Историко культурные регионы мира. Историко-культурные области. Вопросы для повторения

1. Найдите и покажите на карте страны:

а) Средиземноморского региона,

б) страны Балканского региона;

в) страны Карибского региона;

г) страны Латинской Америки.

а) Средиземноморский регион объединяет в себе страны двух континентов - Евразии и Африки, такие как Италия, Франция, Испания, Турция, Египет, Тунис, Алжир и т.д.

б) Греция, Болгария, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина, Албания и т.д.

в) Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, Доминиканская республика и т.д. г) Венесуэла, Бразилия, Мексика, Эквадор, Перу, Чили, Уругвай и т.д.

2. Какие термины используют при характеристике географического пространства?

Регион, Район, Культурно-исторический регион

3. Что изучает региональная география?

«Региональная география» рассматривает многообразие современного мира под региональным углом зрения, т.е. с учетом индивидуальности слагающих его частей.

4. Что такое культурно-исторические регионы? Какие признаки их характеризуют? Приведите примеры.

Культурно-исторические регионы - это территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Культурно-исторические области проявляются в материальной культуре - типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор и т. п.). В отличие от этносов, обладающих этническим самосознанием, культурно-исторические регионы могут не осознаваться людьми и выделяются в ходе специальных этнографических исследований. К примерам культурно-исторических регионов можно отнести Западную Европу, Ближний Восток, Вест-Индию, Индокитай, Тропическую Африку.

5. К какому культурно-историческому региону можно отнести Россию?

Россию можно отнести к Постсоветскому культурно-историческому региону.

6. Приведите примеры стран, относящихся к двум и более культурно-историческим регионам. Чем это обусловлено?

Египет является североафриканской, ближневосточной, средневосточной и арабской страной. Мексику можно отнести, как к Карибскому региону, так и к Латинской Америке. Это обусловлено тем, что большинство крупных культурно-исторических регионов обладают сложной многоступенчатой (“матрёшечной”) структурой. В свою очередь, внутри многих государств имеются свои культурно-исторические очаги.

7. Деление земного шара на отдельные регионы возможно по разным признакам. Выпишите в тетрадь известные вам классификации деления мира на регионы. А какие классификации можете предложить вы? Какой признак вы положите в их основу?

Классификации деления мира на регионы возможны по физико-географическим, культурно-историческим, экономическим, политическим, идеологическим признакам. Я бы предложил деление мира по языковому признаку, в котором каждый регион характеризовался бы доминирующим на его территории языком (либо языковой семьей или группой).

2) По рисунку 44 учебника сделайте вывод о том, как изменялась численность населения Земли во времени.

3) Что такое естественный прирост населения? Как его определяют?

  • Ответ: Это разность между числом родившихся и числом умерших.

4) Постройте график или диаграмму роста численности населения Земли по приведенным данным.

Х в. - 300 млн человек;

XV в. - 450 млн человек;

XIX в. - 1650 млн человек;

XXI в. - 7000 млн человек.

  • Ответ: Разделить численность на плотность.

6) Назовите территории с большой плотностью населения.

7) Как вы считаете, сохранится ли деление человечества на расы в будущем? Почему?

  • Ответ: Сохраниться, но европеоидная раса заметно сократится.

8) Обозначьте на картосхеме ареалы высокой плотности населения, а также основные направления миграции людей в прошлом и настоящем.


9) По тексту учебника установите признаки этноса.

  • Ответ:
  • 1) Одна территория
  • 2) Один язык
  • 3) Одна культура
  • 4) Общность исторической судьбы.

10) Назовите большие по численности людей этносы и очень малые.

  • Ответ: Крупнейшие - китайцы, хиндустанцы, американцы (США) и т.д. Малые - эскимосы Северной Америки, инуиты Гренландии, аборигены.

11) Какие народы относятся к индоевропейской семье языков? Сгруппируйте их по языковым группам.

  • Ответ: Албанцы, армяне, балты, венеты, германцы, греки, иллирийцы, иранцы, индоарийцы, италики (романцы), кельты, славяне.

12) Перечислите мировые религии и несколько национальных.

  • Ответ: Мировые - христианство, ислам, буддизм. Национальные - индуизм, синтоизм.

13) Отразите на схеме основные виды хозяйственной деятельности, начиная с собирательства.


14) По комплексной карте Австралии в атласе определите основные виды хозяйственной деятельности населения этой страны.

  • Ответ: Рыболовство, крупный рогатый скот, садовое хозяйство, овощеводство.

15) Установите отличия образа жизни горожанина и сельского жителя.

  • Ответ: Число жителей в городах отличается от села. Селсьские жители могут заниматься скотоводством, земледелием.

16) По карте плотности населения мира в атласе определите, сколько в мире городов с населением более 3 млн человек.

На каком материке их особенно много?

  • Ответ: Евразия.

На каком - мало?

  • Ответ: Австралия.

17) Перечислите основные функции городов, приведите примеры.

  • Ответ:

18) Каковы различия между культурно-историческими регионами?

  • Ответ: История культурно-исторических регионов. Способы ведения хозяйства. Религия. Обычаи и привычки.

19) Как вы думаете, по каким причинам можно группировать страны мира?

С тех самых пор, как на нашей планете зародилось человечество, началась и его история. Однако в целом об этой науке говорить нельзя, так как изначально все люди были поделены на племена, которые проживали в совершенно различных Кто-то удостоился жить на берегах океанов, на островах, другие боролись с холодами в тундрах, третьи находились в знойных пустынях… Именно благодаря подобной тенденции образовались историко-культурные районы мира. Потому особенности самых ярких из них мы сейчас подробно рассмотрим.

Что собой представляют такие регионы?

Исторические, культурные районы мира представляют собой определенные области нашей планеты, в которых зарождалось и развивалось человечество. Различают их по отдельному, индивидуальному пути развития, который во многом зависел от климата и природных условий. Аналогично историко-культурные районы отличаются друг от друга традициями, религиозными обрядами и верой и т. п. Кроме того, существенные отличия наблюдаются и в типах ведения хозяйства. Интересным фактом является то, что те границы, которые имели историко-культурные районы мира с момента своего образования, без особо значимых изменений дошли до наших дней.

Тип деления

Если говорить совсем обобщенно, то можно насчитать всего лишь четыре исторические области в нашем мире: Евразия, Америка, Африка и Австралия. Однако в рамках каждой из них находится множество провинций, быт и культура которых имеют свой индивидуальный, ни на кого не похожий окрас. Кроме того, историко-культурные районы мира также характеризуются благодаря этническим категориям. В каждой из подобных областей проживают и типажи которых не схожи между собой. Благодаря этому мы и может отличить, скажем, жителя Пекина от уроженца Калифорнии не только по языку и одежде, но и по внешним данным. Ниже будет приведен перечень самых важных культурных провинций, которые зародились в незапамятные времена и существуют по сей день.

Европа во всей красе

Часть света под названием Европа, как ни парадоксально, является самой маленькой на нашей планете, и вместе с тем ее культурное наследие одно из самых богатых, наравне с азиатским или африканским. Историко-культурные районы этих земель стали основной для дальнейшего развития традиций в Америке, а также оказали влияние на Австралийский континент и даже на большую часть России. Страны, которые находятся в пределах этой культурно-этнической области, невелики по своей площади, но каждая из них отличается от предыдущей, обладает своим собственным языком, историей, традициями и верованиями. Что же, кратко рассмотрим каждую из областей, которая будет охватывать несколько государств.

Историко-культурный район Западная Европа

О том, какие ныне страны входят в эту область, ходят споры. Кто-то туда относит Францию, Андорру, Германию, Монако, Люксембург, Нидерланды и Швейцарию. Другие протягивают этот регион от Великобритании до Испании. В историческом смысле можно выделить одну-единую область - западно-центрально-европейскую зону, которая идентична по языковой группе и по быту. Здесь проживают европеоиды, которые говорят на индоевропейских германских и романских языках, а также на кельтских, финно-угорских, греческом и албанском. Тип хозяйства - плужное земледелие. При этом в наши дни большая часть населения проживает в городах. Тип строительства домов за всю не изменился: на севере - срубные, в центре - каркасные, на юге - каменные и кирпичные. В питании преобладают блюда на мучной основе, также мясо, различные вина и горячие напитки (преимущественно чай). Во всей Европе единая религия - христианство, которое представлено в виде католицизма и протестантства.

Провинция Восточная Европа

К одной из самых крупных по своей территории и разнообразных по своим традициям области примыкают различные другие историко-культурные районы Евразии. Речь идет о Восточно-Европейской провинции, которая протягивается с запада на восток от Польши до Уральского хребта, а с севера на юг - от Ледовитого океана до Кавказа. Здесь проживает множество этносов, среди которых есть русские, белорусы, украинцы, кавказцы, удмурты, татары, чуваши, карелы, эстонцы и многие другие. На данной территории распространено оседлое плужное земледелие. Дома строятся из камня, после чего преимущественно обмазываются глиной и белятся. Характерной чертой любого жилища является печка. Традиционной едой для данной культурной области являются супы (на севере горячие, на юге холодные), блины, пироги, каши, а также напитки - квас и чай. Восточноевропейская провинция характеризуется православной религией, однако в некоторых южных и приближенных к Азии областях многие люди - мусульмане.

Средняя Азия

Эта территория смешения европеоидной и монголоидной рас. Она протягивается от Каспийского моря на восток и охватывает как пустынные равнины, так и очень высокие и Тянь-Шаня. В этой области проживают киргизы, таджики и казахи. Тип жилья различный, в зависимости от климата. На юге - глиняные домишки с плоскими крышами, на севере - юрты. Среди напитков популярными были и остаются чай, айран, кумыс. Также Средняя Азия подарила миру особое блюдо - плов, которое является для них традиционным. Религии тут также смешиваются - на этих землях проживают и православные, и мусульмане, и буддисты.

Дальний Восток

В целом историко-культурные районы мира трудно себе представить без Дальневосточной области. Тут проживают представители тихоокеанского типа, которые относятся к сино-тибетской семье, японской и корейской. Изначально сформировался тип хозяйства - ирригационное ручное земледелие, позже стала развиваться торговля, легкая промышленность, транспорт. Жилища в регионе строят преимущественно на свайной основе, наполняя стены кирпичами, глиной или подобными им материалами. В религиозном плане тут давно установлен синкретизм. Имеется много течений, характерных для различных регионов, которые схожи между собой, но в то же время имеют множество отдельных нюансов.

Историко-культурные районы Австралии

Самый маленький в мире континент принято делить на две части - это англо-австралийская и аборигенно-австралийская области. Первая из них характеризуется своим европейским уставом жизни. Эти земли покорили преимущественно англичане, потому с давних времен тут вырастают большие города, в них развивается промышленность. В обществе устанавливаются моральные стереотипы, характерные для британцев. В пригородах англо-австралийского региона весьма развито зерновое земледелие и овцеводство. Аборигенно-австралийский регион куда меньше по своей площади. Тут проживают коренные жители этого материка, которые являются олицетворением настоящей австралоидной расы. Больших мегаполисов нет, промышленность также отсутствует. На этих землях сохраняются традиции и быт, который был характерен для здешних людей до прихода европейцев.

Как система ценностей и норм данного этноса всегда привязана к определенному месту в пространстве, к территории, освоенной и преобразованной деятельностью многих поколений.

Выделение культурных районов мира - сложная исследовательская задача, которую можно решать по разному в зависимости от целей исследования и принципов (критериев), положенных в ее основу. Но есть общее, что сближает разные подходы, это стремление к целостному видению мира.

Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира

Главная посылка культурно-исторической школы: каждая культурная область имеет свой путь развития, поэтому нельзя говорить об «отсталости» каких либо (неевропейских) народов. Геоисторические регионы - это «действующие лица» истории, они играют особую роль на каждом из этапов истории, формируя особые цивилизационные миры.

Границы и состав цивилизационных миров непостоянны, они изменяются в ходе исторического развития.

Границы культурных районов мира определились на ранних стадиях формирования цивилизаций. Они, по сути, являются физико-географическими границами, именно в них происходило формирование культурных этносов. Невзирая на переселения народов, распространение религий и философских учений, хозяйственное освоение территорий и колонизацию, эти границы остаются стабильными.

– Индийская;

– Китайская (или Восточно Азиатская);

– Индокитайская;

– островная субкультурная область Тихого океана;

– Евразийские степи.

К числу историко культурных областей в Новом Свете были отнесены:

– Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго Африканская культурные области);

– циркумполярная область с рудиментарными этносами.

В Америке выделяются Англо-саксонская и Латино-американская культурные области.

В каждом конкретном исследовании можно подразделить территории на основе наиболее значимых Элементы культуры">элементов культуры . Так, каждую из областей можно подвернуть более дробному членению на основе социальной организации, материальной культуры, языка, религии. При описании более мелких культурных общностей некоторые элементы культуры оказываются более значимыми. Так, в Африке культурный микрорегион племен банту можно выделить на основе характерного набора орудий труда и производственных навыков - занятия преимущественно земледелием, на основе характера поселений и по языковому признаку - как совокупность близкородственных языков.

Регион - крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.).

Под понятием «исторический регион», в широком смысле трактовки этого термина, следует рассматривать пространственно-географическую, административно-территориальную, геополитическую, социально-экономическую, этнокультурную общность, связанную единством исторических судеб на длительном временном промежутке развития.

При характеристике исторического региона выделяются базовые, постоянно действующие факторы:

  • 1. Географические и климатические условия. Природо-ресурсный потенциал;
  • 2. Народонаселение, его этнический и социальный состав;
  • 3. Хозяйственно-экономическое развитие, особенности трудовых ресурсов и др.;
  • 4. Государственно-политическое и административно-территориальное устройство;
  • 5. История региона и его, субрегиональных анклавных зон, подрегионов (краёв, областей, а так же районов и отдельных населённых пунктов - городов), общность исторических судеб населения;
  • 6. Духовное, ментальное и культурно-бытовое разнообразие и общность, наличие конфессиональной специфики.

Край -- административно-территориальная единица в некоторых странах. Первоначально было название местности на окраинах государства.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель приобщает своих учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека, честность, справедливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Краеведческий подход позволяет направить учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т. е. организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путём.

Регионоведение - наука не настолько молодая, чтобы можно было говорить о ее появлении применительно к самому последнему десятилетию. Говоря о появлении регионоведения в нашем недавнем историческом прошлом, можно отметить следующую важную деталь. Главным привлекательным моментом для гуманитарных наук начала XXI в. в региональном подходе стало то, что в эпоху тотального наступления глобализации на культуры всех стран и народов он позволял адекватно оценить реакцию различных обществ на это явление, вычленить те ценности, которые самобытные культуры инстинктивно, несмотря на сознательно позитивное отношение к указанным процессам, пытались отстоять, и, наконец, понять те странные метаморфозы идей глобализации, которые под воздействием региональных культур принимали вид и формы, не соответствовавшие первоначальным замыслам, а, скорее, базировавшиеся на принципах, которые столетиями жили в данных регионах. Так, например, произошло когда-то с идеологией Просвещения, которая из постулирования прав и свобод превратилась в России XVIII в. в указ Екатерины II о битье крепостных крестьян за жалобу на помещика и ссылке их в Сибирь. Исторической справедливости ради стоит заметить, что глобализация не является феноменом, присущим исключительно нашему времени. Как тенденция приобщения всех локальных культур к некой общечеловеческой культуре, наиболее распространенным религиозным и идеологическим течениям нашей общей цивилизации она существовала всегда, о чем свидетельствует пример с Екатериной II. Распространяемые миссионерами и торговцами религиозные веяния, мода, способы торговли и хозяйствования, женские украшения и оружие всегда выполняли именно ту функцию, которую сегодня в нашем сознании мы связываем с воздействием глобализации на современную культуру. Тактика боя и стратегия, виды вооружения, боевые колесницы, железное оружие вместо бронзового, распространение собственности и вживание ее в социум действовали на самобытные культуры так же, как сегодня действуют единообразная реклама в средствах массовой информации и Интернет по всему свету. И также справедливости ради нужно констатировать, что тысячелетия влияния этих тенденций на различные культуры не истребили их самобытности. Регионоведение как никакая другая гуманитарная наука позволяет взглянуть на те законы взаимодействия общечеловеческого и регионального, которые и заставляют глобальные религии и глобальные идеи принимать именно те или иные местные, самобытные, региональные формы, единственно возможные в данном конкретном обществе. В этом смысле регионоведение, в нашем понимании, является не тем научным направлением, которое комплексно изучает региональные культуры, сваливая в одну корзину географию, климат, экономику, литературу, язык и прочие составляющие, а также пытается найти в хаосе всех лучших достижений литературоведения и искусствоведения некий общий знаменатель данной культуры. Регионоведение представляется научным направлением, ищущим те региональные константы и доминанты, которые существуют и функционируют вне зависимости от климатических, религиозных, языковых и прочих факторов и оказывают на эти производные региональной культуры свое мощное воздействие, подчиняя их себе, видоизменяя так и настолько, чтобы приспособить их к адекватной жизнедеятельности в условиях данного региона. Видится не столько проблема воздействия языка, этнического или религиозного фактора на региональную культуру, сколько, напротив, влияние особенностей региона на этнос и его характер, религию и ее своеобразие, язык и его особенности. Достаточно вспомнить, что Латинская Америка приняла вероисповедание по римско-латинскому образцу, а можно ли увидеть в бразильских карнавалах католическую традицию - большой вопрос, даже если мы не будем касаться бытового характера религиозности бразильцев.

Глядя с исторической перспективы на современность, можно констатировать огромное преимущество регионоведения по сравнению даже с так называемым цивилизационным подходом к изучению культур. Цивилизации, сколько бы им ни давали сроку жизни Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби, О. Шпенглер или Л.Н. Гумилев, все смертны. Регион же причудливым образом всегда сохраняет свою самобытность: до родившейся цивилизации, во время ее жизнедеятельности и после ее исчезновения. Пример кочевых цивилизаций Загроса периода Шумера и Вавилона, времен формирования Персидской державы и ее гибели и, наконец, создания государства Иран демонстрирует исследователям, что смена этнической и религиозной составляющих не уничтожает главных доминант региона - активного социума, сильных демократических традиций и творческого отношения к вопросам государственной власти и религии.

Для того чтобы изучать регион как фактор, формирующий культуру, необходимо выйти за пределы культуры языка, культуры этнической и культуры религиозной. Многие исследователи, например лингвисты, вводя термин «языковая картина мира», так или иначе пытаются абстрагироваться от этнических и религиозных аспектов, сосредоточивая свое внимание на ощущении восприятия индивидом данной культуры времени, пространства и т.д. Была ли домонгольская Русь культурно идентична послемонгольской - эта проблема и сегодня представляет интерес для исследователей, но элементарный анализ текстов покажет нам, что пространственно-временное восприятие реальности в обеих культурах было одинаковым. В то же время это восприятие значительно отличалось от западноевропейского. В качестве примера можно привести наиболее часто употребляемую форму начала сказок. У нас использовали пространственную отсылку («в некотором царстве, в некотором государстве»), у них - временную (once upon a time). Разница прослеживается вплоть до наших дней. Так, известный французский фильм с Жаном Рено, где рыцари Средневековья попадают в современность, показывает ясно, что изменения наскучивших зрителю реалий возможны только при путешествии во времени, в наших же кинокартинах «Окно в спальне», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д. очевидно, что подобные изменения возможны только при путешествии в пространстве, а при перемещении во времени реалии остаются прежними: «Скажи, Федь, а у вас тут можно найти магазин, где сдают ювелирные изделия? - Сделаем!».

По сути, многое из того, что достигнуто при изучении так называемых национальных культур или особенностей национального характера, вполне может пригодиться для исследовательской работы по регионоведению. Национальный характер мы изучали, как правило, именно в рамках региона, совершенно абстрагируясь от того, что на его территории изначально существовал смешанный этнос, даже когда речь шла о государствообразующем этносе. Тем более исследование национального характера различных государственных объединений (Руси любого периода, Византии, Германии и др.) сталкивает нас с той проблемой, что моноэтнического состава они никогда не имели, а такие важнейшие элементы региональных культур, как деловая культура, этико-правовое мышление и т.д., для всех этносов были практически общими, если иметь в виду особенности этих культур по отношению к соседям.

На наш взгляд, можно было бы начать вполне плодотворно исследовать культуру региона, например, в таких аспектах, как:

  • 1) пространственно-временное восприятие (акцент на прошлом или будущем, восприятие пространственного положения своей культуры, приоритетное внимание к прошлому, настоящему или будущему времени, отношение к соседям и обязательства перед ними);
  • 2) этико-правовое видение личности, общества (приоритеты общественного или личного, государства и его же институтов, истины и закона, здравого смысла и логики);
  • 3) обязательства культуры региона перед историей и провидением (роль в истории, как, например, у немцев, которые всегда, как между Сциллой и Харибдой, раздваиваются между стремлением вписаться все-таки в цивилизацию сначала Римской империи, а затем культурной Европы и желанием быть культуртрегерами для восточноевропейских стран и народов).

Большое значение имеет характерная для населения региона оптимальная дистанция между личностями в процессе их общения. Важно зафиксировать также, в чем представителю региона видится положительная активность в общественной и личной жизни, а в чем - положительная созерцательность. Регионы очень различаются и тем, что у одних в культуре наблюдается приоритет формы, как, например, у итальянцев, а у других основное внимание уделяется содержанию, как у русских. По-разному регионы воспринимают космогоническо-провиденческий аспект жизни (грубо говоря, кто кукловод, а кто кукла, и где границы собственной активности как участника всемирно-исторического шоу).

Вывод: Как мы видели в ответе, что краеведение и регионоведение являются важными компонентами современного гуманитарного образования. Ну еще раз подведем итоги: краеведение помогает приветь любовь к родине и науки, научиться добывать истину и новые знания. А регионоведение имеет огромное преимущество при изучении культуры того или иного народа.

Список литературы:

  • 1. Р.Г. Тикиджян: «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДОНСКОГО КРАЯ И КАЗАЧЕСТВА» / 2013г.
  • 1. Евграф Савельев: «ИСТОРИЯ ДОНА И ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»/1918г.