Человек и история в лирике тютчева кратко. Философские составляющие в мотивном комплексе лирики Ф.И. Тютчева. Проверка домашнего задания

  1. Пейзажная лирика поэта.

Лирика Тютчева – явление вневременное

По духу, по отношению к жизни – Федор Тютчев поэт современный, так пронзительно и своевременно звучат сегодня вопросы вечности мира, размышления о месте человека во Вселенной, о радости и счастье, даруемых любовью и природой, о переживаниях и страданиях человеческих, которых не избежать в жизни. Человек и природа в лирике Тютчева занимают особое место: они всегда как будто вне эпохи, вне конкретного времени. Важен и интересен для него внутренний мир и развитие, ведь в представлении Тютчева природа и человек – части единого целого.

Тема человека и природы в лирике Тютчева

Пейзажная лирика поэта.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа для поэта всегда живая, мыслящая и чувствующая, и поэтически это выражается разноплановыми метафорами: «лазурь небесная смеется», «солнце … взглянуло исподлобья на поля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом».

Всегда разнообразны и точны, а иногда и неожиданны эпитеты: «усыпительно-безмолвны» нивы, вечер то «…младенчески-беспечный», то «бешено-игривый», осенних вечеров «умильная, таинственная прелесть», «беспредельная мгла» осени.

Сравнения, употребляемые Тютчевым, часто нетрадиционны, и потому придают стихотворениям особую художественную прелесть: сияние Белой горы, «как откровенье неземное», звезды горят, «как в первый день созданья», а хмурая ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста».

Пейзажи и описания натуры так емки, многогранны и глубоки, что рисуют в воображении читателя полноценные, будто им самим увиденные картины. Стоит только прочесть, например, строки:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила,

или с детства знакомое:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

И вот уже из разряда читателей мы незаметно и как-то мгновенно становимся участниками, благодарными созерцателями происходящего в природе

Но каким бы точным и ярким не было описание у Тютчева, в нем всегда есть еще что-то, заставляющее задуматься об услышанном, некий более глубокий смысл.

Природа в лирике Тютчева как часть мироздания

Для такого мастера, как Тютчев, простое описание, констатация факта существования живой природы, ее красоты были бы слишком просты. Да, поэт всегда любуется, восхищается и благоговеет перед природой, но самое важное, начиная с ранних стихотворений – раздумья о мире, возможность проникновения в тайны бытия.
Поэт мыслит и чувствует значительно объемнее, глубже, мир природы и человека в лирике Тютчева – часть мироздания, Космоса, вечность которого несомненна. Именно поэтому в стихотворениях его всегда есть философский смысл. «Все во мне, и я во всем!

» – так чувствует поэт и говорит об этом во всеуслышание.

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Былое – было ли когда?
Что ныне – будет ли всегда?..
Оно пройдет –
Пройдет оно, как всё прошло,
И канет в темное жерло –
За годом год.
За годом год, за веком век…
…Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож…

Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое

Мир природы и человека в лирике Тютчева растворяются друг в друге. Переживания, душевное состояние лирического героя, сложный и противоречивый внутренний мир человека поэт передает, используя образы природы, и история человека в творчестве Тютчева рассматривается именно через призму его связи с природой, через понимание быстротечности земной жизни и вечности жизни вселенской.
Природа всегда беспристрастна – это убеждение поэта, из которого появляются строки:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Поэтому и на течение истории сам поэт, как правило, взирает бесстрастно, отстраненно, понимая, что они не могут изменить равновесия природы и всего мироздания.
Обращаясь, например, к декабристам, говорит:

Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.

С другой стороны, стать свидетелем исторических коллизий значит для человека ищущего, знающего о вечности Вселенной приобщение к процессу миротворчества. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»

Так, как показывает Тютчев изменчивый мир природы: не стоящий на месте, с его бурями и штилями, упорядоченностью и хаосом, – так видит и стремится передать мятущийся мир человеческой души. Поэт отдает должное ценности жизни человека, его способности мыслить, творить, но отчетливо видит беспомощность перед стихиями в его собственной душе.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

В поэзии Тютчева присутствует множество контрастов, противоборствующих сил: хаос – гармония, день – ночь, земля – небо, но эти понятия не отождествляются с добром – злом. Они противопоставлены и взаимосвязаны одновременно, перетекают одно в другое, отражаются друг в друге, не существуя обособленно. Так, например, «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах».

Находящиеся в вечной борьбе светлые и темные стороны души для Тютчева равноценны, как день и ночь, они – проявление природы человеческой, но именно в борьбе человек может найти свой путь. «Два голоса» всегда звучат внутри нас, и выбрать, просто плыть по течению, или в борьбе преодолевать обстоятельства и совершенствоваться, не стремясь к покою, искать смысл существования на Земле удел только лишь человека.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами немые, глухие гроба.
Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.

Отнюдь не всегда поэт оптимистичен, философские раздумья о тайнах мирозданья тревожат его, а с течением времени и угнетают. Порой в поисках смысла жизни, в минуты отчаяния он начинает сомневаться в нужности исканий.

Бесследно всё – и так легко не быть!
При мне иль без меня – что нужды в том?
Всё будет то ж – и вьюга так же выть,
И тот же мрак, и та же степь кругом.

Но даже в эти мгновения, предположив, что в действительности загадок не существует, Тютчев все равно считает природу сфинксом, к чьей тайне можно приблизиться, но не постичь.

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

И все-таки желание познать истинные тайны существования мира, уверенность в целостности мира, в том, что человек един с природой, острота чувств и восприятия окружающего не оставляют Тютчева:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!

Жизненные уроки лирики Тютчева

Наследие Федора Тютчева невелико по объему, но еще современники оценили его по достоинству. В одном из писем И. Тургенев искренне делился отношением к творчеству поэта с А.Фетом: «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эмоционально обращался в письме к учителю своих детей Л. Толстой «Так не забудьте же достать Тютчева. Без него нельзя жить». А философ П. Флоренский писал следующее: «Пора, наконец, понять, что похвала Тютчеву не есть слово, ни к чему не обязывающее, а, будучи сказано искренне, оно подразумевает неисчислимые, мирового порядка, последствия». Проникновенно писал о стихотворениях Тютчева и А. Фет: «Каждое из них - солнце, т. е. самобытный, светящий мир…».

Поэтическая судьба Ф.И. Тютчева связана с А.С. Пушкиным, который первым в 1836 году опубликовал его стихи в своем «Современнике», когда сам поэт был на службе в Германии и никому не был известен. Вторично его талант читателю открыл Н.А. Некрасов в статье «Наши второстепенные поэты». Некрасов отнес Тютчева к второстепенным поэтам не потому, что его лирика была подражательной, а потому что она не соответствовала новой поэзии, декларируемой «Современником», с ее социальной доминантой.

Поэзия Тютчева неповторима. В ней создается космическая картина мира. «Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами…» Тютчевский человек живет «на пороге» этого огромного целого. Он одновременно принадлежит и земному миру, миру сна, миру декораций, и вселенскому, «пылающей бездне». Природа для человека – гармонизированный хаос. Он не в состоянии понять законы «пылающей бездны», но чувствует ее необъяснимо притягательную силу, увлекающую его от земли.

Двойственность бытия особенно ярко проявляется в пограничное время: вечером, осенью. В сумерках, когда «тени сизые смесились» и мир потерял свою дневную четкость форм, герой остро переживает и собственную двойственность. Душа, ощущающая себя «жилицей двух миров («О, вещая душа моя…»), томится в своей земной оболочке, в жизни-сне. Она рвется в мир невидимый, задернутый золотым пологом, расписанным декорациями земной действительности. Голос матери-природы, поднимающий в душе «родимый хаос», и желанен, и опасен.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый.

Как жадно мир души ночной

Взывает повести любимой

Из смертной рвется он груди

Он с беспредельным хочет слиться.

О, бурь заснувших не буди,

Под ними хаос шевелится.

(О чем ты воешь, ветр ночной…)

«Два мира» бытия человека Тютчева – это не романтическое противопоставление земного и небесного. Это одно целое Природы, только существующее в двух ипостасях. И человек как часть природного целого несет в себе эту двойственность: мир души и мир рассудка определяют конфликтность его внутренней вселенной.

Поэтический мир Тютчева – космос, проецирующийся в историческое бытие человека. Цивилизация движется от сакрального центра мироздания на его периферию. В историческом развитии человек все дальше уходит от своих первооснов, голос природы заглушается в его сердце. Стихотворения «Через ливонские я проезжал поля…» (1830), «Я лютеран люблю богослуженье…»(1834), «И гроб опущен уж в могилу…» (1836), «Наш век» (1851) представляют собой своеобразный цикл, восстанавливающий историческую панораму жизни человека.

В стихотворении «Через ливонские я проезжал поля…» «пылающая бездна», стихия, породившая человека, закрылась от него. Космос сплющился до горизонтали. Человек и под собой видит «песчаный грунт», и над собой «бесцветный грунт небес». Деревья, реки были участниками тех событий, которые смутно живут в душе человека. Он оказывается в таинственно молчащем мире и внешне, и внутренне. Смутные образы былого не проясняются в его померкшей памяти, но мучат и тревожат своими неясными ассоциациями. Он чувствует свою ничтожность перед всемогущей природой, равнодушной к его терзаниям. Природа молчит «с улыбкою двусмысленной и тайной», не допускает человека к сакральному центру, захлопывает перед ним дверь, оставляя страдать на пороге. Символический образ двери и порога создается в стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье…». Аналогом символического порога становится исторический рубеж между верой и безверием. Вера – знак единения человека с мирозданием, превосходства первичного сердечного знания над приобретенным в ходе исторического развития здравым смыслом.

Неизбежность исторической деформации космоса в стихотворении «И гроб опущен уж в могилу…» выявляется через характер пространства. Взгляд человека устремлен не в «нетленно чистое» небо, а в «раскрытую могилу». Космос суживается до границ околомогильного пространства, и для человека с его душой-микрокосмом мал. Ему в нем «дышится через силу»: «спирает грудь тлетворный дух».

Поэтическая картине мира Тютчева совпадает с эпической середины XIX века. «Наш век» – символ этой эпохи, портрет героя времени, переживающего трагедию растления духа. Человек уже не слышит призывного голоса матери- природы. Он сирота без веры, без Бога. С отчаянием осознает, что дверь в «пылающую бездну не только захлопнулась для него, но и никогда перед ним не откроется. Сознание собственного бессилия перед случившимся вместо смирения рождает бунт, вместо мольбы о помощи – гордый протест. Но в этом «невыносимом страдании» Тютчев не склонен винить человека. Путь его истории предрешен. Природа рождает тех, кто слышит ее голос, и глухонемых, для которых она только пейзаж, как в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…»(1836). Прощание с Верой, со своей прародиной Природой неизбежно. Час будет пробил, дверь захлопнется., несмотря ни на что. Человек обречен блуждать в исторических сумерках, свершая «свой подвиг бесполезный» («Святая ночь на небосклон взошла..», 1850)

На историческом бездорожье единственным, но странным спасением для него может стать только любовь. Именно она открывает дверь в «родимый хаос», и сама становится этим хаосом, поглощающим человека безраздельно.

В стихотворении «Близнецы» 1852 года Тютчев говорит о двух силах, способных вернуть человека в его «пылающую бездну», «Самоубийство и Любовь». Любовь дарует человеку ту же «сладость уничтоженья», что и смерть. Любовь – роковой подарок матери Природы ее детям.

Для Тютчева тема любви не только продолжение философского осмысления мира и человека. Это его личная судьба. На собственном опыте он испытал мощь этого рокового подарка.

В конце 1840-х годов в его жизнь входит Елена Александровна Денисьева, с которой он познакомился, приезжая в Смольный к своим дочерям. Женатый поэт полюбил ровесницу своих дочерей и был любим ею. Стихи, запечатлевшие этот незаконный роман, будут объединены в лирический цикл, который получит название «денисьевский». В стихотворении «Предопределение» (1852), когда любовь только начиналось, Тютчев уже напишет о ее конце.

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец.

Подобно тому, как «пробил час» и перед человеком захлопнулась дверь во вселенную, также на него обрушивается любовь, роковая стихия, «роковой поединок».

В стихотворении Тютчев оспаривает традиционное представление о любви как о союзе, о слиянии душ, что родилось в сентименталистской и романтической литературе. Для человека середины века любовь – это борьба, потому что природа наделяет Его и Ее разной способностью любить. Для Нее любовь – вся жизнь. Для Него – это только часть жизни. В цикле встречаются два стихотворения, образующие диалог героини и героя. «Не говори, меня он, как и прежде, любит…» и «О, не тревожь меня укорой справедливой…»

Для Нее Его любовь губительна, потому что Он не может любить Ее так, как Его любит Она. И в этом нет Его вины. Он становится Ее палачом и сам не менее ее страдает от этого.

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я –

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

В расстановке сил герои ничего не могут изменить. В раннем стихотворении «Цицерон» (1830) Тютчев писал:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на при.

Предопределенная роковая любовь, сжигающая нежное сердце героини, и есть то великое счастье встречи не только с Ним, но и с тем невидимым, но родным душе человека миром «гармонического хаоса».

Елена Александровна Денисьева действительно умрет в 1863 году. Стихи ей Тютчев будет писать и после ее смерти, потому что для поэта, как и для героя его лирики, нет мира только здесь или только там. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…» (1864) описывается смерть героини. Ее последнее прощание с жизнью «О, как все это я любила» эхом отзывается в душе героя «О Господи! И это пережить… И сердце на куски не разорвалось». Для героини «это» – жизнь до смерти, для героя «это» – жизнь-смерть. Жизнь и смерть, здесь и там – это два лица одного мира. Человек живет на пороге этого мира. Поэтому так естественны обращения к ней после ее смерти. Она – там, за пологом. «Ангел мой, ты видишь ли меня?» В стихотворении «Вот бреду я вдоль большой дороги…» (1865) дорога-жизнь для героя заканчивается. Ощущение конца пути становится физически зримым – «Тяжело мне. Замирают ноги…» – и сопровождается символом гаснущего дневного света. Но наступающая ночь не пугает героя, ибо там он не будет один. Герою без Нее также нечем дышать, как Ей при Нем. Он без нее птица с перебитыми крыльями, которая уже никогда не взлетит («О, этот юг, о, эта Ницца…»)

В поэзии Тютчева осмысление общечеловеческого опыта жизни проверяется личным. Герой его лирики – Человек, представительствующий за весь род человеческий, и его лирический герой, его alter ego сливаются воедино.

Несмотря на отчаяние современного человека, «свершающего свой подвиг бесполезный», Тютчев далек от апокалипсических предсказаний. Эта звучит в сугубо русском стихотворении «Умом Россию не понять…» (1866)

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить

Упование на силу веры – это упование на силу природных основ в человеке, неуничтожимых до тех пор, пока существует вселенная.

Сочинение

О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет гово­рить о человеке. Поэт-лирик вкладывает в свое творчест­во личные переживания и помогает понять и полюбить прекрасное внутри каждого из нас. Поиск гармоничного сосуществования человека и окружающей действитель­ности является одной из величайших тем в русской клас­сической поэзии и ведущей темой в творчестве такого яр­кого писателя как Федор Тютчев.

Особо ценным качеством поэта является понимание связи человека с бесконечностью. Глубокие личные пере­живания находят воплощение в стихотворениях на раз­ные темы, но в творчестве Тютчева они сконцентрирова­лись в особую философскую категорию. Концепция мира и человека - особое мировоззрение, которое направлено на то, чтобы понять место человеческого существа во Все­ленной и найти те идеалы поведения, которые помогут достичь гармонии, золотой середины в жизни человека. Тютчев посвятил не один час раздумий поиску ответа на вопрос, каким должно быть отношение человека и мира, природы.

Стремление понять природу и Вселенную Тютчев преподносит как важную, трудную, хотя и до конца не осуществимую задачу каждой личности, если она хочет зваться человеком.

Федор Тютчев призывал приоткрыть завесу над тайной мирозданья для тех, кто находит время прислушаться к голосу природы, звучащему в листве деревьев, в шепоте волн и в сиянии звездного неба. Поэт осознает, что чело­век раздираем внутренним противоречием: с одной сто­роны, он чувствует себя слабым и незащищенным в этом огромном мире, но с другой стороны, человек обращается к миру как к своему желанному наследию, чувствуя единство с природой. Такие мудрые суждения находим, например, в строках:

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен, и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной

На самого себя покинут он...

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое.

(«Святая ночь на небосклон взошла»)

Лирический герой Тютчева осознает природу как ис­точник своей жизни, он верит в то, что в глубине души всегда найдется частичка, связующая человеческое су­щество со всем сущим на земле. Нужно лишь очистить свою связь с природой, преодолеть разлад с ней, надеясь найти гармонию отношений с миром:

Лишь жить в самом себе умей - Есть целый мир в душе твоей...

(«Silentium!»)

Ведь мир и человек едины, и это поэт провозглаша­ет торжественными словами «Все во мне, и я во всем!..» («Тени сизые смесились»).

Таинства природы и мирозданья волнуют воображе­ние Тютчева сильнее, чем общественные процессы. В эпо­ху поворота к реализму в литературе (60-е гг. XIX ст.) Тютчев остается верен себе и своей тяге к философскому осмыслению жизни. Злободневные вопросы не в силах оторвать поэта от решения вечной проблемы смысла су­ществования человека в этом мире. Не навязывая нико­му своих выводов, Тютчев осознает трагичность разлада души человека и души природы.

На закате творчества грусть преобладает в его стихах, но это естественное чувство угасания на последнем эта­пе жизни. И все же поэт понимает, что взамен получает духовную просветленность. Проблема человека и мира встает теперь у Тютчева в форме сжатых философских суждений-миниатюр. Человек ответственен перед ми­ром за свои слова и дела, поэтому должен в жизни ру­ководствоваться принципом «не навреди». Причастность к окружающему миру, умение поставить себя на место другого, почувствовать вместе с ним видится поэтом как благо: «Нам сочувствие дается, как нам дается благодать» («Нам не дано предугадать...»).

Стихи Федора Тютчева всегда направляют нас к са­мому источнику знания человека о мире и о самом себе. И пускай в них нет готовых ответов, строки его поэзии насквозь пронизаны желанием дойти до истины своим путем. Путь Тютчева - это предельное отстранение от мелких неурядиц жизни и максимальное единение с при­родой, со Вселенной. Более чем полтора столетия назад Тютчев писал о гармонии мироздания. Теперь вопросы о месте человека в мире должен задать себе каждый и, помня о мыслях великого поэта, найти свой ответ.

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева.

В наше время его поэзия признана драгоценнейшим достоянием русской классической литературы, и автор гениальных строк заслуженно становится особо цитируемым. Но все равно, поэтическое творчество этого знаменитого острослова и тонкого мыслителя остается не до конца изученным и по достоинству оцененным.

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» - ему это было не свойственно.

Уныния, навеянного природой, в его стихах нет и в помине. А некоторые, по словам Ю. Тынянова, «фрагменты» (или «сжатые оды» - так литературовед называл тютчевские стихи из-за их максимальной насыщенности и напряженности) звучат радостным торжествующим гимном - например, всем известное стихотворение «Весенняя гроза».

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой.

А если он находится не в ладу с ней, то глубоко несчастлив, но вины природы в этом нет. Это homo sapiens, впитавший в себя зло хаоса, живет противоестественной жизнью, будучи не в состоянии понять и пустить в сердце благодатный мир природы.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем является и художником, и композитором - так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека - существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни.

Пейзажная лирика Тютчева воспевает самодостаточность и величавое спокойствие природы, лишенной раздирающих страстей. Существуют стихии, но это явления, обусловленные жизнью природы, а не ее злонамеренностью. Да и не воспевал Тютчев цунами и извержение вулканов - он был патриот в самом высоком значении этого слова и любил именно русскую природу. Некоторые исследователи считают что термину «пейзажная лирика» Тютчева больше соответствует словосочетание «пейзажно-философская».

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки - «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» - свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие - достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт - человек есть носитель зла на земле.

Многоликая и динамичная

Основные мотивы лирики Тютчева лишены надуманности. Человек со всем своим многообразием чувств, природа, неразгаданная, таинственная, но совершенная и прекрасная, любовь к женщине и Родине - все наполнено драматизмом, но взято из реальной жизни. Поэт не устает любоваться миром, ему ничто не наскучивает, ничто не утомляет. Он пытается воспеть изменчивую многоликую природу во всех ее проявлениях, запечатлеть момент перехода одной картины в другую.

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов.

Одушевление природы подчеркивается такими словами, например, как «дух уснул». Сам поэт называет природу не слепком и бездушным ликом, а чем-то таким, что способно свободно дышать, любить и рассказывать обо всем этом неравнодушному, тонко чувствующему человеку.

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере - «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

Человек и Слово

Человек в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева так же величественен, безбрежен и таинственен, как космос: «Всё во мне, и я во всём». Могут ли «космические миры» понимать друг друга? Одна из центральных проблем, волновавших поэта, - проблема понимания и непонимания. Отсюда возникает вопрос о словесном выражении человеком мыслей и чувств.

В стихотворении «Silentium!» тема «человек и слово» решается Фёдором Ивановичем однозначно. Человек обречён на непонимание, потому что невозможно полно и точно выразить содержание своего внутреннего мира:

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

В результате такого «общения» люди обречены на одиночество. Отсюда - тютчевский пессимизм, чувство безысходности и ощущение беспощадности судьбы, обрекшей людей на разобщённость. Что же даётся свыше Человеку взамен на непонимание? Даруется высшее - «сочувствие» и «благодать»:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Какой смысл вкладывает поэт в слово «со-чувствие»? Люди, дети природы, способны интуитивно понимать друг друга, сопереживать и соучаствовать в судьбе друг друга. Но и в любом случае человеку «даётся благодать», т.е. помощь, ниспосланная свыше, любовь, милость Божия. Люди духовно едины.

Проблема понимания и непонимания «спровоцировала» в поэзии Ф.И.Тютчева комплекс мотивов: одиночества, молчания и умолчания, интуитивного прозрения. Проблема «невыразимого» имеет ещё одну грань: человек и поэтическое слово.

Поэт всесилен в своём слове, которое дано Богом. Слово поэта наделяется Божественной силой:

Ты зрел его в кругу большого света -

То своенравно-весел, то угрюм,

Рассеян, дик иль полон тайных дум,

Таков поэт - и ты прозрел поэта!

На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,

Он в небесах едва не изнемог,-

Настала ночь - и, светозарный бог,

Сияет он над усыпленной рощей!

Поэт, по мнению Ф.И. Тютчева, должен завещать миру «души высокий строй» как свой лучший подвиг.

Человек и История

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева считается и историософской. Основным содержанием её являются размышления о прошлом и настоящем, о законах и тенденциях исторического процесса, о его предопределённости и роли случая в развитии событий, о месте и назначении человека в истории.

Примером такой лирики может служить, например, стихотворение «Цицерон». Двучастная стиховая композиция, обычная для тютчевских произведений, характерна и для данного. Первая часть стихотворения - миниатюрный философский диспут или «мнимый» спор между оратором и лирическим героем:

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал - и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Вторая часть - обобщение-вывод, вытекающий из диалога между Цицероном и лирическим героем:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

В этих строках заключена важнейшая мысль о том, что основой человеческого бытия является напряжённейшая, активная жизнь каждого человека, осознающего свою причастность к естественному ходу истории и испытывающего наслаждение в преодолении противоречий, в борьбе. Ощущая себя творцом истории, человек может испытать счастье-блаженство. Состояние счастья здесь, конечно, предмет философского осмысления. Однако интонация стиха такова, что у читателя возникает ощущение, будто лирический герой сам пережил подобное счастливое состояние. Отсюда приподнятая и взволнованная интонация стихотворения.

Одна из постоянных в поэзии Ф.И.Тютчева - категория вечности. Она вполне естественна для поэта, ощущающего себя человеком Вселенной. Он всегда соотносит вечность и мгновение: «И жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита». Чувство вечности, которою заполнен миг, проявляется в сознании неумолимости времён, рокового хода истории:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы - лишь грёзою природы.

Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

(«От жизни той, что бушевала здесь…», 1871г.)