Подводник 1 александр маринеско. Подводник с душой корсара. Подлинная история Александра Маринеско. Судимость и приступы эпилепсии

Мирослав Эдуардович Морозов, Александр Григорьевич Свисюк, Виктор Николаевич Иващенко

Подводник № 1 Александр Маринеско

Документальный портрет

Посвящается 100-летию со дня рождения А. И. Маринеско

В газете «Красный Черноморец» в одной из статей было сказано, что на крейсер «Коминтерн» было сброшено больше 1000 бомб, в другой статье той же газеты, помещенной на 2 дня позже, уже говорилось «около 2000 бомб», и оба эти сообщения были неверными.

Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс.

Из директивы заместителя наркома ВМФ СССР и начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2-го ранга И. В. Рогова

Предисловие

2013 год был ознаменован целым рядом круглых военно-исторических дат. Не остались незамеченными среди них 100-летие со дня рождения и 50-летие со дня смерти Александра Ивановича Маринеско – фигуры поистине легендарной, за которой уже давно закрепился титул «подводника № 1» отечественного ВМФ.

Любовь и вера, как правило, не имеют четко выраженных причин и объяснений – они в них просто не нуждаются. Обратной стороной этого нелогичного, но весьма распространенного подхода является создание образа предмета поклонения. Традиционно такой образ вмещает большую часть палитры человеческих добродетелей, а недостатки, если они вообще есть, представляются весьма несущественными, и их показ, как правило, преследует лишь цель очеловечить созданный образ.

При всей распространенности подобного алгоритма создания портретов народных героев, он содержит один существенный недостаток: такой образ не выдерживает столкновения с действительностью. Ведь публикация небольшой подборки или даже одного реального документа о человеке может в корне перевернуть представление общества о нем. После такого нередко возникают вопросы: кто, когда, а главное, зачем «произвел» данного субъекта в герои?

Из вышеизложенного можно вынести лишь один урок: героем следует признавать только того, о ком известно достаточно много, и не только по устным рассказам, но и из документов, того, кто в самом деле, а не по легендам совершал поступки достойные подражания и не совершал достойных осуждения. Только такой подход может уберечь общество, и в особенности наше подрастающее поколение, от негативного резонанса, который неизбежно возникает после каждого развенчания кумира. Альтернативный подход – сокрытие и искажение правды, – какими благими намерениями они бы ни объяснялись, в век информационных технологий не решает, а лишь оттягивает решение проблемы, не говоря уже о том, что в контексте военно-патриотического воспитания он безнравствен и потому совершенно недопустим.

Именно с целью восстановления исторической правды о легендарном человеке и был задуман настоящий сборник. Он содержит 144 документа, освещающих боевой и жизненный путь А. И. Маринеско, а также борьбу за посмертное присвоение ему звания Героя Советского Союза. Помимо этого на основе представленных материалов, большинство из которых публикуется впервые, авторы-составители попытались на частном примере воссоздать картину того, как жил и воевал советский подводный флот накануне и в годы Великой Отечественной войны. Мы не переоцениваем результаты своего труда и понимаем некоторую однобокость подобного подхода – недаром существует выражение «сухой язык документов», но все же считаем его лучшим из возможных.

Авторы выражают надежду, что настоящий сборник вызовет живой интерес и окажется полезным не только для профессиональных историков, но и для офицеров и матросов российского ВМФ, ветеранов и всех тех, кто интересуется историей отечественного флота в 30-40-х гг. минувшего века.

Документы в сборнике располагаются в проблемно-хронологическом порядке. Документы о боевых походах приводятся в следующей последовательности: боевое донесение командира подводной лодки (А. И. Маринеско), заключения вышестоящих начальников (в случае их отсутствия – выписки из отчетов о действиях эшелонов подводных лодок), выписки из квартальных отчетов бригад подлодок и заключения штаба КБФ по ним, различные документы, иллюстрирующие боевые столкновения, имевшие место в течение похода, документы противника по этим столкновениям, политдокументы о походе, представления к наградам по результатам похода.

Археографическая обработка выполнена в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к изданиям военно-исторических документов. В текстах документов сохранены все стилистические особенности, сокращенные названия и условные обозначения должностей, учреждений, войсковых частей, а также терминов, присущих военно-морской специфике. Грамматические ошибки, имеющиеся в ряде документов, исправлены без дополнительных оговорок. В научно-справочный аппарат сборника включены: предисловие, примечания по тексту в подстрочнике, приложения и список сокращений.

Авторы-составители сборника выражают искреннюю признательность за помощь в работе В. В. Абатурову, И. В. Борисенко, О. А. Балашову, В. И. Жуматию, А. Я. Кузнецову, Р. В. Кузнецовой, К. Л. Кулагину, С. А. Липатову, В. Д. Овчинникову, А. Н. Одайнику, О. Н. Ольховатскому, В. В. Павловскому, С. В. Патянину, П. В. Петрову, И. В. Щетину.

В этом материале мы попытаемся максимально объективно, отбросив все то, что сейчас говорят и пишут об А. И. Маринеско, нарисовать образ народного героя таким, каким он нам представляется из документов. При этом мы в своей реконструкции, не претендующей никоим образом на истину в последней инстанции, исходили из той очевидной мысли, что героями не рождаются, а становятся в силу особенностей характера и воспитания, а также возникновения определенных обстоятельств, требующих героических поступков. А значит, для изучения феномена героизма и получения максимально объективного результата не может быть никаких запретных тем и заведомо недопустимых гипотез. Тем, кто считает, что авторам негоже навязывать свое мнение до ознакомления с материалом, рекомендуем пропустить данную часть и вернуться к ней позже, после ознакомления с документами.

Детство и юность А. И. Маринеско не дают оснований выделить его из десятков или даже сотен тысяч молодых людей, родившихся и выросших в приморских городах и являвшихся естественной средой пополнения кадров торгового и военного флотов. По признанию самого Александра Ивановича, «революционные традиции» его семьи, да и сама атмосфера южного портового города заставляла будущего «подводника № 1» отдавать предпочтение службе на торговых, а не военных судах. Таким образом, выбор в качестве учебного заведения Морского техникума Одессы представляется вполне закономерным. Призыв Маринеско на обязательную для всех трудящихся военную службу совпал с развертыванием в СССР массового строительства подводных лодок. Поэтому нет ничего удивительного и в том, что 20-летний молодой человек с техникумом за плечами был поставлен в строй не рядовым краснофлотцем или красноармейцем, а зачислен для обучения на Специальные классы командного состава ВМС РККА. Решение это было принято не добровольно, а, как указал в автобиографии сам Александр Иванович, «по мобилизации ЦК ВКП(б)».

По свидетельству писателя А. Крона, близко общавшегося с Маринеско, некоторые аспекты начавшейся военной службы сильно тяготили будущего героя . Не изменилось их восприятие и впоследствии, даже несмотря на то, что Александр Иванович стал командиром военного корабля и теперь сам должен был требовать соблюдения дисциплины подчиненными как в море, так и на берегу. О своем отношении к воинскому порядку довольно откровенно, а значит, с осознанием собственной правоты, он говорил писателю в начале 60-х гг. Не эти ли мотивы и черты характера обусловили поведение Маринеско в промежутках между боевыми походами в годы войны и, в особенности, в период базирования на порты Финляндии в 1944–1945 гг.? Впрочем, не станем забегать вперед, хотя это признание представляется весьма важным для раскрытия логики последующих событий.

Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке Осокин Александр Николаевич

Александр Маринеско – советский Подводник № 1

Родился 2(15) января 1913 г. в Одессе. Плавал матросом на судах пароходства. В 1933 г. окончил Одесский морской техникум и плавал помощником капитана на пароходе «Красный флот». Однажды осенью того же года, когда Маринеско стоял на вахте, в районе Скадовска произошел случай, круто изменивший его судьбу. Маринеско обнаружил на горизонте точку, оказавшуюся терпящим бедствие торпедным катером, на котором находилось высокое военно-морское начальство. За это он получил благодарность командующего Черноморским флотом и месячный оклад от пароходства. Через несколько дней после этого он был призван на флот и по окончании годичных курсов комсостава РККФ в ноябре 1934 г. назначен командиром БЧ-1-4 на подлодку типа «Щ» Балтийского флота. 16 июля 1938 г. лейтенанта А. Маринеско по неизвестной причине увольняют с флота (причиной увольнения, скорее всего, послужили аресты, возможно, спасенного им в 1933 г. командования Черноморского флота: комфлота И. К. Кожанова – 5.10. 37 г. и начштаба флота К. И. Душенова, в момент ареста – 22.5.38 г. – командующего Северным флотом). Однако через три недели, 7 августа, Маринеско восстанавливают на службе, а в ноябре ему присваивают звание старшего лейтенанта. Он становится помощником командира подводной лодки, а через полгода командиром подводной лодки-«малютки» М-96, на которой в звании капитан-лейтенанта встречает войну. За потопление в августе 1942 г. немецкого транспорта «Хелена» (7 000 т) А. Маринеско был награжден орденом Ленина. Осенью 1942 г. М-96 совершает новый поход и высаживает в глубоком тылу врага диверсионную группу. В конце того же года Маринеско присваивают звание капитана 3-го ранга. 14 апреля 1943 г. его назначают командиром средней подлодки С-13. В октябре – ноябре 1944 г. С-13 под его командой совершает боевой поход, в котором топит немецкий транспорт «Зигфрид» (5 000 т), за что Маринеско получает орден Красного Знамени. 22 декабря 1944 г. С-13 возвратилась на базу в Ханко после докового ремонта в Хельсинки для подготовки к боевому походу в южную часть Балтийского моря. 11 января (по некоторым источникам, 9 января) 1945 г. С-13 под командой Маринеско выходит из Ханко в боевой поход и 30 января в Данцигской бухте тремя торпедами отправляет на дно немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» (24 500 т), а 10 февраля двумя торпедами топит транспорт «Генерал фон Штойбен»(14 660 т) и 15 февраля возвращается на базу в Турку, получив на это приказ командования (якобы в связи с тем, что туда перебазировался дивизион подводных лодок).

На этом месте я прерываю на время краткий рассказ о судьбе А. И. Маринеско, с тем чтобы подробнее рассказать об обстоятельствах, предшествовавших выходу С-13 в море в январский поход, ибо это поможет понять суть события, происшедшего 30 января 1945 г.

С-13 должна была выйти в поход в первых числах января. Однако ее командир А. Маринеско, отправившийся с разрешения начальства в увольнение, якобы оказался в городе Турку (60 км морем или гораздо больше по железной дороге, к тому же по ней прямого сообщения не было и надо было ехать с пересадкой), встретил там новый 1945 год в ресторане гостиницы (по одним сведениям – с врачом своей лодки, по другим – с капитаном 3-го ранга П. Лобановым) и остался там ночевать, проведя ночь с ее хозяйкой – молодой шведкой. По непонятным причинам название этой гостиницы по сей день не указывается, хорошо если этим оберегается честь ее хозяйки, однако возможен и другой вариант – вдруг оказалось бы, что в то время хозяйкой была 75-летняя старушка либо мужчина-холостяк. Это могло бы сильно подорвать веру в красивую легенду о причине задержки выхода в поход подлодки С-13.

Интересно и то, что хотя Маринеско явился на лодку из новогоднего увольнения, опоздав всего на несколько часов, С-13 вышла в поход лишь через много дней после этого – 11 января 1945 г. (9 января – по другим источникам). Одно из возможных объяснений задержки дает автор единственного появившегося за последние 60 лет зарубежного исследования о Великой Отечественной войне на море швейцарский историк Ю. Майстер:

«3 января в районе мыса Брюстерорт миноносец Т-3 (немецких ВМС. – А. О. ) таранил советскую подводную лодку “С-13”. Однако эта подводная лодка, видимо, не затонула, так как в феврале она находилась в Финляндии».

Что это означает, непонятно – то ли просто выдумка, то ли столкновение действительно имело место, но не с С-13, а с другой подлодкой (например, с С-4, о чем будет сказано ниже), то ли это действительно была С-13, и задержка ее выхода в боевой поход до 11 января была вызвана необходимостью проведения срочного ремонта именно после этого столкновения, то ли так объяснили задержку выхода С-13 в море после того, как советскому командованию стало известно о задержке выхода в море «Густлоффа», который, по моему мнению, был вполне конкретной целью этого похода.

Хотя возможно, что такая длительная задержка произошла из-за проводимой СМЕРШем серьезнейшей проверки обстоятельств, приведших к опозданию Маринеско на С-13 после встречи Нового года – ведь на территории иностранного государства командир советского боевого корабля, который готовится к выполнению важного задания, вступил в несанкционированный, да еще и интимный контакт с иностранкой, к тому же владеющей русским языком!.. По тем временам такой проступок явно тянул на военный трибунал (недаром же есть сообщения, о том, что спутник Маринеско капитан 3-го ранга Петр Лобанов за ту же самую встречу Нового года угодил в штрафбат). Не очень понятно другое. Если из-за этой длительной проверки единственная на Балтике советская подлодка такого класса, способная быстро оказаться на другом конце моря (и не давать немецким транспортам подвозить в Восточную Пруссию и Померанию войска и важнейшие грузы, осуществлять эвакуацию нацистской администрации, спецслужб, архивов и награбленных за войну ценностей, а также перебрасывать на Запад части для обороны Берлина), столь долго простояла у пирса, значит, все эти восемь или десять дней немцы самым успешным образом могли осуществлять указанные морские перевозки. Более того, даже выйдя 13 января 1945 г. на исходные рубежи боевого дежурства (что зафиксировал радист С-13 М. И. Коробейник в своем дневнике: «13 января стою на радиовахте. Передал сообщение о занятии позиции в Данцигской бухте»), подлодка под командой Маринеско целых семнадцать дней никого не атаковала, несмотря на интенсивнейшее движение в этом районе немецких транспортов.

Из этого следует, что командиру С-13 в этом походе наверняка была заранее указана позиция – вход в Данцигскую бухту и, весьма вероятно, даже конкретная цель для атаки – лайнер «Вильгельм Густлофф». Тогда вполне можно предположить, что советское командование заранее знало время выхода «Густлоффа», но оно внезапно изменилось, и надо было найти какой-то конкретный повод для задержки С-13 на базе, чтобы при этом никоим образом не раскрыть связь с источником этой сверхсекретной информации и не дать немецким спецслужбам зацепку для его раскрытия. Поэтому, зная лихой и непредсказуемый характер Маринеско, его могли всего лишь отпустить в новогоднее увольнение, а уж далее по его вине произошло все то, что было нужно для обоснования задержки С-13 на базе. Хотя, если вдуматься, сам факт выдачи разрешения на увольнение в военное время командиру корабля, который готовится к боевому походу, кажется не менее странным и даже диким, чем его несвоевременное возвращение, приведшее к задержке выхода подлодки в море.

Не исключено, что командование или СМЕРШ предложили Маринеско разыграть вариант, объясняющий опоздание из увольнения «гусарским загулом» в новогоднюю ночь. Естественно, при этом ему было приказано держать все это в абсолютной тайне, как и истинную «особую» цель предстоящего похода С-13, возможно, сформулированную как уничтожение находившихся на борту «Густлоффа» 3 000 немецких подводников. Не исключено, что с Маринеско даже была взята подписка о неразглашении всего вышеизложенного, которую он, несмотря на все невзгоды своей последующей жизни, так никогда и не нарушил. Возможно, что ему даже была обещана награда – при условии успешного выполнения задания – присвоение звания Героя Советского Союза, которое он получил почти через тридцать лет после своей смерти. Естественно, что, вернувшись из похода, полностью выполнив все, что ему не просто приказывали, а о чем его убедительно просили, он мог рассчитывать на выполнение обязательств и со стороны командования и был крайне возмущен тем, что даже никаких признаков тому нет. Началось все с того, что в условленном месте лодку не встретил ледокол с лоцманом для проводки ее через шхеры и ледяные поля. Зато на обратном пути ее поджидала засада.

Следует также отметить, что по какой-то причине в этот поход на C-13 в роли замполита отправился сотрудник то ли Главного политуправления ВМФ, то ли спецслужб – НКВД, СМЕРШа или ГРУ. Рулевой С-13 Г. Зеленцов в своих воспоминаниях пишет:

Спустя неделю (то есть в последний момент перед выходом в поход. – А. О. ) на лодку прислали представителя Главного политуправления Бориса Сергеевича Крылова для строгой опеки в предстоящем боевом походе провинившейся команды… Все у нас сразу же догадались, что это за «опекун», и относились к нему с подозрением.

В. Геманов утверждает, что Крылов был работником политотдела бригады ПЛ, «исполнявший в походе обязанности замполита» .

На мой взгляд, у Крылова была одна-единственная задача – держать радиосвязь с разведотделом флота и на боевой позиции дать указание Маринеско о том, какая конкретная цель должна быть уничтожена любой ценой (именно лайнер «Вильгельм Густлофф»), и, возможно, выполнить еще одну спецфункцию в момент атаки, о чем будет сказано ниже.

Когда мне в начале 2006 г. прислали из Санкт-Петербурга книгу Александра Крона «Капитан дальнего плавания», изданную в 1984 г., я был очень удивлен тем, что эпизод встречи на базе в Турку подлодки С-13 после январского похода 1945 г. был описан совершенно не так, как он отложился у меня в памяти после прочтения в 1983 г. этой повести, напечатанной в журнале «Новый мир». В книге ее встречал командир дивизиона подводных лодок А. Орел, который «сойдя на лед, крепко обнял Маринеско», а потом «был и банкет с традиционными жареными поросятами, и дружеские объятья, и многозначительные намеки на предстоящие высокие награды».

В моей же памяти сохранились связанные с этим возвращением невероятные события, о которых 22 года назад я прочитал в журнальном варианте повести А. Крона. Там говорилось, что когда С-13 подошла к пирсу порта Турку, ее команде, вопреки традиции, не только не поднесли жареных поросят, числом, равным количеству потопленных в походе кораблей противника, но подлодку вообще никто не встречал, и оскорбленный А. И. Маринеско дал команду на погружение, положил лодку на грунт рядом с пирсом, после чего приказал выдать команде алкоголь и объявил праздник в честь боевого успеха в походе. Потом с пирса к лодке неоднократно спускали водолаза, который гаечным ключом выстукивал по обшивке приказ командования о немедленном всплытии, на что получал краткие и резкие ответы стуком изнутри. Когда же лодка наконец всплыла и пришвартовалась, начались серьезные разборки с участием командования, политотдела и СМЕРШа. Однако, несмотря ни на что, учитывая уникальные боевые результаты январского похода С-13, ни ее командира, ни членов команды к ответственности привлекать не стали, но награды снизили на несколько категорий: так, А. Маринеско вместо звезды Героя получил орден Боевого Красного Знамени.

Я обратился в редакцию «Нового мира», где мне любезно предоставили второй номер этого журнала за 1983 г. Оказалось, что журнальный вариант отличался от книжного одним-единственным словом: в журнале командир дивизиона подлодок А. Орел встречал вернувшуюся из похода С-13 на тральщике , а в книге – на ледоколе (значение этой разницы я понял позднее, о чем еще расскажу).

Неожиданно для меня в журнальном варианте повести А. Крона не было слов о том, что геройскую лодку никто не встретил и Маринеско в знак протеста дал команду положить С-13 на грунт возле пирса. И тогда я вспомнил, что об этом мне рассказывал Борис Александрович Краснов – капитан 2-го ранга запаса и бывший командир подводной лодки, который некоторое время работал помощником директора нашего института по соцбытовым вопросам. Я давал ему почитать журнал «Новый мир» с публикацией о Маринеско, и он-то и сообщил мне, что встреча С-13 на базе описана в журнале неправильно, и в общих чертах изложил историю о погружении подлодки у пирса, после того как ее никто не встретил. Он утверждал, что слышал эту историю лично из уст командира подлодки С-13 А. И. Маринеско.

Как рассказал Борис Александрович, в самом конце 50-х – начале 60-х годов в Кронштадте начались встречи подводников Балтики – участников Великой Отечественной войны. Во время этих встреч им разрешали бывать на борту современных подводных лодок, в том числе на подлодке, где служил сам Краснов. На двух таких встречах присутствовал А. И. Маринеско, при этом он неоднократно заходил в гости в каюту Бориса Александровича. Краснов открывал сейф, извлекал емкость со спиртом, разливал его по стаканам. Однако, чокнувшись, Маринеско свой стакан не опрокидывал, а расстегивал пиджак и рубашку, доставал из кармана стеклянную воронку, вставлял ее в какое-то отверстие в животе и вливал свою порцию спирта через эту воронку (у него к этому времени была удалена часть пищевода). После этого начинались воспоминания и долгие разговоры о войне. Однажды Маринеско и рассказал о том, как встречали подлодку С-13 после январского похода, и о том, как ее экипаж на дне возле пирса отпраздновал свое возвращение и свой боевой успех – потопление в этом походе двух кораблей, одним из которых был «Вильгельм Густлофф». Как спускали водолаза, который отстукивал разводным ключом по борту лодки морзянкой приказы командира дивизиона подводных лодок Орла, а затем командира бригады Верховского, и что приказывал радисту отстучать в ответ лихой Маринеско, пока команда С-13 праздновала свои победы.

Поэтому после получения книги А. Крона из Петербурга я понял, что надо немедленно связаться с Б. А. Красновым и уточнить ряд деталей, не представлявших для меня большого интереса в 1983 г., но ставших чрезвычайно важными сейчас. Однако когда я с большим трудом разыскал его домашний телефон и позвонил, женский голос (принадлежавший, скорее всего, его жене) сообщил печальную новость: Борис Александрович Краснов умер 26 сентября 2005 г.

Должен отметить, что факт существования этой версии возвращения С-13 на базу после январского похода мне подтвердил и бывший подводник контр-адмирал О. В. Кустов, сказав, что неоднократно слышал ее на флоте. В той или иной степени ее подтвердили еще несколько подводников, в том числе один ветеран – офицер-подводник Балтийского флота со времен Великой Отечественной войны. Даже в Музее истории подводного флота им. А. И. Маринеско (в Санкт-Петербурге) мне сказали, что такая версия есть, хотя вполне возможно, что в ней имеется в виду празднование на грунте экипажем С-13 Дня Победы 9 мая, заставшего подлодку в ее последнем боевом походе.

В одном из самых последних объемных материалов об А. И. Маринеско «Подводный ас», опубликованном в семи номерах газеты «Московская правда» в марте 2006 г. , журналистка Берта Бухарина подробно изложила свою беседу с единственным живущим в Москве членом экипажа легендарной подлодки С-13, помощником акустика, участником «атаки века» капитан-лейтенантом в отставке С. А. Звездовым. В публикации этой газеты за 14 марта 2006 г. сказано:

Среди баек о Маринеско есть и такая. Якобы недовольный тем, как на берегу встретили лодку, вернувшуюся из похода, командир отдал команду на погружение прямо у пирса. И экипаж целые сутки отмечал победу в лодке, несмотря на попытки командования до него достучаться.

Фактически это почти слово в слово повторенный рассказ Б. A. Краснова, который, однако, слышал его не как чью-то байку, а из уст самого А. И. Маринеско. Причем предположить, что таким образом экипаж С-13 после возвращения на базу праздновал победу над Германией невозможно, ибо в День Победы подлодка совершала свой последний боевой поход (20 апреля – 23 мая 1945 г.) и на ее борту находился в странной роли то ли наставника, то ли контролера начальник подводных сил Балтфлота контрадмирал Стеценко, который подобного никогда не допустил бы. Так что вполне возможно, что такой немыслимый в условиях военного времени случай – и протест экипажа военного корабля, и неоднократный отказ командира лодки выполнить приказ командования, и создание помехи для нормальной работы причала – действительно имел место, и, скорее всего, это было после возвращения С-13 из январского похода 1945 г.

На мой взгляд, именно этот невероятный эпизод и стал причиной всех последующих неприятностей А. И. Маринеско и гонений на него, начиная с замены звезды Героя Советского Союза на орден Красного Знамени.

Осталось только понять, из-за чего же он, капитан 3-го ранга, профессионал и настоящий командир, подверг себя и свой экипаж такому риску? Вряд ли только из-за отсутствия на пирсе восторженной толпы, командования и традиционных жареных поросят. Должна быть тут гораздо более серьезная причина. Попробуем ее выяснить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Войска спецназначения во второй мировой войне автора Ненахов Юрий Юрьевич

Глава 3. Советский Союз

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Тайна начала войны – концы в воду! (А. Маринеско и Э. Кох) Почему-то к открытиям ведут две, казалось бы, совершенно разные дороги.Первая прокладывается там, где работа идет давно и многое очень хорошо известно. Она как тоннель, трасса которого заранее намечена, и

Из книги 1001 Смерть автора Лаврин Александр Павлович

Почему С-13 под командой Маринеско воевала до 23 мая 1945 года? Январский поход не был последним походом подлодки С-13 под командованием Маринеско в Великой Отечественной войне.В свой последний боевой поход С-13 вышла 20 апреля 1945 г. и вернулась из него лишь 23 мая. В «Истории КПЛ

Из книги Авианосцы, том 2 автора Полмар Норман

Россия и Советский Союз По части убийц Россия никогда не отставала от своих соседей как на Западе, так и на Востоке. Мне, русскому человеку, горько говорить об этом, но такое положение вещей не значит, что русский народ склонен к антихристианским деяниям. Напротив. Вспомним

Из книги Величайшие танковые командиры автора Форти Джордж

Советский флот Среди главных морских держав ХХ века только Россия не предпринимала серьезных усилий, чтобы создать авианосец. Как ни странно, в свое время именно Россия была мировым лидером в области морской авиации. Царская Россия имела около 50 морских самолетов, в

Из книги Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918 - 1939 гг. автора Мельтюхов Михаил Иванович

Советский рывок Советский Союз до начала выполнения первого пятилетнего плана в 1929 не выказывал особого интереса к танкам. До этого основным советским танком был «Русский Рено», являвшийся простой копией французского FT-17. Джон Милсом в книге «Русские танки 1900–1970»

Из книги Рабы свободы: Документальные повести автора Шенталинский Виталий Александрович

В Советский Союз Тем временем еще 1 октября Политбюро ЦК ВКП(б) приняло программу советизации Западной Украины и Западной Белоруссии. Было решено созвать Украинское и Белорусское народные собрания во Львове и Белостоке, которые должны были: «1) Утвердить передачу

Из книги В глубинах полярных морей автора Колышкин Иван Александрович

Советский Аввакум А перед этим был звонок из КГБ:- Приезжайте! Поздравляем вас, там есть стихи…Речь шла о следственном деле поэта Николая Клюева, арестованного более полувека назад. Его имя стояло одним из первых в том списке-запросе, который я подал на Лубянку с

Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий Александрович

Советский характер В 8 часов утра 25 июля над Екатерининской гаванью торжественно прозвучала медь оркестров. На палубах кораблей замерли шеренги моряков в праздничном обмундировании, при всех орденах и медалях. Корабли оделись флагами расцвечивания.Северный флот

Из книги Три цвета знамени. Генералы и комиссары. 1914–1921 автора Иконников-Галицкий Анджей

От матроса Железняка до капитана Маринеско Для продолжения экскурсии мы должны прежде всего вернуться на улицу Гоголя и снова присмотреться к дому № 14. Дом стоит очень выигрышно – точно по оси улицы, которой возвращено историческое название «Сабанеев мост» (улица

Из книги Пулеметы России. Шквальный огонь автора Федосеев Семён Леонидович

Советский генерал Через восемь месяцев Бонч-Бруевич станет одним из первых генералов, перешедших на службу советской власти. За это его возненавидят многие бывшие сослуживцы, оказавшиеся в стане белых. Эмигранты в своих воспоминаниях будут ругать его на чем свет стоит:

Из книги Фашистская Европа автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

СОВЕТСКИЙ РУЧНОЙ ПУЛЕМЕТ Заместитель начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевский так освещал роль пулеметов в групповой тактике в 1925 г.: «Встал вопрос о том, чтобы центр тяжести огневого состязания снять со станкового и переместить на ручной пулемет… Сила огня не

Из книги Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи автора Раку Марина

8. Советский союз «Фронт литовских активистов», «Крест Перкунаса», ОУН…В 1941 г. на нашу страну напала не Германия. На СССР обрушилась фашистская Европа! Это было именно так. К данному времени почти вся Европа стала фашистской. Или сочувствующей фашистам. Посудите сами.

Из книги Берия без лжи. Кто должен каяться? автора Цквитария Заза

IV.9. С «Камаринской» – за советский симфонизм Если вдуматься, возникновение монографии о сочинении, во много раз превосходящей масштабы этого сочинения, выглядит некоторым парадоксом. И проблема объема в этом случае волнует автора не меньше, чем читателя: Естествен

Из книги Foot’Больные люди. Маленькие истории большого спорта автора Казаков Илья Аркадьевич

Советский двойник Кроме чисто разведывательной деятельности не менее трудным был вопрос подбора кадров. В первую очередь обратились к первым физикам Союза Абраму Иоффе и Петру Капице. Они предложили ученика Игоря Курчатова, который и стал руководителем проекта. Молотов

Из книги автора

Советский гимн Когда в Москве выходил еженедельник «Спорт день за днем», еженедельные летучки проходили в узбекском ресторане на Серпуховской. Там было удобно: метро в двух шагах, а сразу за ресторанчиком – «Республика». Я по своей давней привычке приезжал минут за

Санкт-Петербург: Пушкинский Фонд, 1999. - 21 с.

Маринеско был жестокий, агрессивный командир...

Эти страницы являются дополнительной главой к книге "Секреты Балтийского подплава"

Александр Маринеско - народный герой.

Народ сам избрал его в герои, и такое звание никому не отнять.

Штурман в торговом флоте, затем командир подводной лодки, герой войны - неправедно гонимый начальством, разжалованный, изгнанный с флота, затем несправедливо осужденный зек, Маринеско прожил всего пятьдесят лет и умер в 1963 году после тяжёлой болезни.

В 59-м году на первом сборе ветеранов-подводников в Кронштадте было выяснено, что по тоннажу потопленных вражеских судов первое место принадлежит Александру Маринеско.

Участник боёв на Балтике, бывший командир лодки, командир дивизиона подводных лодок, военный историк капитан 1 ранга В. А. Полещук писал в 75-м году: "За один боевой поход Маринеско уничтожил около 10 тыс. фашистов, - по существу, отправил на дно Балтики целую дивизию. Общий тоннаж потопленных капитаном 3 ранга А. И. Маринеско кораблей составил 52144 брт. По тоннажу потопленных судов противника Маринеско принадлежит первое место среди советских подводников".

В течение трёх десятилетий ветераны войны, общественность флота и всей страны бились за возвращение Александру Маринеско доброго имени.

В числе защитников Маринеско были легендарные адмиралы - бывший нарком ВМФ, опальный и разжалованный Герой Советского Союза адмирал Н. И. Кузнецов (воинское звание Адмирал Флота Советского Союза было возвращено Кузнецову только после его смерти) и бывший начальник Главного Морского штаба Герой Советского Союза Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков.

Сопротивление властей и адмиралитета было бешеным.

Лишь в 1990 году Александру Маринеско было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

В нашем городе был утвержден проект памятника Александру Маринеско, утверждено место памятника - на Васильевском острове, возле Краснознаменного Учебного отряда подводного плавания, где Маринеско перед войной закончил командирские классы. Памятник почему-то до сих пор не установлен и даже не отлит.

А различные флотские вельможи, которые ненавидят само имя Маринеско, продолжают городить в своей печати старую клевету: "недисциплинированный, разгильдяй".

Не так давно была вытащена на свет старая сплетня, сочиненная в штабе Балтфлота в мае 45-го года: будто Маринеско боялся искать противника...

В моей книге "Секреты Балтийского подплава" (1996) я не стал трогать эту тему - уж больно она грязная.

Но читатели спрашивают: "А вот учёный профессор Доценко на основании документов (!) доказывает, что Маринеско был слабый, нерешительный командир. Что скажете?"

Давайте взглянем, какими документами оперирует В. Д. Доценко и каков уровень научной добросовестности самого Доценко.

Капитан 1 ранга, профессор военной истории Виталий Доценко выпустил в 1997 году книгу "Мифы и легенды русского флота" (СПб., ОАО "Иван Фёдоров"). В этой книге Доценко сожалеет, что "после устранения цензурных запретов многие исследователи (...) стали переписывать историю исключительно чёрными красками".

Академический учёный Доценко не скрывает, что Маринеско ему очень не нравится. И атаки Маринеско были, по мнению Доценко, неинтересными, и результаты слабые.

Чтобы посрамить Маринеско, Доценко приводит из истории Второй мировой войны цифры достижений фашистских и американских подводников (проф. Доценко якобы не видит разницы меж вольной охотой в океане и подводной войной в мелководной, тесной Балтике, где немцы выставили десятки тысяч мин и держали мощные противолодочные силы, - и ещё Доценко "забывает" указать, что в океанах ходили без прикрытия крупнотоннажные суда, а на Балтике ходили с мощным охранением небольшие транспорты).

Главным предметом "исследования" проф. Доценко взял последний боевой поход Краснознаменной подводной лодки "С-13" под командованием капитана 3 ранга (ещё не разжалованного в старшие лейтенанты) Маринеско.

Из этого похода, который длился с 20 апреля по 13 мая 45-го года, Маринеско вернулся без побед.

Проф. Доценко утверждает, что причина тому одна - Маринеско-де был никудышный, нерешительный командир. В доказательство (!) проф. Доценко извлекает из секретного архива ВМФ и цитирует три документа.

Интересная вещь: Доценко не даёт к цитатам сноски, не сообщает ни номеров фонда и описи дел, ни номера архивного дела, ни указания на листы дела, - то есть, научная ценность такого "цитирования" равна нулю.

В первом из цитируемых документов командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Орёл перечисляет 7 случаев, когда, по мнению Орла, в данном походе "возможность атаки была упущена по вине командира", то есть по вине капитана 3 ранга Маринеско. Вывод Орла: "действия командира неудовлетворительные".

Второй документ рождён в следующей инстанции. Командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Курников более категоричен: "командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника". Эта формулировка противоречит заключению комдива Орла, но ни Курников, ни историк Доценко такой "мелочью" не смущаются.

Третий документ подписан в инстанции высшей и окончательной - начальником штаба КБФ контр-адмиралом Александровым. Приговор адмирала категоричен: "противника не искали, и свою задачу выполнили неудовлетворительно".

Здесь историк Доценко (с неким торжеством) пишет: "Как говорится, комментарии излишние".

Профессор Доценко совершенно зря написал эту фразу.

Именно тут и нужно начинать комментарии.

Дело в том, что профессор, офицер флота Доценко утаил от своих читателей важнейший факт в этой истории. В том злосчастном походе Маринеско не был самостоятелен. На борту "С-13" находился и опекал командира сам начальник Подводных сил Балтийского флота контр-адмирал Андрей Митрофанович Стеценко.

Подобная "забывчивость" проф. Доценко в его учёном труде равносильна прямой лжи.

Капитан 1 ранга Доценко совершил ошибку. Он решил, что коли он один допущен к секретным (всё ещё секретным!) документам, то он - монополист, он "приподнимет завесу секретности" - но рукою цензора.

Меж тем, присутствие адмирала на борту "С-13" сразу меняет весь расклад. Три бумажки, на которые с такой важностью ссылается Доценко, превращаются в фикцию.

О жестоком конфликте между Маринеско и адмиралом Стеценко во время боевого похода в апреле и мае 45-го года рассказал в 84-м году А. Крон в книге "Капитан дальнего плавания" (М., "Сов. пис."). Книга выходила под гнётом военной и политической цензур, поэтому Александр Крон о многом мог сказать лишь намёком.

Но видно, что обстановка была накалена до предела. Крон пишет, что у Маринеско оставалось последнее, дозволенное уставом, средство: записать в вахтенный журнал, что он, Маринеско, ввиду разногласий с начальством, слагает с себя обязанности командира корабля. В таком случае адмиралу Стеценко пришлось бы взять на себя командование подводной лодкой.

Честь боевого командира не позволила Маринеско доводить конфликт до глупости.

Историк Доценко также "забыл" поведать читателю, в каких условиях протекал этот последний военный поход. Несколько раз лодка "С-13" была буквально на волосок от гибели.

24 апреля 1945 года лодка выходила в атаку, когда её обнаружил "юнкерс". Командир лодки сманеврировал с уходом на глубину, 6 бомб разорвались у самого борта.

Почти каждую ночь Маринеско подвергался атакам немецких подводных лодок.

В подводном положении дизельная лодка имеет ход от электродвигателей. Для зарядки аккумуляторов лодке нужно всплыть и запустить дизель. От грохота собственных дизелей несовершенная акустическая техника лодки "глохла" - акустик не слышал тихого шума винтов вражеских лодок, которые шли в глубине под беззвучными электродвигателями. А грохот дизелей лодки, всплывшей для зарядки, разносился в море на много миль и был отличной "приманкой" для немецких командиров-подводников.

В те дни в Балтийском море находились лишь две подводные лодки Балтфлота. Им противостояли десятки немецких подводных лодок, которые защищали районы своего судоходства.

25 апреля ночью лодка "С-13" была атакована немецкой подводной лодкой. Командир уклонился маневром и увеличением хода, 3 торпеды впритирку прошли по корме.

27 апреля в полночь "С-13" была атакована из-под воды группой фашистских подводных лодок. Командир "С-13" уклонялся маневрами. Немцы произвели несколько залпов. Вдоль бортов "С-13" прошли 9 вражеских торпед.

30 апреля лодка "С-13" была атакована немецким бомбардировщиком. Командир уклонился и произвёл срочное погружение. 4 бомбы взорвались у борта. Пушечно-пулемётные очереди с самолёта прошли с запозданием, лодка уже была под водой.

2 мая ночью "С-13" была атакована немецкой подводной лодкой. Командир уклонился уходом на глубину. 2 вражеские торпеды прошли над лодкой "С-13" (эти сведения я привожу по рукописи воспоминаний Г. Зеленцова "Дороги из глубины", автор рукописи был в том походе на "С-13" старшиной-рулевым).

Я слышал мнение людей из послевоенного поколения, что Маринеско был такой простоватый "Иванушка-дурачок". Не нужно доверяться внешности. Фотографии обманчивы. Маринеско был жестокий, агрессивный командир. Чтобы уклониться от всех перечисленных выше вражеских атак, и остаться в живых, потребны были неимоверная воля Маринеско, отточенная и мгновенная реакция, необычайное мастерство механиков, рулевых, трюмных машинистов.

Маринеско воспитал свой экипаж "под себя". Маринеско переделывал "под себя" и железо лодки. Александр Крон пишет, что Маринеско обкорнал заборные патрубки цистерн главного балласта так, что лодка погружалась много быстрее, чем предусмотрено проектом. В нетвёрдых руках такое "конструктивное улучшение" привело бы к проваливанию лодки на глубину и к гибели. В руках команды Маринеско это изменение не раз спасало моряков "С-13" от немецких бомб и торпед.

А. Крон пишет, что в 60-м году в Центральном Военно-морском музее ему показали справку Главморштаба ВМФ, в справке говорилось: "...в боевых походах под командованием тов. Маринеско личный состав действовал слаженно, умело и самоотверженно, а сам командир показал высокое мастерство, решительность и храбрость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками".

Это значит, что офицер ГМШ, который готовил справку, решительно пренебрег теми "документами", на которые сегодня ссылается учёный каперанг Доценко. Видимо, что автор справки не понаслышке знал историю конфликта Маринеско с адмиралом Стеценко.

Я не читал послужного списка адмирала А. М. Стеценко, это секретный документ, мне он недоступен. С марта 42-го года по февраль 43-го года Стеценко, в звании капитана 1 ранга, командовал бригадой подплава КБФ. Кампания 42-го года была временем наивысшей активности подводных сил КБФ за всю войну. Кажется, что роль командования бригадой в тот период должна быть весьма важной.

Но в академических научных изданиях под редакцией авторитетных историков капитана 1 ранга В. И. Ачкасова, капитана 1 ранга Г. А. Аммона ("Краснознам. Балт. флот...", 1973, "Боевая летопись ВМФ...", 1983) имя каперанга Стеценко вообще не упомянуто. Это очень нехороший знак. Если имя советского военачальника изымалось из официальной истории войны - значит, такой военачальник чем-то крепко замаран.

В 43-м году Стеценко перевели в Москву, в Главморштаб, сделали контр-адмиралом, начальником Управления подводного плавания (к боевым действиям это управление имело косвенное отношение).

А в апреле 45-го года контр-адмирал Стеценко вдруг появляется на Балтике в качестве начальника Подводных сил Балтфлота (так называет его должность А. Крон).

20 апреля адмирал Стеценко уходит в боевой поход на подводной лодке "С-13", где начальствует над командиром лодки капитаном 3 ранга Маринеско.

Нетрудно видеть, зачем отправился адмирал в поход: идут последние дни войны, наша артиллерия бьёт по Берлину, и нужно хоть один раз за всю войну выйти в море - чтобы успеть получить на грудь не просто боевой, а флотоводческий орден.

Нетрудно понять, почему из двух лодок, которые уходили на позицию (а других исправных лодок в Балтийском флоте больше не было), адмирал выбрал лодку Маринеско.

Маринеско, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени (за все победы январско-февральского похода 45-го года, за утопление "Густлова" и "Штойбена" Маринеско, от большой нелюбви начальства, получил лишь орден Красного Знамени), в течение войны командовал двумя подводными лодками, и за время войны Маринеско: 1) одержал самые громкие и внушительные победы, 2) никогда не имел потерь, всегда уходил от противника, 3) показал себя искусным мореплавателем, ни разу не был в аварийной ситуации.

Поход выдался тяжёлым. Лодка "С-13" несколько раз была атакована авиацией и подводными лодками немцев. Только мастерство командира и выучка экипажа спасли лодку от гибели.

После похода все штабные начальники обвинили Маринеско в том, что он "не искал противника", "не решался атаковать".

Очень непонятно. На борту лодки присутствовал адмирал в высокой должности. Командир лодки был прямо подчинен адмиралу. Адмирал был обязан приказать командиру лодки: "Ищи врага! Атакуй! Атакуй!.."

Но адмирал этого не сделал. А в штабных документах - разборах похода нет никаких упоминаний о присутствии адмирала на борту.

Истина проста. У контр-адмирала Стеценко было только одно желание: чтобы лодка тихо-мирно вернулась в базу, и чтоб никаких атак, никаких треволнений и неприятностей.

А. Крон в книге о Маринеско приводит запись в своём дневнике от 16 августа 60-го года: в тот день Маринеско "забавно" рассказывал о своём конфликте с контр-адмиралом Стеценко во время похода, рассказывал "со смехом, беззлобно".

Из записи можно понять, что за пятнадцать лет пред тем, в мае 45-го, Маринеско имел все основания для злобы.

Кто был виновен в срыве боевого задания?

А. Крон, под надзором всех цензур (в 84-м году), отвечает недвусмысленно: у Маринеско "было предусмотренное уставом право - записать в корабельный журнал, что он снимает с себя командование. С этого момента экипаж выполнял бы только указания старшего начальника. Такой записи сделано не было, а кивать на других, вышестоящих или нижестоящих, было не в правилах Маринеско".

Ни один командир подводной лодки, если он не сошёл с ума, не станет устраивать в боевом походе общую попойку - да такую, чтоб все межотсечные переборки были отдраены и моряки пьяной толпой бродили из отсека в отсек.

Но в ночь на 9 мая 45-го года именно так всё происходило на лодке "С-13". А затевалой и руководителем попойки был, естественно, не командир, а контр-адмирал Стеценко.

Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях "Дороги из глубины" бывший старшина-рулевой Краснознаменной "С-13" Геннадий Зеленцов.

Зеленцов красочно описывает могучую песнь из лужёных матросских глоток, пьяную сбивчивую речь, сопли из носу, звуки баяна, "яблочко", дробь тяжёлых башмаков по стальным настилам, звон кружек, слёзы на глазах.

Офицеры, пишет Зеленцов, пили в кают-компании. Адмирал был у них тамадой. Затем, пишет Зеленцов, адмирал велел собрать весь экипаж во втором отсеке (все требования безопасности, боевой службы, живучести корабля были преданы забвению). Адмирал, крепко выпивший, со стаканом в руке, обратился к матросам с речью.

Адмирал заявил, что восхищен мужеством и талантом командира. Адмирал сообщил, что вскоре переводится на Тихий океан и что через три месяца начнётся война с Японией. Адмирал твёрдо пообещал, что возьмёт весь героический экипаж "С-13" с собой, на Тихий океан. "Будем вместе бить япошек!"

Последнее совсем не понравилось матросам. Никто из них не хотел на новую войну.

Выпили, из кружек. За Победу. Потом за адмирала. За командира. За победу над Японией. И "с червоточиной в душе", пишет Зеленцов, разбрелись по отсекам, завалились спать.

13 мая лодка "С-13", с разрешения штаба флота, вернулась в базу. Естественно, что у начальства возник вопрос: почему без единой победы?

Можно думать, что контр-адмирал легко "сдал" Маринеско как виновного. А Маринеско считал унизительным для себя оправдываться.

И тогда тройка лгунов - Орёл, Курников, Александров - бодро произвела разбор "грехов командира". В штабах всех трёх уровней дружно сделали вид, что в сём походе адмирал Стеценко на борту "С-13" не присутствовал.

Комдив Орёл уже начинал свою головокружительную карьеру мирного времени. Комдив Орёл только что (первый и единственный раз за всю войну) сходил в море на "Л-21" с капитаном 2 ранга Могилевским - в отчёте записали, что потопили танкер и транспорт. Подтверждения этим "победам" до сих пор нигде не обнаружено, но Орёл получил флотоводческий орден Ушакова.

Орёл давно и задушевно ненавидел Маринеско и весь экипаж Краснознаменной "С-13" (эти матросики и в морду Орлу били, и о каменный пол Орла били - но Орёл никому об этом не рассказал, чтобы не портить себе карьеру). Теперь, благодаря лукавости контрадмирала Стеценко, у Орла появилась возможность свести счёты.

Комдив капитан 1 ранга Орёл в своём "разборе" действий Маринеско умудрился "не заметить" те атаки "С-13", которые были сорваны боевым противодействием противника.

Прежний командир бригады подводных лодок КБФ контр-адмирал С. Б. Верховский по причине, мне неизвестной, в апреле 1945 года был снят с должности - и Маринеско лишился единственного покровителя и защитника.

Каперанг Курников стал командиром бригады подплава КБФ в конце апреля 45-го года, он тоже был озабочен грядущей мирной карьерой (и тотчас после войны Курников стал контр-адмиралом). Курников ужесточил формулировки Орла и записал, что Маринеско "не стремился искать и атаковать противника".

Начальник штаба флота контр-адмирал Александров был старый чекист Гражданской войны, после Гражданской он много лет служил председателем в трибуналах, в Великую Отечественную войну Александров сменил на разных флотах и флотилиях тьму должностей (то есть - нигде не оказался нужным), в последнюю военную зиму он служил по чекистской линии - в союзной контрольной комиссии в Финляндии, а в апреле 45-го года он вдруг сделался начальником штаба Балтийского флота.

Заслуги Александрова перед флотом были сразу же отмечены флотоводческим орденом Нахимова 1-й степени (просто удивительно, какая орава ринулась в последние дни войны на Балтийский флот за флотоводческими орденами).

Контр-адмирал Александров вынес в "деле Маринеско" окончательный приговор: Маринеско "противника не искал"!

Таким образом контр-адмирал Стеценко был "отмыт" и "отчищен".

Просто смех берёт: поход лодки "С-13" признан неудовлетворительным, "противника не искали". Но адмирал Стеценко за этот поход получил свой заслуженный флотоводческий орден. Крон пишет, что Стеценко получил орден Нахимова.

(Интересно бы взглянуть на представление адмирала Стеценко к сему ордену - кем оно подписано? в каких формулировках описываются героизм и флотоводческие таланты адмирала? Жаль, что этот документ до сих пор - секретный.)

А по штабам Балтфлота в мае 45-го года была пущена ядовитая сплетня: теперь-де всякий видит, что победы у Маринеско были дутые, а командир-то он никудышный и неумелый. Эту сплетню и сегодня пропагандирует историк капитан 1 ранга Доценко.

Конечно, это был сильный удар по чести и самолюбию боевого командира Александра Маринеско. А война-то уже кончилась! Не будет больше боевых походов, атак - нечем ответить на оскорбление.

В эти дни Маринеско вёл себя независимо (на языке начальства - вызывающе). Он купил себе шикарнейший "форд" - уставом не запрещается.

Когда бригаду подводных лодок перевели из Финляндии в Либаву, Маринеско на палубе своей "С-13" перевёз "форд" в Либаву. Начальство озлобилось до предела.

В то время (как и во все времена) драки между корабельными и береговыми матросами были заурядным явлением. Но стоило ввязаться в драку морякам с Краснознаменной "С-13", и сразу - трибунал. Кто виноват? Командир, товарищ Маринеско.

Никаких "загулов" у него не было. Пил он не больше, и даже меньше, чем товарищи по оружию (послушаешь рассказы старших товарищей, как пили на флоте после войны - дурно делается).

Его подловили на первом же происшествии. Маринеско вернулся вечером на плавбазу в подпитии. Салага-офицер, дежурный по дивизиону, нахамил ему (холуи всегда понимают, кто у барина в немилости). Маринеско послал его.

Оформили дело в парткомиссию. Был у Маринеско друг, дивизионный механик Корж. Корж был в парткомиссии, смолчал, проголосовал - не стало у Маринеско друга.

Комдив Орёл подал бумагу, комбриг Курников передал дело в штаб флота, начштаба флота старый пред, трибунала Александров сочинил приказ, комфлот Трибуц подписал. "За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в звании до старшего лейтенанта..."

В отчаянии Маринеско сел в свой "форд" и помчался, без разрешения, в Ленинград к наркому ВМФ адмиралу Кузнецову. В итоге разговора с наркомом Маринеско был уволен из флота - без пенсии!

Через двадцать три года бывший нарком Кузнецов, сам к тому времени дважды опальный, дважды разжалованный, несправедливо судимый, несправедливо выгнанный с флота, - опомнится, и принесёт своё покаяние покойному Маринеско в своей известной статье в журнале "Нева" (статья эта наделала много шуму).

Верный друг Маринеско легендарный подводник Пётр Грищенко написал в воспоминаниях ("Соль службы", Л., 1979), что Маринеско "был оболган людьми недостойными". Бывший подчиненный Маринеско Геннадий Зеленцов сказал в своих записках, что Маринеско был "оклеветан завистниками и лицемерами".

Такова вкратце история последнего боевого похода "С-13", - которую, при помощи "документов", в наши дни пытается фальсифицировать профессор военной истории капитан 1 ранга Доценко.

Ему надо было родиться во времена пиратской вольницы, когда на море были в почете отчаянные сорви-головы, не признающие никаких законов и правил. Буйный нрав Александра Маринеско всегда мешал полностью реализоваться его несомненному таланту. Но тут уж ничего не поделаешь - человек-легенда советского подводного флота был личность противоречивой.

В 1893 году матрос румынского королевского флота Иона Маринеску , человек горячий и темпераментный, поколотил обидевшего его офицера. Строптивого матроса скрутили и посадили в карцер. По румынским законам, за этот проступок Маринеску ждала смертная казнь. Лишаться жизни матрос не хотел, а потому сбежал из карцера, переплыл Дунай и оказался в Российской империи.

Здесь он обосновался в Одессе, где женился на гарной украинской дивчине, заодно несколько изменив свою фамилию - с «Маринеску» на «Маринеско».

Моряцкие гены отца, как и его темперамент, в полной мере проявились в сыне. Окончив шесть классов трудовой школы, в 13 лет Саша Маринеско становится учеником матроса Черноморского пароходства. Таланты и способности подростка оценили, направив его в школу юнг. Ее Александр закончил блестяще, и в 1930 году был принят в Одесский мореходный техникум.

В мае 1933 года выпускник техникума Маринеско становится помощником капитана на торговом судне «Красный флот». Служившие под командованием Маринеско утверждают, что сам он мечтал о карьере сугубо мирного капитана дальнего плавания, но жизнь распорядилась иначе.

Морской талант без признаков дисциплины

Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.

Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, в не зависимости от того, чем ему это грозило. Правдорубов испокон веков не очень жалуют, а в случае с Маринеско дело осложнялось тем, что он сам не был чужд радостей жизни. Молодой моряк, как и его отец, нравился женщинам и любил выпить. Два этих пристрастия позже выйдут Маринеско боком.

В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».

В 1936 году на флоте были введены звания и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка».

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения - 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной было сложными, но ему многое прощали. Фото: www.russianlook.com

Маринеско мог оказаться на Каспии

Невероятно, но могло сложиться так, что Маринеско, носивший к началу войны звание капитан-лейтенанта, вовсе бы не принял участие в боевых действиях. «М-96» командование приняло решение вместе с экипажем перебросить на Каспийское море по железной дороге, и выполнению этого плана помешало только стремительное окружение Ленинграда фашистскими войсками.

Лодку ввели в строй, и с июля 1941 года она стала совершать боевые походы. Капитан Маринеско совмещал успешные действия, за которые был удостоен ордена Ленина, с очередными нарушениями дисциплины, из-за которых он был даже исключен из кандидатов в члены партии.

Подводная лодка «С-13». Марка России, 1996. Фото: Public Domain

Тем не менее, командирский талант Маринеско перевесил, и он после прохождения переобучения назначается на должность командира средней подлодки «С-13», на которой прослужит до конца войны.

В сентябре 1944 года капитана 3-го ранга Александра Маринеско все-таки принимают в члены ВКП (б), а в октябре он во время боевого похода атакует немецкий транспорт «Зигфрид». Не сумев потопить судно торпедами, экипаж «С-13» расстреливает его в надводном положении из пушек. Маринеско доложил, что транспорт стал быстро погружаться в воду, однако немецкие источники указывают, что «Зигфрид» был отбуксирован в порт и там восстановлен. Как бы то ни было, за этот поход капитан Маринеско был награжден орденом Красного Знамени.

Два транспорта в искупление шведских объятий

Казалось бы, карьера капитана пошла на лад. Но не тут-то было. Лодка Маринеско находилась на базе в финском Ханко. Сам же капитан с приятелем отправились встречать Новый, 1945 год в город Турку. Как это часто бывало с Маринеско, веселье вышло из-под контроля. Ночь он провел у очаровательной шведки, хозяйки местной гостиницы. И все бы ничего, если бы утром к ветреной даме не приехал … ее жених. Обиженный мужчина в драку не полез, а нажаловался властям.

Когда все подробности гулянки Маринеско стали известны командованию, за него взялся «СМЕРШ». Шведку посчитали немецким агентом, а самого Маринеско заподозрили в разглашении военных секретов. Дело пахло трибуналом, но за капитана вступилось руководство - ему дали шанс искупить вину в боевом походе.

Именно этот поход капитана - «штрафника» стал историческим. 30 января 1945 года «С-13» на подходе к бухте Данцига настигла немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф» (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т). Судно было уничтожено тремя торпедами.

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны, поэтому неудивительно, что это успех был назван «атакой века».

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны. Фото: www.globallookpress.com

Уже позднее возникли споры о том, кто находился на борту судна. Западногерманские историки, а вслед за ними и многие отечественные «срыватели покровов» договорились до того, что Маринеско-де военный преступник, ибо на судне были «тысячи беженцев и множество детей».

Теме не менее утверждения о «тысячах беженцев» у многих исследователей по сей день вызывают серьезные сомнения. Те же немецкие историки признают, что «Густлофф» имел все атрибуты военного судна, а значит, являлся законной военной целью.

Известно, что это судно было учебной базой немецких подводников, и в момент атаки на нем находилось несколько десятков (!) экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей - словом, это был настоящий фашистский «ноев ковчег», который уничтожил экипаж капитана Маринеско.

С этим успехом связана еще одна легенда: якобы в Германии был объявлен траур, а Гитлер объявил Маринеско «личным врагом». На самом деле этого не было - тысячелетний Рейх рассыпался на глазах, и его бонзам было не до «Вильгельма Густлоффа».

10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига «С-13» атакует и топит транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн. И снова разночтения - одни историки говорят, что речь шла о судне, пусть и являвшемся законной целью, но перевозившем раненых, другие настаивают, что советские подводники уничтожили корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов.

После потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов. Фото: www.globallookpress.com

Как бы то ни было, после потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.

От флота до тюрьмы

Возвращение «С-13» на базу было триумфальным. Маринеско простили все грехи и даже представили к званию Героя Советского Союза. Правда, столь высокой награды «штрафнику» не дали, ограничившись орденом Красного Знамени. Лодка не стала, как было принято при подобном успехе, Гвардейской, а только Краснознаменной. Темпераментный капитан обиделся: ведь при награждении Золотой Звездой командира подлодки награждали орденами и весь экипаж, а тут получалось, что его подчиненных лишили заслуженных наград.

Слава о Маринеско облетела весь флот, вот только характер его не изменился. Окончание войны он встретил таким загулом, что терпение кончилось даже у тех начальников, которые всегда его защищали. Капитана Маринеско предлагали снять с должности и отправить на лечение от алкоголизма. Решение вопроса затянулось до осени, однако 14 сентября 1945 года приказом наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям систематическое пьянство и бытовую распущенность» капитана 3-го ранга Александра Маринеско сняли с должности командира «С-13» и понизили в звании до старшего лейтенанта. В ноябре 1945 года его уволили из ВМФ в запас.

Гражданская послевоенная жизнь Александра Ивановича сложилась трудно. В 1948 году он работал заместителем директора института переливания крови и уличил своего начальника в хищениях. Однако директор, куда более ловкий в крючкотворстве, нежели прямолинейный Маринеско, развернул дело так, что в места не столь отдаленные попал сам подводник. Хлебнув лиха на «зоне» в драках с бывшими полицаями и уголовниками, в октябре 1951 году он досрочно вышел на свободу.

Жил Маринеско в Ленинграде, работал на разных предприятиях, но своего места в жизни после флота найти так и не смог. Какое-то время он работал в столярной мастерской Высшего военно-морского училища инженеров оружия, и курсанты шептались по углам, что этот потрепанного вида мужчина «тот самый Маринеско».

Посмертный герой

Только в 1960 году его бывшие сослуживцы, герои войны, сумели добиться того, чтобы был отменен приказ о лишении Александра Маринеско звания капитана 3-го ранга. Это позволило ему получить персональную военную пенсию, которая улучшила его материальное положение.

Бронзовый бюст работы скульптора В. Приходько на могиле Александра Маринеско на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости / Алексей Варфоломеев

Ему так и не удалось победить тягу к выпивке, поэтому в последние годы жизни он немало времени проводил в пивных Лениграда, где был известен как «Сашка-Подводник».

По-настоящему о нем вспомнили слишком поздно, когда он оказался в больнице со страшным диагнозом «рак». Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову . Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. Надо отдать должное адмиралу: он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.

Но в судьбе капитана Маринеско уже ничего изменить было нельзя. Он умер 25 ноября 1963 года, в возрасте 50 лет.

После многочисленных ходатайств ветеранов ВМФ указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Легендарный адмирал Николай Кузнецов , один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско, и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13» высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».

В 1997 году имя Александра Маринеско получил вновь созданный Музей истории подводных сил России.