ИКТ – компетентность современного учителя
Тронина В.Л. учитель ИЗО
МОУ «Нылгинская СОШ
Сегодня и спользование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Новые стандарты образования все больше требований предъявляют к информационно-коммуникационной компетенции учителя.
ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие.
Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Выделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию
В 2011 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала модель ИКТ-компетентности современного учителя. Рекомендации затрагивают все стороны работы учителей и построены с учетом трех подходов информатизации школы: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний.
ИКТ-компетентность учителя-предметника по новым стандартам включает в себя:
Модель ИКТ-компетентности имеет двухуровневую структуру.
Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.
Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя, это:
Модель ИКТ-компетентности учителя построенная на основе сайтов «Школа успешного учителя» и «Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании».
Применение ИКТ | Освоение знаний | Производство знаний |
|
Понимание роли ИКТ в образовании | Знакомство с образовательной политикой | Понимание образовательной политики | Инициация инноваций |
Учебная программа и оценивание | Базовые знания | Применение знаний | Умения жителя общества знаний |
Педагогические практики | Использование ИКТ | Решение комплексных задач | Способность к самообразованию |
Технические и программные средства ИКТ | Базовые инструменты | Сложные инструменты | Распространяющиеся технологии |
Организация и управление образовательным процессом | Группы сотрудничества | Обучающаяся организация |
|
Компьютерная грамотность | Помощь и наставничество | Учитель как мастер учения |
ИКТ-технологии в преподавании
Изобразительного искусства в школе
(из опыта работы)
Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, интернет, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.
По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Основные цели использования ИКТ в процессе обучения – это:
Работа по использованию ИКТ-технологий в преподавании изобразительного искусства в нашей школе строится по нескольким направлениям.
Первое направление - использования функций компьютера на уроках изобразительного искусства и занятиях дополнительного образования.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
Компьютерная поддержка может осуществляться практически на всех этапах учебного занятия (проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся, изучение новых знаний и способов деятельности, проверка, закрепление и применение изученного, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, домашнее задание, подведение итогов учебного занятия, рефлексия).
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
Второе направление – создание электронной базы данных и коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют более эффективно построить образовательный процесс:
Третье направление – взаимодействие с учениками, родителями, коллегами
При помощи сети интернет (электронная почта, скайп, социальные сети, сайты и блоги и т.д.)
Социальный сетевой сервис - виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).
Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Цели сетевого сообщества:
Сетевые профессиональные сообщества учителей.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Принцип публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом мотивирует учителя непрерывно повышать свою квалификацию, искать возможность выхода за пределы школьного пространства и доносить информацию о своих достижениях и результатах работы до неограниченного количества представителей общественности.
Очевидно, что использование персонального сайта учителя - наиболее удобное и современное средство для реализации этих требований.
Что такое сайт?
Сайт (от англ. website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») - совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
Персональный сайт учителя открывает дополнительные возможности для профессионального роста:
Персональный сайт учителя оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала, и как личности.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
ИКТ – компетентность современного учителя Тронина В.Л. МОУ «Нылгинская СОШ»
ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Три основных аспекта ИКТ-компетентности Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата. Эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач. Наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования. ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию новых целей образования; новых форм организации образовательного процесса; нового содержания образовательной деятельности.
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО Применение ИКТ Освоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения
ИКТ-компетентность учителя Text Урок с использо ванием ИКТ Text Для взаимодей ствия с родителями ИКТ Объяснение нового материала на уроке Подобрать ПО для учебных целей Поурочное плани рование Для мониторинга развития учащихся Поиск учебных материалов в Интернет Для взаимодей ствия с коллегами
ЗНАНИЕВЫЙ УРОВЕНЬ (подготовленность к деятельности) УРОВНИ ИКТ-компетентности современного учителя ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ (состоявшаяся деятельность) Характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач. ПОДУРОВНИ: Общая компьютерная грамотность Предметная компьютерная грамотность ПОДУРОВНИ: Организационные инновации Содержательные инновации Профессиональное совершенствование современного учителя в сфере ИКТ
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя: (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню). Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами. Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала. Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point , Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса (материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения, и т.д.).
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.). Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося. Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (школьная сеть, электронная почта, социальная сеть (Дневник.ру, …), сайт (раздел сайта), лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) - гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий) и др. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости). http://edu-lider.ru/
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://edu-lider.ru/ http://ru.iite.unesco.org/
Информационно-коммуникативная компетентность учителя
в рамках современного урока
(Размышления на тему…)
Р.О.Калошина
Заместитель директора по ИТ
Сегодня каждый знает, что такое информатизация.
· Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций,написанных и разработанных для учителей и учителями.
· Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.
· В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).
Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ.
Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.
Работа сторонников «меловой» технологии, совсем не использующих компьютер, бывает гораздо более эффективна, чем подобные «инновации».
Не лучше обстоит дело и с использованием медиа-ресурсов. Потому, что для конкретного урока учителю нужна конкретная (только для данного класса и урока) разработка.
Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности.
НО только для тех, кто действительно владеет ИКТ!!!
Бытует мнение, что
· учителя информатики и сотрудники ИЦ должны помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам;
· кабинеты информатики и ИЦ должны работать до 17.00, чтобы учителя-предметники имели доступ к компьютерам.
Это свидетельствует о том, что многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.
Но, уважаемые коллеги, до тех пор, пока во главу угла мы будем ставить чей-то долг, дело не сдвинется с мертвой точки. Нам никто ничего не должен!
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.
К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.
Следовательно, выход один – научиться самим!
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
· Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
· Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
· Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
· Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
· Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point , Flash )) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
o материалы для урока,
o тематическое планирование,
o мониторинги по своему предмету,
o различные отчеты по предмету,
o анализ процесса обучения, и т.д.
· Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
· Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
· Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
· Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
o школьная сеть,
o электронная почта,
o сайт (раздел сайта),
o форум,
o W iki-среда (Ви́ки (Wiki ) - гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации ),
o блог (сетевой журнал или дневник событий),
o RSS -поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
o подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
· Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.
На портале «Сеть творческих учителей» , созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос:
«Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?»
Результаты опроса
Как видно, мнения разделились…
Мне кажется, что использовать ИКТ компоненты можно на уроках любых предметов.
Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.
Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
· Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
·
Недостаточное количество электронных средств,
способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении
конкретной темы.
Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ
Н.Розовым, который отмечал: «Мы все
прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала.
Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического
опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет
равноправным партнером учебнику».
· Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
· Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
·
Лимит
времени у учителя
для создания собственного электронного дидактического
материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных
методик обучения.
(В связи с этим, может быть пересмотреть
вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а
"нагрузка" осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный
учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)
В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который
· Сохраняет человеческие приоритеты в обучении.
· Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям.
· Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером.
· Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ.
· Методически гибок»
Каким видят учителя в Год Учителя в Министерстве образования и науки РФ?
16 января 2010 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Тема заседания – «Как учить учителей?».
Было отмечено, что: необходимо обратить внимание, прежде всего, на информационные технологии, дистанционное обучение.
Подвел итог заседания Общественного совета Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко: «Для того чтобы что-то делать, надо знать, что такое хороший учитель. Мы уже ввели и согласовали с профсоюзами требования к аттестации педагогов. Учитель должен соответствовать определенным квалификационным требованиям».
По мнению Министра обязательно учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!
Татьяна Рындина
Статья «ИКТ - компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»
Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»
Стратегия информатизации системы дошкольного образования определена государственной концепцией, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества. Информатизация способствует интеграции и амплификации различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество. Особую актуальность проблема развития ИКТ приобрела с введением ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Поскольку современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. Компетентность педагога в области информационно-коммуникационных технологий является, с одной стороны, условием, детерминирующим создание данной среды, а с другой стороны – это значимый фактор, определяющий профессиональную педагогическую компетентность.
Создание руководителем детского сада условий для освоения педагогами ИКТ - компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А главная задача современного воспитателя – освоить ИКТ - технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Компоненты современных информационно-коммуникативных технологий должны применяться педагогом дошкольного образования при взаимодействии с воспитанниками, коллегами, администрацией и родителями. Для повышения ИКТ - компетентности педагогов используются разнообразные формы. Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются работа в паре, наставничество, мастер-классы, семинары-практикумы, неделя педагогического мастерства.
В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
Общепользовательская ИКТ-компетентность;
Общепедагогическая ИКТ-компетентность;
Предметно-педагогическая компетентность.
К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
ИКТ - технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.
В системе деятельности ДОО ИКТ могут быть использованы:
В организации образовательного процесса с детьми;
Организации методической работы с педагогами;
В процессе взаимодействия с родителями.
Использование ИКТ:
Дает возможность моделировать различные ситуации и среды, в том числе, те, с которыми ребенок в реальной жизни не может встретиться;
Способствует лучшему усвоению материала, поскольку задействованы все каналы восприятия материала;
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легко восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
Активизируется познавательная активность.
1. Области применения ИКТ для взаимодействия с детьми
Использование сети Интернет:
Дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
Разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видеоматериалы);
Обмен опытом, распространение идей и пособий.
Мультимедийные презентации позволяют представить материал, как алгоритмическую систему структурированных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет детям освоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Презентации используются для обозначения темы или иллюстраций к объяснениям педагога; сопровождения небольших театрализованных сценок, праздника, концерта, родительских собраний.
Видеофрагменты, схемы и модели позволяют показать детям те явления, факты и события окружающего мира, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни.
Использование развивающих и обучающих программ способствует оптимизации перехода ребенка от наглядно-образного к абстрактному мышлению (через умение оперировать символами); увеличивает количество ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно, способствует преодолению неуверенности в себе, снимает и профилактирует страх ошибок.
Использование ИКТ при организации образовательного процесса с детьми направлено на преобразование предметно-развивающей среды; создание новых средств для развития детей; использование новой наглядности, которая визуализирует проблемы, подлежащие решению. При этом образовательная деятельность становится динамичной и наглядной, в результате повышается познавательный интерес, что, в свою очередь приводит к повышению активности, снижению утомления, сохранению работоспособности. НОД с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая поиск в сети Интернет, самостоятельно или вместе с родителями. Дети не только видят результаты своей деятельности, но и осознают те действия, которые к этим результатам привели, а также значимость информации, без которой результат не может быть достигнут. В то же время, ребенок начинает понимать значение информационно-коммуникационных ресурсов как источника информации. Таким образом, формируются предпосылки информационной культуры.
2. При организации методической работы с педагогическими кадрами ИКТ позволяют распространять и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с профессиональным опытом не только российских, но и зарубежных педагогов, участвовать во всероссийских и международных интернет - конкурсах, проектах и конференциях, повышая свой социальный и профессиональный статус.
Обсуждение педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах позволяют эффективно и быстро расширять собственный профессиональный кругозор. Эффективной формой самообразования является участие в вебинарах, на которых можно пообщаться со многими ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и психологии, авторами программ и технологий, получить современные материалы для использования в работе. Кроме того, участие в вебинаре в режиме он-лайн дает возможность задать специалистам актуальные вопросы и получить ответ в режиме реального времени. Сетевые технологии общения дают педагогам возможность профессионально общаться в широкой аудитории пользователей сети Интернет.
Использование ИКТ помогает педагогу в подборе иллюстративного материала к НОД, оформлению стендов, альбомов, групп, кабинетов, позволяет разнообразить пространственно-развивающую среду. Создание дидактических игр, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, оформление групповой документации с использованием ИКТ делают работу педагога более эффективной. Использование компьютера для оформления групповой документации упрощает деятельность педагога, экономит время и усилия.
3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет:
Обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести он-лайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт на сайте ДОУ, который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме он-лайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.
Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ – технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней.
Литература
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание,1991г., №5
3. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6.. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997
педагога.Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные требования. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д.
Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образо -
вательного процесса в информационную среду (ИС). Более полное погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владение этими возможностями – базовый элемент педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.
ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС.
Профессиональная ИКТ-компетентность
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
Общепользовательская ИКТ-компетентность.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
2. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
3. Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.
Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию.
Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ – компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ – компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.
Компоненты ИКТ-компетентности учителя
Общепользовательский компонент
1. Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
2. Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
3. Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
4. Клавиатурный ввод.
5. Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
6. Навыки поиска в Интернете и базах данных.
7. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
1 . Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
Организации образовательного процесса:
- выдача заданий учащимся,
- проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
- составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,
- дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
2. Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
3. Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
4. Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
5. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
6. Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
7. Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
8. Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
9. Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
10. Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
11. Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент.
После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
2. Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
3. Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
4. Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
5. Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
6. Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
o литературные тексты и экранизации, o исторические документы, включая исто-
рические карты.
7. Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
8. Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
9. Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
10. Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
11. Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.
Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности.
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
1. Введение Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования, например – начального).
2. Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе.
3. Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.
4. Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения.