Эволюция человека единство происхождения человеческих рас. Происхождение и единство человеческих рас. Монголоидная, экваториальная и европеоидная расы. Биотические факторы среды

16.03.2020 Медицина 

Антропология – это наука о возникновении и развитии человека. Образование человеческих рас, их свойства и характеристики изучает ее отрасль — расоведение .

Человечество развивается в пределах одного вида Homo sapiens, но за тысячелетия под действием климата, условий внешней среды, географического расположения местности отдельные группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы. Отличия между людьми заключаются в различном окрасе кожного покрова, радужки глаз, форме носа, губ, структуре волос и др.

Основные доказательства единства человеческих рас

Родство и единство человеческих рас основано на ряде признаков:

  • Сходство происхождения;
  • наличие одинакового морфологического строения органов и тканей;
  • возможность скрещивания между расами и рождения нормального потомства;
  • идентичность развития умственных и физических способностей в процессе эволюции.

Также с развитием медицины и науки проведено ряд исследований с генетическим материалом людей разных рас. Ученые выяснили, что генетическая природа всех народов едина. Отличительно лишь количество , которые кодируют признаки. Эти характеристики служат доказательством единства человеческих рас.

Большая и малая расовая группа

Ученые разделяют население на расовые группы: большую и малую.

Большая группа


Большая группа состоит из трех рас: европеоидной, монголоидной, экваториальной (негроидной).

Люди, которые входят в европеоидную расу (евразийская, кавказоидная) населяют европейский регион, южноазиатскую территорию, Северную Африку, она представляет 50% земного населения. Узнаваемые черты: кожный покров окрашен в светлый цвет (в северной части) и имеет смугловатый оттенок на юге, характерны ровные или слегка завитые, мягкие на ощупь волосы, нос выступает, лоб прямой. У мужской половины густой волосяной покров, усы, борода.

Монголоидная раса (азиатская, американская) представлена коренным народом центральной части Азии, Индонезии, Америки (индейцы). Отличительные характеристики: смуглая кожа, складка на верхнем веке, раскосые (внутренний угол глазного яблока расположен ниже наружного), узкие глаза, преимущественно черного или коричневого цвета. Утолщенные ноздри, широкий нос, развитые скулы, крупное лицо, волосы прямые, жесткие – признаки монголоида.

Существует гипотеза о происхождении монголоидов, которая гласит, что зародилась большая монголоидная группа в степях центральной части Азии, в пустынных местах, где постоянным явлением были ветры, пылевые бури, резкая смена температуры. Ареал обитания обусловил внешние характеристики монголоидов: узкие, прищуренные глаза, эпикантус – складка верхнего века (защитные механизмы).

Экваториальная раса (африканская, австралийская) обитает вблизи от экватора, на островах Тихого океана. Для экваториальной группы свойственно: темный окрас кожных покровов (защита от палящего солнца), вьющиеся, курчавые волосы, с грубой структурой, полные губы, нос плоский и широкий (позволяют регулировать температуру в условиях жгучего климата). Волосяной покров слабо развит в лицевой части и на теле.


Внешние признаки

Малая группа

Формирование малых рас произошло из-за генетического слияния между народами больших рас и расселением людей по всем уголкам Земли, где для адаптации у людей появились новые признаки.

Европеоидная раса включает следующие субрасы :

  • Атлантическую;
  • балтийскую;
  • беломорско-балтийскую;
  • среднеевропейскую (преобладает в численности);
  • средиземноморскую.

Монголоидная раса делится на :

  • Южноазиатскую;
  • северокитайскую;
  • восточноазиатскую;
  • арктическую;
  • американскую (некоторые авторы классифицируют ее, как большую).

Преобладают между монголоидами китайцы, корейское население, японцы, которые включены в восточноазиатскую субрасу.

Негроидная раса делится на :

  • негрскую;
  • бушменскую;
  • австралийскую;
  • меланезийскую.
Ответвление малых рас

Происхождение рас

Начало формирования современных расовых признаков зародилось еще задолго до нашей эры (80-100 тыс. лет назад), тогда Землю населяли две расовые группы — негроидная и европеоидно-монголоидная. Распад последних на монголоидную и европеоидную произошел 45 тыс. лет назад.

Из-за воздействия климата, влияния социума в период неолита каждая группа людей начала обретать характерные особенности. Длительный период существовали изолированные чистые расы. Так как численность населения на планете была невелика, а территория достаточно большая, взаимосвязи между представителями рас небыло.

В процессе развития, эволюционного роста, появлением коммуникативных связей, люди миграцию, следствием чего стало возникновение малых рас. Рожденные дети от людей с разной расовой принадлежностью обладали характеристиками обеих групп и получили соответствующие названия.

  • Мулаты – это смесь негроидной расы и европеоидной;
  • метисы — дети монголоидов и европеоидов;
  • самбо — потомство монголоидов и негроидов.

Теории происхождения человеческих рас

Среди ученых доминируют две теории о происхождении человеческих рас: полицентрическая и моноцентрическая.

Сторонники полицентрической теории происхождения гласят, что человечество зародилось в различных частях мира и развивалось независимо, самостоятельно на своей территории. Расы формировались параллельно на протяжении многих десятилетий.

Моноцентрическая теория рассматривает происхождение рас как расселение первобытных предков человечества, обитавших на Востоке Африки по всем частям Земли. Большинство ученых ставят под сомнение эту версию.

На современном этапе развития постепенно стирается грань между различиями видовых групп людей. Постоянное смешение, миграция, современная адаптация людей к плохим погодным условиям, отсутствие изоляции народов — путь к исчезновению расовых различий. Люди все больше понимают, что человеческие расы едины, человек одинаково устроен, несмотря на окрас кожи, форму глаз, и расовая принадлежность не несет никакого смысла.

Расизм

Формирование отличительных признаков связано с местом их обитания и условиями внешней среды.

Темная кожа защищает организм от губительного действия ультрафиолетовых лучей, жёсткие, кучерявые волосы создают воздушную подушку – она препятствует перегреванию, широкие ноздри охлаждают вдыхаемый воздух, а светлая кожа у северожителей необходима им для выработки витамина Д, который синтезируется под действием солнечных лучей.

Эти признаки необходимы людям для нормального функционирования и выживания, и не служат критериями главенства, умственного преимущества той или иной расы. Человечество находится на одном этапе развития и различия в экономическом уровне и культурных достижениях не связано с расовой принадлежностью.

Расисты, которые выдвигали теории о превосходстве одних рас над другими, использовали это в своих целях. Вытеснение коренных жителей из районов их обитания, начало войн, захват территории — основные причины развития расизма в XIXст.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа города Липецка имени В. Шавкова

Проект

«Происхождение человека, движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их происхождение и единство»

Выполнил: Александров Дмитрий

Руководитель: Морозова Людмила Сергеевна

Липецк - 2016 год

Содерж ание

Введение

1. О происхождении человека

2. Движущие силы антропогенеза

3. Человеческие расы, их происхождение и единство

Список литературы

Приложения

Введение

Любого человека волнует его прошлое. Личное прошлое он обычно знает, а вот историю, корни - не всегда. История имеет разную глубину. История родной страны может насчитывать века и даже тысячелетия, теряется в тумане времени. История цивилизации немного длиннее, но всё равно не дотягивает до тысячи тысячелетий. А что дальше? Кто жил до времен, когда люди научились писать и передавать поколениям рассказ о себе? Как выглядели эти пращуры? Что делали? Чем жили? Именно поэтому я взял тему антропогенеза в своем проекте по биологии.

1. О происхождении человека

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, среди разных людей на него существует множество совершенно отличных друг от друга ответов. В научном мире есть группа ученых, занимающихся проблемой возникновения человека, которая на основе теории Дарвина создала науку антропологию, имеющую такое понятие, как «антропогенез».

Антропогенезом ученые-дарвинисты называют процесс выделения человека из мира животных. Ими было предположено, что отдаленными предками человека являются человекообразные обезьяны, прошедшие несколько стадий развития на пути к формированию конечного результата. В данной работе мы коснемся эволюционной теории происхождения человека и рассмотрим основные стадии антропогенеза.

Ранние предки человека.

Как считают приверженцы теории эволюции, примерно около 60 миллионов лет назад на Земле из насекомоядных млекопитающих в результате влияния природной среды и естественного отбора развились полуобезьяны, которые затем довольно быстро разделились на две ветви. Первая из них вела к широконосым обезьянам, а вторая к узконосым, из которых яко бы позднее сформировался человек. Разъясняя свою теорию, ученые предположили, что современные обезьяны отнюдь не предки человека, хотя они и появились на Земле раньше человека (более 30 миллионов лет назад), а так же что человекообразные тоже произошли от полуобезьян в середине третичного периода (начало его отстоит от нашего времени приблизительно на 70 миллионов лет). За несколько десятков миллионов лет полуобезьяны постепенно превратились в древесных обезьян, из которых, как говорит теория эволюции, возникли виды высших человекоподобных (антропоморфных) обезьян. Одни из древнейших антропоморфных обезьян стали предками современных шимпанзе и горилл, а другие положили начало линии, которая яко бы привела к человеку. Как считают эволюционисты, по многим признакам древнейшие обезьяны были сходны с современными, в особенности, с шимпанзе и гориллой, но у них имелись существенные отличия. Руки обезьяноподобных существ были короче, а ноги длиннее, чем у современных обезьян; отличались они и размерами мозга, и положением клыков. У эволюционистов имеются находки, сделанные в городе ЭльФайюма, расположенном в 20 километрах южнее Каира (Египет). Из них особенно интересно для них животное парапитек (предобезьяна) Фраасов. От этого (или от очень близкого ему) существа ведет начало ветвь к узконосым обезьянам. Следующий этап появление проплиопитеков (предков более развитых обезьян). По сравнению со своими ближайшими предшественниками они представляют собой определенный шаг вперед и являются прародителями рода плиопитековых (более развитых обезьян). Плиопитеки в свою очередь дали начало роду древесных обезьян дриопитеков. Под этим названием объединяют большую группу животных, которые, в отличие от своих предшественников, имели одинаковую основную схему строения нижних коренных зубов. Эволюционисты считают, что дриопитеки уже весьма близки к той форме, от которой, по их представлению, впоследствии развились некоторые современные обезьяны и человек. Когда теория эволюции говорит о происхождении дриопитеков и их дальнейшей эволюции, то она имеет в виду, что развитие обезьян на нашей планете шло во многих местах. Причем дриопитеки далеко не единственная известная ученым сегодня ископаемая форма древних обезьян. Есть и другие подобные находки, например сивапитек в Индии, удабнопитек в Грузии. А раньше в тропических лесах, фантазируют эволюционисты, жили и другие высшие и низшие обезьяны, костные останки которых наверняка лежат где-то в третичных отложениях Евразиатского материка. Однако для эволюционистов и удабнопитек, и сивапитек не имеют такого важного значения, как дриопитек. Мы упомянули их только для того, чтобы показать, как трудно было дарвинистам разобраться во всех этих ответвлениях и выделить основную линию развития человека. В конечном итоге эволюционная теория вынесла предположение об основных этапах формирования человека из мира животных, которые мы рассмотрим ниже. Как гласит теория эволюции, одним из важнейших факторов развития всего живого на Земле служили изменения природной среды. Особенно сильно воздействие их сказывалось на сравнительно недавно возникших организмах.

Приспособление к новым условиям на первых порах не вызывает каких-либо ощутимых физиологических изменений, но со временем оно приводит к явно заметным сдвигам в строении тела. В конечном счете, говорит теория, такие факторы оказали свое влияние на эволюцию обезьяны, превращение ее в человека. Далее теория рассказывает историю, что свыше 20 миллионов лет назад дриопитеки разделились на две группы. Первые почти без изменений дожили до современности и навсегда остались в царстве животных (гориллы, шимпанзе). Судьба вторых иная: они сначала обитали на окраине лесов, а позже оказались в лесостепных районах с очень небольшим количеством леса. Перемещение их было вызвано тем, что в третичном периоде произошло некоторое похолодание климата. Оно явилось предвестником приближающейся эпохи оледенения четвертичного периода. В результате похолодания площади, занятые джунглями, сокращались и отступали к югу. Часть дриопитеков переселялась в эти леса. А оставшиеся на старых местах вынуждены были приспосабливаться к жизни в травянистой степи с отдельными группами деревьев. Перемены природных условий вызывали, гласит теория, изменения и в образе жизни дриопитеков. Так, предки этих обезьян издавна привыкли питаться плодами и ягодами, молодыми побегами, корнями и клубнями. Иногда они прибавляли к своему столу насекомых, птичьи яйца, червей, личинок, мелких млекопитающих. Причем большую часть жизни они проводили на деревьях, где сооружали себе и своим детенышам убежища, спасались от хищников. Теперь же дриопитеки вынуждены были, во-первых, постепенно перейти от лазания по деревьям и хождения на четвереньках к прямохождению по ровной местности, во-вторых, изменить ассортимент добываемых продуктов питания. Сегодня ученые-эволюционисты склоняются к мысли, что наиболее вероятным предком обезьян, развивавшихся в направлении человека, является рамапитек. Останки его были найдены в Индии. (Находку назвали „рамапитек" в честь индийского бога Рамы: Рама и "питекос" греческое слово означает «обезьяна») Это, по мнению дарвинистов, точка, в которой пути эволюции человека и высших обезьян разошлись. Рамапитек, по-видимому, жил в редком лесу и некоторую часть времени еще проводил на деревьях.

Теория антропогенеза говорит, что прямохождение через многие миллионы лет привело к специализации конечностей древних обезьян. Задние конечности распрямились в коленном суставе, кости удлинились, окрепли, пальцы укоротились, выработалась упругая сводчатая стопа. Став упругой, стопа изменила походку: уменьшились толчки при хождении. Менялась форма и положение пяточной кости, большой палец ноги стал толще и примкнул к остальным; развились сильные икроножные мышцы. А передние конечности оказались свободными. Ими можно было хватать и удерживать добычу, брать камень или палку и т. п. Фигура обезьяны все более выпрямлялась; руки стали укорачиваться, плечи расправляться. В результате этого процесса происходили изменения и в строении кистей рук: развивался большой палец; движения руки стали более пластичными. В конце концов, предполагают эволюционисты, рука оказалась органом, хорошо приспособленным к труду. Далее следует предположение о том, что прямохождение вызывало и многие другие изменения в организме обезьян, и все процессы подобного рода совершались постепенно на протяжении большого периода времени. Огромная роль в совершавшихся изменениях принадлежала и образу питания. Эволюционисты объясняют, что недостаток растительной пищи в степных или полустепных зонах нужно было как-то компенсировать. Выход был найден в употреблении все большего количества мяса, в результате чего возникла необходимость в охоте на животных. Охота, особенно на крупных животных, в свою очередь, требовала смекалки, хитрости, а главное, объединения усилий отдельных особей. Так начали складываться сперва стада, затем сообщества древних обезьян. Далее дарвинисты предполагают, что обезьяны не отличались ни особой силой, ни острыми когтями и клыками. Скорость бега их тоже была невелика. Защищаться и охотиться обезьянам помогала их стадная жизнь. Причем с освобождением передних конечностей они умножали свою силу, используя палки, большие кости и камни. Это был процесс перехода к зачаточным формам труда. Он возникал и развивался во многих стадах и постоянно упрочивался, становился жизненно необходимым, закреплялся в потомстве. Основное здесь заключалось в том, что эти животные постепенно переходили от употребления случайно найденных палок или камней к выбору более удобных, а затем и изготовляемых, хотя и примитивных, орудий. Коллективная охота и использование орудий труда требовали новых, более совершенных способов передачи информации друг другу. Поначалу это, очевидно, были нечленораздельные выкрики, рычание и т. п. Потом, по предположению дарвинистов, появились уже членораздельные сигналы, обозначавшие вполне определенные предметы или действия. В заключение этой части приверженцы эволюции считают, что коллективная жизнь и труд, общение в стаде обусловили еще одно важнейшее качество развитой мозг, что в дальнейшем привело к возникновению и развитию человеческого мышления. Теория говорит, что зарождение и развитие этого свойства оказывало огромное влияние на формирование разных видов обезьян: оно позволяло им успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Так в общих чертах по теории эволюции выглядит схема развития гоминидов представителей группы человекообразных обезьян, у которых уже появились признаки, свойственные человеку.

Предгоминидная стадия

Теория эволюции предполагает, что на нашей Земле примерно от двух до пяти миллионов лет назад обитало несколько видов древних обезьян. Ученые- дарвинисты сегодня имеют некоторые останки, по их мнению, одного из представителей сравнительно развитых обезьян австралопитека (южная обезьяна). Впервые его костные останки были обнаружены в 1924 году в Африке. Существо, называемое австралопитеком по величине было равно примерно современному павиану, тело его было выпрямлено, они постоянно передвигались на двух ногах, руки были свободными. Мозг был достаточно велик: около 600 кубических сантиметров. К прямым предкам современного человека теория эволюции относит австралопитеков не только из-за телесного сходства с ним. Эти существа уже могли изготавливать орудия труда, хотя еще чрезвычайно примитивные.

До недавнего времени считалось, что австралопитеки жили на Земле около миллиона лет назад. Но в 1960 году научный мир облетела весть об открытии английского археолога Л. Лики. При раскопках в Олдовайском ущелье (Восточная Африка) он обнаружил останки древнего существа, которое назвал зинджантропом (восточно-африканский человек). Размеры мозга зинджантропа не превышали размеров мозга австралопитеков. Но некоторые особенности в строении тела показывали, что он более древняя форма. Древнее были и те геологические отложения, в которых обнаружены останки ископаемого существа. Вскоре Лики нашел еще одно существо. Его останки залегали на большей глубине, чем останки ранее открытых существ. Особенно поразил исследователей объем мозга. Он равнялся 670680 кубическим сантиметрам, то есть был больше, чем у австралопитека. По эволюционной системе мозг, как никакой другой орган характеризует положение существ на эволюционной лестнице. Удивил ученых и возраст находки, по их мнению, около 2 миллионов лет. На территории Африки теперь известно уже около 100 местонахождений древнейших обезьян. Наиболее древнее из них лежит юго-западнее озера Рудольф (Кения). Ученые относят его к эпохе, отстоящей от нас почти на 5 500 000 лет. В слоях почвы, где находились останки презинджантропа, были найдены также грубые орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов. Теория антропогенеза предполагает, что они использовались презинджантропом. Среди эволюционистов много раз обсуждался вопрос о времени возникновения труда у древних обезьян. Некоторые из них не считали труд отличительной чертой человеческого существа и говорили, что коренное отличие человека от животных определяется более высоким уровнем психического развития. Другие эволюционисты не отрицали такого отличительного признака и предполагали, что высокий уровень человеческого сознания зависел от трудовой деятельности.

Архантропы (древнейшие люди)

Еще Геккель в своей книге „Естественная история и сотворение мира" (1868) предполагал, что в ходе эволюции между обезьяной и человеком должно было существовать какое-то переходное звено, обладавшее как человеческими, так и обезьяньими признаками. Это недостающее звено он назвал питекантропом (обезьяночеловеком). В конце прошлого века многие ученые стали искать это “недостающее звено". Голландский антрополог Э. Дюбуа в 1891 году нашел на острове Ява на глубине 15 метров коренной зуб и черепную крышку, а спустя год еще два фрагмента скелета обезьяноподобного существа. В 1894 году Дюбуа опубликовал описание своего открытия, которое назвал «питекантропом с острова Ява». Через несколько десятков лет (с 1936 по 1939 год) на той же Яве были обнаружены еще несколько останков некоторого животного, а рядом с ними грубые каменные орудия, в том числе одно, напоминающее ручное рубило. Установлено, что питекантроп был значительно крупнее австралопитека: его рост не менее 170 сантиметров, объем мозга 850900 кубических сантиметров. Вспомним для сравнения, что объем мозга современных обезьян равен 600, а человека примерно 14001600 кубическим сантиметрам. Из-за этого теория эволюции считает, питекантропа переходным звеном от обезьяны к человеку. Он жил на Земле, говорит теория, 500800 тысяч лет тому назад. В 20х годах в Китае были найдены останки еще одной древней обезьяны, названной синантропом (китайский человек). Он жил приблизительно в то же время, что и питекантроп, а объем его мозга был несколько больше. Рядом с останками синантропов обнаружены разнообразные орудия труда, изготовленные из кварца, кварцита, кремниевой гальки, из оленьего рога и трубчатых костей. Как предполагают эволюционисты, в пищу синантропы употребляли мясо около 70 видов млекопитающих, поджаривая его огне. Некоторые черепа животных оказались обработанными и напоминают сосуды. Теория антропогенеза говорит, что огромным достижением синантропов явилось систематическое использование огня для обогрева и приготовления пищи. Она обосновывает это тем, что в одной из пещер слой золы от кострища достигал толщины 7 метров. Далее следует забавное измышление, что добывать огонь эти существа еще не умели и костер в пещере горел беспрерывно, а для разжигания его синантропы могли использовать, например, огонь лесных пожаров, возникших от удара молнии. Речи синантропы, как и питекантропы, еще не знали. Они способны были издавать различные звуки, а может быть, могли различать и звуковые интонации. Уровень организации их общества был стадный. Относительно антропогенеза, это самая древняя форма общественной жизни.

Палеоантропы (древние люди)

Следующий важнейший этап в теории эволюции - это неандерталец, названный так по месту первой находки останков этого существа. История находки его такова. В Западной Германии, близ впадения в Рейн реки Дюссель, есть долина Неандерталь. В 1856 году здесь начали разрабатывать известковый карьер и при этом наткнулись на пещеру. В ней рабочие обнаружили 14 частей некоего скелета, но не обратили на них внимания и выбросили все кости в долину. Местный учитель И. К. Фульрот собрал их и в следующем году выступил на съезде естествоиспытателей и врачей в Бонне с предположением о том, что это останки вымершего типа человека. Шли годы. К этому времени подоспели и новые находки останков обезьяноподобных животных. В 1887 году в Бельгии, в пещере БекоРош Пюид, были найдены останки двух скелетов, схожих с человеческим, а вместе с ними много кремниевых орудий и костей мамонта, пещерного медведя, шерстистого носорога и других животных. Кости скелетов, особенно черепа, были очень похожи на кости существа из Неандерталя. К настоящему времени останки неандертальцев найдены во многих частях Старого Света в Германии, Бельгии, Франции, Хорватии, Англии, Чехословакии, Испании, СССР, а также в Африке, на Яве и в других местах. Изучение останков неандертальцев и предметов, найденных рядом с ними дает эволюционистам возможность предполагать, что по уровню организации они стояли значительно ниже современных людей. Самые заметные различия обнаруживаются в строении и форме черепа. У неандертальца лоб, например, был очень покатый, надбровные дуги сильно развиты, черепная коробка низкая, подбородок лишен выступа. Зато отличие от питекантропа разительное. Левая лобная доля у неандертальца была несколько больше правой. Отмеченная деталь говорит о том, что неандерталец был правшой. Вообще лобные доли черепа у неандертальцев гораздо больше, чем у других древних обезьян, что, возможно, обозначает более высокий уровень интеллекта. Но они компенсировались хорошо развитыми анализаторами органов чувств, о чем можно предположить по расширенным затылочным, теменным и височным долям. Как считают приверженцы антропогенеза, неандерталец еще не обладал развитой членораздельной речью. Вероятнее всего, он только-только начинал осваивать ее. Неандертальцы, по теории, создали свою своеобразную культуру так называемую мустьерскую культуру каменного века (15040 тысяч лет назад). Далее следует дарвинистское измышление о том, что в период великого оледенения неандертальцы, чтобы спастись от холода и свирепых хищников, часто селились в пещерах. Они умели изготовлять уже довольно хорошо отделанные орудия из кремня, кости и дерева, охотились на таких больших и сильных животных, как мамонты и пещерные медведи, уже научились добывать огонь и использовать шкуры животных как одежду.

Чрезвычайно заинтересовали эволюционистов погребения, которые они приписывают к неандертальским. Многие исследователи сегодня считают, что такие погребения доказательство существования у неандертальцев каких-то нравственных норм. Один из крупнейших советских археологов, академик А. П. Окладников, открывший на территории нашей страны первое такое погребение, пишет: „В середине и в конце мустьерского времени, к которым относятся перечисленные погребения, впервые появляется определенное и совершенно новое отношение к умершим, выраженное в намеренных и уже достаточно сложных по характеру действиях в захоронениях трупов. В основе этого отношения лежала, несомненно, забота о сочлене своего коллектива, вытекающая из всего жизненного строя первобытной общины, из всех неписаных законов и норм поведения того времени. Это было бесспорное выражение того чувства неразрывной кровной связи между сородичами, которое проходит красной нитью через всю первобытную эпоху истории человечества". Далее теория антропогенеза измышляет, что к концу мустьерского времени неандертальцы уже расселились на обширных пространствах Европы, Азии и Африки. В некоторых же местах они достигли даже Полярного круга, суровый климат не пугал их и они могли к нему приспосабливаться.

Неандертальцы и созданная ими культура явились, по мнению дарвинистов, предшественниками современного человека и культур верхнего палеолита (позднего каменного века). Это предполагается из-за находок, которые показывают, что многие черты мустьерских памятников характерны и для более поздних культур. Постепенно неандертальцы исчезали с лица Земли. Некоторые из их видов вымерли. Процесс становления современного человека, по теории эволюции, в большой степени связан с приспособлением к разнообразным изменениям климата, происходившим в те эпохи на Земле. Выживали те виды существ, которые могли лучше приспособиться к жизни в суровых условиях планеты, те, кто был в состоянии формировать сообщество, преодолевать дикие инстинкты, совершенствовать орудия труда. Как считает теория антропогенеза, к этому времени в объединениях обезьяноподобных существ естественный отбор уже терял свое былое значение.

Неоантропы (новые люди)

Homo sapiens (человек разумный) - такое название дает теория эволюции современному человеческому существу. По месту первой находки его назвали кроманьонцем (1868 год, пещера КроМаньон во Франции). Это были крупные люди высотой до 180 сантиметров, с объемом черепа до 1600 кубических сантиметров. Жили они примерно от 50 до 15 тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы отличались от неандертальцев: лоб прямой, вместо надглазного валика надбровные дуги, явно выраженный подбородочный выступ. Это уже облик современного человека. Они изготовляли разные орудия из камня, кости и рога, в том числе составные орудия. Как гласит теория антропогенеза, кроманьонец является последней ветвью в развитии человека, представителей которого мы можем наблюдать и по сей день.

2. Движущие силы антропогенеза

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Антропогенез (от греч.antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

3. Человеческие расы , их происхождение и единство

Более столетия различные экспедиции антропологов работают в различных уголках земного шара, изучая многообразие форм человечества. Изучены племена в самых труднодоступных районах (в тропических лесах, пустынях, на высокогорье, островах), и в результате современное человечество в морфологическом и физиологическом отношениях исследовано, пожалуй, лучше, чем любой другой биологический вид. Исследования выявили исключительное разнообразие физических и генотипических особенностей человеческих популяций и их тонкую приспособленность к условиям жизни. Исследования показали также, что, хотя современное человечество принадлежит к одному единому виду Homo sapiens, этот вид является полиморфным, так как образует несколько различных внутривидовых групп, давно получивших название расы.

Раса (фр. race - "род", "порода", "племя") - это исторически сложившаяся внутривидовая группировка, состоящая из популяций Человека разумного, характеризующихся сходством морфофизиологических и психических свойств. Каждая раса отличается совокупностью наследственно обусловленных признаков. Среди них: цвет кожи, глаз, волос, особенности черепа и мягких частей лица, размеры тела, рост и др.

Внешние особенности строения тела человека были основными критериями подразделения человечества на расы. Современное человечество разделяют на три основные расы: негроидную, монголоидную и европеоидную.

Негроидная раса характеризуется темным цветом кожи, курчавыми, спирально закрученными волосами (на голове и теле), широким и мало выступающим носом, толстыми губами. К негроидной расе относятся негры Западной Африки, бушмены, пигмеи-негритосы, готтентоты, меланезийцы и аборигены Австралии. В негроидной расе выделяют две крупные ветви - африканскую и австралийскую. Группы австралийской ветви характеризуются, в отличие от африканской, волнистым типом волос.

Монголоидная раса отличается смуглой или светлой кожей, прямыми и достаточно жесткими волосами, уплощенной формой лица, заметными скулами, выступающими вперед губами, узкой глазной щелью, сильным развитием складки верхнего века и наличием эпикантуса, или "монгольской складки". Эпикантус - кожная складка в области угла глаза человека, прикрывающая слезный бугорок; особенно сильно развит у детей и женщин и встречается чаще у женщин, чем у мужчин. К монголоидной группе относится все коренное население Азии (за исключением Индии) и Америки. Как особая ветвь в монголоидной расе выделяются американоиды, т.е. коренное население Америки (от северных эскимосов до индейцев Огненной Земли). Они отличаются от азиатских монголоидов двумя признаками - значительным выступанием носа и отсутствием эпикантуса, что приближает их к европеоидам.

Европеоидная раса характеризуется светлой или смуглой кожей, прямыми или волнистыми мягкими волосами, узким выступающим носом, светлым (голубым) цветом глаз, тонкими губами, узкой и широкой головой. Европеоиды населяют Европу, Кавказ, юго-западную Азию, север Африки, Индию и входят в состав населения Америки.

Внутри каждой из рас выделяют малые расы, или подрасы (антропологические типы). Например, в европеоидной выделяются атланто-балтийская, индо-средиземноморская, среднеевропейская, балкано-кавказская и беломорско-балтийская. Внутри монголоидной - североазиатская, арктическая, дальневосточная, южноазиатская и американская. Также выделяется несколько подрас и внутри негроидной расы. Согласно концепции, не учитывающей происхождение, большие расы делятся на 22 малые, часть из которых являются переходными. Само существование переходных рас свидетельствует о динамизме расовых признаков. Переходные малые расы совмещают в себе не только морфологические признаки, но и генетические характеристики больших. Социальные факторы и особенности окружающей среды обусловили различия между расами и их подрасами в связи с расселением человека по земному шару.

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. Поэтому сейчас представители различных рас часто проживают на одной и той же территории. Но в далеком прошлом, когда еще действие социальных факторов было невелико, безусловно, многие признаки, характерные для той или иной расы, явились приспособлением к определенным физико-географическим и климатическим условиям внешней среды и были выработаны под действием естественного отбора.

Например, темная окраска кожи и волос у жителей экваториальных районов Земли возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей солнца. У негров Африки сформировалась высокая удлиненная черепная коробка, которая обогревается меньше, чем круглая и низкая. Курчавые волосы, создающие вокруг головы воздухоносный слой, развились как защита от перегрева при действии жарких солнечных лучей; толстые губы, широкий нос и удлиненные пропорции тела при малом весе появились как способы увеличения поверхности тела, полезного для теплорегуляции (теплоотдачи) в жарком климате. Тип с более широкими относительно объема пропорциями тела развился в условиях климата со значительными отрицательными температурами. Плоское лицо монголоидов с мало выступающим носом оказалось полезным в условиях резко континентального климата и сильного ветра, к тому же гладкая обтекаемая поверхность меньше подвержена обморожению.

Многие морфологические признаки рас служат доказательством, что в расообразовании природная среда, ее абиотические и биотические факторы имели большое влияние. Как и у всего живого мира, у человека в период его становления внешние условия вызывали изменчивость и появление различных приспособительных свойств, а естественный отбор сохранял наиболее удачные варианты приспособленности. Адаптивные свойства у расы проявились не только во внешнем облике, но и в физиологии человека, например в составе крови, особенностях жироотложения, активности обменных процессов.

Эти различия возникали в связи с расселением людей в новых местообитаниях. Считается, что Человек разумный сформировался у восточных берегов Средиземного моря и в северо-восточной Африке. Из этих районов первые кроманьонцы расселились в Южную Европу, по Южной и Восточной Азии вплоть до Австралии. Через северо-восточную оконечность Азии пришли в Америку - вначале на запад Северной Америки, откуда спустились в Южную Америку.

Расы начали формироваться в процессе заселения человеком разных территорий Земли около 40-70 тыс. лет назад, т. е. еще на стадии раннего кроманьонца. Тогда многие расовые признаки имели большое адаптивное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определенной географической среды. Однако с развитием социальных отношений (общение, речь, совместная охота и др.), усилением действия социальных факторов влияние среды, как и давление естественного отбора, перестало быть для человека формообразующей силой. Несмотря на появление многочисленных расовых различий в морфологических и физиологических признаках, репродуктивной изоляции между расами людей не произошло. По интеллектуальному потенциалу и умственным способностям расы также не имеют особых различий.

Активное перемещение по планете и возникающие при этом совместные поселения многих людей на одних и тех же территориях показали, что обособленность человеческих рас, их морфологические, физиологические и психические отличия в результате смешанных браков уменьшаются и даже теряются. Это служит убедительным подтверждением единства вида Человек разумный и доказательством биологической равнозначности всех человеческих рас. Расовые различия касаются лишь признаков морфологии и физиологии, но они являются вариациями единой наследственности человека как вида.

Несмотря на многообразие рас современного человека, все они являются представителями одного единого вида. Наличие плодовитых браков между людьми разных рас подтверждает их генетическую неизолированность, что свидетельствует о целостности вида. Единство вида Человек разумный обеспечивается общностью происхождения, неограниченной способностью к скрещиванию людей различных рас и этнических групп, а также одинаковым уровнем их общего физического и умственного развития.

антропогенез предок человеческий раса

Вывод

На сегодняшний день в мире распространено множество различных теорий происхождений человека и вместе с ними, существует эволюционный взгляд на этот вопрос. Среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных.

Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и вполне заслуживает рассмотрения, хотя и не серьезного.

Список используемой литературы

1. Якимов В. П. Ближайшие предшественники человека. - У истоков человечества. - М., 1964.

2. Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. - М., 1969.

3. Хомличер В. Человек в научной картоне мира. - М., 1971.

4. Ливанов Н. А. Пути эволюции животного мира. - М., 1955.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.

6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеоб­разовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.

7. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

Приложения

Сравнительная таблица видов homo и этапы эволюции человека

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы. Гипотезы естественного происхождения человека. Признаки человека и его место в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Основные стадии эволюции человека. Понятие расы человека, ее признаки, классификации, гипотезы происхождения и характеристика. Антропологические типы и географическое распространение рас. Работы биологов Карла Линнея, Жана Ламарка, Чарльза Дарвина.

    презентация , добавлен 29.10.2013

    Ученые античного мира и Библия о появлении человека. Концепция Дарвина о животном происхождении. Стадии и факторы антропогенеза. Процесс гоминидизации и прародина человека. Этапы расообразования и расизм. Морфологические и физиологические особенности.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Периодизация первобытной истории. Антропогенез. Общие проблемы антропогенеза. Философские проблемы антропогенеза. История зарождения из животных существ человека - и поныне загадка природы. Где, когда и почему появился человек - единого мнения ученых нет.

    реферат , добавлен 07.12.2005

    Понятие расы человека, ее признаки, классификации, гипотезы происхождения и характеристика. Антропологические типы рас, их географическое распространение. Расизм как концепция о якобы неравноценности человеческих рас в физическом и психическом отношениях.

    реферат , добавлен 05.11.2009

    Историческое становление и систематика человека как вида. Доказательства животного происхождения человека: эмбриологические, палеонтологические, сравнительно-анатомические: рудименты и атавизмы. Факторы антропогенеза; понятие расы, народа и нации.

    презентация , добавлен 13.11.2012

    "Происхождение видов" Ч. Дарвина, животное происхождение человека. Основные задачи труда о происхождении человека, ее концептуальные аспекты. Сходство человека с млекопитающими, сравнение способностей и способов выражения эмоций у человека и животных.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Понятие и основные этапы антропогенеза как части процесса развития человека, охватывающей период преобразования обезьяноподобного предка человека в человека современного вида. Отличительные особенности и образ жизни человека на каждой стадии развития.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Тайна происхождения человека и его расселения на территории Земли. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Современный тип людей.

    презентация , добавлен 21.05.2015

    Происхождение человека - одна из интереснейших загадок. Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле? Кто мы - эволюционировавшие приматы или cоздания Творца? Доказательство родства человека и животных. Современные научные гипотезы

Класс: 11

Раздел: Происхождение человека (7 урок).

Тема. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Цель урока: раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причин их возникновения.

Задачи урока:

познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку , задания , папка по проекту , демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах, калькулятор, географическая карта «Природные зоны».

Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, рассизм.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.

Ресурсы Internet :

1. http://images.yandex.ru

2. http://www.ecosystema.ru

3. http://search.icq.com

4. http://bufodo.apus.ru/index2.html

5. htm://www.nerungri.edu.ru

Литература:

1. Журнал «Биология» (приложение кгаз. «Первое сентября»), № 42, 2004 год

2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000, 2001.

4. Мифы наpодов миpа - М.: Советская энциклопедия. 1992 - Т. 1. - 671 с.

5. Н.Н.Воронцов,А.Н.Сухорукова «Эволюция органического мира».М.П.1991г.

6. А.Н.Мельниченко «Происхождение и развитие человека».М.П.1988г.

7. Ю.И.Семёнов «Как возникло человечество».М. «Наука»1986г.

8. Э.А.Киселёва «Книга для чтения по дарвинизму».М.П.1980г.

9. Журналы «Биология в школе».

10. Забылин М. Русский наpод, его обычаи, обpяды, пpедания, суевеpия и поэзия. - М. 1980 - 607 с.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Приветствуют учителя

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

Рефлексия

Раздает заранее приготовленные листки бумаги.

«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».

Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи

Привлечение внимания учащихся.

Самооценка своего состояния.

Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

- Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.

В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)

Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750).

Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

На доске появляется тема проекта.

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Проговаривание гипотезы, плана проекта, основополагающего, проблемных и учебных вопросов.

Сегодня мы подошли к седьмому этапу нашего проекта «Человеческие расы, их происхождение и единство».

Записывают тему урока.

Выявление субъективного опыта учащихся, показать его недостаточность для познания нового материала.

Выход на постановку субъективных целей

Задайте вопросы по теме урока, на которые мы должны ответить в конце.

Формулируют вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют

Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

Следовательно задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.

Участвуют в определении общей цели урока.

II этап. Организационно-деятельностный.

Организует деятельность в парах:

Вопросы для групп.

1 вариант.

Что такое раса?

(Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)

2 вариант.

Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.

3 вариант

Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение.

Работа в парах с текстом учебника, словарями.

Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Отдельнымчеловеческимгруппам пришлосьжитьвразличныхприродныхусловиях:

Они испытывалинасебе разное влияниесолнечногосвета,влажностивоздуха,температуры окружающейсреды,пищиит.д.

Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

1. Дайте характеристику природным условиям:

1 гр. пустыня

2 гр. степь или тундра

3 гр. леса умеренного климата

2. Какие, по вашему мнению, морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях?

3. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет.

Работа в парах с текстом учебника, словарями, ресурсами Internet .

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Организует обсуждение внутри группы.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Оценка качества работы в группе

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия деятельности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Каковы причины возникновения рас?

Каковы биологические особенности рас?

Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас.

Итак, можно сделать вывод : Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которогообъединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Проводят рефлексию своей деятельности

Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».

Раса и нация два разных понятия.

В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.

Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.

Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.

Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)

Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

- Имеют ли право на существование термины«высшая раса» и «низшая раса»?

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Участвуют в обсуждении

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Рефлексия своего личного участия в работе

Выставляют оценку в своём листе.

Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока)

Домашнее задание

Подобрать информацию

1. «Человек как житель биосферы»

и о происхождении человека.

2. Подготовиться к зачету.

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследовательского или творческого задания.

Человеческие расы - это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens. Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа.

Представители разных рас принадлежат к одному и тому же виду и при скрещивании дают пло­довитое потомство.

Существуют три расы: евразийская (европеоидная), экваториальная (австрало-негроидная), азиатско-аме­риканская (монголоидная). Причиной образования рас было географическое расселение и последующая географическая изоляция людей. Расовые признаки носили адаптивный характер, что в современном об­ществе утратило свое значение.

Часто используемые в политических целях утверждения о превосходстве одной расы над другой не имеют под собой никаких научных оснований.

От рас следует отличать «этнические общности»: национальности, нации и т.д. Принадлежность чело­века к той или иной этнической общности определяет­ся не его генотипом и фенотипом, а освоенной им на­циональной культурой.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ №51

1. Основной причиной формирования разных рас стали:

а) генетическая изоляция; б) различия в способно­стях людей; в) географическая изоляция; г) различия в скорости эволюции отдельных групп людей.

2. В настоящее время в любой части света можно встретить человеческие популяции или даже народы с низким уровнем цивилизации. В чем заключаются основные причины таких различий?

4. Могут ли люди, принадлежащие к разным расам, входить в состав одной нации? Приведите примеры.

Экологические факторы, их влияние на организмы

Температурные, физико-химические, биологиче­ские элементы среды обитания, оказывающие по­стоянное или периодическое, прямое или косвенное влияние на организмы и популяции, называются эко­логическими факторами.

Экологические факторы подразделяются на:

■ абиотические - температурные и климатиче­ские условия, влажность, химический состав атмосфе­ры, почвы, воды, освещенность, особенности рельефа;

■ биотические - живые организмы и непосред­ственные продукты их жизнедеятельности;

■ антропогенные - человек и непосредственные продукты его хозяйственной и иной деятельности.

Основные абиотические факторы

Солнечная радиация. Ультрафиолетовые лучи гу­бительны для организма. Видимая часть спектра обеспечивает фотосинтез. Инфракрасные лучи по­вышают температуру окружающей среды и тела ор­ганизмов.

Температура. Влияет на скорость реакций обмена веществ. Животных с постоянной температурой тела называют гомойотермными, а с переменной - пойки- лотермными.

Влажность. Характеризуется количеством воды в среде обитания и внутри организма. Адаптации животных связаны с добыванием воды, запасанием жира, как источника воды при окислении, с перехо­дом к спячке в жару. У растений развиваются корне­вые системы, утолщается кутикула на листьях, умень­шается площадь листовой пластинки, редуцируются листья.

Климат - совокупность факторов, характеризую­щихся сезонной и суточной периодичностью, обуслов­ленной вращением Земли вокруг Солнца и собствен­ной оси. Адаптации животных выражаются в переходе к спячке в холодное время года, в оцепенении у пой- килотермных организмов.

У растений адаптации свя­заны к переходам в состояние покоя (летнего или зим­него). При больших потерях воды ряд организмов впадает в состояние анабиоза - максимального за­медления процессов обмена веществ.

Биологические ритмы - периодические колебания интенсивности действия факторов. Суточные биорит­мы - определяют внешние и внутренние реакции ор­ганизмов на смену дня и ночи

Организмы адаптируются (приспосабливаются) к влиянию определенных факторов в процессе есте­ственного отбора. Их адаптационные возможности определяются нормой реакции по отношению к ка­ждому из факторов, как постоянно действующих, так и колеблющихся в своих значениях. Например, длина светового дня в конкретном регионе постоянна, а тем­пература и влажность могут колебаться в достаточно широких пределах.

Экологические факторы характеризуются интен­сивностью действия, оптимальностью значения (оптимумом), максимальным и минимальным зна­чениями, в пределах которых возможна жизнь кон­кретного организма. Эти параметры для представите­лей разных видов различны.

Отклонение от оптимума какого-либо фактора, на­пример снижение количества пищи, может сузить пре­делы выносливости птиц или млекопитающих по от­ношению к понижению температуры воздуха.

Фактор, значение которого в данный момент нахо­дится на пределах выносливости или выходит за них, называется ограничивающим.

Организмы, способные существовать в широких пределах колебания фактора, называются эврибион- тами. Например, организмы, обитающие в услови­ях континентального климата, переносят широкие ко­лебания температур. Такие организмы обычно имеют широкие ареалы распространения.

Основные биотические факторы

Организмы одного вида вступают в различные по характеру отношения как друг с другом, так и с пред­ставителями других видов. Эти отношения соответ­ственно подразделяются на внутривидовые и межви­довые.

Внутривидовые отношения проявляются во вну­тривидовой конкуренции за пищу, кров, самку. Также они проявляются в особенностях поведения, иерархии отношений между членами популяции.

Межвидовые отношения

ш мутуализм - форма взаимовыгодных симбиоти­ческих отношений двух популяций разных видов.

■ комменсализм - форма симбиоза, при которой отношения выгодны преимущественно для одного из двух видов, обитающих совместно (рыбы лоцманы и акулы).

■ хищничество - отношения, при которых особи одного вида убивают и поедают особей другого вида.

Антропогенные факторы связаны с деятельно­стью человека, под влиянием которой среда изменя­ется и формируется. Деятельность человека распро­страняется практически на всю биосферу: добыча полезных ископаемых, освоение водных ресурсов, развитие авиации и космонавтики сказываются на состоянии биосферы. В результате возникают разру­шительные процессы в биосфере, к которым относят­ся загрязнение вод, «парниковый эффект», связан­ный с увеличением концентрации диоксида углерода в атмосфере, нарушения озонового слоя, «кислотные дожди» и т.д.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ №52

1. В чем заключается действие абиотических факто­ров на организм?

2. От чего зависит степень приспособленности орга­низма к действию абиотических факторов?

3. Биологическим оптимумом называется наилуч­шее сочетание:

а) биотических факторов; б) абиотических факто­ров; в) всех факторов; г) антропогенных и биотических факторов.

4. Какой из факторов станет для бурых водорослей ограничивающим на больших глубинах?

Основными признаками, по которым расы отличаются друг от друга, являются: форма волос на голове; характер и степень развития волосяного покрова на лице (борода, усы) и на теле (третичный волосяной покров у мужчин бывает выражен гораздо сильнее, чем у женщин); цвет волос, кожи и радужки глаз; форма верхнего века, носа и губ; длина тела, или рост. Важнейшим расовым признаком является также пигментация. В коже пигмент (меланин) залегает в поверхностном слое, эпидермисе. В более глубоком слое кожи, дерме, пигмент у взрослых людей, как правило, отсутствует. Если он все-таки имеется, то кожа приобретает синеватый оттенок, т. к. меланин просвечивает через тонкий слой эпидермиса. Явление это чаще отмечается у детей в области крестца. Впервые его наблюдали у монголов, поэтому оно получило название «монгольских пятен». Для цвета кожи существенное значение имеет просвечивание крови через стенки мельчайших сосудов (капилляров). Такое просвечивание придает коже розовый цвет и характерно для светлокожих.

Основные морфологические особенности рас

Представители негроидной расы имеют темный цвет кожи, темный цвет глаз, темные курчавые волосы.

У монголоидной расы желтый цвет кожи, жесткие прямые волосы темного цвета, темные глаза, узкий разрез глаз, так называемое монголоидное веко.

Представители европеоидной расы обладают светлой кожей различных оттенков, мягкими волосами, различных оттенков светло-русого или темно-русого цвета, цвет глаз от карего до голубого.

Несмотря на различие, у представителей этих рас очень много и общих черт: одинаковое количество хромосом - 46, одинаковый уровень развития головного мозга, объем головного мозга. Самым главным признаком является то, что в браках между представителями различных рас дети, рожденные от этих браков, здоровы и полноценны. Это говорит о том, что человек представляет собой единый вид, независимо от расовой принадлежности (Рис. 2).

Рис. 2. Человек, как единый вид ()

Генетики подсчитали, что генетическое различие между представителями различных рас составляет всего около 8 %, при этом генетические различия между ближайшими соседями в городах и селах составляют от 20 до 40 %. Поэтому чужестранец может генетически быть ближе, чем живущий рядом сосед.

Данные физиологов говорят о том, что по группам крови европеоиды ближе к негроидам, а по составу иммуноглобулина в крови ближе к монголоидам. Это говорит нам о том, что биохимический состав крови человека, его генетические особенности сложились значительно ранее, чем произошло разделение единого вида на разные расы. Влияние природных условий на развитие человеческих рас несомненно. Первоначально в древнем человечестве оно было, наверное, более сильным, в процессе же формирования современных рас сказывалось слабее, хотя и до сих пор в некоторых признаках, например в пигментации кожного покрова, обнаруживается с достаточной ясностью. Влияние всей сложной совокупности условий жизни, очевидно, имело важнейшее значение для возникновения, формирования, ослабления и даже исчезновения расовых признаков.

Примером может служить цвет кожи; предок человека, скорее всего, имел темный цвет кожи, связано это с местом его возникновения - Африкой. В связи с тем, что в Африке очень сильная солнечная радиация, темная кожа служила защитой человеку. При расселении его в северные регионы, где солнечная активность значительно меньше, возникла другая проблема - без солнечного света во внутренних слоях кожи не образуется витамин D. Без него развивается болезнь рахит и повышается детская смертность, поэтому в эволюционном процессе получали преимущество люди со светлым цветом кожи.

Все различия между расами связаны с местами обитания древнего человека, так, невысокий рост эскимосов, их утолщенная подкожная жировая клетчатка говорит о том холодном климате, в котором они живут, а широко развитая грудная клетка представителей негроидной расы, живущих в горах, приспособлена к разреженному воздуху.

Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в отношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде. Количество генов отличающих одну расу от другой, невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и так далее, то есть они имеют одинаковый наследственный потенциал , а значит и единое происхождение .

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Sbio.info ().
  2. Reftrend.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие основные расы выделяются наукой?
  2. Назовите основные морфологические особенности рас.
  3. Как условия жизни влияли на формирование расовых признаков?