День подводных войск. День моряка-подводника в россии. Значение и традиции праздника

Морская пучина - холодная, волнующая и окруженная неизвестностью. Если открыть учебник по истории, то можно убедиться, что вода не только порождает жизнь на нашей земле, но и кишит угрозами. Только воистину отважные мужчины, которые любят Родину и готовы её защищать, могли пойти на такой решительный шаг и соединить свою судьбу с кораблем. Особенно это касается тех, кто отважился служить на подводной лодке. Каждый день эти не известные никому герои рискуют своей жизнью, чтобы мы могли спокойно спать и не переживать о том, что на нашу страну нападет враг.

19 марта - День моряка-подводника. Почему именно эта дата стала основанием для торжества? Для того чтобы это узнать, следует окунуться в прошлые столетия, ведь насчитывает более двухсот лет. И за это время наши моряки успели прославиться даже в самых отдаленных уголках мира.

В глубину истории

Первым, кто предложил идею создания судна, был, как ни странно, великий творец в области культуры Леонардо да Винчи. Он презентовал модель боевой лодки, но вскоре её уничтожил, так как опасался военного положения.

Решительными действиями отличился голландец Корнелиус Дребелль в 1620-м. Он спроектировал судно для английского короля Якова I, после чего план был воплощен в реальность на судостроительном заводе в Лондоне.

В России же попытки создать такое морское чудо предпринимались при Петре Великом. За этот нелегкий объект взялся самоучка из народа Ефим Никонов. Но после смерти царя дело закрыли, и проект остался невоплощенным.

Возрождение морского флота России

Только лишь в 1906 году, 19 марта, был принят указ Николая II, в котором говорилось про формирование войск на После этого началось активное сооружение подводных лодок. Все силы ученых в данной области были направлены на усовершенствование боевых возможностей таких судов, ведь в случае опасности они должны по максимуму устоять в сражении.

Военный период

В 1912 году на Балтийском судостроительном заводе был спроектирован корабль модернизированного типа на дизельном топливе. Уже тогда власть готовилась к нападению и предчувствовала наступление войны.

В начале Первой мировой силы морского флота России включали в себя бригаду подводных лодок (восемь кораблей) и учебный отряд (три корабля). В 1917-м уже была сформирована целая морская военная база под названием «Тосна». Она включала по семь дивизионов, которые содержали 4-5 кораблей.

Пристального и особого внимания заслужила крейсерская подводная лодка, которая была спроектирована в 1935 году, накануне Второй мировой.

К ВМФ имел в своем арсенале 212 кораблей. Их команды отличались хорошей морской выучкой.

В наши дни вооружена мощнейшими реактивными подводными лодками, которые без труда решают любые боевые задачи.

Море рифмуется

В День моряка-подводника стихи сыплются отовсюду. Ведь наши соотечественники склоняются перед великими подвигами героев.

Множество народных изложений было написано с того времени, как праздник обрел популярность в обществе. Вот одно из них:

На водном глянце их не видно,

И лишь радар увидеть может.

Они скрываются в глубинах -

Под толщей вод их курс проложен.

Исследуя морей просторы,

Границы бережет подводник.

Защита наша и опора,

Мы поздравляем вас сегодня!

Также подобным поздравлениям уделяют немало внимания на традиционных концертах, которые проводятся 19 марта. День моряка-подводника каждый год отличается какими-то новыми презентациями творческих наработок. Самые лучшие и эксклюзивные работы представляют на суд общественности и самим виновникам торжества.

Почтение труда моряков

Каждый год в День моряка-подводника поздравления принимают все мужчины, чья трудовая деятельность связана с ВМФ. Это в том числе конструкторы, работники проектных организаций и судостроительных заводов.

Чествование ознаменовывается не только митингами и праздничными концертами, но и организацией бесплатных туров в различные музеи, связанные с кораблями и открытыми водами.

В день 19 марта мероприятия осуществляются во многих городах России в независимости от того, есть там порт или нет.

Прямые трансляции парадов и митингов доступны в любой точке страны, а вручение наград и медалей проводят по месту жительства черноморцев или в столице.

ВМФ в Петербурге

День моряка-подводника в России всегда отмечается с большим размахом. Каждый служитель флота не обделен вниманием: столько песен, стихов и поздравлений слышится ото всюду.

В 2014 году в День моряка-подводника поздравления в Санкт-Петербурге принимали все, кто причастен к этому торжеству. На праздничной церемонии российские корабельщики почтили память героев ВМФ и воздали им славу.

У монумента «100-летие подводных сил России» встретились ветераны флота, курсанты, сотрудники верфей, конструкторы и инженеры.

Этот мемориал открыли в 2008 году по инициативе ветеранов и работников «Адмиралтейских верфей». Основная составляющая произведения представляет собой конструкцию подводного судна. В это сооружение была помещена оболочка с посланием к морякам и судостроителям 21 века.

«Тайна трех океанов»

Также накануне 19 марта праздник прочувствовали во Владивостоке. Там был представлен фильм, посвященный всем подводникам СНГ. Над его созданием работали два года, главным организатором данного проекта стал «Тайна трех океанов» - такое название получил документальный фильм. Съемки проводились в разных местностях и за пределами России: в США, Исландии, Норвегии и Панамском канале.

Режиссер старался наполнить атмосферу фильма реалистичными образами и картинками, но все же не обошлось без компьютерной графики, которая помогла в реконструкции исторических событий.

Главная цель экранизации - показать обычным гражданам, насколько флот был значимым в период Великой Отечественной войны.

С тех пор День моряка-подводника в России не обходится без трансляции этого фильма. Ведь знание истории - основа всех основ для состоявшегося гражданина.

Реконструкция морского боя

В 2015 году праздник отличился весомыми событиями. Торжество уже по традиции проходило в Санкт-Петербурге, на «Адмиралтейских верфях» была заложена очередная подводная лодка проекта 677 «Великие Луки», и тем же временем на «Семваше» состоялась презентация пятой атомной субмарины «Архангельск».

Также 19 марта (День моряка-подводника) был сформирован полноценный совет ветеранов Сестрорецка, была организована реконструкция боя на озере Разлив. А Клуб сотрудников ВМФ провел праздничный вечер уже в Зале революции знаменитого корпуса Петра Великого.

Благодаря этим мероприятиям 19 марта праздник выдался очень динамичным и полным эмоций, возрастная категория посетителей торжества очень различалась. Это демонстрирует то, что любому поколению нашей страны небезразлична судьба действующих моряков и ветеранов военных действий, которые бороздили и бороздят глубинные просторы, несмотря на сложность ситуаций.

19 марта в нашей стране с размахом отмечается День моряка-подводника. Причем отмечают этот день не только военные моряки, доблестно охраняющие водные пространства России, но и гражданский персонал, оказывающий флоту огромную помощь.

История создания подводного морфлота

В начале ХХ века перед правителями страны встала необходимость создать совершенно новую военно-морскую группировку, базирующуюся на подводных кораблях. Это случилось еще в 1906 году, когда день подводника казался чем-то фантастическим и сказочным, ибо в пучине морской человеческий организм выжить не имел никакой возможности. Но наука и прогресс шли неумолимо вперед, человек получал все новые и новые грандиозные изобретения, в том числе и подводные лодки, позволяющие перемещаться под водой и решать самые невыполнимые доселе задачи. Русский флот получил в пользование 10 новеньких подлодок, а русская армия обзавелась новыми войсками.

Первый блин не комом

Впервые подводники попробовали свои силы в русско-японской войне и уже тогда навели на противники полный ужас. Японцам пришлось принимать бой на суше, на воде, и теперь еще и под водой. Самое первое боевое соединение подлодок было сформировано в 1911 году и входило в состав Балтийского флота. Новые аппараты были сделаны на основе плавучих баз «Европа» и «Хабаровск». Использование подлодок во времена Первой мировой войны окончательно закрепило присутствие подлодок в составе флота. Уже тогда первые моряки имели полной право отмечать День подводного флота, потому что их заслуга при ведении военных действий была значительной.

Накануне Второй Мировой

Уроки Первой Мировой не прошли бесследно, поэтому молодое советское государство вплотную занялось наращиванием ресурсов подводного флота. Все меньше в мире оставалось дипломатии, все больше в мире ценилась сила. К началу Второй Мировой СССР подошел с солидным подводным вооружением. Если всего 20 лет назад День подводника отмечался на фоне всего десятка подлодок, то в 30-х годах подводную мощь удалось нарастить. Итого, в арсенале подводного флота СССР находилось более двухсот подводных лодок самых различных классов, начиная от больших, заканчивая малыми и противоминными заградителями. Руководство флотом полностью передали под начало специального подводного отдела. Там же ставились будущие военные и стратегические задачи.

Послевоенное время

В 50-е года прошлого века с подводным флотом СССР произошли революционные изменения, а именно подлодки получили мощные ядерные установки. Это новшество позволило проводить в автономных плаваниях, практически неограниченное количество времени. Новаторство в этой области было признано успешным, и к 1961 году подводный морской флот получил 9 новеньких атомных подлодок. А самым лучшим подарком на день моряка – была игрушечная копия грозного аппарата. Надо сказать, что всего в СССР было построено 243 атомные подлодки, а если сложить все агрегаты построенные, в том числе и во времена царского режима, то количество произведенных лодок превысит тысячу штук.

Наше время

Когда день моряка подводника в самом разгаре, слово, обычно берут ветераны службы. Они рассказывают молодежи о постепенном становлении подводного флота, его большом значении для обороноспособности страны. Также они отмечают тот гигантский научно-технический скачок, произошедший в производстве подводных лодок. Как из простых дизельных подлодок начала века, неуклюжих и неповоротливых, подлодки превратились в настоящие подводные лайнеры, способные долгими месяцами бороздить необъятные просторы мирового океана.

Когда День моряка-подводника в 2019 году

Подводный флот – мощнейшее средство защиты страны. Опасная, но в то же время, самая уважаемая военная профессия – моряк-подводник. Приказ по флоту об учреждении профессионального праздника подводников был подписан в 1996 году.

У всех воинских праздников даты имеют историческую основу. 19 марта 1906 года последний русский император вводит в состав ВМФ подводные лодки. Более чем вековая история превратила эти подразделения в важный компонент военно-морского флота. Моряки-подводники стали элитой. На заре истории подводного флота никто не мог представить уровень развития субмарин в 21 веке.

Российская империя одной из первых поставила в строй новый вид кораблей. Отечественные разработки подводной техники велись задолго до официальной даты введения в строй. Смерть Петра I помешала провести испытания потаенного судна. Разработчика разжаловали, и реализация планов по созданию подводных кораблей надолго отложилась. В следующий раз опытный экземпляр был построен в 1834 году. Первый в мире металлический подводный корабль был вооружён миной весом в 16 кг, которая крепилась на шесте. Закулисная борьба в правительстве не позволила осуществиться планам покорения морских глубин.

Первые действующие экземпляры стали появляться лишь в 70-е годы 19 века. Руководство страны стало понимать важность разработок по созданию субмарин. Лодки Джевецкого двигались за счёт мускульной силы моряков, которая вращала винт. Пятьдесят подводных лодок были распределены по крепостям, но в боевых действиях не применялись.

Отцом отечественного подвода флота стал морской инженер Иван Бубнов. Под его руководством разработали и ввели в строй субмарину «Дельфин». Судно имело дальность хода в 240 миль и развивало скорость 10 узлов. Это был настоящий прорыв. Лучшие зарубежные аналоги не могли соперничать с «Дельфином». Русско-японская война заставляет ускорить производство субмарин. Команда Бубнова разработала проекты «Касатка», «Минога», «Акула».
Самыми успешными разработками стали проекты «Морж» и «Барс». Дальность хода до 2500 миль, четыре торпедных трубчатых аппарата, восемь аппаратов Джевецкого, пушка, пулемёт – субмарины типа «Барс» становятся реальной боевой силой.

К началу Первой мировой основная часть подводного флота базировалась на Балтике.
Успешные операции показали превосходство русских лодок над зарубежными аналогами. За время войны балтийский флот потерял двадцать четыре лодки, но только четыре из них были отечественными. Остальные погибшие корабли относились к американским и британским проектам, приданным в качестве союзной помощи.
Советская власть быстро поняла важность подводного флота. Советский период стал основой развития этой составляющей ВМФ. К началу Второй мировой на вооружении стояло 212 субмарин и около 14 тысяч личного состава.

Великая Отечественная стала трагическим испытанием моряков-подводников. Сложность боевых действий усугублялась невозможностью спастись в случаях повреждений на глубине. Героизм наших подводников описан в огромном количестве книг и журналов, сняты фильмы.
23 лодки получили ордена Красного Знамена, 12 стали Гвардейскими, 4 – Гвардейскими и Краснознамёнными. За совершённые подвиги 20 подводников награждены высшей наградой – Звездой Героя. Тысячи матросов и офицеров были представлены к орденам и медалям.

Послевоенная история подводников проходит в жесточайшем противостоянии Холодной войны. Развитие атомной энергетики послужило толчком к созданию атомных субмарин с ядерными ракетами на вооружении. Быстрыми темпами идёт наращивание военно-морского потенциала. Создаются учебные заведения, которые готовят высокопрофессиональные офицерские кадры по всем специальностям.

Сложное время 90-х не смогло разрушить элиту флота. Нисколько не приукрасив, можно сказать, что несшие службу офицеры совершили подвиг чести, работая в голодное безденежное время. Новое тысячелетие становится периодом восстановления боеспособности подводного флота.

В современных реалиях иметь мощный высокотехнологичный подводный флот может только крупная технически развитая страна. Сейчас на боевом дежурстве ВМФ стоят атомные и дизель-электрические подлодки, ракетные подводные крейсера. Служба моряка-подводника престижна. Они обладают отменным здоровьем, высоким интеллектом и хорошим образованием. Управлять современными подводными крейсерами под силу только специалистам экстра-класса.

В этот замечательный профессиональный праздник хочется пожелать всем офицерам и матросам, как действующим, так и ветеранам, мирной глубины, крепкого здоровья и спокойных дежурств.

В начале 20 века были изобретены корабли, способные долгое время находиться под водой. Все это время они видоизменялись и, соответственно, расширялась область применения - от простых исследований до проведения военных операций.

Основным преимущества такого транспортного средства является способность вести разведывательную деятельность, при этом оставаясь незаметным. Всем, кто имеет отношение к подводным лодкам, посвящается данный профессиональный праздник.

История

Дата празднования была выбрана не просто так. В 1906 году Николай II ввел в состав Военно-Морского флота совершенно новый вид кораблей – подводные, которых к тому времени было построено 20 единиц. В связи с введением в эксплуатацию нового рода транспорта был сформирован отряд по обучению подводному плаванию.

С того момента День моряка-подводника стали отмечать ежегодно, вплоть до Октябрьской революции. И только через 80 лет, в 1996 году приказом адмирала Ф.Н.Громова, который на тот момент руководил Военно-Морским Флотом России, праздник был возобновлен.

Особенно субмарины проявили свою мощь в Русско-японской войне и в Первой мировой. После удачной демонстрации сил они были сформированы в самостоятельный отряд Военно-Морского Флота. В середине 20 века появилась возможность плавать автономно, благодаря использованию ядерных энергетических установок. Сегодня в России насчитывается множество видов подводных лодок в зависимости от назначения.

Традиции

Служащие субмарин, ветераны, обслуживающий персонал подводных лодок, конструкторы и кораблестроители принимают 19 марта поздравления от коллег, родных, друзей и близких. Руководство страны награждает передовых сотрудников грамотами, выражает благодарности, повышает в звании, поощряет премиями. Праздник знаменуется проведением торжественных мероприятий и концертов.

Моряк-подводник – очень престижная профессия в России, так как служащие выполняют задания государственной важности стратегического назначения.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.

В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.

Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.

Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.

После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.

Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.

24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.

Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.

Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.

Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.

Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.

25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.

Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.

В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.

Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.

Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.

В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.