Является предметом изучения психологии сознания. Сознание как предмет психологии. Явления и свойства сознания с точки зрения различных психологических школ. Душа как предмет изучения

20.01.2020 Досуг 

Первушина О. Н.

Общая психология.

Предмет и методы психологии. 3

Необходимость обсуждения предмета психологии. 3

Традиционные представления о предмете психологии. 4

Душа как предмет изучения. 4

Явления сознания как предмет психологии. 4

Непосредственный опыт как предмет психологии. 5

Интенциональные акты сознания как предмет психологии. 5

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии. 5

Поведение как предмет психологии. 5

Бессознательное как предмет психологии. 5

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. 6

Личный опыт человека как предмет психологии. 6

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов. 6

Литература. 7

Структура и функции психики. 7

Литература. 9

Методы психологии. 10

Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. 11

Ощущение как начальная ступень познания. 11

Общие свойства анализаторов. 12

Восприятие. 13

Воспрятие пространства. 13

Восприятие движения. 14

Восприятие времени. 14

Иллюзии восприятия. 14

Развитие восприятия. 14

Основные подходы к анализу восприятия: 14

Представление. 15

Характеристики представлений. 15

Литература. 16

Воображение. 16

Виды воображения. 16

Функции воображения: 16

Способы создания образов воображения. 17

Литература. 17

Мышление. 17

Мышление как процесс. 17

Литература. 18

Мыслительные операции. 18

Формирование умственных действий. 18

Характеристики мысли как результата мыслительного процесса. 18

Стадии развития мышления. 19

Подробнее о видах мышления см.: 19

Творческое мышление. 19

Препятствия на пути творческого мышления. 20

Литература. 20

Память. 20

Процессы памяти. 21

О процессах памяти см.: 22

О видах памяти см.: 22

Внимание. 22

Виды внимания. 22

Характеристики внимания. 23

Литература. 23

Интеллект. 23

Литература. 24

Речь и язык. 24

Происхождение и развитие слова. 25

Семантическая структура и функция слова. 25



Становление и развитие речи ребенка. 25

Некоторые теории речевого развития. 25

Литература. 26

Процессы психического регулирования. 26

Эмоции. 26

Литература. 27

Эмоциональные явления. 27

Эмоции и познание. 27

Факторы возникновения эмоций. 28

Об информационной теории эмоций см.: 28

Функции эмоций. 28

Подробнее о функциях эмоций см.: 28

Теории эмоций. 28

Специфика волевого регулирования. 29

Литература. 30

Сознание. 30

Определение сознания. 30

Основные подходы к проблеме. 30

Литература. 31

Свойства сознания. 32

Свойства сознания как функционального органа: 32

Функции сознания. 32

Литература. 32

Принцип единства сознания и деятельности. 32

О спонтанности сознания см.: 33

Структура сознания. 33

Литература. 34

Сознание и самосознание. 34

Литература. 34

Сознание и бессознательное. 34

Литература. 35

Проблема установки. 35

Поведение и деятельность. 36

Литература. 36

Основы теории деятельности. 36

Литература. 38

Потребности и мотивы. 38

Определение потребностей. 38

К вопросу о происхождении потребностей. 39

Литература. 39

Определение мотива. 39

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу). 40

Концепции мотивации. 41

Литература. 41

Личность. 41

Понятие личности. 41

К вопросу о структуре личности. 41

О попытках классификации личности, выделении типов личности см.: 42

Нейротипические (нейродинамические) свойства человека. 42

Уровни рассмотрения нейродинамических свойств. 43

Общие и парциальные (частные) свойства нервной системы. 43

Темперамент. 43

Способности. 43

Общие и специальные способности. 44

Литература. 44

Характер. 44

Структура характера. 45

Литература. 45

Литература по курсу. 45

Темы рефератов. 46

Библиографический указатель. 46

Новосибирский государственный университет

Научно-учебный центр психологии

Ответственный редактор: П. Е. Рыженков

Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

© Первушина Ольга Николаевна 1994, 1996

© Научно-учебный центр психологии НГУ 1996

Предмет и методы психологии.

Необходимость обсуждения предмета психологии.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Традиционные представления о предмете психологии.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Явления сознания как предмет психологии.

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность" (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе . Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма . Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой . Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты , гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

2. История становления психологии.

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности предметом психологии является душа . В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое.

Второй этап XVII - XIX вв . – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность.

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию.

3.Основные направления психологии: психоанализ и гуманистическая психология.

Основные направления психологии: Фрейдизм и неофрейдизм; Бихевиоризм; Генштальт – психология; Гуманистическая психология и другие.

Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека. Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни. Фрейдизм – философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку . В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов 20-го века.

4, Основные направления психологии: Бихевиоризм и Генштальт психология.

Бихевиоризм - направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название - от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Гештальт-психология (нем. Gestalt - целостная форма или структура) - школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

5.Основные направления психологии: культурно историческая теоррия Л.С.Выготского и теория деятельности.

Выготский задается вопросом: возможно ли най­ти нечто аналогичное применительно к внутреннему, пси­хическому миру человека? Не располагает ли сознание особыми орудиями, направленными (в отличие от орудий труда) - не вовне, а внутрь, на овладение собственной психической жизнью и - на этой основе - собственным поведением? Для Л. С. Выготского принципиально, что такие орудия есть, и именно они делают возможным про­извольное поведение, логическое запоминание и др. Он различает два уровня психического - натуральные и вы­сшие психические функции, причем предметом психологии считает историю развития высших психических функций. Натуральные функции даны человеку как природному су­ществу. Это механическое запоминание, не предполагаю­щее специальных способов переработки информации (скажем, мнемотехник), непроизвольное внимание, про­являющееся, например, в повороте головы к источнику громкого звука. Целенаправленное мышление, творче­ское воображение, логическое "запоминание, произволь­ное внимание - примеры высших психических функций; одной из важнейших их характеристик является опосред-ствованность, то есть наличие средства, при помощи кото­рого они организуются.

Приведем пример из практики Л. С. Выготского. Человек, страдаю­щий болезнью Паркинсона (тяжелое неврологическое заболевание, про­являющееся, в частности, в выраженной некоординированности движе­ний), не может пройти по прямой линии. Для того чтобы помочь ему, на полу выкладываются листы бумаги как внешняя опора: наступая на эти листы (и таким образом решая не одну «большую» задачу, а много «маленьких» задач по перемещению от листа к листу), больной проходит по прямой линии. Принципиален следующий этап: больному предлагают идти не от листа к листу, но идти,представляя себе лежащие на полу листы (в реальности их нет), то есть ориентироваться на обра з. Это оказывается возможным, что означает следующее: больной овладел своим поведени­ем, самостоятельно и произвольно организует его на основе средства, и первоначально формой существования этого средства была внешняя форма - конкретный предмет, внешний стимул.Примеров использования внешних средств много - узелки на па­мять, и т. д.

Деятельность - это активное взаимодействие человека (субъекта) с окружающей действительностью, в котором он целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет таким образом свои потребности. Деятельность человека имеет слож- ное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней: - уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); - уровень действий; - уровень операций; - уровень психофизиологических функций. Деятельность в целом направляется сознательной целью. Что побуждает человека ставить цели? Источником активности лич- ности являются потребности. Потребности - это определенное состояние напряженности, нужды в чем-то, что лежит вне че- ловеческого организма и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребности не однородны.На первом этапе существования потребности она, как прави- ло, не представлена субъекту, переживается как состояние какого- то напряжения, которое выражается в беспокойстве, в поиске. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. «Узнавание» потребностью своего предмета носит название опредмечивания потребности. Встре- ча потребности с ее предметом - акт чрезвычайной важности. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Теперь это поведение, направленное на предмет потребности или от него - если мотив отрицательно валентен. Предмет потребности может быть как материальным (вещь), так и идеальным. Одна и та же деятельность у разных людей может побуждаться разными мотивами. Например, учебная деятельность - получение высшего образования - побуждается мотивами «стремление к знанию», «повышение своего социального статуса», «общение со сверстниками» и др.

Мотивы рождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два больших класса: Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. К другому классу относятся неосознаваемые мотивы. Если мо- тивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представ- лены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Такими формами являются эмоции и личностные смыс- лы. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы. В теории деятельности эмоции определяются как отраже- ние отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точ- ки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если не успешно - отрицательные эмоции. Следующий структурный уровень деятельности - уровень действий. Действие - это основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию цели, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Действие - это одновременно и акт поведения. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). Активное начало принадлежит субъекту в форме цели (принцип активности). Действия человека предметны. Каждое конкретное действие можно выполнять разными способами. Способы выполнения действия называются операциями. Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий. Действия предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за ходом действия. Уровень операций по сути заполнен автоматическими действиями и навыками. - Последний уровень структуры деятельности - психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое обеспечение психических процессов. Речь идет о сенсорной, мнемической и моторных функциях. Психофизиологические функции составляют одновременно необходимые предпосылки и средства деятельности. Теория деятельности имеет отношение не только к внешней практической деятельности человека, но и к внутренней. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами и вместо реального продукта получают мысленный результат. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. С позиций теории деятельности психика не может рассматриваться вне деятельности и, наоборот, деятельность не может рассматриваться без психики.

6. Методы психологии.

Специальные психологические методы: Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления.
Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. Методы психологии разделяют на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии :

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей. . .Наблюдение

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в регулировании и самоконтролировании поведения.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания:

Отражательная,

Порождающая (творчески-креативная),

Регулятивно-оценочная,

Рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать:

Отражение мира,

Мышление о нем,

Способы регуляции человеком своего поведения,

Сами процессы рефлексии,

Свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

Когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама по себе разрешиться без волевого решения не может;

Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Особенности сознания:

1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.

2. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

3. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.

7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний.

В отечественной психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык.

Структура сознания . Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: бессознательное (Ид) - сознание (Эго) – сверхсознание (Супер Эго).

Выготский при анализе структуры сознания разделял его системное и смысловое строение. Под системным строением Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности.

А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания : чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл.

В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие - свойства индивидуальности, третьи - дополнительный внутренний аспект человеческой активности, для которой активность мозга и тела есть дополнительный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания все еще сильны интроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, что главный признак сознания - это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. В связи с этим в западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями психики и сознания. Начиная с Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний. Начиная с Лейбница получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психических процессов. Необходимым условием сознания является активное селективное внимание, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего (память) и внешнего мира (образы восприятия).

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные осо­бенности :

2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

4) обусловленность индивидуального сознания об­щественными формами сознания;

5) самосозна­ние - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Сознание характеризуется не только как отраже­ние мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое пре­образование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Кроме этих общих сфер есть и индивидуальные особенности функционирования психики, объединенные в определенные типы: 1. способности (познавательная сфера), характер (мотивация и самосознание), темперамент (эмоциональная сфера).

Основные процессы сознания:

- Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

- Апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

Элементы сознания:

- Объективные (пришедшие извне, от объекта) - простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

- Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) - чувства, эмоции. Выделяют три параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не всё, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознаётся им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное . Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Общая идея о бессознательном , восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ Б. как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс - Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Бессознательное у З. Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. З. Фрейд считал, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом .

Основные метафоры и свойства сознания

Предпосылки. Декарт: критерий психического - сознавание (отождествление психики и сознания). Первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Но сознание – одно, целостное, и поэтому не может само себя изучать, нет сознания как предмета науки. Локк ввел понятие рефлексии, как внутренней деятельности ума, способности отражать свой психический опыт. С помощью рефлексии можно изучать сознание.

Психология сознания

Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Метод – интроспекция.

Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики.

А) Структурная психология сознания. Психология – наука о непосредственном опыте. 1879 год - открытие института психологии (Германия, Лейпциг), В. Вундт. Опыт с метрономом - описание свойств сознания (впечатлений). Сознание - структура и эта структура состоит из определенным образом организованных элементов.

Свойства сознания

1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Основные процессы сознания.

Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

Апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

3 цели программы Вундта:

Выяснить в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.

На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

1. Элементы сознания:

Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

2. Законы связи этих элементов.

1) Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях)

Ц Ц - цельное

Ч Ч Ч - частичные

П П П П П П П П П - простые

2) Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).

Отношения:

Принцип ассоциаций (Юм: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность); (Гербарт: слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование.

3. Законы душевной жизни:

Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят.

Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо.

Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.

Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной.

В некоторых областях психологии (физиологическая психология) теория Вундта работает до сих пор.

Б) Динамическая психология сознания. У.Джемс: Сознание не структура, а процесс (динамическое целое). Выделил 2 вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые (метафора полета птицы). Свойства потока сознания: непрерывность, изменчивость, невозможность “войти в одну и ту же реку”.

Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим.

Свойства потока сознания:

Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (сознание принадлежит кому-то).

В границах личного сознания его состояния изменчивы(состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).

Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений

(а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);

б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) Сознание неделимо на элементы.

Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом.

Жизнь человека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.

В) Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Метафора - волна внимания. Ясность, сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.

Характеристики внимания.

Интенсивность внимания

Продолжительность во времени

3. Особенности “психологии сознания”:

1) точное определение предмета и метода;

2) Т. Кун (США) признаки нормальной науки для своего времени: теоретическое представление предмета, выделение его свойств, ряд объяснительных понятий;

3) заявление о своей специфике по отношению к естественным (предмет - сознание) и гуманитарным (предмет - индивидуальное сознание) наукам.

Когда сознание проявляет усилие, оно выступает как структура. Если не делать никаких специальных усилий, в сознании сами собой, непроизвольно проносятся впечатления.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания: отражательная, регулятивно оценочная, рефлексивная, порождающая (творчески-креативная)

Сознание рождается в бытии, творит бытие, отражает бытие.

Особенности сознания :

Отражение существенных взаимосвязей

Осознание целей

Обусловленность общественными формами сознания

Сознание – представление человека о мире и своём месте в нём, связанное с возможностью познавать собственный психический опыт и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей. (Лекции И.А. Петуховой)

Сознание (англ. consciousness) - предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе - это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т. п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г. Г. Шпетом, продолжается.

Первый вопрос о проблемном анализе сознания поставил французский философ Рене Декарт. Это был вопрос о том, что можно изучать опытным путём. Книга «Начало философии». Основные постулаты Декарта.

1. Мыслю - следовательно существую (cogito ergo sum), cogito шире, чем мышление, в понятие входит желание, воображение и т.д.;

2. Сознание – инструмент, которым пользуется человек, чтобы познавать окружающий мир.

Вопрос – можно ли познавать сознание? Ответ Декарта – нет, сознание не может быть предметом познания, потому что оно само средство познания.

Английский философ Джон Локк предложил различать два источника знаний человека о мире: ощущение и рефлексия – внутренне чувство, наблюдению которого ум подвергает свою собственную деятельность. Следовательно, сознание может быть сознаваемым и сознающим. Рефлексия обеспечивает возможность познания сознания.

Рефлексия – основание для разработки метода Вильгельма Вундта – интроспекции (внутрь смотрение).



Вильгельм Вундт - немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования. Созданная Вундтом в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувство человека. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом. Вундт разделял идеи психофизического параллелизма. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется апперцепцией (восприятием, требующим напряжения воли).

Апперцепция представляет собой активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. Вхождение в фокус сознания

Перцепция – вхождение содержания в сознание. Если мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, объемы сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания. Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое и перципируемое сливаются в одно целое. При этом сознание «расширяется» (Сознание больше внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами.



Вундт положил начало структуралистскому подходу (расчленение сознания на психические элементы: ощущения, образы и чувства, их описание). Для достижения этой цели структуралисты применяли метод экспериментальной интроспекции, состоящий в том, что испытуемого, проведшего предварительную подготовку, просят описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации. Цель – изучить связи и отношения ощущений, чтобы найти законы, ими управляющие. Структурализм, ассоцианизм, элементаризм.

В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей (с помощью метронома). Особое место занимали исследования времени реакции. Вундт полагал, что измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение).

Недостатки: субъективность, разные ощущения даже у одного человека в разное время.

Задачи интроспекционизма:

Выявление элементов сознания;

Поиск законов их соединения, организации, отдельных элементов в структуре целого.

Свойства структуры сознания :

1. Наличие элементов в структуре сознания.

2. Ритмичность сознания. Отдельные ощущения складывают в определенный ритм, сознание структурирует отдельные элементы.

3. Сознание напоминает структуру зрительного поля. Центральная его часть – поле внимания, зона апперцепции. Есть периферическая часть – зона перцепции. Хаотично разбросаны по полю – элементы сознания, а вокруг поля находится – непознаваемое.

4. Структура сознания может меняться, элементы могут входить в поле сознания и внедряться в центральную часть.

5. Элементы сознания различаются по ясности (интенсивность состояния сознания) и отчетливости (отделённость состояний сознания).

6. Объём сознания. Объём сознания от 16 до 40 элементов. Объём поля внимания 4-6 элементов.

Отдельные элементы структуры сознания связаны между собой. Связи называются ассоциациями. Появление ассоционизма.

Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции . Главным в методе была попытка избежать «ошибки стимула», т.е. смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Например, испытуемому показывают яблоко. Подготовленный интроспекционист должен забыть о том, что перед ним яблоко, и отчитываться о «цветовых пятнах», «изгибах линий» и т.п. Результатом подобного атомистского подхода стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список из 44000 элементарных ощущений.

Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентано . Главный предмет – активность сознания. Брентано пытался найти единицы психики, но обнаружил их в элементарных психических актах.

Структурализму Вундта противостоял функционализм Джеймса. Уильям Джеймс - американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Изучал медицину и естественны науки в Гарвардском университете США и в Германии. С 1878 по 1890 г. Джеймс пишет свои «Основания психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания, он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Сознание – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Ввел «личностное измерение» сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».

В статье «Поток сознания» Джеймс приводит четыре свойства сознания :

1. Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (сознание принадлежит кому-то).

2. В границах личного сознания его состояния изменчивы(состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).

3. Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений

(а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);

б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) Сознание неделимо на элементы.

4. Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом.

Жизнь человека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.

1. Поток сознания . У. Джеймс. Сознание целостно и непрерывно, не возможно ни остановить его, ни повторить его состояние. Непроизвольно, уникально, направленно.

2. Функционалистский подход. Начиная с 1881 года в США Уильям Джеймс (James) и в особенности его сотрудники и последователи, вдохновленные эволюционной теорией Дарвина и вытекающими из нее следствиями, стали подходить к изучению разума с совершенно других позиций. С их точки зрения проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и его роль в выживании индивидуума. Они выдвинули гипотезу, согласно которой роль сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим с утра до вечера, со дня рождения и до смерти, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо, наконец, осваивая новые действия, если того требует ситуация.

С.Л. Рубенштейн о сознании. Становление сознания связано со становлением новой формы бытия (жизни), субъект который способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособление к наличным условиям жизни, изменять мир, - словом, жить так, как живет человек и никто другой. Психическая деятельность выступает в новом качестве - сознании, или, точнее, процессе осознания субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собственную жизнь. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности связано с языком: язык - необходимое условие возникновения сознания. Осознавать - значит отражать объективную реальность посредством объективизированных в слове общественно выработанных обобщенных значений. Не слово само по себе, о общественно накопленные знания, объективированные в слове, являются стержнем знания (через слово откладываются, объективируются и анализируются знания, посредством которых человек осознает действительность. Сознание не покрывает психической деятельности в целом. Сознание, как и психическое вообще, служит для «регуляции» поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается. Сознание характеризуется активностью; «сознание» - совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно ведет к расстройству сознания. В сознании отчетливо закреплено различие субъекта и объекта («Я» человека и его «не -Я». Человек, впервые в истории органического мира, выделившийся из него и противопоставивший себя органическому миру, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Сознание обеспечивает целеполагание деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся при необходимости коррективы. Невозможность осуществлять целенаправленную деятельность и ее координацию (коррекцию) в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматривается как нарушение сознания. Сознание характеризуется также наличием эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, патология помогает лучше понять сущность «нормального» сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений. различной степенью (уровнями) ясности. Принцип единства сознания и деятельности - один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30–е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

А..Н. Леонтьев: «Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл». А.Н. Леонтьев подразумевал под понятием «сознание» - движение, связывающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственности, опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность существования человека, как живого существа, заключающуюся в обретении «значения-для-человека», значения для жизни конкретного человека. (А.Н. Леонтьев, «Лекции по общей психологии»). Сознание - высшая интегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде.

Важнейшим условием появления человека разумного был стадный образ жизни. Это и дало толчок к развитию сознания и мышления - высших форм понимания, осмысления и отражения действительности. В первобытном человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться с себе подобными. Это дало возможность передать однажды приобретённый опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное не обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само.

Появление и совершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики: для успешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечный результат. Так развиваются воля, обостряется память. В процессе труда человек работает какими-то частями своего тела, конечностями - развивается точная координация двидений, внимание, зоркость.

Таким образом, в результате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключения стороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироваться сознанием, стали сознательными и управляемыми.

Итак, именно труд создал человека, выделил его из животного мира и возвысил над животным царством.