На каких уроках самая высокая моторная плотность. Урок ФК, физиологическая эффективность школьного урока ФК, моторная плотность урока. Общая и моторная плотность урока

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.I

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия:

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

ение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8) мотивацию учащихся;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

ОП = tад * 100% / tобщ

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

ОП = 39 мин * 100% / 40 мин = 97,5 %

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока tобщ:

МП = tфу * 100% / tобщ

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин. В этом случае моторная плотность урока будет равна:

МП = 25 мин * 100% / 40 мин = 62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45 мин каждый. Их основное содержание - двигательная деятельность.

Требования к уроку.

1. Четкость постановки целей и задач.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач.

3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения.

7. Обеспечение травмобезопасности урока.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся.

Образовательные задачи

Оздоровительные задачи

Воспитательные задачи

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач.

По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков.

1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый – развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.

3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью делятся на пять типов:

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углубленною изучения и закрепления учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков.

Контрольные уроки направлены на определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы.

Одним из показателей эффек­тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы­ми возможностями и условиями организации работы в подгото­вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре­мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель­ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи­тельности урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

« МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРОЕКТ

ПЛОТНОСТЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА

Выполнено студенткой 42 группы

БЕЛОВОЙ ЮЛЕЙ ГЕННАДИЕВНОЙ

специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Руководитель: КРИВЦОВА НИНА ИВАНОВНА, преподаватель

Орёл, 2017

Введение……………...………………………………………....…………………....2

1.1 Общее понятие и виды плотности урока……………………………….............5

1.2. Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке ………………………...........................................................……7

2. Приемы рационального использования времени на уроках………………………………............................................................................9

2.1. Определение плотности урока путем хронометража……...........……………………………………………………..……12

2.2. Протокол определения плотности урока путем хронометрирования……...15

Заключение ……………………………………………………………....…………19

Список использованной литературы………………...……………..……......….…21

Приложение 1………………………………………………..…………......…….…24

Введение

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока.

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Актуальность исследования: Одной из главных проблем современной системы физического воспитания школьников является повышение эффективности урока, как основной организационно-методической формы физического воспитания в школе (Зигфрид, 1991). В решении этой задачи особое значение приобретает поиск более рациональных путей совершенствования эффективности урока физической культуры, одним из которых является интенсификация учебно-тренировочной деятельности (Шитиков, 1997). Урок выступает как единое целое, структурно-целостное, относительно самостоятельное звено состоящее, однако, из взаимосвязанных частей, содержание и структура которых определяется логикой обучения физиологическими закономерностями и задачами урока. Закономерности построения различных частей урока изучены неодинаково. Так большое внимание уделяется исследованиям основной части урока и неоправданно малое той части, которая в значительной степени обуславливает успешное решение главных задач основной части урока, а именно, подготовительной. Многие исследователи (Шитиков, 1997) отмечают, что двигательная активность детей резко снизилась. Это объясняется тем, что применяемые методы массового обучения продолжают значительно отставать от уходящей вперед спортивной практики. На школьном уроке педагоги часто пользуются недостаточно эффективными приемами массового овладения основами техники бега, прыжков и метаний, применяют неинтересные и однообразные средства, а также недостаточные практические умения составлять и планировать уроки, учитывая возрастные особенности, - обуславливают снижение моторной активности. Из выше изложенного следует, что решение задач по повышению эффективности процесса обучения, за счет повышения моторной плотности урока, является актуальным научным направлением, от успешного развития которого зависит процесс обучения.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: содержание и технология определения плотности урока физической культуры.

Цель: повышение качества процесса физического воспитания, за счет повышения моторной плотности урока за счет использования оптимальных средств, методов и способов организации занятий.

Задачи:

Проанализировать научно - методическую литературу.

Определить уровень физических качеств младшего школьного возраста.

Гипотеза: предполагается, что если в процессе проведения школьных уроков использовать оптимальные средства, методы и способы организации занятий, то это позволит повысить моторную плотность уроков, и будет способствовать улучшению двигательного опыта и повышению уровня физической подготовленности школьников.
Практическая значимость: исследования заключается в разработке и эффективности применения экспериментальной программы поурочных занятий, направленной на повышение моторной плотности. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов средних общеобразовательных учреждений.

1. Теоретическое обоснование плотности уроки физической культуры

1.1 Общее понятие и виды плотности урока

Регулировать нагрузку в уроке-это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить возможно больший объем полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны для решения учебно-воспитательных задач. Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность - один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий. В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

1.2. Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке

Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке.

Различают три основных метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.

Каждый из названных методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация занимающихся фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле внимания и руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, увеличивает возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или группе их, но ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке, зависит от степени новизны и сложности заданий, материальной оснащенности мест занятий, возраста занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

Для урочных форм занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий во времени: одновременно всеми или поочередно (по группам или каждый один за другим), слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий, направленных на комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще организуют в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую моторную плотность, чем раздельное. Однако в образовательном отношении оно может быть менее эффективно, так как отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.

2. Приемы рационального использования времени на уроках

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры

Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

10 - 40%

2. Ознакомление с новым материалом

20 - 30%

3. Разучивание нового материала

30 - 50%

4. Закрепление и совершенствование нового материала

50 - 80%

5. Контрольный

40 - 50%

6. Комбинированный

40 - 60%

7. Соревнование

50 - 90%

8. Сюжетный(сказка, путешествие)

30 - 60%

9. Круговая тренировка

50 - 90%

В процессе урока занимающиеся обучаются двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями,

физическим развитием, познания закономерностей движений своего тела. Умение правильно распределить средства, применить необходимые методы организации занимающихся, методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств являются составными характеристиками мастерства будущего педагога. Успех в решении различных задач, стоящих перед уроком, возможен при высокой продуктивности (плотности) урока. Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько бережно, экономно и эффективно расходуется время на различные действия (схема 2).

Средства - подбор системы подводящих упражнений, подбор специально-подготовительных упражнений, включение дополнительных действий, заданий, изменение черт техники, включение дополнительных заданий на развитие физических качеств между подходами, применение сопряженных упражнений, смена упражнений (характер, способ выполнения), включение знакомых игр и эстафет.

Методы - создания представления об упражнении (делай - раз, делай - два), преимущественное использование наглядного метода перед словесным использование целостного метода, применение многообразия методических приемов в освоении техники физических упражнений, применение игрового и соревновательного метода, сокращение времени отдыха между подходами, применение наглядных карточек, зарисовок упражнений, краткие и грамотные объяснения педагога.

Организация - использование многопропускных снарядов, нестандартного оборудования; тренажеров, дополнительного инвентаря.

Принципы - хорошие предпосылки и условия для высокой моторной плотности и рациональной нагрузки имеет реализация преподавателем принципов обучения: активности и сознательности, доступности, систематичности, прочности. Работа педагога, направленная на осознания цели и задач проводимых занятий, перспективных путей физического совершенствования, стимулирования интереса, мобилизация чувств, воли учащихся, помогают установлению сознательного отношения к предлагаемому заданию. Указанные принципы оказывают положительное влияние на проявление творческой инициативы, повышение личной ответственности за качество и эффективность учебной работы, а также используются преподавателем для повышения работоспособности учащихся. Оперативный контроль действий учащихся, своевременная теоретическая и практическая помощь, умение педагога сосредоточить внимание учеников на ошибках и способах их устранения позволяют выявить закономерности, определяющие успех обучения и воспитания. Стимулирование и поощрение поисковых и творческих усилий - все это предпосылки для активизации мыслительной и двигательной деятельности учащихся. Организация взаимообучения, когда учащиеся на уроке объясняют и находят ошибки и совместно предлагают пути их устранения, оценивают друг друга, оказывают непосредственную физическую помощь развивает любознательность, наблюдательность, мыслительную активность. Инициатива и чувство ответственности способствуют воспитанию настойчивости, трудолюбия.

2.1. Определение плотности урока путем хронометража

Наиболее простым способом определения плотности урока является хронометраж урока. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, сколько отдыхал, ожидал очередь, какое время ушло на прослушивание и т.д., узнать, сколько времени в уроке расходуется рационально, а сколько нерационально. Хронометраж урока - это определение во времени всех видов деятельности учащихся:

- непосредственное выполнение двигательных действий, необходимых для решения образовательных, оздоровительных, воспитательных задач;

- прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки;

- организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся устанавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов;

- необходимый отдых и ожидание очереди;

- простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечивает решение поставленных задач.

Различают два вида плотности - общую плотность, двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность - это отношение времени, затраченного в уроке рационально, ко всей продолжительности урока. К рационально затраченному времени относят все те действия, которые помогают решать образовательные и воспитательные задачи (строевые, танцевальные, перестроения, передвижения, переходы к снаряду общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие, основные и др. упражнения и игры, эстафеты). Кроме того, к рационально затраченному времени относят профессионально грамотное и педагогически оправданное применение преподавателем словесно-наглядного метода, когда ученики с интересом и вниманием слушают педагога, просматривают, изучают представленный материал).

Двигательная плотность - это отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока. Следует помнить, что выполнение необходимых строевых упражнений, перестроений, передвижений и переходов от снаряда к снаряду - все это необходимые физические упражнения.

Простой - отношение времени, затраченного на нерациональные действия, ко всей продолжительности урока. К нерационально затраченному времени относят время, которое ушло на опоздание и преждевременное окончание урока, перекличку; непродуманные, безграмотные объяснения учителя, непродуманные и неорганизованные передвижения и перестроения в уроке, нарушения дисциплины, пропуск

подхода к снаряду учеником, несвоевременная подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования.

Организационно-вспомогательные действия не относят ни к рационально затраченному времени, но и не относят к простою. Установка в ходе урока оборудования для эстафет, полосы препятствий, подготовка станций, уборка и необходимая установка снарядов.

Ожидание очереди и необходимый отдых лучше осуществлять за счет смены упражнений, замены пассивного отдыха на активный. Тогда это время будет использоваться рационально.

Технология хронометрирования урока включает следующую последовательность операций:

- перед уроком необходимо заранее подготовить форму протокола;

- включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок;

- при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником;

- выключить секундомер с фактическим окончанием урока.

- обработку протокола начинать сразу после окончания урока, отдельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельности в уроке в целом;

- высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды);

- вычертить шкалу плотности урока;

- дать письменный анализ полученных данных.

2.2. Протокол определения плотности урока путем хронометрирования

Место проведения: спортивный зал.

Ведущий урока:

Класс: 3А

Время проведения: 40 мин. (8.00-8.40)

Задачи урока:

1. Совершенствование ловли и передачи меча.

2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания, мышления.

4. Воспитывать смелость, выносливость.

Время о начале Дея-и.

Двиатель-

ная

Умствен

ная

отдых

Примеча ние.

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

1. построение

0.30

0.30

2. сообщение задач урока

1.30

3. повороты на месте

1.48

0.18

4. ходьба

0.52

5. ходьба с заданием

5.30

3.30

6. бег

6.30

7. ходьба с восстановлением дыхания

0.30

8. перестроение

9. ОРУ поточно

11.0

10. перестроение

12.0

ИТОГО:

12.0

11.0

О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

11 обьяснение

12.30

0.30

12. п\и « охотники и утки.

22.30

0.30

Выбили, сидит без задания.

13. подведение итогов игры

23.0

0.30

14. п\и « белые медведи »

30.0

15. полведение итогов игры

30.20

0.20

16. перестроение

31.30

1.10

17. п\и передал, садись

34.30

18. подведение итого игры

35.30

ИТОГО:

23.30

16.4

0.30

2.20

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

19. упражнения на внимание

38.00

20. подведение итогов, выставление оценок

39.30

21. домашнее задание

40.0

0.30

ИТОГО:

ВСЕГО ЗА УРОК:

40.0

31.1

0.30

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 12.0: 12.0 * 100 = 720:720 *100 = 100%

МП = 11.3:12.0 * 100 = 678: 720 * 100 =94.1%

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = (16.4+2.2+2.0):23.3 * 100 = (984+ 132+120):1398 * 100 =88.4

МП = 16.4:23.3 * 100 = 984:1398 *100 = 70.3%

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 4.3: 4.3 * 100 = 100 %

МП = 3.0:4.3 * 100 = 180:258 * 100 = 69.7 %

ВСЕГО ЗА УРОК:

ОП = (31.3+4.5+2.0):40 *100 = (1878+270+120):2400 * 100 = 2268:2400 *100 = 94.5%

МП = 31.3: 40 * 100 = 1866:2400 * 100 = 77.7%

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

В подготовительной части урока общая и моторная плотность высокие, за счет применения безостановочных методов. Учащиеся хорошо подготовлены к предстоящей работе.

В основной части урока общая, моторная плотность упала, за счет объяснения правил игр.

В заключительной части урока общая плотность отличная.

В целом, плотность на уроке была достаточной.

Оценка за урок: 5 « отлично »

Заключение

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

До начала урока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.

Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и д.р. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

Список использованной литературы

  • Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. -3 – е изд., стер., - М.:Академия, 2014. -528с.
  • Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: под общей редакцией Г. В.Барчуковой. – М.:Москва,2016. – 367с
  • Белов Р.А. Организация работы по физической культуре по месту жительства. - К.: Олимп. Лит., 2014. - 89 с.
  • Вайнбаум, Д. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст]/ Д. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
  • Виненко, В. И. Физкультура. 5 – 11 классы: календарно – тематическое планирование по трехчасовой программе/ авт. – сост. В. И. Виненко. Волгоград: Учитель, 2014. – 254с.
  • Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2014. - № 10. – С. 25-27
  • Гужаловский, А. А. Физическое воспитание в школе [Текст]: метод, пособие/ А. А.Гужаловский, Е. Н.Ворсин. - Минск: Полымя, 2015. - 95 с.
  • Евсеев, Ю.И. Физическая культура[Текст]: / Ю. И. Евсеев. – Изд. 7-е, доп. И испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 444,с.: ил. – (Высшее образование).
  • Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) - Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2015. - 56 с.
  • Каинов, А.Н.,Курьеров Г. И. Физическая культура. 1 – 11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / авт. – сост. А. Н.Каинов, Г. И.Курьеров. Волгоград: Учитель, 2014. – 171с.
  • Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М.: Советский спорт, 2014.- 201 с.
  • Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2016.- 298 с.
  • Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2013. -319с.
  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2016. -543с.
  • Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре // Физическая культура в школе. - 2015. №4. - 10-16 с.
  • Поваляева В.В. « Секреты » моих уроков // Физическая культура в школе. - 2015. - №2. - 43-46 с.
  • Романов К.Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной направленностью в начальной школе // Образование в современной школе. - 2014. - №5. - 17-23 с.
  • Соломахин О.Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №6. - 85-90 с.
  • Сумин П.И. Намечены направления деятельности // Физическая культура в школе. - 2013. №4. - 2-6 с.
  • Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов – М.: СпортАкадемПресс, 2014. – 139с.
  • Хафизова Г.Н. Урок физической культуры - урок радости и здоровья // Начальная школа. - 2015. - №7. - 77-79 с.
  • Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]/ Ж. К.Холодов, В. С.Кузнецов. - М.: Академия, 2013. - 479 с.
  • Ципин Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями: учеб. пособие / Л. Л. Ципин. – СПб. : Копи-Р Групп, 2014. - 103 с.
  • Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 - 256 с.
  • Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н /Д: « Феникс », 2014. - 624 с.

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы.

При подготовке к уроку учитель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Определение общей и моторной плотности урока.

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы.

При подготовке к уроку учитель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Точный учёт времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из класса. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный.

Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Время, педагогически оправданное *100%

Общая плотность = время урока

В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдения, организация урока, словом всё то, без чего нельзя провести урок. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока. Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться 100%.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины: неоправданный отдых, опоздания на урок или преждевременное его окончание, выполнение упражнений с ошибками и не исправление их учителем, нарушение дисциплины и другое, чего не должно быть на уроке.

Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.

Время выполнения физических упражнений *100

Моторная плотность = время урока

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 минут (оставшиеся 15 минут были затрачены на объяснение преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха и т.п.)

В этом случае моторная плотность урока будет равна:

25 минут*100%

МП= 40 мин. =62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Изменения можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами их применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости то типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств оно может достигать 70 – 80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

Факторы, влияющие на моторную плотность:

1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)

2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)

3 Количество и качество инвентаря

4 Количество учащихся в классе, их подготовленность

5 Мастерство педагога.

Пути повышения моторной плотности.

1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)

2 Заблаговременная подготовка инвентаря.

3 Увеличения количества отделений и групп

4 Хорошая дисциплина.

5 Использование временно освобождённых учеников.

6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .

7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.

8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом. Хронометрия деятельности учащихся заносится в таблицу, производятся расчёты, формируются выводы, и рекомендации.

Хронометрия деятельности учащихся на уроке физической культуры.

Место проведения: спортивный зал.

Ведущий урока:

Класс: 3А

Время проведения: 40 мин. (8.00-8.40)

Задачи урока:

1.Совершенствование ловли и передачи меча.

2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания, мышления.

4. Воспитывать смелость, выносливость.

Время о начале Дея-и.

Двиатель-

ная

Умствен

ная

отдых

Примеча ние.

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

1. построение

0.30

0.30

2.сообщение задач урока

1.30

3. повороты на месте

1.48

0.18

4. ходьба

0.52

5. ходьба с заданием

5.30

3.30

6. бег

6.30

7. ходьба с восстановлением дыхания

0.30

8. перестроение

9. ОРУ поточно

11.0

10.перестроение

12.0

ИТОГО:

12.0

11.0

О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

11обьяснение

12.30

0.30

12. п\и «охотники и утки.

22.30

0.30

Выбили, сидит без задания.

13.подведение итогов игры

23.0

0.30

14.п\и «белые медведи»

30.0

15.полведение итогов игры

30.20

0.20

16. перестроение

31.30

1.10

17. п\и передал, садись

34.30

18. подведение итого игры

35.30

ИТОГО:

23.30

16.4

0.30

2.20

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

19. упражнения на внимание

38.00

20. подведение итогов, выставление оценок

39.30

21.домашнее задание

40.0

0.30

ИТОГО:

ВСЕГО ЗА УРОК:

40.0

31.1

0.30

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 12.0: 12.0 * 100 = 720:720 *100 = 100%

МП = 11.3:12.0 * 100 = 678: 720 * 100 =94.1%

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = (16.4+2.2+2.0):23.3 * 100 = (984+ 132+120):1398 * 100 =88.4

МП = 16.4:23.3 * 100 = 984:1398 *100 = 70.3%

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 4.3: 4.3 * 100 = 100 %

МП = 3.0:4.3 * 100 = 180:258 * 100 = 69.7 %

ВСЕГО ЗА УРОК:

ОП = (31.3+4.5+2.0):40 *100 = (1878+270+120):2400 * 100 = 2268:2400 *100 = 94.5%

МП = 31.3: 40 * 100 = 1866:2400 * 100 = 77.7%

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

В подготовительной части урока общая и моторная плотность высокие, за счет применения безостановочных методов. Учащиеся хорошо подготовлены к предстоящей работе.

В основной части урока общая, моторная плотность упала, за счет объяснения правил игр.

В заключительной части урока общая плотность отличная.

В целом, плотность на уроке была достаточной.

Оценка за урок: 5 «отлично»

Распономарёва Татьяна Валерьевна

Учитель физической культуры.

Школа №2

Красноярский край.

г. Лесосибирск


Урок ФК должен повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам – направлен на улучшение физического, функционального развития, повышению работоспособности, сохранению и закреплению здоровья.

Эффективность урока – положительный физиологический эффект – постепенное увеличение физической нагрузки. В подготовительной части - легкие по координации и степени воздействия упражнения, т.к. врабатывание органов и систем неравномерно и неодновременно (гетерохронно) – двигательная сис-ма (10-30 с), вегетативные органы (3-5мин). В подгот. части происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции, формирование необходимого двигательного стереотипа, достижение требуемого уровня, функций вегетативных систем обеспечивающих мышечную деятельность. В основной части урока нагрузка должна повышаться в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности. Возникают выраженные функциональные изменения. В заключительной части нагрузка снижается, упражнения выполняются в замедленном темпе, способствя расслаблению мышц, нормализации функций организма и активации восстановительных процессов. Заключ часть способствует переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму. При распределении времени урока учитывать направленность и характер деятельности, особенности врабатывания. У школьников врабатывание быстрее, т.к. инертная ССС и дых система. При оценке степени воздействия нагрузки на организм педагог полагается на показатели утомления: внимание, мимике, отношение к занятиям, окраске кожи, степени расстройства координации движений. При оценке пульса необходимо иметь ввиду что он не всегда отражает степень воздействия упражнения (статическая работа влияет на ССС, но незначительное учащение пульса, ЧСС растет при эмоциональных напряжениях).

Моторная плотность

Повышение моторной плотности урока увеличивает эффективность в воспитании физ качеств, в обучении двигательным действиям. Моторная плотность увеличивается при сокращении интервалов отдыха между упражнениями. При разучивании новых движений паузы должны сохранить возбудимость корковых проекций двигательного анализатора. Освоение новых движений происходит быстрее при возбуждении в ЦНС. Для воспитания скорости интервалы отдыха должны обеспечит уровни полного восстановления, воспитание выносливости – интервалы отдыха сокращаются. Поддержание интереса урока связано с целесообразными кратковременным паузами отдыха.

11. Физиологические основы физического воспитания школьников.

Половые различия в энергетическом обеспечении мышечной работы

Самым эффективным средством, способствующим правильному разви-тию детей, являются занятия физической культурой и спортом. При органи-

зации этих занятий нужно строго и постоянно учитывать особенности орга-

низма, присущие каждому из возрастных периодов. Систематические занятия

спортом – это одно из эффективных средств нормального развития всех

функций организма.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошколь-

ных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической

подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двига-

тельных умений и навыков, разностороннее развитие физических способно-

стей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимна-

стических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ре-

бенка формируются умения дифференцированно управлять движениями,

способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений

для рационального использования сил при перемещениях в пространстве

(основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.),

при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяже-

стей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и

Физическое развитие – это биологический процесс становления измене-

ний естественных морфологических и функциональных свойств организма в

течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки,

жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, бы-

строта, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений,

различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха

можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели

физического развития.

В основе управления физическим развитием лежит биологический закон

упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем фи-

зическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необ-

ходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препят-

ствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной

ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им

можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные

возрастные периоды: становление роста, наивысшего развития форм и функ-

ций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства

организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и гео-

графической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического

воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов. Физическое

развитие тесно связано со здоровьем человека.

Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только

гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про-

фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что

составляет общее жизненное благополучие.

Имеются некоторые половые различия в энергетическом обеспечении

мышечной работы. В крови мужчин на 20% больше эритроцитов (клеток, не-

сущих кислород тканям). Это означает, что у них интенсивнее обмен ве-

ществ, и они обладают большей энергией. Особенности энергетического об-

мена таковы, что даже сидя и отдыхая, мужчина расходует больше калорий,

чем женщина.

При нагрузках же количество энергетических трат возрастает сущест-

венно, и мужчина быстрее теряет силы. С годами мужчины также интенсив-

нее теряют способность к физическим нагрузкам. Каждые десять лет у жен-

щины снижается переносимость нагрузки на 2%, а у мужчины – на 10%, так

что 60-ти летняя женщина способна переносить 90% нагрузки, которую она

осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.

12. Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений. Экономичность энергетических затрат при двигательной деятельности достигается за счет совершенствования координации двигательных и вегетативных функций. В первую очередь энергозатраты снижаются за счет совершенствования техники выполнения физических упражнений. При несовершенной технике вследствие возникновения в нервных центрах процессов иррадиации в движении могут принимать участие лишние мышцы и лишние двигательные единицы. Такая работа характеризуется повышением расхода энергии. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной системе в работу вовлекаются лишь необходимые мышечные волокна. В результате энергозатраты уменьшаются. У спортсменов, хорошо владеющих техникой движений, экономизация энергозатрат обусловлена улучшением координации не только двигательных, но в некоторой мере и вегетативных функций. Они мобилизуются в процессе двигательной деятельности, главным образом по механизму безусловных рефлексов. Вместе с тем при образовании двигательного навыка может происходить изменение характера протекания вегетативных безусловных рефлексов, приспособление их не вообще к мышечной работе, а именно к данному виду двигательной деятельности. В результате снижаются энергетические затраты на обеспечение работы сердца, дыхательных мышц и некоторых других вегетативных органов. Эти особенности функций вегетативных органов, приобретенные в процессе формирования навыков, и составляют условно-рефлекторные дыхательные, сердечно сосудистые и другие вегетативные компоненты двигательного акта. Принцип постепенного усложнения техники движений. При осуществлении спортивных движений функционируют очень сложные временные связи, управляющие одновременной деятельностью многих мышц. Такие связи образуются постепенно, по мере широкого использования ранее образованных двигательных рефлексов. Существенна при этом роль подготовительных упражнений, позволяющих усвоить отдельные фрагменты движения и затем включить их в целостную систему разучиваемого сложного двигательного акта. Принцип многократного систематического повторения упражнений. Временные связи, являющиеся основой двигательных навыков, формируются и совершенствуются при обязательном повторении упражнения. Важное значение при этом имеют число повторений и интервалы, как между повторениями, так и между тренировочными занятиями. Не только недостаточное, но и чрезмерное число повторений (с ним связано развитие утомления) затрудняет формирование навыка. То же нужно отметить и в отношении интервалов между тренировочными занятиями. Принцип разносторонней технической подготовки. Временные связи, образующиеся в процессе формирования двигательного навыка, при многократном стереотипном выполнении движений могут способствовать сужению экстраполяции. Это сужение, возникающее при односторонней тренировке, ограничивает возможность изменять характер движений адекватно изменениям ситуаций. Между тем изменение внешней обстановки и состояния спортсмена могут вызвать несоответствие стереотипной программы выполнения движения новой ситуации. Вследствие этого двигательный акт может быть неполноценным. Обучение стереотипному выполнению только ограниченного числа физических упражнений тормозит также и развитие тренируемости. Принцип индивидуализации обучения. Генетические особенности, детерминирующие способность быстро обучаться новым сложным движениям, у разных спортсменов могут значительно различаться. Весьма различным у них может быть также и фонд ранее приобретенных навыков. Оба эти фактора предопределяют необходимость индивидуального подхода, как при спортивном отборе, так и при обучении технике спортивных движений.

13.Два основных тренировочных эффекта. Диагностика тренированности Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартной и предельной нагрузки

В результате тренировочных занятий в организме спортсмена формиру-

ется особое состояние – эффект тренировки, или тренированность, которая

характеризуется определенным уровнем работоспособности. Для того чтобы программировать поведение спортсмена, необходимо

знать, как влияют тренировочные нагрузки на его организм. При этом боль-

шое значение имеют данные об уровне функций его организма в различных

состояниях. Исследование спортсменов проводят в состоянии покоя, при вы-

полнении стандартной нагрузки и предельной нагрузки.

Показатели тренированности в состоянии покоя. Исследование и срав-

нение состояния организма в покое у спортсменов и нетренированных людей

позволяет выявить изменения, возникающие под воздействием тренировоч-

ных занятий во всех тканях и системах организма.

Спортивная тренировка вызывает ряд морфологических изменений.

Происходит утолщение костей в местах прикрепления сухожилий мышц,

развивающих наибольшие усилия. Вследствие усиления обмена веществ воз-

никает гипертрофия мышц, выражающаяся в увеличении объема мышечных

волокон за счет увеличения количества саркоплазмы или миофибрилл, по-

вышаются твердость и упругость мышц. Увеличиваются емкость коронарных

сосудов, диаметр отверстий сердца, окружность грудной клетки, бронхиаль-

ная проходимость (уменьшение сопротивления движению воздуха при уси-

ленной вентиляции легких).

Наряду с морфологическими изменениями в организме спортсменов от-

мечаются физиологические изменения: увеличение энергетических ресурсов,

запасов белков и углеводов; в мышцах возрастает количество миоглобина.

Повышаются количество и активность ферментов, укоряющих протекание

аэробных и анаэробных реакций.

Вегетативные органы у спортсменов в состоянии покоя работают замед-

ленно. Одним их основных признаков тренированности является редкий

пульс – брадикардия (40 уд/мин и меньше). У спортсменов частота дыхания

реже и легочная вентиляция меньше, чем у нетренированных людей.

Перечисленные изменения показывают, что в состоянии покоя главной

особенностью тренированного организма является очень экономное расходо-

вание энергетических ресурсов. Это выражается в снижении основного об-

мена на 10-15%, в брадикардии, урежении дыхания и снижении легочной

вентиляции.

Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при

выполнении стандартной и предельной нагрузки

Метод оценки тренированности при помощи стандартных нагрузок об-

ладает рядом характерных черт. Он доступен всем испытуемым – как спорт-

сменам, так и неспортсменам, одинаков по форме совершаемого движения,

имеет строго определенные мощность, длительность и ритм. В качестве на-

грузок, используют следующие методы: пробу PWC170, Гарвардский тест, оп-

ределение МПК и некоторые другие.

Реакции всех функций организма на стандартные нагрузки у трениро-

ванных людей по сравнению с нетренированными характеризуются следую-

щими особенностями: 1) у них быстрее повышается уровень всех функций вначале работы; 2) более экономно выполняется работа; 3) быстрее протекают

восстановительные процессы.

Главное различие между тренированными и нетренированными людьми

при выполнении стандартных нагрузок состоит в том, что величина физиоло-

гических изменений у первых меньше, чем у вторых.

Показатели тренированности при предельной работе. Метод исследова-

ния тренированности с помощью предельных нагрузок помогает оценить

уровень способности спортсмена развивать и поддерживать максимальное

усилие. Существуют три варианта таких исследований.

В первом случае регистрируют физиологические изменения при выпол-

нении упражнения непосредственно во время соревнований или в условиях,

близких к ним. Этот вариант дает наиболее полное представление о потенци-

альных возможностях организма. Вместе с тем он сложен организационно и

технически и в известной мере отвлекает спортсмена от основной деятельно-

сти, т.е. от соревнований, и тем самым может явиться помехой к достижению

важного результата.

Можно регистрировать физиологические изменения при развитии мак-

симального усилия спортсменов в лабораторных условиях, что позволяет вы-

явить способность к предельной мобилизации физиологических возможно-

стей организма.

И наконец, третий вариант – регистрируют физиологические изменения,

возникающие в организме человека при работе заданной мощности, длящей-

ся неограниченное время. Сигналом к прекращению работы служит прогрес-

сирующее снижение мощности выполняемой работы или скорость передви-

Физиологические изменения у тренированных людей при выполнении

предельной работы значительно больше, чем у нетренированных. Это объяс-

няется тем, что они выполняют значительно большую мощность работу, тре-

бующую большого расхода энергии. Величина почти всех физиологических

изменений – минутное потребление кислорода, легочная вентиляция, частота

сердечных сокращений, уровень артериального давления, систолический и

минутный объемы крови – у тренированных больше, чем у нетренированных.

Предельная работа характеризуется, как правило, высокой интенсивно-

стью аэробных реакций. Несмотря на значительное повышение уровня почти

всех вегетативных функций, обеспечивающих выполнение работы, возникает

кислородный долг, достигающий 25 л. В результате в организме накаплива-

ются продукты анаэробного распада, возникает ацидотический сдвиг. У тре-

нированных спортсменов концентрация молочной кислоты в крови может

достигать 300 мг%, что вызывает изменение внутренней среды.

Следовательно, признаком тренированности является и способность ор-

ганизма к предельной работе в условиях резко измененной внутренней сре-

Понятие о специфичности состояния тренированности. При оценке

уровня тренированности следует учитывать направленность тренировочного

процесса. Это обусловлено тем, что конкретная направленность тренировоч-ного процесса оказывает такое же конкретное влияние и на характер морфо-

логических и функциональных изменений в организме спортсмена. В связи с

этим рост спортивных результатов в избранном виде спорта не всегда сопро-

вождается повышением функционального уровня всех систем организма.

Условия тренировочного процесса – вид и характер работы, режим дея-

тельности мышц, возможность обеспечения кислородом (аэробные или ана-

эробные условия работы) – вызывают формирование в организме специфиче-

ской функциональной системы, направленной на достижение высокого ре-

зультата в конкретном виде спорта. При этом органы, не участвующие в этой

системе, могут функционировать на низком уровне. Это явление представля-

ет своеобразную плату за приспособление к определенной работе («цена

адаптации»).

В каждом виде спорта главным являются специфические для него требо-

вания. Например, для прыгуна в высоту является техническая подготовка.

Для бегуна-стайера главную роль играет состояние систем, обеспечивающих

транспорт кислорода, аэробную и анаэробную мощность организма.

Изменение функций организма под влиянием тренировочного процесса

оптимально лишь для данного вида спорта. Так, например, при стандартной

физической нагрузке минутный объем дыхания (МОД) оказался больше у тех

спортсменов, тренировочный процесс которых был направлен на развитие

преимущественно силы (47 л) и скорости (37 л). У спортсменов, тренирую-

щихся на выносливость, он оказался самым маленьким – 29 л. Это свидетель-

ствует о повышении эффективности функций в процессе тренировок.

14. Физиологические механизмы развития тренированности. Генетиче-

ские основы тренируемости. Тренированность и спортивная форма

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический про-

цесс, направленный как на повышение общей работоспособности организма,

так и на улучшение спортивных результатов в избранном виде спорта.

В результате тренировки в организме возникает эффект тренированно-

сти, характеризующий уровень специальной работоспособности спортсмена.

Уровень специальной работоспособности называется спортивной формой.

Тренировочный процесс должен отвечать следующим требованиям: быть не-

прерывным, разносторонним, направленным на повышение специальной ра-

ботоспособности. В тренировочном процессе можно выделить три периода,

каждый из которых имеет свою цель и соответствующее ей содержание. Раз-

личают подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период состоит из двух этапов и длится от 3 до 4 ме-

сяцев. Целью первого этапа подготовительного периода является общая фи-

зическая подготовка, второго – развитие специальных двигательных навыков

и физических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в

конкретном виде спорта.

Соревновательный период продолжается 4-5 месяцев. В это время

спортсмен принимает участие в основных соревнованиях года. Целью при

этом является сохранение и некоторое повышение уровня тренированности.

Переходный период длится от 4 до 6 недель. В этот период тренировоч-

ные нагрузки уменьшаются и уровень тренированности постепенно снижает-

ся. Спортсменам предоставляется отдых.

15.Понятие об адаптации к различным факторам среды.

Организм спортсмена должен приспосабливаться к физ нагр в относительно короткое время

Приспособительные изменения: в здоровом орг бывает 2 видов)

1) Изм в привычной зоне кколебания фактора среды, когда система функционирует в обычном составе (обычные физ реакции)

2) Изменение при действии чрезмерных (непривычных акторов с вкл в функционирующею систему доп эл-ов и механизмов (адаптационные сдвиги)

  • 2.3.1. Кровеносная система
  • 2.3.2. Сердечно-сосудистая система
  • 2.3.3. Дыхательная система
  • 2.3.4. Системы пищеварения и выделения
  • 2.3.5. Нервная система
  • 2.3.6. Эндокринная система
  • Тема 2. Социально-биологические основы
  • 2.4.Организм человека как единая саморазвивающаяся
  • 2.5. Внешняя среда – природные и социально-экологические
  • 2.6. Биологические ритмы и работоспособность
  • 2.7. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное
  • 2.8. Средства физической культуры в совершенствовании
  • 2.8.1. Физиологические механизмы и закономерности
  • 2.9. Двигательная функция и повышение уровня адаптации
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента,
  • 3.1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
  • 3.2. Функциональные возможности проявления здоровья человека
  • 3.3. Влияние образа жизни на здоровье
  • 3.3.1. Факторы риска и здоровье
  • 3.4. Направленность поведения человека на обеспечение
  • 3.4.2. Индивидуально-психологические особенности личности
  • 3.5. Содержательные особенности составляющих
  • 3.5.1. Режим труда и отдыха
  • 3.5.2. Сон и профилактика его нарушений
  • 3.5.3. Личная гигиена и закаливание
  • 3.5.4. Культура сексуального поведения
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного
  • 4.1. Объективные и субъективные факторы обучения
  • 4.2. Типичные особенности жизнедеятельности студентов
  • 4.3. Работоспособность и ее общие закономерности
  • 4.4. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления
  • 4.5. Формы и методы психорегуляции в учебной и спортивной
  • 4.6. Особенности рационального использования малых форм
  • 4.7. Средства физической культуры в регулировании
  • 4.7.1. Понятие о релаксации и аутотренинге
  • 4.7.2. Оперативная тонизация
  • 4.8. Роль оздоровительно-спортивного лагеря
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
  • 5.2. Специальная физическая подготовка
  • 5.2.1. Спортивная подготовка
  • 5.2.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как
  • 5.3. Интенсивность физических нагрузок
  • 5.4. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
  • 5.5. Значение мышечной релаксации (расслабления)
  • 5.6. Коррекция физического развития телосложения, двигательной
  • 5.7. Формы занятий физическими упражнениями
  • 5.8. Построение и структура учебно-тренировочного занятия
  • 5.9. Общая и моторная плотность занятия
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
  • 5.10. Методические принципы физического воспитания
  • 5.11. Средства и методы физического воспитания
  • 5.11.1. Средства физического воспитания
  • 5.11.2. Методы физического воспитания
  • 5.12. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
  • 5.14. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных
  • 6.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на организм, здоровье и работоспособность
  • 6.2. Формирование мотивов и организация
  • 6.2.1. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 6.3. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений
  • 6.4. Возрастные особенности самостоятельных занятий для женщин
  • 6.5. Гигиена самостоятельных занятий:
  • 6.6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта
  • 7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие
  • 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений
  • 7.3. Спортивная классификация
  • 7.4. Национальные виды спорта
  • 7.5. Студенческий спорт
  • 7.6. Специальные зачетные требования и нормативы.
  • 7.7. Спортивные соревнования
  • 7.8. Нетрадиционные виды спорта
  • 7.9. Мотивы индивидуального выбора студентом
  • 7.10. Характеристика основных групп видов спорта, развивающих
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом
  • 8.1. Краткая историческая справка о видах спорта
  • 8.1.1. Волейбол
  • 8.1.2. Баскетбол
  • 8.1.3. Футбол
  • 8.1.4. Плавание
  • 8.1.5. Лыжный спорт
  • 8.1.6. Легкая атлетика
  • 8.1.7. Борьба
  • 8.1.8. Пауэрлифтинг
  • 8.1.9. Аэробика
  • 8.2. Влияние различных видов спорта на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности
  • 8.3. Определение целей и задач спортивной подготовки.
  • 8.4. Основные пути достижения необходимой структуры
  • 8.5. Специальные зачетные требования и нормативы
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Врачебно-педагогические исследования
  • 9.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям
  • 9.2. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле
  • 9.2.2. Метод стандартов
  • 9.2.3. Метод корреляции
  • 9.2.4. Метод монограмм
  • 9.2.5. Метод индексов
  • 9.3. Исследование функционального состояния организма
  • 9.4. Исследование функции дыхания
  • 9.5. Исследование нервной системы
  • 9.6. Объективные и субъективные показатели самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
  • 10.1. Краткая историческая справка
  • 10.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях
  • 10.3. Понятие ппфп, ее место в системе физического
  • 10.4. Основные факторы, определяющие содержание ппфп
  • 10.5. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ппфп
  • 10.6. Методика подбора средств ппфп и видов спорта
  • 10.7. Организация, формы и средства ппфп в вузе
  • 10.8. Особенности ппфп студентов на учебных занятиях
  • 10.9. Система контроля ппфп студентов
  • 12 Минутный тест ходьбы и бега (по к. Куперу)
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Физическая культура в производственной
  • 11.1. Производственная физическая культура (пфк)
  • 11.2. Методические основы пфк
  • 11.2.1. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм,
  • 11.2.2. Производственная физическая культура в рабочее время
  • 11.2.3. Методика составления комплексов в различных видах
  • 11.2.4. Профилактические комплексы физических упражнений для работников умственного труда и студентов технического вуза
  • 11.3. Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время
  • 11.3.1. Утренняя гигиеническая гимнастика (угг)
  • 11.3.2. Утренние специально направленные занятия физическими
  • 11.3.3. Попутная тренировка
  • 11.3.4. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха
  • 11.4. Использование дополнительных средств повышения
  • 11.5. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
  • 11.6. Влияние индивидуальных особенностей,
  • 11.7. Роль личности руководителя во внедрении физической
  • Список рекомендуемой литературы
  • Оглавление
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий
  • Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта или системы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта
  • Тема 9. Врачебно-педагогические исследования и самоконтроль
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
  • Тема 11. Физическая культура в производственной деятельности
  • 5.9. Общая и моторная плотность занятия

    Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирова­ния в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

    Общая плотность – отношение педагогически оправданного вре­мени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправдан­ное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и обору­дования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физичес­ких упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

    К неоправданным затратам времени относятся задержки начала за­нятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерацио­нальная трата времени из-за нарушения дисциплины.

    При проведении учебно-тренировочного занятия следует стре­миться к стопроцентной общей плотности.

    Моторная плотность – отношение времени, затраченного непо­средственно на выполнение физических упражнений, ко всей продол­жительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10–15 до 79–90 %. Рациональная моторная плотность и дозирование учеб­но-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировоч­ных заданий.

    Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стои­мость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физичес­кой нагрузки занимающегося.

    Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка

    В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (часть 2)

    Чтобы понять основные положения общей фи­зической, специальной и спортивной подготовки, необходимо хотя бы кратко познакомиться с принципами и методами физического вос­питания, с основами обучения движениям и развития физических (двигательных) качеств, а также психических качеств, черт и свойств личности, которые могут формироваться в процессе физического воспитания.

    5.10. Методические принципы физического воспитания

    Методические принципы физического воспитания совпа­дают с общедидактическими, и это оправданно, так как физическое воспи­тание – один из видов педагогического процесса и на него распростра­няются общие принципы педагогики:

      сознательность и активность;

      наглядность;

      доступность;

      систематичность;

      динамичность.

    Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполня­ются содержанием, отражающим специфику процесса.

    Принцип сознательности и активности

    Этот принцип предусматривает формирова­ние осмысленного отношения и устойчиво­го интереса к занятиям физическими уп­ражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оцен­ку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сфор­мулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнения­ми и развился устойчивый интерес к ним. Студентам следует пояс­нить, что путь к физическому совершенству – большой напряженный труд, где неизбежны утомительные, нередко однообразные упражне­ния и скучные задания, преодоление определенных индивидуальных трудностей.

    Принцип наглядности

    Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тре­нировочного занятия главное – создать пра­вильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

    Непосредственная наглядность – это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выраже­ниями.

    В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» вклю­чает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

    Принцип доступности

    Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также инди­видуальные различия в физических и пси­хических способностях занимающихся.

    Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-трениро­вочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, ко­торые могут быть успешно преодолены. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

    Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачеб­ного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотре­но тестирование студентов в основных упражнениях, характеризую­щих их физическую подготовленность: и скоростно-силовых упражне­ниях, в упражнениях «на выносливость» и силу основных мышечных групп.

    Таким образом, принцип доступности в практике физического вос­питания студентов предусматривает определение посильного упраж­нения, задания, оптимальных методических условий для их реализа­ции.

    В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности. Поэтому чаше всего всей группе даются задания усредненной сложности, до­ступные «средней части» студентов.

    Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занима­ющегося при определении учебно-тренировочного задания. Его чаще применяют в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником на учебно-тренировочных занятиях почти ежедневно в течение ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном заня­тии – 1–8 чел. (за исключением некоторых спортивных игр).

    В практике работы по физический культуре преподаватель исполь­зует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные до­ступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных занятий во внеурочное время.

    Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся; что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответ­ствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

    Принцип систематич­ности

    Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

    Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по фи­зической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематич­ности объясняется программное требование по дисциплине «Физи­ческая культура» – регулярное посещение всех занятий, предусмот­ренных учебным расписанием.

    Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последователь­ность в освоении учебного материала.

    Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

    Многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто воз­мещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновле­ния белковых структур создается основа отставленного эффекта вы­полненной работы.

    Данное положение и раскрывает суть совершенст­вования функциональных систем организма (повышение тренирован­ности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправлен­ных учебных занятий-тренировок (рис. 1)

    Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным заня­тием последует слишком большой перерыв, то указанный аффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформирован­ные умения и навыки сохраняются в течение более длительного вре­мени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важ­ность принципа систематичности и одной из его сторон – непрерыв­ности учебно-тренировочного процесса.

    Рис. 1. Изменение уровня работоспособности под влиянием повторных

    физичес­ких нагрузок в тренировочном цикле (по Н.Г. Озолину)

    Повторяемость и вариативность в применении различных упраж­нений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

    Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в боль­шей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфи­ческими закономерностями приобретения и закрепления умений и на­выков, совершенствования форм и функции организма.

    Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снизит психологические перегруз­ки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

    Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности.

    Принцип динамичности

    Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в по­становке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регуляр­но обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интен­сивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков – координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

    Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к не­изменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к на­грузкам.

    Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляю­щейся в различных формах (рис. 2).

    Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

    Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

    Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годо­вом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают­ся прямолинейная и ступенчатая динамика.

    Рис. 2. Основные формы динамики нагрузки (сплошная линия – динамика объе­ма недельной нагрузки, пунктирная – динамика интенсивности).