Современные люди 21 века. Как выглядит человек XXI века? Пробовали ли вы задуматься, почему стано­вится модным быть одиноким

11.04.2020 Досуг 

Тест "Готовность к риску" (тест Шуберта)

Данный тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход, или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

  • 2 балла - полностью согласен, уверенное "ДА";
  • 1 балл - больше "ДА", чем "НЕТ";
  • 0 баллов - ни "ДА", ни "НЕТ", нечто среднее;
  • 1 балл - больше "НЕТ", чем "ДА"
  • 2 балла - уверенное "НЕТ".
  • 1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
  • 2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
  • 3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?
  • 4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
  • 5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
  • 6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?
  • 7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?
  • 8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его

заверении, что это безопасно?

  • 9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
  • 10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
  • 11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
  • 12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
  • 13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
  • 14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы?
  • 15. Могли бы Вы совершить авто турне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
  • 16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
  • 17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
  • 18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?
  • 19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?
  • 20. Могла бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
  • 21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
  • 22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
  • 23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
  • 24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
  • 25. Могли бы Вы, имея билет, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией. Общая

оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.

Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

Результат теста

Меньше - 30 баллов: слишком осторожны;

от - 10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избежанию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования на основе данного теста дают следующие результаты:

  • o с возрастом готовность к риску падает;
  • o у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных; o у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
  • o у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
  • o с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
  • o в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

Методика диагностики личности на мотивацию к избежанию неудач (тест Элерса)

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его:

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

не думающий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Не задумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

15. Рассудительный

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - "бдительный”). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета :

  • 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1;
  • 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2;
  • 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1;
  • 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избежанию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избежанию неудач, защите.

Анализ результата

Результат анализируется вместе с тестами "Мотивация к успеху” и "Готовность к риску”.

Исследования Д. Мак-Клемавда на основе данного теста показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования также показали, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

степени предполагаемого риска;

преобладающей мотивации;

опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избежанию неудач.

Екатерина

Количество баллов: 36***Результаты тестирования: ***Человек склонен к риску***Вы склонны к риску; ***У женщин готовность к риску относительно ниже и реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов. ***Но с возрастом готовность к риску обычно уменьшается.

Валентина

Количество баллов: - 5***Результаты тестирования: ***Средний уровень готовности к риску******Вы умеренно склонны к риску; ******Для успешного менеджера оптимальны мотивация стремления к успеху (относительно слабая защитная мотивация) и среднее стремление к риску.

Количество баллов: 43***Результаты тестирования: ***Человек склонен к риску***Вы склонны к риску; ***У женщин готовность к риску относительно ниже и реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов. ***Но с возрастом готовность к риску обычно уменьшается.

Станислав

Количество баллов: 26***Результаты тестирования: ***Человек склонен к риску***Вы склонны к риску; ***У женщин готовность к риску относительно ниже и реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов. ***Но с возрастом готовность к риску обычно уменьшается.

Человек двадцать первого века. Что это? Кто это? В чем его суть, его характер? В чем он сам?
Для многих современный человек стал набором идеальных качеств. Он практичный, умный, целеустремленный, общительный, коммуникабельный. Он легко изменяется под обстоятельства, приспосабливается, мимикрирует. Для него сущая мелочь бросить все свои жизненные ценности, если это потребуется для достижения вершины.
Казалось бы, да, действительно, создан образ совершенного человека, символа двадцать первого века. Но… это лишь иллюзия.
Истина в том, что современный человек полон изъянов. Он постоянно в сомнениях, он ни в чем не может быть уверен, его положение в мире шатко, и он все время балансирует на лезвии ножа. Но, несмотря на это, его самоуверенность зачастую просто зашкаливает. Современный человек запросто рассуждает о Боге и его существовании, топчет Землю, на которой живет, уничтожает природу, которая его питает. А еще он полон предрассудков, в нем еще живет застарелая мораль, несколько модифицированная под особенности его характера. В большинстве своем он жесток и холоден, он ступает по головам, и ему нет дела до того, что не касается его близко.
Однако есть и другая сторона. Современный человек стоит на пути изменений, все вокруг него движется, живет, волнуется, и он вне зависимости от своей воли должен следовать этому потоку. Он просто не может остановиться. Всю свою жизнь ему приходится двигаться вперед, у него нет ни секунды покоя. И в этом его трагедия. Как писал Григорий Зотов, никто из нас не рождается злым или добрым, мир сам меняет тех, кто в нем живет. Современный человек ожесточается по мере продвижения по жизненному пути. Ему встречаются разочарования, предательство, боль. И если ему не удается вовремя обрасти броней, его сминает конвейер жизни. С самого рождения его учат быть сильным, смелым, но разумным, и он всеми силами старается оправдать ожидания окружающих. Его проверяют и тестируют на каждом этапе его жизни, и в нем все время живет страх оказаться неугодным. От того он пытается стать лучше, чем он есть или хотя бы притвориться, он превращается в материалиста. Ведь красиво и представительно выглядеть, иметь в распоряжении дорогие вещи – это самый простой способ обрести правильную оболочку, специально для окружающих.
Современный человек – открытая система. Как бы он ни пытался, он никогда не обретет свободу и независимость, и это знание может даже лишить желания идти дальше. Различные жизненные факторы, стечения обстоятельств и, наконец, другие люди будут ограничивать его на протяжении всей его жизни. В конце концов, личность человека становится просто лоскутами чужих личностей, и в нем живут чужие ограничения и предрассудки.
Человек двадцать первого века глубоко несчастен. Его преследуют стрессы и депрессии. Ему приходится решать множество проблем одновременно, он разрывается. Но ведь не все так плохо. Как бы то ни было, у него есть возможность самосовершенствоваться, стремиться не только к материальному, но и к духовному. Вокруг него сосредоточенно огромное количество информации, которую он может использовать для этого. Брайан Трейси, Дейл Карнеги и многие другие дают советы о том, как человек может избавиться от беспокойства и обрести мир.
Человек двадцать первого века, наверно слишком разный, чтобы можно было сказать что-то одно. Он противоречивый и разносторонний, в нем мириады граней, каждую секунду он другой. Он спешит жить, ведь век его короток. Он ищет удовольствий и хочет увидеть как можно больше. Он стремиться любить, и жаждет быть любимым и важным.

На самом деле, человек нашего века очень уязвим и раним, его сердце хрупкое, а психика тонкая. В нем есть пороки и добродетели. Ему нравится рушить и создавать.
И пусть очень часто, он чувствует себя богом, венцом природы, он все равно остается человеком, который подвержен естественному отбору, борьбе за существование и наследственной изменчивости.
В этом весь он. Такой большой и такой маленький.

Современное общество предъявляет особые стандарты в отношении того, какими должны быть люди 21 века . Сумму представлений о том, как выглядит успешный человеческий индивид, можно охарактеризовать понятием «антимораль», ведь превозносимые в настоящее время качества и стремления часто прямо противоположны тем, что присущи традиционной морали.

При этом их истинная сущность маскируется под псевдоположительными личинами, подобно волкам в овечьей шкуре. Так, вместо целомудрия и скромности приветствуются «свобода от комплексов», «широта взглядов» и прочие либеральные ценности. На место смиренности и терпения приходят «уверенность в своих силах» и «умение постоять за себя», подразумевающие способность к соблюдению собственных интересов безо всякой оглядки на окружающих.

“Оптом” дешевле

Для жизни социума представляет опасность то, что метастазы этой злокачественной антимо­рали простираются в ключевые сферы человече­ского существования: репродуктивную, образо­вательную, духовную и так далее. И не последнюю роль в ее распространении и укоренении играет змей о трех главах, коими являются кино, теле­видение и интернет. Безусловно, по своей сути данные средства массовой информации не явля­ются абсолютным злом.

Но, к сожалению, именно их посредством (а не через книги или Священное Писание) в головы юного поколения внедряется представление о достойном подражания идеале. Причем делается это очень искусно, порой даже в вещах, в которых заподозрить идеологическую подоплеку довольно сложно.

Известен факт, что при помощи рекламы маркетологи продвигают не только продукт, но и образ жизни, в системе координат которого су­ществование без этого продукта не представля­ется возможным. Но иногда мы недооцениваем, насколько радикальным может быть вмешатель­ство безобидного, на первый взгляд, рекламного ролика в наше сознание.

Пробовали ли вы задуматься, почему стано­вится модным быть одиноким?

Сложно не обратить внимание на аморфность и безынициатив­ность нынешних молодых людей в отношении создания семьи – вплоть до сознательного от­каза от нее и декларирования позиции «мне неплохо живется с котом».

«Российская газета» со ссылкой на британскую The Guardian пишет, что в том, чтобы убедить народ жить в одиночестве, есть экономический смысл: «Одиночки потре­бляют на 38% больше продуктов, на 42% больше упаковочного материала, на 55% больше элек­тричества и на 61% больше газа на человека, чем семьи из 4 человек. Об этом говорится в иссле­довании, проведенном учеными Мичиганского университета.

Теперь в США число одиноких людей от 25 до 34 лет, никогда не вступавших в брак, опережает состоящих в браке на 46%. Раз­вод представляет собой растущий рынок: одна распавшаяся семья означает, что теперь два дома должны покупать два автомобиля, две сти­ральные машины, два телевизора. Дни полной семьи как идеальной потребительской единицы сочтены» .

“Счастливое” одиночество

Таким образом, транснациональные корпо­рации осознали, что появилось новое направле­ние для роста продаж – развивающийся рынок одиночек, которому способствует потворство разводам и популяризация индивидуалист­ской свободы. В соответствии с этой концепци­ей меняются и акценты в рекламной политике. Об этом механизме рассказывает в комментарии «Российской газете» Анна Голова, заместитель заведующего кафедрой «Рекламные технологии и менеджмент» МГУ.

В качестве образца продви­жения счастливого одиночества и полной неза­висимости она приводит в пример рекламу кофе с участием популярного актера Джорджа Клуни. Являясь в кофейню, Клуни вынужден сделать не­легкий выбор между привлекательной девушкой и кофе. Но красотке, впрочем, тоже не до него: она легко меняет кинозвезду на напиток.

«Обра­тите вниманиеие на то, как выстроены отношения, – поясняет эксперт. – Ему не нужна женщина, жен­щине он тоже не нужен, хотя у них есть возмож­ность познакомиться. Им всем нужен кофе. Таких моделей полной независимости в рекламе очень много. А реклама – это сильный инструмент воз­действия. Она показывает: „это делай, а это нет”, дает социальные образцы, готовые модели. Они эмоционально привлекательны, как в кофейном ролике с Клуни, потому внедряются в подсозна­ние, отдает себе отчет зритель-потребитель в этом или нет.

При этом медленно и верно раз­рушается общественная оценка различных явле­ний, нормой становится то, что раньше осужда­лось общество м. <…>

Одиночки рынку намного интереснее, чем семейные. Они не задумывают­ся о завтрашнем дне, им не надо копить деньги на будущее детей, потому у них нет „отложенного спроса”, они легче расстаются с деньгами и легко берут кредиты».

Ответ на вопрос, как одиночке поступать со своими физиологическими потребностями , с готовностью подсказывает современный кине­матограф. Благодаря ему даже самый морально устойчивый представитель молодого поколения нет-нет да задумается о том, так ли необходимо теперь быть непреклонным в отношении вне­брачных отношений.

Разрушительное влияние кинематографа

Причем разрушительное влияние кино на си­стему семейных ценностей тоже не всегда так очевидно, отмечает Анна Голова: «Давайте по­смотрим, какие ценности декларировались в фильмах еще 20 лет назад: коллективизм, трудо­любие, подвиг во имя общего дела. Противопо­ставление себя обществу, индивидуализм, „нар­циссизм” осуждались.

Сейчас на экране много подвигов одиночек, индивидуализм тождестве­нен самодостаточности и силе, активная жизнь проявляется не в творчестве и служении обще­ству, а в развлечениях. Такая хитрая подмена понятий.

Семейные отношения превращаются в гротескные, где смешиваются роли мужчин и женщин. Сериалы „Воронины”, „Счастливы вме­сте” очень показательны.

Даже милый сериал „Папины дочки” показывает доминант женщин в семье, нарушение возрастной иерархии, и самая разумная младшая Пуговка диктует отцу какие- то решения.

Мы вроде стремимся к свободе от социума, от социальной среды, а на самом деле от любых глубоких отношений и связей (друже­ских и семейных), но попадаем в полную зависи­мость от коммерческой среды с ее благами: то­варами, услугами и надеждами. И на самом деле становимся более управляемыми».

Все религии хороши, выбирай на вкус?

Что делать с необходимостью социализации и каждодневного общения с себе подобными, живя с котом? – Здесь к нашим услугам интернет с социальными сетями на любой вкус. Остались еще духовные потребности, которые неизбеж­но возрастают по мере нашего приближения к вечности? – На подмогу приходят популярные эзотерические и оккультные практики, превра­тившиеся в своеобразный «духовный фастфуд», многие из которых уходят корнями в ведиче­скую культуру и индуизм.

Йога и вегетарианство

Занятия медитацией и йогой под руководством бесчисленных гуру, саньясинов и прочих «просветленных» и «пробуж­денных» стали частью масскульта как на Западе, так и у нас. Для отправления своих религиозных нужд уставшему от череды офисных будней топ- менеджеру достаточно сесть на самолет до Гоа или Бали , по прибытии переоблачиться в экзоти­ческие индийские одеяния, для пущего эффекта заправиться доступными «расширителями» со­знания и отправиться на «встречу с Богом», кото­рого чаще всего обнаруживают в себе любимом.

Для такого духовно неразборчивого искателя даже вегетарианство может стать своеобразной религией. Отказавшись от употребления в пищу продуктов животного происхождения, созна­тельный гражданин иногда (но не всегда!) считает на этом свой духовный долг выполненным, ведь, перестав таким образом «эксплуатировать» ни в чем не повинных зверей, он автоматически пере­ходит в ранг высокоразвитых существ.

О том, за­вязал ли он при этом с «людоедством» , продви­нутый индивид задумывается не всегда. И тогда «мир и любовь» декларируются им в качестве жизненного кредо скорее на словах: под предло­гом заботы об окружающих такой борец за права животных будет досаждать своими убеждениями всех знакомых «трупоедов» (так ласково имену­ют мясоедов некоторые «миролюбивые» вегета­рианцы).

О толерантности

Есть ли в этом мире место христианской си­стеме ценностей? «Конечно! – ответят толерант­ные, открытые всему современники. – Все рели­гии равны, и каждая из них ведет к Богу». Но при ближайшем рассмотрении окажется, что одни из них почему-то «равнее», чем другие, и даже в эпоху всепрощающей и всеобъемлющей толе­рантности находится повод для дискриминации некоторых из них.

В новостях то и дело сообщают о том, что чьи- то чувства в очередной раз оскорбило изобра­жение Христа – будь-то в качестве деревянного распятия на стене класса одной из итальянских школ, либо нательного креста, за ношение ко­торого увольняют с работы в Великобритании:

«Рассказы Джилли об английской жизни наши ме­дики слушали, чего уж там скрывать, с завистью. Но выяснилось, что есть роскошь, которую наши сестры милосердия могут себе позволить. Мы можем помолиться за наших больных, не тайком, не крадучись, а совершенно открыто.

И ничего нам за это не будет! А вот в Англии медсестра не может демонстрировать свои религиозные убеждения. Это запрещено, и за это могут уво­лить с работы. Джилли рассказала, что однажды, когда она предложила своей коллеге, верующей медсестре, вместе помолиться о больном, у нее были большие неприятности. На золотой цепоч­ке на груди Джилли носит подвеску в виде якоря. Различить в этом украшении одну из форм креста может только опытный взгляд. „Мы стали слиш­ком поликорректными”, – говорит Джилли» .

Зато в отношении других религий мы видим действие несколько иных стандартов. Пресло­вутая политкорректность приводит к тому, что из боязни притеснить интересы национальных меньшинств жители европейских стран сами ока­зываются в незавидном положении.

Еще шесть лет назад немецкая газета Spiegel сообщала, что в одной из школ Берлина директриса потребо­вала роспуска собственной школы: «Насилие, царящее в ней, полностью вышло из-под контро­ля, занятий практически нет, идут непрерывные драки, выбиваются двери, жгутся петарды, учи­телей избивают или игнорируют. В школе учится лишь 20% школьников коренной немецкой наци­ональности. Их называют „свиноедами”, и они – самая забитая и бесправная часть школьного на­селения».

Упоминается и о том, что школьники- немцы стараются говорить с акцентом, чтобы не нарываться на неприятности и не отличаться от основной массы. А в порыве отстоять свои права в чрезмерно политкорректном обществе молодые французы не так давно захватили мечеть в Париже с лозун­гами: «Наше поколение отказывается наблюдать за исчезновением нашего народа. Мы никогда не будем индейцами Европы».

Какие они – новые христиане?

Мир в XXI веке меняется очень быстро, прак­тически на глазах. Подстраиваются ли под эту стремительную скорость христиане, изменяются христианские идеалы в соответствии с метамор­фозами окружающей среды? «Нет!» – единогласно отвечают православные верующие из разных уголков Земли.

«Быть христианином в XXI веке значит точно то же самое, что значило всегда: любить Господа Бога нашего всем сердцем, раз­умом и душой, и любить ближних, как самих себя. Что касается вопроса: „Что характеризует нас как христиан в XXI веке, и что отличает нас от не- христиан” – ответ на него также не изменился с того времени, когда Основатель Церкви дал его: „По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35)», – говорит инокиня РПЦЗ (США), доктор богословия Васса Ларина.

Иеродиакон Филипп (Майкржак), директор Музыкальной капеллы в Свято-Владимирской Семинарии Нью-Йорка добавляет: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Исполняя эту запо­ведь, люди 21 века , христиане, должны распределить каждый аспект своей жизни в со­ответствии с критерием, который совершенно противоположен мирским порядкам, как долж­ны были делать христиане и девятнадцатом, и в одиннадцатом, и в восьмом, и во втором веках».

Иеродиакон Филипп также отмечает, что каждая эпоха оказывается перед лицом своих особенных и беспрецедентных проблем: «Цело­мудрие и тишина – вот две христианские добро­детели, которые в числе прочих добродетелей мы должны изо всех сил стараться хранить в наши дни. Их противоположности – похоть и шум, они с избытком переполняют нашу культу­ру и нашу жизнь. <…> Поэтому нам нужен огне­тушитель: тишина, внешняя и внутренняя.

Мы не можем бороться с огнем при помощи огня, и все же мы наполняем свою жизнь массой громких звуков: радио, , айподы, видеоигры, мобильные телефоны, телевизоры, которые де­монстрируют нам ток-шоу, фильмы , спортивные репортажи, музыкальные клипы , живые кон­церты, дебаты , войну, гнев, развлечения – рас­сеяние, безнравственное и непристойное… Без наполненной Богом тишины жизнь христи­ан двадцать первого века будет неотличима от жизни нехристиан. Без такой бдительности мы рискуем потратить свою жизнь впустую и погу­бить свой человеческий образ».

Архимандрит Лука (Анич), настоятель Цетиньского монастыря Рождества Богородицы (Чер­ногория) солидарен с тем, что каждое время несет свои искушения, неизбежно накладывая свой отпечаток: «Я думаю, что современные христиане , в сущности, не отличаются от пер­вых христиан.

Сегодня существует всеобщее тя­готение к размыванию духовности и всего, что касается мироустройства, и в качестве мучени­чества проявляется ревность тех, кто пытается избавиться, освободиться от всего, что предла­гает этот рог изобилия, и по-настоящему жить верой. Это очень трудно, особенно потому, что все устроение мира сегодня превращает то, что когда-то было жестокими гонениями, в некий размытый облик демократии. При ней возмож­на и позволяется любая вера, вера уже не имеет никакого значения, но это наиболее опасно для нее».

Говоря о том, что искушения, в которых на­ходятся нынешние христиане, определенным образом тяжелее, чем первые гонения, архи­мандрит Лука подчеркивает, что нам ни в коем случае нельзя делать никаких скидок на это: «Думаю, что если христианин скажет себе, что он СОВРЕМЕННЫЙ христианин , он уже проигра­ет битву. Он должен понимать, что он ХРИСТИА­НИН и что он ведет ту же битву, которая ведется вот уже 2000 лет, – битву за богопознание, за то, что остается навечно, за то, что формирует че­ловека и его отношение к миру, Богу и другим людям. Если он поймет это – тогда он на верном пути к обретению того, к чему стремился.


Христ
ос один и тот же вчера, сегодня, завтра и во веки веков , как сказал апостол Павел.

Думаю, что в современной жизни так прояв­ляется ложь, которую нам преподносит дьявол: что сейчас какая-то особенная ситуация, для ко­торой еще нет рецептов, нет правил, что сейчас времена компьютеров и современных техноло­гий и пути спасения сейчас иные.

Полагаю, что вместе с этой ложью, которую он в нас насаждает, он навязывает нам параллель­ную религию, религию сего мира. То, что сейчас существуют современные технологии, то, что мы иначе одеваемся, и что общественные отно­шения изменились, нисколько не отделяет нас от Евангелия. Евангелие осталось прежним, ибо оно вневременно и написано не для тех времен, когда Господь ходил по земле, но на все време­на»


В магазине хамит кассир, в автобусе водитель орет на всех, а все ― на него, дома и на работе ― вечные скандалы. Сложно не заметить, насколько раздражительными стали люди в XXI веке. Почему это произошло, и как не попасть в ловушку хронического невроза?

Слишком большая ответственность

Раздражительность и злоба формируется еще в детстве. Посмотрите на современного ребенка ― это уже не беззаботное дитя, а взрослый человек, который устал от уроков, кружков и внешкольных занятий. Родители много требуют от ребенка и не дают времени на личную свободу. Из-за слишком высокой ответственности малыш сначала превращается в вечно хмурого ребенка, а потом ― в раздражительного взрослого.

Желание быть первым

Амбиции и стремление к финансовому успеху ― это очень хорошо. Таблоиды, бизнес-журналы, тренинги твердят нам, что богатство ― это главная цель человека XXI века. Но без разумной меры, желание быть первым приносит человеку не пользу, а большой вред. Карьеристы не видят ничего, кроме своей работы. Не замечают красоту мира, любви родных людей. И любая неудача сильно расстраивает их и делает злыми.

Постоянные долги

Человек чувствует себя спокойно, если у него нет долгов. А современные люди буквально погрязли в ипотеках и кредитах. Пока должник не выплатит деньги, он будет находиться в вечном напряжении, нервничать, панически бояться потерять источник дохода. Как тут быть уравновешенным и веселым?

Пессимизм

Чему учат современных людей? Не доверять никому, ждать от людей подлостей, разочаровываться в нынешнем обществе. Человек, выходя на улицу, сразу занимает психологическую оборонительную позу. То есть ведет себя агрессивно по отношению к окружающим, чтобы его не смогли обидеть. Постоянное пребывание в напряженном состоянии ведет к развитию невроза, в результате чего человек часто срывается на окружающих.

Урбанизация

Городские условия являются противоестественными для жизни человека. Раньше люди были близки с природой и жили в полной гармонии с окружающим миром. В большом городе нельзя расслабляться и быть невнимательным, даже просто шагая по улице! Плюс к тому, человеку не хватает личного пространства; он всегда окружен десятками других людей.

Эти факторы в совокупности привели к тому, что человек XXI века стал злым и раздражительным. Только полноценный отдых, гармония в отношении с окружающим и умеренный труд позволяют защититься от невроза и агрессии.