Неграмотность в мире. На земле читать-писать не умеет каждый десятый взрослый человек. Почему неграмотных женщин больше

Раньше я уже анализировал вопрос «отупения» молодежи, которое старики часто связывают с компьютеризацией и влиянием новых технологий на неокрепшие умы. Вы можете почитать . Сегодня, после прочтения одного поста на «Баше», захотелось порассуждать о том, почему в интернете так много людей пишет с ошибками в орфографии.

Безграмотный – не значит глупый

Я никогда не принадлежал к категории людей, прозванной «граммар-наци», не имел привычки придираться к правописанию оппонентов в спорах (так делают лишь те, кому нечего сказать по сути дискуссии). Но, будучи еще зеленым юнцом, я весьма критично воспринимал тех, кто пишет с обилием ошибок. Путаница с «тся/ться», «не/ни», «е/и», слитное написание вместо раздельного и наоборот, а также другие вопиющие ошибки заставляли усомниться в интеллектуальном уровне человека, тем самым ставя его его под сомнение. Но со временем все изменилось.

Жизненный опыт и общение с самыми разными людьми показали, что уровень грамотности в письме слабо коррелирует с умственными способностями. Конечно, если уровень интеллекта человека позволяет даже Форресту Гампу почувствовать себя мудрецом на его фоне, то он наверняка будет писать с кучей ошибок. В этом случае безграмотность действительно является следствием слабых умственных способностей, но не всегда пишущий с ошибками – дурак.

Лишь немногие личности способны симметрично развивать и поддерживать все возможности своего мозга. Большинство людей специализируется на узком круге задач, в которых демонстрирует высокий уровень навыков, но может иметь минимальную компетенцию в непрофильных сферах. Врач, не умеющий устанавливать ОС и не знающий ничего об устройстве видеокарты, как и инженер, не знакомый со строением уха – обычное дело. Ведь это темы, совершенно не касающиеся их деятельности, а потому разбираться в них эти люди не обязаны.

Никто не будет упрекать повара в незнании устройства коробки передач, главное, чтобы он готовил вкусно. Но умение грамотно писать считается базовым и обязательным навыком для всех, поэтому тот же повар может быть подвергнут критике за обилие ошибок. Такая точка зрения имеет право на жизнь, ведь умение четко передавать свои мысли в текстовом виде бывает очень важно. Однако не стоит держать человека за дурака только потому, что он пишет с ошибками. Если он хочет избавиться от этого недостатка – можно попробовать просто тактично указать на ошибки. Если же человек не хочет или не может заниматься «самоликбезом» – придирки бесполезны.

Публично критикуя безграмотность, вы лишь рискуете выставить себя не в лучшем свете. Ведь умников, поучающих других по поводу и без, не любят даже больше, чем дураков. Демонстрируя, что «вокруг все содомиты окаянные, а я французский дворянин», сложно что-то кому-то донести и убедить в значимости своих аргументов. Включая режим «граммар-наци», вы рискуете сами столкнуться с еще большим негодованием общества в ответ.

Почему люди пишут с ошибками

Если безграмотность не является следствием глупости, то стоит разобраться, почему тогда люди пишут с ошибками. А тут все просто: любой навык требует тренировок, и не имеет значения, физическое это умение или интеллектуальное. Гимнаст проявляет чудеса акробатики на турнике, отточив свои действия до автоматизма, а писатель или секретарь точно так же «на автомате» строчит тексты десятью пальцами, не глядя на клавиатуру. Маловероятно, что человек, впервые взявший в руки мяч, с первой же попытки сможет чеканить его на ноге 10, 50 или 100 раз. То же самое касается и грамотного письма.

Для того, чтобы писать без ошибок, нужно сначала усвоить много текстов, написанных литературным языком. Но, как известно: «чукча не читатель – чукча писатель». Азбуку в начальной школе изучают все, но много книг читают единицы. Даже учебники «от корки до корки» почти никто не штудирует, не говоря уже о чтении классики для саморазвития. Наоборот, злая училка и принуждение заставляют некоторых людей возненавидеть произведения, занимающие больше пары-тройки страниц, порождая отвращение к чтению длинных опусов.

Если не читать много книг – правильное написание слов и словосочетаний не засядет в мозге, закрепившись «на уровне прошивки». А без этого, для написания грамотных сообщений придется вспоминать правила орфографии, тем самым тратя умственные ресурсы не только на содержание, но и форму месседжа. Это сложно, это отвлекает от темы разговора, да и сами правила нужно твердо помнить.

Так как человек – существо, которое всегда ищет способы преодоления или избежания трудностей (без этого мы бы до сих пор сидели на деревьях, виляя хвостиками), большинство попросту не заморачивается с правописанием. Ученый, инженер или врач, который читает других и пишет сам, в процессе работы наверняка освоит грамотное письмо, вне зависимости от степени заинтересованности в этом. А вот специалист, который мало сталкивается с текстами, может допускать кучу ошибок в письме, даже будучи высококлассным профи.

Почему безграмотность так распространена в интернете и что делать

Чтобы ответить на вопрос почему так много людей в интернете пишет с ошибками, нужно опустить в нем последние три слова. Ведь корень данной проблемы в том, что интернет, который еще лет 20 назад был доступен малой аудитории, превратился в массовое и жизненно важное благо цивилизации. Если на рубеже веков основная аудитория сети состояла из IT-специалистов, творческих личностей и высокообразованных «технарей», то сейчас в интернете сидят почти все: от седого профессора и крупного бизнесмена до дворника, ученика ПТУ или школьника-второклассника.

Люди, которые думают, что проблема безграмотности сейчас выражена немного сильнее, чем в годы их молодости, не учитывают произошедших перемен. В советские годы из доступных способов общения были только личные разговоры, телефон и почта. Общаясь с другим человеком устно, невозможно оценить уровень его грамотности, письма могли читать только те, кому они адресованы, а пометки на полях газеты, журнала или книги видел лишь владелец этого печатного издания. Кроме того, те, кто не силен в письменных делах, никаких пометок нигде не делали, а письма близким писали редко.

В наше время все изменилось. Сейчас любой может за день оставить сотню комментариев на разных ресурсах, поддерживать дискуссии в соцсетях и на тематических порталах, тем самым демонстрируя свою безграмотность всем и сохраняя ее доказательства. Из-за этого у стороннего наблюдателя может складываться впечатление, что все плохо, народ глупеет, уровень образованности падает, и вообще, «раньше было лучше». Но это впечатление ошибочное, то, что люди пишут с ошибками – говорит лишь о том, что люди пишут с ошибками, но никак не отражает каких-то временных тенденций.

Безграмотность – это нехорошо, но ничего ужасного в этом нет. Плохо, когда врач не может отличить гастрит от пищевого отравления, плохо, если автомеханик не понимает, чем метрическая резьба отличается от дюймовой, или если сварщик не знает, почему нельзя резать баллон из-под пропана, предварительно не залив его водой для вытеснения остатков газа. Это все – признаки вопиющего непрофессионализма, явно указывающие, что человек находится не на своем месте. А вот письмо с ошибками указывает лишь на то, что человек не умеет грамотно писать.

Безграмотность можно воспринимать по-разному, можно критиковать ее, а можно закрывать глаза. Но если человек не умеет и не хочет учиться – вы ничего не измените. Если речь идет не об ученом, писателе или блогере, который по роду занятий обязан писать без ошибок, не стоит слишком критично воспринимать это. Современному человеку по жизни приходится знать очень много, а потому в наше время умение хорошо писать – это фактически профессия, навык, который позволяет заработать на хлеб насущный.

Идя к врачу, вы платите ему за то, чтобы он помог одолеть болезнь, а не выслушивать лекции по анатомии, физиологии и фармакологии. Вот и в случае с ошибками не стоит слишком остро воспринимать их, если автор не специалист в области письма. Если текст содержит ошибки орфографии, пунктуации или грамматики, но суть его весьма точна – лучше относиться к ошибкам спокойнее. Ну а если от безграмотности страдаете вы – стоит попытаться избавиться от этого недостатка, ведь совершенству нет предела, а возможности человека шире, чем может казаться.

А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813 - 1913)
Статистические очерки

ГЛАВА 11

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ В XIX И НАЧАЛЕ XX вв

Настоящая глава ставит своей задачей систематизацию и анализ основных статистических данных о грамотности населения в дореволюционной России по материалам за 1880-1914 гг.

Развивающиеся капиталистическая промышленность и сель­ское хозяйство предъявляли требования на грамотного работ­ника. Поэтому в послереформенный период можно отметить неко­торый рост образовательного уровня населения, хотя в общем он продолжал оставаться весьма низким.

Для более конкретного представления о культурной револю­ции, происшедшей в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, весьма важно сопоставить совре­менное состояние народного образования с уровнем его в цар­ской России. Известна исключительная необеспеченность населе­ния царской России школами. В. И. Ленин в статье «К вопросу о политике министерства народного просвещения» на основании анализа официальных данных за 1908 г. писал: «Итак, детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти, впятеро меньше! Это значит, что около четырех пятых детей и под­ростков в России лишено народного образования!!

Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков, захвативших десятки и де­сятки миллионов десятин земли, захвативших и государственную власть » .

В царской России основная масса населения оставалась не­грамотной, а среди лиц со школьной подготовкой резко преобла­дали получившие лишь начальное образование. Учитывая это явление, основное внимание в исследовании мы сосредоточиваем на характеристике начального образования в стране.

Следует отметить, что по рассматриваемому вопросу мы не располагали сплошными сопоставимыми динамическими показа­телями за длительный период.

Соответствующие исчисления были нами произведены по материалам правительственной, земской и городской статистики народного образования. В дальнейшем изложении указаны де­фекты правительственной статистики народного образования. На­ряду с данными текущей статистики важнейшими источниками оказались также материалы специально проведенных переписей и обследований народного образования. В частности, для харак­теристики состояния начального образования в России за пре i-революционный период ценными оказались материалы переписи начальных школ, произведенной в 1911 г. под руководством ста­тистика В. И. Покровского.

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

В этой главе сгруппированы основные показатели, характери­зующие развитие грамотности населения России с 60-х годов XIX в. до 1913 г. Так как в течение всего рассматриваемого периода наблюдаются весьма значительные различия в грамотности город­ского и сельского населения, то мы считаем целесообразным при­вести раздельно соответствующие показатели.

Обратимся к основным показателям грамотности сельского населения, количество которых в пореформенный период до на­чала 80-х годов было ограничено. Данные о грамотности населе­ния за период 1880-1913 гг. имеются по значительному числу губерний. Для 60 и 70-х годов, помимо весьма подробных данных о грамотности сельского населения Костромской и Московской губерний, заслуживают внимания также и показатели по Воло­годскому уезду, Области Войска Донского, Псковской, Вятской и Харьковской губерниям.

Таблица 236

В 1867 г. в Костромской губернии, в которой уже в течение многих лет были значительно распространены разнообразные от­хожие промыслы, грамотных среди сельского населения было 8,6%, в том числе среди мужчин-16,2% и среди женщин - 2,0%.

Следует отметить, что по отдельным уездам процент грамот­ных среди сельского населения был различен. Так, среди муж­ского населения Чухломского уезда грамотные составили 33,9%, Костромского - 23,1% и Солигаличского-23,1%. В то же время в Макарьевском уезде было всего 9,9% грамотных, в Варнавинском - 9,2% и Ветлужском - 4,8%. Еще более значительны различия в показателях грамотности были в отдельных воло­стях. В частности, в 1867 г. не было грамотных женщин в населе­нии 15 волостей уездов Нерехтского, Юрьевецкого, Макарьевского и Ветлужского. В текстовом обзоре материалов переписи 1867 г. В. Пирогов писал: «Как общий вывод, может быть принято заключение, что грамотность в Костромской губернии наиболее распространена в настоящее время в местностях с промышленным отхожим населением и промышленно-торговыми центрами» .

Обратимся ко второму источнику массовых статистических данных о грамотности сельского населения - материалам по­дворной переписи 1869 г. по Московской губернии .

Таблица 237

Грамотность сельского населения Московской губернии в 1869 г. по полу

В среднем по Московской губернии грамотных среди кресть­янского населения в 1869 г. было 7,5%, т. е. меньше, чем в Кост­ромской губернии. Различия в показателях грамотности по от­дельным уездам были весьма значительны: 11,5% -в Коломен­ском, 10,3% - в Богородском, по 4,1% -в Верейском и Рузском уездах. Среди женского сельского населения Московской губернии грамотных было лишь 1,8%, а в некоторых уездах и того меньше: в Можайском - 0,5%, Рузском - 0,4%, т. е. на 200-250 женщин приходилась лишь одна грамотная.

Несмотря на существенное значение первых массовых стати­стических данных о грамотности сельского населения Костром­ской и Московской губерний, эти показатели не могут быть при­няты как типичные для характеристики грамотности всего сель­ского населения России. Обе эти губернии были промышленными, и показатели грамотности в них в значительной степени превы­шали соответствующие средние данные по всей России. В част­ности, укажем, что по данным за 1867-1868 гг. грамотных среди принятых рекрутов было в среднем по России 9-10%, в Костромской губернии - 20,6%, в Московской - 19,1%.

В Вологодском уезде, по сведениям земской управы, в 1872- 1873 гг. среди мужского населения грамотные составляли 18,2%, среди женского - 0,7%, среди же всего населения.- 9,5% .

По материалам переписи населения Области Войска Донского в 1873 г. составлена следующая таблица о грамотности насе­ления:

Таблица 238

Грамотность населения Области Войска Донского в 1873 г.

Так как численность городского населения в этой области была незначительной, то в общем можно признать, что грамот­ность сельского населения была близка к этим показателям.

На еще более низком уровне находилась грамотность сель­ского населения некоторых-других губерний. В Псковской губер­нии по данным М. Семевского в 1863 г. среди 601,7 тыс. государственных и временно обязанных крестьян оказалось всего 10,5 тыс. грамотных и учащихся, т. е. 1,7%. Значительно ниже этого среднего показателя был процент грамотных среди времен­нообязанных.

М.Семевский писал, что в Псковской губернии «число гра­мотных казенных крестьян особенно должно показаться ничтож­ным, если мы заметим, что едва 1/3 из этого числа могут быть названы людьми вполне грамотными, остальные же знают молитвы, читают печать церковную, не все читают гражданскую, например, воспитанники и воспитанницы частных старообрядческих школ не читают ее, а только немногие способны разо­брать писанное, а еще реже сами написать письмо. О печальном состоянии грамотности в среде казенных крестьян можно судить и из того, что в числе 30 волостных голов и 2-х сельских старост только 13 могут подписать свое имя»

В отношении Вятской губернии мы располагаем интересными сведениями о числе грамотных среди вступивших в брак за 1870-1872гг. На основании так называемых «обыскных книг», в которых расписывались грамотные при вступлении в брак, С.Нурминским были составлены соответствующие ведомости по всем приходам Вятской губернии. По итоговым данным для сель­ского населения Вятской губернии в среднем за 1870-1872 г. грамотных среди в ступивших в брак оказалось 4,59%, в том числе среди мужчин-8,40%, женщин-0,78%. Но и эти показатели, несомненно,были выше средних показателей грамотности для всего населения Вятской губернии, так как относились к молодым возрастным группам!.

Г.Данилевский писал, что к 1января 1864 г. в Харьковской губернии на 1300 тыс. крестьян было 285 народных школ; всего учащихся в этих 285 школах 2790 человек обоего пола, следовательно, в губернии приходится 1 учащийся на 133 человека крестьянского сословия. И далее он приводил следующие свои примерные подсчеты о грамотности крестьянского населения, основанные на посещениях им до ста сел и деревень Харьковской губернии: «Оказывается, что где бы я ни был, на расспросы мои волостных правлениях палатских и бывших помещичьих крестьян, а также в штабах и канцеляриях южных поселений, мне отвечали, что действительно средним числом на сто душ крестьян каждого посещенного мною селения или волости грамотных, взрослых и малолеток, приходится в настоящее время не более 2- х и редко-редко 3 человека. Есть в действительности села и волости, особенно помещичьи и бывшие военные, где на 300 душ и более жителей нет ни одного грамотного» .

О грамотности сельского населения Симбирской губернии в середине 60-х годов М. Суперанский писал: «В общем грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любви к книгам, которые при том было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» .

Представляется возможным утверждать, что грамотные среди сельского населения России во второй половине 60-х годов со­ставляли примерно 5-6%; грамотность сельского населения от­дельных губерний за рассматриваемые годы была весьма раз­лична.

В статье «Суеверие и правила логики» , опубликованной в 1859 г., Н. Г. Чернышевский отмечал: «По самым щедрым рас­четам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Рус­ской империи, людей, умеющих читать, набирается до 5 миллио­нов. Но эта цифра, по всей, вероятности, слишком велика. Боль­шинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберется половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей еще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибемся, положив число грамотных людей в России, не превышающим 4 миллионов».

Таким образом, по этим «самым щедрым расчетам» число грамотных составило около 6% общей численности населения России.

Сельское население составляло преобладающую массу насе­ления России (по данным 1897 г.- 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения являлся и определяющим для общей грамотности всего населения страны.

Для характеристики изменений в грамотности сельского насе­ления, начиная с 80-х годов, мы располагаем уже массовыми данными по трем периодам, а именно: для первой половины 80-х годов (материалы подворных переписей), для 1897 г. (сплошные материалы первой всеобщей переписи населения) и 1910-1913 гг. (материалы подворных переписей населения ряда губерний).

Относительно уровня грамотности сельского населения России в первой половине 80-х годов можно судить по материалам двух сводных работ Н. Бычкова и Н. А. Благовещенского.

Таблица 240

Грамотность крестьянского населения по уездам Московской губернии в 1883 г.

Уезды

Процент грамотных и учащихся к населению

мужчин

женщин

обоего пола

Коломенский.

Сериуховский.

Бронницкий.

Московский.

Клинский.

Подольский.

Богородский.

Волоколамский.

Звенигородский.

Рузский.

Дмитровский.

Верейский.

Можайский.

Следует отметить, что в 42% крестьянских дворов Москов­ской губернии в 1883 г. не было ни грамотных, ни учащихся; среди сельских старост грамотных оказалось лишь 58,6%.

Приведем некоторые данные об отдельных губерниях, где грамотность сельского населения отставала от средней. В Кур­ской губернии по материалам подворной переписи первой поло­вины 80-х годов на 1000 крестьян обоего пола приходилось 47 грамотных (считая полуграмотных) и 15 учащихся. «Во всей губернии, - писал И. Вернер, - на 1000 семей приходится 222 семьи с грамотными членами и 773 семей, в которых нет ни одного грамотного. Подворная перепись обнаружила 823 общины, в ко­торых нет ни одного грамотного. Число грамотных мужчин го­раздо больше числа грамотных женщин: на 100 грамотных обоего пола приходится 96 мужчин и 4 женщины. Из 1000 учащихся - 970 мальчиков и 30 девочек».

Для характеристики грамотности крестьянского населения в начале 80-х годов представляют значительный интерес также расчеты В. В. Покровского в отношении крестьянского населения Тверской губернии, где были весьма развиты отхожие промыслы и где грамотность населения была более высокой по сравнению с другими губерниями.

«Все же громадное большинство крестьянского населения Тверской губернии до сих пор остается безграмотным, что легко можно видеть из следующего расчета: крестьян в Тверской гу­бернии, кроме детей до семилетнего возраста, 1 200 000; из них учится в школах 35 000, кроме того выучившихся грамоте, в шко­лах и дома, по сведениям 1881 г.- 115 500; следовательно, об­щее число грамотных и учащихся лишь немного превышает 150 000, неграмотных же и неучащихся в школах оказывается около 1 050 000 человек. Если допустить, что кроме 35 000 уча­щихся, о которых имеются сведения, еще столько же учится дома (предположение весьма преувеличенное), то и в таком случае число неучащихся, неучившихся и безграмотных крестьян Твер­ской губернии более миллиона»

Обратимся теперь к основным показателям грамотности сель­ского населения по полу и возрасту за 1897 г.

Таблица 241

Возрастные группы (в годах)

Общая числен­ность (в тыс.)

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте:

60 и старше

Эти показатели исчислены по материалам разработки данных первой всеобщей переписи населения и относятся свыше чем к 108,8 млн. сельского населения. Грамотные составляли 17,4% всего сельского населения России. Процент грамотных среди женщин был в 2,6 раза ниже, чем среди мужчин (грамотных муж­чин 25,2%, женщин - 9,8%). Показатели грамотности для от­дельных возрастных групп также в значительной степени раз­личны. Так, среди населения в возрасте 10-19 лет (29,1%) и 20-29 лет (25,9%) грамотных было примерно в два раза больше, чем в возрасте 50-59 лет и 60 лет и старше.

При очень низком среднем проценте грамотных среди женщин в сельских местностях (9,8%) различия этого показателя по от­дельным губерниям были в 1897 г. весьма значительными. Так, среди сельского женского населения Ярославской губернии гра­мотных было 21,6%, Московской-14,4%, Воронежской - 4,4 %, Курской - 4,3 %, Орловской - 3,9 %, Пензенской - 4,3%, Полтавской - 4,1% и Харьковской - 4,0%, а в сельских местностях большинства губерний Средней Азии грамотных на­считывалось менее 1 %.

Для третьего периода (1910--1913 гг.) мы располагаем мате­риалами подворных переписей, а также специального обследова­ния по Олонецкой губернии. Эти данные о грамотности сельского населения относятся к населению с общей численностью около 11 млн. чел.

Таблица 242

Губернии

Число уездов

Период обследо­вания (годы)

Грамотные, полуграмотные и учащиеся (в процентах к численности населения)

мужчин

женщин

обоего пола

Московская.

4 (час­тично)

Тверская.

Олонецкая.

Тульская.

Харьковская.

Полтавская.

Вологодская.

Новгородская.

Калужская.

Самарская.

Симбирская.

Пензенская.

В среднем по указанным губерниям за период 1908-1913 гг. грамотных было 24-25% общей численности сельского населе­ния, причем по отдельным губерниям этот показатель колебался от 14,8% (Пензенская) до 41,7% (Московская).

Расхождение в показателях грамотности среди мужчин и жен­щин к 1908-1913 гг. несколько уменьшилось, но для сельского населения оно продолжало оставаться исключительно большим: в среднем по рассматриваемой группе губерний грамотных насчитывалось среди мужчин 38%, а среди женщин - в четыре раза меньше - 9%. Таким образом, 9/10 женщин в сельских местностях России в 1908-1913 гг. были неграмотны. Особенно резко выделяются в этом отношении Вологодская, Симбирская и Пензенская губернии, где процент грамотных среди женщин в 1910-1912 гг. был примерно в семь раз меньше, чем среди мужчин.

Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX в. по 1908- 1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25%, все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным.

Изменения в грамотности городского населения России за Пореформенную эпоху представляется возможным проследить на ряде материалов по различным годам и периодам.

На основании материалов переписей городского населения, произведенных в отдельных городах за 1863-1879 гг., нами со­ставлена сводная таблица о грамотности населения ряда го­родов.

Таблица 243

Города

Годы переписи

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Петербург.

Новочеркасск

Харьков.

Новгород.

Города Костром­ской губернии

Екатеринбург.

Николаев.

Ядрино Казанской губернии.

В приведенной таблице представлены города, в которых гра­мотность населения была относительно более высокой.

Колебания процента грамотных среди населения отдельных городов оказались довольно значительными. Сравнительно высо­кие показатели грамотности можно отметить в Петербурге, Мо­скве и Киеве. В среднем же по России на основании приведенных показателей можно считать, что в первой половине 1870-х годов грамотные составляли лишь несколько более трети всего город­ского населения.

Обратимся к сплошным данным о грамотности всего город­ского населения по материалам переписи 1897 г.

Таблица 244

Возрастные группы (в годах)

Общая численность населения в тыс.

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

.мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте: менее 10.

60 и старше.

Расхождение показателей грамотности мужчин (54,0%) и женщин (35,6%) в городах менее значительно, чем среди сель­ского населения. Сравнительно более высокий процент грамот­ности как у мужчин, так и у женщин наблюдается в возрастных группах 10-19 и 20-29лет.

Если сопоставить эти данные с данными за период первой половины 70-х годов, то мы увидим, что за 25 лет рост грамотности оказался небольшим. При этом необходимо учесть тот существенный факт, что за рассматриваемые годы в России про­исходил значительный рост городского населения, главным образом, за счет выходцев из сельских местностей, т.е. людей со сравнительно низким уровнем грамотности. Это обстоятельство сказывалось на показателях общего уровня грамотности в городах.

За последующие годы, после проведения переписи 1897г., отсутствуют сплошные данные о грамотности городского населения, а имеются лишь материалы переписей населения отдельных городов. Чтобы попытаться ответить на вопрос, какова же была грамотность населения в 1910-1913 гг. приходится сгруппировать имеющиеся данные в отношении отдельных городов и про­следить, какие произошли изменения по этим городам по сравнению с 1897 г. К сожалению, таких городов оказалось немного. Соответствующее сопоставление произведено в приводимой ниже таблице

Таблица 245

Города

Годы переписей

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Петербург

Наряду с Петербургом и Москвой, в которых грамотность населения являлась относительно высокой, в таблице представ­лены только Баку, Харьков и Воронеж. Таким образом, эти дан­ные не могут считаться достаточно типичными для характери­стики грамотности всего городского населения в предреволю­ционный период. Но некоторые изменения в грамотности город­ского населения они в общем все же отражают. Грамотность городского населения этих городов с 1897 по 1913 г. увеличилась примерно на 20%.

Дополним приведенные показатели о грамотности городского населения России более подробными данными по отдельным круп­ным городам.

На основании сводных данных, полученных в результате раз­работки материалов ряда переписей населения Москвы, приводим основные показатели изменений грамотности населения Москвы за период 1871--1912 гг.

Таблица 246

Рассмотрим соответствующие показатели по Петербургу.

В статье В. И. Бинштока «Грамотность петроградского населе­ния по переписи 28 августа 1920 г.» приведены данные о гра­мотности населения Петербурга за 1869-1910 гг.

Таблица 247

Из данных таблицы видно, что грамотность женщин в течение всего периода отстает.

На основании материалов переписи 1910 г. нами исчислены следующие показатели грамотности населения:

Таблица 248

Возрастные

группы (в годах)

Процент грамотных

Возрастные

группы (в годах)

Процент грамотных

среди населения в возрасте от 6 лет и старше

муж­чин

жен­щин

обо­его пола

муж­чин

жен­щин

обо­его пола

В среднем.

В том числе в возрасте:

70 и старше

В среднем для всего населения указанных возрастов процент грамотных был равен 75,6, при соответствующих показателях для мужчин - 85,2% и для женщин - 64,3%. Таким образом, даже в 1910 г. около четверти петербургского населения в возрасте старше 6 лет были неграмотны.

Мы располагаем также данными об изменении грамотности среди детского населения Москвы и Петербурга за 1881 - 1910 гг. Приводим соответствующую таблицу, опубликованную П. Быч­ковым.

Таблица 249

Грамотность детского населения Петербурга и Москвы за 1881-1910 гг.

Города и годы переписей

Всего детей в возрасте 8-11 лет (в тыс.)

Из них неграмотных

в тыс.

в процен­тах

Петербург

1881 без пригородов

1897 с пригородами

1900 с пригородами

Как показывает эта таблица, в 1900 г. 22-23% московских и петербургских детей в возрасте 8-11 лет были неграмот­ными.

По весьма существенному вопросу о различиях в грамотности коренного и пришлого населения столиц ограничимся отдельными характерными данными.

Пользуясь материалами переписей населения столиц, произ­веденных в начале XX в., В. Михайловский в статье «Грамотность населения г. Москвы» опубликовал интересные данные о разли­чиях в грамотности коренного и пришлого населения. На основа­нии анализа материалов переписи Москвы 1902 г. он пришел к следующему выводу : «Коренное московское население, родив­шееся в столице и в ней проведшее свою жизнь, отличается весьма высоким уровнем грамотности: в возрасте от 8 лет и старше грамотно более 9/10 коренного мужского населения и более 4/5 женского. Напротив, в пришлом населении грамот­ность развита гораздо слабее; из пришлых мужчин неграмотно более ¼, а среди пришлых женщин наблюдается даже ужасаю­щая безграмотность: 3/5, а в- старших возрастах 3/4 пришлого женского населения не умеют ни читать, ни писать. В общем коэффициент безграмотности пришлого населения. слишком в два с половиной раза выше коэффициента безграмотности корен­ного населения Москвы». Необходимо при этом подчеркнуть, что пришлое население резко преобладало в составе всего населения г. Москвы.

Еще более значительной оказалась разница в количестве не­грамотных среди коренного и пришлого населения в Петербурге по данным переписи 1900 г. .

Таблица 250

Грамотность среди родившихся в Петербурге и пришлого населения в 1900 г.

Процент неграмотных среди пришлого населения Петербурга был примерно в три раза выше, чем среди группы родившихся в Петербурге.

Имеются данные об изменении грамотности населения по г. Харькову.

Таблица 251

Уровень грамотности в Харькове увеличился с 36,9% в 1866 г. до 66,6% в 1912 г., причем показатель грамотности среди жен­ского населения повышался в более интенсивном темпе. Не­смотря на эти различия в темпах, все же в 1912 г. грамотных насчитывалось в Харькове среди мужчин 74,2%, а среди жен­щин-58,6%.

Далее приводим показатели грамотности отдельных групп населения России. При исследовании изменений в состоянии гра­мотности населения существенное значение имеют данные о про­центе грамотных среди принятых на военную службу.

В «Военно-статистическом сборнике» были приведены сведе­ния о грамотности примерно 100 тыс. принятых рекрутов.

Таблица 252

Процент грамотных среди принятых рекрутов по отдельным губерниям в 1867-1868 гг.

В среднем среди принятых рекрутов грамотных в 1867-1869 гг. насчитывалось 9-10% со значительными различиями в проценте грамотных по отдельным губерниям. Очень показательно, что губернии с более развитой промышленностью и значительным отходом на заработки (первая группа в таблице) выделяются сравнительно более высоким процентом грамотных. Во второй же группе губерний процент грамотных колебался в пределах 2,8-4,7.

Мы располагаем сопоставимыми массовыми данными о дина­мике процента грамотных групп среди принятых па военную службу за 40 лет (1874-1913 гг.). Приводим эти данные:

Таблица 253

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Следует оговорить, что эти показатели не являлись характер­ными для динамики грамотности всего населения. Существенное значение их состоит в том, что они в общем отразили изменения в динамике грамотности мужчин в возрасте 20-24 лет. Развитие школьной сети за рассматриваемый период не могло, понятно, значительно повлиять на рост грамотности населения старших возрастных групп. Внешкольным путем приобреталась грамот­ность лишь отдельными группами населения. Необходимо также отметить, что процент грамотных среди общей массы призывав­шихся на службу, очевидно, был ниже, чем среди принятых на военную службу. Так, в работе «Народное образование в Курской губернии» были опубликованы данные за 22 года (1874- 1895 гг.) о числе грамотных как среди призывавшихся, так и среди принятых на военную службу по Курской губернии. Грамотные за этот период составляли среди призывавшихся по этой губер­нии 16,8%, а среди принятых - 25,0%. Следовательно, процент грамотных среди принятых был почти в 1,5 раза выше, чем среди призывавшихся. Столь большое расхождение несколько умень­шилось к 1895 г., составив среди призывавшихся 29,2% грамот­ных, а среди принятых - 37,5%. В общем следует считать, что показатели грамотности среди принятых на военную Службу были примерно в два раза выше показателей грамотности, исчисленных для всего населения.

Данные таблицы показывают, что за 40 лет (1874-1913 гг.) процент грамотных среди принятых на военную службу сильно повысился, но и при этом в 1913 г. около одной трети (32,2%) принятых на военную службу были неграмотными.

Рассмотрим данные о проценте грамотных среди принятых на военную службу по губерниям Европейской России на три даты за период 1874-1883 гг. до 1904 г.

Таблица 254

Грамотность принятых на военную службу по 50 губерниям Европейской России за 1874-1883, 1894 и 1904 гг.

Процент гра­мотных

Губернии

Процент гра­мотных

1874 -1883 гг.

1894 г.

1904 г.

1874-1883 гг.

1894 г.

1904 г.

Лифляндская.

Новгородская

Эстляндская.

Костромская.

Курляндская.

Рязанская.

Ярославская.

Тульская.

Петербургская

Калужская.

Московская.

Архангельская

Тверская.

Олонецкая.

Владимирская.

Смоленская

Нижегородская

Гродненская.

Таврическая.

Воронежская.

Вологодская.

Могилевская.

Область Войска Донского.

Минская.

Вятская.

Харьковская.

Орловская.

Пензенская.

Черниговская.

Витебская.

Астраханская.

Киевская.

Симбирская.

Самарская.

Херсонская.

Казанская.

Полтавская.

Оренбургская

Тамбовская.

Ковенская.

Пермская.

Подольская.

Виленская.

Псковская.

Волынская -.

Екатеринославская.

Бессарабская

Саратовская.

Уфимская.

Колебания в показателях за рассматриваемый период оказа­лись весьма значительными. В общем относительно высокие по­казатели наблюдаются в прибалтийских губерниях, а также в группе более промышленных губерний, в частности в Ярославской, Петербургской, Московской, Тверской и Владимирской. Процент грамотных среди принятых на военную службу отставал от сред­него по стране в группе украинских и восточных губерний.

И в 1904-1913 гг. процент неграмотных среди рассматривае­мой группы все еще продолжал оставаться значительным. Часть неграмотных обучалась грамоте во время службы, причем обуче­ние солдат грамоте стало обязательным лишь с начала XX в. Характерно, что одним из основных мотивов введения обяза­тельного обучения грамоте в армии явилось стремление комплек­товать унтер-офицерский состав из среды темных и наиболее забитых элементов деревни. Это стремление достаточно ярко отражено в «Объяснительной записке к проектам положений об обучении нижних чинов». В записке сказано: «По общим отзывам компетентных практиков дела, надежнейшие и наиболее желатель­ные унтер-офицеры - это бывшие землепашцы, сохранившие еще в себе зачатки семенной дисциплины, постепенно исчезающей уже в городах и фабричных районах. Но так как большинство таких новобранцев, происходящих обыкновенно из глухих уездов, неграмотны, то на помощь, для открытия им дальнейшего служебного движения, должны придти войсковые школы, значе­ние которой окажется тогда громадным»

При общем низком уровне народного образования в царской России наиболее отставали по степени развития народного обра­зования нерусские национальности. Царизм упразднял местную школу, чтобы держать массы в темноте.

Исключительно резкое отставание грамотности необходимо отметить для нерусских национальностей Средней Азии. Так, по данным переписи 1897 г. показатели грамотности для 7,7 млн. населения Средней Азии были следующие :

Таблица 255

Показатели грамотности населения Средней Азии в 1897 г.

В заключение приведем дополнительные данные о грамотности всего населения дореволюционной России. Имеются сплошные показатели грамотности всего населения России лишь по данным первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. По этим показателям можно судить об уровне грамот­ности всего населения России к концу XIX в. Основные показа­тели грамотности всего населения России приведены в следующей таблице :

Таблица 256

Грамотность населения России в 1897 г.

Всего грамотных в стране было в 1897 г. 21,1%. Исключи­тельно резко выступает различие в грамотности мужчин и жен­щин, городского и сельского населения. Так, среди мужчин гра­мотных насчитывалось в 2,3 раза больше, чем среди женщин. Показатели грамотности населения Кавказа, Сибири и особенно Средней Азии в значительной степени отставали от соответствую­щих показателей по Европейской России.

В следующей таблице рассматриваемый показатель по губер­ниям колебался в весьма значительных размерах:

Таблица 257

Грамотность населения Европейской России в 1897 г. по губерниям

Губернии

Процент грамотных

Губернии

Процент грамотных

Эстляндская

Владимирская

Лифляндская

Херсонская

Курляндская

Олонецкая

Петербургская.

Витебская

Ковенская

Тверская

Московская

Костромская

Ярославская.

Саратовская

Гродненская

Архангельская.

Виленская

Новгородская

Таврическая.

Область Войска Донского

Самарская.

Волынская

Нижегородская.

Могилевская

Екатеринославская.

Полтавская

Тульская.

Харьковская

Оренбургская.

Уфимская

Рязанская.

Тамбовская

Калужская.

Воронежская

Пермская.

Вологодская.

Черниговская.

Бессарабская

Киевская.

Симбирская

Казанская.

Астраханская.

Подольская

Орловская.

Пензенская

Смоленская.

Псковская

Так, процент грамотных в первых трех губерниях (70-78%) почти в пять раз превышал процент грамотных в четырех послед­них губерниях (14,6-15,5%). Из губерний со сравнительно вы­сокими показателями, помимо трех прибалтийских, отметим также Петербургскую, Московскую, Ярославскую. По данным за 1897 г. в шести губерниях - Бессарабской, Симбирской, Астра­ханской, Подольской, Пензенской и Псковской - процент грамот­ных колебался в пределах 14,6-15,6%.

Основные показатели грамотности всего населения России по полу и возрасту даны в следующей таблице:

Таблица 258

Грамотность населения России в 1897 г. по полу и возрастным группам

Возрастные группы (в годах)

Общая численность населения (в тыс.)

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте:

60 и старше.

Если не принимать во внимание первую возрастную группу (менее 10 лет), в которой значительная часть не обучалась еще грамоте, то в остальных группах по мере перехода к более стар­шим мы наблюдаем падение процента грамотности: с 33,5% в возрасте 10-19 лет до 14,8% -в группе 60 лет и старше.

Весьма характерными являются значительные различия про­цента грамотных среди населения различных возрастных групп у мужчин и женщин.

Представляет интерес исчисление грамотности населения России в годы, непосредственно предшествующие Великой Октябрьской социалистической революции . Так как за этот период мы не располагаем материалами о грамотности населения, то соответствующие показатели о грамотности нам пришлось исчислить, в основном используя для этого имеющиеся массовые данные в отношении грамотности сельского и городского населе­ния. Если полученные нами показатели и не абсолютно точны, то все же они дают общее представление о прошедших за 16-17 лет сдвигах.

По данным подворных переписей 12 губерний, произведенных преимущественно в 1910-1913 гг., грамотных среди сельского населения оказалось 24,0%. В этих же губерниях среди сельского населения в 1897 г. было учтено 17,8% грамотных (рост по сравнению с 1897 г. на 3.8,2%). Процент грамотных среди город­ского населения за эти же годы увеличился примерно на 20%. Общий процент роста грамотности определяется в 34,8%. При­нимая во внимание, что грамотность всего населения России в 1897 г. составляла 21,1%, мы исчисляем грамотность населения для 1910-1913 гг. примерно в 28,4%. Но данные подворных пере­писей относились главным образом к 1910-1913 гг., а частью даже к 1908-1909 гг. Поэтому процент грамотности для 1913 г. следует повысить примерно до 30%, а для населения России в возрасте от 8 лет и старше он может быть исчислен в 38-39 %.

Все эти данные свидетельствуют о том, что за 50-летний с лишком период развития капиталистической России успехи в об­ласти роста элементарной грамотности среди населения были весьма незначительны. В 1913 г. свыше 60% всего населения страны в возрасте старше 8 лет были неграмотными, а грамот­ность среди нерусских национальностей находилась на еще более низком уровне. По переписи 1911 г. только 23,8% детей в воз­расте 7-14 лет обучалось в сельских начальных школах. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции была ликвидирована эта исключительная культурная отсталость страны.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

За ряд лет пореформенного периода первые сводные данные о числе школ и учащихся были опубликованы за 1863 г. , согласно которым численность учащихся в 1863 г. превышала 1 млн. чел. (1 155,8 тыс.), в том числе в народных школах (без частных школ) обучалось 928 тыс. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864 гг. было сказано: «…более половины названных училищ принадлежит к категории школ, содержимых при церквах православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще ничем не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Ниже мы приводим официальные данные о числе низших учебных заведений и учащихся в них по ведомствам и видам училищ за 1863 г.

Таблица 259

Помимо безусловно значительного преувеличения числа школ и учащихся в них, следует также принять во внимание и то обстоятельство, что вновь созданные школы не имели хороших преподавательских кадров и обслуживались преимущественно учителями весьма невысокой квалификации.

Нельзя не отметить также широкое развитие в 60-х годах крестьянских школ грамоты.

Важнейшим источником при исследовании динамики численности начальных школ и учащихся в них в течении пореформенной эпохи являются ежегодные отчеты министра народного просвещения, которые неоднократно подвергались критике в печати.

Так, Г. Фальборг и В. Чарнолусский писали: «Способ составления отчетов министра -исключительно бюрократический: инспектора народных училищ представляют свои годовые отчеты директорам, директора- попечителям, а попечители министерству.

Каждая из этих инстанций ограничивается простой механической сводкой получаемых отчетов, без всякого критического к ним отношения. Ни у попечителей, ни у министерства нет точных данных о классификации»народных» училищ, отчеты о которых они получают» .

В общем сопоставимыми данными о динамике числа начальных школ мы располагаем по отчетам Министерства народного просвещения с 1871 г.

Таблица 260

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг.

Число учащихся в этот период увеличилось на 130,7%, а среднегодовой прирост численности учащихся составил 63 тыс. Однако качество обучения в начальных народных школах находилось на очень низком уровне. Даже в официальных отчетах министра народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока…полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения ».

Народное образование в последующие годы характеризуется следующими данными:

Таблица 261

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1885-1900 гг.

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Как видно из таблицы, число начальных школ увеличилось на 11 635, а численность учащихся в них возросла на 1035 тыс., или на 66,4%. Средний годовой прирост учащихся составил 67 тыс. человек и почти совпадал с соответствующими показате­лями за предыдущие 1871 - 1885 гг.

Усиленное насаждение царским правительством церковно­приходской школы в 80-90-е годы XIX в. в значительной степени повлияло на то, что за все десятилетие 1885-1895 гг. число уча­щихся в школах Министерства народного просвещения увеличи­лось лишь на 420 тыс., или на 27%. Но во второй половине 90-х годов рост численности учащихся был более значительным.

На основании данных, опубликованных в издании «Стати­стические сведения по начальному образованию в Российской империи» , составлена следующая таблица о сравнительной динамике численности учащихся в начальных городских и сель­ских школах за 1885 и 1898 гг.:

Таблица 262

Характерно, что число учащихся в городских школах за эти годы увеличилось па 43,5%, в сельских школах - на 99,3%. Но несмотря на это отсталость народного образования в дореволю­ционной России оставалась печальным фактом.

Так, по исчислению В. И. Фармаковского, в 1898 г. учащиеся в начальных школах составляли 3,2% численности всего населе­ния страны, причем для мальчиков - 4,8% и для девочек - 1,6%. Численность неучащихся детей в 1898 г. Фармаковский определял в 7486,5 тыс. чел., или в 64,5% общей численности детей школьного возраста (8-11 лет).

Особый интерес представляют данные о развитии народного образования в России за 1900-1914 гг.

Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни.

Уровень грамотности взрослого населения - это доля грамотных в возрасте 15 лет и старше.

Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение между числом грамотных и численностью всего населения. Отношение это обыкновенно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.

Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

В России за последние 8-9 лет вырос общей уровень грамотности населения. Так, основное общее и высшее образование имеют 91 процент в возрасте 15 лет и более, почти 60 процентов из них имеют профессиональное образование, в том числе высшее и послевузовское. Такие данные об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года обнародовал Росстат.

Среди специалистов с высшим образованием 707 тысяч человек имеют послевузовское образование, в 2002 году их было почти вдвое меньше - 369 тысяч человек. В настоящее время в России насчитывается 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи - докторов наук. По словам главы Росстата Александра Суринова, в России резко вырос уровень образования, и в два раза сократилось число неграмотных - с 0,5 процента в 2002 году до 0,3 процента в 2010 году.

Заключение

Уровень жизни - сложная социально-экономическая категория, отражающая доходы и расходы населения, потребление и степень удовлетворения потребностей, возможности и способности, уровень образования и квалификации.

ООН оценивает уровень жизни согласно индексу развития человеческого потенциала.

При подсчёте индекса развития человеческого потенциала учитываются три показателя: ожидаемая продолжительность жизни - оценивает долголетие; уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения; уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

Россия из 187 стран по показателю развития человеческого потенциала находится на 66 месте и входит в группу территорий с высоким уровнем индекса человеческого развития.

Ожидаемая продолжительность жизни (показатель средней продолжительности предстоящей жизни) - важнейший интегральный демографический показатель, характеризующий уровень смертности населения.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке.

Валовой национальный доход - совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами.

Валовой национальный доход на душу населения - это ВНД, деленный на численность населения страны.

Это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии

Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%. Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Две трети всех неграмотных взрослых людей на Земле - женщины. Более 30% из них проживают в Индии.

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

Объясняется это в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать, считают авторы доклада. "Они составляют 76% всех неграмотных людей в мире", - .следует из исследования. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Для справки, население Земли в настоящее время составляет более 7 миллиардов человек.