В 11 12 веках монгольские племена расселялись. Монголы. Традиции и праздники

30.03.2020 Природа

Население МНР насчитывало по переписи 1956 г. 845.5 тыс. человек, к 1963 г. оно возросло до 1018.8 тыс. человек, а по данным 1964 г. уже достигло 1044.9 тыс. человек. Основную массу населения МНР составляют монголы - 92.3 %. Кроме монголов, в республике живут казахи - 4.2 %, русские - 1.5 %, китайцы - 1.6 %, прочие - 0.4%.

Классифицируя монгольские наречия и говоры, акад. Б. Я. Владимир- цов подразделял их на две большие ветви - восточную и западную.

В пределах МНР к восточной ветви относятся халха, буряты и ряд отдельных этнографических групп, близко стоящих к ним по языку. К западной ветви относятся: дэрбэты, байты, захчины, торгуты, олёты и мингаты.

В настоящее время в процессе национальной консолидации постепенно изживается деление монголов МНР на восточных и западных.

Халха-монголы образуют основное ядро монгольского населения МНР (800 тыс. человек в 1963 г.), складывающегося ныне в единую социалистическую нацию. Они населяют южную, восточную и центральную части республики (аймаки Дзабханский, Ара-Хангайский, Убур- Хангайский, Южно-Гобийский, Центральный, Селенгинский, Хэнтэйский, Восточный и Восточно-Гобийский). Наименование «халха» ведет свое начало со второй половины XVI в. и приписывается младшему сыну Даян- хана - Гэрэсэнцзе, который этим именем обозначил подвластную ему территорию, этнически неоднородную. Под именем «халха-монголы», или просто «халха», в дальнейшем стало известно и само население этой территории. В формировании халхасцев приняли участие различные этнические элементы: древнемонгольские (борджигин, онход, горлос, олхонуд и др.), а также племена и роды немонгольского происхождения (янь-ши-бу, тангут и др.).

В настоящее время не отделяют себя от халха следующие этнографические группы: хотогойты, сартулы, халха-эльджигены, дариганга.

Хотогойты населяют бассейн верхнего течения Тэса, район оз. Сан- гин-далай и нижнего течения Мурэна. Некоторые исследователи считают их омонголившимися тюрками. Б. Я. Владимирцов в составе халха- ского языка выделял две группы: собственно халхаскую и хотогойт- скую. В составе халхасцев существует род хотогойту. Возможно, что хотогойты халхаского происхождения.

Сартулы населяют северо-западную часть Дзабханского аймака, а также один сомон в Убсунурском аймаке. Отдельные исследователи сближают этноним «сартул», или «сартол», с «сарт», применявшимся прежде к узбекам - выходцам из Средней Азии, что дает возможность предполагать в сартулах потомков пленных узбеков. Часть сартулов во время борьбы ойратов с халха-монголами (при хане Галдан-Бошокту в XVII в.) бежала в Забайкальскую область.

Халха-эльджигены - не этноним, а прозвище халхасцев трех сомонов Убсунурского аймака, расположенных к востоку от оз. Хир- гиснур, данное им, по преданию, их соседями (дэрбэтами, баитами и др.) за внешний вид их правителя (эльджиген-«длинноухий»). Фактически это те же халхасцы.

Халха-монголами являются также дариганга, расселенные в юго- восточной части МНР (Сухэ-Баторском аймаке). Общая численность их 23 тыс. человек (1963 г.).

Район дариганга, так же как и некоторые другие районы монгольской территории, был отведен маньчжурами под пастбище императорских стад скота, уход за которыми был возложен на монголов в качестве натуральной повинности.

Этноним дариганга, по-видимому, имеет этногеографическое происхождение. По языку они не отличаются от халха, но имеют небольшие отличия в материальной и духовной культуре (в одежде, в свадебных обрядах и т. п.).

В настоящее время в состав халха входят небольшие группы южных монголов: харчинов, чахаров, тумэтов, зун-узумчинов. Харчины были переселены по приказу маньчжурского императора в 1715 г. Они несли главным образом уртонную службу в Монголии и были расселены вдоль почтовой дороги.

В первой половине XVII в. чахары под руководством Ликдан-хана вели борьбу против маньчжуров. После разгрома Ликдана маньчжурскими завоевателями Чахарское княжество было лишено политических прав. Чахары были разделены на 8 знамен.

Слово чахар сохранило значение «слуга», «свита при князе, хане», «телохранители гвардии», что указывает на их прошлое общественное положение.

По правому берегу Керулена, в Дорнод (Восточном) аймаке, разместились зун-узумчины, переселившиеся из Внутренней Монголии в 1945 г. в количестве 1700 человек. Узумчины сохранили некоторые черты быта и материальной культуры, свойственные еще монголам XIII в. Так, например, интересно отметить, что они имеют в качестве «святыни» небольшую войлочную кибитку с шейкой, увенчанную золотым шаром. Кибитка служит для хранения реликвий, связанных с именем Чингисхана. Она укрепляется на двухколесной телеге наподобие войлочных юрт с шейкой, описываемых у монголов средневековыми путешественниками. Эта святыня в течение 30 поколений охраняется представителями рода бурят. Древние традиции можно видеть и в способах хранения одежды и отдельных продуктов в специальных сундуках типа ларей, всегда устанавливаемых на двухколесных телегах.

Буряты - выходцы из Забайкалья и Тункинской долины. Они расселены по восточному берегу оз. Хубсугул по системе pp. Селенги, Онону г Иро, незначительное количество проживает в городах. Общая численность их 29 тыс. человек (по данным 1963 г.). В их быту много навыков, нолученных от русских (выпечка мучных продуктов, сенокошение и др.)*

Родственные бурятам шине-барга прибыли в МНР в 1947 г. из Маньчжурии в количестве около 1000 человек и поселились на правом берегу Керулена.

Живущие в Хэнтэйском и Восточном аймаках хамниганы, группа степных скотоводов и конных эвенков, в настоящее время почти не отличаются от бурят, которые в свою очередь уже приняли много халхаских черт. Хамниганы, живущие в Центральном и Селенгинском аймаках, хал- хаизировались. Этногенез хамниганов до сих пор неясен, но все они теперь говорят на монгольском языке.

Разнородную группу представляют монголы, относящиеся к западной ветви и объединявшиеся в прошлом термином ойраты:

Дэрбэты в начале XVII в. составляли объединение Дурбэн-ойрат вместе с торгутами, хошутами и чоросами. Их кочевья были на верхнем Иртыше. Они входили в состав феодального государства Джунгарии, разгромленного императорским Китаем в 1756 г. Часть дэрбэтов еще в 1630 г. вместе с другими ойратскими племенами перекочевала в низовья Волги, часть их во второй половине XVIII в. осела в Монголии. Монголы называли ойратов олётами, тюрки - калмыками, китайцы - вало. Расселяются дэрбэты от среднего течения р. Кобдо на юге до хребта Танну-Ола на севере* захватывая район оз. Убсу-Нур и нижнего течения р. Тэс. На востоке граница их обитания начинается от левого берега среднего течения р. Дзабхана и оз. Хиргиснур и доходит до границы СССР на западе. В основном они расселены в Убсунурском и Кобдосском аймаках, частично встречаются и в Дзабханском аймаке. Численность дэрбэтов 30 тыс. (1963 г.).

Кроме скотоводства, дэрбэты издавна занимались земледелием. В настоящее время в районах их расселения наряду с животноводством и земледелием развиваются и новые отрасли промышленности.

Байты (баяты) живут к северо-востоку от дэрбэтов, в Убсунурском аймаке, по южную и северную стороны хребта Тогтохын-Нуру. На севере их земли достигают берегов оз. Убсу-Нур и р. Тэса, на востоке р. Хан- гельцига. Общее количество байтов 19 тыс. человек (1963 г.).

Есть основание полагать, что байты сформировались на основе упоминаемого впервые в источниках XIII-XIV вв. племени баяут. Баяуты были родственны восточным группам монгольских племен, хотя и жили рядом с ойратами и были с ними тесно связаны. Впоследствии байты входили в ойратское государство (Джунгарское ханство) и были причислены к дэрбэтам.

После разгрома ойратов маньчжурами в середине XVIII в. байты выделились в самостоятельную военно-административную единицу, образовав 10 хошунов, которые и получили название арбан-баит («10 байтов»). Несмотря на длительное совместное существование и связи с дэрбэтами, дэрбэты не считают байтов близко родственными.

Захчины (цзахачины) живут в Кобдоском аймаке, к югу от г. Кобдо. Они населяют оба склона Алтайского хребта. На западе их территория граничит с районами обитания алтайских урянхайцев по р. Сенкули и торгутов в низовьях р. Уляса. Северо-восточная граница соприкасается с землями халхасов. Численность 13 тыс. (1963 г.)

По отрывочным сведениям, о захчинах известно следующее. В XVII в., во время борьбы между маньчжурскими правителями Китая и Джунгарией, последней для охраны своих границ в пределах пограничной зоны было расселено 30 ойратских семей, впоследствии увеличившихся до 300 семей. В 1775 г. из них был образован хошун и назначен правитель, подчиненный кобдоскому амбаню. Этот хошун, выполнявший пограничную службу, был назван захчин. Находясь между халхасцами и торгутами, сами захчины не причисляют себя ни к тем, ни к другим.

В их диалекте наряду с халхаским влиянием сохраняются и некоторые специфические особенности (главным образом в лексике), а также и в обычаях.

Торгуты (торгоуты) в пределах МНР занимают территорию в бассейне нижнего Чингиля и правых притоков среднего и нижнего течения Булгана. Общее количество их 5-6 тыс. человек. Торгуты данного района являются потомками торгутов, вернувшихся в конце XVIII в. с Волги. Родственные им группы торгутов живут в Китае, в автономном районе Внутренняя Монголия, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в части районов провинций Цинхай и Ганьсу, и в СССР, где они вошли в состав калмыков.

Входившие раньше как самостоятельная единица в конфедерацию Дурбэн-ойрат хошуты к настоящему времени слились с торгутами. Те же из них, которые жили среди дэрбэтов, теперь вошли в состав последних.

Олёты - 6 тыс. (по данным 1963 г.), населяют пространство между долинами pp. Кобдо и Буянту. Они являются частью ойратов, которые прикочевали в данную местность вместе с другими группами (дэрбэтами, торгутами и др.). Олёты единственная группа западных монголов, сохранившая до сих пор за собой название народа «ойрат». Ассимилировавшаяся с халха часть олетов проживает в двух сомонах Ара-хангайского аймака.

Около 3 тыс. мингатов расселено к северо-востоку от олётов, в Коб- доском аймаке. На востоке их кочевья доходят до берегов оз. Хара-Усу 7 на юге до р. Кобдо, на севере до Намюра, где их соседями являются дэрбэты. Первоначально мингаты подчинялись ойратским ханам в Джунгарии, позднее были включены в состав халхаского Дзасакту-Хановского аймака, в сер. XVIII в. были поселены к северу от г. Кобдо. Отдельные авторы (Г. Н. Потанин) считали мингатов омонголившимися урянхайцами. Другие причисляли их к ойратам, совершенно не отличая от олётов. Сами мингаты считают себя пришельцами с востока, из местности Бустар- кура, где отделились от хотогойтов в количестве тысячи (минган) семейств, отсюда они якобы и получили свое название «мингат». Живя среди западных монголов, они испытывали их влияние. Некоторые ученые полагают, что этноним «мянгат» вероятно восходит к наименованию военно-административного деления XIII-XV вв. В материальной культуре, бытовой терминологии и отдельных обрядах мингатов есть черты, общие с халха-монголами.

Дархаты расселены в Хубсугульском аймаке. Их земли занимают узкую горную котловину, растянутую с севера на юг на 250 км, при средней ширине 80 км. На востоке границей их расселения служит оз. Хубсугул. Общее количество их достигает 6 тыс. человек. По мнению многих авторов, дархаты представляют собой омонголившихся тувинцев. В их этнической истории выступают элементы тюркские, монгольские и самодийские. Дархатский диалект близок к западно-монгольским диалектам; в нем содержатся также элементы халхаского и бурятского языков. До революции дархаты являлись шабинарами (крепостными) ургинского хутухты, однако точных данных о том, когда дархаты сделались шабинарами, не имеется. По одной версии, они могли быть пожалованы богдо- ханом ургинскому хутухте в награду за помощь, оказанную им в деле умиротворения Монголии после восстания Цэнгунджаба (1755 г.); по другой, дархаты были подарены Ундур-гэгэну своим князем Гылык-нойо- ном. По преданию, Ундур-гэгэн дал им название «дархат» (множественное число от слова «дархан»), что обозначало «неприкосновенные», «свободные от повинностей».

К народам, говорящим в наши дни на монгольском языке, относятся также хотоны и некоторые группы урянхайцев (или тувинцев).

Хотоны (около 3 тыс. человек) (1963 г.) живут в северо-западной Монголии в Тариалан сомоне Убсунурского аймака, среди дэрбэтов. Переселившись сюда в конце XVII в., стали подданными одного из дэрбэтских князей. Хотоны - тюрки в настоящее время почти совершенно забыли свой родной язык и говорят на монгольском языке. По быту и культуре они почти не отличаются от дэрбэтов. Сами хотоны считают себя родственными казахам. В прошлом они исповедовали ислам, пережитки ко- того прослеживаются и сейчас в оформлении погребального обряда.

Алтайские урянхайцы расселены по Монгольскому Алтаю от верховьев р. Кобдо до верховьев р. Булган. На юге они соседят с торгутами, а на востоке с захчинами. По языку, материальной и духовной культуре они почти ничем не отличаются от соседних дэрбэтов, олётов и захчинов, но в обычаях и обрядах сохранили некоторые особые черты, не сходные с монгольскими.

Именем урянхайцы, как документально доказал Н. В. Кюнер в статье «Восточные урянхайцы по китайским источникам», называлась часть монгольских племен, генетически связанных с ранними монгольскими племенами, которые в китайских династийных летописях известны под именем хи (кумохи).

Впоследствии это имя, идя с востока на запад, получило распространение и среди тюркских народов.

До революции урянхайцами назывались тувинцы (дубо), населяющие Тувинскую АССР.

Хубсугульские урянхайцы живут в Хубсугульском аймаке (Чандман Ундэр сомоне). Численность их около 5 тыс. чел. По историкогеографическому признаку в старой этнографической литературе их называли урянхайцами бывшего Шабинского ведомства. Говорят они на монгольском языке, хотя по происхождению близки к тувинцам.

Тюркские языки до наших дней частично сохранили в МНР урян- хайцы-мончак и цаатан (тувинцы-тоджинцы).

У рянхайцы-мончак (мончок) обитают в близком соседстве с алтайскими урянхайцами в верховьях р. Кобдо. По отношению к урянхай- цам-мончак в старой литературе употреблялся термин «кок чулутан». Термин этот был введен Г. Н. Потаниным и сейчас в значительной степени устарел. «Кок чулутан» по-монгольски означает «Люди синих камней». Сами себя они называют «сойон». Возможно, урянхайцы-мончак представляют собой тувинцев, переселившихся в пределы Монголии. В настоящее время урянхайцы-мончак смешиваются с казахами и монголами, испытывают их культурное влияние, владеют как казахским, так и монгольским языками.

Цаатан (в количестве 200 человек) живут среди дархатов в Хубсугульском аймаке и постепенно сливаются с ними. Цаатан являются выходцами из Тоджи (Тувинская АССР). В литературе их обычно называют танну-урянхайцами или сойот-урянхайцами. Этноним цаатан монгольского происхождения, в дословном переводе означает «оленеводы» (от цаа - олень). Цаатан называют себя уйгурами, т. е. урянхайскими тюрками и свой язык считают также уйгурским. Они владеют дархатским диалектом, по между собою объясняются обычно по-тувински. Это единственная группа в Монголии, которая занимается оленеводством.

Отдельной тюркоязычной народностью МНР являются казахи, живущие в количестве 43 тыс. чел. (1963) в Баян-Улэгэйском казахском национальном аймаке, созданном в 1940 г. Они говорят на казахском языке, который относится к северо-западной, или кыпчакской, группе тюркской ветви алтайской семьи языков. В отличие от монголов казахи мужчины носят усы и бороды. На севере казахи соседствуют с дэрбэтами, на востоке - с олётами и на юге - с урянхайцами мончок. Казахи - выходцы из районов Черного Иртыша и верховьев Бухтармы. Часть казахских групп, кочевавших по южным склонам Алтая, в середине XIX в. перекочевала на северный склон и расселилась в Монголии.

Основным занятием казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, широко распространена также охота с беркутом.

Q 1957 г. начался переход казахов к земледелию и оседлому образу жизни. Сейчас почти во всех сомонах аймака завершена коллективизация сельского хозяйства. Создается разветвленная сеть каналов для орошения полей. В сельскохозяйственных объединениях аймака в 1963 г. имелось 2.7 тыс. га посевной площади, увеличивается поголовье скота. В аймаке созданы предприятия легкой и пищевой промышленности.

Социалистическое строительство привело к коренному переустройству быта казахов. Дома, сложенные из сырцового кирпича, с плоскими глинобитными крышами, уступают место новым, современным постройкам. Современная мебель фабричного производства, домашняя утварь прочно вошли в быт. Национальная одежда еще сохраняется. Верхней одеждой служат широкие халаты. Мужчины казахи носят большие шапки на лисьем меху, с разноцветным верхом. Женщины на голову надевают головной убор шылауыш из белой ткани, с вырезом для лица, закрывающим не только голову, но и грудь, плечи и спину.

За годы народной власти вырос культурный уровень казахов. Сейчас в аймаке имеется 25 общеобразовательных школ, где преподавание ведется на казахском языке. Казахи имеют свою письменность. На казахском языке издается газета «Жена емер» («Новая жизнь»). В Баяп-Улэгэе имеется аймачное издательство, выпускающее разнообразную литературу на казахском языке; построен аймачный радиоцентр, работает Казахский музыкально-драматический театр. В сомонах есть клубы, амбулатории. Успешно развивается казахская литература. Поэма «Орел» и другие произведения старейшего поэта, лауреата государственной премии Ахтана и других казахских писателей переведены на монгольский и русский языки.

В г. Кобдо проживают в небольшом количестве чанту (узбеки). Термин заимствован из китайского - чанътоу - «чалмоносцы», буквально «повязанная (чалмой) голова».

Кроме перечисленных народов в МНР проживают русские и китайцы.

Русские (16 тыс. человек) живут главным образом в городах и поселках. Они начали селиться в Монголии со второй половины XIX в., занимались в то время главным образом торговлей. Позднее (конец XIX-начало XX в.) в Монголии появились русские мастеровые (кузнецы, плотники, шорники), а затем фельдшеры, врачи, учителя, типографские рабочие. В Урге действовала русско-монгольская типография, выпускавшая единственную газету - «Монголын сонин бичиг», на монгольском языке. Русские врачи впервые ввели оспопрививание, которое получило быстрое признание среди монгольского населения (И. М. Майский).

Китайцы (17 тыс. человек) живут главным образом в городах, занимаются ремеслом, торговлей и огородничеством. До революции почти все такого рода занятия в Монголии были в руках китайцев. Китайские мастера строили дома и ограды, изготовляли предметы домашнего обихода, работали в угольных копях и золотых приисках, рубили лес и т. д. В Селенгинском, Булганском и Центральном аймаках встречаются китайцы-земледельцы. Они возделывали раньше пшеницу, ячмень, овощи и были наиболее оседлой категорией населения. Жили они в фанзах.

Василий Ефанов. Девушка монголка в национальном костюме. 1954. Волгоградский музей изобразительных искусств

Монголы - изначально, название населения, которое входило в состав Монгольской империи (средневекового государства, в состав которого входили в частости земли современной России, Украины, Китая и Индии). Монголы дали название монголоидной расе. Позже название монголы было перенесено на группу родственных народов на северо-востоке современной Монголии, предки которых, согласно распространенных исторических взглядов, стояли у истоков Монгольской империи (то есть были первыми ее гражданами, первыми «монголами»). Такая ситуация стала причиной путаницы, появления различных версий и фальсификаций истории в наше время. Поэтому при изучении документов, в первую очередь исторических, нужно обращать внимание, кого именно имеет ввиду автор под словом «монголы». Сегодня к монголам себя относят около 10 миллионов человек. Из них 2,4 миллиона проживают в Монголии, около 4,8 миллиона в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР, 2 миллиона в других провинциях Китая.

По данным Переписи населения 2002 года численность монголов, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.

Более 85 % населения говорит на монгольском языке , на котором ведется обучение в школах, в средних школах изучают традиционную монгольскую письменность . Официальный язык - монгольский (халха) , старшее поколение в городах говорит и понимает и по-русски. С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах. В Баян-Улэгэйском аймаке изучают казахский язык.

85 % населения Монголии относятся к монгольской группе:

Монгольская группа

  • южные монголы
    • чахары,
    • хорчины,
    • харачины,
    • арухорчины,
    • тумэты,
    • джалаиры,
    • джалайты,
    • авга,
    • авганар,
    • чипчины,
    • му-мянгаты,
    • найманы,
    • аохане,
    • оннюты,
    • дурбэн хухэт,
    • ураты,
    • горлосы,
    • ордосцы,
    • дурбэты - 4,6%
    • джаруты,
    • суниты
  • халха-монголы
    • элжгин и
    • дариганга (31, 9 тыс., 2000)
  • буряты,(70 тысяч),
  • баргуты,
  • ойраты,
  • их-мянгане,
  • торгуты,
  • хошеуты,
  • согво ариг,
  • монгоры (ту),
  • дунсяны,
  • баоани,
  • дауры.
  • (уйгуро-)урянхайцы (25, 2 тыс., 2000)
  • хотогойт-монголы,
  • дархаты, сартулы,
  • зун-узумчины (1700 чел., 1945),
  • шинэ-баргуты (около 1000 чел., 1947),
  • захчины (29, 8 тыс., 2000),
  • торгуты,
  • баяты (50, 8 тыс., 2000 г.),
  • хошуты,
  • мянгаты,
  • олёты,

К монгольской группе народов по языковому признаку относятся

  • калмыки (Российская Федерация),
  • сарт-калмаки (иссык-кульские калмыки) (Киргизия)
  • моголы (Афганистан).

По культуре к монгольским народам относят также тюркоязычных тувинцев (Российская Федерация).

Немонгольское население

  • Тюркская группа
    • казахи и киргизы - 7 %
    • цаатаны
  • другие этнические группы
    • хамниганы,
    • русские,
    • китайцы,

, Монголию и регионы Российской Федерации - Республики Бурятия и Калмыкия , Иркутскую область и Забайкальский край .

К монгольским народам относят себя более 10 миллионов человек. Из них 3 млн - в Монголии, 4 млн - в автономном районе Внутренняя Монголия , до 3 млн - в Ляонине , Ганьсу , Синьцзян-Уйгурском автономном районе и других регионах Китая.

В состав монгольских народов входят: халха-монголы , буряты (баргуты), ойраты (калмыки), чахары , хорчины , харачины , арухорчины , тумэты , джалайты , авга , авганары , баарины , чипчины , му-мянгаты , найманы , аохане , оннюты , дурбэн-хухэты , ураты , горлосы , ордосцы , хонгираты , джаруты , узумчины , хучиты , монгоры (ту) , дауры , дунсяне , баоань .

Название

История

Протомонгольские племена, проживавшие в Центральной Азии во II - I тысячелетиях до н. э., создали так называемую культуру плиточных могил .

Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7-10 вв.) . Предположительно первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон , откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье (бассейн рек Онон , Керулен и Туул). :238

Хамаг Монгол

В XII веке сложилось государственное образование монголов Трёхречья - улус Хамаг Монгол («Все Монголы»). Первым правителем государства был Хабул-хан , который объединил, согласно «Сокровенному сказанию монголов », 27 племён нирун-монголов («собственно монголов»), главенствующее положение среди которых занимали роды хиад-борджигинов и тайджиутов :238-239 . Помимо этих монголов, существовали племена дарлекин-монголов («монголы вообще»), не входящие в объединение Хамаг Монгол и кочевавшие в областях, соседствующих с Трёхречьем.

Монгольская империя

В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана и двух поколений его потомков создали самую значительную империю эпохи. При этом племенное разделение было отменено и уступило место делению по тумэнам и родам войск. В результате этнонимы тех монгольских племён, которые играли значительную роль в доимперскую эпоху (например, салджиут), сохранились на окраинах империи, и после распада государства в дополнение к ним появился ряд новых, на основании войсковой принадлежности (например, торгоут , шарайд , кубдут). Значительная часть монголов относит себя к борджигинам - потомкам Чингис-хана и его родственников.

Примерное местоположение монголоязычных и тюркоязычных племён :242
ойраты
(Саяно-Алтай)
баргуты и хори-туматы возле озера Байкал баяты по течению реки Селенги джалаиры по реке Онон
мэргэды
(по реке Селенга)
татары и хонгирады
(южнее правого берега реки Аргунь
и озёр Буйр и Хулун)
кереиты (по течению рек Орхон и Туул)
далее на Ю.-З. найманы
(вдоль Алтайского хр.)
онгуды
(севернее Великой китайской стены)

Империя Юань

В конце XIII века внук Чингис-хана Хубилай основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду . После победы над противниками в среде монгольской знати он подчинил себе большую часть территории современной Монголии .

Значительная часть монголов составила высший слой администрации и внутренние войска Китая, наряду с привлечёнными Хубилаем и его наследниками выходцами из других не-китайских народов. Благодаря этому появились такие группы населения, как монголы Юньнань в Южном Китае.

В 1368 году монголы, после междоусобных столкновений монгольской знати, были изгнаны из Китая на север войсками Чжу Юаньчжана , который, захватив Пекин, провозгласил династию Мин .

Монголы в период Малых ханов

В XIV-XVII веках территорию Монголии делили между собой чингисиды и ойраты - западные монголы, постепенно создавшие сильное Джунгарское ханство .

XVII-XIX века

В 1640 году состоялся последний общемонгольский съезд, на котором присутствовали и халха-монголы , и ойраты (в том числе калмыки).

В 1670-1690-е годы ойратский лидер Галдан-Бошогту , первый в Джунгарии провозгласивший себя ханом, успешно подчинил себе ряд городов на Шёлковом Пути и совершал успешные походы на Центральную Монголию. Князья-чингисиды обратились за помощью к своим союзникам маньчжурам , которые предоставили таковую на условии принятия монголами подданства маньчжурского императора.

В XVII веке земли монгольских народов и сами народы подпали под различную степень зависимости от Китая и России. В империи Цин монголы Внутренней и Внешней Монголии обладали разными правами и потеряли возможность свободного общения, что вызвало сложение отдельных народностей.

Происходят значительные перемещения и явная смена идентичности. Например, земледельцы-дагуры уходят из Забайкалья в Маньчжурию, освобождая земли в районе современной Аги для заселения кочевниками-бурятами, в свою очередь стремящимися покинуть территории, отошедшие к Китаю.

XX век

В 1911 году была провозглашена независимость Внешней Монголии от маньжчурской империи Цин , а после революций в России в составе РСФСР образованы автономные образования населяющих её монгольских народов - Бурят-Монгольская АССР (1923) и Калмыцкая АССР (1935). Для Внутренней Монголии была провозглашена автономия в Китайской Республике, затем (1936-1945) на части её территории при помощи японских милитаристов в ходе войны с Китаем было образовано государство Мэнцзян («монгольские пограничные земли») во главе с князем-борджигином Дэмчигдонровом , прекратившее своё существование после капитуляции Японии во Второй мировой войне. Значительная часть монгольской администрации Мэнцзяна бежала на Тайвань и отчасти в Монголию.

См. также

Напишите отзыв о статье "Монгольские народы"

Примечания

Сноски

Источники

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Монгольские народы

«Петербург, 23 го ноября.
«Я опять живу с женой. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна, что она несчастна моим оставлением, и многое другое. Я знал, что ежели я только допущу себя увидать ее, то не в силах буду более отказать ей в ее желании. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».

Как и всегда, и тогда высшее общество, соединяясь вместе при дворе и на больших балах, подразделялось на несколько кружков, имеющих каждый свой оттенок. В числе их самый обширный был кружок французский, Наполеоновского союза – графа Румянцева и Caulaincourt"a. В этом кружке одно из самых видных мест заняла Элен, как только она с мужем поселилась в Петербурге. У нее бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению.
Элен была в Эрфурте во время знаменитого свидания императоров, и оттуда привезла эти связи со всеми Наполеоновскими достопримечательностями Европы. В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, сказал про нее: «C"est un superbe animal». [Это прекрасное животное.] Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера, потому что с годами она сделалась еще красивее, чем прежде. Но удивляло его то, что за эти два года жена его успела приобрести себе репутацию
«d"une femme charmante, aussi spirituelle, que belle». [прелестной женщины, столь же умной, сколько красивой.] Известный рrince de Ligne [князь де Линь] писал ей письма на восьми страницах. Билибин приберегал свои mots [словечки], чтобы в первый раз сказать их при графине Безуховой. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде. Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии и философии. На этих вечерах он испытывал чувство подобное тому, которое должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот вот обман его откроется. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна была глупость, или потому что сами обманываемые находили удовольствие в этом обмане, обман не открывался, и репутация d"une femme charmante et spirituelle так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости, и всё таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала.
Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей, светской женщины. Он был тот рассеянный чудак, муж grand seigneur [большой барин], никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но, своей противоположностью изяществу и такту жены, служащий выгодным для нее фоном. Пьер, за эти два года, вследствие своего постоянного сосредоточенного занятия невещественными интересами и искреннего презрения ко всему остальному, усвоил себе в неинтересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем, который не приобретается искусственно и который потому то и внушает невольное уважение. Он входил в гостиную своей жены как в театр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и ко всем был одинаково равнодушен. Иногда он вступал в разговор, интересовавший его, и тогда, без соображений о том, были ли тут или нет les messieurs de l"ambassade [служащие при посольстве], шамкая говорил свои мнения, которые иногда были совершенно не в тоне настоящей минуты. Но мнение о чудаке муже de la femme la plus distinguee de Petersbourg [самой замечательной женщины в Петербурге] уже так установилось, что никто не принимал au serux [всерьез] его выходок.
В числе многих молодых людей, ежедневно бывавших в доме Элен, Борис Друбецкой, уже весьма успевший в службе, был после возвращения Элен из Эрфурта, самым близким человеком в доме Безуховых. Элен называла его mon page [мой паж] и обращалась с ним как с ребенком. Улыбка ее в отношении его была та же, как и ко всем, но иногда Пьеру неприятно было видеть эту улыбку. Борис обращался с Пьером с особенной, достойной и грустной почтительностию. Этот оттенок почтительности тоже беспокоил Пьера. Пьер так больно страдал три года тому назад от оскорбления, нанесенного ему женой, что теперь он спасал себя от возможности подобного оскорбления во первых тем, что он не был мужем своей жены, во вторых тем, что он не позволял себе подозревать.
– Нет, теперь сделавшись bas bleu [синим чулком], она навсегда отказалась от прежних увлечений, – говорил он сам себе. – Не было примера, чтобы bas bleu имели сердечные увлечения, – повторял он сам себе неизвестно откуда извлеченное правило, которому несомненно верил. Но, странное дело, присутствие Бориса в гостиной жены (а он был почти постоянно), физически действовало на Пьера: оно связывало все его члены, уничтожало бессознательность и свободу его движений.
– Такая странная антипатия, – думал Пьер, – а прежде он мне даже очень нравился.
В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый. В душе же Пьера происходила за всё это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям.

Он продолжал свой дневник, и вот что он писал в нем за это время:
«24 ro ноября.
«Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов), возвратился к обеду, обедал один (у графини много гостей, мне неприятных), ел и пил умеренно и после обеда списывал пиесы для братьев. Ввечеру сошел к графине и рассказал смешную историю о Б., и только тогда вспомнил, что этого не должно было делать, когда все уже громко смеялись.
«Ложусь спать с счастливым и спокойным духом. Господи Великий, помоги мне ходить по стезям Твоим, 1) побеждать часть гневну – тихостью, медлением, 2) похоть – воздержанием и отвращением, 3) удаляться от суеты, но не отлучать себя от а) государственных дел службы, b) от забот семейных, с) от дружеских сношений и d) экономических занятий».
«27 го ноября.
«Встал поздно и проснувшись долго лежал на постели, предаваясь лени. Боже мой! помоги мне и укрепи меня, дабы я мог ходить по путям Твоим. Читал Св. Писание, но без надлежащего чувства. Пришел брат Урусов, беседовали о суетах мира. Рассказывал о новых предначертаниях государя. Я начал было осуждать, но вспомнил о своих правилах и слова благодетеля нашего о том, что истинный масон должен быть усердным деятелем в государстве, когда требуется его участие, и спокойным созерцателем того, к чему он не призван. Язык мой – враг мой. Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным. Потом зашла речь об объяснении семи столбов и ступеней храма. 7 наук, 7 добродетелей, 7 пороков, 7 даров Святого Духа. Брат О. был очень красноречив. Вечером совершилось принятие. Новое устройство помещения много содействовало великолепию зрелища. Принят был Борис Друбецкой. Я предлагал его, я и был ритором. Странное чувство волновало меня во всё время моего пребывания с ним в темной храмине. Я застал в себе к нему чувство ненависти, которое я тщетно стремлюсь преодолеть. И потому то я желал бы истинно спасти его от злого и ввести его на путь истины, но дурные мысли о нем не оставляли меня. Мне думалось, что его цель вступления в братство состояла только в желании сблизиться с людьми, быть в фаворе у находящихся в нашей ложе. Кроме тех оснований, что он несколько раз спрашивал, не находится ли в нашей ложе N. и S. (на что я не мог ему отвечать), кроме того, что он по моим наблюдениям не способен чувствовать уважения к нашему святому Ордену и слишком занят и доволен внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного, я не имел оснований сомневаться в нем; но он мне казался неискренним, и всё время, когда я стоял с ним с глазу на глаз в темной храмине, мне казалось, что он презрительно улыбается на мои слова, и хотелось действительно уколоть его обнаженную грудь шпагой, которую я держал, приставленною к ней. Я не мог быть красноречив и не мог искренно сообщить своего сомнения братьям и великому мастеру. Великий Архитектон природы, помоги мне находить истинные пути, выводящие из лабиринта лжи».
После этого в дневнике было пропущено три листа, и потом было написано следующее:
«Имел поучительный и длинный разговор наедине с братом В., который советовал мне держаться брата А. Многое, хотя и недостойному, мне было открыто. Адонаи есть имя сотворившего мир. Элоим есть имя правящего всем. Третье имя, имя поизрекаемое, имеющее значение Всего. Беседы с братом В. подкрепляют, освежают и утверждают меня на пути добродетели. При нем нет места сомнению. Мне ясно различие бедного учения наук общественных с нашим святым, всё обнимающим учением. Науки человеческие всё подразделяют – чтобы понять, всё убивают – чтобы рассмотреть. В святой науке Ордена всё едино, всё познается в своей совокупности и жизни. Троица – три начала вещей – сера, меркурий и соль. Сера елейного и огненного свойства; она в соединении с солью, огненностью своей возбуждает в ней алкание, посредством которого притягивает меркурий, схватывает его, удерживает и совокупно производит отдельные тела. Меркурий есть жидкая и летучая духовная сущность – Христос, Дух Святой, Он».

МОНГОЛЫ. 1) Груп-па на-ро-дов, го-во-ря-щих на мон-голь-ских язы-ках.

Жи-вут в Северо-Восточном и Северо-Западном Ки-тае, Мон-го-лии, Рос-сии (соб-ст-вен-но монголы, дар-ха-ты, бу-ря-ты, бар-гу-ты, хам-ни-га-ны, ой-ра-ты, кал-мы-ки, дау-ры, тюр-ко-языч-ные в про-шлом сой-о-ты, хо-то-ны и алтайские урян-хай-цы, восточные юй-гу, мон-го-ры, дун-сян, бао-ань) и на се-ве-ро-за-па-де Аф-га-ни-ста-на (мо-го-лы).

Об-щая чис-лен-ность в Ки-тае 6,9 млн. человек (2000 год, пе-ре-пись), в Мон-го-лии 2,5 млн. человек (2010 год, пе-ре-пись), в Рос-сии 0,6 млн. человек (2010 год, пе-ре-пись), в Аф-га-ни-ста-не - несколько тыс. человек. См. кар-ту Мон-голь-ские на-ро-ды.

Ве-ро-ят-ные пред-ки монгол - упо-ми-нае-мые в китайских ис-точ-ни-ках дун-ху , сянь-би, хи и ши-вэй; в их фор-ми-ро-ва-нии, воз-мож-но, уча-ст-во-ва-ли тюркские и тун-гу-со-маньчжурские эле-мен-ты. Эт-но-ним монголы (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встре-ча-ет-ся в китайских ис-точ-ни-ках с VII-X веков. У монгол су-ще-ст-во-ва-ли пат-ри-ли-ней-ные ро-ды (овог), вклю-чав-шие как кров-ных род-ст-вен-ни-ков, при-над-ле-жав-ших к од-ной «кос-ти» (яс, ясун), так и чу-же-род-цев (жад). Ро-ды объ-е-ди-ня-лись в пле-ме-на.

В I тысячилетии от основной мас-сы Мнгол от-де-ли-лись южные монгольские на-ро-ды (восточные юйгу, мон-го-ры, дун-сян, баоань) и дауры. В XIII веке часть монгольских пле-мён, объ-е-ди-нён-ная под вла-стью Чин-гис-ха-на (Чин-гис-ха-на), на-ча-ла за-вое-ва-ния, при-вед-шие к фор-ми-ро-ва-нию Монгольской им-пе-рии . В XV веке северные монголы раз-де-ли-лись на западных (ой-ра-ты) и восточных (собственно монголы и бу-ря-ты) мон-го-лов.

2) Собственно монголы (са-мо-на-зва-ние - мон-гол), на-род, основное на-се-ле-ние Мон-го-лии.

Яд-ро монгол Мон-го-лии со-став-ля-ют хал-ха (2,2 млн. человек - 2010 год, пе-ре-пись). На се-ве-ро-за-па-де (ай-ма-ки Зав-хан и Хувс-гел) про-жи-ва-ют прак-ти-че-ски ас-си-ми-ли-ро-ван-ные хал-ха сар-ту-лы (1,3 тыс. человек) и хо-то-гой-ты (15,5 тыс. человек), на вос-то-ке (ай-ма-ки Дор-нод и Су-хэ-Ба-тор) - узум-чи-ны (2,6 тыс. человек) и да-ри-ган-га (27,4 тыс. человек). Жи-вут так-же в Северо-Восточном Ки-тае (ав-то-ном-ный р-н Внутренняя Мон-го-лия, за-пад про-вин-ций Ляо-нин и Ги-рин и юго-за-пад провинция Хэй-лунц-зян), где со-хра-ня-ют-ся эт-нические под-раз-де-ле-ния: ор-дос-цы, ура-ты, дар-ха-ны, дур-бэн-ху-хэ-ты, ча-ха-ры, ху-чи-ты, су-ни-ты, узум-чи-ны, хэ-шик-тэ-ны, баа-ри-ны, он-ню-ты, най-ма-ны, ха-ра-чи-ны, ту-мэ-ты, джа-ру-ты, хор-чи-ны, джа-лай-ты, гор-ло-сы и др. Го-во-рят на мон-голь-ском язы-ке. В основном при-вер-жен-цы ти-бетского буд-диз-ма, главным образом в фор-ме ге-луг-па (ге-луг). С конца XX века рас-про-ст-ра-ня-ют-ся про-тес-тант-ст-во, ис-лам, ба-ха-изм.

Основное тра-диционное за-ня-тие - ко-че-вое ско-то-вод-ст-во; раз-во-дят «пять ви-дов ско-та» (та-ван хо-шуу мал) - ло-ша-дей, овец, коз, верб-лю-дов и круп-ный ро-га-тый скот. Мес-та-ми за-ни-ма-лись зем-ле-де-ли-ем (про-со, яч-мень, овёс). Бы-ла рас-про-стра-не-на охо-та на сур-ка (тар-ба-га-на), вол-ка, ан-ти-лоп и др. Раз-ви-ты про-из-вод-ст-во вой-ло-ка, об-ра-бот-ка ко-жи, кос-ти, се-реб-ра. Вре-мен-ные по-се-ле-ния круг-лые в пла-не (ху-рээ, букв. - круг) или вы-тя-ну-тые с вос-то-ка на за-пад, по-сто-ян-ные - пря-мо-уголь-ные, де-лят-ся на квар-та-лы; усадь-бы (ха-шан), тес-но при-мы-каю-щие друг к дру-гу, вы-хо-дят на ули-цу глу-хой сте-ной.

Основной тип жи-ли-ща - вой-лоч-ная юр-та (гэр) с раз-движ-ны-ми сте-на-ми (ха-на) и ко-ну-со-вид-ной кры-шей; у осед-лых групп - гли-но-бит-ная круг-лая или пря-мо-уголь-ная в пла-не по-строй-ка.

Одеж-да - шта-ны, ру-ба-ха, ха-лат (дэ-гэл) с глу-бо-ким за-па-хом на-пра-во, под-вя-зан-ный ши-ро-ким поя-сом (до 4-5 м в дли-ну), по-верх ха-ла-та - без-ру-кав-ка (муж-ская - хан-тадз, жен-ская - удж). Жен-ский на-ряд-ный ха-лат из шёл-ка с на-шив-ны-ми по-ло-са-ми из пар-чи, ру-ка-ва с бу-фа-ми и ши-ро-ки-ми об-шла-га-ми, пе-ред-няя по-ла с от-рез-ным ни-зом на сборах. Де-вуш-ки за-пле-та-ли од-ну, за-муж-ние жен-щи-ны - две ко-сы (гэ-зэг), бо-ко-вые пря-ди об-кла-ды-ва-лись ши-ро-ки-ми по-лу-круг-лы-ми пла-сти-на-ми (хав-чик), по-верх на-де-ва-лась ко-нич. ша-поч-ка (мал-гай). Обувь - вой-лоч-ные чул-ки с ор-на-мен-ти-ров., вы-сту-паю-щим из са-по-гов вер-хом и са-по-ги (гу-тул) с тол-стой по-дош-вой и за-гну-ты-ми но-са-ми.

Тра-диционная пи-ща - мя-со (в основном ба-ра-ни-на, ре-же ко-ни-на или го-вя-ди-на; ва-рё-ное с гус-тым буль-о-ном, коп-чё-ное, вя-ле-ное, рас-тёр-тое в му-ку), ва-рен-ные на па-ру (бу-уз) или жа-рен-ные в мас-ле (ху-шур) пи-рож-ки и ку-соч-ки тес-та (бор-цог), яч-мен-ное то-лок-но, суп с лап-шой; мо-лоч-ные про-дук-ты - сы-ры (бис-лаг, арул, ху-рут, эз-гий), пен-ки (ур-ме), про-сто-ква-ша (та-раг), мас-ло; на-пит-ки - чай с мо-ло-ком (ино-гда с со-лью, под-жа-рен-ной му-кой, пен-ка-ми, мас-лом), ку-мыс из ко-быль-е-го (ай-раг) или верб-люжь-е-го мо-ло-ка, мо-лоч-ная вод-ка (ар-хи). Ели так-же дичь, ди-кие зла-ки, лук, чес-нок, ре-вень, в го-лод-ные го-ды - ры-бу и па-даль.

Се-мья с XVIII века ма-лая, мо-но-гам-ная. Же-на-тые сы-но-вья в семь-ях с дос-тат-ком от-де-ля-лись от ро-ди-те-лей, но ве-ли со-вме-ст-ное хо-зяй-ст-во (пас-ли скот, об-ра-ба-ты-ва-ли про-дук-ты ско-то-вод-ст-ва, де-ла-ли вой-лок и др.). Юр-ту и скот ро-ди-те-лей на-сле-до-вал млад-ший сын (от-хон). Брак за-клю-ча-ли пу-тём сго-во-ра, из-ред-ка - умы-ка-ни-ем. Су-ще-ст-во-вал обы-чай из-бе-га-ния ме-ж-ду не-вест-кой и род-нёй му-жа. Си-сте-ма тер-ми-нов род-ст-ва би-фур-ка-тив-но-ли-ней-но-го ти-па с ге-не-рац. ско-сом «ома-ха». Сиб-лин-ги де-лят-ся по по-лу и от-но-сительно воз-ра-сту.

Буд-дизм рас-про-стра-нял-ся с XIII века, ут-вер-дил-ся в конце XVI - начала XVII веков. Со-хра-ня-ет-ся ша-ма-низм, куль-ты «хо-зя-ев» гор, рек, тай-ги, в честь ко-то-рых строи-лись жерт-вен-ни-ки - ка-мен-ные на-сы-пи (обо).

Но-вый год (Ца-ган сар) до XIII века от-ме-ча-ли осе-нью, при Ху-би-лае по китайскому об-раз-цу пе-ре-не-сли на первый ме-сяц вес-ны. На Ца-ган сар иг-ра-ли в иг-ру ти-па ло-то (хор-ло). Празд-ник се-ре-ди-ны ле-та (июль) На-дом со-про-во-ж-да-ет-ся со-стя-за-ния-ми в 3 ви-дах спор-та(«Три иг-ры му-жей») - борь-бе (бэх ба-рил-дах), стрель-бе из лу-ка (сур хар-вах), кон-ных скач-ках (морь урал-дах). Об-ще-на-род-ный ха-рак-тер име-ют буд-дий-ские празд-ни-ки.

Уст-ное твор-че-ст-во монгол сло-жи-лось во взаи-мо-дей-ст-вии с тра-ди-ция-ми древ-них тюр-ков, ал-тай-цев, ту-вин-цев, ис-пы-та-ло влия-ние куль-ту-ры Ки-тая (осо-бен-но Ти-бе-та и Восточного Тур-ке-ста-на), с начала XX века - Рос-сии. Зна-чительная общ-ность тра-диционной куль-ту-ры на-блю-да-ет-ся у монгольских на-ро-дов Мон-го-лии, Рос-сии и Ки-тая. Со-хра-ни-лись не-ко-то-рые раз-ли-чия в фор-мах уст-но-го твор-че-ст-ва степ-ных монгол-ско-то-во-дов (свя-за-ны с ухо-дом за до-маш-ним ско-том) и лес-ных монгол-охот-ни-ков (пес-ни-зву-ко-под-ра-жа-ния, искусство сви-ста - при-зыв «бо-же-ст-вен-но-го вет-ра», гор-ло-вое пе-ние, ша-ман-ская му-зы-ка).

Общ-ность музыкальных тра-ди-ций раз-ных эт-нических групп про-яв-ля-ет-ся в сфе-ре ша-ма-низ-ма и буд-диз-ма, спор-тив-ных со-стя-за-ний, тра-диционных празд-ни-ков. В про-шлом му-зы-кан-та-ми бы-ли муж-чи-ны, жен-щи-нам за-пре-ща-лось ис-пол-нять эпос, петь в ма-не-ре хо-омий (гор-ло-вое пе-ние), иг-рать на музыкальных ин-ст-ру-мен-тах (кро-ме вар-га-на аман хур). Вар-ган (ны-не из-вес-тен в двух раз-но-вид-но-стях - ме-тал-лический тэ-мэр хур и бам-бу-ко-вый хул-сан хур) ис-поль-зо-вал-ся в бы-то-вом му-зи-ци-ро-ва-нии, а так-же ша-ман-ка-ми (на-ря-ду с по-со-хом со зве-ня-щи-ми под-вес-ка-ми та-як и буб-ном хэтс): у бу-рят вар-ган ис-поль-зу-ет-ся для при-зы-ва «бе-лых», а по-сох - «чёр-ных» ду-хов; ша-ман-ки-дар-ха-ты ис-поль-зу-ют вар-ган для при-зы-ва ду-ха, а по-сох - для его встре-чи.

Сре-ди но-си-те-лей уст-ной куль-ту-ры вы-де-ля-лись профессиональные мас-те-ра: хог-жим-чи (му-зы-кан-ты-ин-ст-ру-мен-та-ли-сты; осо-бый ста-тус име-ли хур-чи - ис-пол-ни-те-ли на смыч-ко-вом ин-ст-ру-мен-те хур), ту-ул-чи (ис-пол-ни-те-ли ге-ро-ического эпо-са), ули-гер-чи (ска-зи-те-ли ули-ге-ров), дуу-чи (пев-цы-со-лис-ты). Ос-но-ва ла-до-вой ор-га-ни-за-ции - пен-та-то-ни-ка, главным образом ан-ге-ми-тон-ная. Сре-ди музыкальных тра-ди-ций пре-об-ла-да-ют во-каль-ные - соль-ные и с со-про-во-ж-де-ни-ем ин-ст-ру-мен-тов.

Ге-ро-ический эпос (баа-тар-лаг ту-ул) вклю-ча-ет ска-за-ния «Гэ-сэр», «Джан-гар»; у раз-ных групп монгол в уст-ной фор-ме бы-ту-ют эпические ска-за-ния «Хан Ха-ран-гуй», «Хог-шин Луу Хан» и др. Урян-хай-цы и бая-ты ис-пол-ня-ют эпос в очень низ-ком ре-ги-ст-ре в дек-ла-ма-ци-он-ной ма-не-ре (хай-лах), за-хчи-ны - в пе-сен-ной (дуу-лах); в не-ко-то-рых раз-де-лах ис-поль-зу-ют-ся встав-ки в ма-не-ре гор-ло-во-го пе-ния. Эпос ис-пол-ня-ет-ся в со-про-во-ж-де-нии ин-ст-ру-мен-тов: двух-струн-но-го щип-ко-во-го топ-шу-ур (в западных рай-онах Мон-го-лии), двух-струн-но-го смыч-ко-во-го игил (за-хчи-ны), смыч-ко-во-го хур (бу-ря-ты и мон-го-лы Внутренней Мон-го-лии); в про-шлом бу-ря-ты ис-пол-ня-ли «Джан-гар» в со-про-во-ж-де-нии цит-ры ят-га. В южных рай-онах Мон-го-лии и во Внутренней Мон-го-лии ули-ге-ры зву-чат в со-про-во-ж-де-нии четырех-струн-но-го смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та дэр-вэн чих-тэй хур; хал-ха ис-пол-ня-ют их без со-про-во-ж-де-ния.

Ис-пол-не-ние ми-фов и ле-генд объ-е-ди-ня-ет-ся в са-мо-сто-ятельный жанр до-мог; ле-ген-да о про-ис-хо-ж-де-нии смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та ис-пол-ня-ет-ся в со-про-во-ж-де-нии мо-рин-ху-ра, в западных рай-онах Мон-го-лии - иги-ла. У бая-тов, дэр-бэ-тов, тор-гу-тов и олётов прак-ти-ку-ет-ся тан-це-валь-ное ис-пол-не-ние ле-генд. Народные пес-ни (ар-дын дуу) - дол-гие мет-ри-че-ски сво-бод-ные ур-тын-дуу и ко-рот-кие рит-ми-зо-ван-ные бо-ги-но-дуу (оба на-зва-ния встре-ча-ют-ся у хал-ха). Дол-гие пес-ни у раз-ных эт-нических групп монгол раз-ли-ча-ют-ся по фор-ме, спо-со-бам ор-на-мен-та-ции. Хал-ха ис-пол-ня-ют их в со-про-во-ж-де-нии мо-рин-ху-ра и/или по-пе-реч-ной флей-ты лим-бэ, по-вто-ряю-щей ли-нию го-ло-са; бая-ты, дэр-бэ-ты, тор-гу-ты и мян-га-ты - не-ред-ко с хо-ро-вым реф-ре-ном в ге-те-ро-фон-ной ма-не-ре; узум-чи-ны Внутренней Мон-го-лии - в со-про-во-ж-де-нии хо-ро-во-го бур-до-на. Ко-рот-кие пес-ни: вос-хва-ле-ния маг-та-ал (свя-за-ны с ша-ман-ски-ми и охот-ничь-и-ми об-ря-да-ми, мо-гут вклю-чать-ся в эпических ска-за-ния), пес-ни са-ти-ри-че-ские, «обу-чаю-щие»; пес-ни-диа-ло-ги, со-про-во-ж-дае-мые дви-же-ния-ми те-ла и глаз. Ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии флей-ты лим-бэ, мо-рин-ху-ра, ху-чи-ра, шан-зы (трех-струн-ный щип-ко-вый), ёо-чи-на (цим-ба-лы; ин-ст-ру-мент городской му-зы-ки).

Из музыкальных ин-ст-ру-мен-тов ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны смыч-ко-вые три основные форм: с ма-лень-ким ци-лин-д-рическим кор-пу-сом и про-хо-дя-щей сквозь не-го длин-ной шей-кой (ху-чир, хур); с тра-пе-цие-вид-ным кор-пу-сом и про-хо-дя-щей сквозь не-го длин-ной шей-кой (мо-рин-хур, хур); с долб-лё-ны-ми из од-но-го кус-ка де-ре-ва кор-пу-сом и шей-кой в фор-ме чер-па-ка (ша-на-ган хур, хунт хур - «ле-бе-ди-ный хур»).

Сре-ди тан-цев (бий, у хал-ха = бий-ел-гээ) - спо-кой-ные тан-цы с дви-же-ния-ми в основном в верх-ней час-ти те-ла: мор-гу-ул бий (ис-пол-ня-ет-ся в честь до-маш-них бо-жеств и изо-бра-жа-ет под-но-ше-ние ог-ню), ца-цал бий (та-нец раз-брыз-ги-ва-ния мо-ло-ка в 8 на-прав-ле-ни-ях), ун-дэс-нии бий (в честь ми-фических пред-ков и ле-ген-дар-ных ге-ро-ев, изо-бра-жа-ет ис-то-рические со-бы-тия или - у за-хчи-нов - со-бы-тия эпо-са «Джан-гар»). В Северо-Западной Мон-го-лии и у бу-рят ши-ро-ко рас-про-стра-нён кру-го-вой та-нец ёо-хор. У всех эт-ничеких групп монголии (а так-же у ту-вин-цев) из-вес-тен та-нец яс-т-ре-ба (ор-ла), ими-ти-рую-щий па-ре-ние пти-цы в не-бе; та-нец тар-ва-га хо-оруу лех ими-ти-ру-ет дви-же-ния вол-ка или со-ба-ки. Час-то тан-цы ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии иги-ла.

Литература:

По-та-нин Г.Н. Очер-ки Се-ве-ро-За-пад-ной Мон-го-лии. СПб., 1881-1883. Вып. 1-4;

Мон-го-ло-ой-рат-ский ге-рои-че-ский эпос / Пер., вступ. ст., прим. Б. Я. Вла-ди-мир-цо-ва. П.; М., 1923;

Со-кро-вен-ное ска-за-ние мон-го-лов / Пер., вступ. ст., ком-мент. С. А. Ко-зи-на. М.; Л., 1941. М., 2002;

Ро-на-Таш А. По сле-дам ко-чев-ни-ков. Мон-го-лия гла-за-ми эт-но-гра-фа. М., 1964;

Ко-чеш-ков Н.В. На-род-ное ис-кус-ст-во мон-го-лов. М., 1973;

Жу-ков-ская Н.Л. Ла-ма-изм и ран-ние фор-мы ре-ли-гии. М., 1977; она же. Ко-чев-ни-ки Мон-го-лии: Куль-ту-ра. Тра-ди-ции. Сим-во-ли-ка. М., 2002;

Ар-хео-ло-гия и эт-но-гра-фия Мон-го-лии. Но-во-сиб., 1978;

Грай-во-рон-ский В.В. От ко-че-во-го об-раза жиз-ни к осед-ло-сти (на при-ме-ре МНР). М., 1979;

Вик-то-ро-ва Л.Л. Мон-го-лы. Про-ис-хо-ж-де-ние на-ро-да и ис-то-ки куль-ту-ры. М., 1980;

Куль-ту-ра Мон-го-лии в сред-ние ве-ка и но-вое вре-мя (XVI - на-ча-ло ХХ в.). Улан-Удэ, 1986; Ser-ruys H. The Mongols and Ming China: cus-toms and history. L., 1987;

Обы-чаи и об-ря-ды мон-голь-ских на-ро-дов. Эли-ста, 1989;

Сред-не-ве-ко-вая куль-ту-ра мон-голь-ских на-ро-дов. Но-во-сиб., 1992.

Казалось бы, потомками древних монголо-татар должны быть, в первую очередь, два современных народа – монголы и татары - но не все так просто в истории.

Кто такие монголо-татары?

Историки считают, что сначала речь шла только о монголах. В XI-XIII веках они занимали примерно ту же территорию, что и нынешняя Монголия. Монголы вели кочевой образ жизни и подразделялись на несколько племен. Самыми многочисленными из них были меркиты, тайгиты, найманы и кэриты. Во главе каждого племени стояли богатуры (в переводе на русский – «богатыри») и нойоны (господа).

Государства у монголов не было до прихода Чингисхана (Тэмуджина), который сумел объединить под своей властью все многочисленные кочевые племена. Собственно, тогда и возникло слово «монголы». Их государство называлось Могул – «большой», «здоровый». Одним из основных занятий кочевников, помогающим им добывать материальные блага, всегда являлся разбой. Прекрасно организованное войско Чингисхана занялось грабежом и захватом соседних земель и преуспело в этом. К 1227 году под контролем Чингисхана находилась огромная территория - от Тихого океана до Каспийского моря.

Во второй четверти XIII столетия на половецких, северокавказских и крымских землях, а также на территории Волжской Булгарии возникло монгольское государство Золотая Орда, существовавшее фактически с 1242-го по 1502 годы. Его основал внук Чингисхана хан Батый. Большинство населения Орды составляли представители тюркских народов.

Как монголы превратились в татар?

Татарами монголов стали со временем называть европейцы. На самом деле так называли поначалу всех жителей Азии – «земли Тартар». Тат Ар – так именовали все народы, которые там обитали. Хотя в наше время татарами себя именуют в основном потомки волжских булгар. Но и их земли в свое время завоевал Чингисхан.

Вот как описывал их посланник Папы Римского Плано Карпини: «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались».

На Руси монголов тоже звали татарами. В эпоху Золотой Орды русские князья нередко из политических соображений женились на дочерях и родственницах татарских ханов. Их потомки наследовали княжескую власть, так что практически у всех русских правителей и аристократов есть татарские корни.

Где искать потомков Чингисхана?

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.