Культура в 1930 годы ссср кратко. Какую политику по отношению к церкви проводило советское государство. Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

04.07.2020 Досуг 

Революционные события раскололи
интеллигенцию и творческую среду на тех,
кто покинул Родину, и тех, кто, приняв
революцию, активно участвовал в создании
новой культуры.

Образование
Одним из центральных направлений политики в области культуры
была работа по ликвидации неграмотности среди населения.
Накануне Октября 1917 г. примерно три четверги всего взрослого
населения России не умели ни читать, ни писать. К концу
тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г.
этот показатель составлял 27 %.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в
возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте
на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли
быть привлечены к уголовной ответственности.

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по
подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и
крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей
общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития
гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить
исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских,
было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов,
историков, экономистов, социологов была выслана из страны. С выходом
«Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с
которым сверялось все написанное и высказанное.

НАУКА
В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной.
Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П.
Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н.
Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом
индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в
развитие точных и естественных наук значительные средства

Академия наук СССР была образована постановлением ЦИК и СНК
СССР от 27 июля 1925 года на основе Российской академии
наук (до Февральской революции - Императорская СанктПетербургская Академия Наук). В 1925 году был торжественно
отмечен её 200-летний юбилей. К этой дате был принят новый устав.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов
внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов,
А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных
двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем принадлежит
С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и
биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова
была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер
разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В
СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в
изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

30-е годы - это время расцвета самолетостроения. Советские ученые и
техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики
ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на
самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили
беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс,
преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа.
Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная
магистраль СССР-США через Северный полюс.

Достижения и потери науки в 30-е годы
Достижения
Потери
Арест ученых, несогласных с тем, что
Советская физическая школа (С. И.
все науки носят политический
Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица,
характер
Л. И. Мандельштам) Исследования
Критика генетики и репрессии в
атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Б.
отношении ученых генетиков (Н. И.
В. и И. В. Курчатовы)
Вавилов, Н. К. Кольцов и др.)
Развитие химии (Н. Д. Зелинский и
Нарушение традиций русской
др.) – производство синтетического
исторической науки (появление
каучука, пластические массы
новой дисциплины «история партии»,
Развитие биологии (Н. И. Вавилов, Д.
выпуск книги «История ВКП (б).
Н. Прянишников и др)
Краткий курс» под личной редакцией
Сталина)

Составьте обобщающую таблицу «Достижения культуры СССР в 1920 - 1930-х гг.». Используйте дополнительную литературу

литература

М.А. Шолохов «Тихий Дон», В. Катаев «Время, вперед!», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», Булгаков М. «Мастер и Маргарита», которое было запрещено.

живопись

С. Герасимов, К. Петров-Водкин, А. Дайнека, М. Греков посвящали картины Октябрьской революции и Гражданской войне.

скульптура

В.И. Мухина «Рабочий и колхозница».

архитектура

Сталинский стиль в архитектуре, проект Дворца Советов (не был реализован)

С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Д. Кабалевский, И. Дунаевский и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин.

Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

кинематограф

С. Эйзенштейн «Октябрь», С. И Г. Васильевы «Чапаев».

Какие последствия для церкви и в целом для общества имела эта политика? Дайте оценку политике государства по отношению к церкви и религии.

Советская власть активно вмешивалась в дела конфессий. Происходила конфискация церковного имущества, не признавался церковный брак. Уже в 1918 г. принят закон об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре духовенство лишили права голоса, а в период Гражданской войны, индустриализации и коллективизации шли репрессии духовенства. Специальный отдел НКВД отнес "церковников" к "антисоветским элементам". Шли массовые аресты и расстрелы священнослужителей. Политика по отношению к ним немного смягчилась, после того, как церковь призвала к защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.

Данный урок посвящен культуре и искусству СССР в 1930-е гг. Несмотря на тоталитарный контроль государства над всеми сферами культурного развития общества, искусство СССР 1930-х гг. не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния с Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете, какие факторы влияли на культуру СССР в 1930-х гг., что нового произошло в сфере образования, науки, живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра и кино

Рис. 2. Цветаева М.И. ()

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат ()

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20-30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы. С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица ()

Рис. 5. А.Ф. Иоффе ()

Рис. 6. С.В. Лебедев ()

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, - это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон. Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев ()

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей - союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация - Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский ()

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский ()

Рис. 10. Агния Барто ()

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка - трудная сфера для восприятия. 30-е гг. - это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени - Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Искусство - это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего - их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины - архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль - советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933-1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» ()

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел ()

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина ()

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» - режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» - режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» - режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX - начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -
  4. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. - Выпуск № 3. - 2013. - УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. - Выпуск № 69. - 2008. - УДК: 7.
  1. Mobile.studme.org ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Countries.ru ().
  4. Russia.rin.ru ().

Образование

30-е годы - один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государ­ства. В области образования продолжалась борьба с неграмотно­стью. Первый пятилетний план предусматривал введение к 1932 г. всеобщего начального обучения детей младшего школьного воз­раста. Однако скудное финансирование, слабая материальная база, отсутствие достаточного количества учителей и учебников не позволили осуществить всеобуч в намеченный срок. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было введе­но к концу второй пятилетки (1937 г.). Возросшее финансирова­ние позволило в 1930-е годы построить более 30 тыс. школьных зданий, выпустить около 300 млн. экземпляров стабильных учеб­ников по всем предметам, вдвое расширить сеть педагогических учебных заведений для подготовки учителей. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное сред­нее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко все­общему среднему образованию (десятилетке). Обучение в стар­ших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Большинст­во городской молодежи после общеобразовательной школы шло в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровый резерв квалифицированной рабочей силы.

В начале 30-х годы была отвергнута господствовавшая в 20-е годы теория отмирания школы. Всеобуч сопровождался серьез­ной реформой начальной и средней школы, поворотом к тради­циям дореволюционной школы. В школах ввели строго опреде­ленное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместе "рассыпных книг" вво­дились стабильные учебники по основам наук. Но, как и в 20-е годы, обучение стремились приблизить к производству. Боль­шинство школьников вели общественную работу в рамках пио­нерской и комсомольской организаций.

В 1934 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было вос­становлено преподавание истории в школах, а в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факульте­ты, готовившие высококвалифицированных учителей-историков.

В 1930-е годы крупные изменения произошли и в высшем об­разовании. Если в 1928 г. был взят курс на ускоренную подготов­ку специалистов, сокращенный курс обучения, узкую специали­зацию, снизивший качество учебы, то с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Бы­ли восстановлены вступительные экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы - индивиду­альной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и, наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учеб­ном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания. Увеличение расходов на высшую школу позволило не только улучшить качество подготовки специалистов, но и существенно расширить географию высшей школы. К концу 1930-х годов бо­лее 100 городов всех республик СССР имели университеты и ин­ституты. В 820 вузах обучалось более 800 тыс. студентов, из ко­торых около 60 % составляли женщины. На 1 января 1941 г. в народном хозяйстве СССР работало 908 тыс. специалистов с высшим образованием. Более половины из них были выходцами из рабоче-крестьянской среды.



Сотни вузов и тысячи техникумов способствовали быстрому росту советской интеллигенции. К началу 1940-х годов ее чис­ленность достигла 14 млн. человек, из которых 2,4 млн. имели высшее и среднее специальное образование (17 %). Значитель­ным оставался удельный вес практиков, т.е. специалистов без необходимого образования, занимавшихся преимущественно ум­ственным трудом. В целом, интеллигенция СССР стала однотип­ной в социально-экономическом и идейно-политическом отно шении. Конституция 1936 г. провозгласила ее трудовой и полн правкой частью общества. Однако партийно-государственное руководство СССР отказывало ей в самостоятельной роли в жиз­ни общества, рассматривая ее в качестве "прослойки", стоящей на третьем месте после рабочего класса и колхозного крестьянства.



Наука

В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономиче­ского развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была АН СССР, филиалы которой с 1932 г. стали созда­ваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательских институтов АН СССР и хозяйственных нар­коматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

В начале 1930-х годов на основе разработок советских хими­ков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено произ­водство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные "Вторым Баку". Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков - А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Ландау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу вхо­дили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия ("Катюши") А.Г.Костиков и будущий главный конструктор кос­мических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится на­чало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. пер­вый советский стратостат "СССР" поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат "Осоавиахим-1" с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

Особую страницу в научной летописи 30-х годов вписали ис­следователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле "Челюскин", который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали "лагерь Шмидта". Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героя Советского Союза лет­чикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане бо­лее, чем 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опор­ные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х годов многие уче­ные и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некото­рые из них продолжили свои работы в заключении в специаль­ных лабораториях системы НКВД.

В области общественных наук особое значение придавалось но­вому прочтению истории коммунистической партии. За работами историков внимательно следил лично И.В.Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в историко-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В.Сталина вы­шел "Краткий курс истории ВКП(б)", который на многие годы стал главным ориентиром общественно-политических исследова­ний. Возведенный в догму, "Краткий курс" стал, по сути, истори­ческим оправданием режима личной власти.

В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

Во второй половине 1930-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ воз­главил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы. Идеологизация и политизация науки губительно сказывалась на развитии научных исследований в СССР.

Литература и искусство

Деятели литературы и искусства в 1930-е годы должны были руководствоваться постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932). Все объединения творче­ской интеллигенции были ликвидированы, начался процесс созда­ния новых единых "отраслевых" организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состо­явшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Он требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся "в духе социализма". И.В.Сталин рассматривал соцреализм в качестве важнейшего средства создания советской культуры - "национальной по форме, социалистической по содержанию".

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литера­туре и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном ис­кусстве осуждалось; развитие жанров сатиры, любовной лирики, современной драмы не поощрялось; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема. Это объяснялось необходимостью "морального вооружения" народа накануне неизбежной и близкой войны. Откло­няться от генеральной линии партии в литературе и искусстве было нелегко, критиковать ее - опасно.

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х годов относятся романы "Жизнь Клима Самгина" А.М.Горького, "Поднятая целина" М.А.Шолохова, "Как закалялась сталь" Н.А.Островского, "Петр Первый" А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара, К.И.Чуковского и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э.Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произве­дения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму "Александр Невский"), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму "Маскарад"), Д.Д.Шостаковича (опера "Леди Макбет Мценского уезда", запрещена в 1936 г. "за формализм"). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы "Чапаев" С. и Г.Васильевых, "Депутат Балтики" И.Хейфица и А.Зархи, "Александр Невский" С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова "Веселые ребята" и "Цирк").

В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика ("Смерть комиссара" К.Петрова-Водкина, "Оборона Петрограда" А.Дейнеки, "Трубачи Первой конной армии" М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х годов стал монумент В.Мухиной "Рабочий и колхозница".

Список литературы

1. История России с начала XIX до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

2. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 2008.

3. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы /Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2006.

4. История России: С начала XVIII века до конца XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2006.

5. История русского и советского искусства. Под ред.Д.В.Сарабьянова. Уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – М.,1995.

6. История современной России. 1917 – 2004 гг.: Курс лекций / Под ред. В.И. Белоуса. – Н.Новгород: ННГУ, 2007.

7. Кондаков И.В. История русской культуры. – М.,1994.

8. Кондаков И.В. Культура России. – М.,1999.

9. Кравченко А. И. Культурология. – М.,2001.

10.Кузнецова Т.Ф., Кнабе Г.С. Культурология. История мировой культуры. 2 изд. – М., 2006.

11.Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2006.

12.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник./А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М.: Проспект, ООО «ТК Велби», 2006.

13.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М.,1997.

14.Энциклопедия. Мир русской культуры. – М.,2000.

15.Энциклопедия. Русской живописи (Х1У-ХХ в.). – М., 2001.

Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино.

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.

В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.

В 30-х годах советский театр переживал период своего упадка. В первую очередь театр рассматривался как основной инструмент идеологической пропаганды. Бессмертные постановки Чехова со временем сменялись псевдореалистическими спектаклями, прославляющие вождя и коммунистическую партию.

Выдающиеся актеры, которые всячески пытались сохранить самобытность русского театра, был подданы суровым репрессиям отцом советского народа, среди них В. Качалов, Н. Черкасов, И. Москвин, М. Ермолова. Такая же участь постигла талантливейшего режиссера В. Мейерхольда, создавшего свою театральную школу, которая была достойной конкуренцией прогрессивного запада.

С развитием радио, в СССР начался век зарождения эстрадной музыки. Песни, которые транслировались по радио и записывались на пластинках, стали доступными для широкой аудитории слушателей. Массовая песня в Советском союзе была представлена творчеством Д. Шостаковича, И. Дунаевского, И. Юрьева, В. Козина.

Советская власть полностью отрицала джазовое направление, которое было популярным в Европе и США (так в СССР игнорировалось творчество Л. Утесова первого русского джаз- исполнителя). Вместо этого приветствовались музыкальные произведения, которые прославляли социалистический строй и вдохновляли нацию на труд и подвиги во имя великой революции.

Киноискусство в СССР

Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы - Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.

Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» - стали настоящем достоянием советского кинематографа.