Социальные потребности
Потребности, связанные с определенными аспектами социального поведения - например, потребность в дружбе, потребность в одобрении окружающих или стремление к власти.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .
ПОТРЕБНОСТИ - нужда в чем либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные… … Большой Энциклопедический словарь
ПОТРЕБНОСТИ Современная энциклопедия
Потребности - ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают потребности биологические, свойственные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Социальные выплаты - доплаты на лечение, отдых, проезд и иные социальные потребности... Источник: РЕШЕНИЕ Совета депутатов городского округа Звенигород МО от 03.04.2007 N 57/8 О ПОЛОЖЕНИИ О СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ И ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ … Официальная терминология
потребности - нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии особое состояние психики индивида, ощущаемое или… … Энциклопедический словарь
Потребности экономические - часть имеющихся в обществе потребностей (См. Потребности), для удовлетворения которой необходимо общественное воспроизводство. Отношения собственности, весь общественно экономический строй в решающей мере определяют социальные формы… … Большая советская энциклопедия
Потребности - Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия
Потребности личности при социализме - Потребности объективное состояние субъекта, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Становление потребностей личности… … Научный коммунизм: Словарь
ПОТРЕБНОСТИ - ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… … Демографический энциклопедический словарь
ПОТРЕБНОСТИ - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров; услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относят не только то, что… … Экономический словарь
Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. Человеческая деятельность представляет собой адаптирующую, преобразовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Поскольку подобная деятельность выступает как практическое применение человеком социокультурного опыта, то в своем развитии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человеческая деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет собой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.
Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в
общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества, рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта.
Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается втом, что все они выступают требованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объединенных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождествен на потребности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то отличается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вынуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной стороны, и тех сообществ, с которыми он связан, - с другой.
Социальные потребности - это потребности, определяемые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения процесса еды (основной потребности) социальными потребностями будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности различны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, которые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.
При большом разнообразии социальных потребностей человека можно различать более или менее отчетливо выделяющиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоящими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:
11 - 8249 Шиповская
О социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) - они выступают как готовый, но и изменяющийся продукт общественных отношений;
О социальные потребности семейно-родственные - в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологическим;
О социальные потребности общечеловеческие - возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, общества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспечивают индивиду и общность с другими людьми, и его самостоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его поведение по отношению к самому себе и к другим людям, к своей социальной группе, к обществу в целом:
О потребности в справедливости в масштабе человечества, общества в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» общества, в преодолении антагонистических общественных отношений;
О социальные потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, классифицируем эти группы потребностей потрем признакам:
О потребности «для других» - потребности, выражающие родовую сущность человека, т.е. потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрированно потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для дру-
16.2. Виды социальных потребностей
гих» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и их производных. Притязание даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей;
Потребность «для себя» - потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; потребности «вместе с другими» объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Наглядный пример: нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.
Идеологические потребности относятся к числу сугубо социальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. В результате у человека складывается научная картина мира. Посредством усвоения человеком религиозных знаний у него формируется религиозная картина мира.
У многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира улюдей со светским воспитанием и религиозной - улюдей с религиозным воспитанием.
Потребность в справедливости является одной из актуализированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в сознании человека, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой. В соответст-
Глава 16. Социальные потребности
вии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.
В этом плане человек может быть ориентирован:
о на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;
о на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной сфере в целом;
о на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении человеком социальных и профессиональных задач.
Эстетические потребности играют важную роль в жизнедеятельности человека. На реализацию эстетических устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки - мотивы, способности, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.
Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосовершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая потребность человека - это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.
Виды социальных потребностей
Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. Человеческая деятельность представляет собой адаптирующую, преобразовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Поскольку подобная деятельность выступает как практическое применение человеком социокультурного опыта, то в своем развитии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человеческая деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет собой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.
Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются входе становления человека как личности, его развития как члена общества, рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъ-кта.
Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают требованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объединенных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна потребности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то отличается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вынуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной стороны, и тех сообществ, с которыми он связан, - с другой.
Социальные потребности - это потребности, определяемые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения процесса еды (основной потребности) социальными потребностями будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности различны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, которые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.
При большом разнообразии социальных потребностей человека можно различать более или менее отчетливо выделяющиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоящими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:
социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) - они выступают как готовый, но и изменяющийся продукт общественных отношений;
социальные потребности семейно-родственные - в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологическим;
социальные потребности общечеловеческие - возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, общества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспечивают индивиду и общность с другими людьми, и его самостоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его поведение по отношению к самому себе и к другим людям, к своей социальной группе, к обществу в целом;
потребности в справедливости в масштабе человечества, общества в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» общества, в преодолении антагонистических общественных отношений;
социальные потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, классифицируем эти группы потребностей по трем признакам:
потребности «для других» - потребности, выражающие родовую сущность человека, т.е. потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрированно потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и их производных. Притязание даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей;
потребность «для себя» - потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; потребности «вместе с другими» объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Наглядный пример: нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.
Идеологические потребности относятся к числу сугубо социальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. В результате у человека складывается научная картина мира. Посредством усвоения человеком религиозных знаний у него формируется религиозная картина мира.
У многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной - у людей с религиозным воспитанием.
Потребность в справедливости является одной из актуализированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в сознании человека, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой. В соответствии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.
В этом плане человек может быть ориентирован:
на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;
на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной сфере в целом;
на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении человеком социальных и профессиональных задач.
Эстетические потребности играют важную роль в жизнедеятельности человека. На реализацию эстетических устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки - мотивы, способности, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.
Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосовершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая потребность человека - это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.
Человек не может жить развиваться не только без пищи, воздуха, без определённого температурного комфорта, но и без движений, без контактов с другими людьми, без определенного уклада общественной жизни. Сообразно этому он имеет отчасти врожденные, а главным образом складывающиеся в ходе жизни формы субъективного отражения своей нужды в чём-либо, то есть потребности.
В основном потребности человека подразделяются на два вида, такие как биологические и социальные.
Социальные потребности человека оказывают влияние на его социальное развитие.
Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.
Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают социальная поддержка и потребности личности.
Проблема социального конфликта всегда был в той или иной степени актуальна для любого общества.
Конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественного движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные
Социальные потребности - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни.
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:
Социальные (и социально-психологические) потребности человека:
Биологические и социальные потребности, можно сказать, являются основой человеческой жизни, поскольку их удовлетворение приводит к активным действиям. К первым относятся первичные нужды человека, то есть в еде, одежде, жилье и т.д. Социальные потребности возникают в процессе преобразования окружающей среды и самого себя. Несмотря на это, у них все же есть определенная биологическая основа. В течение жизни у человека могут меняться его социальные нужды, которые зависят от различных факторов.
Как бы люди ни говорили о том, что они могут с легкостью жить в и не испытывать при этом никакого дискомфорта, это неправда. О том, что человек нуждается в общении, было доказано путем проведения эксперимента. В нем принимало участие несколько человек, которые были помещены в комфортные условиях, но при этом их оградили от любого общения. Через некоторое время неудовлетворение базовых социальных потребностей привело к тому, что у испытуемых начали возникать серьезных эмоциональные проблемы. Именно отсюда специалисты пришли к выводу, что общение нужно людям, как воздух и еда.
Социальные потребности человека делятся на две группы: необходимость иметь статус и нужда в душевной близости. Доказано, что в любой социальной группе важно ощущать свою полезность и значимость, поэтому статус играет большую роль в жизни. На него влияют, как неподконтрольные факторы, к примеру, возраст и пол, так и подконтрольны – образование, личные качества и др. Чтобы добиться социального статуса в той или иной сфере, необходима профессиональная состоятельность. Именно это толкает человека к активным действиям и развитию. Для того чтобы стать лучшим в выбранной деятельности необходимо овладеть существующими тонкостями.
Многие люди, пытаясь подменить понятия, выбирают более легкий путь, отдавая предпочтение разным статусным вещам, которых можно достичь нечестным путем. Такая слава в итоге лопается как пузырь и человек попросту остается ни с чем. Отсюда возникают такие понятия, как «неудачник» и «ничтожество». Стоит отметить еще один важный факт – социально-экономический прогресс непосредственно влияет на потребности людей.
Еще одна ошибка, которую совершает человек – путает понятие «социальный статус» и «самооценка». В таком случае жизнь находится в полной зависимости от мнения окружающих. Человек, живущий по такому принципу, прежде чем что-то делать думает о том, что об этом скажут или подумают окружающие.
Что касается естественных социальных душевных потребностей, то они обуславливают наличие у человека желания, чтобы его ценили и любили независимо от статуса и профессиональных заслуг. Именно поэтому, человек с самого рождения нуждается в любви, семье, дружбе и т.д. Чтобы удовлетворить свои душевные потребности люди устанавливают и поддерживают определенные отношения с близкими людьми. Если этого не происходит, то возникает ощущение одиночества.
Еще выделяют социальные потребности в достижениях , принадлежности к чему-либо, а также в желании оказывать влияние. Они одинаково распространены в любом обществе и никак не зависят от пола. Согласно статистике у 60% населения ярко выражена только одна потребность, у 29% – две. Наиболее сложно управлять людьми, у которых все три потребности находятся на одном уровне, но их всего 1%.
Подводя итог, хочется сказать о том, что удовлетворение социальных потребностей – это сложный процесс, который требует больших усилий. Это касается не только работы над собой, но и постоянного развития, то есть обучения и реализации своих умений.