Жизненный путь моего прадедушки пермякова степана кузьмича. Copyright © Государственный художественный музей Алтайского края

Герой Советского Союза, полковник

Родился в 1906 году в селе Талицкий Чамлык (ныне Добринский район Липецкой области) в семье крестьянина. После окончания школы работал бетонщиком. В 1927 году Степан Кузьмич уехал в Ташкент на строительство плотины. В 1928 году был призван в армию, служил в кавалерийских частях. Окончив курсы младших командиров, он стал во главе отделения, а затем и старшиной эскадрона. В 1935 году Степан Кузьмич окончил специальные курсы, после которых был назначен командиром танка, и чуть позже командиром взвода. Во время советского–финляндской войны Нестеров был начальником штаба танкового батальона.
С самого начала войны Нестеров участвует в боях на фронтах Великой Отечественной войны. В 1942 году он становится командиром 130–й танковой бригады. Танкисты Нестерова участвовали в боях под Старым Осколом, на западном берегу Дона; в разгроме войск фельдмаршала Манштейна; в беспримерном рейде по тылам противника в декабре 1942 года.
В районе станицы Тацинской находился немецкий аэродром, с которого доставлялись боеприпасы и продовольствие в Сталинград. Танкисты Нестерова захватили станицу, аэродром, уничтожили 431 самолет, 84 танка, 106 орудий, тысячи солдат и офицеров противника. Это разрушило воздушный мост между тылом и окруженными в Сталинграде силами врага. За эту операцию 24–й танковый корпус был преобразован во 2–й гвардейский и удостоен наименования Тацинский. 130–я танковая бригада стала 26–й гвардейской.
Летом 1943 на Курской дуге, в сражении под Прохоровкой подполковник Нестеров лично вел танкистов в атаку, находясь в самом центре боя. За этот бой Степан Кузьмич был награжден орденом Александра Невского.
В августе 1943 года бригаду перебросили на Западный фронт, где она освобождала Ельню, Смоленск.
3 июля 1944 года бригада Нестерова одной из первых вошла на окраину Минска для ликвидации большой группировки противника. После Белоруссии 26–я бригада громила врага в Литве.
В сентябре 1944 года Нестеровцы подошли к границам Восточной Пруссии. 17 октября 1944 года была прорвана оборона врага недалеко от реки Писса (Пруссия). Фашисты пытались задержать продвижения танков и стрелков. Нестеров все время был в центре боя, обеспечивая непрерывность наступления. Он руководил форсированием реки над сильным огнем. В разгар боя, западнее Коссубен, 20 октября 1944 года полковник Нестеров геройски погиб. За своего любимого командира бойцы отомстили: дивизия «Геринга» была окончательно разбита, а плацдарм для наступления на Восточную Пруссию был захвачен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года полковнику Нестерову Степану Кузьмичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
На Аллее Героев в поселке Добринка установлен бюст Герою. В городе Липецке установлена мемориальная доска С. К. Нестерову.

Библиография

  1. Добринцы в годы Великой Отечественной войны: [в т. ч. о Нестерове С. К.] // Добринский край: страницы истории / И. Ветловский, М. Сушков, В. Тонких. - Липецк, 2003. – С. 276–277.
  2. Нестеров Степан Кузьмич // Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. В 2 т. Т. 2 / [А. А. Бабаков и др.] ; редкол.: И. Н. Шкадов (пред.) и др. – М., 1988. – С. 154.
  3. Человек несгибаемой воли // Боевые звезды липчан / К. Т. Огрызков. – Липецк, 1995. – С. 284–286
  4. Человек несгибаемой воли // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк, 2005. – С. 130.
    ***
  5. В городах имени павших героев // Ленинское знамя. – 1965. – 9 мая. – С. 4.
  6. Имени героя // Кировец [г. Липецк, ЛТЗ]. – 1970. – 16 апр. – С. 4.
  7. Пеньков Г. Ратные подвиги Героя // Заря коммунизма [Добринский район]. – 1974. – 9 мая. – С. 2.
  8. Именем земляка // Заря коммунизма [Добринский район]. – 1975. – 29 марта. – С. 3.
  9. Липчане впервые // Кировец [г. Липецк, ЛТЗ]. – 1975. – 5 мая. – С. 3.
  10. Пеньков Г. Командир гвардейцев–танкистов: о Герое Советского Союза С. К. Нестерове рассказывает его однополчанин // Заря коммунизма [Добринский район]. –1983. – 7 июля. – С. 2. ; Продолжение

Степа́н Кузьми́ч Не́стеров (1906-1944) - Герой Советского Союза , участник Великой Отечественной войны , гвардии полковник, уроженец Добринского района Липецкой области .

Биография

Степан Кузьмич Нестеров родился 18 декабря 1906 года в селе Талицкий Чамлык (ныне - Добринского района Липецкой области) в крестьянской семье. Окончил 4 класса церковно-приходской школы. В 1927 году уехал в столицу Узбекистана город Ташкент на строительство плотины, работал бетонщиком.

Шесть дней наступления по тылам противника стали новой боевой страницей в истории бронетанковых войск Красной Армии . Об этом писала не только наша, но и иностранная пресса. Танкисты 24-го танкового корпуса под командованием генерала В. М. Баданова перерезали ряд важных коммуникаций врага, нанесли серьёзный урон его резервам. Действия бригад были настолько стремительны и неожиданны, что немцы принимали их за налёты партизан . Рейд советских танкистов был поистине героическим - гитлеровцам пришлось снять с ближайшего к Сталинграду участка танковые соединения и бросить их на ликвидацию глубокого прорыва наших танкистов.

Награды

Отрывок, характеризующий Нестеров, Степан Кузьмич

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]
Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь.
Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее.
Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу.
Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала.
– Soyez homme, mon ami, c"est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору.
Пьер не понимал, в чем дело, и еще меньше, что значило veiller a vos interets, [блюсти ваши интересы,] но он понимал, что всё это так должно быть. Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца. Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванна и была пролита вода по ковру. Навстречу им вышли на цыпочках, не обращая на них внимания, слуга и причетник с кадилом. Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины. Все те же люди, почти в тех же положениях, сидели, перешептываясь, в приемной. Все, смолкнув, оглянулись на вошедшую Анну Михайловну, с ее исплаканным, бледным лицом, и на толстого, большого Пьера, который, опустив голову, покорно следовал за нею.
На лице Анны Михайловны выразилось сознание того, что решительная минута наступила; она, с приемами деловой петербургской дамы, вошла в комнату, не отпуская от себя Пьера, еще смелее, чем утром. Она чувствовала, что так как она ведет за собою того, кого желал видеть умирающий, то прием ее был обеспечен. Быстрым взглядом оглядев всех, бывших в комнате, и заметив графова духовника, она, не то что согнувшись, но сделавшись вдруг меньше ростом, мелкою иноходью подплыла к духовнику и почтительно приняла благословение одного, потом другого духовного лица.
– Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!
Проговорив эти слова, она подошла к доктору.
– Cher docteur, – сказала она ему, – ce jeune homme est le fils du comte… y a t il de l"espoir? [этот молодой человек – сын графа… Есть ли надежда?]
Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.
Не прошло и двух минут, как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову, вошел в комнату. Он казался похудевшим с утра; глаза его были больше обыкновенного, когда он оглянул комнату и увидал Пьера. Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится.
– Courage, courage, mon ami. Il a demande a vous voir. C"est bien… [Не унывать, не унывать, мой друг. Он пожелал вас видеть. Это хорошо…] – и он хотел итти.
Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату. Степан Кузьмич Двойнос - профессиональный художник, живописец, мастер психологического портрета, педагог.

Родился Степан Кузьмич 7 апреля 1923 года в с. Романово на Алтае. В 1935 году семья будущего художника переехала в Новокузнецк, где С. К. Двойнос стал посещать изостудию при Дворце пионеров, занимаясь под руководством А.Ф. Перлова, привившего ему любовь к изобразительному искусству и желание поступить в художественное училище. Но начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война внесла свои коррективы.

Во время войны С.К. Двойнос работал сначала слесарем, а затем художником-агитатором на металлургическом комбинате. После окончания войны, он поступил в Алма-Атинское художественное училище, которое окончил в 1949 году. В том же году Степан Кузьмич был зачислен в Вильнюсский институт монументально-декоративного искусства на витражное отделение. После третьего курса института он перевелся на живописный факультет Рижской Академии Художеств, где стал учиться в классе профессора Я.Х. Тильберга.


Двойнос С.К. Стройка Коксохима. 1979

После окончания академии в 1956 году С. К. Двойнос по направлению переехал в Иркутск. Он преподавал рисунок и живопись в Иркутском художественном училище, много работал как живописец, выставлял свои произведения на выставках, первой из которых стала выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока в г. Иркутске (1956).

В 1959 году художник стал жить в г. Шелехов Иркутской области. В этот период он активно работал творчески и занимался общественной деятельностью. Художник увлеченно следил за строительством алюминиевого завода, писал портреты молодых строителей и индустриальные пейзажи. Он постоянно участвовал в выставках, в том числе показывая свои работы в клубах и школах, организовал изостудию при клубе строителей.

В 1961 году Степан Кузьмич Двойнос стал членом Союза художников СССР. А в 1964 году провел в г. Шелехове свою первую персональную выставку.

Двойнос С.К. Портрет В. Зверева. 1989

В 1968 году художник возвратился на родину, в Алтайский край. Он работал в Новоалтайском государственном художественном училище, где преподавал рисунок живопись и композицию, являясь одним из ведущих педагогов училища. Продолжал много и плодотворно заниматься творчеством. Активно участвовал в городских, краевых и зональных выставках, в том числе "Сибирь социалистическая" (1975, Томск; 1980, Барнаул), "Нивы Алтая" (1983, Москва - Барнаул) и др. В 1973 и 1991 гг. в Барнауле прошли персональные выставки художника.

Степан Кузьмич Двойнос ушел из жизни в 1992 году, оставив большое творческое наследие, которое сейчас хранится в Иркутском областном художественном музее и Государственном художественном музее Алтайского края. Это портреты, пейзажи и тематические композиции, показывающие современников художника, красоту природы Байкала и Алтая, свидетельствующие о большом мастерстве живописца, продолжающего в своих произведениях лучшие традиции реалистической живописи конца XIX - начала XX вв.

В экспозиции юбилейной мини-выставки С. К. Двойноса представлено две работы художника из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Это "Портрет художника из Байкальска В. А. Зверева" 1989 года, отличающийся точностью и остротой передачи образа портретируемого, и картина "Коксохим строится" 1979 года, достоверно отражающая атмосферу и ритмы большой стройки.

Куратор проекта Елена Ильинична Дариус,
старший научный сотрудник сектора "Отечественное искусство XX-XXI веков"
научно-исследовательского отдела ГХМАК

Адрес музея: ул. М. Горького,16
Часы работы: с 10.00 до 18.00
Выходной день: понедельник, вторник
Телефоны для справок: 50-22-29, 50-22-27

Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, гвардии полковник, уроженец Добринского района Липецкой области

Биография

С. К. Нестеров родился 18 декабря 1906 года в селе Талицкий Чамлык ныне Добринского района Липецкой области в крестьянской семье. Окончил 4 класса церковно-приходской школы. В 1927 году уехал в столицу Узбекистана город Ташкент на строительство плотины, работал бетонщиком.

В 1928 году был призван в Красную Армию, с которой навсегда связал свою жизнь. Служил в кавалерийских частях. Окончив курсы младших командиров, стал командиром отделения, а затем старшиной эскадрона.

В начале 1930-х годов С. К. Нестеров перешёл на службу в танковые и механизированные войска. В 1935 году окончил Ленинградские бронетанковые курсы, стал командиром танка, а через некоторое время назначен командиром танкового взвода.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов С. К. Нестеров был начальником штаба танкового батальона. В 1941 году заочно окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск.

Начало Великой Отечественной войны

С октября 1941 года Нестеров на фронтах Великой Отечественной войны. Первое время он начальник штаба танкового батальона, а затем полка. В июне 1942 года Нестеров назначен командиром 130-й танковой бригады 24-го танкового корпуса. Танкисты Нестерова участвовали в боях под Старым Осколом , в удержании плацдарма на западном берегу Дона в районе Коротояка.

Оборона Сталинграда 1942-1943

19 ноября 1942 года началась историческая битва по разгрому немцев на Волге. Умение и опыт комбрига Нестерова особенно проявились в одной из самых смелых с точки зрения полководческого искусства операций Великой Отечественной войны. Развертывалась она уже после окружения немецких войск под Сталинградом. Чтобы отодвинуть подальше внешний фронт этого окружения, верховное главнокомандование решило нанести два сходящих удара на западном берегу Дона.

Шесть дней наступления по тылам противника стали новой боевой страницей в истории бронетанковых войск Красной Армии. Об этом писала не только наша, но и иностранная пресса. Танкисты 24-ого танкового корпуса под командованием генерала В. М. Баданова перерезали ряд важных коммуникаций врага, нанесли серьёзный урон его резервам. Действия бригад были настолько стремительны и неожиданны, что немцы принимали их за налеты партизан. Удивляло только, откуда у партизан такое огромное количество танков? Рейд наших танкистов был поистине героическим - гитлеровцам пришлось снять с ближайшего к Сталинграду участка танковые соединения и бросить их на ликвидацию глубокого прорыва наших танкистов.

На станции Тацинской, которую 130-я бригада под командованием Нестерова взяла в ночном бою, был захвачен и аэродром противника, уничтожены сотни самолётов, танков, орудий, тысячи солдат и офицеров. Немцы приготовили самолеты к взлету, были заведены моторы. Но пришлось сдаваться в плен - взлетная полоса оказалась занятой советскими танками. За боевые заслуги в ходе Среднедонской операции 26 декабря 1942 года 24-й танковый корпус, в составе которого действовала бригада Нестерова, был преобразован во 2-й гвардейский танковый и удостоен почётного наименования «Тацинский». 130-я танковая бригада стала 26-й гвардейской.

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ

Двойнос Степан Кузьмич

Родился в 1923 году. В 1956 году окончил Рижскую академию художеств. Обучался на портретном отделении у профессора Я.Х. Тильберга. С 1956 года – преподаватель Иркутского художественного училища. В Новоалтайском художественном училище работает с 1971 года. Преподает рисунок, живопись, композицию. Участник зональных, областных, краевых и персональных выставок.

Художник Двойнос Степан Кузьмич продолжает лучшие традиции русской реалистической живописной школы, первый признак которой – демократическая направленность.

На всем протяжении творческого пути для Двойноса характерен большой интерес к простым людям – рабочим, сельским труженикам. Герои его полотен – доярки, механизаторы, строители, студенты.

Демократизм проявляется и в отношении художника к портретируемым, внимательном изображении их. В портретах, выполненных С.К. Двойносом, чувствуется стремление раскрыть внутренний мир человека, выявить характер модели.

Художник решает сложные живописные задачи. Вот одна из многих: человек в пленэре. Пленэрность живописи вообще характерна для С.К. Двойноса. В сдержанных тонах – звучность колорита, верно подобранная цветовая гамма. В работе над портретом, пейзажем, картиной художник идет от студии, от натуры. Смело вводит в этюд групповые изображения.

Все это тоже характерно для русской реалистической школы живописи.

На высоком уровне у С. Двойноса мастерство живописной техники. А большой материал зарисовок и этюдов, бережно хранящихся еще со студенческих лет, говорит не только о невероятной способности и постоянном желании наблюдать, но и трудолюбии.

Решение чисто живописных задач доставляет художнику большое наслаждение. С.К. Двойнос – хороший рисовальщик.

Работает от в разных материалах: масло, карандаш, акварель, уголь, пастель, сангина, соус.

Двойнос С.К. окончил в 1949 году Алма-Атинское художественное училище, затем учился в Каунасском институте монументально-декоративного искусства, где преподавателями были известный витражист А. Штоскус, и профессор живописи Шилейко.

В 1951 году Каунасский институт объединили с Вильнюсским, и С. Двойнос, продолжая заниматься на третьем курсе витражного отделения, учился живописи у художника П.И. Мерзлякова, ученика П.Д. Корина.

В скором времени Двойнос С.К. был принят на третий курс Государственной академии художеств Латвийской ССР, где преподавателем его по класс портретной живописи был профессор Я.Х. Тильберг, известный портретист, учившийся у И.Е. Репина. От занятий у Тильберга возникло увлечение портретом. С.К. Двойнос высоко ценит его уроки большого мастерства.

По окончании академии живописец Степан Кузьмич Двойнос в 1956 году приезжает по направлению в Иркутск и работает преподавателем художественного училища. Активно участвует в художественных выставках. В 1959 году С.К. Двойнос становится жителем молодого города Шелехова, где в ту пору начиналось строительство алюминиевого завода. Этот факт биографии сыграл положительную роль в творческой судьбе художника. Работает от здесь много и увлеченно, подхваченный единым порывом энтузиазма молодых строителей. Часто бывает на строящихся объектах, в цехах, жадно впитывает происходящее. Появляются работы: «Дали Иркутска», «Шелехов строится», «Строительство алюминиевого завода», «Первый алюминий». Создает характерные портреты: «Электролизник Азат», «Рабочая», «Буряточка» и др.

Художник стремится постоянно быть в гуще людей и событий. Организовывает изостудию в клубе строителей, проводит беседы об искусстве, устраивает выставки в школах и клубах.

В 1968 году Двойнос С.К. приезжает в Барнаул. Интерес художника к людям села в первую очередь, как он сам отмечает, послужил этому решению. К тому же тянуло на родину (Степан Кузьмич Двойнос родился в 1923 году в селе Романово Романовского района Алтайского края). Здесь живописец работает в основном над портретами: «Свинарь», «Свинарка Л. Фадеева», «Портрет Г. Лемешко, передового механизатора», «Клубный баянист», «Деревенская девочка», «Дедушка Яков».

Двойнос С.К. – член Союза художников СССР. Участник областных, краевых и зональных выставок.

В 1973 году в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств состоялась выставка С.К. Двойноса. Его работы находятся в экспозиции Иркустского областного художественного музея, Алтайского музея изобразительных и прикладных искусств.

На Алтае С.К. Двойнос посвятил себя педагогической деятельности. Со дня основания Новоалтайского художественного училища в 1971 году до недавнего времени работал преподавателем живописи, рисунка и композиции, был одним из ведущих педагогов училища. Большой опыт художника-живописца Двойнос передает своим ученикам. Среди его воспитанников – художники, закончившие высшие художественные учебные заведения и работающие в разных уголках нашей страны.

Вот уже много лет художника занимает пушкинская тема. Это увлечение с детства. Им собрана библиотека книг о Пушкине (300 томов).

В настоящее время он работает над картиной «Люблю я звуки балалайки…»

Композиция построена в характерном псковском пейзаже на фоне стен и собора Святогорского монастыря. Художник стремится в этой работе почуствовать неповторимый колорит пушкинского времени, создать образ поэта и образы, современные Пушкину. Он ищет детали времени, типажи крестьян, тем самым стараясь проникнуть в суть народной души.

Тогда же познакомился с директором Пушкинского заповедника Семеном Степановичем Гейченко.

Сделанные еще в то время зарисовки, этюды послужили материалом к картине «Люблю я звуки балалайки…»

Настоящая выставка показывает в ретроспекции работ творческий путь художника длиною в 40 лет.

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ

1956 - Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск.

1957 - Вторая областная выставка произведений молодых и самодеятельных художников Иркутской области, посвященная Всемирному фестивалю молодежи. Иркутск.

1959 - Областная художественная выставка, посвященная 40-летию Советской власти в Сибири. Иркутск.

1961 - Выставка «Иркутск в творчестве художников» (к 300-летию г. Иркутска). Иркутск.

Областная художественная выставка, посвященная XXII съезду КПСС. Иркутск.

1963 - Выставка произведений художников Иркутской области к открытию Дома художника. Иркутск.

1964 - Персональная выставка. Иркутск. Выставка произведений художников Иркутской области. Иркутск.

1966 - Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Тюмень.

1967 - Вторая зональная выставка «Сибирь социолистическая». Омск.

1968 - Шестнадцатая краевая художественная выставка. Барнаул.

1969 - Иркутские художники за 50 лет Советской власти. Иркутск.

1970 - Выставка произведений художников Иркутской области. Иркутск. Семнадцатая краевая художественная выставка. Барнаул.

1971 - Осенняя выставка алтайских художников. Барнаул. Ретроспективная выставка произведений художников Алтая «Земля Алтайская». Барнаул.

1972 - Выставка произведений художников г. Новоалтайска. Новоалтайск.

1973 - Персональная выставка. Барнаул.

1975 - Четвертая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». Томск.

1978 - XXIII краевая художественная выставка. Барнаул. Пятая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». Барнаул.

1979 - Выставка работ педагогов художественных училищ РСФСР. Москва.

1981 - XXIV краевая художественная выставка. Барнаул.

1982 - Выставка рисунка, акварели и этюда. Барнаул.

1983 - Выставка произведений художников-педагогов Новоалтайского художественного училища. Барнаул. Республиканская выставка «Нивы Алтая». Москва, Барнаул.

1988 - Краевая художественная выставка «Алтай преображенный». Барнаул.

1990 - XXX краевая выставка «50 лет Алтайской организации Союза художников РСФСР». Барнаул.