Темы экстремальные ситуации в природе. Опасные ситуации в природных условиях. «Правильное питание - основа здорового образа жизни»

Экстремальная ситуация - это обстановка, возни­кающая в природе или в процессе деятельности челове­ка, при которой психофизиологические параметры мо­гут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельнос­ти человека. Например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы силь­нодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

Когда каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды, может попасть в такие ситуа­ции, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, дли­тельное и интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходя­щие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое со­стояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведе­ние и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возмож­ности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрез­вычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответст­венных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "пси­хологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, пра­вилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К при­меру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуа­ции, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). Столкнувшись с непредвиденными обстоя­тельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, не­способными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие

нашу жизнь;

Выработать умение предвидеть возможность возникновения опас­ных ситуаций;

Стремиться избегать попадания в эти ситуации.

37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика

Чрезвычайная ситуация - это неожиданная, вне­запно возникшая обстановка на определенной террито­рии или объекте экономики в результате аварии, катас­трофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жер­твам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнеде­ятельности людей. ЧС классифицируются:

    по причине возникновения: преднамеренные и не­преднамеренные;

    по природе возникновения: техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, соци­альные и комбинированные;

    по скорости развития: взрывные, внезапные, скоро­течные, плавные;

    по масштабам распространения последствий: локаль­ные, местные, территориальные, региональные, фе­деральные, трансграничные;

    по возможности предотвращения ЧС: неизбежные (на­пример, природные) и предотвращаемые (например, техногенные, социальные).

К техногенным относятся ЧС, происхождение кото­рых связано с техническими объектами: взрывы, пожа­ры, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ на радиационно опасных объек­тах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспече­ния и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлени­ем стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ура­ганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномаль­ные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применени­ем силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны).

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Чрезвычайные ситуации характеризуются качествен­ными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстро­та развития событий); социально-экологический (челове­ческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота боль­ших площадей); социально-психологический (массовые стрессы); экономический. Например, локальная ЧС - это когда пострадало 10 человек; либо для 100 человек нарушены условия БЖД; либо ущерб не превышает 1000 МРОТ, а зона ЧС не выходит за пределы объекта.

Основные причины возникновения ЧС:

    внутренние: сложность технологий, недостаточная ква­лификация персонала, проектно-конструкторские не­доработки, физический и моральный износ оборудова­ния, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

    внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекра­щение подачи электроэнергии, газа, воды и т.д.

При любом виде опасности для человека создается экстремальная ситуация. Экстремальной называется такая ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью или имуществу человека и исключает возможность быстрой помощи со стороны других людей.

Экстремальные ситуации, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой, очень разнообразны. В то же время их можно разделить на две большие группы: экстремальные ситуации в природной среде и экстремальные ситуации в социуме.

Для любой экстремальной ситуации характерны:

Неожиданность;

Стрессовое состояние;

Причинение ущерба организму человека или его имуществу;

Необходимость активных действий.

Создавая искусственную среду обитания, человек изменял условия своей жизни, всё более отдаляясь от существования в естественной природной среде. Изменились условия жизни, изменились и отношения подготовки человека к жизни в природных условиях. Однако, природа существует и человек вынужден взаимодействовать с ней. В силу незнания или слабого знания этой среды такое взаимодействие может привести к возникновению экстремальной ситуации.

Экстремальные ситуации в природе – это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с природной средой и представлять угрозу его жизни, здоровью или имуществу. Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, поражение молниями, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь. Тепловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни, потеря имущества во время переправы или при неосторожном обращении с костром и т.д.

Характер экстремальности той или иной ситуации определяется различными условиями.

Первое условие – это намерение. Человек, стремящийся к рискованной работе или видам отдыха в природных условиях (геологи, геодезисты, охотники, туристы и т.п.) вероятнее попадет в экстремальную ситуацию, но имеет больше возможностей ее предвидеть и подготовиться к ней. Человек, в намерение которого не входит попадание в рискованное положение, более от этого застрахован, но при возникновении подобной ситуации будет чувствовать себя неуверенно и такая ситуация может оказаться для него экстремальной.

Второе условие – подготовленность. Подготовленность – это знания и опыт действий в той или иной возникшей ситуации. Однако, степень подготовленности не всегда совпадает с профессиональной подготовкой даже для людей, чья профессия связана с риском. Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что известно подготовленным людям и специалистам.

Третье условие – степень экстремальности. Это значит, что одна и та же ситуация в зависимости от материальных (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) или особенностей климатогеографических условий (наличие водоисточников, возможность оборудовать укрытие, добыть пищу и т.п.) имеет различные последствия. Например, вынужденная посадка вертолета в пустыне будет более экстремальной, чем вынужденная посадка в тайге.Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.Экстремальность ситуации носит личностный, индивидуальный характер. Люди по своему характеру делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Холерики и сангвиники обладают большей эмоциональностью и возбудимостью по сравнению с меланхоликами и флегматиками. Это значит, что одна и та же ситуация будет восприниматься ими по-разному. Для одних она не несет экстремальности или воздействует на них в меньшей степени, для других – это угроза здоровью и даже жизни.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что вероятность экстремума одной и той же ситуации для людей различных профессий и образа жизни существенно отличаются. Для людей, чьи профессии связаны с деятельностью в природе (моряки, летчики, геологи, военные и т.п.), экстремальная ситуация может возникнуть чаще и риск больше, но, как правило, они лучше подготовлены к внешним неблагоприятным воздействиям природной среды, особенно, если работают в одной климатической зоне.

Наиболее характерными причинами возникновения экстремальных ситуаций при взаимодействии человека с природой являются:

● профессии, связанные с деятельностью в природе;

● смена климатогеографических условий;

● акклиматизация и реакклиматизация;

● переход «холод» – «тепло» и наоборот;

● резкая смена часовых поясов;

● воздействие внешних факторов на организм человека;

● подбор защитной одежды и экипировки;

● режим питания, питьевой режим;

● нарушение экологического равновесия в природе.

Наряду с отрицательными факторами следует отметить и факторы, снижающие экстремальность, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды. К ним относятся: защитная одежда, водно-пищевой запас, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, подручные средства, используемые для различных целей, аварийные плавсредства и др.

Безопасность на воде. Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет людей меньше, чем во время купания. Умение плавать - еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем всегда представляет риск. Можно оказаться в воде, не умея плавать; мож­но заплыть далеко от берега и устать. Во время плавания вас может подхватить сильное те­чение или вы можете запутаться в водорослях. Зимой замерзший водоем также таит в себе опасность - можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, вы сможете избе­жать этих непредвиденных ситуаций.

Несколько мер предосторожности помогут предотвратить подавляющее чис­ло утоплений:

Учитесь плавать с детства;

Если плаваете плохо, не доверяйте надувным матрасам и кругам;

Помните, что паника - основная причина трагедий на воде, поэтому не поддавай­тесь ей никогда; достаточно лечь на спину и сделать один вдох, слегка шевеля нога­ми и руками, чтобы убедиться, что спокойный человек действительно не тонет;

Обращайте внимание на первые признаки усталости во время своего пребывания в воде;

Не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах, не заплывайте за буйки;

Не выплывайте на судовой путь и не приближайтесь к судам;

Не купайтесь, не катайтесь на лодке в нетрезвом виде и в шторм.

Для того чтобы обезопасить себя перед тем, как купаться , задайте себе следующие вопросы:

Какова глубина?

Есть ли под водой опасные предметы?

Какова температура воды?

Есть ли течения, приливы и отливы?

Водятся ли опасные рыбы, животные?

▪ Кроме того, проверьте наличие спасательных средств и выясните, легко ли будет вос­пользоваться ими в случае необходимости. Лодка, спасательный круг, веревка или длинный шест могут спасти жизнь тонущего и избавить неподготовленного человека от опасных для него попыток оказать помощь в воде.

Особенно важно получить ответы на эти вопросы, если место предстоящего купания совсем незнакомо и не патрулируется спасателями.

Действия в экстремальной ситуации на воде. Если вы не умеете плавать и оказались в воде, лягте на воду лицом вверх, широко раскиньте руки и дышите как можно глубже и ре­же. Находясь в вертикальном положении, двигайте ногами так, как будто крутите педали.

Если вы устали, то отдыхайте на воде, лежа на спине. Для этого расправьте руки и ноги, лягте головой на воду и расслабьтесь.

Другой способ - поплавок: вдохните, погрузите лицо в воду, обнимите колени рука­ми и прижмите их к телу, медленно выдохните в воду, затем - опять быстрый вдох над водой и снова «поплавок».

Если вы замерзли, согревайтесь, по очереди напрягая руки и ноги. Отдохнув, снова плывите к берегу. Если вас подхватило течение реки, двигайтесь по диагонали к ближайшему берегу. Для преодоления морского прибоя отдыхайте при движении волны от берега и активно плы­вите при ее движении к берегу. Если у вас свело ногу, погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, с силой рукой потяните на себя ступню за большой палец.

Помощь утопающему. Прежде всего, спасатель сам должен уметь хорошо плавать. Используйте для спасения лодку, веревку, спасательный круг или подручные средства. Ус­покойте и ободрите пловца, убедите или заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классическим - за волосы; или обхватив его грудную клетку своей ведущей рукой так, чтобы руки утопающего оказались сверху вашей руки, а голова - над поверхностью воды), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряй­те - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий на­ходится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды. Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни.

Доставив пострадавшего на берег, освободите его легкие от ила и воды; положите его на свое согнутое колено: ваше колено должно при этом упираться в солнечное сплетение по­страдавшего. Таким образом вы вызовете рвоту. Затем положите пострадавшего на спину, освободите его ротовую и носовую полости от рвотных масс и - при необходимости - приступайте к реанимационным мероприятиям. После проведенных мероприятий тепло укутайте пострадавшего и доставьте его в ме­дицинское учреждение.

Действия при проваливании под лед . Если вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:

Лед может быть непрочным около стока вод, например, с фермы или фабрики;

Лед всегда тоньше под слоем снега, в тех местах, где быстрое течение, бьют ключи или в реку впадает ручей;

Около берега лед может неплотно соединяться с берегом;

Ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги.

Если под вами провалился лед, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки. Выбирайтесь на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверх­ность ноги. Выбравшись, откатитесь, а затем ползите в сторону.

Оказывая помощь провалившемуся человеку, приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув ноги. Подложите под себя лыжи, доску, фанеру. За 3-4 м до полыньи бросьте пострадавшему спасательное средство - лестницу, веревку, спасательный шест, связанные ремни или шарфы, доски и т. д. Вытащив пострадавшего, выбирайтесь из опас­ной зоны ползком.

В разделе на вопрос Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины? заданный автором сложносочиненный лучший ответ это Природные опасные явления и стихийные бедствия по характеру
явлений подразделяются на типы, которые, в свою очередь – на виды.
Рассмотрим классификацию этих явлений.
Геофизические включают в себя землетрясения, моретрясения и
извержение вулканов и др.
Геологические, к которым относят оползни, сели, обвалы и осыпи,
лавины (как грунтовые, так и снежные) , склоновые смывы, просадку
лессовых пород, карстовые явления, сопровождающиеся провалом зем-
ной поверхности и др.
Метеорологические: к ним относят бури (9–11 баллов) , ураганы (12–
15 баллов) , смерчи и торнадо, шквалы, вертикальные вихри, крупный град,
ливни, сильные метели и снегопад, сильный мороз и гололед, заморозки,
сильный туман, сильную жару, суховей, засуху и др.
Гидрологические (морские и речные) включают в себя тайфуны
(тропические циклоны) , цунами, моретрясения, сильное колебание уров-
ня моря, напор и интенсивный дрейф льдов и др. – морские; наводне-
ния, половодье, дождевые паводки, низкие уровни воды, ранний ледос-
тав и др. – речные.
Гидрогеологические: низкий уровень грунтовых вод; высокий уро-
вень грунтовых вод и др.
Природные пожары подразделяются на лесные, степные, торфяные
(поверхностные) и подземные пожары полезных горючих ископаемых.
Инфекционные заболевания, которые могут носить единичный,
эпидемический и пандемический характер (более подробно см. в разде-
ле «Основы медицинских знаний») .
Массовое поражение сельскохозяйственных животных и ра-
стений.
Рассмотрим

Ответ от Приборостроение [новичек]
Экстремальная ситуация-это такая ситуация, которая отличается от нормальной жизни и таит в себе опасность для человека.


Ответ от Олег Тюш [новичек]
смена климатогеографическихусловий; резкое изменение природных условий; заболеванияили повреждения организмачеловека, требущие экстримальной медицинской помощи; вынужденое автономное существование.

Выживание в экстремальных ситуациях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Мы собрали 5 историй, героям которых удалось выжить в сложнейших условиях.

Долгий полет и 4 дня борьбы

Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннеса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернутся к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров самолет, в котором летели молодожены, столкнулся с Ту-16.

Лариса Савицкая оказалась единственной из 38 человек, кому удалось выжить. На обломке самолета размером три на четыре метра она падала в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него.

Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма "Чудеса еще случаются" где героиня выживает в схожих условиях.

Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы. Ларису Савицкую, в итоге, нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - от сотрясения мозга до повреждений позвоночника, со сломанными ребрами и переломом руки - Лариса Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа.
Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли её за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, второй раз - как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).

На маленьком плоту

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль "Беломонд". Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов.

Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей «робинзонады» он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту,сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика – крючки; из металла от консервной банки – нож, которым разделывал пойманную рыбу. Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту.

Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о её сохранности – вялил на веревках, растянутых над палубой своего «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.

Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.

Только в апреле 1943 года Линь Пэн заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело стали появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит его шансы на успех многократно увеличились. 5 апреля он был найден бразильскими рыбаками, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной «робинзонады» всего 9 килограмм.

Начитанный юнга

"Робинзонада" - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой "дисциплине" стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года.

В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна "Прекрасное блаженство". Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.

По примеру героя своей любимой книги, Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, в мире произошло две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил рекордсмена среди робинзонов, уже достигшего возраста 88 лет, и доставил его на родину.

Папина дочка

В истории о Ларисе Савицкой мы вспоминали фильм "Чудеса ещё случаются". Он основан на реальных событиях. 24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбелентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы.

Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кепке. В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что её отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, отставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.

Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодилось не менее 40 личинок.

Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.

Наедине со снегом

13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло ещё 8 человек, ещё трое умерли от ран.

То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены, и они признаны погибшими. Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро уходили. Чудом выжившие после крушения, они приняли непростое решение - есть мясо погибших.

Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы. Только благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. З

а 11 дней, без снаряжения и теплой одежды, они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах.

Экстремальные ситуации в природных условиях

При экстремальной ситуации в природных условиях человек или группа людей вынуждены вести автономное существование.

Автономное существование - это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.

Оно может быть связано с характером профессии, которая предполагает работу в природных условиях, например геологов, геофизиков, буровиков-поисковиков, нефтяников, гидрологов и т.п. В настоящее время эти специалисты работают вахтовым методом, т.е. по сменам в 15-30 дней. Вахтовый метод применяют для экономии финансовых средств - при этом не надо строить дорогостоящих поселков со всей инфраструктурой. Автономное существование людей вышеуказанных профессий добровольное, и к нему они готовятся заранее.

Очень сложным и весьма трудным бывает вынужденное автономное существование, когда один на один с природой оказываются случайно, обычно при авариях транспортных средств, люди, не подготовленные к таким моментам жизни.

В обоих видах автономного существования главная задача - выжить, для чего необходимо подавить страх, оказать взаимопомощь (самопомощь), спасти имущество и снаряжение, подготовить временное укрытие, проанализировать обстановку (установить связь, сориентироваться, выработать план выживания), добыть пищу и воду, подготовить сигнальные средства.

Важным условием выживания в условиях автономного существования являются действия человека или группы людей по сохранению жизни и здоровья.

Первое действие - это сооружение укрытия . Временным укрытием могут служить тент, плащ-палатка, снежные ямы и пещеры, шалаш из веток и других вспомогательных средств. Рядом с укрытием для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды разводится костер.

Типы костров : нодья, звезда, шалаш, колодец и др. Лучше всего разгораются сухие ветки, сложенные в кучу в виде шалаша. Огонь можно добыть с помощью луба, корней сухих деревьев и палочки или бечевы, но лучше всего дают искру удары камня о камень (камень должен быть осколком гранита, так как камни меловых отложений - мягкие, искру не дают). Искру можно получить ударами стали о сталь или твердого камня о сталь.

При разведении костра надо принять меры по недопущению пожара, для этого его надо разводить на подготовленной, очищенной площадке, вдали от деревьев (особенно сухих) и желательно на возвышенном, открытом месте.

При таких условиях костер легче обнаружить с летающих самолетов, вертолетов и даже со спутников специального назначения (входящих в международную систему спасения при авариях на воде и суше).

Чтобы костер был обнаружен с воздуха, надо устроить дымление костра путем подбрасывания в разгоревшийся костер сырых веток с листьями (или хвоей) или зеленой травы. Также надо учесть, что в хорошую, ясную и безветренную погоду дым от костра поднимается столбом и при наличии ветра на высоте (даже слабого) дым "ложится". Если стоит пасмурная погода, с небольшим ветром, то дым от костра будет "ложиться" сразу и стелиться над землей. В случае пасмурной, безветренной погоды дым будет стелиться вокруг костра, создавая весьма неприятные моменты для человека или людей, находящихся у костра, - начнет "есть" глаза, и они будут слезиться.

При таких условиях можно получить отравление угарным газом и продуктами (компонентами) горения. При горении березы, например, идет черный дым, особенно от больших, толстых веток, но береза дает много жара, ее головешки тлеют долго. Это относится и к другим твердым породам - дубу, клену, лиственнице и т.д. Липа, осина, ель, сосна сгорают быстро, дают меньше жара, а головешки быстро прогорают. От липы хорошо использовать луб (лыко) - кору нижнего слоя. От липы (и сухой, и сырой) кора отстает лучше, чем от других пород, и она отходит вдоль ствола, а у березы - поперек (так называемая береста).

Учитывая все вышеизложенное, костер нужно разжигать на возвышенном месте или на склоне, тогда дым от костра будет не "кружиться" вокруг него, создавая вам неудобства в пасмурную тихую погоду, а опускаться вниз по склону.

Для обеспечения пищей, подавления голода можно в качестве еды использовать молодые ветки и листья деревьев (липы, орешника и т.д.), кустарников, а также растения (только неядовитые). К ядовитым растениям относятся белена, цикута, волчья ягода, волчье лыко, вороний глаз и др. Многие ягоды обладают лекарственными свойствами, как и растения, необходимо только знать, какие именно. Ядовитые ягоды и растения могут вызвать тяжелые отравления.

Для утоления жажды (питья воды) также можно использовать неядовитые растения с сочными листьями и ягоды, а также молодые ветки деревьев. Это в случае отсутствия запасов и природных источников воды - родников, ключей, рек, озер, прудов, а также атмосферных осадков (дождя, снега, росы, инея, льда). Поиск воды может осуществляться с помощью лозы, биорамки, по наличию сырой почвы и пышной, буйной растительности. Обеззараживание воды осуществляется с помощью фильтров, серебра, таблеток пантоцида (1-2 таблетки на 1 л воды, выдержать 30 мин), йода (8-10 капель на 1 л), путем кипячения.

Для еды можно использовать молодые съедобные грибы, предварительно прожарив их над костром или углями, головешками по типу шашлыка, нанизав их на сырую ветку. Кстати, из сырых крупных веток можно получить горячий витаминный чай. Для этого необходимо сырые ветки держать над костром наклонно - толстый конец ветки над костром, а тонкий над какой-либо емкостью - кружкой, чашкой или обычным полиэтиленовым пакетом. Из-под коры сырой ветки будет выделяться вода и стекать вниз. Для этой цели лучше подходят деревья мягких пород - липа, ива, верба и ветла. Больше всего воды дают ива и ветла, верба. Если растут верба, ива и ветла, это первый признак близкого залегания грунтовых вод.

Если при поиске грибов вам попадутся ядовитые (мухомор, лисички, опята (ложные - оба вида), бледные поганки), не срывайте их - они поедаются лесными животными (мухомор в небольших количествах едят лось, олень (очевидно, для лечения от глистов)).

Если в месте аварии имеются водоемы (река, озеро), то можно организовать рыбную ловлю с помощью веток - удилище из древесного лыка, а в качестве блесны использовать пуговицу, булавку, любой блестящий мелкий предмет.

Для охоты на птиц можно изготовить из веток или лыка ловушку - клетку с захлопывающейся "дверцей".

Природным перевязочным материалом (при получении травм в случае аварии транспортного средства) являются мох, сухая трава, мелко надранное тонкое лыко липы, березы, ивы, вербы, ветлы и т.д.

Если до ближайших населенных пунктов, дорог и рек далеко, то обосноваться надо основательно, при этом сразу после разведения костра или нескольких костров выложить ветками деревьев знак SOS , а если имеется снег, то вытоптать знак SOS и обозначить ветками.

Ночью применяются несколько костров (бездымных и огневых), также расположенных в виде знака SOS.

При наличии сигнальных патронов ПСНД днем применяются патроны с ярко-оранжевым дымом, а ночью - с ярко-малиновым огнем.

Если нет поляны, то вырубается (выламывается) кустарник в виде знака SOS.

Размер знаков должен быть порядка 6 × 1 м - 6 × 1,5 м; в шагах взрослого человека это будет примерно 7 × 2 шага или 7 × 3 шага.

Знак можно выложить из кусков материи желтого или оранжевого цвета - они хорошо видны издалека.

В случае движения в сторону населенного пункта или дороги (трассы) необходимо уметь ориентироваться на местности. В Северном полушарии направление на север можно определить, став в полдень спиной к солнцу (в полдень - солнце в зените). Тень укажет направление на север, слева будет запад, справа - восток. Местный полдень можно определить с помощью вертикального шеста длиной 0,5-1 м по наименьшей длине тени от него на поверхности земли.

Нужно помнить, что в 6-7 ч утра солнце на востоке, а в 7 ч вечера на западе (в зависимости от времени года и расположение солнца будет несколько иным, например восход солнца летом - в 5 утра, а заход - в 8-9 ч вечера).

Направление на юг можно определить по большому скоплению (наплыву) смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает на южных склонах быстрее. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает больше на северной стороне дерева. Определить юг и север можно также по муравейникам, пологая сторона которых обращена на юг. Грибы обычно растут с северной стороны дерева. После ориентирования на местности и определения своего местонахождения следует избрать маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.

При движении и переходе через замерзшие водоемы необходимо быть предельно осторожным, так как толщина льда в озере (тем более на реке) бывает неравномерной по краям и в средних местах.

На озере лед может быть тоньше над выбивающими из-под земли ключами, а на реке лед тоньше над быстрым течением.

Переход через замерзшие водоемы допускается зимой при толщине льда 4-5 см, осенью и весной - не меньше 10 см. Наиболее прочен прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, менее надежен бело-матовый с желтизной, крайне опасен рыхлый, ноздреватый.

Чтобы не провалиться под лед при движении и переходе, следует учитывать и делать следующее:

1) если лед под вами затрещал или начал ломаться, быстрее возвращайтесь скользящим шагом или ползком к берегу;

2) всегда выходите на лед с палкой в руке и с отверткой или ножом в кармане. Эти предметы помогают выбраться из полыньи или провала;

3) если несете на себе груз, то груз лучше снять перед выходом на лед и закрепить его на двух больших ветках, концы которых держать в обеих руках, т.е. сделать подобие саней;

4) идти по льду большой группе людей можно лишь при толщине льда в 7-9 см (это ширина ладони взрослого человека), причем каждый человек из группы должен идти на расстоянии 5-6 м друг от друга;

5) нельзя прыгать на льду и топать, проверяя его прочность, особенно в зоне быстрого течения или выхода ключа из-под земли;

6) переходить замерзший водоем на лыжах и с грузом весьма рискованно, груз лучше закрепить на лыжах, а палки использовать как средство тяги, закрепив их на лыжах.

Если лед сломался под вашей тяжестью, следует:

1) избавиться от тяжелых, сковывающих движение вещей;

2) выбираться на лед в месте, где произошло падение (лед может проломиться при вашем падении, когда вы поскользнулись);

3) не терять времени на освобождение от одежды, так как в первые минуты, до полного намокания, она удерживает человека на поверхности;

4) выползать на лед методом "вкручивания шурупа", т.е. перекатываясь со спины на живот;

5) втыкать в лед острые предметы (нож), подтягиваясь к ним;

6) удаляться от пробитой полыньи ползком по собственным следам.

При наличии компаса (например, на часах) можно им пользоваться, но надо учитывать, что в каждой местности есть определенные поправки на магнитное склонение (у летчиков на полетных картах такие данные есть); то же относится и к большому компасу. Поэтому показания компасов нужно уточнять по положению солнца и другим ориентирам. Ночью можно ориентироваться по звездам, для этого надо определить положение крупных звезд (Полярной звезды, Большой Медведицы и т.д.). Если предстоит идти несколько дней, то на месте аварии надо предварительно сориентироваться по солнцу, мхам, муравейникам и переночевать на месте, а двигаться начать по всем определенным признакам рано утром, с рассветом.

Учитывая нынешнее состояние транспортных средств всех видов (самолетов, вертолетов, автомашин, вездеходов), перед пользованием ими следует заготовить заранее все необходимое и в первую очередь медицинскую аптечку в минимальном наборе, нож (охотничий или кухонный) и т.д.

Главное - в любой, самой сложной ситуации не терять самообладания, веры в свои силы, свой разум и свою удачу.