Научная значимость. Теоретическая и практическая значимость исследования. Размеры обоснования актуальности

15.01.2020 Досуг 

Разум показывает не токмо внешний вид, красоту и доброту каждого предмета, но и снабдевает его действительным

оного употреблением.

Козьма Прутков

Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.

Д. И. Менделеев

Если всю науку сделать прикладной, то вскоре нечего будет прикладывать.

Гармонизация фундаментальных и прикладных, теоретических и экспериментальных исследований - это актуальнейшая проблема, стоящая не только перед самой наукой, но и перед обществом в целом. Отдельная же научная работа любого жанра имеет право претендовать на признание, если она несет в себе элементы новизны и прогресса. Работы в области естественных наук всегда отличала комплексность, сочетание теоретических и доведенных до реального применения новейших прикладных разработок, т.е. то, что сейчас принято называть инновационным подходом. А в современных условиях, видимо, тем более нельзя позволить себе роскошь разделять высказывание Оноре де Бальзака: «Истинный ученый - это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком»* 5

Наиболее взвешенным представляется мнение П. Л. Чебышёва: «Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сама паука развивается под влиянием ее, она открывает новые предметы для исследования или новые стороны в предметах» .

Когда говорят о научной значимости исследования, имеют в виду непосредственное влияние, которое может оказать и оказывает проведенное исследование на дальнейший прогресс в определенной области науки в фундаментальном плане, в получении качественно новых знаний об объекте исследования, в изучении его базовых свойств.

Прикладная значимость исследования, понимаемая достаточно широко, зависит от характера научного исследования и связана с конкретным использованием результатов для создания нового продукта, полезного для использования в различных сферах человеческой деятельности в разных формах. Прикладная значимость диссертации мо-

  • 45 Великие мысли великих людей... Т. 3. С. 37.
  • 46 Слово о науке... С. 178.

жет, в частности, выражаться в разработке новых принципов работы и самих новых устройств (в том числе защищенных авторскими свидетельствами и патентами), формулировке конструкторско-технологических рекомендаций, разработке новых методов исследования, новых методик измерений, создании новейших методов и алгоритмов аналитического и численного расчетов (в том числе находящих отражение в регистрации компьютерных программ в соответствующих фондах), использовании результатов при выполнении научно-исследовательских работ, проектов и программ, внедрении результатов в учебные курсы, отражении в монографиях и учебниках и т.п.

Мы должны внедрять, а не фантазировать!

Фраза из кинофильма «Девушка без адреса» (1957)

Дадим потребителю не то, что он хочет, а то, в чем он нуждается!

А. Б. Мигдал

Приведем конкретные примеры формулировок рубрики автореферата «Научная и прикладная значимость».

Кандидатская диссертация «Нелинейные колебательные явления в системах, содержащих нерелятивистские электронные пучки с виртуальным катодом в тормозящем поле»

Результаты, полученные при теоретическом, численном и экспериментальном изучении широкополосной хаотической генерации, свидетельствуют о перспективности создания источников хаотического СВЧ-сигнала (низковольтных виркаторов) среднего и большого уровня мощности с шириной 0,5... 1,5 октавы и слабой изрезанностью спектра мощности. В качестве активной среды в таких генераторах возможно использование нерелятивистского электронного пучка со сверхкритическим током, в котором формируется нестационарный виртуальный катод. Предложенные решения защищены патентами Российской Федерации.

Одновременно решение поставленных в диссертации задач для базовых систем имеет фундаментальное значение для радиофизики и электроники и общей теории колебаний и волн в распределенных автоколебательных системах (изучены вопросы формирования и взаимодействия пространственно-временных структур в распределенных нелинейных системах электронноволновой природы, демонстрирующих пространственно развитый хаос).

Кандидатская диссертация «Операторное описание дискретных хаотических процессов»

Научная и прикладная значимость. В диссертации развит аналитический метод исследования спектральных свойств несамосопряженного линейного оператора Перрона-Фробениуса, определяющих и объясняющих динамику дискретных хаотических моделей. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории линейных несамосопряженных операторов, теории разностных уравнений, функционального анализа, современной теории динамических систем, методов моделирования хаотических процессов. В прикладном аспекте результаты работы представляют интерес для решения задач статистической радиофизики, связанных с исследованием асимптотических спектрально-корреляционных свойств хаотических процессов, разработки алгоритмов хаотической передачи и обработки информации, построения конкретных моделей нейронной активности на базе отображения Реньи.

Кандидатская диссертация «Особенности воздействия СВЧ- и оптического излучения на полупроводниковые приборы СВЧ-диапазона»

Научная и прикладная значимость. На основе предложенной СВЧ-схемы вычитания когерентных сигналов в полупроводниковых синхронизированных СВЧ-генераторах развиты эффективные методы управления амплитудой и фазой СВЧ-сигнала генератора посредством изменения напряжения питания и воздействия оптического излучения, а также высокочувствительные методы измерения параметров материалов и структур. На основе разработанной методики измерения толщины тонких проводящих слоев в диапазоне от 5 нм до 5 мкм создана высокочувствительная измерительная система контроля параметров металлополупроводниковых и металлодиэлектрических структур с использованием синхронизированных СВЧ-генераторов. Результаты работы использованы при выполнении грантов АОЗ-3.15-491 и А04-3.15-31 Минобразования России по поддержке научно-исследовательской работы аспирантов высших учебных заведений 2003-2004 гг.

Кандидатская диссертация «Хаос и хаотическая синхронизация в сверхвысокочастотных автогенераторах на основе клистронных усилителей с обратной связью »

Научная и прикладная значимость. Работа включает как теоретическое (на основе аналитического и численного моделирования), так и экспериментальное изучение хаотического поведения распределенных СВЧ-систем физической электроники и радиофизики. Фундаментальное значение имеет установление факта существования режима обобщенной синхронизации, выявление основных механизмов осуществления синхронизации и управления хаосом в таких системах. Результаты экспериментального исследования получены на СВЧ-генераторах, основным элементом которых был промышленный клистронный усилитель КУ-134Е, базовый элемент систем теле- и радиовещания, спутниковой и наземной связи, систем радиолокации и т.п. Установлены хаотические особенностей функционирования таких приборов в контексте решения проблем (скрытой) передачи информации с помощью хаотических сигналов, радиолокации на основе хаотических сигналов, радиопротиводействия и т.д.

Докторская диссертация «Резонансные явления в электродинамических системах с полупроводниковыми структурами»

Научная и прикладная значимость. Результаты проведенных теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки новых типов твердотельных СВЧ-устройств (защищенных авторскими свидетельствами и патентами) различного назначения с параметрами, качественно превосходящими аналогичные параметры известных устройств, - полупроводниковых усилителей и генераторов СВЧ; синхронизованного на субгармонике СВЧ-генератора на диоде Ганна; активных СВЧ-фильтров на полупроводниковых СВЧ-генераторах, работающих в режиме синхронизации; смесителя СВЧ; микрополоскового СВЧ-устройства с повышенной вибростойкостыо; управляемого магнитным полем СВЧ-выюпочателя на р-ьп диодах; устройства резонансного поглощения инфракрасного излучения; электрически управляемых низкоразмерных СВЧ-резонаторов; полупроводниковых СВЧ-устройств с управляемыми магнитным полем характеристиками; устройства для определения влияния переменного магнитного поля на физические характеристики воды СВЧ-методом.


Диссертационное исследование по своей структуре состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.
Так, если в основной части диссертации описывается весь ход исследования, от анализа состояния исследуемого вопроса до практического применения идей автора, в заключении описываются результаты, полученные лично автором и рекомендации по их применению, то во введении к диссертации приводятся все основные характеристики диссертационного исследования.
Эти основные характеристики должны в полной мере показать квалификацию автора как научного исследователя, готового ставить и решать научные задачи, имеющие научную и практическую ценность, а также доказать соответствие работы требованиям ВАК к диссертациям.
Объем введения обычно составляет 5-6 страниц, на которых должны быть представлены:
-актуальность
-цель и задачи исследования
-объект и предмет исследования
-гипотеза или основная идея работы
-методология и методы исследования
-научная новизна
-научные положения , выносимые на защиту и их достоверность
-практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов
-апробация результатов работы
-публикации автора по теме диссертации
-объем диссертации.
Необходимо еще раз отметить, что все характеристики работы должны быть связаны как с темой работы, так и между собой.

Также посмотреть консультирование при написании диссертации и консультации аспирантам (в том числе консультирование по подготовке введения диссертации).

Актуальность диссертационного исследования , являясь с одной стороны характеристикой современного состояний исследуемого в диссертации вопроса и необходимости решения назревших проблем, с другой характеризует автора как научного исследователя, способного самостоятельно показать и сформулировать суть исследуемой проблемы и ее практическую значимость для отраслей экономики нашей страны. Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе подготовки актуальности идут по пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации. То есть сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается научная задачи. В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется по мнению автора наиболее значимая, характеризуется эффективность при успешном решении данной проблемы, рассматриваются причины возникновения проблемы, после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса.
Таким образом, в результате выполненного анализа актуальности темы работы определяется объект и предмет исследования, причем формулировка объекта и предмета исследования должна быть созвучна теме диссертации. Для определения цели и задач исследования далее приводится анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме диссертации. Исследователи группируются по группам рассматриваемых вопросов, которые по мнению автора недостаточно проработаны в их трудах, после чего формулируется необходимость проведения дальнейшего научного поиска в рассматриваемом направлении.
Следующим этапом работы является формулирование цели и задач исследования .
Цель диссертационной работы практически повторяет название диссертационного исследования с добавлением в начале фразы: «разработать..», или в конце фразы: «обеспечивающего эффективное...» и т.д.
При формулировании задач исследования необходимо четко представлять этапы исследования и на каждый из них ставить четко сформулированную задачу. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность, «сформулировать и обосновать», «выявить факторы», «рассмотреть», «проанализировать», «изучить», «разработать», «определить место». В конце формулировки задач рекомендуется указать цель решения задачи. Кроме того, необходимо помнить, что сформулированные задачи определяют название и содержание основных глав и параграфов диссертации.
Далее во введении характеризуется в нескольких предложениях теоретическая и методологическая база исследования, в которой приводятся перечень рассматриваемых научных направлений, а также характеризуются используемые в исследовании научные методы.
При характеристике информационной базы исследования характеризуются источники информации для проведения исследований.
Гипотеза (основная идея работы) . Формулировка гипотезы не является обязательным элементом и ее представление во введении оставляется на усмотрение автора. Гипотеза, являясь основной идеей работы, представляет собой авторское видение способа достижения цели, поставленной в работе. Пример формулировки гипотезы: «обоснование параметров… должно осуществляться на основе…». Гипотеза в результате выполненных исследований может быть подтверждена или опровергнута. В последнем случае производится углубленный анализ причин получения такого результата.
Основные положения диссертации , выносимые на защиту, являются подтвержденными составными частями гипотезы. Основные положения фактически являются научными результатами, полученными в ходе исследований, но имеющие отличия от ранее выполненных работ, то есть имеющие научную новизну. Это могут быть: установленные закономерности, методики, позволяющие получить новые знания, способы обучения, воспитания и т.д. То есть научные положения в утвердительной форме подтверждают предвидение автора, его гипотезу по результатам выполненных исследований. Естественно, что последнее научное положение или основной научный вывод по работе должен быть созвучен с темой диссертации и подтверждать, как актуальность, так и правильность постановки цели и задач исследования.
Достоверность научных положений . В этом разделе из одного-двух предложений перечисляются конкретные результаты научных исследований (расчеты динамики, сравнения, оценки и т.д.) подтверждающие полученные в ходе исследований результаты.
Научная новизна . Научная новизна является основным признаком диссертационной работы, за который и присуждается в конечном итоге ученая степень. Научная новизна может быть сформулирована в одном предложении. К примеру автор мог разработать методику, позволяющую решить проблему, не разрешимую ранее. Однако, в современных условиях насыщенности всех областей знаний научными исследованиями, довольно проблематично решить такую проблему, в связи с чем в кандидатских диссертациях допускается присутствие элементов новизны. Что такое научная новизна – это понятие, которое позволяет автору сказать, что такого ранее не было. Но голословного утверждения о новизне недостаточно, необходимо, чтобы в формулировке звучало: « отличающаяся тем, что…», «впервые получено…», «впервые получено…», или «доказано, что…», «проанализировано…, что позволяет в отличие от…» и т.д. Формулировка научной новизны должна быть увязана с темой диссертации и включать в себя ее часть.
Научная значимость результатов исследований должна показать вклад автора в развитие научных представлений в той или иной области научных знаний, раскрывать сущность и механизмы развития процессов. служить базой для дальнейших научных исследований.
Практическая значимость полученных результатов . В этом разделе приводятся сведения как о разработке автора, которую он предлагает для практического использования, так и о фактическом использовании или возможности и месте использования результатов работы, причем в связи с тем, что разработка является новой как в научном, так и прикладном аспекте, возможность ее применения должна быть показана и в той и в другой областях.
Апробация результатов диссертации . В этом разделе приводятся сведения о докладах и сообщениях автора на научных конференциях и других способах ознакомления научной общественности с результатами диссертационной работы.
Публикации . В разделе указывает количество монографий, статей в научных журналах, сборниках научных трудов, опубликованных тезисах выступлений на конференциях.
Объем диссертации . В разделе приводятся сведения о структуре диссертации (введение, количество глав, заключение, наличие приложений), а также объем диссертации, количество рисунков и таблицам, приложения с указанием их количества.

В работе предусмотрено решение задачи по эффективной подготовке в рамках сформировавшихся в НОЦ «Теоретическая и экспериментальная химия» научных направлений по неорганической, координационной, супрамолекулярной и аналитической химии (основатели - Г.А. Крестов, В.П. Васильев, Б.Д. Березин) высококвалифицированных специалистов качественно нового типа, способных решать задачи современной цивилизации на уровне высоких технологий в междисциплинарных областях химической науки на основе консолидации интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава Ивановского государственного химико-технологического университета и научных сотрудников Института химии растворов РАН в современном региональном НОЦ путем слияния научных исследований и образовательного процесса при взаимодействии университета и института РАН, создания непрерывной индивидуальной системы обучения в цепочке «школьник - студент - аспирант - научный сотрудник - докторант», создания условий для профессионального роста молодых специалистов.

Научная и образовательная компоненты заявленного проекта имеют устойчивую концептуальную и функциональную взаимосвязь. Научные исследования, заявляемые в проекте, охватывают современные проблемы и развиваемые в отечественных и зарубежных научных школах современные направления неорганической, координационной, супрамолекулярной и аналитической химии. Важнейшими задачами, которые будут решаться в ходе выполнения работ, являются:

1) получение принципиально новых знаний в приоритетных областях науки, активно развиваемых в настоящее время в Ивановском государственном химико-технологическом университете и Институте химии растворов РАН и получивших высокую экспертную оценку различных конкурсных программ (координационная и супрамолекулярная химия биологически активных лигандов и их структурных аналогов, направленный синтез новых веществ и материалов с заранее предсказуемыми свойствами, материалы для нужд лазерной техники, биохимии и медицины, разработка высокочувствительных тест-методов определения ионов металлов в различных средах);

2) развитие новых методологических подходов физико-химических исследований;

3) обновление существующей приборной базы исследований за счет приобретения современного научного оборудования в рамках действующих Центров коллективного пользования;

4) обеспечение исследований необходимым количеством периодической, монографической и учебной литературы;

5) расширение сотрудничества в области фундаментальных исследований с крупнейшими научными центрами России, СНГ, Европы.

Актуальность и научная значимость заявленных работ по проекту обусловлены практически полным отсутствием систематики в исследованиях координационных соединений биологически активных лигандов и их структурных аналогов как перспективных соединений с удачным сочетанием физико-химических свойств. В работе предполагается изучить широкий ряд биологически активных лигандов и их структурных аналогов: линейные олигопирролы (дипирролилметены, бис-дипирролилметены и их производные), аминокислоты, пептиды, витамины гетероциклического ряда, комплексоны и родственные соединения. Перечисленные группы лигандов и образуемые ими металлокомплексы являются перспективными соединениями для решения фундаментальных и прикладных задач современной неорганической, координационной, супрамолекулярной и аналитической химии. Так, высокая подвижность ароматической системы у дипирролилметенов и бис-дипирролилметенов и их способность к образованию устойчивых шестичленных металлоциклов вызывают несомненный интерес. Уже достаточно надежно доказано, что варьирование природы комплексообразователя в металлокомплексах дипирролилметенов является эффективным инструментом управления их спектральными, фотофизическими и другими свойствами. В этой связи разработка направленных методов синтеза и изучение свойств металлокомплексов дипирролилметенов и бис-дипирролилметенов различного строения представляет значительный научный и практический интерес, так как обеспечивает перспективу создания принципиально новых функциональных материалов для нужд лазерной техники и медицины. Практически полное отсутствие сведений о супрамолекулярных комплексах новой группы политопных лигандов - линейных олигопирролов, возможности молекулярного дизайна которых позволяют получать электронейтральные геликаты с двумя и более металлическими центрами, составляют серьезную научную проблему. До сих пор не сформулированы подходы к конструированию линейных олигопирролов с таким сочетанием хелатирующих единиц и спейсеров, которое обеспечило бы их связывание в геликате с фиксацией необходимого пространственного расположения олигопиррольной цепи относительно центров координации. Несмотря на всю сложность обозначенной проблемы, она представляется вполне решаемой в ближайшей перспективе с использованием разработанной к настоящему времени методологии дизайна и исследования физико-химических свойств линейных олигопирролов и их металлокомплексов, имеющих не более двух координационных доменов (комплексы дипирролилметенов и биладиенов). Важное направление исследований в рамках проекта составит установление закономерностей влияния состава и природы бинарных растворителей на координационные и кислотно-основные свойства витаминов гетероциклического ряда, аминокислот, пептидов и их структурных аналогов. Таким образом, будут использованы универсальные подходы на основе термодинамического описания сольватации всех участников исследуемых координационных и протолитических равновесий. Основная идея проекта заключается в изучении возможностей использования растворителя как средства управления процессами комплексообразования в системах, содержащих модельные биомолекулы.

Использование научных достижений в образовательном процессе будет способствовать повышению уровня преподавания как фундаментальных хи-мических дисциплин, так и дисциплин специальной подготовки будущих химиков-исследо-вате-лей. С этой целью в области образования будут решены следующие задачи:

создание индивидуальной системы подготовки и переподготовки специалистов, способных работать в междисциплинарных областях науки и владеющих теоретическими знаниями в области фундаментальных свойств соединений, экспериментальными методами исследования этих свойств, новейшими приемами и методами молекулярного дизайна и направленного синтеза новых соединений и материалов с заранее заданными (предсказуемыми) свойствами;

подготовка высококвалифицированных преподавателей и исследователей в приоритетных областях современной науки;

совершенствование системы отбора талантливой молодежи и довузовской подготовки школьников;

организация образовательного процесса нового типа, опирающегося на современные инновационные и информационные технологии, создание новых учебных дисциплин;

формирование долгосрочной программы морального и материального стимулирования для обеспечения непрерывного профессионального роста молодых преподавателей и исследователей;

обеспечение высокого уровня владения английским языком научными сотрудниками, аспирантами и студентами.

Для студентов и аспирантов образовательный план заявленного проекта исходит из того, что помимо базового и специального химического образования по теме проекта, реализуемого через соответствующие общие и специальные курсы и практикумы, специалисты должны иметь усиленную подготовку в необходимых смежных областях, а именно: свободное владение современными физико-химическими методами исследования, знания в области молекулярной биологии и направленного органического синтеза, умение квалифицированно использовать в своей работе методы математического моделирования и современные информационные технологии.

Реализация поставленных целей и задач в области образования и научных исследований позволит создать высокоэффективную целостную саморазвивающуюся систему подготовки высококвалифицированных специалистов в области современной неорганической, координационной, супрамолекулярной и аналитической химии, способную устойчиво функционировать после окончания финансирования по данному проекту. Кроме того, реализация проекта позволит расширить научно-культурное влияние НОЦ «Теоретическая и экспериментальная химия» и его учредителей, как минимум, на региональном и межрегиональном уровнях, развить существующие и установить новые связи с научно-образовательными центрами в стране и за рубежом, укрепить авторитет и роль НОЦ «Теоретическая и экспериментальная химия» в решении задач современной химической науки.

Вот настала дата написания дипломного проекта. Тема, задачи, цели проектирования, объект и предмет исследований давно сформулированы и записаны. И тут студент задается вопросом «А о чем писать дальше? Может быть, пришел кризис письма?». Данная статья специально для таких учащихся, ну и конечно для всех тех, кто желает разобраться в том, а что же все- таки писать после поставленных очевидных аспектов.

Первым, чему стоит уделить престольное внимание, является постановление актуальности проблематики выбранной темы для научной сферы, в которой пишется дипломная работа. Преподаватель начинает знакомиться с дипломном проектом с введения, в котором, как раз, и формулируются доказательства научной актуальности работы и значимости ее результатов.

Формулирование актуальности дипломного проектирования отвечает на один единственный вопрос- по какой причине (или причинам) для исследовательского труда выбрана именно эта тема и, на сколько весома потребность в ее глубоком изучении.

Если проблема или вопрос, решаемый в ходе научного исследований дипломного проекта, представляет хотя бы какую- то научную важность- то выбранная тема актуальна.

Обосновывая актуальность и практическую значимость дипломного исследования, следует помнить про выгоды. Что полезного привнесут результаты исследования в научную сферу? На сколько важны ожидаемые результаты?

Многие студенты называют актуальную работу обоснованной, и не зря. Для того, чтобы на защите верно обосновать (именно обосновать- аргументировано подтвердить) остроту проблемы, требуется доказать, что тема или вопрос, по которому проводились исследования, действительно требовали изысканий.

Как сформулировать актуальность темы

В данном разделе можно оперировать следующими словесными оборотами:

  • На сегодняшний день, данная тема приобрела…
  • К грядущему году развитие темы наберет…
  • Если не прибегнуть к решению данного вопроса, то…
  • Сегодня, тема до конца не изучена, потому что…
  • Причина актуальности данной темы кроется в…
  • Рассмотрение данной темы представляет научный интерес, потому что…
  • О значительности данной темы можно судит вследствие с…

Важное, что поможет в формировании актуальности, так это факты изученности темы, или ее частного случая.

Размеры обоснования актуальности

Объем текста, отводящийся на обоснование актуальности - от одного до пяти абзацев введения дипломной работы. Если тема весьма проста и выводов ожидается не более двух, то следует уместить обоснование актуальности в 2-3 абзаца. Соответственно, если выбранный для решения в ходе исследования, вопрос, подразумевает от трех до семи и более результатов, то актуальность. Присущая проблема, должна быть сформированная в 5 абзацев, не более.

Обоснование значимости темы дипломного проекта можно провести в двух направлениях. Первым направлением станет детальный подход к изучению теоретических аспектов по вопросу, а следующим этапом- анализ результатов и выводов, полученных при практическом изучении проблемы ранее.

Научная значимость

Как правило, научная значимость вытекает из изложения об актуальности, как бы, продолжая доказывать ее.

Научную значимость можно раскрыть путем описания инновационных методик, применение которых прогнозирует рост новых задач, а следовательно, раскрывает новые горизонты (то есть стороны, которые могут быть подвержены более детальному рассмотрению и анализу).

При написании введения дипломного проекта следует предположить о будущих вкладах в научную сферу, дабы спрогнозировать возможные скрытые грани области.

Что поможет при формулировании актуальности?

В основном, выделяются следующие позиции, владея которыми разобраться с обоснованием актуальности выбранной темы становиться проще.

В современных условиях развития научной мысли любое научное исследование должно быть социально значимым, содержать новую научную информацию, обобщение лучшего опыта, решения новых теоретических задач, раскрытия методов использования теории в конкретных условиях деятельности. То есть любое научное исследование должно быть актуальным в современных условиях развития науки и содержать элементы научной новизны.

Актуальность научного исследования

Актуальность научного исследования определяется тем, его результаты будут способствовать решению конкретных практических задач или или способствовать устранению существующих теоретических противоречий в области бухгалтерского учета в целом или в ее отдельных участках. Актуальность научного исследования обосновывают прежде всего новизной полученных в процессе его проведения результатов, на основе которых могут быть установлены новые теоретические закономерности и определены пути их применения для конкретных практических потребностей бухгалтерской практики.

Отечественные и зарубежные ученые по-разному трактуют понятие актуальности научного исследования (табл. 10.4).

Таблица 10.4

Дефиниции "актуальности научного исследования"

В научных исследованиях в области бухгалтерского учета различают определенные виды их актуальности (рис. 10.2):

Рис. 10.2. Виды актуальности научных исследований в области бухгалтерского учета

Например, ученый, который проводит исследования в области бухгалтерского учета на тему "Бухгалтерский учет и контроль затрат в системе управления предприятий лесного хозяйства", может обосновать актуальность своего исследования следующим образом:

1. Исследование методики учета затрат на предприятиях лесного хозяйства является актуальным в связи со значительными изменениями в действующем законодательстве, а именно в связи с принятием Налогового кодекса Украины.

2. Учитывая изменения, внесенные в действующих национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, актуальным является изучение классификационных признаков расходов предприятий лесного хозяйства с целью совершенствования их аналитического учета.

3. В связи с продолжающимся процессом реформирования налогового законодательства Украины актуальным остается вопрос разработки новых форм первичных налоговых документов, а именно налоговой накладной.

4. Учитывая изменения, внесенные в План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций Украины для организации аналитического учета затрат актуальным вопросом является введение дополнительных субсчетов для учета затрат на предприятиях лесного хозяйства.

Более подробный пример научно обоснованного формирования актуальности научного исследования по теме "Бухгалтерский учет и контроль затрат в системе управления предприятий лесного хозяйства" приведены ниже:

Научная новизна

Научное исследование, выполненное на актуальную тему с целью решения определенных проблем, должен содержать научную новизну полученных результатов. В Украине принято при осуществлении научных исследований формировать научную новизну полученных результатов с помощью таких фраз:

Впервые

Усовершенствована...;

Получило дальнейшего развития...

Вопрос новизны является одним из самых противоречивых и сложных при осуществлении различных видов научных исследований, в том числе в области бухгалтерского учета. Одни ученые могут считать полученный ученым результат новым, другие - давно известным. При этом, делая выводы, они опираются на свой личный опыт, который за растущего числа работ, расширение тематики исследований и одновременного частичного уменьшения доступных источников информации становится все менее надежным. Поэтому каждый ученый должен уметь четко и обоснованно определять новизну своего собственного научного результата, а также защитить свой выбор в будущем.

При формулировке научной новизны важно учитывать три главных условия:

1. Раскрытие результата, то есть в научной работе необходимо указать, какой тип нового знания получил исследователь. Это может быть выработка концепции, методики, классификации, закономерностей и тому подобное. Итак, следует различать теоретическую и практическую новизну.

2. Определение степени новизны полученного результата, его место среди известных научных фактов. В сравнении с ними новая информация может выполнять различные функции: уточнять, конкретизировать существующие сведения, расширять и дополнять их или существенно преобразовывать. В зависимости от этого выделяют следующие уровни новизны: конкретизацию, дополнения, преобразования.

3. Оценкой новых результатов является их развернутое и четкое изложение, а не формальное, ничем не подкрепленное заверения, что теоретические позиции и практические выводы исследования являются новыми.

Итак, можно выделить три уровня новизны научных исследований:

а) превращение известных данных, коренное их изменение;

б) расширение, дополнение известных данных;

в) уточнение, конкретизация известных данных, распространение известных результатов на новый класс объектов, систем.

Также можно математически описать формы новизны научных исследований (табл. 10.5)

Таблица 10.5

Формы научной новизны

Характеристика научной новизны

Обозначения научной новизны

Частичное новое сочетание признаков

(Было А + В, стало С + Д)

Включение нового признака

(Было А + В, стало А + В + С)

Замена части признаков новыми

(Было А + В + С, стало А + В + Д)

Использование более конкретного признака как общепринятой

(Было А + В + С, стало А + В + С1, где С1 = С + С + С1.)

Новое взаимное расположение признаков

(Было А + В + С, стало А + С + В)

Новый тип связи и взаимодействия между признаками:

Совместное использование признаков, которые ранее использовались отдельно, в виде нового сочетания

(Было X = А + В; Y = C + D, стало Z = А + В + С + Д)

Новая форма (режим, структура) признаки

(Было а + В + С, стало А + В + С).

Новое количественное соотношение признаков

(Было А + В + С, стало A + 2В + 3С)

Все научные положения в области бухгалтерского учета с учетом достигнутого уровня новизны является теоретической основой (фундаментом) решенной в исследовании научной задачи или научной проблемы. Прежде всего за это научной работе могут предоставляться положительные отзывы.

Научная новизна и теоретическая значимость научного исследования в области бухгалтерского учета заключаются в раскрытии содержания концепции, метода или методики, выявлении и формулировании закономерностей учетного процесса или описания учетных моделей. Практическая значимость научной новизны включая обоснование новой учетной или методической системы, рекомендации, требования, предложения.

К определению этих параметров оценки результатов научного исследования в области бухгалтерского учета выдвигается ряд требований, которым должны соответствовать выполнены научные работы всех уровней. Впрочем анализ научных работ в области бухгалтерского учета молодых ученых показывает, что во многих авторов нет единого понимания того, как формулировать новизну, теоретическую и практическую значимость по содержанию и по форме, как "отделить" их, не повторяя одно и то же, не дублируя описание актуальности исследования.

В научной новизне исследования представляют краткий перечень новых научных положений (решений), предложенных ученым лично. Необходимо показать отличие полученных результатов от известных ранее, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие).

Типичные ошибки, допускаемые при этом, такие:

Новизна подменяется актуальностью темы, ее практической и теоретической значимости;

В трудах утверждается, что данный вопрос не рассматривался в конкретных условиях, не исследовалась его важность для практики;

Выводы к разделам имеют характер констатации и являются самоочевидными утверждениями, с которыми действительно нельзя спорить;

Нет связи между полученными ранее и новыми результатами, то есть преемственности.

Каждое научное положение в области бухгалтерского учета четко формулируют, отделяя его основную сущность и сосредоточивая особое внимание на уровне достигнутой при этом новизны. Сформулировано научное положение в области бухгалтерского учета должно читаться и восприниматься легко и однозначно (без накопления мелких и таких, что затемняют его сущность, деталей и уточнений). Ни в коем случае нельзя прибегать к изложению научного положения в виде аннотации, когда просто констатируют, что в научной работе сделано то и то, а сущности и новизны положения из написанного обнаружить невозможно. Представление научных положений в виде аннотации является наиболее распространенной ошибкой ученого при изложении общей характеристики работы, которая встречается у 90% научных работ. Нередки научные работы, выводы которых повторяют известные положения или очевидные истины.

При формировании научной новизны во время научных исследований в области бухгалтерского учета следует выражать собственное мнение (если имеет весомые аргументы), но не следует злоупотреблять местоимением "я" настолько, чтобы это бросалось в глаза. Как правило, для официальных докладов уместно избегать личных местоимений я, мы, ты, вы, потому что они предоставляют общению и текста оттенок личного обращения, неофициального характера. Чаще всего в научной коммуникации преобладает использование безличных форм (исследовано, рассмотрено, проанализированы) для разговорной лексики, неофициального общения, непосредственного обращения к слушателю или читателю автор может выбрать "я". Объективности мнения способствуют и безличные предложения, пассивные обороты, возвратные глаголы.

Личные конструкции легко превратить в безличные. Например: я убежден - вполне понятно, что; мы считаем - считается, что...

Чрезмерное увлечение "я" или "мы" в научном исследовании в области бухгалтерского учета постоянно наталкивает на мысль, что автор больше увлекается собой, чем объектом исследования, по личностным фоном может потеряться суть. Постоянное «мы» заставляет задуматься над тем, почему исследователь постоянно "превозносит" себя, обращаясь к форме множественного числа. Местоимение мы чаще всего означает то коллектив (автор и соавтор, группа авторов), работавший над концепцией, анализом, результатами разведки, внедрением их в практику и тому подобное.

Примеры научной новизны

Ниже приведены варианты сложившейся научной новизны исследования на тему "Бухгалтерский учет и контроль затрат в системе управления предприятий лесного хозяйства":

Впервые:

Предложена методика бюджетирования издержек производства продукции предприятий лесного хозяйства, которая вмещает модель бюджета затрат на производство по видам древесины, что позволяет осуществлять планирование расходов, оперативно контролировать рациональное использование производственных ресурсов и выполнения производственной программы;

Усовершенствована:

Методику распределения общепроизводственных расходов предприятий лесного хозяйства из-за использования переменных расходов, в частности, расходов на оплату труда как базы распределения, обеспечивает получение более обоснованной информации о размере производственных затрат и уровень себестоимости и, соответственно, установление реальной реализационной цены на продукцию растениеводства;

Получило дальнейшего развития:

Трактовка понятия "информационное обеспечение управления затратами" - совокупность информационных потоков, содержащих информацию о затратах на производство продукции с учетом потребностей пользователей на всех уровнях управления и обеспечивают информационную связь между источниками и пользователями такой информации;

Обоснование основных требований, предъявляемых к понятию "информационное обеспечение управления затратами" - минимальный объем при максимальном содержании, оперативность, полезность, достоверность, своевременность, группировки по центрам ответственности, аналитичность, понятность, надежность, целеустремленность, сопоставимость, пригодность.