Операция торч и ее значение для ссср. Операция "торч" и ее политические. Последствия ядерного взрыва под Крестищами

Коммандос [Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений] Миллер Дон

Операция «Факел»

Операция «Факел»

Роммель начал отвод войск в Тунис 4 ноября 1942 г. 8 ноября союзники приступили к операции «Факел». Предполагалось высадить воздушный и морской десант на побережье северной Африки, контролируемом коллаборационистским французским правительством Виши и устроить капкан для отступающих немцев. Коммандос и рейнджеры получили задание, похожее на невыполненное в ходе операции в Дьепп. Однако на этот раз они добились гораздо больших успехов, 1-й батальон рейнджеров атаковал артиллерийскую батарею, защищающую пляж в городе Арзев в западном Алжире (этот город - одна из целей операции). Темвременем 2 группы коммандос высадились в Алжирском заливе и уничтожили прибрежные укрепления.

В противоположность яростному сопротивлению в Дьеппе, оборона французов в северной Африке была довольно слабой и разрозненной. В операции «Факел» очень важную задачу выполняли парашютисты; они должны были захватить французские авиационные базы, главные узлы коммуникаций и помочь силам союзников в наступлении на Тунис, 509-й батальон парашютистов был доставлен прямо на базу ВВС в Сении, вблизи Орана, с использованием 39 самолетов С-47. Командующий этой рискованной операцией подполковник Рафф получил информацию от союзной разведки, что французы не будут сопротивляться. Поэтому он принял решение приземляться прямо на летные полосы. Как и в случае локализации штаб-квартиры Роммеля (во время операции «Крестоносец»), разведка ошиблась, что привело к катастрофе. Французы встретили наступающих таким мощным огнем, что Рафф и его люди были вынуждены совершить аварийную посадку на ближайшем солевом озере. Поэтому заслуга захвата Сении принадлежит наземным силам. Затем положение улучшилось, 8-го ноября 3-й батальон парашютистов приземлился в Боне, в 250 км западнее Туниса. Три дня спустя 509-й батальон, пришедший в себя после «дружеской встречи» в Сении, приземлился на аэродроме в Тебесе (200 км от Бона), на границе между Тунисом и Ливией. Здесь союзники были приняты как освободители.

Гораздо менее благожелательно приняли 1-й батальон парашютистов, приземлившийся 16 ноября в Сук эль Арба (120 км западнее Туниса). К счастью, английским офицерам удалось вовремя овладеть ситуацией. Они внушили командующему французским гарнизоном (3 000 солдат), что являются передовыми частями двух танковых дивизий, находящихся поблизости.

29 ноября 2-й батальон парашютистов под командованием Джона Фроста (который со времени рейда на Брюневиль дослужился до чина подполковника) высадился недалеко от авиационной базы Оудна, в 15 км от города. Хотя немцы уже покинули базу, с ближайшего горного хребта можно было видеть не только белые минареты. Тунис и его окрестности были буквально набиты механизированными и танковыми соединениями войск «Оси». Находясь под угрозой надвигающихся немцев и итальянцев, 2-й батальон парашютистов 30 ноября начал отступать. Отход английских частей не напоминал паническое бегство газели, преследуемой стадом львов. Это было отступление раненого льва перед стадом гиен. Ведя упорные бои, 3-го декабря 2-й батальон парашютистов достиг позиций союзников. Он потерял 266 человек, но линия его отступления была буквально устлана уничтоженными танками войск «Оси» и сотнями итальянских и немецких трупов. В первый, но не последний раз 2-й батальон парашютистов воспротивился внешне неумолимой логике войны.

К началу декабря 1942 г. стало понятно, что несмотря на усилия парашютистов, у союзников нет шансов захватить Тунис с ходу. Командование с сожалением констатировало, что война в Африке в ближайшее время не закончится. Однако стратегическое положение было неплохим. Силы «Оси», стиснутые на небольшом пространстве (430 км с севера на юг) уже не имели шансов проводить крупные контрнаступления.

Теперь английские коммандос и парашютисты должны были сражаться на линии фронта, как обычная пехота. Подобная ситуация повторялась много раз в последующие два года. 7 марта 1943 г. произошло первое столкновение между батальоном немецких парашютистов под командованием легендарного майора Витцига и 1-м батальоном парашютистов. Вначале немецкие солдаты нанесли потери англичанам, однако последние предприняли удачную контратаку и заставили немцев отступить.

Коммандос и парашютисты союзников сражались на передовой до апреля 1943 г., потеряв в общей сложности 1 700 человек. Солдаты в красных беретах проявили незаурядную отвагу и, возможно поэтому противник называл их «красными дьяволами». Английские парашютисты и сейчас гордятся этим прозвищем.

В то время как англичане действовали на линии фронта, их американские коллеги проводили очень опасные разведывательные действия и диверсионные рейды. Каждая атака могла закончиться трагически, поскольку на маленькой площади было сконцентрировано много тысяч солдат «Оси», охотно поддерживаемых тунисскими арабами, которые были враждебно настроены к союзникам.

21 декабря 1942 г. взвод солдат из 509-го батальона высадился в районе Эль Джем, в южном Тунисе с задачей взорвать железнодорожный мост. Мост был взорван, однако возвращение стало кошмаром. Солдатам предстояло пройти 170 км горной местности и пустыни. Из 44 солдат-участников рейда в живых остались только восемь.

Неприятности переживали даже самые опытные «пираты пустыни», приданные 8-й английской армии наступавшей с юго-востока. Так, патруль САС под командой самого Дэвида Стирлинга, направившийся на разведку в район Габес Гэп в южном Тунисе был обнаружен немцами и попал в плен. Правда, Стирлингу удалось бежать, но его схватили через 36 часов.

Патрулям ЛРДГ повезло больше. Один из них, состоявший из новозеландцев под командой капитана Ника Уайлдера, обнаружил свободный проход между холмами к западу от линии Марет. Вскоре проход получил имя капитана. 20 марта 1943 г. Уайлдер провел через него 27 000 солдат и 200 танков (большей частью из 2-й Новозеландской механизированной дивизии). Эти соединения окружили с запада линию Марет, что стало началом конца сил «Оси» в Тунисе и всей Северной Африке.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Из книги Вторая мировая война автора Бивор Энтони

Глава 25 Эль-Аламейн и операция «Факел» Октябрь–ноябрь 1942 г. В октябре 1942 г., когда Жуков и Василевский готовили масштабное окружение немецкой Шестой армии под Сталинградом, Роммель был в Германии, в отпуске по болезни. Он страдал от последствий стресса, низкого кровяного

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Перехваченный факел Маркс, как и почти все революционеры, считал существующий порядок чем-то плохим и неудобным для человечества. Это естественнейшим образом приводило его и к борьбе с Богом – как существом, изначально создавшим некие законы существования

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Мани, Факел, Фарес Всем известна библейская легенда о пире Валтасара, который он закатил во время осады Вавилона персидским царем Киром. Он кощунственно пил вино из золотых и серебряных сосудов, похищенных некогда Навуходоносором из храма Иерусалимского. В самый разгар

Из книги Флибустьерское море автора Блон Жорж

автора Хаттори Такусиро

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

Глава седьмая Воинский талант Петра. – Операция завоевания Ингрии. – Гродненская операция 1706 года. 1708 год и Полтава Мысль о создании коалиции против турецко-татарского мира потерпела в Европе полное крушение. Петр к ней остыл. С Запада он вывез другие планы.

автора Хаттори Такусиро

3. Операция «И» С марта 1943 года опасность, создаваемая авиацией противника, становилась все более серьезной; транспортировка наших войск и военных материалов в восточную часть Новой Гвинеи, а также в центральную и северную часть Соломоновых о-вов столкнулась с большими

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

3. Первая операция при Акьябе и операция по уничтожению остатков противника в Северной Бирме Контрнаступление англо-индийских войск, развернувшееся на фронте в районе Акьяба (Бирма) в конце 1942 года, и наши операции по нанесению контрударов имели большое значение для

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

2. Пекин-Ханькоуская операция - операция «Ко» Положение сторон перед началом операции.Мост через р. Хуанхэ у Баванчэна на железной дороге Пекин - Ханькоу, в свое время разрушенный артиллерией противника, к 25 марта был восстановлен. На центральнокитайском направлении

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

3. Хунань-Гуйлиньская операция - операция «То» Наступление на Хэнъян, план руководства боевыми действиями. Пока успешно развивалась Пекин-Ханькоуская операция, японцы продолжали подготовку Хунань-Гуйлиньской операции.В день захвата Лояна, т. е. 25 мая, главнокомандующий

Из книги Другой взгляд на Сталина автора Мартенс Людо

В 1945-м США подхватили гитлеровский факел Сразу после поражения немецких, японских и итальянских фашистов США вслед за гитлеровцами начали мечтать о мировом господстве, и Вашингтон вербовал большое количество бывших нацистов, чтобы достигнуть этой цели.Роберт Мерфи,

автора Волков Федор Дмитриевич

"Факел" запылает в Африке Незадолго до полуночи 17 июня 1942 г. летающая лодка «Боинг» - на ее борту находились британский премьер Уинстон Черчилль и начальник имперского генерального штаба Аллан Брук - вылетела с английского аэродрома Страмрэра, взяв курс на Вашингтон.

Из книги За кулисами второй мировой войны автора Волков Федор Дмитриевич

"Факел" запылал в Африке Вместо открытия второго фронта в Европе Англия и США в начале ноября 1942 г. высадили свои войска, насчитывавшие около 500 тыс. человек (всего 13 дивизий), в Северной Африке - в Алжире и Марокко.Союзники заняли порты Алжир, Оран, Касабланку и начали

P-219 – британская подводная лодка типа S – сошла со стапелей в Барроуин-Фурнесс в октябре 1941 года. Ей суждено было прославиться выполнением секретного задания под именем HMS Seraph под командованием капитана 3-го ранга М.Л.А. Джевелла. В этой тайной операции, вероятно, шла речь не только о высадке диверсантов на берег, как это, например, делали немецкие подводные лодки U-202 и U-548 на побережье у Джексонвилла. P-219 высаживала ключевых офицеров, и удачное проведение операции имело решающее значение для всего дальнейшего хода войны.

Командир Seraph был худощавым молодым человеком, приятным и не лишенным чувства юмора. Однажды во второй половине октября в Гибралтаре командование ВМФ доверило ему «простую, интересную и не слишком опасную задачу» – взять на борт генерала и нескольких американских офицеров: генерала Кларка, подполковника Лимана Л. Лемнистена, полковника Хамблена, капитана Геральда Райта и полковника Юлиуса Холмса. Он должен был высадить их со своей лодки Seraph на побережье у Шершеля, в 113 километрах западнее Алжира, на сушу, где американцы хотели встретиться с руководителями французского движения Сопротивления в Северной Африке, чтобы согласовать высадку подразделений союзников.

Командир американских коммандос Кортни и его люди должны были принять участие в высадке и обеспечить охрану американцев на суше. Seraph вышла в море со своими пассажирами и 20 октября в 1 час ночи прибыл в условленное место. Глубокой ночью высаживаться было поздно; дождались следующего дня и затем провели высадку 4 маленьким лодками под управлением людей Кортни.

Встреча американцев с французами – ими руководил генерал Маст – произошла на вилле недалеко от побережья. Обсуждались участие базирующихся в Северной Африке французов, их поддержка при проведении высадки, а также дата – корабли уже были готовы к высадке, также шла речь о генерале Жиро, который недавно сбежал из немецкой крепости.

Французский генерал, сбежавший в неоккупированную часть Франции, хотел получить руководство над вооруженными силами союзников. Решили, что подводная лодка должна забрать генерала в определенной точке побережья в провинции, однако эту задачу по желанию генерала должны были выполнить американцы, а не британцы!

После прибытия французского полицейского чиновника, который поднял тревогу, американцы ушли и не без трудностей снова прибыли на борт. Сильный прибой переворачивал легкие лодки. Благодаря опыту и сноровке коммандос, американцы с помощью французов смогли снова попасть на борт Seraph… и позволили себе заслуженный виски!

Тем же путем подводная лодка ушла. На следующий день встретилась с приводнившейся неподалеку летающей лодкой «Каталина», чтобы передать на ее борт американцев и вернуть их в Гибралтар.

Койка на борту Seraph, покинутая генералом Кларком, вскоре снова должна была принять генерала!

Проблема для командира подводной лодки, для Кортни, который находился на борту, для американского полковника ВВС Бреда Гэйлорда, который говорил по-французски, и капитана Геральда Райта состояла не в посадке на корабль генерала Гираудса, который прослыл солдафоном, а в том, чтобы представить подводную лодку как американский корабль. Мог ли генерал различать оксфордский английский и американский сленг? Капитан Кортни был вынужден вести себя как образцовый командир подводной лодки, в то время как капитану 3-го ранга Джевеллу – он же Билл – предстояло играть роль молодого офицера, который всегда был рядом, молчал и даже немного мешал. Американский флаг был также подготовлен к поднятию, что побудило Джевелла заметить: «Я останусь на мостике с бутылочкой нюхательной соли в руке, на случай если два моих сигнальщика потеряют сознание».

Seraph подошла к мысу Негро в ночь на 4 ноября. В эту безлунную, но тем не менее светлую ночь она лежала на грунте под водой в 80 километрах от морского побережья и ждала сообщения из своего штаба. Наконец пришел приказ, и подводная лодка легла на грунт менее чем в 800 метрах от мола Лафандоу. Был светлый день, можно было наблюдать за движением в прибрежной деревне. Однако, к сожалению, в предусмотренное для посадки на корабль время поднялся настоящий шторм, и генерал Жиро, ожидая со своим сыном Андре на вилле Негро, капитаном Андре Беауффре и еще одним офицером штаба, боялся, что не сможет попасть на борт, так как у них в распоряжении не было ни одной рыбацкой лодки. Хотя один надежный человек имелся, но он отказался перевозить их в такую штормовую погоду. Внезапно ветер стих, как это часто бывает в Средиземном море; был подходящий момент для погрузки на корабль. Генерал прыгнул на палубу подводной лодки, и в этот же самый момент волна отбросила лодку. Генерал, одетый в гражданское – в пальто и сером котелке, – чуть не упал в море между лодками. Матросы помогли ему выйти из пикантной ситуации, и вскоре после этого Seraph снова погрузилась.

На следующий день они все еще шли под водой. Американцы выслушали рассказ о бегстве генерала из Кёнингштайна. Тот же засыпал их вопросами о предстоящей высадке, однако они не могли и не хотели ничего рассказывать. Они отпускали шутки… К сожалению, несколько юнг на следующий день в присутствии генерала проболтались об обманном маневре лодки. Через час генерал начал беседу с Кортни на отличном английском языке, не сделав ни единого намека на свою осведомленность.

Тем не менее произошел другой инцидент. Айсенховер по радио просил Жиро разрешить опубликование заявления, дословный текст которого он тут же привел.

«Я – солдат, – говорил Жиро, – не политик. Я не могу утвердить опубликование этого заявления». При этом маленький винт совершенно случайно упал во внутреннюю часть передатчика и вызвал короткое замыкание; передатчик отказал. Генерал Жиро не смог ответить. Летающая лодка появилась и приводнилась поблизости от подводной лодки. Командование приготовило 3 шлюпки, которые должны были перевезти Жиро, 3 других французов, Бреда Гэйлорда и Геральда Райта к летающей лодке. Но как только они собрались пересаживаться, появился немецкий самолет. Для погружения было уже слишком поздно, однако самолет не атаковал, а снова исчез. Теперь Жиро и его спутники были доставлены на летающую лодку. «Каталина» взлетела, и Жиро сам смог увидеть на море стягивающиеся к Алжиру и Орану корабли союзников. Он прибыл слишком поздно, чтобы принять участие в высадке…

Операция «Торч» подготавливалась англо-американцами в режиме строгой секретности. Планировалось перебросить по морю и высадить в районе Орана, Алжира и Федала 6 первых конвоев (наступающие конвои) и 4 ударных конвоя (атакующие конвои) англичан, всего 340 кораблей и судов, а также 3 американских конвоя численностью 221 корабль, которые транспортировали в общей сложности около 23 000 англичан и 84 000 американцев со всей боевой техникой. Армада войсковых транспортов, танкеров, вспомогательных кораблей различных типов прикрывалась линкорами, авианосцами, крейсерами, эсминцами, фрегатами и 10 подводными лодками ВМФ Великобритании. Прикрытие с воздуха было такое сильное, что оно в принципе было способно потопить любую подводную лодку: 15-я эскадрилья командования береговой авиации сопровождала британские конвои настолько далеко, насколько это было возможно, в то время как 19-я эскадрилья поддерживала наступление командования бомбардировочной авиации в Бискайском заливе. В операции принимало участие также 8-е соединение ВВС США.

Назначенная ранее на 30 октября дата высадки неоднократно переносилась: американцы были еще не готовы. 26 октября в Кадице был найден труп офицера со сбитой немцами у испанского морского побережья летающей лодки «Каталина». Этот человек вез с собой документ, в котором была дата высадки – 4 ноября. В итоге высадка была назначена на 8 ноября.

Британское адмиралтейство, прежде всего, опасалось того, что нагруженные войсками конвои будут обнаружены подводными лодками и эта информация будет доложена командованию подводных сил Германии. Англичане рассчитывали, что в конце октября в боевом применении будут участвовать 50 подводных лодок, а в дальнейшем при определенных условиях – еще 25 лодок.

Было практически невозможно незаметно перебросить почти 600 кораблей и судов. 26 октября Rodney был обнаружен подводной лодкой, которая приняла его за американский крейсер. Главный атакующий конвой КМФ был обнаружен 2 ноября на 38-м градусе северной широты и 22-м градусе западной долготы. Дёниц был проинформирован своими патрулирующими подводными лодками об этих больших конвоях в море, тем не менее он считал, что наступление будет в направлении Дакара, и отдал примерно 60 лодкам, немецким и нескольким итальянским, приказ идти в район побережья Сенегала.

20 октября на западе Бискайского залива самолетом 224-й эскадрильи была потоплена первая подводная лодка (U-216). 24-го «Либерейтор» той же группы потопил далее к югу U-559.

8 ноября в 1 час ночи началась высадка в Северной Африке; Дёниц узнал об этом только в 6.30 и безотлагательно послал находящиеся поблизости подводные лодки в район высадки. Они, правда, более не могли помешать ей, но по меньшей мере должны были мешать снабжению высадившихся подразделений. Было уже слишком поздно: подводные лодки, на которые охотились самолеты и эсминцы союзников, могли потопить лишь сравнительно незначительное количество их судов, принимая во внимание интенсивное судоходство у марокканского и алжирского побережья, а также большое количество кораблей союзников, которые прибывали по маршруту из Гибралтара.

В действительности не только вооруженные силы союзников охотились на подводные лодки, им также мешали мели у марокканского побережья, которые простирались примерно на 25 миль.

Первая атаковала U-173 (обер-лейтенант Швайхель) вечером 11 ноября. Ей удавалось проникнуть на рейд Федала, где она торпедировала транспорт, танкер и американский эсминец Hambleton. Из-за быстрой контратаки у нее не было времени определить результаты своих пусков. Торпедированные корабли были не потоплены, а только повреждены.

На следующий день U-150 (капитан-лейтенант Кальс) пробовала преодолеть заграждения.

«16.00. Теперь мне известно, что на рейде стоят приблизительно 20 транспортов, авианосец на юге, крейсер с мачтой-треногой непосредственно у морского берега, 2 танкера и транспортно-высадочные средства. Несколько кораблей охранения к западу от морского побережья и вблизи боевых кораблей. Вынужден очень осторожно идти по гладкому, как зеркало, морю, необходимо постоянно осматриваться. Выбирать надо лишь ближайшие корабли в пределах досягаемости…

19.15. Над водой. Соединение крейсеров в зоне видимости. 2 крейсера типа Birmingham и Frobisher, сверх этого 3 эсминца класса K идут восточным курсом в 15 морских милях. Я напрягаю все силы в течение 5 часов, но эсминец постоянно оттесняет меня. Время от времени определяю местоположение корабля радиолокатором на частоте 139 сантиметров.

00.15. Подошел к находившемуся позади крейсеру типа Birmingham. Из веерного залпа четырьмя торпедами 2 торпеды шли по поверхности и по кругу (из-за неисправности); одна через 70 секунд хода попадает в машинное отделение. Корабль дрейфует, 3 эсминца охраняют его. Второй крейсер уходит с высокой скоростью на восток.

Через один час оборона прорвана. Выпускаю по завершающей торпеде в 1.28 и в 1.48. Первая пробоина в центре корпуса. Крейсер ложится с сильным креном на правый борт. В 2.01 я делаю пробоину в концевом корабле, проходившем вдоль борта эсминце класса K. Сильный взрыв с большой взрывной волной и детонацией глубинных бомб под кормой.

В 2.06 еще пробоины в крейсере. Корабль все еще не тонет. Меня преследует эсминец своими осветительными снарядами, потерял рулевое управление, пожар на распределительном пульте. Бомбардировка глубинными бомбами на глубине 120 и 160 метров. Перезарядка.

В 4.30 всплытие. Подошел к глубоко сидящему в воде крейсеру, который медленно буксируется идущим задним ходом эсминцем. Внезапный обстрел эсминцем охранения и из передней башни крейсера. Снова тревога! Многочисленные глубинные бомбы, шумы гидролокационных станций англичан.

6.13. Снова всплытие. Подошел к крейсеру. Артиллерийский обстрел с эсминца. В 6.50 двойной пуск торпед из I и 11 аппаратов в упрежденную точку встречи с целю. Цель получила еще одну пробоину. Снова на глубине, глубинные бомбы и преследование с помощью гидроакустических приборов. С успехом применялся «Больд» 1 .

На следующий день были сброшены сотни глубинных бомб, с перископной глубины были зафиксированы самолеты и группы охотников…» 2

14 ноября U-155 (капитан-лейтенант Пининг) потопила конвойный авианосец Avenger (водоизмещение 13 785 тонн) и транспорт Ettrick (11 272 брт) к западу от Гибралтара; U-413 уничтожила большой войсковой транспорт Warwick Castle тоннажем 20 107 брт.

6 подводных лодок прошли Гибралтар и присоединились к курсировавшим у Орана и Алжира итальянским субмаринам. Оставшиеся в Южной Атлантике лодки потопили 13 судов конвоя SL-125.

Немецкие потери подводных лодок были огромны, в период между 10 и 12 ноября в Средиземном море были потоплены U-660, U-605, U-595, U-411, U-259, U-28 и U-331 3 .

Особенно драматичен был конец U-595. Эта подводная лодка VII серии водоизмещением 500 тонн, под командованием капитан-лейтенанта Юргена Куэст-Фаслема ночью 7 ноября прошла по трассе из Гибралтара в надводном положении. Она обнаружила британский авианосец и пропустила его, затем столкнулась с 29-й флотилией в Ла-Специа.

14 ноября в 7.45 U-595 находилась в надводном положении у мыса Тенес, когда ее атаковал британский самолет, сбросив четыре бомбы, – одна из них попала на палубу, отскочила в воду и взорвалась; Куэст-Фаслем сразу скомандовал погружение. Имелись многочисленные и тяжелые повреждения: никакого освещения, пожар в электродвигателе, течь в корме, ящики с продуктами раскрылись, их содержимое разбросало по палубе.

Куэст-Фаслем принимает решение всплыть; один из электродвигателей, правда, снова в строю, однако число его оборотов слишком незначительно, чтобы держать лодку в подводном положении, а U-595 тяжелеет.

После обсуждения ситуации с главным инженером Мирбахом командир решает внезапно всплыть и уйти к морскому побережью, чтобы высадить большую часть экипажа на сушу. Несколько человек должны были остаться на борту, чтобы затопить лодку.

Едва всплыв, U-595 была атакована сначала 4, а затем 14 самолетами. Несмотря на постоянные атаки, в 4 часа лодка достигла берега. Немцы ждали до тех пор, пока самолеты не приблизились на 200 метров, затем открыли огонь из 20-мм пушки. Внезапно эхолот показал 8 метров! Лодка садится на мель у мыса Хамис, в 70 милях северо-западнее Орана.

Куэст-Фаслем идет в свою каюту, оборачивает флаг корабля вокруг шеи, вешает себе на грудь Железный крест, который 12 октября ему вручил Дёниц после его второго патрулирования в Северной Атлантике, и отдает приказ всем покинуть лодку.

Фон Мирбах устанавливает семь взрывных зарядов, в то время как экипаж прыгает в воду; подводная лодка быстро тонет. Несколько матросов залезают в надувную лодку, другие плывут к берегу. Атаки авиации прекратились. Один из британских эсминцев вылавливал матросов. 44 человека выбрались на сушу и ушли в глубь страны. Английская авиация обнаружила их и сбросила листовки, в которых по-немецки и по-итальянски было написано: «Остановитесь, или я вас всех расстреляю из пулемета!»

Немцы не послушались предупреждения и рассеялись. Английский самолет стрелял, но, однако, ни в кого не попал.

На дороге в окрестностях деревни Пикарды немцы встретили подразделение французских солдат под командой офицера. Куэст-Фаслем подумал, что это союзники, и сдался…

Итальянцы точно так же потеряли 7 подводных лодок: Antonio Sciensa 7 ноября под Тобруком, Granito 9-го северо– западнее Сицилии, Eno 10-го у Алжира, Dessie 28-го у Боне, Porfido 6 декабря, торпедированы английской подводной лодкой Tigris, Corallo 13-го у Боже и Uarscieck 15 декабря у Мальты, потоплены греческим миноносцем Queen Olga.

В общем и целом операция «Торч» стоила флотам подводных лодок Германии и Италии тяжелых потерь, которые не смогли компенсировать достигнутые успехи.

Массовое уничтожение французских подводных лодок

Базирующиеся в Северной Африке французские подводные лодки не могли проводить тренировочных рейдов в море, так как не хватало топлива. Некоторые были сняты с эксплуатации из-за необходимости проведения ремонтных работ. Когда пришло сообщение о нахождении англо-американского флота у марокканского побережья, все имеющиеся в распоряжении лодки получили команду предотвратить высадку.

Пять кораблей типа «600 тонн», Meduse (капитан-лейтенант Рой), La Sybille (капитан 2-го ранга Краут), Antiope (капитан-лейтенант Милле), Amazone (капитан-лейтенант Фер– дафайне), Orphёе (капитан 3-го ранга Ле Галл), вышли из базы Касабланка. La Sybille была потоплена вместе с экипажем на борту у Федала, Amazone и Antiope достигли не без трудностей Дакара, Orphёe вернулась в Касабланку. Несколько нерезультативных торпедных атак по кораблям союзников провели Mёduse, Antiope и Amazone; торпедный залп Mёdusе веером прошел совсем рядом с линкором Massachusetts.

Три других лодки типа «600-тонные», Psyche, Oreade и Amphitrite, пали жертвами воздушных налетов у пирса Касабланки; несколько офицеров и матросов погибло. Участь «1500-тонных» лодок была так же трагична: Sidi Ferruch при первом воздушном налете стояла у пристани. Ее командир, капитан 3-го ранга Лароце, был тяжело ранен, шестеро из его офицеров и матросов было убито. Несмотря на пробоину от попадания авиабомбы, Sidi-Ferruch вышла под командованием второго помощника, капитан-лейтенанта Дэвида. Она подверглась бомбардировке, но погрузилась после того, как были открыты кингстоны цистерн быстрого погружения. Дэвид всплыл в 120 милях от Сафи рядом с испанским торговым судном, передал ему двух тяжелораненых и ушел. Никто никогда больше не видел Sidi-Ferruch. Наверное, лодка была уничтожена самолетом с американского эскортного авианосца Suwanne.

Командир Tonnant, капитан 1-го ранга Паумье пал жертвой первого воздушного налета на суше. На борту тоже имелись жертвы: 2 погибших, 19 раненых и поврежденные цистерны погружения. После проведения ремонта Tonnant все же вышла с экипажем в 45 человек, в то время как ее штатный экипаж состоял из 61 человека. 10 ноября она встретила эскортный авианосец Avenger и атаковала его, хотя он был окружен многочисленными кораблями. Лодка имела на борту всего четыре торпеды и выпустила все по Avenger; они, не попав, прошли за американским кораблем. 15 ноября экипаж затопил Tonnant после 24-часового пребывания в открытом море перед портом Кадис и спасен испанскими рыбаками.

Conquerant, которая стояла на ремонте в плавучем доке, под командованием капитан-лейтенанта Лефевра удалось уйти без торпед и с поврежденным перескопом, ее целью был Дакар. 11 ноября она была потоплена американскими самолетами вблизи Вилла-Киснерос.

Стоящие у пристани в Оране небоеспособные подводные лодки Diane, Ceres, Pallas, Danae и Ariane были затоплены собственными экипажами. Caiman и Marsouin, которые стояли на якоре у северного мола Алжира, были обстреляны британскими самолетами из пулеметов; обе лодки были готовы к выходу, экипажи перерубили тросы, покинули порт и ушли под воду. Английские эсминцы преследовали их и сбрасывали глубинные бомбы. Атаки продолжались 24 часа, и офицеры и команды спрашивали себя, не будут ли их подводные лодки потоплены теми людьми, которых они все еще рассматривали – вопреки Мерсэль-^бир, вопреки взрывам глубинных бомб – в качестве своих друзей… И они ушли в Тулон, который еще не был занят немцами. 11 ноября они были в Тулоне. 13-го к ним присоединилась Fresnel, которая с 8 по 10 ноября, уходя из Орана от преследования англичан и американцев с их глубинными бомбами, насчитала 250 взрывов. Acteon (капитан-лейтенант Клавир) и Argonaute (капитан– лейтенант Верон), которые ушли с Fresnel из Орана, были потоплены союзниками.

Marsouin сразу по прибытии в Тулон принялась ремонтировать свои дизели и пыталась выполнять погружения на рейде.

Однако этим трагедия французских подводных лодок еще не закончилась.

Годовой баланс в 1942 году

Дёниц высказал фюреру свои опасения, когда 16 декабря получил приказ заменить потерянные в Средиземном море лодки новыми и 20 из них держать в постоянной готовности к применению западнее Гибралтара. «Учитывая сложившуюся ситуацию, я считаю с высокой долей вероятности, что дальнейшее использование подводных лодок для предотвращения снабжения Африки может принести лишь самые незначительные результаты… – писал командующий подводными силами 18 ноября. – Однако особенно негативно это применение подводных лодок отразится на ходе войны против транспортов в Атлантике, в которой я по-прежнему вижу основную задачу подводных лодок. Уничтожение транспортов является, вероятно, решающим вкладом подводных лодок в ход войны. Противник уяснил это хорошо… »

Адмирал Дёниц был прав. 14 января 1943 года в Касабланке началось совещание, в котором принимали участие Франклин Д. Рузвельт, Уинстон Черчилль, адмиралы E. Дж. Кинг и сэр Дадли Поунд, маршал ВВС сэр К. Портал. Обсуждалось критическое положение в Северной Атлантике, сложившееся из-за торпедных атак в течение прошедших месяцев. В сентябре это были 98 судов (тоннажем 485 413 брт), в октябре 94 судна (тоннажем 619 417 брт), в ноябре рекордное число в 119 судов (тоннажем 729 160 брт), в декабре 61 судно (тоннажем 330 816 брт).

«Мы располагали в середине декабря, – был вынужден позднее писать капитан Роскилл, – только около 300 000 тонн жидкого топлива, в то время как наше ежемесячное потребление составляло 130 000 тонн… Британские поставки снизились до уровня менее чем 34 000 тонн, это было меньше одной трети поставок 1939 года… Адмиралтейство считало, что борьба на трассах конвоев ведется еще недостаточно решительно, что враг использует больше сил, чем раньше, и что вытекающий из этой долгой борьбы кризис не позволяет больше медлить». Недостаток топлива вынуждал конвои союзников выбирать самый короткий путь, и это облегчало задачу подводным лодкам.

Успехи подводных лодок в течение последних 3 месяцев нужно было приписывать ослаблению охраны конвоев в Северной Атлантике, так как примерно 100 эскортных кораблей было привлечено к участию в операции «Торч».

Тем не менее англичане и американцы с удовлетворением отметили, что объем потопленного в ноябре тоннажа соответствовал по величине вновь построенному, который впоследствии мог лишь расти. Они имели все возможности, которые предлагал сильный промышленный потенциал Соединенных Штатов и Канады.

Несмотря на успехи подводных лодок, Дёниц отмечал, что союзники перехватили инициативу в ведении войны. Он писал о неизвестности, в которой находилось немецкое руководство относительно ожидающейся цели наступления союзников, а выгодное положение союзников подчеркивало их значение как морских держав. Море с его чрезвычайной транспортной вместимостью, учитывая значительную протяженность морских берегов континента, позволяло проводить наступление в менее всего защищенном месте. Вследствие этого морская держава, как они считали, располагала инициативой.

В конце года немцы использовали любую возможность и все свои средства, чтобы преследовать каждое судно. Вследствие этого дело дошло до скапливания подводных лодок в устье Ориноко, к западу от Тринидада вплоть до острова Аруба и перед Фритауном. Не всегда результаты соответствовали надеждам Дёница. Союзники распространяли слухи о высадках на побережье, где ничто не должно было случаться, и немецкие агенты передавали ложные сведения. Например, две подводные лодки группы Eisbar, U-68 (капитан 3-го ранга К.Ф. Мертен) и U-172 (капитан-лейтенант Эммерман), которые не участвовали в афере с Лаконией, появились в точке, где должны были находиться примерно 50 судов союзников. Рейд был пуст! Тогда Дёниц сказал: «Мы охотимся на бабочек».

Первая лодка IXD2 серии, U-179 (капитан 2-го ранга Зобе), вошла в группу Eisbar. Наконец, операция оказалась успешной, так как были торпедированы 27 судов тоннажем 161 121 брт, в частности, очень большие суда: 9 октября итальянская подводная лодка Archimede (Саккардо) потопила судно Oronsay тоннажем 20 043 брт и, наконец, U-178 (Иббекен) торпедой уничтожила Duchess of Atholl тоннажем 20 119 брт. Немцы потеряли в ноябре 6 подводных лодок, в декабре – 5, соответственно 6,3 процента и 5,1 процента от общей боевой мощи на море. В ходе 1942 года немецкие и итальянские подводные лодки потопили в целом 1160 судов тоннажем 6 236 215 брт. Немецкие потери в подводных лодках были незначительны, 3,9 процента в первом и 8,9 процента во втором полугодии. Дёниц получил в последнем квартале только 17 новых лодок вместо 20 предусмотренных.

Изменения в руководстве

19 ноября адмирал сэр Макс Хортон, который с начала войны командовал базирующимися в Великобритании подводными лодками, принял у сэра Перси Нобле главное командование «западными подступами» (западные фарватеры Ла-Манша, к югу от Корнуолла). Весьма способный, хороший организатор и бывший подводник, он был подходящим человеком, чтобы организовать жесткую борьбу с подводными лодками Дёница.

Он реорганизовал конвои, наладил сообщение между надводными кораблями и самолетами командования береговой авиации. Он понимал, что битву в Атлантике нужно было вести не только с использованием сырья и материалов.

31 декабря 1942 года в Ледовитом океане произошло морское сражение за конвой JW-51B. Тяжелый крейсер Hipper, флагманский корабль от адмирала Куммеца, крейсер Lutzow и 6 эсминцев напали на этот большой конвой, несмотря на значительность охранения. Тогда британский адмирал Бурнетт повредил артиллерийским огнем Hipper и потопил Eckholdt. Гитлер в это время находился на Бергхофе в Берх– тесгадене и узнал об этом неприятном происшествии из сообщения Би-би-си; последовала вспышка ярости, направленная на военно-морской флот и его шефа, гросс-адмирала Редера, возражавшего против разоружения больших надводных кораблей, которые фюрер считал бесполезным железным ломом; с них было снято несколько тысяч человек команды и сотни тяжелых орудий, которые, по мнению фюрера, должны были принести больше пользы на русском фронте.

Гитлер доверял Дёницу, который руководил решительно, энергично и гибко. 31 января 1943 года Гитлер назначил Дёница гросс-адмиралом; он принял командование военно– морским флотом вместо Редера. Дёниц сразу изучил полученные у своего предшественника документы и 26 февраля на совещании доложил о постоянно увеличивающихся военных и политических потерях от разоружения «бесцельных» кораблей. Гитлер был рассержен, тем не менее и дальше оказывал ему доверие. «Он же не мог назначать нового гросс-адмирала каждые шесть месяцев!» – говорил позднее Дёниц.

Дёниц, который находился теперь ближе к Groben Manitu – он прибыл в Берлин и остановился в отеле Am Stein– platz, – теперь был «на коне» и мог обеспечить желаемую им экспансию подводные лодок: повышение числа классических подводных лодок, производство лодок новых типов.

В конце 1942 года имелось 383 подводные лодки; Дёниц выделил 53 лодки для подготовки новых экипажей, 47 находилось в рейдах, 100 стояло в портах, 119 было на испытаниях. Адмирал считал, что слишком много лодок было в ремонте, что испытания шли слишком долго. 64 подводные лодки из 383 находилось в боевом применении, этого было слишком мало! Он принимал меры, чтобы ускорить работу на верфях и повысить число исправных подводных лодок.

Летом 1942 года нацистская Германия находилась в зените своих военных побед. На Востоке немецкое наступление развивалось по нескольким направлениям: Волга, Кавказ, Крым. Первого июля немцы овладели Севастополем. В Африке танковый корпус генерала-фельдмаршала Роммеля, преследуя части Восьмой британской армии, пересек ливийско-египетскую границу и вышел к Александрии. Стратегическое положение стран антигитлеровской коалиции в Европе и Африке было, напротив, далеко не блестящим.
Склонить чашу победы в пользу союзников смогли два события осени того года: Сталинградская битва и высадка американцев в Северной Африке. Этим ключевым эпизодам Второй мировой войны посвящена обширная литература. Кажется, изучены и описаны все детали подготовки и проведения операций. Но на одну особенность высадки союзников в Алжире редко обращают внимание: успех десанта был бы невозможен без решающего участия отрядов антифашистского еврейского Сопротивления.
Алжир, как и большая часть северо-западного побережья Африки, контролировался войсками Франции, верными марионеточному правительству маршала Петена. Маршал обещал Гитлеру, что не допустит высадки союзников в Северной Африке. У этого обещания были серьезные основания. Город Алжир представлял собой неприступную с моря крепость. Ее охранял французский гарнизон численностью одиннадцать тысяч солдат под командованием генерала Жуэна, около двух тысяч французских полицейских, а также несколько сотен легионеров из отрядов лидера французских фашистов Жозефа Дарнанда, которому немецкие власти присвоили звание штурмбанфюрера СС.
Высадка десанта на укрепленный противником берег моря - рискованная операция, редко завершающаяся успехом.

Высадка десанта. 1942 год.


У союзников был уже печальный опыт неудачных попыток высадки десанта. Одна из них состоялась 19 августа 1942 года на французском атлантическом побережье вблизи города Дьеппи. В той операции участвовало более шести тысяч десантников Второй и Шестой бригад канадской Второй дивизии. Встретив мощный огонь береговых батарей, союзники вынуждены были отступить, потеряв более половины своих бойцов: 1179 убитых и 2190 пленных. Потери немцев составили 311 убитых и раненых.
При подготовке десанта в Алжире американцы сделали ставку на помощь антифашистских организаций города.

Встреча в Шершели

Руководителем объединенной французско-еврейской организации Сопротивления в городе Алжир был двадцатипятилетний Жозе Абулкер, прапорщик резерва и студент медицинского института.


Жозе Абулкер. 1942 год.


В Сопротивлении принимала активное участие вся большая семья Абулкеров. Квартира отца Жозе, знаменитого профессора медицины и президента сионистской федерации Алжира Анри Абулкера, стала конспиративным центром подполья. Сестра Жозе Коллет установила радиоконтакт с войсками союзников в Гибралтаре, с командованием американского флота, а также с офицерами армии генерала де Голля, воевавшей на стороне союзников. Результатом радио-переговоров стал план восстания в Алжире.


Генерал Эйзенхауэр (слева при разработке плана операции "Факел". 1942 год)


Американский консул и личный представитель президента Рузвельта в Алжире Роберт Мерфи координировал контакты восставших с правительствами союзников и высшим командованием американской армии.
23 октября 1942 года в местечке Шершель на берегу Средиземного моря состоялась встреча Жозе Абулкера и его ближайших товарищей с высшими офицерами британских и американских вооруженных сил в Северной Африке, в том числе с генералом Марком Кларком, прибывшим на встречу на подводной лодке. На этом секретном совещании обсуждались детали восстания, которое должно было подготовить высадку союзников в Алжире. Англичане и американцы обещали доставить на специальных лодках-амфибиях оружие примерно для восьмисот человек. Этим обещаниям не суждено было исполниться. У восставших было всего несколько сотен старых ружей, около тридцати автомобилей. Единственный автомат был только у Жозе Абулкера.
Восстание было назначено на воскресенье 8 ноября 1942 года. Накануне Жозе специально сфотографировался и отдал снимок сестре Коллет на память: кто знает, удастся ли выжить в предстоящем бою.

Восстание

В восстании должны были участвовать около восьмисот человек. Жозе Абулкер выделил часть людей в специальный отряд под своим руководством и разделил всех оставшихся бойцов на пять групп - от "А" до "Е". Каждая группа, в свою очередь, состояла из нескольких подразделений. Главной задачей восставших было захватить врасплох солдат гарнизона алжирской крепости и либо убедить их перейти на сторону союзников, либо, в случае неудачи уговоров, арестовать несогласных.
Спецотряд Жозе Абулкера должен был занять центральный комиссариат полиции и превратить его в штаб восстания. Во главе почти всех групп, за исключением группы "Е", а также во главе многих подразделений стояли евреи. Группа "А" под командованием врача Морали-Даниноса должна была захватить казармы алжирского дивизиона. В том же комплексе зданий находилось командование французских войск в Северной Африке. Подразделения под командованием Коена, Ланфрани и Хабибу должны были занять адмиралтейство.
Группе "В", руководимой врачом Рафаэлем Абулкером, было приказано захватить штаб Девятнадцатого армейского корпуса. Подразделениям этой группы под командованием Стефана Абулкера, де Сент-Бланка и Оливера Бокановского было предписано занять префектуру, почту и радиостанцию Алжира. Группа "С", руководимая адвокатом Морисом Гаюном, должна была захватить дворец генерала-губернатора. Группой "Д" командовал Поль Руфф. Задачей этой группы было занять центральную телефонную станцию.
Группе "Е" под командованием Анри д’Астер де ла Вигери предстояло особое задание. В это время в Алжире находился верховный главнокомандующий вооруженных сил правительства Виши и специальный представитель маршала Петена в Алжире адмирал Дарлан. Бойцы группы должны были арестовать его и командующего алжирским гарнизоном генерала Жуэна.
Восстание, как и планировалось, началось в воскресенье в два часа ночи. Но к условленному времени явилась только четыреста бойцов вместо восьмисот. Оказалось, что большую часть прибывших бойцов составляли члены еврейской организации Сопротивления. Все группы полностью выполнили свои задания. Особенно важным было занятие центральной телефонной станции, в результате чего военное руководство Алжира было парализовано. Удалось арестовать высшее военное французское командование - адмирала Дарлана и генерала Жуэна.
После такого удачного начала утром 8 ноября на берег высадилась первая группа американских десантников под командованием старшего лейтенанта Розенберга. Повстанцы провели американцев к наиболее важным стратегическим точкам города. После этого началась высадка основной части десанта, прибывшего на кораблях из Шотландии, Ирландии, а также из американского порта Хэмптон Роудс в Виржинии. Всего высадилось на берег 107 тысяч американских и британских солдат. Общее руководство осуществлял генерал Дуайт Эйзенхауэр.


После высадки союзников в Алжире. 1942 год


Операция, получившая название "Факел", блестяще завершилась.

Победа, полная парадоксов

Чтобы избежать военного конфликта союзников с вишистской Францией, американский консул Роберт Мерфи встретился с задержанными французскими военачальниками Дарланом и Жуэном. Адмирал Дарлан получил от маршала Петена тайные инструкции, как действовать в подобной ситуации, и согласился подписать приказ о прекращении боевых действий французских войск. За это союзники обещали сохранить за правительством Виши контроль над Северной Африкой.


Маршал Петен

Гитлер делал все возможное, чтобы заставить Петена воевать против американцев. 10 ноября 1942 года, через два дня после высадки десанта в Алжире, министр иностранных дел вишистской Франции Пьер Лаваль был срочно вызван в Мюнхен. Под давлением фюрера Лаваль позвонил Петену и просил начать военные действия в Северной Африке. В противном случае немцы угрожали войти в еще незанятую часть Франции. Петен попытался вести двойную игру. Подчиняясь немецкому давлению, он уволил Дарлана со всех занимаемых им постов и заявил официально свой протест против высадки десанта. В то же время в тайном послании Дарлану Петен подтвердил свое согласие с решением не воевать с союзниками. Французские офицеры в Африке получили взаимоисключающие приказы: Дарлан требовал соблюдать перемирие с союзниками, из Виши настаивали на военных действиях с американцами и британцами.
Гитлер не стал ждать, пока французское командование разберется, с кем воевать. 11 ноября немецкие войска внезапно вторглись на юг Франции. Оккупация еще не занятой части Франции внесла окончательную ясность: французские войска в Африке отказались выполнять немецкие приказы. 13 ноября генерал Эйзенхауэр назначил адмирала Дарлана Верховным правителем французской Северной Африки.
Это решение создало парадоксальную ситуацию. Петеновское правительство фактически сохранило свою власть в Алжире. Остались в силе расистские законы, принятые правительством Виши под давлением немцев. Евреев, в частности, запрещалось принимать на государственную службу и в армию. В двусмысленном положении оказался генерал де Голль, возглавивший силы французского антифашистского Сопротивления после капитуляции Франции в 1940 году и считавший администрацию Петена предательской.


Генерал де Голль (слева с королем Англии)

24 декабря 1942 года адмирал Франсуа Дарлан был убит в Алжире одним из сторонников генерала де Голля. Власти Алжира ответили волной террора. Покушавшийся был сразу казнен. 30 декабря были арестованы профессор Анри Абулкер, Жозе Абулкер и многие другие участники ноябрьского восстания. Коллет Абулкер и ее нескольким друзьям удалось спрятаться. Обращение за помощью к американскому консулу Мерфи не дало результатов: координатор операции "Факел" ничего не сделал для спасения людей, обеспечивших ее успех. Только после конференции в Касабланке 14 января 1943 года, где встретились американский президент Рузвельт и английский премьер Черчилль, арестованные были освобождены.


Конференция в Касабланке. 1943

Антиеврейские законы правительства Виши действовали в Алжире до тех пор, пока там не появился сам генерал де Голль и не возглавил образованный 3 июня 1943 года Национальный комитет освобождения Франции.
Большинство еврейских участников Сопротивления из Алжира пошли добровольцами во французскую армию и участвовали в боях с фашистами в Тунисе, Италии, южной Франции, на Рейне и Дунае. Многие из них стали бойцами Третьего парашютно-десантного полка и вместе с британской диверсионно-разведывательной группой SAS действовали за линией фронта во Франции и Бельгии.
Операция "Факел" имела не только чисто военное значение. В результате дерзкого восстания нескольких сотен алжирских евреев избежали газовых камер сотни тысяч их братьев по вере. Согласно протоколу Ванзейской конференции 20 января 1942 года депортации в лагеря смерти подлежали 700 тысяч евреев из неоккупированной части Франции, в их числе 120 тысяч алжирских евреев. Высадка десанта и переход Северной Африки под контроль союзников принесли спасение многим из этих людей.
Еврейские участники восстания не думали о своем вкладе в защиту евреев Европы и Африки. Понятие "Освенцим" еще не успело пересечь Средиземное море, об "окончательном решении еврейского вопроса" в Алжире тогда не знали.
Люсьен Стейнберг, автор книги "Восстание праведников - евреи против Гитлера" (Париж, 1970), писал: "Я рассматриваю восстание в Алжире как редкую еврейскую победу во Второй мировой войне. Это была большая, но горькая победа, которая стала еще более горькой в свете дальнейших событий. Это была победа, полная парадоксов. Один из них состоял в том, что никто не осознавал чисто еврейского аспекта восстания. Однако это был единственный аспект алжирской победы, который остается неоспоримым".

9 июля 1972 года в трех километрах от села Крестище Харьковской области был произведен первый промышленный ядерный взрыв с выделением энергии почти в 4 килотонны. Операция проходила в секретности, а документ на ее проведение подписали лично Брежнев и Косыгин.

Причина взрыва

В 60-70-х годах ХХ века на территории Харьковской и Полтавской области Украинской ССР проходили геологические разведки, цель которых – поиск новых залежей природного газа. Месторождение объемом в 300 миллиардов кубометров было обнаружено в окрестностях села Крестище. В 1971 году началась активная разработка пятого по величине газового месторождения Европы.

Инженеры установили 17 буровых вышек, однако продолжению работ помешала чрезвычайная ситуация. 17 июля при бурении на одной из вышек произошел выброс газового конденсата с давлением в 400 атмосфер. Двое рабочих погибли, а чтобы не произошло взрыва, газовый поток высотой в 200 метров подожгли.

Жители окрестных сел Крестище и Первомайского вспоминали, что жить рядом с огромным огненным факелом было сложно. Стоял постоянный сильный гул, земля вокруг вышек оказалась выжженной, погибло много птиц и зверей, огонь выделял столько света, что был эффект «белых ночей». Целый год инженеры пытались исправить ситуацию, но ни заливка скважины бетоном, ни засыпание плитами не срабатывало.

Тогда власти пошли на рискованный шаг, и решила провести подземный ядерный взрыв, после которого газовая струя окажется зажата слоями породы. Подобная операция уже проводилась в Узбекистане, но то малонаселенная Азия, а осуществление такого плана в Европе рискованная затея. Однако другого выхода не было – столб огня, бивший из-под земли уже почти год, необходимо потушить.

Операция «Факел»

После одобрения высшего утководства страны ученые приступили к выполнению операции, которую назвали «Факел». Территория вокруг месторождения поделили на три зоны, а их охрану доверили войскам КГБ и отрядам МВД, привезенным из Москвы. Пространство внутреннего 400-метрового кольца засыпали слоем песка, а на границе зон специально оставили подопытный домашний скот и ульи с пчелами.

К работам старались не привлекать местных специалистов, а все участники операции подписали документ о неразглашении сроком на 15 лет. Рядом с огненным столбом пробурили скважину глубиной 2400 метров. На ее дно опустили ядерное устройство. Жители села Первомайское были эвакуированы. Обителей села Крестищ вывели из домов на открытое пространство. Предварительно местных попросили снять стекла, люстры, зеркала, посуду и прочую тару.

9 июля 1972 года в 10.00 часов утра произошел подземный ядерный взрыв. Через 20 секунд из скважины ударил километровый газовый столб с каменной породой, а через минуту появился характерный ядерный гриб. Местные почувствовали только толчки земли и запомнили, что перед самим ударом сильно мычали коровы и лаяли собаки. В то время селяне даже не подозревали, что рядом с их домами произошел ядерный взрыв.

Последствия ядерного взрыва под Крестищами

Все подопытные животные погибли. Местные вспоминали, что со всех домов снесло дымари, у многих построек треснули стены, а вода в колодцах стала белой как молоко. Желаемого результата власти не достигли. Через 20 секунд после взрыва газовый фонтан снова появился. Полностью перекрыть газовый кратер удалось только к лету 1973 года, для чего был выкопан карьер шириной в 400 метров и глубиной в 20 метров.

Первый урожай после взрыва был очень слабым, а куры перестали нести яйца, впоследствии у многих селян развились онкологические заболевания. Уровень радиации в воздухе, воде и грунте после подземного удара не проверялся и то, как радиация влияет на здоровье людей, в те времена не выяснялось. Компенсации за материальный ущерб и льгот жители сел Крестище и Первомайское также не получили.