УТВЕРЖДЕНО
Директор
Наименование учреждения
__________ /________________/
Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
_________ /_________________/
протокол № ____ от «__»___ 20__г.
инструкция заместителя директора
по учебно-воспитательной работе
____________________________
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 июля 2017 года; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Заместитель директора школы по учебно-воспитательнойработе может быть назначен и освобожден от занимаемой должности непосредственно директором школы.
1.3. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы поучебно-воспитательной работе его обязанности возлагаются на других заместителей директора или педагогов, обладающих наибольшим опытом и стажем работы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях будет осуществляться на основании приказа директора школы, который издается с соблюдением действующих требований законодательства о труде.
1.4. Заместитель директора школы поучебно-воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом", а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет; либо заместитель директора школы по УВР может иметь высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование, которое относится к сфере государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет.
1.5. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе находится в подчинении непосредственно у директора общеобразовательного учреждения.
1.6. Заместителю директора по УВР подчиняются: педагоги, руководители школьных методических объединений, руководители творческих групп, руководители кружков и спортивных секций.
1.7. В своей деятельности заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе нужно руководствоваться Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, кроме того, Уставом и локальными правовыми актами школы, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.
1.8. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан соблюдать Конвенцию о правах ребенка.
1.9. Заместителю директора школы по УВР необходимо знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
Законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют образовательную, физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность;
Требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Конвенцию о правах ребенка;
Педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии и гигиены;
Теорию и методы управления образовательными системами;
Современные педагогические технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, а также развивающего обучения;
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися различного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе в школе;
Технологию диагностики причин возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики и эффективного разрешения;
Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
Основы экономики и социологии;
Способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы;
Гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, которая касается регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;
Основы менеджмента и управления персоналом;
Основы управления проектами и правила внутреннего трудового распорядка школы;
Правила охраны труда и пожарной безопасности.
- инструкцию по охране труда заместителя директора по УВР ;
Должностную инструкцию заместителя директора школы по УВР, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации.
2. Функции
Основные направления деятельности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе:
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль условий, процессов и результатов учебной деятельности образовательного учреждения.
2.2. Организация разработки и реализации образовательной программы школы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
2.3. Осуществление методического руководства школьным педагогическим коллективом.
2.4. Осуществление прогнозирования, планирования и организации повышения квалификации и мастерства педагогических работников школы, а также оказания им помощи в системе непрерывного образования, координация данной работы.
2.5. Обеспечение режима соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в образовательном процессе.
3. Должностные обязанности
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе выполняет следующие обязанности, принадлежащие ему по должности:
3.1. Организация текущего и перспективного планирования деятельности педагогического коллектива образовательного заведения.
3.2. Координация работы учителей и других педагогических работников по
выполнению учебных планов и образовательных программ.
3.3. Организация и координация разработки необходимой учебно-методической
документации.
3.4. Осуществление постоянного контроля качества образовательного процесса в школе и объективностью оценки результатов образовательной подготовки учащихся, работой факультативов; посещение уроков и других видов учебных занятий, которые проводятся педагогическими работниками школы, анализ их форм и содержания, доведение результатов анализа уроков до сведения педагогов.
3.5. Осуществление систематического контроля реализации образовательных программ педагогами в соответствии с ФГОС, проведение анализа соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ, использования результативных образовательных технологий, условий реализации образовательной программы, имеющихся способов и организационных механизмов контроля учебно-воспитательного процесса, оценка результатов ФГОС и определение необходимых изменений и корректировки.
3.6. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении, анализ её состояния и перспектив развития, внесение корректив в планы и содержание инновационной деятельности. Обеспечение использования и совершенствования способов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Оказание помощи педагогам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.
3.7. Организация текущего и перспективного планирования методической работы с педагогическими работниками и ее проведение.
3.8. Создание условий для развития творческого потенциала учеников. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, проведение научно – практических конференций, семинаров, конференций, круглых столов, олимпиад в соответствии с утвержденным планом работы школы.
3.9. Организация аттестации педагогических работников школы в соответствии с перспективным планом прохождения аттестации и ежегодным приказом по аттестации.
3.10. Организация работы по подготовке и проведению экзаменов.
3.11. Осуществление систематического контроля учебной нагрузкой учеников.
3.12. Составление расписания учебных занятий, факультативов и других видов образовательной деятельности, обеспечение качественной и своевременной замены уроков
временно отсутствующих преподавателей, систематическое ведение журнала учета пропущенных и замещенных уроков.
3.13. Обеспечение своевременного составления установленной отчетной
документации, контроль правильного и своевременного ведения учителями
классных журналов, а также другой школьной документации.
3.14. Способствование повышению методического и профессионального уровня преподавательского коллектива. Организация повышения квалификации учителей в соответствии с перспективным планом повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
3.15. Принятие мер по оснащению школьных учебных кабинетов современным
оборудованием, наглядными пособиями и необходимыми техническими средствами обучения,
пополнению школьной библиотеки учебно-методической и художественной литературой,
журналами и газетами.
3.16. Организация работы по соблюдению в учебно-воспитательном процессе норм и
правил охраны труда и техники безопасности.
3.17. Обеспечение постоянного контроля безопасности используемого во время образовательного процесса оборудования, приборов, устройств, различных наглядных и демонстрационных средств и пособий для обучения.
3.18. Разрешение проведения учебно-воспитательного процесса с учащимися при
наличии оборудованных для этих целей учебных кабинетов и мастерских, которые бы отвечали всем правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и имели акт принятия в
эксплуатацию.
3.19. Проведение совместно с профсоюзным комитетом административно-общественного контроля безопасности использования и хранения учебных приборов, оборудования, химических реактивов, наглядных пособий и мебели, принадлежащих общеобразовательному учреждению.
Своевременное принятие мер к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов и устройств, которые не предусмотрены типовыми перечнями.
К ним относятся также самодельные устройства, установленные в мастерских или в учебных и других помещениях без соответствующего разрешающего акта.
Приостановление образовательного процесса в кабинетах и учебных мастерских школы, если в них были созданы опасные условия для здоровья учащихся и работающих сотрудников.
3.20. Выявление обстоятельств несчастных случаев, которые произошли с
работниками и учащимися школы.
3.21. Инициирование и организация разработки и периодического пересмотра (не менее одного раза в пять лет) инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в инструкциях, инструктажах и методических указаниях по выполнению практических, демонстрационных и лабораторных работ.
3.22. Контроль своевременного проведения инструктажа учащихся и его обязательной
регистрации в специальном журнале регистрации инструктажей.
3.23. Организация с участием заместителя директора по административно-
хозяйственной работе своевременного и качественного проведения паспортизации
учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов, а также подсобных помещений.
3.24. Составление на основании полученных от медицинского учреждения
материалов списков лиц, которые подлежат периодическим медицинским осмотрам с
указанием фактора, способствующего установлению необходимости проведения
периодического медицинского осмотра.
3.25. Определение совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе методики, порядка обучения правилам дорожного движения,
безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, а также осуществление проверки имеющихся знаний учащихся.
3.26. Ведение, подписание и передача директору школы табеля учета рабочего
времени педагогического и учебно-вспомогательного персонала.
3.27. Участие в комплектовании классов, принятие мер по сохранению
контингента учеников. Контролирование соблюдения учащимися Правил поведения для учащихся школы.
3.28. Организация работы с учениками «группы риска».
3.29. Организация деятельности по администрированию школьного сайта.
3.30. Активное участие в функционировании педагогического совета школы.
3.31. Принятие мер к наполнению школьной библиотеки учебно-методической и художественной литературой, педагогическими журналами и газетами по учебно-воспитательной работе.
3.32. Выполнение поручений и распоряжений непосредственно директора школы.
4. Права
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе имеет следующие права:
4.1. Раздача обязательных распоряжений руководителям школьных методических объединений (ШМО), руководителям творческих групп, учителям 1-11 классов, учащимся, которые бы не противоречили Уставу школы и другим локальным актам.
4.2. Присутствие на любых уроках, занятиях и мероприятиях, которые проводятся в школе (без права входить в класс после начала урока без экстренной необходимости и делать замечания преподавателю во время занятия).
4.3. Подготовка справок и проектов приказов на административные взыскания педагогам за невыполнение своих должностных обязанностей, а также на поощрения.
4.4. Запрашивать:
любую рабочую документацию различных методических объединений и отдельных сотрудников, находящихся в непосредственном подчинении, для ведения контроля и внесения изменений;
у директора школы получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Вносить свои предложения:
о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников учебно-воспитательной деятельности;
по совершенствованию образовательного процесса.
4.6. Экстренно вносить изменения в расписание занятий в связи с производственной необходимостью.
4.7. Требовать от участников учебно-воспитательной деятельности выполнения норм и требований профессиональной этики.
4.8. Устанавливать от имени общеобразовательного учреждения деловые контакты с физическими лицами и юридическими организациями, которые могут способствовать улучшению учебно-воспитательного процесса.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкции заместителя директора по УВР, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания возможно применение увольнения.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 03.07.2016 года) . Увольнение за данный проступок не считается мерой дисциплинарного наказания.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса в школе заместитель директора по УВР может быть привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением, либо неисполнением своих прямых должностных обязанностей заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе может нести материальную ответственность в порядке и в пределах, которые устанавливаются трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе должен:
6.1. Работать по графику, который утвержден директором образовательного учреждения, исходя из сорокачасовой рабочей недели.
6.2. Самостоятельно планировать свою деятельность на каждый учебный год, месяц.
6.3. Принимать отчёты от руководителей ШМО, творческих групп о результатах их деятельности.
6.4. Принимать документы от руководителей ШМО (план работы на новый учебный год, тетрадь протоколов, отчёт), от руководителей творческих групп (отчёт).
6.5. Предоставлять директору школы письменный отчет с анализом своей деятельности до 20.06 ежегодно.
6.6. Получать от директора учреждения сведения нормативно-правового и организационно-методического плана, знакомиться под расписку с соответствующими документами и локальными актами.
6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам учебно-воспитательной работы с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.8. Замещать директора школы во время его отсутствия.
6.9. Посещать проводимые методистами, специалистами управления образования совещания, семинары, конференции и другие мероприятия.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
Должностная инструкция заместителя директора по УВР (учебно-воспитательной работе) используется в образовательных организациях, где есть такая штатная единица. Какую структуру может иметь его инструкция и какую информацию она содержит, будет рассказано далее в статье.
Замдиректора по УВР (еще его называют завучем по УВР или просто завучем) — штатная единица, используемая в школах, где школьная администрация состоит из завучей и возглавляется директором. Каждый заместитель в таком случае отвечает за свое направление работы, среди которых есть место и учебно-воспитательной работе.
Если говорить кратко, то замдиректора по УВР отвечает за организацию учебного процесса. Самыми важными его обязанностями можно назвать:
Кроме того, замдиректора по УВР работает с преподавательским составом и оценивает работу учителей по результативности их учеников, для чего периодически посещает уроки своих коллег.
Так как к середине 2016 года профстандарт для замдиректора образовательной организации еще не был разработан, при составлении должностной инструкции для него продолжают использоваться требования из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС (единого квалификационного справочника), утвержденного приказом Минздрава № 761н от 26 августа 2010 года.
При помощи должностных инструкций разграничиваются обязанности сотрудников. Логично, что должностные инструкции при этом должны быть разработаны и утверждены для каждой штатной единицы организации.
В образовательных организациях должностные инструкции составляются повсеместно. С изменением законодательства они корректируются, однако коррекция обычно касается лишь отдельных условий инструкции, общая же структура остается неизменной.
Так, чаще всего в инструкцию включаются такие разделы:
Для должности замдиректора по УВР такая структура является вполне приемлемой, т. к. позволяет охватить все аспекты его работы.
В этом разделе должностной инструкции приводится полное наименование должности в соответствии со штатном расписанием, ее место в организационно-штатной структуре учреждения, порядок принятия сотрудника на должность, его увольнения и замещения на время отсутствия. Так как сотрудник является заместителем директора, подчиняется он директору школы, им же назначается на должность и увольняется. В подчинении у завуча по УВР находятся учителя и руководители творческих групп, если таковые есть в школе.
Не знаете свои права?
Также в этом разделе в обязательном порядке нужно перечислить квалификационные требования, выставляемые к специалисту. К замдиректора, как правило, выставляется два варианта требований к образованию и опыту работы:
Далее в разделе указываются нормативные акты, которыми должен руководствоваться в своей работе замдиректора по УВР и которые он должен знать в обязательном порядке. Например, Конвенцию о правах ребенка, требования ФГОС, Устав и другие локальные акты школы. Кроме знания нормативных актов замдиректора должен иметь знания в сфере педагогики, технологии обучения, социологии, правил охраны труда и т. п.
Этот раздел кратко обрисовывает главные направления деятельности замдиректора по УВР. Сюда можно отнести:
При необходимости функции замдиректора по УВР могут быть расширены или изменены, чтобы список в документе соответствовал функциям, исполняемым в реальности.
Это раздел должностной инструкции, который конкретизирует трудовые функции сотрудника. Здесь расписываются все те обязанности, которые вменяются замдиректора по УВР. Обычно это:
Могут быть возложены на замдиректора по УВР и другие обязанности — тогда они тоже в обязательном порядке вносятся в его должностную инструкцию.
Если должностные обязанности детально расписываются в инструкции, то с описанием прав так поступают не всегда. Между тем в случае с замом по УВР можно выделить две группы прав:
В должностной инструкции обычно упоминаются следующие права завуча:
Поскольку должность замдиректора относится к руководящим, то и объем прав у этого сотрудника расширенный. Однако расширенные полномочия влекут за собой и более строгую ответственность.
Педагогические работники как лица, работающие с детьми, несут дополнительную ответственность за свое этическое поведение. В ст. 48 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определено, что педагог должен работать на высоком профессиональном уровне, уважать честь и достоинство обучающихся, соблюдать правовые и нравственные нормы. Невыполнение этих требований может учитываться при аттестации и даже повлечь за собой привлечение к ответственности.
Однако механизмы привлечения к ответственности в самой должностной инструкции не прописываются — просто перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен замдиректора по УВР, и кратко описываются основания, при которых это может произойти.
Так, в инструкции может быть сказано, что замдиректора по УВР могут:
Примечание: описывая возможную ответственность в этом разделе, следует помнить, что она не может быть строже той, что установлена для перечисленных в перечне нарушений законодательно.
В заключение осталось сказать, что до принятия соответствующего профстандарта при составлении должностной инструкции заместителя директора по УВР можно руководствоваться положениями ЕКС. В будущем же квалификационные требования и прочие моменты, приводимые в этом документе, должны будут полностью совпадать с теми, что выдвигаются профстандартом. Правда, структура инструкции при этом не изменится, коррективы, как и раньше, будут касаться только отдельные ее пунктов.
В школе заместитель директора по учебно-воспитательной работе может быть важнее и компетентнее директора. На заме лежит немало обязанностей, при этом именно он является связующим звеном между учениками и их родителями с одной стороны и школьной администрацией и представителями отдела образования - с другой.
Деятельность завуча регламентирует его должностная инструкция, в которой указаны:
Специалист в своей работе руководствуется не только инструкцией, но также школьным уставом и нормативными актами, такими, как Трудовой кодекс и закон «Об образовании», Конституция РФ.
Любопытно, что завучей по учебной работе в одном образовательном учреждении может быть несколько, если школа большая, а администрация не справляется с возложенными на нее обязанностями в текущем кадровом составе. Он подчиняется непосредственно директору школы, который назначает и освобождает его от занимаемой должности соответствующим приказом.
Сложность работы завучем заключается в том, что педработник регулярно испытывает психологический и административный гнет. Являясь материально ответственным лицом, заместитель директора некоторые обязанности, связанные со сбором средств в школе, перекладывает на плечи родителей. При этом он же первым несет ответственность за все, что происходит в стенах школы и за ее пределами.
Помимо поиска решений из конфликтных ситуаций, должностная инструкция заместители директора школы по учебно-воспитательной работе приписывает ему немало других обязанностей и прав.
Таблица
Скачать в.docx
Обязанности | . в его компетенции выбирать учебники, программы и учебно-методическое обеспечение, которым будет пользоваться школа (выбор дополнительных учебных предметов - тоже его задача); . контроль за течение образовательного процесса в школе: завуч следит за корректностью ведения документации, он проверяет классные журналы, посещает уроки коллег, проводит срезы знаний, контрольные работы, координирует прием и выпуск учеников; . на нем лежит перспективное планирование: заместитель директора образовательного учреждения, проводит внеклассные мероприятия, оказывает методическую помощь; . следит за наполнением кабинетов и лабораторий необходимым оборудованием, учебно-методической и учебной литературой, инновационными средствами обучения; . помогает в подготовке заседаний педсовета и методического совета школы; . завуч курирует работу учителей-предметников, классных руководителей, библиотекарей, педагогов-психологов и прочих педработников, следит за тем, когда педагогу необходимо будет пройти курсы повышения квалификации, организует аттестацию, методические и психолого-педагогические занятия для педагогов школы; . перед началом учебного года и семестра составляет расписание занятий с учетом нагрузки учеников и учителей, распределяет объем учебной нагрузки, распределяет и подбирает кадры; . по всем организационным, административным и конфликтным вопросам он принимает родителей, учеников и учителей; . курирует работу факультативов, секций и предметных кружков; . способствует передаче передового педопыта, анализирует результаты работы педколлектива, информирует коллег о новых педтехнологиях, инновационных методах и формах работы; . обеспечивает безопасность учебного процесса, соблюдение правил техники безопасности в стенах школы; . он следит за тем, чтобы ученики исполняли свои обязанности, а педагоги - учебный план, проводит профориентацию учеников. |
Права | . завуч вправе делегировать и контролировать выполнение обязанностей подчиненными; . заместитель директора вносит изменения в расписание занятий, может временно отменять или объединять их, действуя в соответствии с Уставом; . он может посещать любые уроки педагогов школы (при этом ему запрещено делать замечания учителям и входить в класс после начала урока); . на время ежегодного или декретного отпуска, болезни или временной нетрудоспособности замдиректора вправе делегировать свои обязанности опытному педагогу или другому завучу; . он вправе привлекать к дисциплинарной ответственности учеников, если они прогуливают уроки, нарушают дисциплину, дезорганизуют учебно-воспитательный процесс. |
Ответственность | . Если заместитель директора по учебно-воспитательной работе не выполняет или в недостаточной мере выполняет должностные обязанности, нарушает трудовой распорядок школы или законодательные акты, он несет дисциплинарную ответственность. могут обернуться увольнением. . Методы воспитания, основанные на психическом или физическом насилии над личностью ученика, любые аморальные поступки замдиректора влекут за собой освобождение от должности; . Нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности или санитарно-гигиенических норм карается административной ответственностью; . Материальная ответственность сотрудника наступает тогда, когда из-за недостаточного или неисполнения возложенных инструкцией обязанностей, образовательному учреждению наносится ущерб. |
Должность замдиректора отличается тем, что сотруднику приходится трудиться в условиях ненормированного рабочего дня. Несмотря на то, что директор утверждает для него 35-часовую рабочую неделю, часто обязанности и возникшие ситуации требуют участия завуча во внеурочное время. Немало рабочего времени занимает коммуникация с другими педработниками школы по вопросам воспитания и обучения.
Примечательно, что план работы заместителя директора по учебно-воспитательной части специалист составляет самостоятельно, директор лишь заверяет документ своей подписью. Поскольку перспективное планирование на четверть и учебный год входит в обязанности замдиректора, документ охватывает деятельность сотрудника с августа по июнь. В то же время все приказы директора относительно учебно-воспитательного процесса проходят через обязательную подпись его зама. В конце каждой четверти в письменном виде он подает отчет о проделанной
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Председатель профкома Директор МОУ «Школа с. Лох»
Е.Я. Кононенко __________ О.Г. Малюков
протокол № ____ от «__»___ 201__г. Приказ №__ от "_"._.2017г.
Должностная инструкция
заместителя директора по учебно-воспитательной работе
1.
Общие положения должностной инструкции зам. директора по УВР
1.1. Настоящая
должностная инструкция заместителя директора школы по УВР
(учебно-воспитательной работе) разработана в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе может быть назначен и освобожден от занимаемой должности непосредственно директором школы.
1.3. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе его обязанности возлагаются на других заместителей директора или педагогов, обладающих наибольшим опытом и стажем работы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях будет осуществляться на основании приказа директора школы, который издается с соблюдением действующих требований законодательства о труде.
1.4. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом", а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет; либо заместитель директора школы по УВР может иметь высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование, которое относится к сфере государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не меньше пяти лет.
1.5. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе находится в подчинении непосредственно у директора общеобразовательного учреждения.
1.6. Заместителю директора по УВР подчиняются: педагоги, руководители школьных методических объединений, руководители творческих групп, руководители кружков и спортивных секций.
1.7. В своей деятельности заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе нужно руководствоваться Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, кроме того, Уставом и локальными правовыми актами школы, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора.
1.8. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка, руководствоваться настоящей
должностной инструкцией заместителя директора по учебно-воспитательной работе
(УВР) в школе, трудовым договором.
1.9. Заместителю директора школы по УВР необходимо знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют образовательную, физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность;
требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования и рекомендаций по их реализации в общеобразовательном учреждении;
Конвенцию о правах ребенка;
педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии и гигиены;
теорию и методы управления образовательными системами;
современные педагогические технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, а также развивающего обучения;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися различного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе в школе;
технологию диагностики причин возникновения конфликтных ситуаций, их профилактики и эффективного разрешения;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
основы экономики и социологии;
способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы;
гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, которая касается регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;
основы менеджмента и управления персоналом;
основы управления проектами и правила внутреннего трудового распорядка школы;
должностную инструкцию заместителя директора школы по УВР, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации.
2.
Функции заместителя директора школы по УВР
Основные направления деятельности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе:
2.1. Организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль условий, процессов и результатов учебной деятельности образовательного учреждения.
2.2. Организация разработки и реализации образовательной программы школы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
2.3. Осуществление методического руководства школьным педагогическим коллективом.
2.4. Осуществление прогнозирования, планирования и организации повышения квалификации и мастерства педагогических работников школы, а также оказания им помощи в системе непрерывного образования, координация данной работы.
2.5. Обеспечение режима соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в образовательном процессе.
3.
Должностные обязанности заместителя директора по УВР
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе выполняет следующие обязанности, принадлежащие ему по должности:
3.1. Организация текущего и перспективного планирования деятельности педагогического коллектива образовательного заведения.
3.2. Координация работы учителей и других педагогических работников по
выполнению учебных планов и образовательных программ.
3.3. Организация и координация разработки необходимой учебно-методической
документации.
3.4. Осуществление постоянного контроля за качеством образовательного процесса в школе и объективностью оценки результатов образовательной подготовки учащихся, работой факультативов; посещение уроков и других видов учебных
занятий, которые проводятся педагогическими работниками школы, анализ их форм и содержания, доведение результатов анализа уроков до сведения педагогов.
3.5. Организация процесса разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы основной ступени школы в соответствии с ФГОС, а также осуществление систематического контроля за ходом реализации данного проекта. Проведение анализа соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ, использования результативных образовательных технологий, условий реализации образовательной программы, имеющихся способов и организационных механизмов контроля учебно-воспитательного процесса, оценка результатов ФГОС и определение необходимых изменений и корректировки.
3.6. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении, анализ её состояния и перспектив развития, внесение корректив в планы и содержание инновационной деятельности. Обеспечение использования и совершенствования способов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Оказание помощи педагогам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.
3.7. Организация текущего и перспективного планирования методической работы с педагогическими работниками и ее проведение.
3.8. Создание условий для развития творческого потенциала учеников. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, проведение научно – практических конференций, семинаров, конференций, круглых столов, олимпиад в соответствии с утвержденным планом работы школы.
3.9. Организация аттестации педагогических работников школы в соответствии с перспективным планом прохождения аттестации и ежегодным приказом по аттестации.
3.10. Организация работы по подготовке и проведению экзаменов.
3.11. Осуществление систематического контроля за учебной нагрузкой учеников.
3.12. Составление расписания учебных занятий, факультативов и других видов образовательной деятельности, обеспечение качественной и своевременной замены уроков временно отсутствующих преподавателей, систематическое ведение журнала учета пропущенных и замещенных уроков.
3.13. Обеспечение своевременного составления установленной отчетной
документации, контроль правильного и своевременного ведения учителями
классных журналов, а также другой школьной документации.
3.14. Способствование повышению методического и профессионального уровня преподавательского коллектива. Организация повышения квалификации учителей в соответствии с перспективным планом повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
3.15. Принятие мер по оснащению школьных учебных кабинетов современным
оборудованием, наглядными пособиями и необходимыми техническими средствами обучения, пополнению школьной библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.
3.16. Организация работы по соблюдению в учебно-воспитательном процессе норм и
правил охраны труда и техники безопасности.
3.17. Обеспечение постоянного контроля за безопасностью используемого во время образовательного процесса оборудования, приборов, устройств, различных наглядных и демонстрационных средств и пособий для обучения.
3.18. Разрешение проведения учебно-воспитательного процесса с учащимися при
наличии оборудованных для этих целей учебных кабинетов и мастерских, которые бы отвечали всем правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и имели акт принятия в эксплуатацию.
3.19. Проведение совместно с профсоюзным комитетом административно-общественного контроля за безопасностью использования и хранения учебных приборов, оборудования, химических реактивов, наглядных пособий и мебели, принадлежащих школе. Своевременное принятие мер к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов и устройств, которые не предусмотрены типовыми перечнями. К ним относятся также самодельные устройства, установленные в мастерских или в учебных и других помещениях без соответствующего разрешающего акта. Приостановление образовательного процесса в кабинетах и учебных мастерских школы, если в них были созданы опасные условия для здоровья учащихся и работающих сотрудников.
3.20. Выявление обстоятельств несчастных случаев, которые произошли с
работниками и учащимися школы.
3.21. Инициирование и организация разработки и периодического пересмотра (не менее одного раза в пять лет) инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в инструкциях, инструктажах и методических указаниях по выполнению практических, демонстрационных и лабораторных работ.
3.22. Контроль своевременного проведения инструктажа учащихся и его обязательной
регистрации в специальном журнале регистрации инструктажей.
3.23. Организация с участием заместителя директора по административно-
хозяйственной работе своевременного и качественного проведения паспортизации
учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов, а также подсобных помещений.
3.24. Составление на основании полученных от медицинского учреждения
материалов списков лиц, которые подлежат периодическим медицинским осмотрам с
указанием фактора, способствующего установлению необходимости проведения
периодического медицинского осмотра.
3.25. Определение совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе методики, порядка обучения правилам дорожного движения,
безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, а также осуществление проверки имеющихся знаний учащихся.
3.26. Ведение, подписание и передача директору школы табеля учета рабочего
времени педагогического и учебно-вспомогательного персонала.
3.27. Участие в комплектовании классов, принятие мер по сохранению
контингента учеников. Контролирование соблюдения учащимися Правил поведения для учащихся школы.
3.28. Организация работы с учениками «группы риска».
3.29. Организация деятельности по администрированию школьного сайта.
3.30. Активное участие в функционировании педагогического совета школы.
3.31. Принятие мер к наполнению школьной библиотеки учебно-методической и художественной литературой, педагогическими журналами и газетами по учебно-воспитательной работе.
3.32. Соблюдение всех положений данной должностной инструкции заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
3.33. Выполнение поручений и распоряжений непосредственно директора школы.
4.
Права заместителя директора школы по УВР
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе имеет следующие права:
4.1. Раздача обязательных распоряжений руководителям школьных методических объединений (ШМО), руководителям творческих групп, учителям 1-9 классов, учащимся, которые бы не противоречили Уставу школы и другим локальным актам.
4.2. Присутствие на любых уроках, занятиях и мероприятиях, которые проводятся в школе (без права входить в класс после начала урока без экстренной необходимости и делать замечания преподавателю во время занятия).
4.3. Подготовка справок и проектов приказов на административные взыскания педагогам за невыполнение своих должностных обязанностей, а также на поощрения.
4.4. Запрашивать:
любую рабочую документацию различных методических объединений и отдельных сотрудников, находящихся в непосредственном подчинении, для ведения контроля и внесения изменений;
у директора школы получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Вносить свои предложения:
о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников учебно-воспитательной деятельности;
по совершенствованию образовательного процесса.
4.6. Экстренно вносить изменения в расписание занятий в связи с производственной необходимостью.
4.7. Требовать от участников учебно-воспитательной деятельности выполнения норм и требований профессиональной этики.
4.8. Устанавливать от имени общеобразовательного учреждения деловые контакты с физическими лицами и юридическими организациями, которые могут способствовать улучшению учебно-воспитательного процесса.
5.
Ответственность заместителя директора по УВР
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкции заместителя директора по УВР, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания возможно применение увольнения.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 03.07.2016г). Увольнение за данный проступок не считается мерой дисциплинарного наказания.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса в школе заместитель директора по УВР может быть привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением, либо неисполнением своих прямых должностных обязанностей заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе может нести материальную ответственность в порядке и в пределах, которые устанавливаются трудовым и (или) гражданским законодательством.
6.
Взаимоотношения. Связи по должности.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе должен:
6.1. Работать по графику, который утвержден директором образовательного учреждения, исходя из сорокачасовой рабочей недели.
6.2. Самостоятельно планировать свою деятельность на каждый учебный год, месяц.
6.3. Принимать отчёты от руководителей ШМО, творческих групп о результатах их деятельности.
6.4. Принимать документы от руководителей ШМО (план работы на новый учебный год, тетрадь протоколов, отчёт), от руководителей творческих групп (отчёт).
6.5. Предоставлять директору письменный отчет с анализом своей деятельности до 20.06 ежегодно.
6.6. Получать от директора школы сведения нормативно-правового и организационно-методического плана, знакомиться под расписку с соответствующими документами и локальными актами.
6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам учебно-воспитательной работы с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.8. Замещать директора школы во время его отсутствия.
6.9. Посещать проводимые методистами, специалистами управления образования совещания, семинары, конференции и другие мероприятия.
С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ Е.Н. Матасова
В рамках каждого образовательного учреждения есть перечень должностей, которые в определенной иерархической последовательности подчиняются директору школы. Стандарты, обязанности, правила и ответственности определяются перечнем норм и положений, утвержденных на законодательном уровне.
Заместитель директора по данному вопросу - человек, который отвечает за выполнение норм и правил, а также инициирует мероприятия, направленные на их обеспечение. Должностные обязанности для данной позиции устанавливаются и регламентируются должностной инструкцией. Составляется она на основании законов и правил, утверждается на всех уровнях исполнительной власти - от директора школы до исполкома города.
Согласно утвержденному приказу Минобразования Российской Федерации, зам. директора по УВР определяется на должность, как и снимается с нее, только директором. Во время отпуска, нетрудоспособности или прочих моментов его обязанности могут выполняться заместителем директора по воспитательной работе. Также функции может выполнять кто-то из педагогического состава. Данный педагог должен обладать большим опытом работы и определенными навыками. Исполнение обязанностей в этот период осуществляется на основании подготавливаемого приказа от имени директора школы.
При составлении приказа обязательно соблюдаются все требования законодательства о труде.
Для того чтобы работать по профессии, должностная инструкция заместителя директора по УВР предполагает ряд требований к сотруднику:
Должностная инструкция заместителя директора по УВР устанавливает, что заму подчиняются непосредственно учителя, педагоги добавочного образования, а еще руководители классов. Взаимодействие с ними в рамках служебных обязанностей обязано быть корректным, вежливым. В случае невыполнения какого-либо пункта предусматривается перечень ответственностей, которые несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе перед коллегами и руководством школы.
Осуществляя свою прямую деятельность, заместитель по УВР руководствуется Уставами и нормативными актами области, Конституцией РФ и разными Законами, решениями правительства, Указами или решениями президента РФ, еще решениями и положениями органов всех уровней, ответственных за вопросы образования и обучения обучающихся, нормами и правилами по ОТ и ТБ, Уставом и местными актами среднего учебного заведения.
Школы по УВР и других должностей хранятся в школе. Кроме того, права и обязанности регламентируются трудовым договором, который заключается с этим работником, еще указами, а также постановлениями, которые дал директор школы, непосредственно должностной инструкцией.
Школы по УВР составляются непосредственно в школе и утверждаются директором образовательного учреждения. После утверждения проводятся периодические пересмотры документа.
Рассматривая примерные описания должностных обязанностей и прав, можно отследить, что наполнение во всех примерно одинаковое. Должностная инструкция заместителя директора по УВР, образец которой можно увидеть и на официальном сайте Министерства образования, всегда содержит описание основного функционала, требований к должности, права, обязанности и ответственности рассматриваемого сотрудника.
Содержит должностная инструкция заместителя директора по УВР функции, которые не могут быть трактованы иначе, чем их поясняют нормативные и законодательные акты Российской Федерации. В ней есть перечень всех направлений.
Основными направлениями, которыми ведает замдиректора, считаются:
Эти требования содержит должностная инструкция заместителя директора по УВР. Общее положение, входящее в состав инструкции, описывает также ключевые обязанности работника, который трудится на такой позиции.
Должностная инструкция заместителя директора по УВР, основные направления работы в которой прописаны очень подробно, содержит определенный перечень официальных функциональных обязанностей. Согласно ему заместитель директора:
Кроме того, должностная инструкция и обязаности заместителя директора по УВР предполагают собой:
Не только обязанности перечисляет должностная инструкция заместителя директора по УВР. Права в ней прописаны также четко и подробно.
Заместитель по УВР в пределах компетенции имеет право:
Ответственности также содержит должностная инструкция заместителя директора по УВР. Ответственность сотрудник несет за:
Устанавливает должностная инструкция заместителя директора по УВР порядок работы, в случае нарушения которого ответственность также будет. За нанесение школе, а также участникам процесса образования ущерба, связанного с предполагается материальная ответственность. Порядок и пределы устанавливаются Трудовым или Гражданским кодексами.
Должностные инструкции заместителя директора школы по УВР предполагают, что для исполнения своих прямых обязанностей сотрудник будет коммуницировать с различными уровнями власти и ответственности.
Согласно этому, замдиректора по УВР:
Содержимое должностных инструкций контролируется специальными стандартами, в том числе должностная инструкция заместителя директора по УВР. ФГОС регламентирует требования к данной должности.
ФГОС (Ф - Федеральный, Г - Государственный, О - Образовательный, С - Стандарт) — это комплекс требований, обязательных к исполнению. Требования предъявляются к образованию конкретного уровня или к профессии, направлению подготовки или специальности. Утверждаются эти требования государственным исполнительным органом. Он реализовывает функции по разработке учебных планов, а еще нормативно-правовому урегулированию в области сферы воспитания.
Должностная инструкция заместителя директора по УВР, а также любые другие должностные инструкции обязательно составляются согласно требованиям ФГОС.
Должностная инструкция заместителя директора по УВР колледжа или школы пересматривается не реже чем раз в 2 года. Изменения в инструкцию может вносить директор школы или колледжа при необходимости применения изменений или уточнений воспитательных или образовательных целей, заданий учебного заведения, а также введения направлений деятельности инновационного характера, изменения или оптимизации функциональной структуры, управляющей заведением.
Все внесенные изменения директор согласовывает с советом школы или колледжа. Должностная инструкция заместителя директора по УВР колледжа, школы подразумевает ознакомление со всеми пунктами в письменном виде.