Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей средней группы. «Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Исследовательский проект «Волшебные свойства воды» проект по окружающему миру (старшая группа) на тему Проектная д

04.11.2021 Здроровье

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №107 Выборгского района Санкт-Петербурга

Проектная работа

«Вода - удивительное вещество»

Выполнили работу:

Ученики 4-1 класса,

Кл руководитель: Прасолова И.А.

Санкт – Петербург

1.Введение.

2.Цели и задачи.

3.Источники загрязнения:

Населенные пункты,

Промышленность,

Сельское хозяйство,

Как вода попадает в кран

4.Практическая часть

Лабораторная работа «Фильтрация воды»

Общественный опрос «Какую воду мы пьем»

Исследовательская работа «Сколько в нас воды»

5. Заключение

6. Литература

Введение

Можно смело утверждать, что "человек существует благодаря наполняющей его воде". Почти 89% воды содержит человеческий мозг, до 80% воды входит в состав человеческой крови, более чем на 70% мышцы человека содержат все ту же воду, и даже в костях скелета около 20% влаги. Без пищи человек может прожить несколько недель, но без воды погибает через несколько суток. Даже небольшой дефицит влаги в организме приводит к тяжелым расстройствам. Организм строго регулирует количество воды в каждой системе, органе, клетке. Из всего этого не трудно предположить, какое значение для здоровья и жизни любого живого существа на планете имеет качество получаемой им воды. И вполне естественно, что у древних римлян под словом "врач" подразумевалось понятие "специалист по водолечению".

Следует заметить, что при подготовке к проекту мы опирались на следующие тезисы:

научно-исследовательская работа должна быть:

актуальной

иметь практическую направленность.

На уроках окружающего мира мы знакомимся с различными веществами, горными породами, с разными природными явлениями, но наиболее нас заинтересовали уроки по теме «Вода», поэтому для проектной работы мы решили в начале учебного года выбрать тему о самом распространенном веществе на Земле, и в то же время и о самом загадочном веществе – о воде. И нашу работу мы начали с посещения Музея Воды.

В течении всего учебного года учащиеся 4 класса вели научно-исследовательскую работу, сделали много интересных для себя открытий.

Мы поставили перед собой следующую проблему - формирование естественно – научных представлений о воде.

Цели:

    Сформировать первоначальные знания о свойствах воды, о способах её очистки, значении воды в природе и жизни человека;

    Сформировать навыки экспериментальной работы для пробуждения интереса к исследовательской работе и проявлению творческого потенциала.

Задачи:

    Посетить Музей воды;

    Выяснить, как очищается вода;

    Провести лабораторную работу по теме «Фильтрация воды»;

    Общественный опрос «Какую воду пьем» построить диаграммы по результатам опроса;

5. Исследовательская работа «Сколько в нас воды»

Объект:

Первичные естественно-научные знания о появлении воды в природе, почему вода не исчезает и откуда она берется.

Предмет:

Первоначальные знания о свойствах воды, о способах ее очистки и значение воды в природе и для человека.

Для решения проектной задачи №1 мы посетили Санкт-Петербургский Музей Воды при Водоканале. На экскурсии нас было 25 человек. В музее показано гармоничное сочетание истории и современности, идея традиционного и интерактивного музея. Он начинен интересными вещами: от действующей модели китайских часов незапамятных времен, приводимых в движение падающей водой, до современных систем мониторинга водопровода.

Вывод: музей покорил нас своей необычностью и доступностью выставленных экспонатов, возможность побывать участниками многих процессов происходящих в системе канализации и водопровода.

Для решения проектной задачи №2 мы познакомились с различными способами очистки воды на промышленных предприятиях и в быту. Населенные пункты, промышленные предприятия и объекты сельского хозяйства потребляют огромное количество пресной воды. На многих из них функционируют очистные сооружения, препятствующие сбросу сточных вод в открытые водоемы. Многие жители городов используют в своем хозяйстве бытовые фильтры для очистки питьевой воды, но многие покупают питьевую воду в магазинах.

Вывод: не все очистные сооружения тщательно фильтруют отработанную воду – это приводит к достаточно большому уровню экологических проблем в различных регионах нашей страны. Для того чтобы предотвратить болезни и разные неприятности со здоровьем мы предлагаем пить только фильтрованную воду или воду купленную в магазине.

Для решения проектной задачи №3 мы провели лабораторную работу по теме «Фильтрация воды». Для этого мы собрали фильтрационную установку. Используя различные вещества (верхний слой почвы, гравий, глину, речной песок) и воду наблюдали, как проходит очистка воды, скорость реакции для каждого отдельного вещества.

Вывод: Каждый наглядно увидел, что речной песок – лучший тип почвы для фильтрации, поэтому, грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов.

Для решения проектной задачи №4 мы провели общественный опрос на тему «Какую воду мы пьем». Участникам опроса были заданы следующие вопросы:

Какую воду вы пьете? (сырую, кипяченную, отфильтрованную);

Вы пьете сырую воду? (да, нет, редко);

Ваш прогноз на ближайшие 20 лет;

Ваши предложения по улучшению качества воды.

Вывод: мы опросили 100 человек и оказалось, что люди чаще всего пьют кипяченную воду, что скорее всего в ближайшем будущем произойдет мутация человека, но самое неприятное оказалось в том, что есть люди, которых не волнуют экологические проблемы.

Для решения проектной задачи №5 мы провели исследовательскую работу на тему «Сколько в нас воды». Каждый из учащихся узнал свой вес. Потом мы нашли общий вес всего класса и нашли среднее арифметическое данных показателей. Известно, что в человеке ¾ его общей массы составляет вода. Мы разделили свой средний показатель и получили количество вода, которое присутствует во всех учениках нашего класса. Полученный показатель разделили на количество учеников, участвующих в исследовании, и получили среднюю массу воды в каждом ученике.

Вывод: этот эксперимент дал наглядное представление о тех теоретических знаниях, которые мы получили из учебной литературы.

С чего мы начали изучение материала по проекту, на какие вопросы находили ответы и какие сделали выводы?

Нам было интересно узнать, откуда на Земле вода.

Много ли воды на Земле.

А где вода на Земле? (Только ли на поверхности?)

Каковы запасы пресной воды.

Почему вода не исчезает.

Источники загрязнения

Существует очень много источников загрязнения воды, вот некоторые из них:

Населенные пункты

Наиболее известным источником загрязнения воды, являются бытовые сточные воды. Водопотребление обычно оценивают на основе среднего суточного расхода воды на одного человека, равного примерно 750 л и включающего воду питьевую, для приготовления пищи и личной гигиены, для работы бытовых сантехнических устройств, а также для полива, тушения пожаров и других городских нужд. 1

Промышленность

Промышленные стоки в реки по объему в 3 раза превышают коммунально-бытовые. Из-за растущего объема промышленных отходов нарушается экологическое равновесие многих озер и рек. Наиболее масштабное употребление воды – производство электроэнергии, где она используется для охлаждения пара. При этом вода нагревается в среднем на 7градусов С, после чего сбрасывается непосредственно в реки и озера, являясь основным источником, дополнительного тепла, который называется «тепловым загрязнением»

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве, используется вода для орошения полей. Стекающая с них вода насыщена растворами солей, а также остатками химических веществ, способствующих повышению урожайности. Кроме химических соединений, в реки попадает большой объем фекалий и других органических остатков с ферм, где выращиваются мясо - молочный крупный рогатый скот, свиньи или домашняя птица. 2

Как вода попадает в кран

Ведь если проложить от реки к дому трубы, то вода сама не побежит. Так мы узнали, что нужен насос, станция очистки воды, водонапорная башня. Для того, чтобы нагляднее увидеть это мы посетили Музей воды при Санкт-Петербургском Водоканала.

Работая над проектом, мы ещё узнали и о том, что фабрики и заводы люди тоже строили около реки, т.к. для работы предприятий нужна вода.

Итак, мы столкнулись с самой, как мы решили главной проблемой, в нашей научно-исследовательской деятельности – проблемой загрязнения природной воды и способами её очистки.

Опять же ответы на поставленные вопросы нам позволила найти переносная лаборатория «Фильтрация воды». Опыты, проводимые с её помощью, помогли наглядно убедиться в пагубном влиянии неразумной деятельности человека.

Практическая часть

    Лабораторная работа « Фильтрация воды»

    Общественный опрос «Какую воду мы пьём»

    Исследование «Сколько в нас воды»

Лабораторная работа

«Фильтрация воды»

Оборудование:

наглядный комплекс по естествознанию «Spektra» - переносная лаборатория

Вещества: почва, глина, гравий, речной песок, вода.

Ход работы

1. Собрали 4 полных фильтровальных установок, что достаточно для организации работы в группах.


Каждый учащийся собрал образцы различных типов почвы: речной песок, гравий, глину, верхний слой почвы.

В лабораторный сосуд поместили один из видов исследуемого вещества и добавили воды.

Наблюдения:

Исследуемое вещество

Время фильтрации

Верхний слой почвы

150 мл Вода

Речной песок

150 мл Вода

150 мл Вода

150 мл Вода


Засекаем время реакции

Идёт реакц

Вывод:

Каждый наглядно увидел, что песок – лучший тип почвы для фильтрации, поэтому, грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов.

Переносная лаборатория «Фильтрация воды» позволила нам ответить на следующие вопросы:

    Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?

    На чем основана очистка воды?

2. Общественный опрос « Какую воду мы пьём»

Мы опросили 100 человек (учащихся, наших родственников и наших друзей), чтобы узнать, что «Современный горожанин» думает о качестве питьевой воды.

Мы задали ряд вопросов:

    Какую воду вы пьете чаще?

Кипяченую

Профильтрованную

    Вы пьете сырую воду?

    Ваш прогноз на ближайшие 20 лет.

    Ваши предложения по улучшению качества воды.

Результаты опроса



сырую

кипяченную

профильтрованную




Чаще всего люди пьют кипяченую воду- 67%, сырую воду пьют 35%,

60% населения считают, что в ближайшие 20 лет начнется мутация организма, для улучшения качества воды 60% населения видят в улучшении системы ее очистки.

    Исследование «Сколько в нас воды»

Заключение

В процессе своего исследования мы пришли к выводу, что где-то 60% населения не снимает «розовых очков», и не собирается этого делать в ближайшие 10 лет.

А нам обидно! Обидно, что, страдаем МЫ – их «надежда» на лучшие времена! А с таким настроем, разве могут наступить лучшие времена?..

Итак, найдя ответы на интересующие нас вопросы, мы сделали первый вывод, что вода – действительно чудо природы. Вода – это жизнь и заменить её ничем нельзя. Она волшебница: она и туча, и туман, и ручей, и океан, и летает, и бежит, и стеклянной может быть. Об этом учащимися были сделаны красочные рисунки.

Дальше нам захотелось узнать, а как вода поступает в наш дом? Вода - одно из наиболее распространенных и важных веществ. Поверхность Земли, занятая водой, в 2,5 раза больше поверхности суши. Чистой воды в природе нет, - она всегда содержит примеси. Получают чистую воду методом перегонки. Перегнанная вода называется дистиллированной.

где она используется для охлаждения пара. При этом вода нагревается в среднем Наиболее масштабное употребление воды - производство электроэнергии, на 7° С, после чего сбрасывается непосредственно в реки и озера, являясь основным источником

Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха и вкуса, населена множеством рыб, растений и животных. Загрязненные воды мутные, с неприятным запахом, не пригодны для питья, часто содержат огромное количество бактерий и водорослей.

Нам было очень интересно работать по изучению свойств воды, мы узнали много нового о самом обычном, как нам казалось, веществе. Эту работу продолжим в дальнейшем курсе изучения предметов естественно – научного цикла

Литература

1.Ю.Смирнов «Популярная энциклопедия рек и озер», СПб, 1998.

2. Дж.Эллиот, К.Кинг «Детская энциклопедия», Росмэн, 1994

3.Энциклопедия «Что такое. Кто такой», Педагогика-Пресс, Москва,1995

4.С.Исмаилова «Энциклопедия для детей. География.», Москва, Аванта+, 2000.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Руководитель: Видикова Е.С. (воспитатель). УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ГРУППЫ № 5 Исследовательский проект «Волшебные свойства воды» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1021"

Цель: поддерживать у детей старшего дошкольного возраста интерес к экспериментальной деятельности. Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность. Задачи: Активизировать творческое мышления детей. Выявить свойства воды (не имеет цвета, запаха и вкуса) Познакомить детей с состоянием воды (имеет газообразную форму-пар, твердую лед, и жидкую форму) Подготовить украшения для участка детского сада Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Формировать представление о значении воды в жизни всего живого на Земле.

Данный проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Аннотация

Актуальность Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Дети часто на вопрос какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят что это дым. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими обладает свойствами волшебница-вода.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. (Н. Рыжова) Где встречается вода?

1 этап: Подготовительный этап Подбор необходимой литературы и материалов. Создание интереса у участников проекта. 2 этап Исследовательский этап Проведение НОД, опытов, экспериментов, бесед творческой деятельности, чтение художественной литературы 3 этап Заключительный этап Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с водой. Развлечение познавательное «Что за чудесница-водичка-волшебница» Этапы реализации проекта

Подготовительный этап Цель: определить основные направления работы по проекту, донести до участников проекта его значимость.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности придерживались единой структуры: постановка, формулирование проблемы; выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов; вывод

ОПЫТ № 1 « Какая вода?». Цель: Познакомить детей со свойствами: вода жидкая Предложить детям перелить воду из одной емкости в другую. Задать вопрос: «Льется вода? Почему?» вода жидкая, льется, течет

Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. В этом дети убеждаются, переливая воду в сосуды различной формы. ОПЫТ № 2 «Какая форма у воды?». Цель: Познакомить детей со свойствами: вода не имеет формы.

ОПЫТ № 3 « Есть ли у воды запах и вкус? » Цель: определить если у воды вкус, запах? Вода не имеет запаха. Своего вкуса у воды нет приобретает вкус если в воду что-то добавить. Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверью квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А понюхайте воду, чем она пахнет? Попробуйте воду на вкус. Какая она? Давайте в воду добавим сок лимона, мандарина. Что произойдет?

Детям предложили воду в прозрачном стакане и попросили сказать какого цвета вода. Для того, что бы выяснить какого цвета вода дети предложили добавить в воду разные краски. Сначала добавили желтую краску и сравнили с простой водой. Дети выяснили, что вода становиться желтой, если в нее добавить желтую краску. После этого стали добавлять в простую воду краски разных цветов. ОПЫТ № 4 « Какого цвета вода? «Вода – растворитель » Цель: определить если у воды цвет? Вода прозрачная, то есть не имеет цвета. Приобретает цвет, если в воду добавить краску. Вода растворяет некоторые вещества, приобретая их цвет

ОПЫТ №5: « Исследуем состояние воды-лед. Изготовление цветных льдинок» Вывод: Вода замерзает при низких температурах. Замерзшая вода имеет форму. Лед – это вода, только в твердом состоянии

ОПЫТ №6: « Исследуем состояние воды- пар. Опыт «Облако». При нагревании в ода может летать – это пар. Наливаем в банку немного горячей воды. Кладем на металлическую крышку несколько кубиков льда и поставьте ее на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

ОПЫТ №7: «Вода- источник жизни» Цель: подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды одно из важных свойств воды-давать жизнь всему живому. И веточки наши ожили!

Обобщив наши знания пришли к выводу, что вода имеет три состояния: жидкость лёд (твердое) пар(газообразное) Заключительный этап

Показатели результативности проекта: -дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-исследовательской деятельности; -дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов; -самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; лед-вода-лед; вода-пар. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вкуса; вода прозрачна; вода является растворителем.

У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Давайте сбережём это чудо на нашей Земле! Мы сегодня все узнали как вода меняется: то жидкая, то твердая, то в пар вдруг превращается…

Спасибо за внимание!


Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства “островок” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс.Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу “педагог – ребёнок – родитель”, онспособствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Структура проекта

Тема проекта Неизведанное рядом
Название проекта Вода, вода, кругом вода
Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой
Цель Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи Образовательные области
Физическая культура Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”.
Здоровье Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.
Безопасность Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.
Социализация Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Труд Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.
Познание Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте.
Коммуникация Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Чтение художественной литературы Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме “Вода”.
Художественное творчество Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме “Водоёмы”.
Музыка Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.
Участники проекта Дети, воспитатели, родители, педагог-психолог, социальные партнёры.
Сроки выполнения 05.11.2013 г. – 27.11.2013 г.
План подготовки и реализации проекта
Деятельность педагогов
  1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
  2. Составить план работы по реализации проекта (приложение 1) .
  3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
  4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме (приложение 2 , приложение 3 , приложение 4 ).
  5. Разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по теме.
  6. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности (приложение 5).
  7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
  8. Создать наглядный материал “Художественное слово о воде” (приложение 6).
  9. Организовать выставку детских творческих работ по теме.
  10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
  11. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.

Создать информационный материал:

  • Для родителей: памятки и консультации (приложение 7).
  • Для педагогов и родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (приложение 8).
  • Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.
Деятельность детей Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в природе”.

Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме “Что такое вода?”.

Интерактивные игры.

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде.

Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

Выполнение детских творческих работ по теме проекта.

Наблюдения за явлениями, связанными с водой.

Опыты с водой.

Деятельность родителей Знакомство с содержанием стендовой информации.

Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.

Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.

Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.

Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.
Материал, оборудование Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей.

Экспериментальный.

Технический: интерактивная доска, DVD-проигрыватель, телемонитор с USB-портом.

Форма презентации проекта Итоговое комплексное занятие “Путешествие в царство воды”.
Планируемый результат реализации проекта Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Перспективный план работы с детьми

Дата Содержание
I неделя

05 – 08.11.2013 г.

Беседа №1 “Вода вокруг нас”.

Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение).

Беседа №3 “путешествие капельки”.

Наблюдение №1 – за водой.

Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №1 “Вода прозрачная”.

Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.

Опыт №3 “Вода жидкая”.

Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”.

Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.Физминутка “Дождик”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва).

II неделя

11 – 15.11.2013 г

Беседа №4 “Вода нужна всем”.

Беседа №5 “Волшебница вода”.

Беседа №6 “Берегите воду”.

Наблюдение №3 – за растениями.

Наблюдение №4 – за снегом.

Опыт №4 “Вода не имеет формы”.

Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”.

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.

Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.

Лепка “Озеро с камышами”.

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова).

Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

18 – 22.11.2013 г.

Беседа №7 “Дождь”.

Беседа №8 “Туман”.

Беседа №9 “Град и снег”.

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

Наблюдение №6 – за сосульками.

Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.

Опыт №8 “Пар – это тоже вода”.

Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.

Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

Рисование “Природные водоёмы: море, океан”.

Загадки о море, океане.

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.

Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова).

Заклички, пословицы, поговорки.

IV неделя

25 – 29.11.2013 г.

Беседа №10 “Роса”.

Беседа №11 “Водоёмы”.

Беседа №12 “Водный транспорт”.

Наблюдение №7 – за облаками.

Наблюдение №8 – за осенним дождём.

Опыт №10 “Лёд – легче воды”.

Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.

Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”.

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов), “Моряк” (Е. Стеквашова)

Заклички, пословицы, поговорки.

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности “Путешествие в царство воды”

(в рамках занятия - обучающая презентация Power Point “Вода, вода, кругом вода”).

Литература

  1. Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
  3. И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
  4. Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
  5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Бережное отношение человека к природе –
признак высокой культуры общества”
А.М. Алпатьев

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Целевая аудитория: дети 5 лет, их родители, педагоги ДОУ, специалисты Федерального агентства водных ресурсов города Мурманска.

Организатор: воспитатель Осокина Елена Геннадьевна.

Актуальность проекта: вода - самое распространённое вещество в природе. Вода занимает три четверти поверхности Земли. Без воды не могут существовать все живые организмы на планете: растения, животные, человек.

Проблема проекта: вода – источник всего живого, который нужно беречь и сохранять.

Цель проекта: формирование у детей начальных форм экологической культуры, расширение представлений о воде и её свойствах. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи проекта:

  • Расширять знания дошкольников о воде, как объекте неживой природы, её значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
  • Познакомить с физическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
  • Становление эмоционально-нравственного отношения к воде, как одному из источников жизни на Земле.
  • Развивать эстетическое восприятие воды в природе.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Формы организации проекта: опыты, беседы, познавательные занятия, наблюдения, дидактические и подвижные игры.

Виды деятельности: игровая, речевая, поисково-исследовательская, продуктивная, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой.

Ожидаемый результат: у детей сформируются начальные представления об объекте неживой природы – воде, как источнике жизни живых организмов. Появятся исследовательские умения.

План подготовки и реализации проекта:

I этап: подготовительный (2 недели).

Деятельность педагогов:

  1. Постановка познавательной задачи.
  2. Подобрать и изучить литературу по теме проекта.
  3. Пополнить уголок экспериментирования оборудованием.
  4. Разработать и оформить опорные схемы опытов по теме проекта.
  5. Подобрать цикл экологических бесед по теме проекта.
  6. Подобрать картотеку загадок, пословиц о воде.
  7. Подобрать цикл занятий по познавательной, продуктивной деятельности по теме проекта.
  8. Создать наглядный материал к дидактическим играм.
  9. Подобрать музыкальный материал по теме проекта.
  10. Разработать сценарий развлечения о воде.
  11. Разработать итоговое занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности детей по теме проекта.

Взаимодействие с родителями:

  1. Оформление экологического журнала “Вода – наша помощница”.
  2. Выпуск экологической листовки “Чудесная сила воды”.
  3. Оформить консультации для родителей: “Водоёмы Кольского полуострова”, “Как вести себя у воды”.

Сотрудничество со специалистами мурманского агентства водных ресурсов:

  1. Конкурс рисунков “Где мы встретим воду”.
  2. Презентация альбома “Водный кодекс для детей”.
  3. Природоохранная акция “Каждая капля важна”.

II этап: исследовательский (основной).

Совместная деятельность педагога с детьми:

  1. Вход в игровую ситуацию: внести персонаж Капелька.
    Задачи : познакомить детей с постоянным персонажем проекта.
  2. Дидактическая игра “Где живут капельки в детском саду?”
    Задачи
    : стимулировать выдвижение детьми предположений об изучаемом объекте – воде, проверка предположений, побуждать к самостоятельному формулированию выводов.
  3. Дидактическая игра “Разложи по порядку”.
    Задачи
    : усвоить детьми алгоритм мытья рук, используя карточки, воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  4. Беседа “Вода, какая она?” (познакомить детей с понятием “вода”).
  5. Фотовыставка “Всем нужна вода”.
    Задачи
    : формировать у детей эмоциональную заинтересованность к объекту неживой природы – “воде”, обратить внимание на значение воды в жизнедеятельности всех живых организмов.
  6. Неделя проведения опытов и экспериментов в лаборатории по теме “Вода – Великий растворитель”. Опыты: “Что растворяется в воде?”, “Как сделать воду сладкой?”, “Разноцветная вода”. Игры-эксперименты с водой: “Что плывёт, а что тонет?”.
    Задачи : познакомить детей с основными химическими и физическими свойствами воды.
  7. Сочинение экологической сказки “Приключения Капельки”.
    Задачи
    : развивать интерес к познанию круговорота воды в природе, учить последовательно составлять сюжет с опорой на личные наблюдения и опыт.
  8. Ознакомление с художественной литературой: “Солнечная капля” Э. Шим, “Весенний разговор” С. Погореловский, “Ручей”, “Весенние радости” Н. Сладков, загадки, пословицы о воде.
    Задачи : закрепить знания детей о весенних изменениях в неживой природе: таяние снега, сосульки, расширять знания о воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Продуктивная деятельность:

  1. Рисование “Вода, вода – кругом вода!”
    Задачи
    : закреплять нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг, воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение воды.
  2. Рисование иллюстраций к экологической сказке “Приключения Капельки”
    Задачи
    : отображать сюжет сказки, закреплять умение изображать животных, птиц.
  3. Аппликация “Рыбки плавают в водице” (коллективная)
    Задачи
    : осваивать технику оригами, развивать цветовое восприятие, ориентироваться на плоскости.
  4. Серия экологических наблюдений в природе по теме: “Рождение сосульки”, “Таяние снега”, “Маленькое море - лужа”.
    Задачи : развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.
  5. Познавательное занятие с элементами поисково-исследовательской деятельности “В гостях у Повелительницы Воды”.
    Задачи : обобщить знания детей о назначении воды в жизни, закрепить физические и химические свойства воды, воспитывать бережное отношение к воде.
  6. Природоохранная акция “Каждая капля важна ” (совместно со специалистами БВУ г. Мурманска).
    Задачи : воспитывать бережное отношение к расходованию воды в ДОУ.
  7. Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями.
    Задачи
    : закрепить знание структуры трудового процесса, о потребности растений в воде, воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

III этап: заключительный.

  1. Выставка рисунков “Вода вокруг нас”.
  2. Развлечение “Волшебница Вода” (к всемирному дню воды 22 марта).
  3. Презентация экологического журнала “Вода – наша помощница”.
  4. Презентация водного кодекса для детей (специалисты мурманского БВУ).

Результаты реализации проекта “Вода – источник жизни”:

Для детей:

  1. Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – воде.
  2. Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.
  3. Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
  4. Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словестному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы.
  5. Формирование первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
  6. Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
  7. Развитие у детей инициативы, самостоятельности.

Для педагогов:

  1. Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому образованию дошкольников.
  2. Повышение профессионального педагогического уровня (теоритического и практического) по эколого-познавательной деятельности.
  3. Стимулирование личностного и творческого саморазвития.

Для родителей:

  • Повышение уровня экологической культуры каждого родителя.

Пропагандистская работа:

  1. Организована фотовыставка “Всем нужна вода”.
  2. Выставка художественной литературы “Мир воды”.
  3. Выпущена экологическая листовка “Чудесная сила воды”.
  4. Выпущен экологический журнал “Вода – наша помощница”.
  5. Выпущена две экологические газеты: “Песенка о лете” (отдых на воде), “Всемирный день окружающей среды” (рубрика вода).
  6. Проведена природоохранная акция “Каждая капля важна”.
  7. Организована презентация альбома “Водный кодекс для детей”.