитатель, соответствие занимаемой должности
Место работы: МДОУ «Детский сад № 102»
Месторасположение: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д.29
I. Пояснительная записка Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.Скачать проект Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.1. Обоснование актуальности программы О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.2. Цель и задачи программы Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.Задачи :
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества. Воспитание здорового образа жизни Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
II. Структура программы Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.