Инновационные формы применения здоровьесберегающих технологий студентов. Методическая разработка семинара -практикума «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ОУ. Занятие игровым стретчингом «Веточка»

Анна Ивановна Якубенко
Реализация здоровьесберегающих инновационных технологий в образовательном процессе для качественного развития дошкольников

Якубенко А. И.

Инструктор по физической культуре

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие ,

прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Процесс реорганизации всей системы образования дошкольного инновационных дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка и не может осуществляться без разработки инновационных технологий и их применения на практике.

Здоровье – это бесценное достояние не только отдельного человека, но и страны в целом. По данным всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 10% зависит от системы здравоохранения, на 40 % от экологии и 50% от образа жизни , который формируется самим человеком.

Образовательная среда справедливо считается идеальным каналом для содействия здоровью . Здоровьесберегающий потенциал образовательной среды определяется созданием благоприятных условий для овладения ребенком физической, психологической и духовной культурой.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его. Воспитание валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса предусматривает использование традиционных здоровьесберегающих технологий , таких как :

Комплексы различных закаливающих мероприятий (контрастные ножные ванны, обтирание, умывание холодной и прохладной водой, хождение по дорожкам здоровья , хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, массаж биологически активных точек на кистях и стопах);

Утренняя гимнастика на свежем воздухе, физкультурные занятия, инновационные технологии оздоровления и профилактики (массажеры, тактильные дорожки, ритмопластика) ;

Гимнастику после сна;- дыхательную гимнастику;

Физкультминутки, проведение непосредственно образовательной деятельности в режиме динамической позы;

Пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз;

и другие оздоровительные мероприятия .

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, стимулирует поиски новых, инновационных психолого-педагогических подходов. На современном этапе развития общества эти процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка и не может осуществляться без использования инновационных технологий и их применения на практике.

Обучаем детей приемам самомассажа, используя игровую, сюжетную мотивацию и стихи. Например : «Буратино рисует цветок, елочку, солнышко» (массаж шейных позвонков – наклоны, вращение головой, «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…» (массаж спины : движения пальцами на спине в соответствие с текстом). В частности массаж ушных раковин (аурикулярный массаж) и массаж носа полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью .

С целью оздоровления дошкольников и повышения их активности, образовательная деятельность проводится в режиме динамической позы - периодическая смена позы «сидя» на «стоя» . Длительность «динамической» позы может быть увеличена по желанию ребенка, например, при перебрасывании мяча друг другу.

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.

Одним из востребованных видов инновационных технологий является интерактивная технология обучения дошкольников , прием интерактивной технологии «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения. Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества , как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у воспитанников умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. В качестве заданий мы предлагаем коллективно выполнить эстафетную игру, где каждый по очереди вносит свой элемент в общую работу. А интерактивная технология «Карусель» внедряется для работы в парах. Воспитатель просит детей договориться, с кем бы они хотели поиграть в паре, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. Например, при выполнении заданий в круге дети могут двигаться по массажным коврикам.

Применяя в оздоровительной работе логоритмическую гимнастику, мы помогаем ребенку снять напряжение. После долгого сидения кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Используя элементы оздоровительной гимнастики Хатха-йога. Мы укрепляет здоровье каждого ребенка и его иммунитет, повышаем сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время, принимая статичные позы, используя имя животного или предмета, на который похожа поза, такие как : «кузнечик» , «журавль» , «лук» , «кошка» . Но опыт работы в детском саду показывает, что регулярное использование элементов йоги помогает ребенку стать уравновешенным и спокойным, учиться концентрироваться, исправляет осанку, формирует сильное и гибкое тело.

Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах

В последние годы много говориться о воздействии запахов на человека, лучшим источником полезных и гармоничных запахов это растения. Для оздоровления воздуха в групповых комнатах мы выращиваем такие растения, как мирт, розмарин, аспарагусы. Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы, они дарят нам ничем не заменимый кислород, создают необходимый психоэмоциональный комфорт.

Технология музыкального воздействия - поддержание здоровья детей используя сочетание двигательных упражнений со звукопроизношением или обычным пением. В процессе звукопроизношения и пения укрепляются голосовые связки, повышается иммунитет. Они прекрасно заменяет дыхательную гимнастику, снимают стресс : например : выполняя упражнение «гуси» - дети наклоняются, вытягивая шею вперед, произносят «ш-ш-ш» , выполняя вертушку руками, проговаривают звук «р-р-р» . Проговаривание или пропевание гласных звуков : например : <А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; <И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос; <О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем; <У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря; <Ы> – лечит уши, улучшает дыхание; <Э> – улучшает работу головного мозга.

Одна из методик, которую мы используем в оздоровительной работе с детьми - это игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. На физкультурной организованной деятельности используются 6 упражнений игрового стретчинга. Они подобраны на укрепление и растяжку всех групп мышц. Например, упражнение «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов. Упражнение «Самолёт взлетает» - укрепляет мышцы спины, развивает подвижность тазобедренных и плечевых суставов. Все они выполняются под музыку. Занимаясь игровым стретчингом с детьми, наблюдается, что близкие и понятные детям образы сказочного мира , позволяют ребенку легко выполнять непростые физические упражнения.

Фитбол - нетрадиционное оборудование имеют хороший лечебный эффект. Укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость , повышается подвижность и гибкость позвоночника.

Степ-аэробика – это комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой) . Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.

В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг» . Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна , в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело , прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Применяя в оздоровительной работе с дошкольниками инновационные технологии , мы обратили внимание на то , что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными.

Таким образом , использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и инновационных форм работы , закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Они ориентированы на индивидуальность ребенка и запросы его семьи, а так же обеспечивает успех на дальнейшие ступени образования .

В Законе " Об образовании в Российской Федерации" одной из задач (статья 41) является организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффенктивности физкультурно-оздоровительной работы. Одним из направлений этой работы является здоровьесбережение. Здоровьесбережение - ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №16 «Золотой ключик» г. Сафоново

“Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье ” (Генрих Гейне) Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите как сердце, как глаз! Ж.Жабаев Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. (Шопенгауэр А) Здоровье - дороже золота. (Шекспир У.) Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. (Цицерон)

Из ФГОС дошкольного образования: Одна из ведущих задач - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Статья 41. Охрана здоровья обучающихся Организации создают условия для охраны здоровья обучающихся пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом

Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, в центре которого ставится здоровье ребёнка. Виды здоровья ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - гармония физиологических процессов ПСИХИЧЕСКОЕ, ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – система ценностей и убеждений человека СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – оптимальное место человека в обществе, зависящее от условий окружающей среды Все части здоровья нам очень важны. Все виды здоровья нам очень нужны.

Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование позитивного и ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – гармония физиологических процессов Рациональное питание Двигательная активность Оптимальное сочетание умственного и физического труда Отказ от вредных привычек Соблюдение правил личной гигиены и безопасности Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель)

Здоровьесберегающий подход – это комплес психолого- педагогических, медицинских и др. мероприятий, обеспечивающих эффективность здоровьесберегающего педагогического – образовательного и методического – процесса. ПСИХИЧЕСКОЕ, ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ - система ценностей и убеждений человека Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. (Демокрит Абдерский) СОЦИУМ ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ Умение жить в согласии с собой и окружающими

Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий (с помощью различных техник, методик, методов, приемов и др.), направленных на здоровьесбережение детей и взрослых. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ- оптимальное место человека в обществе, Зависящее от условий окружающей среды. Условия жизни труда жилищные отдыха Уровень образования воспитания культуры Кто не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен (Лао Дзы)

Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ ЦЕЛИ здоровьесберегающей деятельности ДОУ: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Принципы здоровьесберегающей деятельности ДОУ Принцип здоровьесбережения Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса Принцип доступности и индивидуализации Принцип комплексности и интегративности Принцип научности “Не навреди!” Принцип результативности и гарантированности Принцип сознательности и активности

ЗАДАЧИ: Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно -образовательного процесса. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей. Формировать основы безопасности жизнедеятельности. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ

ОБЩИЕ ПРИОРИТЕТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ активизация и развитие познавательных интересов к своему телу и его возможностям развитие эмоционального сопереживания другим людям превращение ЗОЖ в норму повседневного бытия детей и взрослых привитие детям доступных навыков психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях формирование психических процессов путем развития творческого воображения Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Концепция здоровьесберегающей деятельности ДОУ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание потребности в движении и активном образе жизни. воспитание гигиенической (валеологической) культуры, осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни. обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребенка и социально- эмоциоанльного благополучия дошкольника. сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с требованиями и нормами использования медицинских средств. психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей. создание здоровьесберегающего пространства с целью сохранения и укрепления психического, интеллектуального, социального и физического здоровья детей, организация оптимальной здоровьесберегающей, двигательной развивающей среды.

компоненты Соблюдение требований СанПиН Внедрение здоровьесберегающих технологий Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку Терапевтические мероприятия (музыкотерапия, арттерапия и т.п.) Проведение занятий специалистами Психологическое сопровождение ВОП Модель здоровьесберегающего воспитательно -образовательного процесса 1-й компонент – модуль здоровьесберегаю -щей педагогической системы Компоненты з доровьесберегающей системы Модель здоровьесберегающей педагогической системы Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю. Мудрость древних мореплавателей

Модель здоровьесберегающей педагогической системы 2-й компонент - модуль здоровьесберегающей ПС – модель физкультурно-оздоровительной работы Физкультурно-оздоровительная работа Двигательный режим в течение дня Утренняя гимнастика НОД 3 раза в неделю Физминутки Самостоятельная двигательная активность Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Самомассаж Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке Лечебная гимнастика Взаимодействие с сотрудниками ДОУ Семинары Педагогические советы Сотрудничество с медицинскими учреждениями Обследования Консультации специалистов Витаминотерапия Профилактические мероприятия в период эпидемии гриппа ЛФК Лечебный массаж Физиопроцедуры Лечебно-оздоровительные мероприятия Воздушное и водное закаливание Психологическое сопровождение детей Помощь в период адаптации к д/с Диагностика уровня психического развития детей Психологические этюды Приемы релаксации Коррекционная работа Музыкальное сопровождение режимных моментов Работа с родителями Консультации Привлечение к праздникам

Модель здоровьесберегающей педагогической системы В ДОУ: Физкультурный зал Спортивная площадка на территории Кабинет физиотерапии Кабинет осмотра В группах: Центры двигательной активности Уголки здоровья Модель здоровьесберегающего пространства 3-й компонент модуль здоровьесберегающей педагогической системы Компоненты здоровьесберегающей системы

Модель здоровьесберегающей педагогической системы Социальная помощь Медицинское сопровождение 4-й компонент модуль здоровьесбере-гающей педагогической системы Организационное Просветительско-профилактическое Психолого-педагогическая работа Модель системы работы с родителями Основные направления: Болезни мысли губительнее и встречаются гораздо чаще, чем болезни тела.

Модель здоровьесберегающей педагогической системы 5-й компонент модуль здоровьесберегающей педагогической системы – здоровьесберегающий методический процесс. 1. Методическая работа по здоровьесберегающему направлению. 2. Проектная деятельность, включающая разработку оздоровительных программ и методических рекомендаций для детей и родителей. 3. Методическое обучение педагогов с целью повышения уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников. 4. модель внутридошкольного здоровьесберегающего методического процесса (реализация здоровьесберегающих инновационных подходов, внедрение интерактивных форм и др.)

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии

Технологии обучения здоровому образу жизни Коммуникативные игры НОД Занятия из серии «Здоровье» Самомассаж Оздоровительный комплекс « Сауна-бассейн- фитобар » Игротерапия

Коррекционные технологии Арт-терапия Су- джок терапия Психогимнастика Сказкотерапия Музыкотерапия

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика дыхательная Гимнастика ортопедическая Корригирующая гимнастика Гимнастика бодрящая БОС (Биологическая обратная связь)

Посещаемость детей Вывод: Посещаемость детей увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет сокращения пропусков по болезни

Желаем Вам всем творческих успехов в разработке и внедрении собственных или авторских здоровьесберегающих педагогических систем: моделей, подходов, технологий!


В современной России особую актуальность приобрела проблема организации здоровьесберегающего обучения и воспитания.

Всемирная организация здравоохранения соотносит здоровье как «состояние телесного, душевного и социального благополучия» . Таким образом, понятие «здоровье» имеет элементы физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного аспекта.

Рисунок 1. Модель формирования здоровья обучающихся

Абитуриенту, ставшему студентом, нелегко привыкнуть и подстроиться под новый режим жизнедеятельности в учебном заведении. Новый режим учебной деятельности, изменения в питании и двигательной активности, необходимость изучать больший объем учебного материала – все это отрицательно сказывается на здоровье студента.

В связи с этим возникает необходимость в применении основ здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающая педагогика – это, прежде всего, готовность и определенная способность образовательного учреждения к обеспечению высокого уровня образовательной деятельности без серьезного ущерба для здоровья участников образовательного процесса . Здоровьесберегающие технологии в образовании - организованная системно совокупность программ, приемов, методов организации образовательных процессов, не наносящих ущерба здоровью его субъектов .

Здоровьесберегающие образовательные технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность приемов, принципов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения .

Исходя из стоящих задач здоровьесбережения все педагогические технологии в данном направлении делятся на 3 группы:

1) технологии, наиболее серьезно наносящие вред здоровью обучающихся и педагогов. К данной категории относят традиционную, классно-урочную технологию обучения, разработанную Я. А. Коменским, сюда же подходят технологии, для которых характерны преувеличенная перегрузка образовательного процесса, активное использование авторитарной педагогики.

2) технологии, в которых приоритетным является процесс сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Именно эти технологии и называются здоровьесберегающими.

3) все остальные педагогические технологии, являющиеся самой многочисленной группой технологий, невозможно четко квалифицировать и судить об их воздействии на здоровье субъектов образовательного процесса. Для обнесения их к двум другим группам необходимо проводить их анализ и изучение, а также проводить оценку их результатов с точки зрения воздействия на здоровье обучающихся и педагогов .

Цель любой образовательной технологии – достижение определенного педагогического результата в процессах обучения, воспитания, развития. Здоровьесбережение же в современной педагогике не может выступать в качестве единственной, главной цели образовательного процесса. Здоровьесбережение является только условием, одной из задач достижения главной образовательной цели.

Можно выделить следующие типы образовательных технологий:

– оздоравливающие (правильная физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, фитотерапия, аромотерапия арттерапия, массаж);

– здоровьесберегающие (установление режима здорового питания, развитие двигательной активности, прививки в качестве профилактики)

– технологии обучения и развития здоровья (включение соответствующих тем о физическом развитии в предметы общепрофессионального и профессионального циклов);

– воспитание правильной культуры здоровья (дополнительные занятия по формированию и развитию личности обучающихся, различные воспитательные мероприятия, конкурсы и фестивали и т.д.).

Здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечивать постоянное развитие личности, ее природных способностей: ума, потребности в деятельности, нравственных и эстетических чувств, овладении опытом общения с людьми, природой и искусством.

Цель образовательных здоровьесберегающих технологий - это предоставление возможности студентам осуществлять процессы сохранения здоровья за время обучения в вузе, возможности формировать нужные знания, умения и навыки здорового образа жизни, а также обеспечение возможностей активного участия в превентивных мероприятиях, использования полученных знаний и компетенций в повседневной жизни.

Основными компонентами инновационных и здоровьесберегающих технологий выступают:

1. Компонент аксиологический, проявляющийся в осознании обучающимися особой ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести такой образ жизни, который позволяет полно осуществлять стоящие перед ними цели, использовать свои физические и умственные возможности.

2. Компонент здоровьесберегающий, включающий в себя систему общих установок и ценностей, которые создают систему навыков и умений в сфере гигиены, необходимых для естественного функционирования организма, а также систему методик и упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.

3. Компонент гносеологический, связанный с повседневным приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, изучением себя, своих способностей и возможностей, интересом к вопросам своего здоровья, к изучению необходимой литературы, различных направлений по оздоровлению и укреплению своего организма.

4. Компонент эмоционально-волевой, который включает в себя проявление механизмов механизмов психологических – волевых и эмоциональных. Необходимым условием сохранения здоровья и хорошего самочувствия являются положительные, благоприятные эмоции и переживания, благодаря которым у человека формируется и закрепляется желание вести здоровый образ жизни.

5. Компонент экологический, учитывающий окружающую среду, то, что человек как биологический вид существует в совокупности с природной средой, которая обеспечивает личность конкретными биологическими, производственными и экономическими ресурсами. Рассмотрение природной среды как одной из предпосылок здоровья человека как личности, позволяет внести в содержание здоровьесберегающего воспитания формирование умений и навыков адаптации к окружающим экологическим факторам.

6. И наконец, компонент физкультурно-оздоровительный, предполагающий владение определенными способами деятельности, направленными на развитие и повышение двигательной активности, предупреждение признаков гиподинамии. Кроме того, этот компонент обеспечивает закаливание организма, возрастание адаптивных возможностей. Данный компонент направлен на освоение важных жизненных качеств личности, повышающих общую и субъективную работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Один из авторов (Зимина О. Е.) предлагает к рассмотрению основополагающую базовую модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в высших учебных заведениях . Данная модель состоит из шести блоков.

Блок первый – инфраструктура образовательных учреждений, создающая здоровьесберегающую среду. В блок входят следующие составляющие:

Материально-техническая оснащенность спортивных залов необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с образовательными стандартами ВПО;

Наличие и должное оснащение медицинского кабинета, обеспечение медицинским персоналом;

Наличие студенческой столовой, работающей в удобном режиме в соответствии со всеми требованиями ГОСТов;

Организация качественного питания;

Квалифицированный педагогический состав в необходимом количестве.

Общая ответственность и контроль за реализацией этого блока лежит на администрации вуза.

Блок второй – организация учебного процесса. В блок входят следующие составляющие:

Соблюдение гигиенических норм и требований при организации и контроле объема аудиторной и самостоятельной нагрузки на всех этапах обучения;

Использование методов обучения, прошедших апробацию, соответствующих возрастным возможностям и особенностям студентов;

Введение любых инновационных методик только под контролем соответствующих специалистов и контролирующих органов;

Непременное соблюдение всех требований к применению технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);

Рациональная организация занятий физической культурой и мероприятий активно-двигательного характера;

Учет индивидуальных особенностей организма обучающегося, работа по адаптированным к индивидууму программам.

Реализация этого блока создаст условия для повышения эффективности учебного процесса.

Блок третий – организация физкультурно-оздоровительной работы. В блок входят следующие составляющие:

Полноценная и эффективная работа на занятиях физической культуры, секциях,

Создание условий для работы спортивных секций;

Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа станет основой организации двигательного режима студентов, способствовать эффективному физкультурному развитию студентов, позволит повысить адаптивные возможности организма.

Блок четвертый – организация системной предупредительной, методической и просветительской работы с преподавательским составом для повышения квалификации работников вуза. В блок входят следующие составляющие:

Занятия (лекции, семинары, консультации, курсы) по вопросам здоровьесбережения;

Распространение научно-методической литературы по здоровому образу жизни;

Блок пятый – динамическое наблюдение за состоянием здоровья студента. В блок входят следующие составляющие:

Регулярный анализ в соответствующих структурах учебного заведения состояния здоровья студентов;

Создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи студентам;

Привлечение квалифицированных медицинских работников к реализации всех этапов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в вузе студентов.

При реализации данных блоков могут возникнуть следующие возможные риски:

1. Полное отсутствие или несформированность у отдельных педагогических кадров стремления к совершенствованию профессиональной культуры по вопросам здоровьесбережения.

2. Заниженная самооценка личности педагога, включающая в себя личностную тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие.

3. Некомпетентность представителей администрации в вопросах применения здоровьесберегающих педагогических технологий.

Большую часть своего времени студент проводит в стенах образовательного учреждения, поэтому именно в этих стенах ему необходимо создать благоприятную здоровьесберегающую среду. В течении всего периода обучения у студентов следует формировать установку на правильный, здоровый образ и стиль жизни, физическое самосовершенствование и потребность в регулярных и стабильных занятиях физической культурой и спортом.

Список литературы:

  1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст]: учебное пособие / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. –М.: Владос-Пресс, 2010. – 389 c.
  2. Гонсалес, С. Е. Вариативность содержания занятий студентов по дисциплине «Физическая культура» [Текст]: монография/ С. Е. Гонсалес – М.: РУДН, 2013. – 196 c.
  3. Зараева, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Текст]: учебное пособие / Е. А. Гараева –Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 175 c.
  4. Захарова, Е. В. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / Е. В. Сахарова, Р. А. Дерина, О. И. Харитонова. – Волгоград, Саратов: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013. – 94 c.
  5. Инновационные аспекты физической культуры и спорта. Выпуск 6 [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции МГСУ (20-21 июня 2013 г., Москва)/ О. В. Борисова [и др.]. –Электрон. текстовые данные. –М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 272 c.
  6. Кузьменко, Г. А. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Организационная культура личности юного спортсмена [Текст]: программа элективного курса для основного общего образования / Г. А. Кузьменко, К. М. Эссеббар – М.: Прометей, 2013. – 140 c.
  7. Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст]: материалы Регионального научно-методического семинара «Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» (25 марта 2015 года)/ Р. Р. Абдуллин [и др.]. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2015. – 164 c.

В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 "Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников" в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: "использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания".

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов

Цели использования здоровьесберегающих технологий:

  • сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
  • укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
  • обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
  • осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Средства здоровьесберегающих технологий:
1.Средства двигательной направленности:
. элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ;
. физические упражнения;
. физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно - гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.) . Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ(из своего опыта).

В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде "Тропинки здоровья":

Режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

1. Утренняя гимнастика

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Гимнастика состоящая из хороводов
  • Сюжетные танцы
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
  • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики - 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: "Мы листаем книгу", "На закате дремлет пруд…", "Рыбки", а также занятий пальчикового театра "Лошадка", "Ловко с пальчика на пальчик…", "Яблочко", "Петушок". Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

3. Игровой самомассаж.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.

4. Мытье рук и лица холодной водой.

Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем - лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание - это мощная закаливающая процедура.

5. Перед занятием - звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

6. Динамическая пауза на НОД.

Основные задачи физминутки - это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

6. После НОД - йога в играх.

Йога - одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.

9. Прогулка.

Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

10. Подвижная игра

Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они - важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

11. Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: "Пузырики", "Говорилка", "Ветерок", "Пчелки", "Косим траву", "Петух", "Каша кипит", "Вырасти большой", "Мельница", "В лесу", "Веселая пчелка".

12. Гимнастика пробуждения (в постели).

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием "чудо" - ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам ("закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам") 15-20 сек.
- Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках ("согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).

14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).

Задача - сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, "разогреть" внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

15. Осанка (профилактика сколиоза).

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

16. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей.
Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.

Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. С. 81.
  4. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
  5. Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
  8. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
  9. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
  10. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.