Алтай Монголия — переход границы в посёлке Ташанта. Пограничные переходы монголии С какими субъектами российской федерации граничит монголия

05.07.2021 История 

На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Пропуск граждан третьих стран на этом переходе планируется открыть только после реконструкции КПП Монды – Ханх.

Для граждан России возможен переход также через автомобильные КПП: Монды – Ханх, Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо, Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун и на железнодорожном – Соловьевск – Эренцав.

При пересечении границы взимаются местные сборы. На автомобильном КПП «Кяхта – Алтанбулаг» российская сторона взимает деньги за оформление документов на выезде из России и санитарную обработку машин при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт – около $10 и страховку автомобиля – $20–25.

На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ГРАНИЦЕ РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай)

    Автомобильный пропускной пункт на Алтае в Ташанте находится в горах. Между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. Этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.

КПП Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия)

    КПП круглосуточный!

    На автомобильном КПП "Кяхта - Алтанбулаг" российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

    На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500 автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не значит перейти границу до обеда.

КПП: Монды – Ханх

    Пересечение границы гражданами третьих стран на КПП Монды – Ханх (оз. Хубсугул) не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией и возможно только для жителей Монголии и России.

  • Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м.) Имеет статус двухстороннего. Это значит, что сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября - с 10:00 до 18:00, зимой - с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.

    До границы с Российской стороны идет вполне приличная асфальтовая дорога. От поселка Монды дорога хорошего качества постоянно идет вверх. Перевал Мунгийн-Даба и одновременно граница. После прохождения границы начинается стандартная монгольская грунтовая дорога. Лес пропал - вокруг степь, с рощицами по склонам гор. От границы, дорога идет с общим понижением. Не доезжая до поселка Ханх необходимо оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк.

    С 2010 года Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Положительное заключение этому проекту было дано в Росгранице. Однако до настоящего времени вопрос так и не решен.

КПП Соловьевск – Эренцав

    Работает 7 дней в неделю с 9 до 18 с перерывом на обед с 14:00 до 15:00 по Читинскому времени.

КПП Хандагайты – Боршо

    Пограничный пункт Хандагайты - Боршоо на российско-монгольской границе в ближайшее время будет обустраиваться для практического перевода его статуса с двустороннего на многосторонний. На эти цели Росграница выделяет 15 миллионов рублей. Реконструкция пограничного пункта на тувинском участке российско-монгольской границы позволит увеличить вдвое возможности пропуска людей и автомашин.

    Генеральный консул Монголии в Кызыле Базарсад сообщил о принятом руководством Монголии решении открывать до 3-4 раз в месяц данный пункт для пропуска представителей третьих стран еще до завершения реконструкции, которая обычно растягивается на несколько лет.

    Пока же пункт пропуска Хандагайты-Боршоо работает в двустороннем режиме и открыт для граждан и юридических лиц России и Монголии. Прибывающие в Туву многочисленные иностранцы пересечь госграницу на тувинском участке не могут и вынуждены пользоваться КПП Кяхта в Бурятии или Ташанта в Республике Алтай.

КПП Цаган-Догород – Арц-Суры
КПП Шара-Сур – Тэс
КПП Верхний Ульхун – Ульхун
ВЪЕЗД В МОНГОЛИЮ НА ЛИЧНОМ АВТОМОБИЛЕ

    Для въезда на территорию Монголию на своем автомобиле достаточно одних международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется.

    Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя - действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

    Каких-либо запретов при передвижении на автомобиле по территории Монголии нет. Единственное ограничение, с которым могут столкнуться автомобилисты, - это нахождение в пограничной зоне и на территории особо охраняемых природных зон. Передвижение в пограничной зоне с Китаем требует специального разрешения. Пограничной зоной считается 30-ти км полоса земли вдоль государственной границы Монголии. Например, для посещения пещер на плато Дарьганга необходимо иметь согласование с пограничниками, так как вход в пещеры находится в пограничной зоне. На территориях заповедников, национальных парков введен платный режим за пребывание туристов и въезд автомашин. Он законодательно установлен в 1000 тугриков с машины, и 3000 тугриков с каждого человека за срок до недели пребывания на особо охраняемых территориях.

    На дорогах при пересечении административных границ аймаков взимаются местные дорожные сборы, чаще всего 1000 тугриков (для легковой машины), для микроавтобуса уже дороже. В некоторых аймаках взимаются деньги за проезд по деревянным мостам. Также необходимо оплачивать пользование паромами.

    Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат международного образца.

    Пользование автомобильными рациями (27 Мгц), спутниковыми телефонами и GPS не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет) - ввоз их в Монголию и работа с ними разрешены. Проблемы начинаются на российской таможне - нужно разрешение на радиостанции, установленные на машинах. По действующим инструкциям GPS запрещены к ввозу в Россию. Поэтому при выезде из России ОБЯЗАТЕЛЬНО внесите в таможенную декларацию приборы GPS, укажите его заводской номер, имейте на руках копию сертификата выданного в магазине при покупке.

Сегодня мне в фейсбук написал человек, который расспрашивал про переход границы - Россия/Монголия. Именно со стороны Алтая.

Что ж, этот переход, а также последующие волнения, должны быть описаны, чтобы люди смогли избежать некоторых ошибок.

Кратко:

Ташанта - сухопутная автомобильная граница между Россией и Монголией. Перейти границу можно только на автомобиле.

Работает до 18:00 вечера, не работает по выходным дням, праздникам.

Расстояние пограничной зоны между двумя странами - 20 км.

Владельцы украинского паспорта могут въезжать без визы, но нам необходимо иметь приглашение.

Попытка №1

До погран перехода в Ташанте мы достопили весьма удачно, возможно не так быстро, как хотелось, но это и понятно: дороги были пустынны.

За полчаса проезжала лишь одна машина и если до крупного (относительно, конечно) административного центра Кош-Агач машин было больше, то после Кош-Агача трафик резко уменьшился.

Ехать было приятно, потому что это знаменитый Чуйский тракт: одна из самых красивых дорог мира.

Попробуйте разглядеть на фото верблюда 🙂

До границы из Кош-Агача 40 км. Сам Кош-Агач - это деревня, как по виду, так и по немногочисленным жителям.

Периодично к нам подъезжали таксисты и предлагали проезд за 300-500 рублей (5-8$). Мы отказывались и продолжали пробовать стопить.

Перед нами стояла женщина из Москвы (лет 50ти), которая решила прокатиться стопом по Алтаю и увидеть саму границу. Стопила одна одна.

Примерно через полчаса она уехала и еще минут через 10 нас подобрали пенсионеры, которые ехали в посёлок - Жана-Аул.

Это 20 км от границы.

До самой границы нас подвёз отец 8-ми детей, который еще и воевал в Афганистане. Машина его была старая, как впрочем, и все предыдущие, подвозившие нас. Он не спрашивал нас о деньгах, но мы решили ему отдать наши оставшиеся 100 рублей.

К самой границе мы подъехали уже почти перед закрытием. В 17:30.

Мы читали, что там таксуют местные, и можно проехать границу за небольшие деньги, но таксистов мы так и не нашли, а машин, которые ехали бы в Монголию - не было.

Дул сильный ветер, было очень холодно. Ночевать в палатке не хотелось, поэтому мы начали расспрашивать местных, где можно переночевать. Нам предложили комнату за 500 рублей на двоих (10$). Это мы еще торговались.

Комната - 4 кровати, окно, стол и стулья. Удобства на улице. Понятное дело, никакой горячей воды.

Но зато была защита от ветра + нам принесли чайник, и была печка, которую мы натопили и приготовили себе еду.

Пару раз к нам пытались заселить монголов, которые на следующий день, как и мы, должны были переходить границу. Но монголам наше соседство не нравилось и они меняли комнату.

Правда, не сразу, а через некоторое время.

Монголы уже при первом знакомстве оказались очень шумными 🙂

Они перекрикивали друг друга, о чём-то спорили, не обращая внимания на нас. Ну и еще пытались разогреть в чайнике кумыс, который нестерпимо при этом вонял. Было весело.

На следующее утро, мы пошли искать машину, которая бы перевезла нас в Монголию.

Сначала пробовали вписаться к монголам, но они не хотели нас брать, только один предложил за небольшие деньги (что-то около 2$).

К слову сказать, машин насчитывалось от силы - 20.

Мы обошли их все. И удача настигла нас почти у ворот 🙂

Нас согласились перевезти немцы, которые путешествовали на огромном доме на колёсах (необычный дом, а немного военизированного типа. Примерная стоимость по их словам, 500 тыс. евро).

Внутри было просторно и по-немецки чисто. Нас накормили и мы стали ожидать, когда откроется граница.

Немцы рассказали, что путешествуют с Европы в Монголию, а дальше, скорее всего, поедут обратно в Россию, только другой дорогой.

На вид им было за 50 лет, оба активные и уже много попутешествовавшие по миру.

Русскую границу мы перешли примерно за 2 часа. Сами бумаги, проверка паспорта не вызвали никаких задержек, однако пограничники очень долго проверяли машину немцев, абсолютно всё из неё выгружали и сканировали.

В конце концов, у немцев начали сдавать нервы и нам пришлось общаться с погранцами, насчёт того, когда же нас отпустят.

С асфальтом мы попрощались на русской стороне и вот уже перед нами ворота в Монголию. 🙂

Процедура повторяется, только теперь у нас возникают проблемы.

Пограничник объявляет, что да, у нас безвиз, но нужно предъявить приглашение. О приглашении мы слышим в первый раз, специально читали форумы, смотрели монгольские сайты итд.

Перед нами через ту же границу проехали наши друзья из Украины и без приглашения, ровно 3 недели назад.

Без приглашения нас никуда не хотят пускать и помогать - тоже. Договориться нереально. Нужно приглашение и всё тут. Приглашение, по словам пограничника от любого частного лица или турфирмы.

Мы начинаем уговаривать начальника написать нам такое приглашение, но всё безрезультатно.

За нас пытаются вступиться и также договориться - немцы. Но всё тщетно, в расстроенных чувствах, мы идем ловить машины назад в Россию.

Нам удается сесть, но к разным людям. Андрей - к русским, а я к казахам.

Переходим границу, на этот раз снова 1,5 часа ожидания. Казахскую машину досматривают не хуже немецкой: детально и со вкусом.

Возле ворот меня уже ожидает встревоженный Андрей, темнеет, осталось немного до закрытия границы, а меня всё нет. Оказалось, что машину с русскими номерами пропустили очень быстро.

Идем снова в знакомую комнату. Нужно переночевать, успокоиться и поесть.

Снова платим 10$ за двоих.

Утром решаем, что была, не была - поедем в Кош-Агач и там сделаем приглашение. Всего 40 км назад.

В Кош-Агач нас отвозит русский пограничник, который нас сразу узнает и интересуется проблемой. Советует делать приглашение в турфирме.

В Кош-Агаче я пишу хосту и прошу написать приглашение, она это делает и у нас есть 1 приглашение, правда выглядит оно не очень: плохо видно слова, да и какое-то несолидное оно.

Ищем турфирму в Монголии и находим Легенда тур:

https://www.legendtour.ru

Которые за 10$ с человека делают приглашения на фирменном бланке.

Всё происходит очень быстро: отсылаем свои данные, маршрут и количество дней, сколько нам нужно.

Оплачиваем услугу, через 1,5 часа на почту приходят приглашения, которые мы и распечатываем.

Но, впереди выходные, а по выходным погран пункт не работает.

Тогда мы выходим из небольшого Кош-Агача и ставим палатку возле местного небольшого водоема. Там проводим 2 дня.

Местные алтайцы с нами знакомятся и угощают разными вкусными штуками.

Попытка №2

Из Кош-Агача уезжаем довольно быстро. Снова до Жана-Аула.

Возле границы с Монголией и также в западной части Монголии живут казахи, вот такие казахи нас подобрали еще минут через 20 и пригласили к себе в гости.

Мы не стали отказываться, так как это было очень интересно.

Живут они в небольшом доме, с одной комнатой. У них табун лошадей: их едят, пьют лошадиное молоко и делают сыр, творог, кумыс итд.

Нас угостили едой, накрыв нехитрый стол, мы со своей стороны угостили малышню сладким.

Пообщались и напоследок нам дали лепешек и литр кумыса.

Всё время, пока мы общались, женщина толкла в ведре масло, не знаю, но это было примерно час. А нам сказали, что так нужно делать часа 3-4.

Тяжелая физическая работа.

Кроме угощений, интересного разговора, они решают подбросить нас до самой границы.

И вот мы в знакомой уже Ташанте. Вечер, машин нет вообще и граница закрывается, а мы так и не смогли уехать.

Снова комната, правда, на этот раз, торгуемся и снимаем за 8$. Хозяева нас уже знают и даже вроде как рады J Еще бы.

Вот честно: август, сильнейший ветер, у нас поломана одна дуга в палатке - ставить и ночевать в ней хочется меньше всего.

Со страхом и грустью думаем, что же будет в Монголии.

Пока селимся, видим двух пожилых немцев на мотоциклах, которые растерянно смотрят на закрытую границу и пытаются найти жилье.

Помогаем им с ночёвкой и угощаем кумысом. По их словам - это жесть и хуже они еще ничего не пробовали J Наверное не были в Китае.

Общаемся о путешествиях, жизни и отдыхаем. Готовимся морально ко второму штурму границы.

Утром очередь из машин немного больше, чем в первый раз. Насчитываем около 30-ти. J Решаем просится в каждую или предлагать заплатить деньги. Хочется уехать, ждать становится невыносимо.

Спрашиваем у всех, но никто не берет. В очереди стоит один автобус из Казахстана, но он забит под завязку.

Еле-еле договариваемся с иностранцами (пара из Испании), но у них одно свободное место. Решаем, что я еду с ними.

Андрей договаривается с казахами, что поедет за деньги - 200 рублей (3$). Для него находится одно свободное место.

Моя машина с испанцами впереди очереди, через 20 минут всех начинают запускать и повторяется процедура, которую мы уже проходили.

Пограничники меня узнают, я показываю приглашение и меня без вопросов снова выпускают из страны. Машину испанцев проверяют быстрее, чем машину немцев.

Тут я замечаю, что из соседней машины (а это машина скорой помощи с датскими номерами) выглядывает Андрей и показывает мне знаками, что всё круто.

Он вписался в машину к веселым ребятам, которые берут участие в Монгол Ралли.

Вкратце, монгол ралли это соревнование: нужно на любой машине (но не джипе) или мотоцикле, на свои средства и за 60 дней добраться из Лондона до Улан-Батора.

Маршрут может быть любой, главное добраться первым.

Вот к таким ребятам попадает Андрей (и договаривается с ними проехать до Улан-Батора!).

Итак, мы снова у монгольских пограничников.

Я попадаю первая и меня узнают.

Женщина пограничник, взяв приглашение и мой паспорт, отдает все документы другому человеку и говорит, что они должны это всё проверить. И вообще приглашение, внимание - не такое, как надо.

То есть, когда нам говорили, что можно от руки итд, это были шуточки:).

Окей, я иду в кабинет большого начальника, где он меня расспрашивает, как и где я взяла это приглашение. Я рассказываю про турфирму, маршрут, показываю адрес турагентства, а также говорю, когда мы планируем выехать из страны.

Он звонит по телефону и долго с кем-то беседует. Всё это время мои документы у него, я стою в кабинете, а он смотрит на меня.

Монголия оказывается суровее, чем я думала.

Я логично предлагаю ему позвонить в турагентство.

Такого контроля и проверки у меня не было еще ни на одной границе.

Он снова куда-то звонит. Потом говорит, что ладно! Они готовы меня пропустить, но мне надо написать от руки объяснительную записку, почему я еду в Монголию и какой у меня маршрут.

В тот момент я действительно не понимаю, что писать в этой записке, так как я уже успела перехотеть ехать в Монголию. 🙂

Сколько у меня наличных денег? Хорошо, что у меня они были. Говорю, есть 600 долларов. Отлично, потому что с ними надо меня сфотографировать, и вот эта объяснительная записка будет приколота к этому фото.

Так мол они снимают с себя ответственность, если турист где-то пропадет.

Меня в первый раз на границе фотографируют с баксами.

И я очень рада, что у меня есть наличка, а не просто карты.

Спустя пример час, он меня отпускает и мне таки ставят штамп въезда в Монголию.

Еще через час я стою на пыльной территории, где нет дорог, грязные дети играют в грязный мяч. А на меня смотрят, как на пришельца.

Я абсолютно одна, Андрея ждёт такая же процедура (его также заставили писать записку + сделали фото с деньгами).

Но вот незадача, монголам не понравилось что-то в автомобиле датчан и поэтому я жду их машину целых четыре часа.

Темнеет, когда они выезжают из ворот и я запрыгиваю в машину.

Так начинается наша Монголия.

О стране, автостопе до Улан-Батора и общем впечатлении уже в следующей статье. 🙂

Про на Алтае.

В силу своего географического положения Монголия имеет наземные пограничные переходы (контрольно-пропускные пункты) только с Россией и Китаем. Часть этих КПП имеют двусторонний статус (открыты только для граждан двух государств), часть международный статус (открыты для граждан всех государств мира).

Пограничные переходы между Монголией и Россией

На российско-монгольской границе действуют контрольно-пропускные пункты:

  • КПП Кяхта -КПП Алтанбулаг (авто), Селенгинский аймак (международный)
  • КПП Наушки - КПП Сухэ-Батор , (ж/д), Селенгинский аймак (международный)
  • КПП Соловьевск -- КПП Эрэнцав (авто, ж/д), Дорнод
  • Ташанта --КПП Цаганнуур (авто) Баян-Улэгейский аймак (международный)
  • Хандагайты-Боршоо (авто),Увсунурский аймак (двусторонний)
  • КПП Цаган-Тологой Тува -- КПП Арц-Cуурь Завханский аймак Монголии (двусторонний)
  • КПП Монды-Ханх , авто, Хубсугульский аймак (двусторонний)
  • КПП Бага-Илен авто, авто, Булганский аймак (двусторонний)
  • КПП Желтура -- КПП Зэлтэр (двусторонний)
  • КПП Шара-Сур – КПП Тэс , Тува -- (двусторонний)
  • Киран - Хутаг-Ундэр (двусторонний)
  • КПП Верхний Ульхун -- КПП Улихун (двусторонний)

Закрытие пунктов пропуска не повлечет каких-либо экономических, социальных и иных последствий, сообщает Росграница. Договоренность о закрытии указанных пунктов пропуска через российско-монгольскую государственную границу была достигнута на встрече компетентных органов Российской Федерации и Монголии, прошедшей в ноябре-декабре 2009 г. в Улан-Баторе. Далее данное предложение было согласованно Росграницей с МИДом России, Минэкономразвития России, Минобороны России, МВД России, Минтрансом России, Минфином России, Минсельхозом России, Минздравсоцразвития России, ФТС России, ФСБ России. Совместно с монгольской стороной было решено, что решение о закрытии погранпунктов будет оформлено заключением путем обмена нотами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу от 10 августа 1994 г.

В распоряжении Правительства РФ говорится, что изменения вступят в силу через 30 дней после завершения обмена нотами о закрытии погранпунктов, однако Прайм-ТАСС сообщает, что эти пункты пропуска прекратят свою работу уже с 1 апреля 2010 года .

Пограничные переходы между Монголией и Китаем

На монгольско-китайской границе действуют контрольно-пропускные пункты:

  • Дзамын-Ууд -- Эрлянь (ж\д, авто),Восточногобийский аймак (международный)
  • Тайкешкен-Булган , КПП "Ярант"(авто), Ховдосский аймак (международный)

Фото Марк Агнор

Журналисты «Информ Полиса» на себе испытали все плюсы и минусы первых дней безвизового режима между Россией и Монголией

Событие, которое ждали около 20 лет, свершилось на прошлой неделе. Монголия стала безвизовой страной. 14 ноября вступило в силу межправительственное соглашение о взаимных поездках. И в этот день одной из первых пересекла границу по новым правилам группа жирналистов «Информ Полиса».

Целью своего первого безвизового визита в Монголию мы решили выбрать не Улан-Батор, а Дархан. В этот крупный город можно добраться и вернуться обратно за один день. По дороге есть еще городок Сухэ-Батор и знаменитая торговая зона «Алтан-Булаг». Однако пока они интереса не вызывают. Сухэ-Батор – промышленный станционный городок, село Алтан-Булаг во вторую «Маньчжурку» еще не превратилось.

Требования на нашей границе

Утром 14 ноября ажиотажа на погранпереходе в Кяхте еще не было. Возле КПП с обеих сторон скопилось по десятку машин, и почти все с монгольскими номерами. Переход через границу много времени не занял. Наша пограничница на КПП посмотрела паспорта и поставила штампы. На таможенном контроле тоже все прошло быстро. Нас лишь предупредили о том, что можно, а что нельзя ввозить в Россию.

Оказывается, есть лимит на провоз алкоголя. Один человек может ввезти не больше трех литров алкоголя. Запрещено ввозить продукты животного происхождения, поэтому постарайтесь наесться бесподобного монгольского мяса до возвращения. Впрочем, знаменитый монгольский творог провозить можно. Главное, чтобы он был в «магазинской» упаковке и для личного употребления.

Заминка случилась с машиной. Выяснилось, что при первом пересечении границы владелец машины должен показать техпаспорт и продемонстрировать номера двигателя, кузова. Все это заняло около получаса. Столь быстрое прохождение через нашу границу мы списали на то, что 14 ноября был рабочий день. Пассажирский автобус обычно досматривают гораздо дольше. При этом почему-то запирают пассажиров перед досмотром в душном помещении и запрещают разговаривать по мобильному. После досмотра не разрешают выходить на крыльцо. Нельзя даже курить, хотя в урне лежат окурки. Остается загадкой, кто же там все-таки курит.

Деньги, менялы и страховка

По сравнению с нашей стороной переход через монгольский КПП был стремительным. Нужно было только заполнить иммиграционную карточку, подойти к окошку и получить штампик в паспорт. Здравствуй, Монголия! Первое удобство, которого нет у нас, – сразу на монгольском пункте пропуска можно обменять рубли на тугрики. В здании есть несколько обменников. 14 ноября курс был таким: 1 рубль - 39 тугриков. При обмене ваша 5-тысячная купюра может превратиться в пухлую пачку монгольских денег, едва влезающих в бумажник. Первое ощущение – я миллионер! Захватите кошелек побольше, а лучше приобретите в Монголии.

Кстати, предупреждаем: в Монголии нет металлических монет, только купюры. Кто-то предпочитает менять деньги на КПП, чтобы было на что пообедать в дороге и купить сигареты или воду. Другие - на улице, где снуют десятки менял. Тут курс обмена 1 к 41. Это выше, чем в банке. Но при этом вы будете иметь дело с оравой крепких парней в потертых кожанках, похожих на братков из 90-х. Кстати, мимо «менял в кожанках» проехать не удастся, при выезде с КПП необходимо получить страховку на машину (с нашего микроавтобуса взяли 2000 рублей страховки). Как раз в это время в машину или автобус залезают уличные менялы.

Верблюды и коварный гаишник

Алтан-Булаг пока не впечатляет. Вместо процветающей торговой зоны - ряд унылых домов с вывесками на русском и монгольском языках, недостроенные корпуса зданий, блеклые кафе и закусочные. Единственное, что напоминает о появлении торгового города, – несколько центров автомобильного ремонта. Говорят, там можно достаточно недорого отремонтировать машину.

Зато автотрасса отсюда до Улан-Батора приличная. Дороги прямые, как стрела, асфальт почти без выбоин и ям. Монголы следят за качеством трассы - на обочинах часто попадались дорожные рабочие и техника. За окном промелькнул Сухэ-Батор. Как нам и говорили, это промышленный город с огромными техтерриториями и котельными - близнецами нашей ТЭЦ-1.

Вообще в течение всей поездки не оставляет стойкое чувство дежавю. Пейзажи очень напоминают Тугнуйскую долину и наши пригороды. Вот за окном промелькнули монгольские поселки «Исток» и «Левый берег», «Мелькомбинат» с такими же элеваторными колоннами. О том, что мы все-таки в Монголии, напоминают лишь большие стада тучных животных. Особенно верблюдов.

Вторую остановку нам организовали монгольские гаишники. Оказывается, нужно время от времени платить «дорожный сбор». Прямо посреди трассы стоит будочка с шлагбаумом, где потребуют примерно 500 тугриков. Пишем примерно потому, что цены разнятся. С одной из наших машин потребовали оплату только в одну сторону, с другой, которая поехала чуть позже, взяли на обратном пути и больше. Тут же на КПП мы столкнулись с наглостью монгольского гаишника. Человек в униформе осмотрел машину и указал на трещину на стекле. Последовала длинная фраза на монгольском. Видимо, обозначавшая, что с таким стеклом ездить тут неприлично. Затем человек в форме перешел на русский, сказав очень понятно: «200 рублей!». Спорить с местным стражем порядка чревато. Поэтому дали ему 200 рублей, квитанции не получили, зато двинулись дальше.

Дархан – город контрастов

После полутора часов езды возник город Дархан, смахивающий на наш Гусиноозерск. Но со своими особенностями. Первыми вас встретят окраины с рядами скупщиков бараньих шкур и продавцами дров. Затем жилые многоэтажки, кольцевые развязки и довольно неплохие магистрали. Машин в Дархане, как во всей Монголии, много, и все непрерывно сигналят. Из-за обилия пешеходов автомобили двигаются неспешно. Водители соблюдают правила, кулаками друг другу не грозят. Все чинно, благородно.

Еще один интересный момент - в Дархане нет общественного транспорта. За весь день мы не увидели ни рейсового автобуса, ни даже маршрутки с традиционной «линзой». Зато в Дархане много такси, которые пользуются популярностью – многие местные, выйдя из магазина тут же, не торгуясь (!), усаживаются в «таксо». Оно, по нашим меркам, смехотворно смешное - от 1 до 2 тысяч тугриков, в рублях - от 25 до 50. Это поражает, учитывая, что бензин в Монголии стоит дороже, чем у нас. При перерасчете на наши деньги цена 1 литра 92-го составляет порядка 40 рублей и выше.

Поэтому при въезде в Монголию советуем основательно заправиться еще на российской стороне, возле Кяхты. Вообще Дархан – это город контрастов. С одной стороны, красивые площадки отдыха, кольцевые развязки и дорогие машины. С другой - бараньи шкуры на обочинах, мусор во дворах из-за отсутствия урн. По тротуарам разгуливает молодежь, то одетая в супермодную одежду с айфонами, то облаченная в дешевые пуховики.

Пошарпанные «советские» пятиэтажки и рядом здания банков и торговых центров из стекла и бетона. Странно, что в банках Дархана трудно поменять рубли на тугрики. А в торговых центрах практически нет национальной продукции. На прилавках бутиков «засилье» Южной Кореи и Китая. Кое-где монгольский товар есть – развешаны «кашемир», кожа, изделия из верблюжьей шерсти, носки и перчатки из шерсти яка, ковры, войлочные сапоги и тапочки. Но стоимость вещей почти такая же, как в Улан-Удэ.

В Дархане почти нет сувенирных лавок, где можно было купить туристическую безделушку. Лишь в одном бутике увидели магнитики. Но цена «кусается» – за магнит попросили 15 000 тугриков (почти 400 рублей). Возможно, это потому, что в Дархан почти не ездят европейские туристы. Зато национальный товар можно обнаружить в продуктовых супермаркетах. Тут можно увидеть знаменитую тушенку, сухой творог, боовы, колбасы.

Обед по-монгольски

Закусочных, где можно отведать настоящей монгольской еды, в городе не так уж и много. Кафе есть. Но на поверку большинство из них являются пивными забегаловками. Ассортимент соответствующий: пиво (отметим, что недорогое) и закуски. Правда, чая подают много. Закажешь стакан, а принесут огромную кружку.

Есть у монгольских пивных еще одно коренное отличие. Почти все они – бары-караоке. Видимо, монголы очень любят петь. Кстати, зайдя в один из ресторанов мы услышали из кабинок мощное разноголосое пение. Настоящую монгольскую кухню нашли уже на выезде из Дархана. Отметим, что сервис неплохой – тут же выделили кабинку, принесли меню с картинками, что сделало выбор доступным делом.

А когда принесли, ахнули. Блюда были не просто большими. Они были огромными! Одному весь этот продуктовый ассортимент, включающий в себя гору обжаренной баранины, монгольских поз, чебуреков, салата и картофеля, съесть невозможно. Так что, зайдя в ресторан, заказывайте одно блюдо на двоих или даже на троих. Есть еще один хороший момент – огромные порции стоят невероятно дешево!

«Дьюти фри» на замке

Обратный путь занял порядка полутора часов. Расстроило то, что магазин беспошлинной торговли Duty free shop работает лишь до 18.00, хотя вроде должен круглосуточно. Впрочем, на нашей стороне и такого магазина нет. В целом монгольский КПП встретил дружелюбно и, даже можно сказать, расхлябанно. Нам предложили самим открыть ворота и не забыть «закрыть за собой дверь». Что мы и сделали, собственноручно «открыв и закрыв» для себя границу.

А вот российский КПП отнесся к нашему возвращению серьезно. Опять досмотр, бегающие служебные собаки, вопросы, свет фонарей и строгая пограничница. Удивилась она и нашему короткому визиту в Монголию.

Какова цель визита была? Вы что, туда обедать ездили? – с нескрываемым любопытством спросила она.

Честно говоря, так оно и было. Всего общий досмотр и проверка заняли у нас полтора часа. Но, подчеркнем, это был рабочий день 14 ноября. Вторая редакционная машина, которая возвращалась позже, угодила под жесткий досмотр.

Мы простояли на КПП девять часов. Очередь была на выезде с территории Монголии, - рассказывает наш фотограф Марк Агнор.

Город перспектив

Пока итоги таковы: сейчас Дархан абсолютно не готов к приему туристов. В городе мало торговых центров. Товар исключительно такой же, что на дешевых улан-удэнских рынках. Есть вещи качественные, но и цена на них высокая. Пока ехать за товаром в Дархан резона нет. Удивило неумение продавцов торговаться. Тут не встретишь скидок, монголы называли цены и тут же теряли интерес к покупателю.

Еще одно предупреждение для тех, кто намерен поехать в Дархан. Там почти не говорят на русском. Английский не понимают. Кстати, в этом, говорят, отличие Дархана от Улан-Батора. В монгольской столице вас иногда поймут, в Дархане – нет. Поэтому учите бурятский, ибо в прошлой поездке нашему журналисту Аревик Сафарян весьма пригодились даже школьные уроки бурятского. Хотя бы знайте счет, чтобы понять цену. Цифры на бурятском и монгольском почти не отличаются. Или берите с собой переводчика.

Пока плохо развита в Дархане система общепита. Нам пришлось довольно долго шастать по улицам, пока, наконец, не нашли приличный ресторан с настоящей монгольской кухней. Говорят, имеются различные историко-культурные памятники. Но они где-то за городом. Добраться до них не удалось. Таким образом, Дархан пока мало чем может обрадовать туристов из России. Но уверены, что такое положение дел будет недолгим. Нынешний Дархан, сейчас напоминающий Улан-Удэ конца 90-х, скоро преобразится.

Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!