Общая часть родственных слов называется. Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Я открыл для себя

16.03.2020 Здроровье

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Урок русского языка,

Тема: Корень- общая часть родственных слов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Класс - 2 «В»

Цель:

находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Планируемые результаты:

предметные:

нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму, овладение «секретом корней».

личностные:

  • проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • умение работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • составление алгоритма под руководством учителя;

коммуникативные

развитие речи, привитие любви к русскому языку.

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологическая карта урока русского языка

на тему: «Корень - общая часть родственных слов »

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап.

Приветствие.

Проверим готовность.

Приветствуют учителя.

Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Регулятивная:

Актуализация знаний

Работа в тетради.

  1. Чистописание.
  1. Работа со словом стол :

Прочитайте слово. Предлагаю исследовать это слово. Какие вопросы, задания можно придумать к этому слову? Пример: Сколько букв, слогов, согласных, гласных. Составление предложения.

Подберите родственные слова к слову стол . Скажите, какая общая часть в этих словах?

Общая часть родственных слов и называется корнем.

Выделение корня. Пример: стол, ст.ловая, стол.к, ст.лешница.

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. Записывают слово стол , заглавную букву С.

Учащиеся работают со словом стол . Рассуждают, записывают.

Предположения детей.

Коммуникативная: Слушать собеседника;

Строить понятные для собеседника высказывания

Познавательная: Выделять существенную информацию.

Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Постановка учебной задачи

У нас с вами остались нерешенными орфограммы. Решите данные орфографические задачи.

Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Или: в чем надо вам еще поупражняться?

Как вы думаете, какая тема урока?

Корень.

Какие задачи поставим перед собой?

ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)

Учащиеся вставляют буквы в «окошки». Проверяют.

Регулятивная:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательная:

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

Слушают учителя;

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Открытие «нового» знания

Работа с учебником. Работа в группах.

Упражнение 29.

Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

Каждая группа работает со своей группой слов.

1 группа – гриб

2 группа – хлопать

3 группа – дар

4 группа - белый

А план работы такой:

  1. Прочитать слова.
  2. Определить, являются ли слова родственными или есть лишние.
  3. Выделить корень.
  4. . Обратить внимание на слово, которое объясняет другие.
  5. Сформулировать правило нахождения родственных слов.
  6. Сформулировать правило написания корня родственных слов.

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Одинаково ли вы написали корень всех родственных слов? Почему?

Сформулируйте правило.

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило нахождения родственных слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Запись слов. Выделение корней.

Регулятивная:

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Коммуникативная:

Познавательная:

Первичное закрепление

Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Стр. 14, стр. 17.

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо будет найти родственные слова.

Составьте алгоритм написания корней родственных слов.

Физминутка

Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки».

1 группа – рыба, ры п ка, рыбачить, рыбак.

2 группа – трава, тра ф ка, травушка, травинка.

3 группа – дом, д а мишко, домик, домовой.

4 группа – дубовый, ду п , дубок.

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником, делают вывод.

Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, выделяют корень.

Регулятивная:

- – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Рефлексия.

Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как?

Что понравилось на уроке?

Дают словесную оценку.

Коммуникативные:

– Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).


МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»

Бийского района Алтайского края

Тема урока:

Корень как общая часть родственных слов

2 класс (1-4)

УМК «Перспективная начальная школа»

(Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»)

учитель начальных классов

Прочитайте слова.

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква.

На какие две группы она может разделить данные слова? (слайд 3)

е Е (слайд 4, 5)

- Пропишите.

Определите закономерность последовательности букв во втором ряду: ера ерб ерв ер… (слайд 6)

Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше?

Какую букву нам нужно запомнить?

Почему?

Назовите существенные признаки дерева березы.

Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 7)

А как бы вы назвали ласково березу?

Как называется гриб, который растет под березой?

Как называется лес, в котором растут только березы?

Сравните эти слова по значению.

Сравните эти слова по написанию.

Буква е

в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа,

в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й’ ] и [э]

строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита

береза

лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка

березонька, березка

подберезовик

березняк

близкие по значению

общая часть – берез

Регулятивные:

высказывать свое предположение;

Коммуникативные:

Познавательные:

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

3.Постановка учебной задачи

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока

- Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение?

- А, может быть, кто-то знает, как называется эта общая часть родственных слов?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Какова будет тема урока?

Прочитайте в оглавлении тему урока, откройте нужную страницу.

Какова цель нашего урока?

Спланируем свою деятельность на уроке:

- Где может об этом узнать?

Начнем с учебника.

Открывают учебник. Определяют тему урока. Ставят для себя учебную задачу.

Планируем деятельность на уроке.

У учителя, в учебнике, …

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Работа с учебником .

Прочитайте правило в учебнике на

с. 96 (Чуракова Н.А.) (

(слайд 9)

Как называется общая часть родственных слов?

Как иначе называются родственные слова?

Графически корень выделяется дугой (показ)

Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 10)

Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Упр. 68 с. 96 (

Какие слова будут являться родственными?

Какие слова оказались «лишними»?

Ученик читает правило

Корень

Однокоренные

Отвечают

Регулятивные:

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

5.Реализация построенного проекта

Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Как определить, являются ли слова родственными? Давайте составим алгоритм.

Составляется алгоритм: (слайд 11)

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

Работают в соответствии с составленным планом

Регулятивные :

Познавательные:

создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные :

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

6.Физминутка

Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.

    Упражнение для глаз

    Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы делаете наклоны вправо, влево. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

Лес - лесник, река – плот, стена – гвоздь, кот - котик, сад – садовый, обед – стол, дом – домашний, дом- дым, гриб – грибной. (слайд 12)

Дети выполняют упражнения

Регулятивные :

формирование умения контролировать и оценивать свои действия

7.Первичное закрепление учебного материала

Работа в группах на ноутбуках.

Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям.

Задание будете выполнять по алгоритму на ноутбуках в группах.

Инструкция:

Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Если фон слова окрасится в красный цвет, то вы допустили ошибку, если в зеленый- то ответ верный.

Что наблюдали в этом задании?

Назовите два признака однокоренных слов.

Повторение правил работы в группе.

Повторение правил работы на ноутбуках.

Работают в группах на ноутбуках по ЭОР учебному тренажеру «Однокоренные слова»

Дети выполняют, учитель контролирует.

Регулятивные :

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные :

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

Познавательные :

освоение умения однокоренные слова и выделять корень слова;

выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Включение новых знаний в систему

Самостоятельная работа

Индивидуальные дифференцированные задания Приложение 1

Выполнение самостоятельной работы

Регулятивные:

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

Личностные :

осознание алгоритма учебного действия;

8. Итог урока.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке.

- Над какой темой урока мы работали?

Назовите цель урока?

Мы ее достигли?

- Назовите два признака родственных слов.

- Как иначе называются родственные слова?

Повторите алгоритм.

Что интересного было?

Для чего нам надо знать эти правила?

На полях поставьте себе оценку за урок.

(слайд 13)

Отвечают

Оценивают свою работу на уроке, свои знания по теме

Личностные:

Регулятивные:

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность Коммуникативные:

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

9.Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

Д/З

Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха»

Зелёный листик прикрепляют те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

уч. с. 96 упр. 69

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Литература:

    Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Москва: Владос, 1999 г.

    Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. Екатеринбург, 2003г.

    Чуракова Н.А.. Русский язык. 2 класс, часть1, Москва, Академкнига/Учебник, 2012 г

Приложение 1

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:

хлебница -

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

III уровень

Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.

Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д...брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.

Образец: синий – синева.

Приложение 2

Лепихова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Русско-Высоцкая школа"
Населённый пункт: Ленинградская область, Ломоносовский район, с.Русско-Высоцкое
Наименование материала: конспект
Тема: Как устроен наш язык. Корень как общая часть родственных слов.(урок 32, 2 класс)
Дата публикации: 18.09.2016
Раздел: начальное образование

Урок 32
Тема:
Как устроен наш язык Корень как общая часть родственных слов
Задачи урока
:
Обучающая:
закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению)
Развивающая
: обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся; учиться делать выводы из наблюдений.
Воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний строить собственные высказывания; воспитывать само стоятельно сть, организованность.
УУД:

Познавательные:
ориентироваться в разнообразии, рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные:
применять установленные правила, последовательности действий. Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
1.

Организационный момент.

Слово учителя. Эмоциональный

настрой.
Учитель. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнём скорей урок.
2.Чистописание
На доске слова: звонит, звонят, позвонит - Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание строчной буквы В и научимся правильно произносить слова Спишите слова в тетрадь. На какие вопросы отвечают эти слова? Как называются такие слова? Что интересного вы заметили?
3.Словарная работа - В новом словарном слове также встретиться строчная буква в. Откройте словарь в конце учебника. Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте в словаре Корова комола, Лоб широк, глаза узеньки. В стаде не пасётся, В руки не даётся. Летом наедается, Зимой высыпается. (МЕДВЕДЬ) Значение слова Ударение Опасное место в слове _Спишите слово в тетрадь -А теперь (показываю знак «работа в паре»). - Придумайте и запишите родственные слова к новому словарному слову. -Какие слова вы придумали? -Как называются такие слова? -Выделите корень.
Взаимопроверка тетрадей.

4Сообщение темы и цели урока.
-Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? Чему мы будем должны научиться сегодня на уроке? (Учиться выделять корень, находить однокоренные слова)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,

-Давайте проверим по учебнику, верно ли вы определили тему урока (урок 32)
.Слово с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается, Корни повторяются. В разные слова встают, Общий смысл придают. Как слова зовут такие? Дети вместе
однокоренные
-Чтобы правильно выполнить
Упражнение 1
вспомните: - Что называется корнем слова? Признаки родственных слов? Как пишется корень в родственных словах? Читаем задание. Прочитайте образец. У кого есть вопросы по заданию? Кто может помочь? -На доске выполняют 2 строки, 2 следующие – самостоятельно. Кому нужна помощь? -Какое слово нам уже встречалось сегодня на уроке? -Как называются слова, записанные в 1 столбике? Во 2? В 3? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, При выполнении
2 упражнения
надо быть очень внимательными. Прочитаем задание. -Кто готов ответить на вопросы? -О каком признаке родственных слов зыбыл тот, кто составил эти ряды? -ПРАВИЛО. -РУБРИКА «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ»

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

РАБОТА В ПАРАХ. УПРАЖНЕНИЕ 3.

Дополнительно.

Игра «Верно ли что….»
1.Родня ли гусеница гусю? -Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка- гусеница. Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть? 2.Верно ли, что корень- это общая часть родственных слов? 3.Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть». (
Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина)

14. Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.


- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? - Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке. Я понял... Я узнал... Я открыл для себя... Теперь я могу сам... Я легко справился... Мне было трудно... Мне было интересно... Мне понравилось...
(слайд)

- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты... - Получили оценки... - Спасибо за работу. Урок окончен.
15. Домашнее задание.
- Выучить правило.

Я понял...

Я узнал...

Я открыл для себя...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

Молчанова Наталья Николаевна учитель начальных классов

Урок русского языка во 2 классе

(учебник Рамзаева Т.Г.)

Тема: Корень как общая часть родственных слов.

Цели: Создать условия для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие о родственных словах, о значении слова в группе родственных

Учить выделять корень;

Развивающие :

Развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов;

Развивать речь, пополнять словарный запас;

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;

Воспитывающие:

Воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование:

    Раздаточный материал:

    Задание на каждую группу

    Карточки трех уровней

    Рисунок березы

    Листочки березы желтого, красного и зеленого цвета

    Проектор, компьютер

    Презентация Microsoft Power Point

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Пояснительная записка

Это первый урок по данной теме. Во 2 классе отводится на эту тему 9 часов.

Начинается урок с эмоционального настроя. Минутка чистописания позволяет развивать объем и распределение внимания, наблюдательность, сосредоточенность, аналитико – синтетическое мышление. Таким образом, наряду с совершенствованием графического навыка углубляются знания по изучаемым темам русского языка.

В словарно – орфографической работе дети, называя существенные признаки предмета, сами определяют его лексическое значение. Мое дополнение повышает интерес к слову, а значит, и к языку в целом, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, и, конечно, предупреждает неуспеваемость.

На этапе изучения нового материала используется частично – поисковый метод.

Мы вместе подобрали родственные слова, сравнивая их лексическое значение и написание. Дети вспомнили понятие «родственные слова». Новое понятие «корень»

дети «добывали», работая самостоятельно с учебником.

Закрепление проходит в форме групповой работы, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов.

Самостоятельная работа проводится дифференцированно. Учащимся предложены карточки трех уровней.

Все этапы урока старалась подвести к раскрытию темы, в результате чего дети хорошо усвоили понятие родственные слова, научились выделять корень по основным признакам.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.

2. Минутка чистописания

На доске: енот, сетка, ежиха, береза (слайд 2)

Прочитайте слова.

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква. (е)

На какие две группы она может разделить данные слова?

(в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа,

в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й ] и [э])

е Е (слайд 3, 4)

- Пропишите.

Определите закономерность последовательности букв во втором ряду:

ера ерб ерв ер… (слайд 5)

(строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)

Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

3. Словарно – орфографическая работа

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше?

Какую букву нам нужно запомнить?

Назовите существенные признаки дерева березы.

(лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 6)

А как бы вы назвали ласково березу?

(березонька, березка)

Как называется гриб, который растет под березой?

(подберезовик)

Как называется лес, в котором растут только березы?

(березняк)

Сравните эти слова по значению.

(близкие по значению)

Сравните эти слова по написанию.

(общая часть – берез)

    Постановка учебной задачи

- Ребята, кто помнит как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение?

- А может быть кто-то знает как называется эта общая часть родственных слов?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Чему хотели бы научиться? (слайд 7)

- Где может об этом узнать? (у учителя, в учебнике, …)

- Начнем с учебника.

    Формирование новых знаний

Прочитайте правило в учебнике на с.43 (Рамзаева Т.Г.)

Какие слова называются родственными? (слайд 8)

общая часть


Как называется общая часть родственных слов?

общее значение


Как иначе называются родственные слова?

однокоренные

Графически корень выделяется дугой (показ)

Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 9)

Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Составляется алгоритм: (слайд 10)

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

6. Физкультминутка

На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, ветер вертит.

Но березка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На березку молодую.

Начал ветер утихать,.

И утихли мы!

7. Закрепление. Работа в группах. (слайд 11)

Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах.

    Час, часок, часовщик, часть

    Нос, носильщик, носик, носатый.

    Морозный, холодный, мороз, морозить.

    Вода, водный, водичка, водить.

    Смелый, храбрый, смелость, смельчак.

    Соринка, сор, сорвал, насорил.

Проверка (слайд 12)

Что наблюдали в этом задании?

Назовите два признака однокоренных слов.

    Упражнение для снятия напряжения с глаз (слайд 13)

    Самостоятельная работа

Индивидуальные дифференцированные задания на карточках трех уровней.

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:

хлебница -

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

III уровень

Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.

Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д...брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.

Образец: синий – синева.

    Итог

- Над какой темой урока мы работали?

- Что нового узнали?

- Назовите два признака родственных слов.

- Как иначе называются родственные слова?

    Рефлексия

(слайд 14)

Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха.

Зелёный листик вешают те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

Составить цепочку родственных слов с корнем лес.

С одним из слов составить предложение.