Что такое конвергентное образование. Проект конвергентного образования в начальной школе "Космические дали". Мы возвращаем эксперимент в школы

Конвергентный подход в образовании.

Мы возвращаем эксперимент в школы

Главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Конвергентное обучение, для реализации которого был создан Курчатовский проект, направлено на формирование именно такой междисциплинарной образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности учеников.

Предпосылки проекта

Одной из проблем современного образования является традиционное преподавание предметов естественнонаучного цикла изолированно друг от друга, в результате чего у учащихся происходит неполное формирование целостной картины мира.
Задача проекта

Сформировать системные представления об окружающем мире на этапе начального образования, которое определяет мотивацию учащегося и на весь последующий образовательный цикл.

Цели проекта

Сформировать у школьников мотивацию к получению естественнонаучного образования.
- Заложить основы восприятия окружающего мира как целого на базе междисциплинарных образовательных программ.
- Предоставить возможность участия в выполнении учебно-исследовательских проектов.
- Сориентировать учащихся выпускных классов на поступления в лучшие университеты, ведущие междисциплинарную подготовку кадров.
Конвергентное обучение

Один из основателей Курчатовского проекта Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие черты развития естественных наук:
- переход к наноразмерам;
- изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;
- сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;
- междисциплинарный подход вместо узких специализаций.
Эти положения определяют содержание образовательных ресурсов Курчатовского проекта.

Метапредметный подход в образовании.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Физика - это наука о природе.

В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.

В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний.

Одна из задач метапредметного подхода осознание себя в этом мире и развитие единой системы

природа-человек-общество.

Междисциплинарный подход в образовании.

Что такое междисциплинарный подход к обучению

Междисциплинарный подход включает в себя размытие границ между традиционными учебными предметами и обучение в рамках более общих тем или направлений, а не учебных дисциплин. К примеру, обучение иностранному языку может объединяться с обучением географии, истории и литературы данной страны, разные предметы могут объединяться в таких темах, как “мой город”, “моя страна”, и т.д.

Понятие междисциплинарного обучения известно еще с античных времен, оно затрагивалось известными философами и педагогами и в более позднее время. Актуально и современно звучат слова величайшего педагога и мыслителя 17-го века Я.А. Коменского по реорганизации образования, который в книге «Великая дидактика» подчеркивал, что «все находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Я.А. Коменский определил, что обучение – это приобретение знаний и умений решать разные задачи. И соответственно, такое обучение требует междисциплинарного подхода, призванного создать целостную картину мира, в которой человек – это совершенное творение природы и имеет право на развитие всех своих способностей и возможностей.

Финская система образования принципиально отличается от систем, принятых во многих странах (в особенности в Азии), тем, что она направлена не на зубрежку и успешную сдачу экзаменов, а на развитие способностей каждого ребенка и его подготовку к взрослой жизни. В Финляндии в школах не ставятся оценки и не проводятся централизованные экзамены. В центре учебного процесса находится ученик, учитель лишь ему помогает в усвоении знаний. Ученики не просто сидят рядами и слушают преподавателя, а поощряется совместная работа по разрешению различных учебных задач.

Интегрированный подход в образовании.

Интеграция в современной школе идет "по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный.

Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала.

Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.

На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:

1. рождение абсолютно новых предметов (курсов);

2. рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;

3. рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;

4. разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.

Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на заучивание и воспроизведение знаний и умений. В основе творческой познавательной деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, поиск ответа на поставленную проблему. Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача учителя – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение.

На первых этапах обучения предметам естественного цикла преобладает репродуктивный характер познавательной деятельности учащихся. По мере овладения понятиями, создания необходимой базы знаний для их дальнейшего использования, вооружения школьников учебными умениями возрастают возможности для включения их в творческую деятельность.

Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук.

Специфика таких уроков состоит в том, что чаще всего они проводятся учителями двух или нескольких предметов. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.


Конвергентный проект в начальной школе.

Главное направление новых образовательных стандартов – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать ребенка и в урочное, и во неурочное время. Конвергентное образование – основа новой системы организации современного образования и науки. С его помощью у учащихся формируется целостное представление о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук.

В основе конвергентного образования лежит учебно-исследовательская деятельность, под которой понимается процесс поисковой творческой деятельности учащихся, направленный на получение новых знаний и на реализацию дидактических целей обучения, предполагающий самостоятельность обучающихся при выполнении исследовательских задач. Цель проекта – создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию и развитию современной естественнонаучной грамотности учащихся.

Условиями формирования естественнонаучной компетентности младших школьников можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь ». Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе.

Принципами конвергентного образования в начальной школе являются:

    Взаимосвязь теории и практики.

    Гуманизация обучения.

    Сотрудничество педагога и обучающегося.

    Обучение ребёнка пользоваться и самостоятельно получать знания.

    Межпредметность и метапредметность в обучении.

    Исследовательский принцип.

Ориентируясь на исследовательский принцип конвергентного образования и взаимосвязь теории и практики, мы осуществили общешкольный конвергентный проект:

«Космические дали».

Проект «Космические дали» был приурочен к пятидесятилетию запуска первого искусственного спутника Земли. Наши ученики совместно с учителями и родителями проделали большую работу по изучению космической тематики, истории советской космонавтики, ее успехов и грандиозных планов на будущее.

1 сентября во всех классах прошел урок о полете первого искусственного спутника Земли «ПС» - 1

и ребята с воодушевлением взялись за сбор материала по выбранным темам проекта.

Школьники посещали Московские Планетарии, изучали тайны космических далей в Музее Космонавтики:


Встречались с инженером научно – исследовательского космического центра «Орион» – Кулаковым Александром, который приоткрыл нам секреты создания новых летательных аппаратов.


А на возникшие у ребят вопросы о космических исследованиях ответил Александр Иванович Лавейкин, Герою Советского Союза, Летчик - космонавт СССР.У нас получился интересный фильм с вопросами ребят и ответами космонавта на них.


По материалам исследований ребятами были выполнены интересные проекты о космонавтах, кометах, астероидах и метеоритах, о звездах и созвездиях. Первоклассники своими работами украсили стенды на 2 этаже школы, а ученики 2- 4 классов организовали стендовую защиту проектов:

Коллектив 1 «А» класса- «Первый космонавт Ю. Гагарин».

Чичерин Василий 2 «Б» класс- «Первый человек в открытом космосе».

Червонкина Екатерина 3«Б» класс-«Использование роботов в освоении космоса».

Лексин Александр 4 «Б» класс - «Загадки солнечной системы».

На протяжении всего года ребята, под руководством учителей и родителей, разрабатывали чертежи, макеты, дизайн будущих аппаратов для проведения заключительного этапа проекта конвергентного образования «Космические дали» - инженерно-конструкторский Фестиваль «Построим ракету будущего».

Это был настоящий космический праздник. В течении 2-х часов ребята вместе с родителями и классными руководителями мастерили космические корабли.


Космический аппарат первоклассников «Восток Салют – 7» поднимается в небо с помощью воздушных шаров.

Ракета 2 «А» класса «Восток – 2» унесет в полет информацию об истории космических побед России.

Межзвездный аппарат 2 «Б» класса «Сверкающий» расскажет другим мирам о красоте нашей Земли.

Ракеты 4 «А» класса «Движение вверх» и 4 «Б» класса «Стрела» - о неординарности и креативности нашего подрастающего поколения.


А ракета 3-их классов «Жар –птенчик» поведает о замечательной школе «Жар-птица» и добрых, отзывчивых ее учениках.

У нас все еще впереди. Мы будем расти, учиться, совершенствовать и развивать свои способности. Но никогда не забудем свои первые шаги в «космические дали».



Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 324 «Жар –птица» г. Москва Коровякова Галина Викторовна.

Татьяна Поздина
Конвергентное образование в ДОУ

Слайд № 1

Задача для дошкольного воспитания – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Ребёнок со сформированными предпосылками универсальных учебных действий наиболее успешен в жизни.

Цель : повышение уровня современной естественнонаучной компетентности воспитанников, их подготовка к продолжению образования и деятельности на следующей ступени образования – школе .

Слайд № 2

Конвергентное образование - это целенаправленный процесс формирования ключевых компетенций воспитанников, а именно : ценностно-смысловой, культурно-досуговой, учебно-познавательной, социально-трудовой, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования, которые необходимы для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных технологий .

Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

Становление компетентности возможно в том случае, если у ребёнка есть права – компетенции.

Ключевые компетентности трудно разделить (дифференцировать) . Интегративность (взаимопроникновение) – это свойство компетентности как явления. Но степень выраженности каждой из них у разных детей (людей) может быть разной.

Компетентность избирательна, если человеку важен, интересен предмет, то компетентность проявляется мощно и многосторонне. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.

В дошкольном возрасте можно говорить только о становлении, началах ключевых компетентностей. В любой деятельности (нанизывание колец в пирамидке, завязывание шнурков, организация совместной сюжетно-ролевой игры с друзьями) ребёнок проявляет и знания, и практические умения, и опыт, и свои нравственные качества. Знания, умения, опыт находятся в диалектическом единстве : и накапливаются в процессе деятельности, и приобретаются в этом процессе. Компетентность, как понятие интегративное, включает знания, умения и навыки, и опыт, и отношение.

Ключевые компетентности – это умения. Существует два толкования понятия «умение» :

в узком, конкретном смысле умение – результат, «автоматизированное действие» ;

в расширенном смысле умение – процесс деятельности, вбирающий в себя и знания, и опыт, и отношение к знанию, действию, окружающим. Для описания компетентности ребёнка дошкольного возраста используется расширенное определение понятия «умение» : всё находится в действии, в процессе становления, и в нём же реализуется.

Компетентности вне деятельности не существуют, компетентность – успешное действие в конкретной ситуации. Следовательно, образовательный процесс , который обеспечивает инициативу, активность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность ребёнка – это процесс становления и проявления компетентности в общении, в социальных контактах, в планировании, в деятельности, в получении знаний.

Активность, самостоятельность в деятельности, в общении, в использовании разнообразных источников информации, в социальных контактах входит в ценностно-целевые основы любой современной образовательной программы .

Слайд № 3

В чём заключается конвергентный подход в образовании детей дошкольного возраста?

1. Это новый формат образовательного пространства – конвергентный подход . Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.

2. Обогащение и расширение воспитательно-образовательного потенциала основной образовательной программы через конвергенцию парциальных образовательных программ . Формирование предметных компетенций – междисциплинарный подход.

Использование инновационных технологий опережающего развития.

3. Сетевое взаимодействие с социумом и использование ресурсов города, хотя с дошкольниками это достаточно ограничено.

Слайд № 4

Ключевые принципы конвергентного образования

Синтез образовательных областей ;

Переориентация образовательной деятельности на проектно-конструктивную;

Модель познания - конструирование;

Обучение различным видам деятельности;

Сетевая коммуникация.

Слайд № 5

Новые акценты в содержании образования :

Формирование навыков и умений для реальной жизни;

конвергентное образование ;

образование в условиях техносферы и информационных технологий;

Ранняя предпрофориентация, возможность «проникнуть» в профессию.

Слайд № 6

Приоритеты в содержании образования :

Личностно-ориентированный подход;

Переориентация образовательной деятельности от познавательной к проектно-конструктивной;

Модель познания – проект, конструирование;

Обучение через деятельность.

Слайд № 7

С понятием «конвергентное образование » мы познакомились. А что же такое «конвергентное обучение » ? Это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной среды, как в непосредственно организованной деятельности, так и в свободной организованной деятельности, в которой дети дошкольного возраста будут воспринимать мир как единое целое, а не как изучение на занятиях в детском саду отдельных образовательных областей .

Слайд № 8

Чтобы было понятно, как все вышесказанное воплощается в работе с детьми дошкольного возраста, предлагаю познакомиться с проектом «С конфетой по свету» , который проходит в этом учебном году в старшей и подготовительной группах.

У каждого проекта есть маршрутный лист. Весь материал распределён по месяцам, и определено содержание работы.

Пример проектной деятельности в старшей группе на ноябрь месяц.

ноябрь Как много разных конфет, но всё же есть конфеты шоколадные, а есть карамельные. Карамелька, она какая? Из чего сделана?

*сахар – какое это растение, где растёт? Как собирают? Как получают сахар? (завод, профессии) .

*из чего делают начинку в карамели? Начинка может быть молочная или плодово-ягодная.

*молочная начинка (корова, трава, сено, живёт с человеком; труд на селе : животновод, доярка – молочный завод-кондитерская фабрика);

*фруктовая начинка : где растут фрукты и ягоды – труд людей : садовод, огородник – как и где перерабатывают – кондитерская фабрика.

Шоколадные конфеты

Что такое шоколад? Это растение или его добывают из земли, как уголь? Где растёт? Как выращивают? Как собирают? Как перерабатывают? – кондитерская фабрика.

Познавательная беседа,

рассуждение, дискуссия.

Рассказ воспитателя

Опыты с сахаром

Знакомство с географической картой, глобусом.

Заключительный этап проекта – представление проекта. Дети, родители и воспитатели сделали представление проекта в презентации, которую и предлагаю вашему вниманию.

Школа - наука - производство
Конвергенция (от английского convergence - «схождение в одной точке») означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение отдельных научных дисциплин и технологий, когда границы между ними стираются, а результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.
Реализация в московских школах конвергентного подхода в обучении направлена на формирование такой образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности, в которой учащиеся воспринимают мир как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин. Но для организационно-методического обеспечения конвергентного подхода помимо специальной подготовки педагогов и разработки учебно-методических материалов необходима организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Решается эта задача не только путем наращивания школьных резервов, но и при помощи масштабного привлечения внешних ресурсов города. Поэтому отличительной особенностью новой образовательной среды московской системы образования становится глубокая интегративная взаимосвязь школы, науки и производства.
Наиболее показательно эта взаимосвязь прослеживается на примере конвергентно-ориентированных проектов столичного образования. Например, проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» (Курчатовский проект), который реализуется в Москве с 2011 года, объединяет усилия учителей из 36 образовательных организаций столицы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и специалистов национального исследовательского центра «Курчатовский институт». В образовательных организациях Курчатовского проекта используется оборудование для обучения более 65000 школьников, функционируют 146 кружков, проводится 52 факультативных курса. Учителя и учащиеся осуществили 16 полевых практик, выполнили почти 300 проектно-исследовательских работ, с которыми выступили на конференциях и конкурсах различного уровня.

Классное погружение
В рамках проекта «Медицинский класс в московской школе», который реализуется в столице с 2015 года, существует несколько образовательных программ, их каждая из школ выбирает самостоятельно. Предпрофильные классы - 8-9‑е, профильные - 10‑11‑е. Основные учебные предметы - биология и химия. В школах есть элективные курсы: основы медицинских знаний, практикум по микробиологии, основы физиологии и анатомии, функциональные системы человека, оказание первой помощи. Практика будущих медиков проходит в специальной лаборатории, где есть медицинские тренажеры, измерительные приборы, макеты органов, оборудование для первой помощи.
Школьники, обучаясь в медицинских классах, погружаются в научно-исследовательские проекты - инженерные технологии в медицине, биоинфомационные технологии, медицинская робототехника - и получают возможность выполнять исследовательские работы под руководством аспирантов и научных сотрудников медицинских университетов. Фактически такая система обучения и преобразования практических навыков обеспечивает готовность выпускников работать в команде, овладев навыками совместной работы. Проект реализуется в 69 школах и охватывает более 6000 учеников. К проекту подключено более 50 столичных предприятий.
А в проекте «Инженерный класс в московской школе», который также был запущен в 2015 году, сегодня принимают участие 103 общеобразовательные организации, обеспечивающие реализацию программ естественно-научного и технологического профилей инженерной направленности для более 13000 учащихся.
За три прошедших года участниками этого проекта стали такие федеральные вузы, как Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Московский государственный машиностроительный университет, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), Московский государственный строительный университет, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина, Мос­ковский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Мос­ковский государственный технический университет гражданской авиации, Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, Московский государственный университет путей сообщения.
Но и это еще не все. В числе участников проекта высокотехнологичные предприятия: ГК «Рос­атом», ОАО «НПП Пульсар», АО «Концерн радиостроения «Вега», НИЦ «Курчатовский институт», Центр фотохимии РАН, технополис «Москва», ООО «Аутодекс Си-Ай-Эс», ООО «Нэшнл Инструменте Рус», ОАО ВПК «НПО машиностроения», ОАО РКК «Энергия», ОАО «Русгидро», ОАО «Российский самолет».
Организации инженерной отрасли участвуют в проектно-исследовательской деятельности обучающихся, разработке системы требований к компетенциям выпускников инженерных классов.
- НИТУ «МИСиС» присоединился к проекту «Инженерный класс в московской школе» в 2015 году, - рассказывает проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров. - В настоящее время мы сотрудничаем с 35 школами и более чем с 10 предприятиями. Процедура проста и прозрачна: определяем школы, на базе которых откроются инженерные классы, и вместе разрабатываем образовательную программу. Инженерные классы - это не только специально оборудованные помещения, но и особая среда обучения, в которой вся Москва - образовательная территория. Проектная деятельность формирует необходимые компетенции для успешного обучения в университете. Важная часть проекта - работа на базе предприятий. Это позволяет учащимся освоить современные технологии, именно те актуальные инструменты, с которыми они будут работать.
По словам Вадима Петрова, работа с каждым учеником проходит по индивидуальному плану. Для этого школьники приезжают в лаборатории университета, посещают практические занятия и общаются со своим научным руководителем, выходят на экскурсии на предприятия. Школьники также участвуют в «Университетских субботах». А для их педагогов в рамках трехсторонних договоров предусмотрены семинары, мастер-классы и повышение квалификации как по инженерным курсам, так и по проектной деятельности.
Инженерный класс не только помогает подготовиться к ЕГЭ и поступить в технический вуз, но дает возможность проявить себя в научно-исследовательской и проектной деятельности, олимпиадном движении, инженерном творчестве.

Строчки о внеурочке
Еще одним из важнейших ресурсов создания конвергентной среды является дополнительное образование. По данным электронной записи, в Москве открыто свыше 120 тысяч различных кружков и секций, которые посещают около 840 тысяч детей. Крупнейшей городской системой дополнительного образования является система Департамента образования Москвы. Условия для занятий дополнительным образованием созданы в более чем 700 школах и центрах детского творчества.
Расширению возможностей посещения дополнительных занятий в Москве способствует:
- создание в школах профильных медицинских, инженерных и кадетских классов. Их программа обучения включает блоки, выходящие за рамки базовой школьной программы;
- возрождение станций юных техников на базе колледжей и учреждений дополнительного образования. Здесь можно получать дополнительные знания в технической и естественно-научной областях на высокотехнологичной базе и высоком профессиональном уровне;
- открытие межшкольных и межрайонных предметных кружков, включая математические кружки для победителей и призеров олимпиад;
- создание детских «Кванториумов» в технопарках Москвы;
- создание центров технологической поддержки образования - пунктов коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию на основе сетевого партнерства вузов, школ, колледжей;
- расширение сотрудничества с частными компаниями, предоставляющими услуги дополнительного образования.
Кроме того, чтобы мотивировать детей, подростков и молодежь получать знания, компетенции и навыки более широкого спектра и осознанно выбирать жизненный путь, в Москве действуют крупные городские просветительские проекты:
- «Университетские субботы» - лекции, мастер-классы и экскурсии в ведущих вузах Москвы;
- «Профессиональная среда» - знакомство с учреждениями профессионального образования;
- «Субботы активиста» - мероприятия для тех, кто интересуется вопросами управления и самоуправления в образовании.
- Мы применили в школе конвергентный подход и в первый же год получили результат, - рассказывает заместитель директора по реализации образовательных программ и проектов, учитель технологии школы №1454 «Тимирязевская» Наталья Растегина. - Наши ребята стали призерами чемпионата WorldSkills и JuniorSkills в компетенциях «Сити-фермер» и «Сельскохозяйственные биотехнологии». Что мы сделали? В предмет «Технология», в рабочие программы, мы ввели компетенции JuniorSkills, подкрепили дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (биология, физика, технология), основную образовательную программу. Мы воспользовались ресурсами города и подключили специалистов Тимирязевской академии.

Программа для зама
Активная работа над решением задач развития конвергентного подхода в столичных школах сегодня ведется в Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках учебного курса повышения квалификации «Современный заместитель руководителя образовательной организации». Программа курса направлена на формирование у слушателей нового восприятия содержания образовательного процесса и перестройку взаимодействия всех его участников в ходе реализации запросов социума, и очевидно, что конвергенция - один из важнейших таких запросов.
Действующие и будущие заместители руководителей образовательных организаций погружаются в такие темы, как «Школа в цифровой среде», «Управление информацией», «Кадровый менеджмент и командообразование с целью создания единой школьной команды для реализации конвергентного подхода в обучении и получения качественных результатов», «Организация образовательного процесса и содержание обучения: как избежать монопредметного взгляда на результаты обучения школьников».
В рамках курса проводится анализ основных образовательных школьных программ с целью выявления точек конвергенции - позиций, по которым можно осуществить слияние содержания учебных предметов, уровней общего и дополнительного образования, сфер деятельности. Рассматриваются вопросы взаимодействия администрации и руководителя класса, сотрудничества педагогов, развития сетевого взаимодействия, использования образовательных ресурсов города. А итоговой оценочной работой каждого слушателя становится «дорожная карта» реализации конвергентного подхода в московской школе.

Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Понятие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление

Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

  1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
  2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
  3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.