Тест "Готовность к риску" (тест Шуберта)
Данный тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход, или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.
заверении, что это безопасно?
Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией. Общая
оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.
Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.
Результат теста
Меньше - 30 баллов: слишком осторожны;
от - 10 до +10 баллов: средние значения;
свыше +20 баллов: склонны к риску.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избежанию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.
Исследования на основе данного теста дают следующие результаты:
Методика диагностики личности на мотивацию к избежанию неудач (тест Элерса)
Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его:
бдительный |
предприимчивый |
|
2. Кроткий |
||
3. Осторожный |
решительный |
пессимистичный |
4. Непостоянный |
бесцеремонный |
внимательный |
5. Неумный |
трусливый |
не думающий |
предусмотрительный |
||
7. Хладнокровный |
колеблющийся |
|
8. Стремительный |
легкомысленный |
боязливый |
9. Не задумывающийся |
жеманный |
непредусмотрительный |
10. Оптимистичный |
добросовестный |
|
11. Меланхоличный |
сомневающийся |
неустойчивый |
12. Трусливый |
небрежный |
взволнованный |
13. Опрометчивый |
боязливый |
|
14. Внимательный |
неблагоразумный |
|
15. Рассудительный |
мужественный |
|
16. Предприимчивый |
осторожный |
предусмотрительный |
17. Взволнованный |
рассеянный |
|
18. Малодушный |
неосторожный |
бесцеремонный |
19. Пугливый |
нерешительный |
|
20. Исполнительный |
преданный |
авантюрный |
21. Предусмотрительный |
отчаянный |
|
22. Укрощенный |
безразличный |
небрежный |
23. Осторожный |
беззаботный |
терпеливый |
24. Разумный |
заботливый |
|
25. Предвидящий |
неустрашимый |
добросовестный |
26. Поспешный |
пугливый |
беззаботный |
27. Рассеянный |
опрометчивый |
пессимистичный |
28. Осмотрительный |
рассудительный |
предприимчивый |
неорганизованный |
боязливый |
|
30. Оптимистичный |
бдительный |
беззаботный |
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - "бдительный”). Другие выборы баллов не получают.
Ключ подсчета :
Результат
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избежанию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избежанию неудач, защите.
Анализ результата
Результат анализируется вместе с тестами "Мотивация к успеху” и "Готовность к риску”.
Исследования Д. Мак-Клемавда на основе данного теста показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.
Исследования также показали, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:
степени предполагаемого риска;
преобладающей мотивации;
опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избежанию неудач.
Екатерина
Количество баллов: 36***Результаты тестирования: ***Человек склонен к риску***Вы склонны к риску; ***У женщин готовность к риску относительно ниже и реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов. ***Но с возрастом готовность к риску обычно уменьшается.
Валентина
Количество баллов: - 5***Результаты тестирования: ***Средний уровень готовности к риску******Вы умеренно склонны к риску; ******Для успешного менеджера оптимальны мотивация стремления к успеху (относительно слабая защитная мотивация) и среднее стремление к риску.
Количество баллов: 43***Результаты тестирования: ***Человек склонен к риску***Вы склонны к риску; ***У женщин готовность к риску относительно ниже и реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов. ***Но с возрастом готовность к риску обычно уменьшается.
Станислав
Количество баллов: 26***Результаты тестирования: ***Человек склонен к риску***Вы склонны к риску; ***У женщин готовность к риску относительно ниже и реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов. ***Но с возрастом готовность к риску обычно уменьшается.
Человек двадцать первого века. Что это? Кто это? В чем его суть, его характер? В чем он сам?
Для многих современный человек стал набором идеальных качеств. Он практичный, умный, целеустремленный, общительный, коммуникабельный. Он легко изменяется под обстоятельства, приспосабливается, мимикрирует. Для него сущая мелочь бросить все свои жизненные ценности, если это потребуется для достижения вершины.
Казалось бы, да, действительно, создан образ совершенного человека, символа двадцать первого века. Но… это лишь иллюзия.
Истина в том, что современный человек полон изъянов. Он постоянно в сомнениях, он ни в чем не может быть уверен, его положение в мире шатко, и он все время балансирует на лезвии ножа. Но, несмотря на это, его самоуверенность зачастую просто зашкаливает. Современный человек запросто рассуждает о Боге и его существовании, топчет Землю, на которой живет, уничтожает природу, которая его питает. А еще он полон предрассудков, в нем еще живет застарелая мораль, несколько модифицированная под особенности его характера. В большинстве своем он жесток и холоден, он ступает по головам, и ему нет дела до того, что не касается его близко.
Однако есть и другая сторона. Современный человек стоит на пути изменений, все вокруг него движется, живет, волнуется, и он вне зависимости от своей воли должен следовать этому потоку. Он просто не может остановиться. Всю свою жизнь ему приходится двигаться вперед, у него нет ни секунды покоя. И в этом его трагедия. Как писал Григорий Зотов, никто из нас не рождается злым или добрым, мир сам меняет тех, кто в нем живет. Современный человек ожесточается по мере продвижения по жизненному пути. Ему встречаются разочарования, предательство, боль. И если ему не удается вовремя обрасти броней, его сминает конвейер жизни. С самого рождения его учат быть сильным, смелым, но разумным, и он всеми силами старается оправдать ожидания окружающих. Его проверяют и тестируют на каждом этапе его жизни, и в нем все время живет страх оказаться неугодным. От того он пытается стать лучше, чем он есть или хотя бы притвориться, он превращается в материалиста. Ведь красиво и представительно выглядеть, иметь в распоряжении дорогие вещи – это самый простой способ обрести правильную оболочку, специально для окружающих.
Современный человек – открытая система. Как бы он ни пытался, он никогда не обретет свободу и независимость, и это знание может даже лишить желания идти дальше. Различные жизненные факторы, стечения обстоятельств и, наконец, другие люди будут ограничивать его на протяжении всей его жизни. В конце концов, личность человека становится просто лоскутами чужих личностей, и в нем живут чужие ограничения и предрассудки.
Человек двадцать первого века глубоко несчастен. Его преследуют стрессы и депрессии. Ему приходится решать множество проблем одновременно, он разрывается. Но ведь не все так плохо. Как бы то ни было, у него есть возможность самосовершенствоваться, стремиться не только к материальному, но и к духовному. Вокруг него сосредоточенно огромное количество информации, которую он может использовать для этого. Брайан Трейси, Дейл Карнеги и многие другие дают советы о том, как человек может избавиться от беспокойства и обрести мир.
Человек двадцать первого века, наверно слишком разный, чтобы можно было сказать что-то одно. Он противоречивый и разносторонний, в нем мириады граней, каждую секунду он другой. Он спешит жить, ведь век его короток. Он ищет удовольствий и хочет увидеть как можно больше. Он стремиться любить, и жаждет быть любимым и важным.
На самом деле, человек нашего века очень уязвим и раним, его сердце хрупкое, а психика тонкая. В нем есть пороки и добродетели. Ему нравится рушить и создавать.
И пусть очень часто, он чувствует себя богом, венцом природы, он все равно остается человеком, который подвержен естественному отбору, борьбе за существование и наследственной изменчивости.
В этом весь он. Такой большой и такой маленький.
Современное общество предъявляет особые стандарты в отношении того, какими должны быть люди 21 века . Сумму представлений о том, как выглядит успешный человеческий индивид, можно охарактеризовать понятием «антимораль», ведь превозносимые в настоящее время качества и стремления часто прямо противоположны тем, что присущи традиционной морали.
При этом их истинная сущность маскируется под псевдоположительными личинами, подобно волкам в овечьей шкуре. Так, вместо целомудрия и скромности приветствуются «свобода от комплексов», «широта взглядов» и прочие либеральные ценности. На место смиренности и терпения приходят «уверенность в своих силах» и «умение постоять за себя», подразумевающие способность к соблюдению собственных интересов безо всякой оглядки на окружающих.
Для жизни социума представляет опасность то, что метастазы этой злокачественной антиморали простираются в ключевые сферы человеческого существования: репродуктивную, образовательную, духовную и так далее. И не последнюю роль в ее распространении и укоренении играет змей о трех главах, коими являются кино, телевидение и интернет. Безусловно, по своей сути данные средства массовой информации не являются абсолютным злом.
Но, к сожалению, именно их посредством (а не через книги или Священное Писание) в головы юного поколения внедряется представление о достойном подражания идеале. Причем делается это очень искусно, порой даже в вещах, в которых заподозрить идеологическую подоплеку довольно сложно.
Известен факт, что при помощи рекламы маркетологи продвигают не только продукт, но и образ жизни, в системе координат которого существование без этого продукта не представляется возможным. Но иногда мы недооцениваем, насколько радикальным может быть вмешательство безобидного, на первый взгляд, рекламного ролика в наше сознание.
Сложно не обратить внимание на аморфность и безынициативность нынешних молодых людей в отношении создания семьи – вплоть до сознательного отказа от нее и декларирования позиции «мне неплохо живется с котом».
«Российская газета» со ссылкой на британскую The Guardian пишет, что в том, чтобы убедить народ жить в одиночестве, есть экономический смысл: «Одиночки потребляют на 38% больше продуктов, на 42% больше упаковочного материала, на 55% больше электричества и на 61% больше газа на человека, чем семьи из 4 человек. Об этом говорится в исследовании, проведенном учеными Мичиганского университета.
Теперь в США число одиноких людей от 25 до 34 лет, никогда не вступавших в брак, опережает состоящих в браке на 46%. Развод представляет собой растущий рынок: одна распавшаяся семья означает, что теперь два дома должны покупать два автомобиля, две стиральные машины, два телевизора. Дни полной семьи как идеальной потребительской единицы сочтены» .
Таким образом, транснациональные корпорации осознали, что появилось новое направление для роста продаж – развивающийся рынок одиночек, которому способствует потворство разводам и популяризация индивидуалистской свободы. В соответствии с этой концепцией меняются и акценты в рекламной политике. Об этом механизме рассказывает в комментарии «Российской газете» Анна Голова, заместитель заведующего кафедрой «Рекламные технологии и менеджмент» МГУ.
В качестве образца продвижения счастливого одиночества и полной независимости она приводит в пример рекламу кофе с участием популярного актера Джорджа Клуни. Являясь в кофейню, Клуни вынужден сделать нелегкий выбор между привлекательной девушкой и кофе. Но красотке, впрочем, тоже не до него: она легко меняет кинозвезду на напиток.
«Обратите вниманиеие на то, как выстроены отношения, – поясняет эксперт. – Ему не нужна женщина, женщине он тоже не нужен, хотя у них есть возможность познакомиться. Им всем нужен кофе. Таких моделей полной независимости в рекламе очень много. А реклама – это сильный инструмент воздействия. Она показывает: „это делай, а это нет”, дает социальные образцы, готовые модели. Они эмоционально привлекательны, как в кофейном ролике с Клуни, потому внедряются в подсознание, отдает себе отчет зритель-потребитель в этом или нет.
При этом медленно и верно разрушается общественная оценка различных явлений, нормой становится то, что раньше осуждалось общество м. <…>
Одиночки рынку намного интереснее, чем семейные. Они не задумываются о завтрашнем дне, им не надо копить деньги на будущее детей, потому у них нет „отложенного спроса”, они легче расстаются с деньгами и легко берут кредиты».
Ответ на вопрос, как одиночке поступать со своими физиологическими потребностями , с готовностью подсказывает современный кинематограф. Благодаря ему даже самый морально устойчивый представитель молодого поколения нет-нет да задумается о том, так ли необходимо теперь быть непреклонным в отношении внебрачных отношений.
Причем разрушительное влияние кино на систему семейных ценностей тоже не всегда так очевидно, отмечает Анна Голова: «Давайте посмотрим, какие ценности декларировались в фильмах еще 20 лет назад: коллективизм, трудолюбие, подвиг во имя общего дела. Противопоставление себя обществу, индивидуализм, „нарциссизм” осуждались.
Сейчас на экране много подвигов одиночек, индивидуализм тождественен самодостаточности и силе, активная жизнь проявляется не в творчестве и служении обществу, а в развлечениях. Такая хитрая подмена понятий.
Семейные отношения превращаются в гротескные, где смешиваются роли мужчин и женщин. Сериалы „Воронины”, „Счастливы вместе” очень показательны.
Даже милый сериал „Папины дочки” показывает доминант женщин в семье, нарушение возрастной иерархии, и самая разумная младшая Пуговка диктует отцу какие- то решения.
Мы вроде стремимся к свободе от социума, от социальной среды, а на самом деле от любых глубоких отношений и связей (дружеских и семейных), но попадаем в полную зависимость от коммерческой среды с ее благами: товарами, услугами и надеждами. И на самом деле становимся более управляемыми».
Что делать с необходимостью социализации и каждодневного общения с себе подобными, живя с котом? – Здесь к нашим услугам интернет с социальными сетями на любой вкус. Остались еще духовные потребности, которые неизбежно возрастают по мере нашего приближения к вечности? – На подмогу приходят популярные эзотерические и оккультные практики, превратившиеся в своеобразный «духовный фастфуд», многие из которых уходят корнями в ведическую культуру и индуизм.
Занятия медитацией и йогой под руководством бесчисленных гуру, саньясинов и прочих «просветленных» и «пробужденных» стали частью масскульта как на Западе, так и у нас. Для отправления своих религиозных нужд уставшему от череды офисных будней топ- менеджеру достаточно сесть на самолет до Гоа или Бали , по прибытии переоблачиться в экзотические индийские одеяния, для пущего эффекта заправиться доступными «расширителями» сознания и отправиться на «встречу с Богом», которого чаще всего обнаруживают в себе любимом.
Для такого духовно неразборчивого искателя даже вегетарианство может стать своеобразной религией. Отказавшись от употребления в пищу продуктов животного происхождения, сознательный гражданин иногда (но не всегда!) считает на этом свой духовный долг выполненным, ведь, перестав таким образом «эксплуатировать» ни в чем не повинных зверей, он автоматически переходит в ранг высокоразвитых существ.
О том, завязал ли он при этом с «людоедством» , продвинутый индивид задумывается не всегда. И тогда «мир и любовь» декларируются им в качестве жизненного кредо скорее на словах: под предлогом заботы об окружающих такой борец за права животных будет досаждать своими убеждениями всех знакомых «трупоедов» (так ласково именуют мясоедов некоторые «миролюбивые» вегетарианцы).
Есть ли в этом мире место христианской системе ценностей? «Конечно! – ответят толерантные, открытые всему современники. – Все религии равны, и каждая из них ведет к Богу». Но при ближайшем рассмотрении окажется, что одни из них почему-то «равнее», чем другие, и даже в эпоху всепрощающей и всеобъемлющей толерантности находится повод для дискриминации некоторых из них.
В новостях то и дело сообщают о том, что чьи- то чувства в очередной раз оскорбило изображение Христа – будь-то в качестве деревянного распятия на стене класса одной из итальянских школ, либо нательного креста, за ношение которого увольняют с работы в Великобритании:
«Рассказы Джилли об английской жизни наши медики слушали, чего уж там скрывать, с завистью. Но выяснилось, что есть роскошь, которую наши сестры милосердия могут себе позволить. Мы можем помолиться за наших больных, не тайком, не крадучись, а совершенно открыто.
И ничего нам за это не будет! А вот в Англии медсестра не может демонстрировать свои религиозные убеждения. Это запрещено, и за это могут уволить с работы. Джилли рассказала, что однажды, когда она предложила своей коллеге, верующей медсестре, вместе помолиться о больном, у нее были большие неприятности. На золотой цепочке на груди Джилли носит подвеску в виде якоря. Различить в этом украшении одну из форм креста может только опытный взгляд. „Мы стали слишком поликорректными”, – говорит Джилли» .
Зато в отношении других религий мы видим действие несколько иных стандартов. Пресловутая политкорректность приводит к тому, что из боязни притеснить интересы национальных меньшинств жители европейских стран сами оказываются в незавидном положении.
Еще шесть лет назад немецкая газета Spiegel сообщала, что в одной из школ Берлина директриса потребовала роспуска собственной школы: «Насилие, царящее в ней, полностью вышло из-под контроля, занятий практически нет, идут непрерывные драки, выбиваются двери, жгутся петарды, учителей избивают или игнорируют. В школе учится лишь 20% школьников коренной немецкой национальности. Их называют „свиноедами”, и они – самая забитая и бесправная часть школьного населения».
Упоминается и о том, что школьники- немцы стараются говорить с акцентом, чтобы не нарываться на неприятности и не отличаться от основной массы. А в порыве отстоять свои права в чрезмерно политкорректном обществе молодые французы не так давно захватили мечеть в Париже с лозунгами: «Наше поколение отказывается наблюдать за исчезновением нашего народа. Мы никогда не будем индейцами Европы».
Мир в XXI веке меняется очень быстро, практически на глазах. Подстраиваются ли под эту стремительную скорость христиане, изменяются христианские идеалы в соответствии с метаморфозами окружающей среды? «Нет!» – единогласно отвечают православные верующие из разных уголков Земли.
«Быть христианином в XXI веке значит точно то же самое, что значило всегда: любить Господа Бога нашего всем сердцем, разумом и душой, и любить ближних, как самих себя. Что касается вопроса: „Что характеризует нас как христиан в XXI веке, и что отличает нас от не- христиан” – ответ на него также не изменился с того времени, когда Основатель Церкви дал его: „По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35)», – говорит инокиня РПЦЗ (США), доктор богословия Васса Ларина.
Иеродиакон Филипп (Майкржак), директор Музыкальной капеллы в Свято-Владимирской Семинарии Нью-Йорка добавляет: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Исполняя эту заповедь, люди 21 века , христиане, должны распределить каждый аспект своей жизни в соответствии с критерием, который совершенно противоположен мирским порядкам, как должны были делать христиане и девятнадцатом, и в одиннадцатом, и в восьмом, и во втором веках».
Иеродиакон Филипп также отмечает, что каждая эпоха оказывается перед лицом своих особенных и беспрецедентных проблем: «Целомудрие и тишина – вот две христианские добродетели, которые в числе прочих добродетелей мы должны изо всех сил стараться хранить в наши дни. Их противоположности – похоть и шум, они с избытком переполняют нашу культуру и нашу жизнь. <…> Поэтому нам нужен огнетушитель: тишина, внешняя и внутренняя.
Мы не можем бороться с огнем при помощи огня, и все же мы наполняем свою жизнь массой громких звуков: радио, , айподы, видеоигры, мобильные телефоны, телевизоры, которые демонстрируют нам ток-шоу, фильмы , спортивные репортажи, музыкальные клипы , живые концерты, дебаты , войну, гнев, развлечения – рассеяние, безнравственное и непристойное… Без наполненной Богом тишины жизнь христиан двадцать первого века будет неотличима от жизни нехристиан. Без такой бдительности мы рискуем потратить свою жизнь впустую и погубить свой человеческий образ».
Архимандрит Лука (Анич), настоятель Цетиньского монастыря Рождества Богородицы (Черногория) солидарен с тем, что каждое время несет свои искушения, неизбежно накладывая свой отпечаток: «Я думаю, что современные христиане , в сущности, не отличаются от первых христиан.
Сегодня существует всеобщее тяготение к размыванию духовности и всего, что касается мироустройства, и в качестве мученичества проявляется ревность тех, кто пытается избавиться, освободиться от всего, что предлагает этот рог изобилия, и по-настоящему жить верой. Это очень трудно, особенно потому, что все устроение мира сегодня превращает то, что когда-то было жестокими гонениями, в некий размытый облик демократии. При ней возможна и позволяется любая вера, вера уже не имеет никакого значения, но это наиболее опасно для нее».
Говоря о том, что искушения, в которых находятся нынешние христиане, определенным образом тяжелее, чем первые гонения, архимандрит Лука подчеркивает, что нам ни в коем случае нельзя делать никаких скидок на это: «Думаю, что если христианин скажет себе, что он СОВРЕМЕННЫЙ христианин , он уже проиграет битву. Он должен понимать, что он ХРИСТИАНИН и что он ведет ту же битву, которая ведется вот уже 2000 лет, – битву за богопознание, за то, что остается навечно, за то, что формирует человека и его отношение к миру, Богу и другим людям. Если он поймет это – тогда он на верном пути к обретению того, к чему стремился.
Христ
ос один и тот же вчера, сегодня, завтра и во веки веков
, как сказал апостол Павел.
Думаю, что в современной жизни так проявляется ложь, которую нам преподносит дьявол: что сейчас какая-то особенная ситуация, для которой еще нет рецептов, нет правил, что сейчас времена компьютеров и современных технологий и пути спасения сейчас иные.
Полагаю, что вместе с этой ложью, которую он в нас насаждает, он навязывает нам параллельную религию, религию сего мира. То, что сейчас существуют современные технологии, то, что мы иначе одеваемся, и что общественные отношения изменились, нисколько не отделяет нас от Евангелия. Евангелие осталось прежним, ибо оно вневременно и написано не для тех времен, когда Господь ходил по земле, но на все времена»
В магазине хамит кассир, в автобусе водитель орет на всех, а все ― на него, дома и на работе ― вечные скандалы. Сложно не заметить, насколько раздражительными стали люди в XXI веке. Почему это произошло, и как не попасть в ловушку хронического невроза?
Слишком большая ответственность
Раздражительность и злоба формируется еще в детстве. Посмотрите на современного ребенка ― это уже не беззаботное дитя, а взрослый человек, который устал от уроков, кружков и внешкольных занятий. Родители много требуют от ребенка и не дают времени на личную свободу. Из-за слишком высокой ответственности малыш сначала превращается в вечно хмурого ребенка, а потом ― в раздражительного взрослого.
Желание быть первым
Амбиции и стремление к финансовому успеху ― это очень хорошо. Таблоиды, бизнес-журналы, тренинги твердят нам, что богатство ― это главная цель человека XXI века. Но без разумной меры, желание быть первым приносит человеку не пользу, а большой вред. Карьеристы не видят ничего, кроме своей работы. Не замечают красоту мира, любви родных людей. И любая неудача сильно расстраивает их и делает злыми.
Постоянные долги
Человек чувствует себя спокойно, если у него нет долгов. А современные люди буквально погрязли в ипотеках и кредитах. Пока должник не выплатит деньги, он будет находиться в вечном напряжении, нервничать, панически бояться потерять источник дохода. Как тут быть уравновешенным и веселым?
Пессимизм
Чему учат современных людей? Не доверять никому, ждать от людей подлостей, разочаровываться в нынешнем обществе. Человек, выходя на улицу, сразу занимает психологическую оборонительную позу. То есть ведет себя агрессивно по отношению к окружающим, чтобы его не смогли обидеть. Постоянное пребывание в напряженном состоянии ведет к развитию невроза, в результате чего человек часто срывается на окружающих.
Урбанизация
Городские условия являются противоестественными для жизни человека. Раньше люди были близки с природой и жили в полной гармонии с окружающим миром. В большом городе нельзя расслабляться и быть невнимательным, даже просто шагая по улице! Плюс к тому, человеку не хватает личного пространства; он всегда окружен десятками других людей.
Эти факторы в совокупности привели к тому, что человек XXI века стал злым и раздражительным. Только полноценный отдых, гармония в отношении с окружающим и умеренный труд позволяют защититься от невроза и агрессии.