Что такое абстракция простыми словами. Что такое абстракция. Определение через абстракцию

Абстракция

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

По целям:

  • формальная абстракция - выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция - вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Абстрактное и конкретное

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определённого языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Определение через абстракцию

Определение через абстракцию - способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества , эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности , симметричности и транзитивности , индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.

Медицина

Ввиду некоторых физиологических особенностей головного мозга индивидуумов, у людей, которых имеются такие заболевания как Умственная отсталость , олигофрения , может отсутствовать или быть слабо выражено абстрактное мышление

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Абстракция" в других словарях:

    - (от лат. abstractio отвлечение, отделение) процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других. А. отождествления выделяет общее свойство объектов путем установления отношения эквивалентности или равенства между ними … Философская энциклопедия

    абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта… … Большая психологическая энциклопедия

    - (лат. abstractio, от лат. abs от, и trahere влечь). Отвлечение какого нибудь признака от предмета, в связи с которым оно существует, и мышление об этом признаке, как о самостоятельном предмете, напр., болезнь, вялость. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    абстракция - и, ж. abstraction f < , лат. abstractio отвлечение. 1370. Рей 1998. 1. филос. Отвлечение от конкретного, обобщение; отвлеченное понятие. Сл. 18. Что же касается до метафизических наших тонкостей, до абстракций и до категорий, то сил моих… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Абстракция - Абстракция ♦ Abstraction «В науке существует только общее, – говорил Аристотель, – а в существовании – только единичное». Поэтому всякая наука по определению абстрактна, ибо она рассматривает общность законов, отношений или понятий, а не… … Философский словарь Спонвиля

    - (от лат. abstractio отвлечение) (абстрактное) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее Понятие как результат процесса абстрагирования;… … Большой Энциклопедический словарь

    1. отвлечённое понятие, отвлечённость; абстракт (устар.) 2. абстрагирование, отвлечение, умозрение (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. абстракция сущ. отвлечение … Словарь синонимов

    - (от лат. abstractio отвлечение) когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням… … Психологический словарь

    АБСТРАКЦИЯ, абстракции, жен. (лат. abstractio). 1. Мысленное отделение каких нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета (научн.). || Отвлеченное понятие (книжн.). 2. Неясное, туманное выражение мысли (разг. неод.). У него получилась… … Толковый словарь Ушакова

    абстракция - АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio выделение, отвлечение или отделение) теоретический прием исследования, позволяющий отвлечься от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений и выделить свойства существенные и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Что такое абстракция? Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал этот термин, но далеко не каждому известно, что именно он подразумевает. В современной науке принято считать, что абстракция представляет собой своеобразный процесс познания внешнего мира, во время которого происходит отвлечение от каких-либо несущественных свойств и сторон явления (или предмета), для того чтобы иметь возможность выделить существенные и закономерные признаки.

В результате такого отвлечения происходит обобщение фактов и выделение важных закономерностей.

Краткий исторический очерк

Само слово «абстракция» в переводе с латыни означает «отвлечение». Впервые этот термин был предложен еще Аристотелем. Так что такое абстракция? Аристотель считал, что это субъективный прием мышления, одностороннее познание и изучение реальности. Кстати, этот философ утверждал, что именно абстракция создает науку. Ведь наука и философия — это обобщенные понятия, которые невозможны без К сожалению, теория не обрела признания.

В последующие несколько столетий философы и ученые считали, что абстракция — это так называемая универсалия. После того как на смену религии и теологии пришла настоящая наука, полагавшаяся лишь на результаты исследований, обрело другой смысл. Считалось, что абстракция — это всего лишь психическая особенность человека, рассудок которого не мог иначе познать нераздельную природу вещей.

В начале двадцатого века мнения ученых на счет абстрактного мышления разошлись. Некоторые считают это лишь особенностью сознания, другие же утверждают, что такая форма познания имеет огромное значение в жизни каждого человека.

Абстрактные понятия и абстрагирование

Считается, что абстрактное понятие — это высшая форма обобщенного мышления. Для начала сознание выделяет чувственные свойства предмета, а затем медленно переходит к определению и анализу его нечувственных форм. Таким образом, абстрактные свойства каких-либо предметов определяются после анализа отношений между ними, некой связи. Считается, что высшая форма обобщения помогает выделить все более важные и существенные признаки каких-либо вещей.

Абстрагированием называют мысленное выделение некоторых характеристик элементов одного и того же множества. Таким образом, сознание не только может определить какие-то важные, фундаментальные свойства, но и спрогнозировать какие-то еще неизвестные закономерности.

Формы абстрактного мышления

За несколько тысячелетий изучения подобной формы человеческого познания были выделены некоторые виды абстракции. Например, если говорить о цели обобщенного восприятия, то можно выделить следующие типы:

  • Формальная абстракция — это процесс мышления, во время которого человеческое сознание выделяет такие характеристики предмета, которые сами по себе существовать не могут. В качестве примера можно привести форму или цвет элемента. Интересно, что именно так усваивают знания маленькие дети. Формальное абстрагирование является основой теоретического мышления.
  • Содержательная абстракция — во время изучения предмета выделяются относительно самостоятельные свойства. Например, выделяют клетки организма (которые существуют сами по себе) как его структурные части.

Существуют и другие типы абстрактного познания:

  • Чувственная, или примитивная, абстракция — в процессе познания человек выделяет какие-то одни свойства предмета, при этом не обращая внимания на все остальные. Например, человек выделяет цвет, но не учитывает форму.
  • Обобщающая абстракция — во время изучения внимание обращается только на общие свойства предметов, при это какие-то индивидуальные особенности отбрасываются.

На самом деле трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, что такое абстракция. Ведь процессы обобщающего мышления могут быть весьма разнообразными и разносторонними.

Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - одна из основных операций мышления , состоящая в том, что , вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта , отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия , модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином «А.».


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Абстракция

Процесс когнитивный - одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат - построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее - также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она - необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой - благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции - практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Абстракция Этимология.

Происходит от лат. abstractio - отвлечение.

Категория.

Познавательный процесс.

Специфика.

В целостном предмете происходит выделение его отдельных свойств.

Виды:

Формальная абстракция соответствуют теоретическому уровню мышления;

Контекст.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АБСТРАКЦИЯ

(от лат. abstractio - отвлечение) - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства , стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования , т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания ).

А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий . Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр. с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением . На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.

«Абстрактное» как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний , описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "абстракция" в других словарях:

    АБСТРАКЦИЯ - (от лат. abstractio отвлечение, отделение) процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других. А. отождествления выделяет общее свойство объектов путем установления отношения эквивалентности или равенства между ними … Философская энциклопедия

    АБСТРАКЦИЯ - (лат. abstractio, от лат. abs от, и trahere влечь). Отвлечение какого нибудь признака от предмета, в связи с которым оно существует, и мышление об этом признаке, как о самостоятельном предмете, напр., болезнь, вялость. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    абстракция - и, ж. abstraction f < , лат. abstractio отвлечение. 1370. Рей 1998. 1. филос. Отвлечение от конкретного, обобщение; отвлеченное понятие. Сл. 18. Что же касается до метафизических наших тонкостей, до абстракций и до категорий, то сил моих… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Абстракция - Абстракция ♦ Abstraction «В науке существует только общее, – говорил Аристотель, – а в существовании – только единичное». Поэтому всякая наука по определению абстрактна, ибо она рассматривает общность законов, отношений или понятий, а не… … Философский словарь Спонвиля

    АБСТРАКЦИЯ - (от лат. abstractio отвлечение) (абстрактное) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее Понятие как результат процесса абстрагирования;… … Большой Энциклопедический словарь

    абстракция - 1. отвлечённое понятие, отвлечённость; абстракт (устар.) 2. абстрагирование, отвлечение, умозрение (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. абстракция сущ. отвлечение … Словарь синонимов

    Абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням… … Психологический словарь

    АБСТРАКЦИЯ - АБСТРАКЦИЯ, абстракции, жен. (лат. abstractio). 1. Мысленное отделение каких нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета (научн.). || Отвлеченное понятие (книжн.). 2. Неясное, туманное выражение мысли (разг. неод.). У него получилась… … Толковый словарь Ушакова

    абстракция - АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio выделение, отвлечение или отделение) теоретический прием исследования, позволяющий отвлечься от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений и выделить свойства существенные и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    абстракция - АБСТРАКЦИЯ, абстрагирование, отвлечение, книжн. умозрение АБСТРАКТНОСТЬ, метафизичность, отвлеченность, теоретичность, книжн. спекулятивность, книжн. трансцендентальность, книжн. умозрительность АБСТРАКТНЫЙ, метафизический,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

от лат. abstraho-отвлекать, исключать, отделять) - необходимое условие Познания путем формирования «вторичных образов» реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно данный эмпирический образ на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемый обычно тем же термином «абстракция».

ОЧЕРК ИСТОРИИ. Современное понятие об абстракции восходит к Аристотелю, согласно которому абстрагирование-это метод намеренно одностороннего изучения реальности, субъективный прием мысленного разделения целого и полагание отдельно-сущими его частей. В принципе такое полагание не заключает «никакой ошибки» и объективно оправдано многообразием свойств (аспектов) целого, порою столь различных, что они не могут стать предметом одной науки. Наука же, по Аристотелю, исследует общее, а общее познается посредством абстракции. Поэтому абстракция не только является основной предпосылкой научного познания, но и «создает науку». В этом смысле преходящие явления опыта важны не сами по себе, а в той мере, в какой они причастны к какой-либо абстракции. Аристотель также отличал эмпирические абстракции от теоретических, полагая, что последние необходимы там, где постигаемое мыслью и сама мысль неотделимы друг от друга (как, напр., в математике, где знание и предмет знания по существу совпадают).

Эта гносеологическая концепция абстракции не получипа, однако, развития ни в эллино-римской, ни в средневековой философии. Схоластика, включая арабоязычный неоплатонизм, тему абстракции свела по существу к теме универсалий, связав ее с платоновским понятием acide («незримого», духовного начала), что соответствовало философской мысли, ориентированной на logos, но не на physis. Когда же на смену средневековой «книжной науке» пришла опытная наука нового времени, теологический и онтологический взгляд на абстракцию сменился психологическим: абстракция представлялась теперь вынужденным «действием души» по выработке общих (общезначимых) понятий, необходимость в которых обусловлена несовершенством рассудка, неспособного иначе познавать (нераздельную) «природу вещей». И сенсуализм, и рационализм 17-18 вв. были почти единодушны в том, что «опредмечивание» абстракций не только заслоняет от глаз исследователя факты реальных процессов, но и приводит к гипостазированию фиктивных сущностей и бессодержательных представлений. Известным выражением этой позиции явилось кантовское требование «принципиальной исключаемости» для абстракций, если они претендуют на то, чтобы иметь какой-либо смысл.

Философия начала 19 в. мало что изменила в этой оценке. В частности, Гегель, признавая абстракцию как первый элемент духовного освоения реальности и включая ее в обыденный и научный опыт (уже простое наблюдение, по Гегелю, нуждается в способности к абстракции), в то же время относил абстракцию к «формальной мысли», чуждой философскому методу, и порицал «абстрактное» за односторонность и пустоту. Лишь к середине 19 в. толкование абстракции выходит за пределы «отвлеченной мысли». Абстракции возвращается ее научный аристотелевский смысл. С ее помощью описывается не только статика, но и динамика явлений природы и общественной жизни. В гуманитарной области это относится в первую очередь к философскому методу, в котором объективная диалектика развития осознается через развитие субъективной диалектики понятий, и поэтому принцип абстракции играет в нем ведущую роль (К. Маркс). Но и в естественнонаучной методологии тех лет, в сущности далекой от осознанной диалектики понятий, применение абстрактных моделей «достигает поразительных результатов в объяснении явлений природы» (В. И. Вернадский). В результате духовная установка послесхоластической реформации (с ее лозунгом: «вместо абстракций-опыт») постепенно заменяется методологическим компромиссом, когда абстрактные объекты признаются как представители реалий, необходимые для выражения объективных истин. Даже позитивизм в известной мере принял этот компромисс, не только отводя абстракциям руководящую роль в научном исследовании, но и признавая за ними некоторый «род реальности» (Э. Мах). Тогда же появились и первая классификация абстракций, и намеренное употребление определений через абстракцию.

Философия науки 20 в. вновь возвращается к полемике об объективной значимости абстракций. На этот раз поводом послужили, с одной стороны, релятивистские направления (тенденции) в физике, с другой-трансфинитные принципы введения абстракций в математической теории множеств, которые породили определенное «чувство беспокойства относительно зависимости чистой логики и математики от онтологии платонизма» (Beth E. W. The foundatins of mathematics. Amst, 1959, P. 471). С критики этих тенденций и принципов начинается глубокая дифференциация методологических подходов и способов мышления (по типу применяемых абстракций) в современном научном (в особенности математическом) познании, стремление преодолеть возникший «кризис оснований» не только техническими средствами усовершенствования научных теорий, но также тем или иным решением гносеологических проблем абстракции;

ОЧЕРК ТЕОРИИ. Простейшим вариантом абстракции является акт отвлечения, точнее, акт избирательного отражения или интерпретации данных. При одних и тех же данных в различных ситуациях возможны различные акты отвлечения. И хотя произвольность отвлечений неоспорима, они оправдываются обычно в той мере, в какой абстракция приводит к успехам в познании или практической деятельности. Произвольный акт отвлечения только случайно может дать такой результат. К примеру, отождествляя, как правило, выбирают лишь такие основания для отождествления, которые наделили бы абстракцию отождествления определенным гносеологическим смыслом. Обычно это определяется целью, или задачей, или какой-либо другой установкой. Вообще от установки существенно зависит структура абстрактного образа (абстрактного объекта) и его перестройка (при смене установки). При этом абстракция может быть осознанной, отрефлектированной на уровне мышления, или неосознанной, осуществляемой на уровне функциональных свойств рецепторов(органов чувств, приборов). Однако в любом случае абстракция должна давать определенный «частичный образ» из практически необозримого множества возможностей (потока внешних данных).

Истолкование абстракции как отвлечения предполагает либо переходную, либо непереходную форму глагола «отвлекать». Хотя позиции этих форм в самом языке равноправны, их семантические роли неодинаковы. Обычно (но не всегда) они выражают дополнительные аспекты абстрагирования: переходная форма фиксирует внимание на части, выделенной из целого, непереходная, напротив,-на целом, лишенном части. Первый (положительный) аспект вводит информационный (абстрактный) образ непосредственно, тогда как второй (отрицательный)-только косвенно, через неполноту основы, оставляя завершение (дорисовку) образа на долю идеализации или воображения. Вот почему абстрактное нередко характеризуют как негативное, «лишь как момент чего-то реального» (Гегель). Указанное деление аспектов абстрагирования, вообще говоря, условно, но выбор того или иного из них оказывал заметное влияние на ценностное отношение к абстракции. Так, Аристотель гносеологическую ценность абстракции усматривал в решении ею положительной задачи познания, а Кант, напротив, признавал за абстракцией только отрицательную работу, относя решение положительной задачи на счет рефлексии. Эти полярные точки зрения подчеркивают важность осмысления абстракций в контексте современной научной практики, поскольку привычка выделять элиминативный (отрицательный) аспект абстракции все еще довлеет ее словарным определениям: расхожим значением термина «абстракция» является буквальный перевод с латинского.

Конечно, чистый акт отвлечения сам по себе не способен обеспечить полезный осмысленный образ. Необходим анализ достаточных оснований отвлечения-субъективных, с одной стороны, и объективных-с другой, при которых информацию, «захваченную» процессом абстракции и включенную в ее результат, можно было бы считать фактически независимой от прочих данных и поэтому посторонних для этой абстракции. Разыскание объективно постороннего, точнее, выяснение того, какие именно характеристики целого (или среды) являются посторонними для информационного образа,-это один из основных вопросов абстракции. Отчасти он совпадает с пресловутым вопросом о существенных свойствах, но только в строго научной его постановке, когда под существенными имеют в виду такие определимые свойства объекта, которые способны полностью представлять (замещать) этот объект в определенной гносеологической ситуации. Этим подтверждается относительность «существа дела», представленного посредством абстракции, ведь свойства объектов сами по себе ни существенны, ни посторонни и могут быть такими лишь для чего-то и по отношению к чему-то. Кроме того, отвлечением абстрактный образ реализуется с полнотой, не превышающей полноту наличных данных. А этого явно недостаточно для порождения абстрактных объектов высокого порядка, создаваемых специально ad usum theoreticae. Так, первые эмпирические понятия о фигурах материальных тел в наблюдаемом пространстве- «абстракцию чувственной фигуры» - создают индуктивно, отвлекаясь от всех свойств этих тел, кроме форм и размеров. Но геометрические образы в собственном смысле получают логической реконструкцией индуктивных понятий, пополняя эмпирические свойства теоретическими-точечным (в теоретико-множественном смысле) «устройством» фигур, возможностью их непрерывных (конгруэнтных, аффинных, топологических) преобразований, вообще всеми свойствами, которые необходимы для формулировки или доказательства геометрических теорем. Очевидно, что абстрактные объекты такого порядка только генетически связаны с отвлечением. Их содержание не исчерпывается данньми опыта. Туг речь идет об определенном истолковании реальности, о понимании ее «в законах», что само по себе невозможно без порождения новой сематики, без прибавления к данным опыта новой информации, логически не вытекающей из этих данных. Но коль скоро абстракция заявлена как научная, она ограничена в своем произволе не столько соответствием фактам, сколько тем, что она «не может вводить никаких логических противоречий» (Ф. Клейн). Соблюдение указанного ограничения на применение абстракций существенно отличает норму науки от нормы искусства, где допустимо не только «отойти от факта», но и пойти на внутреннее противоречие в изображении фактов ради решения определенной художественной задачи.

Не секрет, что в системе научных представлений абстракция не всегда подчиняется логике эмпирических фактов. Более того, основанием для принятия той или иной абстракции может служить и догма. Таков, в частности, постулат античной науки о совершенстве кругового движения («догма об окружности»), который поставил абстракции над фактами астрономических наблюдений и надолго определил не только характер первых теорий небесной механики, но и подход к математическому описанию физических явлений посредством экспонент. И все же в целом в научном отношении в абстракции преобладает идеология эмпиризма. Для теоретического естествознания это очевидно. Но и математик, когда возникает потребность в обосновании какой-либо абстракции, не пренебрегает возможностью представить эту абстракцию «с наглядной стороны», отыскать ее прообраз в чувственном опыте. Это не означает, конечно, действительного исключения абстракции, но позволяет понять генезис абстракции, ее связь с тем, что уже точно может быть «привязано» к эмпирическому факту.

Абстрагируя от эмпирических данных, получают абстракции первого порядка. Их называют также реальными. Каждый последующий шаг от этих абстракций порождает абстракции более высокого порядка, чем первый. Их называют идеальными. Эта шкала порядков не является, конечно, абсолютной, как не является абсолютным и критерий, позволяющий раз и навсегда отличать абстракции от неабстракций. По крайней мере в сфере научного познания «эмпирическое» (конкретное) и «теоретическое» (абстрактное) - это соотносительные понятия, и альтернатива между ними возможна только через абстракцию. Правда, в процессе познания конкретное всегда имеет экзотерический смысл. Оно рассматривается и объясняется в аспекте «абстрактной реальности», поскольку любой «факт только в абстракции может быть знаем мыслью» (А. И. Герцен). В свою очередь, абстрактное, напротив, всегда эзотерично. Оно-атрибут мышления, представляющий идеальный момент реальности как содержание понятий. Объективность этой идеальности выясняется, как правило, в приложениях, т. е. вообще всюду, где абстракции применяются. Тогда гносеологическое отношение оборачивается: индуктивный путь «опыт - абстракция» заменяется дедуктивным путем «абстракция-опыт». Вот почему, восходя к абстрактным объектам высокого порядка, необходимо позаботиться о том, чтобы обратный путь их «исключения» был каким-либо образом обеспечен.

Для научного познания возможность обернуть отношение, сделать абстракцию самостоятельным исходным пунктом исследования, независимо от того, найден ее эмпирический эквивалент или нет, является важнейшим условием развития. То же самое можно сказать и о логике, которая лишь в сфере абстракций чувствует себя на «родной почве». Эта возможность позволяет не только совместить наблюдение и опыт с логической дедукцией, но и восполнить при случае принципиальное отсутствие экспериментальной основы, которую тогда «должна заменить сила абстракции» (К. Маркс). А отсюда уже прямой путь к аксиоматическому методу в науке, который в свою очередь становится инструментом абстракции и анализа и в качестве содержательной аксиоматики, сохраняющей явную связь с эмпирическим опытом, и в качестве аксиоматики формальной, не сохраняющей такой связи. В последнем случае значение метода особенно очевидно, ведь переход от содержательной аксиоматики к формальной - это далеко идущее обобщение, требующее, как правило, абстракций более высокого порядка, чем те, которыми обходятся при содержательном истолковании понятий. Поэтому только формальной аксиоматикой выявляется различие между интуитивным смыслом абстракции, подразумеваемым в языке исследователя, и их обобщенным смыслом, закодированным в языке формальной теории. Отсюда, как следствие, неоднозначность абстракции, неуловимая на индуктивном пути.

Философская идея намеренной неполноты знания, обусловленной отвлечением, при последовательном проведении абстрактной точки зрения дополняется требованием его полноты относительно области значения абстракции. Вопросу о содержании этой области, ее глубине или о ее границах не всегда, разумеется, удается найти априорный ответ. Но именно проблема полноты абстракции естественно приводит к гносеологическому понятию интервала абстракции как характеристике свободы (допустимости) отвлечения или как меры информационной емкости абстракции, выражающей своего рода «замысел абстракции», условия ее «модельной реализуемости». В этом смысле интервал абстракции не зависит от «внешней» (эмпирической) детерминации, а определяется собственной логикой абстракции как «тема, образующая основу для выполнения» (Гегель).

Выработка и анализ абстракций являются специальной целью и задачей науки, по крайней мере поскольку «всякая наука исследует общее» (Аристотель). Стремление к общности созвучно стремлению к порядку. И если одна из задач науки - «открывать» факты, то другая, не менее важная,-приводить факты в порядок. Поэтому поиск обобщающих точек зрения начинается с поиска закономерностей, которые фиксируются в абстракции «научный закон», что дает «как бы естественную систему координат, относительно которой мы можем упорядочивать явления» (В. Гейзенберг). Упрощенный образ действительности без «побочных черт» или «массы подробностей» - это только начальное дело абстракции, которая в ее подлинно научном проявлении идет значительно дальше того, что можно извлечь из данных опыта. Тезис, что познание через абстракцию искажает (огрубляет) реальность, наталкивается на возражение, что подлинные интересы познания устремлены, как правило, «по ту сторону» наличного опыта к инвариантному «существу дела», представленному в абстракции. Сам по себе чистый акт отвлечения только предваряет поиск таких инвариантов, маскируя дальнейший нетривиальный процесс мысленного анализа отношений между абстракцией и реальностью.

По-видимому, нет области знания, где абстракция не служила бы рациональной основой познания, хотя в различных областях применяемые абстракции и особенности их использования, конечно, различны. Самой развитой системой абстракций обладает математика, которая по существу является наукой об абстракциях. Естествознание в той мере, в какой оно пользуется математикой, заимствует из ее абстракций, добавляя к заимствованным и свои. Но вместе с тем существуют и общенаучные абстракции, необходимые как на первых шагах образования понятий, так и на всех уровнях формирования знаний о природной и общественной жизни. Вот почему абстракции-это не «строительные леса», которые после постройки какой-либо отрасли знания можно и даже нужно отбросить. Это не только форма, но и сама суть науки.

Лит.: Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960; Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М-, 1961; Розов М. А. Научная абстракция и ее виды. Новосибирск, 1965; Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967; Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972; Лазарев В. О природе научных абстракций. М., 1971; Он же. Абстракция и реальность.-«Вестник МГУ», 1974; № 5; Виленкш Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.- «ВД», 1974, № 2; Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984; Новоселов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивиауации и постоянства,-В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984; Он же. Абстракция и научный метод.-В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987; Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970; Wllemm /. La logique et le monde sensiable. Etude sur les theories contemporaines de labstraction. P., 1971; Logic and abstraction. Goteborg, 1986; Pollard St. What is abstraction?-«Nous», 1987, vol. 21, N 2; Roeper P. Principles of abstraction for events and processes.-«J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, N 3.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1) Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлекаясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в данном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмотрения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напечатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее содержание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее внимание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагироваться от разных характеристик и благодаря этому получать разные абстрактные предметы.

2) Абстракция - - процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса абстрагирования, выступающий, например, в форме общего понятия. Так, понятие " природа " является результатом А., в которой человеческое мышление обобщило все противостоящие человеческой практике предметы. А. возникает в ситуации, когда достаточно четко осознается различие в характере задачи и конкретном бытии объекта. Тогда озеро может рассматриваться по химическому составу его воды, холм как геометрическая форма, бегун как система рычагов. В европейской философии и логике А. трактуется в основном как способ мысленного расчленения объекта, продуцирующий абстрактные понятия, которые, в свою очередь, выстраиваются во все более общие картины реальности. Но в принципе А. предполагает и возможность выделения специфических связей и формы существования объекта, т. е. такая А. указывает на тип задач, тесно связывающих цели человека с особенностями осваиваемых объектов. Подобного рода задачи стали реальностью в экологии и по сути во всех случаях взаимодействия человека с самоорганизующимися системами. До середины XIX в. А. в философии рассматривалась как логическая операция, входящая в состав абстрактного мышления, обеспечивающая его воспроизводство, пополняющая его новыми понятиями. Но, трактуемая более широко, А. может быть представлена как человеческая способность, сопряженная с расчленением и синтезированием объектов в разных формах человеческой деятельности и их кооперациях. В. Е. Кемеров

3) Абстракция - - (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки, как философия. Ассоциативный блок. Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

4) Абстракция - (от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека, то, что делает человека человеком и отличает от животных – его разум, его духовность.

5) Абстракция - - формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

6) Абстракция - (лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некоей совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и т.д. порядков, а также о возможностях их редукции). В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них "посторонними" - по сути главный вопрос оперирования с А). Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект). А.А.Грицанов

7) Абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

8) Абстракция - (от лат термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “ атом ”, “натуральное число ”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“ красота ”, “ нравственность ”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “ Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное...- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.- понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).

Абстракция

(от лат. abstractio - отвлечение) - 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик; 2) результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлекаясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в данном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмотрения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напечатана, ее формат и т. п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее содержание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее внимание обращаете на ее внешний вид. В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагироваться от разных характеристик и благодаря этому получать разные абстрактные предметы.

Процесс отвлечения от каких-либо свойств, связей объекта с целью выделения его общих, специфических или универсальных свойств, их рассмотрения "в чистом виде" по ходу решения теоретических и практических задач, осмысления духовных проблем. А. - это также и результат процесса абстрагирования, выступающий, например, в форме общего понятия. Так, понятие " природа " является результатом А., в которой человеческое мышление обобщило все противостоящие человеческой практике предметы. А. возникает в ситуации, когда достаточно четко осознается различие в характере задачи и конкретном бытии объекта. Тогда озеро может рассматриваться по химическому составу его воды, холм как геометрическая форма, бегун как система рычагов. В европейской философии и логике А. трактуется в основном как способ мысленного расчленения объекта, продуцирующий абстрактные понятия, которые, в свою очередь, выстраиваются во все более общие картины реальности. Но в принципе А. предполагает и возможность выделения специфических связей и формы существования объекта, т. е. такая А. указывает на тип задач, тесно связывающих цели человека с особенностями осваиваемых объектов. Подобного рода задачи стали реальностью в экологии и по сути во всех случаях взаимодействия человека с самоорганизующимися системами. До середины XIX в. А. в философии рассматривалась как логическая операция, входящая в состав абстрактного мышления, обеспечивающая его воспроизводство, пополняющая его новыми понятиями. Но, трактуемая более широко, А. может быть представлена как человеческая способность, сопряженная с расчленением и синтезированием объектов в разных формах человеческой деятельности и их кооперациях. В. Е. Кемеров

- (от лат. absractio - отвлечение) - одна из форм представления отдельных сторон вещи в сознании человека, заключающаяся в мысленном отвлечении отдельных свойств и отношений вещей и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция существует только в сознании человека, его воображении. В результате абстрагирования разум человека создал категории - слова. Наиболее общие категории, например: Вселенная, материя, время, движение, закон, пространство, развитие и т.п. - являются предметом рассмотрения такой науки, как философия. Ассоциативный блок. Кроме абстракций возможны и суперабстракции - иллюзорный мир не отражающий никаких свойств, никаких вещей и их отношений - фантазии, музыкальные аккорды (слова), повторяющиеся в различных произведениях литературы, живописи и музыки сюжеты и сценарии, то есть неформализованная информация, ошибки мышления, а также псевдофилософские измышления и словоблудие, которые не так то просто выделить из мира слов.

(от лат.-отвлечение): одна из главных мыслительных операций, при помощи которой человек познает окружающий мир. Мысленно он отвлекается от непосредственного чувственного восприятия и выделяет только некоторые его моменты. Эти моменты сохранившейся части восприятия, представления о предмете, используются в ходе дальнейших мыслительных операций. Используя абстракцию, исследователь отвлекается от случайного, неглавного в предмете и выделяет его сущностные характеристики. При помощи абстракций образуются понятия. В понятиях отражаются сущностные характеристики мира. Так, для определения понятия «человек» нужно абстрагироваться от несущественных его признаков (например, от цвета кожи, волос, роста, наличия конечностей, умения разговаривать на различных языках и т. д.). Необходимо выделить сущность человека, то, что делает человека человеком и отличает от животных – его разум, его духовность.

Формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных.

(лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некоей совокупности механических рычагов). В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и т.д. порядков, а также о возможностях их редукции). В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них "посторонними" - по сути главный вопрос оперирования с А). Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект). А.А.Грицанов

(от лат. abstractio отвлечение) - в широком смысле - одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

(от лат термина abstractio - отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “ атом ”, “натуральное число ”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“ красота ”, “ нравственность ”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “ Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное...- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.- понятий, идей - в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).