Источник:
http://briankim.net
Перевод:
Балезин Дмитрий
Одним из главных препятствий, мешающих человеку предпринимать действия, является страх совершения ошибки. Если вы задумаетесь, вы поймете, что этот страх на самом деле является совокупностью других страхов:
боязнь показаться глупым в лице других людей;боязнь потерять время и ресурсы;боязнь подвергнуть удару свою уверенность в себе;
… и все эти страхи упакованы в один – страх совершить ошибку .
Так как же преодолеть этот страх?
Необходимо избавить от клейма страха такое событие, как ошибка. Как? Очень просто.
Раз и навсегда примите БЕССПОРНЫЙ, ТВЕРДЫЙ КАК КАМЕНЬ, ВЕРНЫЙ НА МИЛЛИОН ПРОЦЕНТОВ ФАКТ, что в своей жизни вы ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТЕ ОШИБВАТЬСЯ.
Вы будете их совершать и точка.
Ощутите, как груз свалился с ваших плеч.
Прочувствуйте, насколько легче теперь двигаться вперед с этим убеждением.
Осознайте так же, что совершение ошибки – это естественно.
Вы — неидеальный человек, соответственно, вполне разумным будет предположение, что действия неидеального человека также будут неидеальны. Поэтому нет нужды делать большое событие из обычной ошибки. Дело не в ошибках…
Все дело в ИСПРАВЛЕНИИ ОШИБОК.
С помощью ошибок, вы можете увидеть свой следующий шаг. Именно для этого они и созданы. Если вы боитесь ошибок, вы не сможете понять, что вам необходимо делать, чтобы добраться до желанной цели.
Кое-кто может возразить: «Мол, любой может справиться с ошибкой в технической стороне дела, никто их не боится. А как на счет социальной стороны?»
Как на счет боязни показаться смешным в глазах других людей, в момент совершения ошибки? Как преодолеть это?
В этом поможет моя любимая цитата Теодора Рузвельта:
«Не имеют значения ни критики, ни те, кто указывает на то, насколько сильно ошибся сильный человек, ни те, кто указывают на то, где вершитель дел мог бы сделать что-то лучше. Похвала достается тому, кто был в деле; тому, чье лицо испачкано в пыли, поте и крови; тому, кто яростно стремиться к чему-то; тому, кто ошибается снова и снова, так как не бывает усилий без ошибок; тому, кто все же испытал великий энтузиазм и великую преданность делу; тому, кто посвятил себя достойной цели; тому, кто при наилучшем исходе испытает триумф от великого достижения, а при наихудшем – поражение от дерзновенной попытки. Место этого человека никогда не будет рядом с теми хладными и робкими душонками, которые не знают ни побед, ни поражений».
Далее рассуждая над этой цитатой, вы поймете, что именно люди, совершающие ошибки, в конечном итоге неминуемо растут и учатся. При движении к цели они ни раз споткнутся, но научатся подстраиваться под новую ситуацию. В определенный момент эта череда ошибок превратиться для них в тот багаж, который очень хорошо поможет им в случае, откуда не пойми взявшегося, шторма.
Те, кто не совершает ошибок, очень сильно пострадает от подобного шторма, лишь по той причине, что у них не будут развиты «мышцы адаптации»… им придется намного труднее.
Тревоги и боязнь чаще всего совершенно беспочвенны. Но имеют разрастающийся характер. Постепенно личностью овладевает тревога и паника, и занимает все его мысли.
Пространственный страх имеет ярко выраженные симптомы, как соматические, так и когнитивные.
Ученые выяснили, что боязни пространств подвержены 80% населения. Но у кого-то это небольшая тревога на подсознательном уровне, а у кого-то принимает психопатический характер и перерастает в фобию.
Специфические фобии обычно состоят из конкретных триггеров паники, таких как пауки, змеи, мыши, езда в лифтах или полеты на самолете. Эти страхи развиваются в детстве, и, как правило, с возрастом уходят (страх темноты, например).
Если страх продолжается всю взрослую жизнь человека, то лечение будет единственным решением по избавлению от фобии. Эти боязни могут мешать человеку жить нормальной жизнью, в зависимости от того, как часто человек сталкивается с источником своей фобии.
Примером таких фобий может послужить, например, произнесение публичной речи (для двух и более слушателей), и даже интимная близость.
Люди с такими фобиями, как правило, стараются избегать ситуаций, которых они внутренне боятся.
Социопаты не могут достичь гармонии с окружающим миром именно по причине отсутствия гармонии с социумом. Неконтролируемые приступы тревоги, вызванные обществом людей, имеют навязчивый характер.
Первично социофибия – это боязнь человеческого общества, а вторично это боязнь действий в социуме, индивид боится совершить действие и вызвать негативную оценку со стороны.
Наиболее распространенные виды социофобий:
Во всех проявлениях нозофобии, люди до сумасшествия боятся заболеть одним из заболеваний. В редких случаях несколькими:
Никто и никогда не сможет точно сказать, как поведет себя психика человека в определенной ситуации при наличии у него панического страха к кому или чему-либо.
Все мы думаем о будущем, пытаемся его понять и определить, словно заглядываем в реальное потустороннее окно с тревогой и надеждой. Живем с затаенным вопросом на устах «Что дальше? Ведет ли мой путь к успеху?». Никто ответа не знает, но все надеются и верят. Это и есть наши психические опоры – ожидания и предвкушения, персональные внутренние танцы с бубном над чашей судьбы. И всякий раз, когда «приметы» сходятся, случается «знамение», и ум заполняется предсказаниями. Вот человек что-то выиграл, прилюдно блеснул, обделал все без запинки – и в душе радость, уму мерещится удачное, светлое будущее. А стоит допустить ошибку, споткнуться, проиграть – и приметы с таким же реализмом рисуют будущую неудачливость.
Мы видимо просто не умеем жить без будущего, не умеем понимать, что совсем-совсем его не знаем. И потому, чтобы защититься от пугающей неизвестности, обучены «магическому» искусству предсказания своей судьбы по приметам, которые повсюду вылавливаем и стыкуем в узор будущего.
Даже мрачные предсказания о грядущем неуспехе нам принимать куда проще, чем тотальную неизвестность следующего мгновения. Поэтому непредсказуемость завтрашнего дня мы завешиваем прогнозами, в которые от чистого сердца верим. Примерно у каждого в голове – армада критериев, по которым ум определяет, какую картину о будущей жизни ему для себя инсценировать.
Процесс гадания осуществляется при помощи виртуального идола – , с которым ум сопоставляет свою жизнь. Если сравнение не в пользу жизни, то предсказания мрачные. Такие расхождения с идолом ум называет ошибками и неудачами.
Мы не знаем ни себя, ни своего будущего, в себе не уверены, зато на все сто уверены в критериях некой абстрактной «правильности», которой надо соответствовать. «Надо», иначе приметы сложатся в такой последовательности, когда ум снова поверит в темное будущее. А верит он крепко, безусловно и «свято».
Поэтому, даже логически понимая всю иррациональность этой веры, мы все равно предчувствуем боль неоправданных надежд – и боимся. А потому стараемся выбирать и оправдывать такую последовательность действий, которая уберегает от «ошибок» – одной из самых ужасных «примет». Иначе встроенный в ум кинотеатр снова покажет ужастик.
Мы боимся ошибок, потому что подспудно знаем, во что будем верить после их совершения, когда ум создаст свой очередной трагичный шедевр «о себе и жизни».
Поэтому, чтобы не чувствовать себя рядовым профаном, не учиться и не ошибаться, никто не торопится вылезать из . Там можно спокойно себе на радость играть роль уставшего, познавшего жизнь кухонного мыслителя. Главное – не высовываться. А потом комфорт «почему-то» становится удушливой темницей из собственных страхов.
Так происходит, когда сфера желанного кажется закрытой и чуждой, потому что оттуда не исходит одобрительных приглашений. Ум, исповедующий веру в «правильное», знает: стоит потерпеть неудачу – и окажешься нелепым и смешным неудачником, будут показывать пальцем и глумливо осуждать, дескать, «Куда это ты прешь, ничтожество?».
Страх ошибок убивает желания и лишает сил, заводя в депрессивную апатию. Этот синдром выученной беспомощности под названием «Все равно ничего не получится» – драматичное творчество, которым ум сам себя разыгрывает.
Мы неоправданно сильно боимся ошибок и неудач, потому что они включают холостые обороты умственной пробуксовки в идеях о собственной ошибочности и неудачливости. Успехи и ошибки – это те самые приметы, по которым обученный неврозам ум определяет свою судьбу. Он словно нашептывает себе: «Ошибаются только неудачники».
Здесь хочу еще раз подчеркнуть – мы не знаем своего будущего. Совсем-совсем. Мы именно гадаем. И отдельные свои прогнозы, чьи приметы складно сошлись, принимаем за истину, которая воплощается в нашей надежде и безнадеге.
Пока самооценка и картина будущего зависят от частных успехов и ошибок, они колеблются, как биржевой тренд в кризисной экономике. И даже когда эго от успехов распухает до исполинских габаритов, действовать все равно страшно, потому что каждый шаг грозит провалом, подразумевающим личный конец света.
Но, если опустить суеверия и взглянуть на происходящее беспристрастно, достаточно легко понять, что никакого развития в жизни без ошибок не бывает. Мы называем их неудачами, опускаем руки, боимся их, как проклятия, когда на деле именно ошибки дают самые сочные плоды личного развития на жизненном пути. Совершать ошибки – это не просто нормально, а так же естественно, как и все в природе.
Ценнейший опыт исходит не от безжизненных теорий, а от реальной практики. Ошибки и есть тот самый реальный опыт, который со всей нагляднейшей ясностью указывает прямо, чему конкретно здесь и сейчас целесообразно уделить больше внимания, чтобы действовать эффективней. Ошибки – это достойная плата за урок, который они же преподносят.
И если бы каким-то образом получилось не брать в расчет чувства, то личный ущерб от подавляющей части «ошибок» стремился бы к нолю. Все наши проблемы, в сущности, сводятся к тому, как мы их проживаем, какие картины ум пририсовывает, восторгаясь и ужасаясь собственными творениями. Поэтому то, что мы ошибками называем – сплошная условность – разница между реальностью и выдуманным идеалом.
Даже собственную кончину назвать ошибкой можно весьма условно. Персональный , судя по слухам, неизбежен для каждого. В природе все преходяще. Иначе и полет осыпающихся осенних листьев пришлось бы назвать грехопадением.
А в повседневных ошибках нет никакого конечного поражения, есть лишь непрерывное обучение, без ошибок невозможное. Все просчеты и неудачи – не признак дремучей тупости и не симптом окончательной неудачливости, а естественное следствие обретения нового опыта в конкретной узкой сфере.
По сути ошибки означают, что задача оказалась сложней, чем виделась изначально, а потому допущенные просчеты закономерны и позволяют рассмотреть ситуацию глубже и реалистичней.
И если взглянуть на жизнь шире, то значительная часть тех самых личных просчетов оборачивается удачей. В этом смысле, величайшие ошибки – это требование от себя безупречной безошибочности и увиливание от развития из страха ошибиться.
Мы можем думать о будущем, предвкушая реализацию планов. Но даже повторяющиеся просчеты и неудачи – не причина опускать руки и валиться с ног, а только повод – аккумулировать полученный опыт.
Элберт Хаббард как-то сказал: "Самая большая ошибка - это боязнь совершить ошибку".
Нерешительность есть способ уклонения от возможных ошибок и ухода от ответственности. Он базируется на ложной посылке, что, не приняв решения, не совершают и ошибок. Возможность ошибиться буквально приводит в ужас человека, который старается себя и других убедить в собственной непогрешимости, то есть в том, что он всегда во всем прав. Ведь если он ошибается, то совершенная картина собственного всеведущего Я разрушится. Следовательно, для такого человека принятие решения становится вопросом жизни или смерти.
Один из способов, якобы помогающих избежать опасности, состоит в том, чтобы уклониться от принятия как можно большего числа решений или подольше их оттягивать. Другой способ состоит в том, чтобы всегда иметь под рукой "козла отпущения", на которого в случае чего можно свалить всю вину. Второй тип людей если не уходит от решений, то принимает их поспешно, преждевременно, без достаточной подготовки. С решениями у них вообще "нет проблем". Ведь они непогрешимы и поэтому не могут ошибиться. Следовательно, к чему размышлять над фактами и последствиями? Ну, а если происходят сбои, то подобные люди, поддерживая веру в собственное совершенство, убеждают себя, что виноват кто-то другой. Нетрудно понять, почему оба типа людей, как правило, терпят неудачи. Одни постоянно попадают в беду из-за своих поспешных и непродуманных решений, другие же все время оказываются в затруднительном положении, поскольку бездействуют. Иными словами, нерешительность в любом проявлении не приносит пользы.
Постарайтесь уяснить, что нет необходимости все время на 100 процентов быть правым. Мы прогрессируем, действуя, допуская ошибки и исправляя их. "Автопилот" достигает цели, непрерывно отклоняясь от курса и корректируя направление движения. Если вы стоите на месте, вам нечего поправлять, нечего изменять или улучшать. Поэтому, когда вам нужно на что-то решиться, тщательно проанализируйте факты относительно сложившейся ситуации, представьте себе возможные последствия различных вариантов действий, изберите, на ваш взгляд, наиболее многообещающий план и сделайте на него ставку. В свой курс вы можете вносить поправки в процесс движения.
Преодолеть нерешительность вам поможет правильное понимание чувства самоуважения и стремление сохранить его. Многие проявляют нерешительность, думая, что перестанут уважать себя, если вдруг выяснится, что они ошиблись. Но давайте используем это благородное чувство себе во благо, а не во вред; для этого следует усвоить простую, но глубокую истину: сильные личности, делая ошибки, мужественно признают их. Только слабые души боятся сознаться в том, что промахнулись. Как говаривал Гладстон, премьер-министр Великобритании, никто не стал великим, не сделав множества больших и малых ошибок. "Каждая неудавшаяся попытка - это еще один шаг вперед" - помните этот девиз великого Эдисона., на которого в случае чего можно свалить всю вину. Второй тип людей если не уходит от решений, то принимает их поспешно, преждевременно, без достаточной подготовки. С решениями у них вообще