Арабские завоевания (vii–viii века). Возникновение ислама. Арабские завоевания Территории завоеванные арабами к 750

100 великих войн Соколов Борис Вадимович

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ (VII–VIII века)

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

(VII–VIII века)

Арабские племена, еще с третьего тысячелетия до нашей эры обитавшие на Аравийском полуострове, в VII веке были объединены в единое государство пророком Мухаммедом, ставшим основоположником новой религии - ислама.

Этому объединению предшествовала война между Мединой, поддерживавшей Мухаммеда, и оппозиционной ему Меккой. Сначала Мухаммед терпел неудачи. В 625 году в бою у горы Оход его отряд в 750 человек был разбит вчетверо превосходящими силами мекканцев. В 629 году поддерживавшие Мекку византийцы в битве при Муте уничтожили 3-тысячную армию под командованием племянника Мухаммеда Зейда. Только в 630 году сторонники пророка смогли склонить на свою сторону Мекку, и вся Аравия оказалась объединена под властью Мухаммеда.

После его смерти в 632 году арабские племена вторглись в Персию и Византию, захватив византийские владения в Сирии, Месопотамии, Египте и Северной Африке и полностью включив территорию Персии в состав Арабского халифата.

Главную силу арабского войска, численность которого достигала 30–40 тысяч человек, составляла пехота. Собственно кавалерии было в несколько раз меньше пехоты, зато пехота была ездящая - в походе ее перебрасывали на лошадях и верблюдах, что значительно увеличивало мобильность армии.

К началу VIII века арабы сломили сопротивление берберских племен в Северной Африке и установили здесь свой полный контроль. Еще в конце VII века они взяли Кабул и овладели Афганистаном. В 711 году арабское войско высадилось в Испании и в следующем году сокрушило государство вестготов. К 715 году арабский полководец Кутейба подчинил Халифату крупнейшие среднеазиатские города Хорезм, Бухару и Самарканд, в 720-е годы овладел долиной Инда. В Средней Азии предел арабскому продвижению в 751 году положили китайцы, разбившие их войско у города Калас на территории современного Казахстана.

Арабское войско вторглось в Галлию, но было разбито в 732 году в сражении при Пуатье. В этом сражении на стороне арабов действовала довольно многочисленная легкая берберская конница. 30-тысячное войско франков состояло главным образом из пехоты, подкрепленной тяжелой конницей. Франками предводительствовал король Карл Мартелл. Франкская пехота отразила атаки арабской конницы, которая была потом опрокинута конными рыцарями, ворвавшимися в арабский лагер. ь Но преследовать противника тяжеловооруженная рыцарская конница не могла, поэтому арабская пехота под прикрытием остатков своей кавалерии в относительном порядке отступила в Испанию.

Более успешно для арабов шли дела на Кавказе. Нанеся поражение хазарскому каганату, они утвердились на территории нынешнего Азербайджана и Восточной Грузии и покорили Армению.

Арабы широко применяли осадные орудия - баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. К концу VIII века арабская армия стала профессиональной. Она комплектовалась из наемников, отнюдь не обязательно являвшимися приверженцами ислама. В ней служили норманны, славяне, греки и др. Появилась тяжелая кавалерия, вооруженная длинными копьями и мечами и снабженная шлемами и панцирями, более легкими, однако, чем у европейских рыцарей. Наличие легкой конницы позволяло организовать преследование противника.

Арабская армия была грозным противником для европейского рыцарства. Однако распад халифата в начале IX века избавил Европу от грозной опасности. Отдельные области Халифата были слабо связаны друг с другом экономически, а относительная слабость государства не позволяла поддерживать над ними эффективный контроль. Арабские наместники в покоренных землях вступали в союз с обращенной в ислам местной знатью и все меньше слушали Багдад, ставший столицей Халифата в 762 году при халифе Мансуре.

Первой отпала арабская Испания, где образовался Кордовский эмират. Затем откололись Марокко и Восточный Магриб, Средняя Азия и Восточный Иран. Во второй половине X века Визания вернула Крит, Киликию и Антиохию. С XI века арабские земли сами стали объектом завоеваний со стороны европейцев, а в XIII веке - татаро-монголов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кратчайшая история Европы. Самый полный и самый краткий справочник автора Херст Джон

автора Соколов Борис Вадимович

ЗАВОЕВАНИЯ КИРА ВЕЛИКОГО (VI век до н. э.) Правитель маленького государства Фарс на юго-западе современного Ирана Кир II Куруш легко завоевал могущественную Мидию, свергнув с престола царя Астиага, чья дочь была матерью Кира. Это произошло в 559 году. Ранее мидийцы сокрушили

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

ВИЗАНТИЙСКО-АРАБСКИЕ ВОЙНЫ (VII–IX века) Войны Византийской империи и Арабского халифата за господство в Восточном Средиземноморье.Единое арабское государство, созданное на Аравийском полуострове пророком Мухаммедом, легко сокрушило Персидскую империю, потрясенную

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

ВОЙНЫ КАРЛА ВЕЛИКОГО (вторая половина VIII - начало IX века) Войны короля франков Карла, в ходе которых он основал Священную Римскую империю.Основой франкского войска была тяжелая кавалерия, комплектуемая из зажиточных землевладельцев - вассалов короля. Пехоту составляли

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

ЗАВОЕВАНИЯ ВИКИНГОВ (конец VIII - середина XI века) Викинги - это скандинавские военные дружины, совершавшие морские походы на побережье европейских стран. Земля Скандинавии, где жили племена, возглавляемые своими вождями - конунгами или ярлами, была покрыта лесом и

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

ЗАВОЕВАНИЯ ТИМУРА (вторая половина XIV–XV век) В 1359 году потомок Чингисхана хан Тоглук захватил Среднюю Азию. Один из его военачальников, Тамерлан (Тимур), командовавший туменом, начал войну с узбеками. Тоглук, опиравшийся на узбекские племена, приказал убить Тимура, но тому

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна

Объединенные Арабские Эмираты Дата создания независимого государства: 2 декабря 1971 г.Площадь: 83, 6 тыс. кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 7 эмиратовСтолица: Абу-ДабиОфициальный язык: арабскийДенежная единица: дирхамНаселение: ок. 4 млн (2004)Плотность

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Арабские цифры Арабские цифры – так называют первоначально арабско-индийские, а ныне вошедшие во всеобщее употребление 10 цифровых знаков (включая нуль), из которых каждый, кроме абсолютного значения своего, имеет еще и относительное, в зависимости от своего положения в

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Арабские птицы Рух и Анка Птица Рух (иногда ее называют Рок), описанная в арабских сказках «Тысяча и одна ночь», была гигантских размеров. В полете она закрывала собой солнце, а своих птенцов кормила слонами. Яйцо этой птицы было размером с 148 куриных и выглядело как купол

Из книги Ругательства на 15 языках [Карманный словарь-разговорник] автора Турин Алексей Алексеевич

АРАБСКИЕ РУГАТЕЛЬСТВА Внимание! Как и в других восточных языках, ругательства, касающиеся матери (сестры), являются неприемлемыми, особенно «в исполнении» иностранцев. Также лучше не использовать по отношению к незнакомцам ругательства, в которых упоминаются свинья и

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Преступления века автора Бланделл Найджел

Найджел Бланделл Энциклопедия мировых сенсаций xx века ТОМ 1: Преступления

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

The Private Life of Henry VIII Частная жизнь Генриха VIII 1933 - Великобритания (93 мин)· Произв. London Film Productions· Реж. АЛЕКСАНДР КОРДА? Сцен. Лайош Биро, Артур Уимнерис· Опер. Жорж Периналь· Муз. Курт Шрёдер· В ролях Чарлз Лотон (Генрих VIII), Мерль Оберон (Анна Болейн, 2-я жена), Уэнди Барри (Джейн

Из книги Филателистическая география. Страны Азии (без СССР). автора Владинец Николай Иванович

ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ (ОАЭ) Trucjal States. United Arab Emirates. UAEГос-во в вост. ч. Аравийского п-ова, на побережье Персидского и Оманского заливов. Терр. ок. 86 тыс. кв. км.Нас. св. 1 млн. (1981); в основном арабы (ок. 90 %). Столица - Абу-Даби. Гос. язык - арабский.ОАЭ - федерация семи кн-в.

Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав-ший с неба.

Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов, племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан-ства , мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал преподовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого-угодные дела — выкупать рабов на волю, помогать бедным, сиро-там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в Медину.

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо-му мекканцы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле-мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульман-ство, а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам-мед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить на-лог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда (аписаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му-сульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.

Арабские завоевания. После смерти пророка (632 г.) арабы вы-бирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов — заместителей или посланников Аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на сосед-ние земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до-бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале-рия (конное войско).

Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби-ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись на территорию современного Афгани-стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. В Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха-ры — берберов.


Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг-лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест-готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер-ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

Арабский халифат. После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омей-ядов из Мекки (661 — 750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе-на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по-чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива-лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры-вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все немусульмане были обложены тяжелейшими налога-ми.

От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому посте-пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палес-тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер-ритории.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами , поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото-рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла-сти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были сверг-нуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — по-томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го-род Багдад. При новой династии завоевания почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

Распад Халифата. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз-ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте-пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма-рокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.

С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Бунды — правители одного из государств Ирана. и 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из шей Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Бундах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, геряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив-шие халифа. До 1517 г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на турецкий султан.

Арабская культура . Арабы усвоили знания и традиции поко-йных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, оторый стал не только общегосударственным, но и языком ли-ратуры и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Святого Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские Ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославилсягалью, из которой изготовлялось оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их руды щедро вознаграждались правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы Он попали 14 университетов и множество школ, пять публичных "ииииотек.

Ьлагодаря арабам в европейских языках появились слова «ал-вбра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах вое-мпальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими ичли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские конные-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в Медицине* В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ-рии и Кордове в VIII- IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Аха-ун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки», который на протяжении столетий являлся главным арабских и европейских врачей. Много трудов по меди-цине написал Аверроэс. В математике арабы ввели употребление цифр и десятеричную систему.

С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную из-вестность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

При первых преемниках пророка Мухаммада оформилось мусульманское государство - Арабский халифат со столицей в Медине. Оно утвердилось на всём Аравийском полуострове, а потом стало бороться за распространение своего влияния в других землях.

К середине VII в. арабы завоевали Сирию, Ирак, Палестину, Иран, Закавказье, в Северной Африке они подчинили Египет, Ливию (найдите эти территории на карте).

В начале VIII в. арабы, создавшие к тому времени мощный флот, преодолели Гибралтарский пролив и вторглись на европейскую территорию. Они разбили Вестготское королевство в Испании, а затем направились на север, в земли франков. Дальнейшее их продвижение было приостановлено после битвы при Пуатье (732 г.), где арабское войско потерпело поражение от франков, возглавляемых Карлом Мартеллом. Но практически весь Пиренейский полуостров попал под власть арабов. Здесь образовался халифат с центром в Кордове, а после его распада (в XI в.) в течение ещё нескольких столетий существовал Гранадский эмират.

/\ Какими изображены арабские воины? На основании чего вы это определили?

Натиск арабов ошеломил подвергшиеся нападению народы. Впоследствии историки задавались вопросом: как удалось небольшой группе племён в короткий срок завоевать столь. ^ значительные территории? Можно

привести несколько объяснении. Во-

первых, арабы-бедуины, составлявшие основную часть войска, отличались большой воинственностью и храбростью, а также дисциплинированностью (поскольку отношения в племени приучали их к беспрекословному подчинению старшим). Их конные отряды были быстрыми, подвижными в бою. Во-вторых, походы проводились с целью распространения религии, которую каждый мусульманин считал единственно истинной. Вера придавала силы арабским воинам. При этом

Аравийское

Направления завоевательных походов арабов Территории, завоёванные арабами к 750 г

Границы Арабского халифата в период его расцвета (750 г.)

захваченные земли и ценности считались собственностью не отдельных воинов, а мусульманской общины в целом. Например, около одной пятой части военной добычи следовало передавать нуждающимся единоверцам.

Со временем арабское войско, первоначально состоявшее из ополчения, стало наёмным. В нём появились отряды гвардии - профессиональных воинов (мамлюков), выученных в соответствии с требованиями жесточайшей дисциплины из мальчиков- иноверцев, купленных на рынке рабов или принудительно вывезенных из родных земель.

Так за сто с небольшим лет в жизни арабов произошли огромные изменения. Из группы разрозненных племён они превратились в народ, объединённый единой исламской религией, единой политической и духовной властью. Они завоевали обширные территории в Азии, Северной Африке и создали одно из крупнейших государств своего времени - Арабский халифат.

Вопросы и задания 1.

Расскажите об условиях жизни и занятиях арабских племён. 2.

Когда и каким образом возник ислам? Какую роль в этом сыграл пророк Мухаммад? 3.

Расскажите, используя карту, об арабских завоеваниях. 4.

Объясните, что изменилось в жизни арабов с появлением ислама. 5.

В чём заключалась особенность власти пророка Мухаммада, а затем халифов в мусульманском обществе? 6.

В каких книгах, сборниках изложены важнейшие положения ислама? Объясните, какое значение они имеют для повседневной жизни мусульманина (в том числе в наши дни). 7.

Объясните, почему арабам удалось подчинить себе такие значительные территории.

Арабский халифат представлял собой военизированное теократическое государство, существовавшее в VII-IX веках на землях Азии, Африки и Европы . Образовалось оно в 630 году при жизни пророка Мухаммеда (571-632). Именно ему человечество обязано возникновением ислама . Он проповедовал своё учение с 610 года. За 20 лет вся Западная Аравия и Оман признали новую веру и стали почитать Аллаха.

Мухаммед обладал поразительным даром убеждения. Но способности сами по себе ничего бы не стоили, если бы пророк сам искренне не верил в то, что проповедовал. Вокруг него сформировалась группа таких же людей, фанатично преданных новой вере. Они не искали для себя никаких благ и выгод. Ими двигала лишь идея и вера в Аллаха.

Пророк Мухаммед (Древняя миниатюра из арабской рукописи)

Именно поэтому ислам так быстро и распространился на землях Аравии. Но надо заметить, что мусульмане (последователи ислама) вовсе не отличались терпимостью к представителям других религий. Свою веру они насаждали силовыми методами. Тех, кто отказывался признать Аллаха своим богом, убивали. Альтернативой было бегство в другие земли, только так можно было сохранить жизнь и свои религиозные убеждения.

Незадолго до смерти Мухаммед послал письма византийскому императору и персидскому шаху. Он потребовал, чтобы подвластные им народы приняли ислам. Но, естественно, получил отказ. Властители могущественных держав не приняли всерьёз новое государство, объединённое одной религиозной идеей.

Первые халифы

В 632 году пророк умер. С этого времени и появились халифы. Халиф - это наместник пророка на земле . Власть его основывалась на шариате - совокупности правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Первым халифом стал верный последователь Мухаммеда Абу Бакр (572-634). Обязанности наместника он исполнял с 632 по 634 годы.

Это был очень сложный период для мусульман, так как после смерти пророка многие племена отказались признавать новую религию. Пришлось железной рукой наводить порядок. Всех противников безжалостно уничтожали. В результате этой деятельности практически вся Аравия признала ислам.

В 634 году Абу Бакр заболел и умер. Вторым халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб (581-644). Обязанности наместника пророка он исполнял с 634 по 644 годы. Именно Умар организовал военные походы на Византию и Персию. Это были крупнейшие державы того времени.

Население Византии насчитывало на тот период около 20 млн. человек. Население Персии было чуть меньше. Эти крупнейшие страны вначале не обратили никакого внимания на каких-то арабов, у которых даже лошадей-то не было. Свои марши они совершали на ослах и верблюдах. Перед битвой спешивались и так вели бой.

Но никогда нельзя недооценивать противника. В 636 году состоялись две битвы: при Ярмуке в Сирии, а затем при Кадисии в Месопотамии. В пером сражении потерпело сокрушительное поражение византийское войско, а во втором сражении было разгромлено персидское войско. В 639 году арабское войско перешло египетскую границу. Египет находился под властью Византии. Страну раздирали религиозные и политические противоречия. Поэтому сопротивления, практически, никакого не было.

В 642 году в руках мусульман оказалась Александрия со своей знаменитой Александрийской библиотекой . Это был важнейший военный и политический центр страны. В том же 642 году были разбиты персидские войска в битве при Нехавенде. Таким образом, был нанесён сокрушительный удар династии Сасанидов. Последний её представитель - персидский шах Йездигерд III был убит в 651 году.

При Умаре, после битвы при Ярмуке, византийцы уступили победителям город Иерусалим . Халиф вначале вошёл в городские ворота один. На нём был простой плащ бедного человека. Жители города, увидев завоевателя в таком виде, были потрясены. Они привыкли к кичливым и роскошно одетым византийцам и персам. Тут же была полная противоположность.

Православный патриарх Софроний передал халифу ключи от города. Тот заверил, что сохранит все православные церкви в целости. Они не будут разрушены. Тем самым Умар сразу зарекомендовал себя мудрым и дальновидным политиком. Он помолился Аллаху в храме Гроба Господня, а на том месте, где раньше высился Иерусалимский храм, велел поставить мечеть.

В 644 году на халифа было совершено покушение. Совершил этот поступок персидский раб Фируз. Он жаловался Умару на своего хозяина, но тот посчитал жалобу необоснованной. В отместку за это перс ударил наместника пророка ножом в живот. Через 3 дня Умар ибн аль-Хаттаб скончался. Закончилось 10-летие победного шествия ислама по персидским и византийским землям. Халиф был мудрым человеком. Он сохранил единство мусульманской общины и значительно усилил её.

Третьим халифом стал Усман ибн Аффан (574-656). Обязанности наместника пророка он исполнял с 644 по 656 годы. Надо сказать, что по своим морально-волевым качествам он проигрывал предшественнику. Усман окружил себя родственниками, что вызвало недовольство у остальных мусульман. В то же время при нём была полностью захвачена Персия. Местному населению запретили поклоняться огню. Огнепоклонники бежали в Индию, и живут там по сей день. Остальные персы приняли ислам.

Арабский халифат на карте

Но Арабский халифат не ограничился этими завоеваниями. Он продолжал и дальше расширять свои границы. Следующей на очереди стала богатейшая страна Согдиана, расположенная в Средней Азии. В её состав входили такие крупнейшие города как Бухара, Ташкент, Самарканд, Коканд, Гургандж. Все они были окружены крепкими стенами и имели сильные военные отряды.

Арабы стали появляться в этих землях небольшими кучками и начали захватывать один город за другим. Где-то они обманом проникали за городские стены, но в основном брали их штурмом. На первый взгляд кажется удивительным, как могли плохо вооружённые мусульмане победить такую сильную и богатую державу как Согдиана. Тут сказалась сила духа завоевателей. Они оказались более стойкими, а сытые жители богатых городов показали слабость духа и откровенную трусость.

Зато дальнейшее продвижение на восток остановилось. Арабы вышли в степи и столкнулись с кочевыми племенами тюрок и тюргушей. Кочевникам предложили принять ислам, то те отказались. А надо сказать, что всё кочевое население Южного Казахстана было крайне малочисленным. В предгорьях Тянь-Шаня жили тюргеши, ягма и чигили. Степи населяли предки печенегов, которые назывались кангар, а сами эти земли назывались Кангюй. Предки туркмен и потомки парфян жили вплоть до Сырдарьи на огромной территории. И этого редкого населения оказалось вполне достаточно, чтобы остановить арабскую экспансию.

На западе при Усмане арабы дошли до Карфагена и заняли его. Но дальнейшие военные действия прекратились, так как в самом Арабском халифате начались серьёзные политические разногласия. Против халифа восстали некоторые провинции. В 655 году повстанцы вошли в Медину, где находилась резиденция Усмана. Но все претензии восставших удалось решить миром. Но в следующем году недовольные властью халифа мусульмане ворвались в его покои, и наместник пророка был убит. С этого момента началась фитна . Так называется Гражданская война в мусульманском мире. Продолжалась она вплоть до 661 года.

После смерти Усмана новым халифом стал Али ибн Абу Талиб (600-661). Он приходился двоюродным братом пророку Мухаммеду. Но не все мусульмане признали власть нового правителя. Нашлись люди, которые обвинили его в защите убийц Усмана. К таковым отнёсся наместник в Сирии Муавия (603-680). Против нового халифа выступила и одна из бывших тринадцати жён пророка Аиша со своими единомышленниками.

Последние обосновались в Басре. В декабре 656 года состоялась так называемая Верблюжья битва. С одной стороны в ней принимали участие войска Али, а с другой стороны войска повстанцев, возглавляемые шурином пророка Талхой ибн Убайдуллой, двоюродным братом пророка Аз-Зубайр ибн аль-Аввамом и бывшей женой пророка Аишей.

В этом сражении повстанцы были разгромлены. Центр битвы находился возле Аиши, которая сидела на верблюде. Отсюда сражение и получило такое название. Руководители восстания были убиты. В живых осталась лишь Аиша. Её схватили, но затем отпустили.

В 657 году состоялась Сиффинская битва. В ней встретились войска Али и мятежного сирийского наместника Муавия. Это сражение закончилось ничем. Халиф проявил нерешительность, и мятежные войска Муавия не были разбиты. В январе 661 года четвёртый праведный халиф был убит отравленным кинжалом прямо в мечети.

Династия Омейядов

Со смертью Али Арабский халифат вступил в новую эпоху. Муавия основал династию Омейядов, которая правила государством целых 90 лет . При этой династии арабы прошли по всему африканскому побережью Средиземного моря. Они дошли до Гибралтарского пролива, форсировали его в 711 году и оказались в Испании. Захватили это государство, перешли Пиренеи и были остановлены только на Руане и Роне.

К 750 году последователи пророка Мухаммеда завоевали огромную территорию от Индии до Атлантического океана. На всех этих землях был установлен ислам. Надо сказать, что арабы были настоящими джентльменами. Завоёвывая очередную страну, они убивали только мужчин, если те отказывались принять ислам. Что же касается женщин, то их продавали для гаремов. Причём цены на базарах были смешными, так как пленниц было очень много.

А вот пленённые аристократки пользовались особыми привилегиями. Так дочку персидского шаха Йездигерда продавали по её желанию. Перед ней проходили покупатели, а она сама выбирала, к кому из них ей пойти в рабство. Одни мужчины были слишком толстые, другие слишком худые. У кого-то были губы сластолюбцев, а у кого-то слишком маленькие глаза. Наконец женщина увидела подходящего мужчину и сказала: "Вот ему меня продайте. Я согласна". Тут же оформили сделку. У арабов рабовладение в то время носило вот такие экзотические формы.

В целом же надо отметить, что в Арабском халифате раба можно было покупать лишь при его согласии. Иногда между рабом и рабовладельцем возникал конфликт. В этом случае раб имел право потребовать, чтобы его перепродали другому хозяину. Такие отношения больше походили на сделку по найму, но оформлялись как купля-продажа.

При Омейядах столица ислама находилась в городе Дамаске, поэтому иногда говорят не Арабский, а Дамасский халифат. Но это одно и то же. Примечательным было то, что во времена этой династии пропало единство мусульманской общины. При правоверных халифах людей объединяла вера. Начиная же с времён Муавия, правоверные стали делить себя по субэтническому признаку. Существовали арабы мединские, арабы мекканские, арабы-кельбиты, арабы-кайситы. И между этими группировками начали возникать разногласия, которые очень часто выливались в жестокую резню.

Если посчитать внешние и внутренние войны, то окажется, что их количество одинаковое. Причём внутренние конфликты были гораздо более ожесточёнными, чем внешние. Доходило до того, что войска омейядского халифа штурмовали Мекку. При этом применялось огнемётное оружие и был сожжён храм Каабы. Однако до бесконечности все эти безобразия продолжаться не могли.

Финал наступил при 14-м халифе из династии Омейядов. Звали этого человека Марван II ибн Мухаммад. Он находился у власти с 744 по 750 годы. В это время на политическую арену вышел Абу Муслим (700-755). Своё влияние он приобрёл в результате сговора персов с арабами-кельбитами против арабов-кайситов. Именно благодаря этому сговору династия Омейядов и была свергнута.

В июле 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II. После ряда блестящих военных операций войска наместника пророка были разбиты. Марван II бежал в Египет, но был пойман и казнён в августе 750 года. Почти все остальные члены царского семейства были убиты. Удалось спасти лишь одному представителю династии Абду ар-Рахману. Он бежал в Испанию и в 756 году основал на этих землях Кордовский эмират .

Династия Аббасидов

После низвержения династии Омейядов Арабский халифат получил новых правителей. Ими стали Аббасиды . Это были дальние родственники пророка, не имевшие никаких прав на престол. Однако они устраивали и персов и арабов. Основателем династии считается Абу-ль Аббас. При нём была одержана блестящая победа над китайцами, которые вторглись в Среднюю Азию. В 751 году состоялась знаменитая битва при Таласе. В ней арабские войска встретились с регулярными китайскими войсками.

Китайцами командовал кореец Гао Сян Чжи. А арабское войско возглавлял Зияд ибн Салих. Сражение продолжалось три дня, и никто не мог одержать победу. Ситуацию переломило алтайское племя карлуков. Они поддержали арабов и напали на китайцев. Разгром агрессоров был полным. После этого Китайская империя зареклась расширять свои границы на запад.

Зияд ибн Салих был казнён за участие в заговоре примерно через полгода после блестящей победы при Таласе. В 755 году казнили Абу Муслима. Авторитет этого человека был огромен, а Аббасиды опасались за свою власть, хотя получили её как раз благодаря Муслиму.

В VIII веке новая династия сохраняла былую мощь вверенных ей земель. Но дело осложнялось тем, что халифы и члены их семей были людьми с разным менталитетом. У одних владык матери были персиянки, у других - берберки, у третьих - грузинки. Там была страшная мешанина. Единство державы сохранялось лишь благодаря слабости противников. Но постепенно единое исламское государство стало разваливаться изнутри.

Вначале, как уже говорилось, отделилась Испания, затем Марокко, где жили мавры-кабилы. После этого наступила очередь Алжира, Туниса, Египта, Средней Азии, Хорасана, восточных районов Персии. Арабский халифат постепенно распался на независимые государства и прекратил своё существование в IX веке . Сама же династия Аббасидов просуществовала гораздо дольше. Она уже не имела прежнего могущества, но привлекала восточных владык тем, что её представители являлись наместниками пророка. То есть интерес к ним был чисто религиозный.

Лишь во втором десятилетии XVI века османский султан Селим I заставил последнего халифа из рода Аббасидов отречься от своего титула в пользу османских султанов. Таким образом, Османы приобрели не только административное и светское, но и духовное главенство над всем исламским миром.

Так закончилась история теократического государства. Создано оно было верой и волей Мухаммеда и его сподвижников. Достигло небывалой мощи и процветания. Но затем, благодаря внутренним распрям, начался спад. И хотя сам халифат распался, но на ислам это никак не повлияло. Просто мусульмане разбились на этносы, ведь кроме религии людей ещё связывает культура, древние обычаи и традиции. Именно они и оказались основополагающими. В этом нет ничего удивительного, так как через подобные исторические перипетии прошил все народы и государства нашего многонационального мира .

Статью написал Михаил Стариков

Готовое домашнее задания к рабочей тетради по Истории 6 класса «История Средних веков». Крючкова Е. А.
Ответы на задания из § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
Решая с нами домашние задания по истории, можно получить хорошие отметки при проверки тетради учителем.

Задание № 1.
Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII-VIII веках».
1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений).
4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.
Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:
1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
4. 717-718 год. Осада Константинополя;
5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.

Задание № 2.
Заполните контурную карту «Распад халифата».
1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.

Задание № 3.
О чем или о ком идет речь: территория первоначального расселения арабов, арабское государство на Пиренейском полуострове, герой сказок «Тысяча и одна ночь», противники арабов в битве при Пуатье, река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов?
1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров.
2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Мордовский халифат.
3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид
4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла.
5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр.

Задание № 4.
Напишите даты событий из истории арабов: вторжение арабов на Пиренейский полуостров, захват турками-сельджуками Багдада, Хиджра, соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом, битва при Пуатье, власть переходит к династии Аббасидов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.
1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров 711 год.
2. Захват турками-сельджуками Багдада 1055 год.
3. Хиджра 622 год.
4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом 630 год.
5. Битва при Пуатье 732 год.
6. Власть переходит к династии Аббасидов 750 год.
Даты по последовательности: 3, 4, 1, 5, 6, 2.