Личное пространство человека. Что такое личное пространство ребенка? Психология общения. Энциклопедический словарь - интимно-личностное общение. Воздействие в процессе коммуникации

28.06.2023 Здроровье

Содержание.

Введение

1.Понятие общения в психологии, функции общения, его виды.

1.1 Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.

1.2 Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

1.3 Функции и уровни общения.

1.4 Виды общения.

2.Социальная работа как коммуникативная профессия.

3.Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника.

3.1 Особенности делового общения социального работника.

3.2 Общение в процессе консультирования.

3.3 Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.

4. Теоретические основы общения в социальной работе.

4.1 Компоненты вербального общения.

4.2 Компоненты невербального общения.

4.3 Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника.

4.4 Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника.

5. Консультирование в социальной работе.

5.1 Цели, задачи и условия проведения консультирования.

5.2 Основные этапы консультирования

5.3 Правила и принципы проведения консультирования в социальной работе.

6. Заключение

Приложение

Список литературы.

Введение.

В условиях современной российской действительности все больше и больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции. Социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен.

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума”.

Л. А. Петровская выделяет следующие слагаемые “коммуникационного взрыва”, под которым она понимает увеличение частоты, разнообразия и внутренней насыщенности межличностных контактов:

1. Постоянно действующая историческая закономерность непрерывного углубления специализации и усиления кооперации во всех областях человеческой деятельности;

2. Влияние научно-технического прогресса на материальные, вещественные средства коммуникации, реализации межличностных контактов (почта, телефон, факс, Internet и т. д.)

3. Расширение круга людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, органически связанную с общением. К их числу принадлежат различных уровней руководители, преподаватели, врачи, психологи, и более чем кто-либо – социальные работники.

4. Рост динамичности современной жизни с постоянной ломкой различного рода стереотипов, включая стереотипы, непосредственно затрагивающие область общения.

Все эти факторы делают проблему общения особо актуальной для современного общества и для социальной работы.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Кому как не социальному работнику приходится постоянно общаться с людьми в процессе своей профессиональной деятельности, выслушивать их проблемы и переживания и помогать хотя бы на словах, решить их. К тому же социальный работник зачастую служит посредником между человеком и государственными учреждениями, властями. Поэтому социальному работнику в процессе обучения обязательно должны даваться навыки правильного, “профессионального”, компетентного общения, которое будет необходимо и для психологического или юридического консультирования и для решения каких-либо проблем клиента, связанных с общением с официальными лицами, чиновниками и т. п.

Поэтому задачами данной работы является изучение роли общения в профессиональной деятельности социального работника, его компонентов, видов, различных аспектов и его специфики, а также рассмотрение практических рекомендаций по применению этих знаний.

1.Понятие общения в психологии, его виды и функции.

1.1 Определение общения, подходы к пониманию термина “общение”.

Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию и другие состояния общения. Одни авторы определяют общение как коммуникацию, коммуникативный процесс (Р.А. Максимова, Б.А. Родимов, Н. Виннер и др.) или обмен информацией (Осгуда).

Другие исследователи (А.А. Леонтьев и др.) считают общение одним из видов деятельности. Относительно ее они отыскивают все компоненты, свойственные деятельности вообще.

Третьи полагают, что общение может существовать в различный формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А.Н. Леонтьев, Г.М. Андреева и др.).

Ломов, Ананьев считают общение как специфической человеческой активностью наряду с деятельностью и познанием.

Все эти подходы отражают многоплановость, сложность такого феномена как общение. В социальной работе общение является одной из профессиональных характеристик специалиста и представлено оно и как отдельная деятельность, и как коммуникативный процесс.

Можно дать наиболее общее определение общения, которое в наибольшей степени отражает все его стороны и компоненты: общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Это определение в полной мере подходит и для определения общения в рамках социальной работы. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Социальному работнику приходиться в процессе консультирования постоянно выполнять то первую роль, то вторую, и зачастую роль реципиента является более важной в профессиональной деятельности.

В отечественном психологическом подходе к пониманию общения выделяют ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Еще более важен, чем в повседневном общении, этот компонент для социальной работы, так как в задачу социального работника входит не только внимательно и активно слушать, но и уметь направить разговор с клиентом в нужное русло, т. е. корректировать содержание общения.

Цель общения – это то , отвечает на вопрос “ради чего существо вступает в акт общения?”. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. В социальной работе обычно целью общения является решение проблем (психологических, правовых, материальных и др.) проблем клиента.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

1.2 Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной .

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная .

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

а) Коммуникативная сторона общения .

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл . А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. “все должны говорить на одном языке”.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Об этих видах коммуникации будет рассказано позже (в главах 3.1 и 3.2)

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

б) Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

в) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга, (см. пункт 4.5)

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. Социальный работник обязан знать структуру общения для того, чтобы более эффективно работать с клиентами.

1.3 Функции и уровни общения

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения

· Организация совместной деятельности

· Управление поведением и деятельностью

· Контроль

2.Психологические функции общения

· Функция обеспечения психологического комфорта личности

· Удовлетворение потребности в общении

· Функция самоутверждения

Функции общения выполняются на различных уровнях общения:

Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности. Общение социального работника (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней.

1.4 Виды общения .

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3.По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

2.Социальная работа как коммуникативная профессия.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и “групп риска” (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и проститутки, бомжи, профессиональные нищие и др.). Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических

действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др.

Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

В последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности “специалист по социальной работе” выделяются следующие его функции:

· аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

· диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

· системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

· активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

· действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);

· организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);

· эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Особо можно выделить функцию коммуникативную , с помощью которой осуществляются практически все предыдущие. “Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека”.

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т. д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. “Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение (толерантность), интуиция, сострадание и т. д.”

Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: социальная работа – это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и

неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы.

Человек - социальное существо. Это известно ещё со времён Древней Греции, где наиболее суровым наказанием было изгнание из общины. Человек не может жить вне окружающей среды. Таким образом, социальная связь внутри общества является незаменимым механизмом, посредством которого люди взаимодействуют между собой. Эта теория была выдвинута греческими и и философами. Однако учёные люди того времени не понимали, как соотнести личное с общественным. Ведь человеческие связи основаны не только на публичных отношениях. Тот, кто поймёт взаимосвязь личной стороны и общественной, сможет постичь таинство общения, которое открывает множество возможностей. Искусство коммуникации - вот истинная цель социальной психологии. В процессе изучения этого вопроса появлялись закономерности, типы, формы, методы изучения и т. п. Впоследствии все эти элементы породили особую отрасль социальной психологии - проксемику.

Проксемика. Общая характеристика отрасли

В 50-х годах жил достаточно известный антрополог по имени Эдвард Холл. Он изучал взаимодействие личностного пространства человека с окружающей социальной средой. Учёный выдвинул теорию о том, что каждый человек организует своё личностное пространство, так же, как он организует микросубъектное пространство, структуру своего жилища, городскую среду. Другими словами, наше личное прямо влияет на общественное. Изучение этого вопроса позволило выйти на новый уровень понимания взаимоотношений между людьми. Таким образом, проксемика - это отрасль социальной психологии, изучающая временную и знаковую систему общения между людьми. Наука выводит принципы и закономерности удалённого невербального общения.

Проксемика и этика общения

Безусловно, этическая сторона взаимоотношений между людьми напрямую связана с психологией. Однако некоторые учёные прямо отождествляют проксемику и этику общения, чего ни в коем случае не стоит делать. Эти две науки имеют что-то общее, но в целом являются принципиально разными. Этика общения позволяет понять культурную сторону коммуникации, которая обеспечивает глубокое взаимопонимание между собеседниками. Задача проксемики несколько иная. Она занимается глубоким изучением самого процесса невербального общения, беря за основу отдалённость собеседников друг от друга. Благодаря полученным знаниям в процессе разработки этических и проксемических теорий, люди изобрели настоящее искусство общения.

Роль личного и межсубъектного пространства в общении

Фундаментом всей социальной психологии является расстояние между субъектами общения. С учётом этической стороны, о которой шла речь выше, все люди подчиняются единой системе межличностного контакта. Эта фундаментальная теория также была выдвинута Учёный предположил, что, вне зависимости от культурных особенностей человека той или иной нации, любой имеет свою личную территорию, которую он определяет для себя сам. Отсюда следует, что расстояние между собеседниками - это важнейший фактор, влияющий на процесс общения. По мнению самого учёного, удалённость субъектов наиболее важна во время перцептивной стадии, когда собеседники только начинают друг друга понимать. Как мы видим, проксемика изучает расстояние в процессе

Основные межсубъектные зоны

На сегодняшний день в социальной психологии выделяются личностные зоны, которые изучает проксемика.

Это перечень расстояний, согласно которым люди налаживают межличностный контакт:

1) Интимная - присуща только родственникам или очень близким людям, не желающим посвящать других в свой разговор (0 - 0,5м).

2) Личностная - это расстояние поддерживают все люди в повседневной жизни (0,5 - 1,2м).

3) Социальная - зона общения для формальных и светских встреч (1,2 - 3,66м).

4) Общественная - эту дистанцию выбирают во время публичных мероприятий.

Интимная дистанция

Удалённость между людьми с учётом интимного расстояния составляет не более 45 сантиметров. Это позволяет обмениваться личными мыслями и суждениями, не боясь, что их услышат другие люди. Когда люди общаются в интимной зоне, слова не особо имеют значение. Важнейшую роль отыгрывают невербальные факторы: взгляд, движения, прикосновения.

Нагляднее всего действие интимной зоны просматривается между супругами.

Люди, недовольные своим браком, всегда будут находиться на расстоянии, которое существенно превышает 0,5 метра. Абсолютно противоположную картину можно увидеть между счастливыми парами.

Нужно отметить, что границы интимной зоны могут отличаться у каждого человека. Например, люди, склонные к применению грубой силы, создают для себя интимную зону большего радиуса, чем у других людей. Подобная ситуация возникает вследствие постоянной готовности грубых и жестоких людей к появлению опасности.

Личностная зона

На таком расстоянии совершается большее количество коммуникаций в обыденной жизни. Это зона нормальных взаимоотношений между людьми. Близкая женщина, например, жена вполне может нарушать границы этой зоны. Те же действия со стороны постороннего человека будут выглядеть, мягко говоря, непривычно. Соблюдение общения свидетельствует о наличии такта у человека. Чем дольше собеседники находятся в личностной зоне, тем сильнее они привязываются друг к другу.

Подобная дистанция является ключевым этапом на пути достижения наилучшего интимного контакта. Чёткие и продуманные действия в личностной зоне обеспечат длительное и взаимовыгодное сотрудничество между участниками общения.

Социальная и общественная дистанции

Невзирая на важность личностной и интимной зоны, их изучение не является той основой, которую изучает проксемика. Это обусловлено относительной односторонностью представленных выше дистанций. Их легко понять, а ещё легче выделить закономерности. Более интересными являются социальная и общественная зоны. Они используются в процессе делового и публичного общения. На протяжении многих лет люди изучали две эти дистанции для нахождения эффективного способа управления массами. Люди, отлично владеющие контролем на публичной и социальной дистанции, всегда являются хорошими ораторами.

Современная проксемика

На сегодняшний день проксемика - это одна из самых популярных отраслей социальной психологии. Учёные повсеместно проводят изучение и разработку новых теорий в этой области знаний. Проксемика в общении является совершенно новым уровнем в процессе изучения межличностных связей. Умение применять знания этой позволят намного качественнее и быстрее налаживать контакт с людьми. Чем больше у человека знаний в сфере проксемики, тем быстрее он познает искусство общения.

1.5 Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу.

Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками, он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

межличностное расстояние (0,5 - 1,2м) - для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

социальное расстояние (1,2 - 3,7 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Традиция - также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником - на стульях, стоящих под углом друг к другу.

1.6 Ответ на невербальное общение

Отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом, мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте».

Как же реагировать на невербальное общение собеседника? Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, «судят не по словам, а по делам».

Когда несоответствие между словами и невербальными «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать.

Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.


Глава 2. Невербальное общение в педагогическом взаимодействии

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения.

Как утверждает Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации».

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А. Петрова.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С. Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения.

Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

прикосновение;

дистанция общения;

визуальное взаимодействие;

интонация.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Как было сказано выше, мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов.

Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний (Е.А. Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Некоторые исследователи отмечают, что многие учителя считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто - это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ, якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, облегчает руководство, управление классом. Кроме того, существует довольно распространенное явление – «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать.

Следующий канал невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Однако Л.М. Митина предостерегает, что у многих детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок.

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

Исследования отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, в частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в пространстве (в особенности расстоянии) довольно актуален, поскольку в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

Исследователи утверждают, что дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, как отмечает Е.А. Петрова, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от учителя, согласно классификации зон общения по А.Пизу.

Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребенком.

При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса.

Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в классной комнате таким образом, что стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства класса, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ученик чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один»являются факторами, вызывающими у ребенка неприятное и напряженное состояние.

При этом Н.В. Самоукина предлагает организовать пространство класса иным образом, сделав его более демократичным: стол учителя ставится впереди по центру, а парты учащихся расположены полукругом на одинаковом расстоянии от стола учителя.

Г.А. Цукерман также рассматривает вопрос о пространственной организации класса в работе «Виды общения в обучении». Автор, в частности, пишет, что при организации групповой работы более приемлема иная, отличная от традиционной, расстановка парт в классной комнате, которая оптимизирует учебный процесс. При этом она предлагает следующие варианты организации образовательного пространства, среди которых варианты а) и б) считаются наиболее благоприятными, в то время как вариант в) рассматривается как один наиболее неблагоприятных (см. приложение 1).

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Как отмечает Е.А. Петрова, не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. К культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается.

В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему со стороны других.

При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Таким образом, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.


Заключение

Итак, учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим. «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.


Список литературы

1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 2002. – 326 с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. – 294 с.

3. Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. – 310 с.

4. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. - 1999. - №2. С. 15.

5. Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 352 с.

6. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. – 278 с.

8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 418 с.

9. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982. - №5. С.70-73.

10. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. – 330 с.


Приложение

Варианты расположения мебели в классе

Вариант а)

Вариант б)

Вариант в)


Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С. 60.

Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С. 135.

Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога // Директор школы. - 1999. -№2. С. 15.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 10.

Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. С. 34.

Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982. - №5. С.70-73.

Макаренко С.А. Собр. соч. Т.5. – М.: Педагогика, 1989. С. 171.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 29.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. С. 110.

Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. С. 68.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. С. 160.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 46.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. С. 211.


Пространство общения - это общее визуальное и мыслимое пространство с однозначным пониманием смысла средств общения.

Пространство общения должно быть единым для всех включенных в него.

Во время разговора важно:

¦чтобы собеседники видели друг друга;

¦стремиться, чтобы они находились в равных позициях общения и видели одну и ту же зрительную картину перед глазами;

¦чтобы в словах имелся одинаковый смысл.

Необходимо помнить:

¦взрослые и дети постоянно находятся в разных «пространствах», каждый в своем; в «пространстве» ребенка главное место занимают игры, занятия и пр.;

¦взрослые и дети находятся на разных позициях;

¦взрослые и дети часто в одних и тех же словах усматривают совершенно разный смысл.

Как преодолеть вышеперечисленные противоречия? Создать общее «пространство» общения - важнейшая задача воспитателя, взрослого человека, ведь ребенку это сделать еще не под силу. В связи с этим взрослый часто приглашает ребенка перейти в его «пространство». Так, например, происходит, когда воспитатель приглашает детей на занятия. Дети приходят, но это еще не означает, что каждый из них на самом деле присутствует там, где воспитатель хотел бы его видеть. Мысленно ребенок может быть где угодно: в сказке, в незавершенной поделке и т. д. Он с трудом переключается с одних занятий на другие, ведь даже взрослым нелегко перейти от одного дела к другому.

Воспитатель должен организовать общение так, чтобы оно было приятно, потому что ребенку необходимо испытывать удовольствие от общения с воспитателем. Это усиливает педагогический эффект.

Задание. Спросите и у детей, и у взрослых о том, что они понимают под словами «самостоятельность», «свобода», «ответственность», «обязанность», «права».

Общение как межличностное взаимодействие

Общение предполагает какой-то результат:

¦изменение поведения ребенка;

¦изменение деятельности детей;

¦получение удовольствия от процесса.

В целях более эффективного воздействия на ребенка в общении могут быть использованы разные его формы (виды) исходя из ситуации, возраста (рис. 3.7). Так, например, в подростковый период предпочтительнее строить общение, используя форму просьбы.

Рис. 3.7. Виды общения при взаимодействии

Для достижения высоких результатов воздействия на ребенка воспитатель должен хорошо владеть методами убеждения и внушения.

Убеждение - это процесс воздействия на сознание путем логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно является особым способом влияния на личность или группу людей (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Основные признаки убеждения

Убедить человека, не сведущего в какой-либо области, очень трудно, поскольку он не знает элементарных закономерностей обсуждаемого вопроса. Поэтому, прежде чем аргументировать свою точку зрения, надо предложить слушателю хотя бы основные сведения, которые необходимы для обсуждения. Чем качественнее это будет сделано, тем лучше. Только вооружив человека определенными знаниями, сообщив ему определенный круг знаний, вы можете обсуждать с ним интересующие вас проблемы.

Для того чтобы убедить ребенка в чем-то, необходимо знать и учитывать некоторые особенности (рис. 3.9).ЗНАТЬ мнение ребенка по обсуждаемому вопросу, мнение большинства детей группы

УЧИТЫВАТЬ факты и явления, которые волнуют детей, предполагаемые встречные суждения (не уходить от ответов!)

УМЕТЬ устанавливать психологический контакт с ребенком, завоевывать доверие

Воспитатель сам должен быть убежден в том, в чем убеждает ребенка

Доступность, понятность логических доводов

Большая выдержка, терпение, тактРис. 3.9. Позиции взрослого при убеждении ребенка

Внушение - это воздействие на чувства с помощью эмоционально окрашенных образов для побуждения к определенному поведению. По образному выражению В. Н. Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с «парадного входа», а как бы с «заднего крыльца», минуя «сторожа» - критику.

Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них и на ум и волю человека, чтобы побудить к действию, иначе говоря, воздействовать так, чтобы не было места критике и суждению.

Внушение, создавая установку, может с большей или меньшей эффективностью предопределить поведение ребенка. Внушение как метод воздействия опирается на определенные имеющиеся у ребенка потребности, стремления.

Приведем пример использования внушения. Мы хотим внушить ребенку, находящемуся в бодрствующем состоянии, совершить определенный поведенческий акт: выпить из чашки кисель. Для этого начинаем разговор о голоде, наливаем в чашку кисель и с жадностью пьем, выражая всем видом удовольствие, после чего сообщаем, что кисель вкусный и прохладный. Тем самым мы убеждаем ребенка поверить, что кисель действительно вкусный и прохладный, чтобы и у него самого возникло желание этот продукт попробовать.

Внушение в данном случае опирается на определенную силу потребности организма утолить чувство голода.

Приведенная ниже схема (рис. 3.10) показывает поведенческий акт, протекающий неосознанно (под влиянием внушения). В этом случае снижается уровень сознательного контроля над своими действиями.

Рис. 3.10. Схема поведенческого акта

Внушение вызывает концентрацию возбуждения в определенном очаге коры головного мозга. В условиях заторможенности всей остальной коры содержание внушенного воздействия приобретает неодолимую силу. Этим объясняется его эффективность (рис. 3.11).

ВНУШЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

1.РЕЧЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ:

Небыстрый темп речи;

Ритмическое повторение;

Наглядное пояснение основной мысли;

Иллюстрация одной и той же мысли разными средствами;

б) интонация:

можно передать много оттенков мысли. В вопросе «Я надеюсь, все понятно?» может быть и утверждение, и сомнение, и радость, и страх, и уверенность;

каждая лишняя доля секунды уже значима.

Это либо ожидание, либо упрек, либо отдых и др.

2.НЕРЕЧЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ:

а)мимика, пантомимика, жесты;

б)действия другого человека;

в)окружающая обстановка.

Одной из важных особенностей мимики является движение и выражение взгляда

ЛИЧНОСТЬ ВНУШАЮЩЕГО:

Его убежденность;

Компетентность;

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:

а)природная, предметная-. комната чистая, прибранная внушает соответствующее поведение;

б)социальная-. присутствие детей, занимающихся рисованием, может внушить желание тоже рисовать

Рис. 3.11. Составляющие внушения

Ребенок, особенно маленький, далеко не всегда может понять и осознать смысл правил и норм поведения. В этих случаях метод внушения является незаменимым: воспитатель создает эмоционально значимую
ситуацию, воздействуя на чувства ребенка. Например, он внушает ребенку то, что человек красив, если выполняет правила поведения.

На основе внушения формируются стереотипы (привычки) поведения. А их глубокое осмысление и понимание наступит позже.

Воздействие на детей должно быть эмоционально насыщенным, внушающим красоту поведения, творчества, живой природы, восхищение ею и любовь к ней.

При помощи слова, интонации, мимики, жестов, действий воспитателя и обстановки, соответствующей эмоционально описываемым образам, достигается нужный результат с помощью внушения, ведь дети по природе своей очень легко поддаются внушению.

Независимо от того выступает ли внушение как самостоятельное средство педагогического воздействия или как компонент убеждения, всегда должен существовать тесный контакт между воспитателем и ребенком.

Внушение может быть прямым и косвенным.

Прямое внушение - воздействие речи с определенным образным смыслом. В жизни требуется совершать некоторые поведенческие акты автоматически, не раздумывая, полностью доверяясь слову-сигналу для этих действий. Примером такого воздействия являются команды, наставления во время игры: «Стой!», «Шагом марш!» и др.

Внушаемое наставление применяется в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, произносимых воспитателем в максимально повелительном тоне. При этом воспитатель выразительно смотрит в глаза ребенку, усиливая внушающее влияние своих слов. Иногда можно предложить малышу закрыть глаза и сосредоточиться на голосе воспитателя. Отдельные словесные формулы ребенок может повторять вслед за воспитателем, например: «Мне нравится рисовать!» и т. п.

Косвенное внушение (опосредованное, через предметы) - осуществляется в виде раскрытия факта (описания какого-либо случая), совершенного другими, в виде примера и т. п.

Бывает целесообразно путем примера большой внушающей силы или с помощью рассказа повлиять на ребенка путем косвенного внушения.

Внушаемость - субъективная готовность подвергаться и подчиняться внушающему воздействию. Внушаемость увеличивается:

¦при снижении возраста ребенка;

¦при снижении критичности сознания, мышления;

¦при снижении самооценки, неуверенности;

¦при повышении эмоциональности, впечатлительности, тревожности;

¦при наличии таких черт характера, как доверчивость, робость, стеснительность;

¦в состоянии расслабленности, утомления;

¦при дефиците времени;

¦при низком уровне компетенции в обсуждаемом вопросе;

¦при «давлении» группы, окружающих.

Уменьшается внушаемость при следующих условиях:

¦взросление;

¦увеличение критичности сознания, мышления;

¦повышение самооценки;

¦наличие уверенности в себе;

¦уменьшение тревожности, впечатлительности;

¦присутствие таких черт характера, как самостоятельность, активность, уверенность;

¦состояние бодрости, активности;

¦состояние стабильности;

¦высокий уровень компетентности в обсуждаемом вопросе;

¦независимость от влияния окружающих.

Воздействие внушения на ребенка облегчается его большой подражательностью.

Подражание направлено на воспроизведение (копирование) индивидом внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Так как детям свойственна очень большая подражательность, воспитатель должен быть особенно внимательным:

¦к своему поведению, манерам, поступкам;

Все это ребенок схватывает интуитивно, как некие особенности психического склада взрослого поведения, а затем все это откладывается в сознании ребенка, и неосознанно лепится его образ поведения.

В реальных человеческих взаимоотношениях убеждение, внушение, подражание взаимосвязаны и переплетены, но ведущую роль играют, конечно, убеждения.

Задание. Дано сообщение: «Под Новый год будет демонстрироваться кинофильм “Карнавальная ночь”». Преобразуйте это сообщение сначала в форму убеждения, а потом в форму внушения.

«“Карнавальная ночь” - хороший кинофильм, так как он не сходит с экрана более полувека. Миллионы зрителей посмотрели этот фильм не по одному разу» - это убеждение.

«Если вы посмотрите этот кинофильм, то вы получите огромное эмоциональное удовольствие. Каждый актер индивидуален своим талантом. Например, образ Огурцова, исполненный актером И. Ильинским...» - это внушение.

Ситуация. Нередко мы слышим, как мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею!» или «Ты говоришь правильно, молодец!». А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят!», «Да что ты понимаешь, вот научишься, тогда поймешь!».

В чем принципиальное различие в общении мам со своими детьми?

Решение. Одни матери как бы вселяют в ребенка уверенность в своих силах («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют его взрослению, создают у него активную жизненную позицию, помогают самоутвердиться.

Другие же матери, наоборот, способствуют появлению у своего ребенка неуверенности в себе («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я - плохой!»). У таких детей формируется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму.

Ситуация. Ограничения, запреты и бесчисленные «нельзя» нередко входят в арсенал отдельных матерей при воспитании своих детей. Это позволяет им контролировать своего ребенка, управлять им.

*} Как такое поведение матери будет сказываться на развитии

саморегуляции самого малыша?

Решение. Ограничения и запреты тормозят развитие саморегуляции ребенка, так как заставляют его всегда держать взаимосвязь с матерью, постоянно решать, что можно делать, а что нельзя. Ребенок подчиняется указаниям матери, верит ей, но при этом оказывается совершенно несамостоятельным. В такой регуляции своего поведения ребенок будет нуждаться еще длительное время. Только предлагая своему ребенку свободу, мать может программировать необходимость опоры на свои силы, на собственную самостоятельность. Именно при таких условиях у ребенка возникает и развивается способность быть самим собой и строить собственную жизнь по своему желанию, и именно такое поведение матери формирует у него систему самоконтроля, саморегуляции и разумной самодисциплины. Воспитание как способ управления ребенком превращается в самовоспитание, в самосовершенствование.

Ситуация. Мамы, заботящиеся о физическом воспитании своих детей, привели их на физкультурные занятия. Но в обращении их к своим детям можно заметить существенные различия. Одна мама, обращаясь к сыну Саше, сказала: «Можешь ходить без шапки, но когда станет совсем холодно, надень капюшон». А вот мама Славика постоянно твердила: «Отойди от форточки, тебя продует, заболеешь», «Ты бледный, не заболел ли?», «Ты у меня слабенький, отдохни».

В чем принципиальное различие обращений этих мам к своим

Решение. Прежде всего, мамы своими высказываниями программируют поведение своих детей. Чаще всего происходит это неосознанно и зависит от тех норм, которые были установлены в семьях, в которых росли мамы.

Мама Саши, опираясь на адекватность ребенка, программирует развитие его активности: «Действуй, защищайся сам!». Физическое воспитание - это не только выполнение физических упражнений, а еще и психологический настрой на здоровый образ жизни, на развитие самоощущений.

Мама Славика изначально оценивает своего сына как неспособного к самозащите. Она закладывает в его сознание пассивность, слабость: «Ты у меня слабенький - отдохни», «Не заболел ли ты?». Она не настраивает своего сына на успехи при выполнении физических упражнений, которые так необходимы в жизни. А содержание и интонация обращения мамы только предопределяют стиль поведения ее ребенка в будущем и провоцируют вероятность его слабого физического развития.

ИНСТРУКЦИЯ

АВАНСИРОВАНИЕ

ПЕРСОНАЛЬНАЯ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ

УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ

«Ничего страшного... Бывает, что люди боятся...» «Ты же помнишь, что...»

«У тебя получится...»

«Только у тебя и может получиться., «Нам это так нужно для...»

«Вот эта часть у тебя замечательна!»

Рис. 3.12. Ситуация успеха и ее создание

Внушение осуществляется легче, если вы постараетесь присоединиться к ребенку. Например, мама должна приравнять себя к ребенку, сделаться похожим на него. Чтобы сделать это, ей следует:

¦принять ту же позу, движения, жесты, что и ребенок;

¦настроить ритм своего дыхания соответственно ритму дыхания ребенка;

¦взять правую руку ребенка, которому что-то внушают, то есть сделать особый жест, порождающий доверие и симпатию (правая рука связана больше чем на 1/4 с головным мозгом); такой контакт равнозначен непосредственно влиянию на сознание и подсознание, а потому, держа ребенка за руку, маме легко удерживать его внимание;

¦«нарисовать» эмоционально яркие воображаемые картины ребенку.

Территория - это зона, или пространство, которое человек расценивает как свой личный. Он как бы является продолжением ее тела. У каждого человека есть своя личная территория. Это зона, которая существует вокруг ее имущества - дом и сад, огороженный плетнем, салон автомобиля, спальня, любимое кресло и воздушное пространство вокруг тела.

Воздушное пространство человека ("воздушный колпак") зависит от густоты населения, где выросла человек; определяется культурной средой, социальным статусом личности.

Исследованиями установлено, что радиус воздушного пространства вокруг человека среднего класса развитых цивилизованных стран практически одинаков.

Его можно разделить на четыре основные зоны:

Интимная зона (от 15 до 45 см).

Это самая основная из всех зон. ее человек воспринимает как личную собственность. Только близким людям разрешено в нее входить. Ими могут быть родители, дети, то есть члены семьи, близкие друзья и родственники. Во внутреннюю зону (ближе 15 см) можно входить только во время физического контакта. Это наиболее интимная зона.

Личная зона (от 46 см до 1,22 м).

На таком расстоянии от других мы находимся на вечеринках, официальных приемах, дружеских встречах или на работе.

Социальная зона (от 1,22 до 3,6 м).

Если мы встречаемся с посторонними лицами, то хотим, чтобы они держались именно на таком расстоянии от нас. Нам не нравится, когда сантехник, столяр, почтальонша, новый коллега или просто малознакомый человек подходит к нам на более близкое расстояние.

Публичная зона (более 3,6 м).

Если вы обращаетесь к группе людей, то такое расстояние для нас является наиболее оптимальной.

Если вы дружно обнімаєте человека, с которым только что познакомились, и она внешне улыбается, проявляя к вам симпатию, в глубине души она может чувствовать себя отрицательно, но не хочет вас обидеть.

Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя комфортно в вашей компании, держите дистанцию. Это золотое правило. Чем ближе ваши отношения, тем ближе вы можете подходить.

В общественном транспорте, на массовых мероприятиях, в местах большого скопления народа человек подчиняется неписаным правилам, в результате чего она просто не реагирует на других, на их вторжение в интимную зону.

Другая ситуация складывается во время митинга, в толпе, где люди объединены общей целью. По мере того, как плотность толпы увеличивается, личностное пространство уменьшается, у людей возникает чувство враждебности и агрессивности. Это хорошо известно милиции, которая всегда стремится разбить толпа на небольшие группы. Получая личностное пространство, человек делается спокойнее.

Следователи часто используют технику вторжения в личностное пространство, чтобы сломить сопротивление подозреваемого во время допроса.

Управленцы также используют этот подход, чтобы получить информацию от подчиненных, которые по определенным причинам ее скрывают.

Но если до такого подхода удается продавец, то он делает очень грубую ошибку.

Как говорил В. Швебель: "Взаимное уважение возникает только тогда, когда проведены границы и к ним относятся с уважением...".

Охрана личностных пространственных зон является одним из основных принципов бессловесного общения.

Стремление сохранить значительную дистанцию - признак недостаточной уверенности в себе, повышенная тревожность. И наоборот - спокойная, уверенная в себе человек меньше заботится неприкосновенностью "своих границ". Человек напористый, агрессивный, сильная стремится к буквальному расширения своих границ: об этом свидетельствуют, например, извлеченные ли широко расставленные ноги, широкие жесты, будто случайно касаются людей или предметов, которые стоят рядом.

Для людей, склонных к агрессии, характерная обостренная чувствительность к нарушению личностного пространства (учитывая, что он уже достаточно расширенным).

Такие выводы были сделаны в результате соответствующих исследований и психологических экспериментов.

Известно, например, что оратор часто уменьшает дистанцию общения, чтобы создать эффект доверия у слушателей, обеспечить большую "открытость" общения.

Результатом наблюдений есть еще один вывод: людям не нравится иметь за спиной неконтролируемый пространство. Поэтому, чтобы чувствовать себя комфортно в любой ситуации, старайтесь занять такое положение, чтобы не чувствовать спиной пустоту. Если вы позволите собеседнику занять такое же "безопасное" положение, вы избавите его неосознанных не-удобств.

По данным эстонского исследователя М. Хейдеметса, если лейтмотивом общения является соперничество, то люди садятся напротив друг друга, а если кооперация - то рядом.

То есть, за позой партнера по общению, дистанцией, на которой он находится, можно достаточно точно оценить его настроение и намерения.