Pro ребусы. Ребусы для детей с картинками. Чем сложнее, тем интереснее, или как разгадывать ребусы с нотами

Ребусы для детей увлекательное и полезное занятие, главное правильно подать новую игру. Вдумчивые усидчивые дети сами по себе любят различные кроссворды, загадки и шарады. Но что делать, если ребёнок - непоседа, который не любит посвящать свободное время на решение задач и головоломок?! Ответ прост: преподнесите решение ребусов в игровой форме! Например, представьте их таинственным шифром, при помощи которого шпионы передают друг другу загадочные послания. Осуществить такую задумку несложно - ребусы можно составить самостоятельно, записать их на отдельные бумажки и положить в конверт или свернуть на манер свитков (в таком случае ребусы могут стать «письменами» пиратов или древних старцев-друидов).

Простые загадки станут полезным занятием в дошкольном возрасте, так как шарады и ребусы прекрасно развивают логическое мышление. Более сложные варианты ребусов подойдут для школьников и детей, значительно попрактиковавшихся в расшифровках.

Ребусы составляются на всевозможные темы. Основное правило при составлении или подборе готовых ребусов - все элементы задачки должны быть ясны и известны ребёнку. Для развития детей 6-8 лет в основном используются ребусы в картинках.

Преимущества ребуса перед обычной задачкой состоит в том, что в первом идёт упор на развитие логики. Чтобы картинки «читались», нужно понять рисунок, подобрать к нему нужное определение. Например, одно только изображение мужского лица может иметь несколько трактовок: «лицо», «рожа», «человек», «мужчина». В зависимости от возраста, внешности и наличии головного убора подойдут определения: «старик», «юноша», «парень», «полицейский», «спасатель», «пожарный», «доктор» и т.д. Таким образом, благодаря подбору нужного варианта и совершению некоторых манипуляций с загадкой ребусы для детей помогают развивать память ребёнка, пополняют его словарный запас, увеличивают скорость мышления, учат ориентироваться в конкретной ситуации и использовать опыт предыдущих решений

Главные правила в любом обучении: неспешность, последовательность, систематизация и закрепление материала. Обучая правилам решения ребусов детей шести-восьми лет, выбирайте несколько правил, а не все сразу. Таким образом, вы постепенно познакомите ребёнка со всеми тонкостями ребусов, а не завалите его кучей правил. Объяснив тот или иной принцип решения, предложите малышу разгадать несколько ребусов на это правила. Таким образом, ребёнок не только услышит правило, но и увидит его работу в действии, сможет на своём опыте опробовать решение и насладиться победой.

Следует объяснить ребёнку важный момент разгадки ребуса - в решении прежде всего нужно верно подобрать слово к изображению на картинке. Дальнейшие правила относятся к конкретному слову, и, если выбрать неверное определение, то следующие действия не принесут результат.

365 лучших развивающих игр для детей на отдыхе и дома

Есть много способов сохранить общение с ребенком, а также сделать его общение со сверстниками более разнообразным. Один из них - это настольные и подвиж­ные игры. В них можно играть в любое время года и в любое время дня. Главное, чтобы у детей появилось желание и свободное время, чтобы пообщаться с друзьями. Игры, представленные в этой книге, способствуют умственному и физическому развитию детей.

Основные правила решения ребусов

Запятая в ребусе

В ребусах очень часто рядом с изображением какого-либо предмета находится запятая. Она может располагаться в начале ребуса или в конце, внизу картинки или вверху, может выглядеть обычно или быть перевёрнутой, может быть одна или сразу несколько штук. В каких бы вариациях запятая не находилась в ребусе, у неё лишь одно значение: удаление букв.

Если одна запятая в начале слова, значит нужно отнять начальную букву этого слова, если в конце - отбросить одну последнюю букву (например, если на зашифрованной картинке изображён циркуль, а после него стоят 3 запятые, то, убрав лишние буквы, получим слово «цирк»). Соответственно, если таких запятых несколько, например, две в начале и три в конце, то нужно удалить две буквы в начале и три в конце слова.

Перевёрнутые запятые имеют такое же значение, как и обычные - удаление лишних букв.


(Рот)


(Рога)

Зачёркнутые и дописанные буквы в ребусе

Если зашифрованная в ребусе картинка соседствует с дописанными или зачёркнутыми буквами, то нужно поступать с этими буквами так, как указано. Например, если рядом с изображением крота есть зачёркнутая буква «р», значит следует удалить её из данного слова - получится не «крот», а «кот». А если перед изображением собачьей будки стоит «неза», то, добавив их, получим «незабудка».

Встречаются ребусы, где есть зачёркнутая буква, а рядом с ней подписана другая (либо стоит знак равенства между буквами). В таком случае это означает, что одну букву нужно заменить другой.


(Рукав)


(Кисточка)

Знаки: плюс и равно

Если между изображениями стоит знак «плюс», значит, данные зашифрованные слова или части слов следует прибавить друг к другу. Реже встречаются ребусы, когда «плюс» означает предлог «к» (например, из набора «+» «изображение ямы» «ь» получится «кровь»).


(Обложка)

Знак равенства означает, что одну букву в слове следует заменить другой. Если таких букв несколько, значит нужно заменить все указанные буквы («А=О», значит во всём слове все «А» заменяются на «О»).


(Корова)

Вверх тормашками и задом наперёд

Бывает в ребусах и такое, что изображение перевёрнуто вверх ногами. В таком случае это означает, что данное слово нужно прочитать наоборот, например изображение перевёрнутого кота - не что иное, как «ток».


(Арбуз)

Цифры в ребусах

Цифры в ребусе могут выполнять несколько функций. Во-первых, цифра может являться частью загаданного слова, например «СТОл».


(Подвал)

Во-вторых, цифры над картинкой указывают порядок букв из зашифрованного слова. То есть чтобы отгадать ребус, необходимо поставить буквы в нужном порядке. Например, цифры «4,1,2,3,5» над изображением грозы указывают, что буквы нужно поменять местами - при соблюдении этого правила получится слово «розга».


(Силач)

Также в загадке могут присутствовать и зачёркнутые цифры - это означает, что следует удалить из слова букву с данным порядковым номером.


(Ира)

Черточки в ребусах

В зависимости от места расположения черты над остальной частью ребуса черта имеет значение различных предлогов. Так, горизонтальная или вертикальная черта определяет «место» другой части ребуса и заменяется соответствующими случаю предлогами: «над», «под», на«, «по», «около», «за» и т.д.

Реже черта в ребусе может означать половину зашифрованной части загадки и будет заменяться словом «пол».


(Наседка)

Важно: расположение букв и изображений

Для того чтобы разгадать ребусы, нужно не только распознать изображение, прочесть буквы или посчитать их порядок, важно также обратить внимание на расположение элементов в загадке.

Если буквы, цифры или изображение размещены один в другом, значит к их определениям прибавляется предлог «в». Если же буквы, цифры или рисунки располагаются один за другим, значит добавляется предлог «за» или «перед».


(Волга)


(Заяц)

Также могут встречаться ребусы, когда из одной буквы или цифры составлена другая буква или цифра - в таком случае к загаданным элементам слова добавляется предлог «из».


(Изба)

Ребусы с нотами

Часто в ребусах используются изображения нот и скрипичного ключа. Для расшифровки таких элементов необходимо, чтобы ребёнок знал расположение и название музыкальных нот.


(Фасоль)

Иногда изображение данных элементов может обозначать общее название «нота» или «ключ».

Ребусы для детей 6-8 лет с ответами

Обычно в ребусах используется несколько правил, например сочетание картинок с запятыми и заменой букв. Дети в возрасте шести-восьми лет уже знают алфавит, умеют считать и обладают приличным словарным запасом. Если же ребёнок дошкольного возраста ещё не знаком со знаками препинания (запятая) и математическими знаками (плюс, равно), следует отдельно объяснить ему новые для него символы.

Следует упомянуть, что разгадывания ребуса вызовет у ребёнка больший энтузиазм, если зашифрованные слова (и составляющие их элементы) будут иметь «эмоциональную привязку». Так, ребусы про космос будут восприниматься значительно лучше после посещения планетария, а загадки про животных станут интересны деткам-любителям братьев наших меньших.

И наконец, последнее: перед тем, как предложить малышу ребус, попробуйте отгадать его самостоятельно. Убедитесь, что использованные изображения и зашифрованные слова скрывают в себе знакомые для ребёнка понятия.

Ребусы о животных, птицах и растениях

1.
(Сорока)

2.
(Дубрава)

3.
(Хомяк)

4.
(Бизон)

Ребусы о семье

1.
(Семья)

Многим интересны ребусы, разновидностей которых существует огромное множество. И это неудивительно. Официальным изобретателем «занимательных шифровок» стал француз Этьен Табуро еще в 16 веке. В сегодняшний век информационных технологий узнать, как разгадывать ребусы можно с помощью Интернета, справочников и книг, а также нашей статьи. Благодаря разгадыванию головоломок мышление становится нестандартным, развивается логика, что особенно важно для детей и подростков.

Что такое правила ребусов?

Удивительный мир ребусов подчинен ряду правил. Чтобы научиться понимать, что зашифровано в сочетании картинок и символов, нужна практика. Но сначала нужно освоить теорию, изучить приемы составления и узнать, как правильно их разгадывать.

Секреты разгадок головоломок:

в логическом задании загадывают одно слово, фразу или предложение, которые делят на несколько частей и зашифровывают в виде символов и изображений;

  • первое впечатление обманчиво, поэтому нужно обращать внимание на детали;
  • важно учитывать расположение символов относительно друг друга;
  • начинают разгадывать по направлению: с левой стороны на правую, или сверху вниз;
  • · если в задании изображена направляющая стрелка, значит, читать нужно в том направлении, которое она указывает;
  • изображение картинки читается словом именительного падежа единственного числа;
  • в задании может быть зашифрована пословица, цитата или загадка, в которой будут присутствовать все части речи;
  • при составлении головоломки используют картинки, цифры, буквы, символы;
  • в задании можно использовать неограниченное количество приемов;
  • результатом разгадки логического задания должно стать осмысленное слово или группа слов.

Виды ребусов:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • математические;
  • звуковые.

Допустим, на рисунке изображено несколько предметов. Нужно называть предметы в именительном падеже, поочередно, в направлении с левой стороны направо. Например, слово ВОЛОКНО, можно прочитать, если правильно назвать и соединить два слова, изображенных на картинке, ВОЛ и ОКНО.

Если слово или рисунок изображены с запятыми, следует убрать столько букв, сколько запятых на рисунке (например, у нас на изображении от слова МЯЧ нужно убрать одну букву Ч).

Когда логическая задача состоит из двух частей — картинки и слова, нужно подобрать картинке единственное правильное название, которое можно будет соединить с буквенным выражением.

Очень интересно разгадывать ребусы из букв . Например, в серединку буквы О вписали ДА. Включаем логику и медленно проговариваем то, что видим своими глазами: «в — о — да», получили ответ — слово ВОДА.

А теперь запоминайте: можно вписывать часть искомого слова не только «в» буквы, можно располагать их перед, за, под, на, у — по отношению к изображению. Предлоги — из, к, от, с, по — можно увидеть на зашифрованном задании по положению друг к другу предметов, изображенных на рисунке.

К примеру, видим, что буква «л» прислонилась к букве «к» — а читать будем две буквы с предлогом «у» — «л-у-к», получили слово ЛУК.

В случае, когда буквосочетания располагаются один «над» другим или «на», или «под» — нужно проговаривать то, что увидят глаза. Если увидел дробь, с числителем «фо» и знаменателем «ри» — читай «фо-на-ри», получили слово ФОНАРИ.

Если на рисунке изображены две буквы, но одна расположена ближе, а другая стоит «за» ней — нужно принять подсказку и прочитать буквы и буквосочетание «за». Например, за буквой «я» спряталась «ц», а если произнести вслух то, что увидели глаза, получится слово ЗАЯЦ.

Когда в ребусе нарисована картинка, а рядом есть зачеркнутая буква, нужно внимательно посмотреть на картинку и назвать предмет в именительном падеже. Буква, которая есть в слове, но зачеркнута на картинке, должна быть удалена из слова — в результате получится новое искомое слово. Вариант с буквой может быть и таким: буква должна быть заменена на другую, потому между буквами стоит знак равно.

Ребусы с буквами и цифрами самые легкие. Допустим, на картинке изображен ТАРАКАН, а над словом значится цифровое выражение 1, 2, 7, 5. В этом слове 7 букв, и каждая цифра равна букве. Нужно взять из слова буквы в соответствии с порядковыми номерами и расположить так, как предложено в задании. Получится новое слово — ТАНК.

Если возле рисунка слева или справа располагаются запятые, значит, нужно назвать рисунок и удалить ненужные буквы — в результате получится новое слово. Сколько запятых изображено на рисунке, столько букв и будет удалено из слова.

Усложняется задание, когда на рисунке изображают несколько картинок.

Интересно разгадывать логическое задание, когда сочетают буквенное выражение или одну букву с цифрами. Например, 100 + буква «л», получится слово СТОЛ.

Допустим, на изображении внизу разместили рисунок орла, а вверху расположили буквенное равенство Р = С. Видим, как гордый ОРЕЛ превратился в слово ОСЕЛ.

Довольно распространенными являются ребусы с несколькими картинками, под которыми располагаются цифры. Если часть указанных цифр зачеркнута, значит в словах, под которыми изображены цифры, нужно будет убрать буквы, согласно полученной цифровой инструкции.

Ребусы с дробью читаем, используя выражение, передающее действие деления. Так, если букву «з» поделить на «к», прочтем «з — на — к» и получим слово ЗНАК.

Часто на заданиях с ребусами можно увидеть несколько изображений вместе — букву, цифру, изображение. При разгадке таких логических задачек нужно просто смотреть на вещи и называть их своими именами, этот способ помогает быстро решать самые запутанные головоломки.

Родители мечтают, чтобы у ребенка в жизни все складывалось удачно. Но нужно не мечтать, а действовать. Все знают, что мышление ребенка отличается от мышления взрослого человека. У детей еще нет стереотипов, комплексов, дети видят мир в истинном свете. Именно поэтому важно приучать ребенка самостоятельно мыслить, создавать логические цепочки, искать выход, и самое главное находить его. Лучшего способа научить ребенка логически мыслить и видеть суть вопроса, чем разгадки ребусов для начинающих, и быть не может!

Чем сложнее, тем интереснее, или как разгадывать ребусы с нотами

Когда семечки остались позади, орешки будут по зубам и вам, и вашему малышу. Сложные ребусы разрешить под силу только тому, кто обладает специальными знаниями.

С помощью палочек или спичек можно выкладывать интереснейшие логические задачи. Здесь действия с палочками можно совершать в двух направлениях:

  • с помощью изменения положения палочек можно изменить изображение;
  • переложить палочки таким образом, чтобы количество палочек в полученных фигурах оказалось одинаковым.

Задания с палочками — это интересный увлекательный процесс. Возможно, тот, кто сможет из двух треугольников сделать четыре, в будущем построит машину времени или сделает невероятное открытие в мире математики.

Математические ребусы вызывают у детей интерес своей оригинальностью. Одновременно с поиском решения ребенок считает, выполняет действия, ищет несколько вариантов решения вопроса. Самым приятным в решении логической задачи является получение положительного результата. Детям чувство победы дарит радость и море позитивных эмоций. Заниматься ребусами можно в семье, а можно привнести это хобби в компанию сверстников. В интернет ресурсах собрано огромное количество развивающих заданий для детей и подростков, любителей и профессионалов. В детских изданиях много увлекательных заданий на логику, ребусов, шарад, кроссвордов. Не забывайте покупать их своему ребенку. А вместо просмотра десятой серии мультфильма предложите вместе разгадать логическую задачу. Поверьте, время пролетит незаметно, а теплота от проведенных вместе минут, будет долго греть сердце.

Ребусы для детей с картинками

Дети очень любят разгадывать разнообразные загадки. И это не только весёлое, но и очень полезное занятие, развивающее маленького человека, включая его образное и логическое мышление. Особенно хороши для развития этих способностей такие логические задачи, как ребусы.

Кстати, разгадывать их интересно не только детям, но и взрослым. Даже если это обычные шифротексты с картинками. Так что подобное совместное времяпровождение может постепенно превратиться в прекрасную семейную традицию.

Представляем вашему вниманию детские ребусы в картинках, под каждой карточкой вы найдете ответы.

*** - означает, что ответ на эту задачку мы не знаем, если разгадаете, будьте любезны, напишите в комментарии, спасибо.

Ответы на ребусы (слева-направо): бородавка, синяк, ***, препарат, бельмо, гигиена, гематома, носилки, лихорадка, укол, родинка, операция, столбняк, малярия, пластырь, метеоризм.

Ответы : бабочка, шоколадница, павлиноглазка, креветка, водомерка, краб, ***, таракан, жужелица, слепень, москит, скорпион, трутень, стрекоза, муха, шмель.

Ответы : скальпель, шарманка, долото, гитара, кусачки, свистулька, дрель, фиксатор, колун, дисковод, коса, тросточка, ножеточка, лампочка, свирель, морозилка.

Ответы : инкубатор, выключатель, щеточка, радиотелескоп, клюка, радиотелефон, скрепка, радиолампа, стремянка, электропила, картридж, электронасос, трубочка, электродрель, закладка, электромолоток, ершик, электрогитара.

Ответы на ребусы в картинках : рыба-меч, макрель, минога, плотва, рыба-молот, меченосец, рыба-пила, ряпушка, рыба-ремень, карп, рыба-игла, палтус, рыба-шар, толстолобик, рыба-еж, карась.

Ответы : ветрило, шторм, гроза, торнадо, дымка, потоп, исток, роса, метель, капель, сугроб, слякоть, заморозки, ***, мрак, пляж.

Ответы : китель, стелька, носочки, бескозырка, безрукавка, полу пальто, шорты, кофточка, картуз, лампасы, ремешок, лосины, шапочка,***, подкладка, носок.

Ответы : шарф, шиповки, косынка, босоножки, пуховик, каблук, рукав, трико, юбочка, шляпа, платок, подследники, фрак, толстовка, колпак, рейтузы, тужурка, шинель.

Ответы: волосы, колено, уста, кулак, зрачок, подмышка, позвонок, переносица, макушка, локоть, вихор, хрящик, ножка, осанка, ключица, голень.

Ответы на ребусы : компот, кисель, лимонад, антрекот, сырник, пирог, рулька, пампушка, желток, сбитень, сухарь, тефтели, баранка, ириска, выпечка, рогалик.

Ответы : картошка, слива, яблоко, клюква, капуста, редиска, смородина, земляника, сухофрукты, кокосы, ***, гречка, кабачок, апельсин, котлета, фасоль.

Ответы на ребусы : горнист, рыцарь, садовод, служанка, культурист, танкист, натуралист, укротитель, окулист, танкист, плотник, токарь, пожарник, трубач, рыбак, пикадор.

Ответы : стилист, лучник, кухарка, ложкарь, сталевар, краболов, астроном, косарь, горняк, скотовод, дублер, крестоносец, животновод, столяр, журналист, ключник, золотоискатель, шпион.

Ответы на ребусы: баркас, помело, ракета, танкер, колымага, матор, карета, каток, парусник, трактор, подлодка, мотоколяска, пирога, мотолодка, неотложка, мотосани.

Ответы на ребусы : метромост, дельфинарий, теплица, планетарий, ***, хлев, кремль, юрты, колокольня, барак, плотина, мечеть, собор, цитадель, кормушка, элеватор.

Ответы : острога, воронка, палица, одноколка, гимнастерка, перестрелка, патрон, гранатомет, пистолет, кобура, торпеда, забрало, дротик, побоище, приклад, кольт, стрельба, рогатка.

Откуда к нам пришли ребусы

Итак, что же такое ребусы, откуда они появились и чем они полезны? Об этом и пойдёт дальнейший разговор. Разгадыванием слов, зашифрованных в картинках, впервые стали увлекаться во Франции ещё в XVI веке. Разумеется, подобное развлечение было доступно всем, но занимались им по большей части представители аристократических фамилий, поскольку у них было больше свободного времени для подобных развлечений. Но и другие слои общества не упускали возможностей поразгадывать зашифрованные в картинках слова. Говорят, что этим занимались даже в не очень респектабельных питейных заведениях.

В нашей стране шифротексты появились значительно позже. Поголовное увлечение задачками, которые нужно разгадывать «при помощи вещей» (именно так вольно можно перевести слово rebus с латыни) началось только в конце XIX века. В это время в Российской Империи даже стали издавать специальный журнал, который так и назывался «Ребус».

В настоящее время криптограммами такого вида никого особо не удивишь. А вот былой популярности подобные логические задачки, к сожалению, не имеют. И это зря! Подобное времяпровождение гораздо полезнее, чем сидение в социальных сетях или за компьютерными играми. Особенно для детей!

Зачем детям разгадывать ребусы

Большинство ребусов представляют собой загадку, где основную роль играет картинка. Дополняется изображение буквами, цифрами или знаками. Складывая вместе слова, обозначающие нарисованные предметы, добавляя или изменяя буквы в их названиях, убирая отдельные буквы или слоги, можно превратить исходное слово в искомое. Вот собственно и вся задача.

Интерес детей к таким головоломкам очень высок. И в этом нет ничего странного. Некоторый элемент таинственности всегда притягивает к себе детское внимание. А в результате маленькие человечки не только с удовольствием занимаются расшифровкой слов, но и незаметно для себя развивают необходимые для учёбы в школе, да и вообще для жизни, качества. Решение таких текстовых загадок во многом способствует развитию:

  • кругозора (малыши запоминают новые слова и узнают их значения);
  • речи (в ребусах можно зашифровать не только отдельные слова, но и пословицы или скороговорки);
  • памяти (в первую очередь зрительной) и внимательности;
  • логического мышления;
  • сообразительности, смекалки и интуиции.

Кроме того, благодаря шифрованным текстовым сообщениям в картинках дошколята и первоклашки значительно легче справляются с изучением букв и цифр, а дети постарше запоминают правописание различных слов.

В последнее время такие логические задачи используют даже составители учебников. В начальных классах их часто задают в качестве домашних заданий. Старшим же детям можно предлагать не только решать криптограммы, но и самим их составлять. Такое упражнение тоже является отличной разминкой для ума. Более того, подобные задания являются ещё и творческой работой. Ведь большинство содержат в себе картинку, которую ребёнку придётся нарисовать самостоятельно.

Различия детских ребусов

Самыми сложными считаются математические головоломки, в которых буквами заменяются цифры в каких-либо математических выражениях. Наиболее сложными считаются так называемые крипторифмы. Это ребусы, в которых математическое выражение зашифровано не просто набором букв, а вполне осмысленной фразой. Разумеется, данный вариант головоломок подходит только детям, которые уже хорошо разбираются в арифметических действиях и неплохо читают.

Более распространённый вариант – буквенные. В них слово зашифровывается с помощью букв, слогов или целых слов. Для разгадывания такой задачки одни буквы надо удалить, другие заменить. Часто для решения подобных головоломок надо использовать смекалку и внимательность, поскольку решение может зависеть даже от расположения букв и слогов относительно друг друга. Младшие школьники, хорошо знающие алфавит и умеющие читать уже прекрасно справляются с подобными задачами.

Задачки с буквами и картинками прекрасно подходят для детишек, только приступивших к изучению букв. Подобные задачки не только учат малыша мыслить и рассуждать, но также позволяют быстрее запомнить буквы и научится читать. Подойдут такие головоломки и младшим школьникам. Их решение является хорошей разминкой для ума.

А вот текстовые загадки в картинках – отличный вариант развивающих занятий для детей уже от 3 лет. Они считаются самыми простыми и вполне по силам даже таким малышам. Об этом варианте головоломок стоит рассказать немного подробнее.

Ребусы в картинках

Логические задачи, в которых используются только картинки, подходят для малышей, которые еще не освоили азбуку или только приступили к освоению этой науки. Чаще всего они состоят из двух картинок. Из названий предметов, изображённых на них, и получается новое слово.

В таких ребусах ребёнку не надо убирать или присоединять буквы к найденным словам. Достаточно соединить их вместе. Однако не надо считать, что подобные задачки слишком просты. Хитрость в том, что многие предметы часто называются по-разному, например:

  • нарисованный глаз можно назвать и «глаз» и «око»;
  • стилизованное окно может быть употреблено в этом значении или обозначать слово «рама»;
  • забавная физиономия может расшифровываться как «лицо» или как «рожица» и т.д.

Подобные головоломки не только учат ребёнка размышлять, но и значительно расширяют его словарный запас.

Для детей постарше подойдут ребусы посложнее, в которых картинка изображается в перевёрнутом виде. В этом случае надо не просто отгадать, что на ней нарисовано, а еще и проговорить это слово задом наперёд, например: НОС – СОН. Иногда в таких задачках изображение не переворачивают, а указывают направление произношения слова стрелочкой.

Если малыш уже приступил к изучению алфавита, ему уже можно предлагать разгадывать текстовый шифр, в котором картинка сопровождается одной или двумя буквами. Такие задачи значительно упрощают процесс запоминания алфавита, а занятия превращаются в увлекательную игру, не напрягающую ребёнка.

Как разгадывать текстовые шифры вместе с ребёнком

При помощи логических задачек достаточно просто превратить обучающее занятие в весёлую игру. Но для начала родителю надо и самому ознакомится с основными правилами разгадывания подобных задачек. Хотя никаких особых хитростей в этом деле и нет.

Любой ребус читается слева направо (иногда сверху вниз), если иное условие не оговорено или не указано в виде стрелочки. Все названия предметов употребляются в именительном падеже единственного числа. Разумеется, если изображено несколько предметов, то слово следует употребить во множественном числе.

В отличие от других видов подобных задач, ребусы в картинках всегда имеют только одно решение. А вот их более сложные собратья могут содержать и два ответа. Правда, в этом случае в условиях это обязательно указывается.

Поначалу детям не стоит давать слишком сложные варианты. Первые задачи должны быть совсем простыми, чтобы заинтересовать малыша. Перед началом занятий ему нужно объяснить понятным языком суть задачи.

Если на картинке изображен малознакомый ребёнку предмет, то с помощью наводящих вопросов его надо подвести к названию того, что изображает рисунок или объяснить значение этого слова. Тоже надо сделать и в том случае, если предмет можно назвать разными словами. Изображённый на картинке глаз большинство детей так и идентифицируют. Задача взрослого при этом рассказать, что раньше эту часть лица называли и другим словом. Таким образом разгадывание ребусов позволит не только развить мышление и логику ребёнка, но и значительно расширит его кругозор и словарный запас.

Не стоит расстраиваться, если малыш сразу не справился с заданием. Это ни в коей мере не говорит о слабости его способностей. Даже простые логические криптограммы не всегда разгадываются с первого раза. Более того, некоторые на первый взгляд простые картинки не с первого раза удаётся расшифровать и взрослым людям. Да и вообще, всегда можно подсказать малышу путь к решению задачи или направить ход его рассуждений в нужное русло. Главное, не переусердствовать и не решить задачу за ребёнка. Эту грань переходить не стоит.

Видео

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы «В поисках сбежавших головоломок»

Цель : развитие внимания, нестандартного мышления, творческого воображения.

Оборудование : у учителя — таблица к головоломке № 1; у учащихся — цветные карандаши, тетрадь в клетку, спички.

Учитель . Ребята, ко мне обратилась знакомый библиотекарь с просьбой о помощи. Дело в том, что случилась неприятность: из детской библиотеки сбежала книга с головоломками. Она была в единственном экземпляре и пользовалась спросом. Но прошедшим летом никто из читателей не поинтересовался ею ни разу. Оно и понятно: лето было жаркое, и все свободное время юные читатели старались провести где-нибудь поближе к природе, к воде. Но начался учебный год, и они вновь просят эту книгу. Однако головоломки обиделись, почувствовали себя летом никому не нужными и сбежали, оставив записку. Вот она.

Учитель показывает карточку.

Запись зашифрована, то есть представляет собой головоломку. Давайте попробуем ее расшифровать. Догадайтесь, каким «ключиком» надо воспользоваться.

Самостоятельная работа.

Дети записывают расшифрованный текст в тетрадях. Проверка.

Ответ. «Мы никому не нужны! Отправляемся на остров Вечного Лета. Прощайте». Читаем снизу вверх справа налево.

Я предлагаю отправиться на остров Вечного Лета и отыскать там сбежавшие головоломки. Может быть, они согласятся вернуться.

Чтобы оказаться в краю, где плещутся волны теплого моря, где растут пальмы, цветут магнолии и где много-много солнца, достаточно воспользоваться никогда не подводящим нас воображением. Закрываем глаза... Крекс-пекс-фекс!.. Открываем глаза. Мы на острове Вечного Лета! Остров со всех сторон окружен морем. Пройдемся вдоль берега. Справа море — голубое, чистое и ласковое; слева — куда ни кинь взгляд — пальмы, лианы, кокосы, бананы.... А под ногами светлый теплый песок. Ух, жарко! Нужно искупаться. А что это там плещется на волнах? Подплывем поближе. Вот это удача! Малюсенький плотик, на нем — раскрытая книга, а рядом, кверху животиками, лежат человечки с большими головами, тоненькими ручками и ножками — загорают. На плотике возвышается флаг с надписью:

ООООЛЛМКГВИ

Что это за слово? Может, кто-нибудь уже догадался?

Ответ. ГОЛОВОЛОМКИ. Переставляем «рассыпавшиеся» буквы.

Ах вот оно что! Головоломки специально себя зашифровали, чтобы окружающие голову ломали в догадках, кто перед ними. Ребята, нарисуйте хотя бы одну головоломку, как вы ее себе представляете.

Дети рисуют. Обмен впечатлениями.

Здравствуйте, головоломки! Мы специально прибыли на остров Вечного Лета, чтобы уговорить вас вернуться в библиотеку, ведь детям так не хватает вас!

Головоломкин. Неужели специально за нами? Мы ведь тоже скучаем без ребят. Нам стало обидно, что они позабыли о нас на все лето. И вот решили сбежать на этот остров. Пусть и читатели почувствуют, что им плохо без нас.

Учитель. Читатели уже почувствовали — жизнь без головоломок скучна. А мы с радостью готовы решать их хоть прямо сейчас. Ну-ка, откройте нам страницу потрудней!

ГОЛОВОЛОМКА 1

Мы посмотрим на таблицу

И на ней увидим лица,

Лица незнакомые —

Грустные, веселые...

А теперь попристальней

На них, дружок, взгляни.

Какой закономерности

Подчинены они?

Ответ. В каждом горизонтальном ряду есть по одному лицу круглой, овальной и квадратной формы, у лиц разной формы головные уборы, разной формы носы, рты и глаза.

Учитель закрывает одно из лиц и просит детей нарисовать спрятанное лицо в тетради, предварительно проверив наличие в своем ответе закономерности.

ГОЛОВОЛОМКА 2

Есть «лишнее» понятие

Буквально в каждой строчке.

Вы, хорошо подумав,

Отметьте его точкой.

1. Береза, дерево, клен, тополь, рябина.

2. Сложение, умножение, слагаемое, деление, вычитание.

3. Горький, горячий, кислый, сладкий, соленый.

4. Осадки, дождь, снег, иней, град.

5. Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

ГОЛОВОЛОМКА 3

Нужно выложить из спичек

Разные предметы.

Спичкам строгий счет вести

Следует при этом.

Выложите: а) вазу из 8 спичек; б) конверт из 8 спичек; в) елочку из 9 спичек; г) башню из 9 спичек.

ГОЛОВОЛОМКА 4

Пословицы-двойняшки

В списке вы найдите,

От английской к русской

Стрелку проведите.

Английские:

УМНЕЕ ВСЕГО МОЛЧАНИЕ.

НЕ ОДЕЖДА ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА.

И ХОРОШИЙ СТРЕЛОК МОЖЕТ

ПРОМАХНУТЬСЯ.

У СТРАХА ДЛИННЫЕ НОГИ.

ВЕТРА СЕТЬЮ НЕ ПОЙМАЕШЬ.

Русские:

РЕШЕТОМ ВОДЫ НЕ НАНОСИШЬ.

И НА МАШКУ БЫВАЕТ ПРОМАШКА.

СЛОВО — СЕРЕБРО, МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО.

ТРУС И ТАРАКАНА ПРИНИМАЕТ ЗА ВЕЛИКАНА.

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ.

Ответ. Умнее всего молчание. Слово — серебро, молчание — золото.

Не одежда делает человека. По одежке встречают, по уму провожают.

И хороший стрелок может промахнуться. И на Машку бывает промашка.

У страха длинные ноги. У страха глаза велики. Ветра сетью не поймаешь. Решетом воды не наносишь.

Объясняется смысл пословиц.

ГОЛОВОЛОМКА 5

Чтоб слова известные

Суметь расшифровать,

Таблицу умножения

Отлично надо знать.

Подсказка. Чтобы вместо числа, например, 4, вставить букву, надо посмотреть в код и подумать, как путем умножения одного из чисел вертикальной строки на одно из чисел горизонтальной строки получить 4. Только если умножить 2 на 2. Их пересечением является буква С. И так далее.

Ответ . СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Так говорят об очень умном, выдающемся, талантливом человеке.

Головоломки . А вы, ребятки, молодцы. Головоломки щелкаете, как орешки! Мы согласны вернуться в библиотеку, но с условием: вы не будете про нас забывать, в том числе и летом.

Учитель. Ребята, вы согласны с условием? Тогда мы все вместе покидаем остров Вечного Лета.

Взрослые стараются развивать детей через игры и развлечения, используя для этого самые различные формы. Раскраска, загадка, подвижная игра по заданным правилам, простые головоломки – всё это служит обучению детей, подготовке их для школы.

Конечно, малыш дошкольного возраста ещё не знает или плохо знает буквы, поэтому кроссворды и другие сложные головоломки не для него. Поэтому в 6-7 лет его знакомят с ребусами. Обычно это самые простые головоломки с одним загаданным словом. В этом возрасте важнее, чтобы ребенок понял сам принцип использования картинок, слогов, составляющих нужное слово. Понял и запомнил, что такое буква и для чего она нужна.

Для начальной школы уже можно использовать более сложные головоломки, требующие умения читать и писать, развития логического мышления, например, такие, как кроссворды. Ребусы и головоломки для детей 9-10 лет с ответами в картинках часто используются на уроках в школе. Дома, вместе с родителями дети вполне могут составить ребус сами, нарисовав его, или используя раскраски.

Постепенно они становятся более сложные, картинки ребуса могут составлять уже целые фразы, или загадывать специальные термины. Ребусы по физике, ребусы по химии или математике используются на уроках и внеклассных мероприятиях, чтобы усилить познавательную активность детей, развить их логические и творческие способности.

Первые ребусы появились ещё в 15 веке во Франции, где они превратились в картинки, иллюстрирующие игру слов. К нам, в Россию, эти словесные логические головоломки в виде картинок, пришли лишь ко второй половине 19 века. Тогда эта интеллектуальная игра нашла себе верных поклонников самого разного возраста. Разгадывать сложные ребусы полюбили взрослые, а затем привлекли к этому детей, начиная с дошкольного возраста.

Независимо от того, какому возрасту адресован ребус – детям 6 лет или школьникам 16 лет, – составить или решать его нужно по одним и тем же правилам. Если решая кроссворды, мы знаем вопрос, на который нужно найти ответ, то ребус – это игра слов, где используется сходство звучания самых разных предметов и понятий и найти ответ нужно, глядя на изображение.

  • Предмет, который мы видим на картинке ребуса, читается всегда в единственном числе, именительном падеже, но при этом может иметь несколько значений. Например, если на раскраске ребусе мы видим глаз, то в качестве разгадки он может обозначаться словом «око». Или рисунок дуба, когда будем решать задачу, может быть взят именно как «дуб», а может как более общее понятие «дерево».
  • Когда для решения нужно воспользоваться не всем словом, а лишь его частью, то отбрасываемые буквы, если они стоят в начале или конце слова, обозначаются запятыми. Место и количество запятых указывают, сколько и откуда нужно отбросить букв. Если отбрасывается буква из середины слова, то это показывают, написав и перечеркнув её.
  • Если буквы, слоги, картинки стоят в определенном порядке или внутри друг друга, это значит, что при решении нужно использовать предлоги: «в», «на», «под», «за» и т.д. Часто положение «над», «под» обозначают горизонтальной чертой.
  • Если из одних букв состоит другая (другие), то читая, прибавляем «из» (из-б-а). Когда же буква нарисована по другой букве, то используем предлог «по» (по-я-с).
  • Замена одной буквы на другую обозначается или знаком равенства, или убираемую букву зачеркиваю, а рядом пишут нужную.
  • Когда хотят показать, что для решения нужно читать слово, обозначающее предмет на картинке, наоборот, то картинку помещают в перевернутом виде.

Ребусы для детей

Учеников начальной школы, детей возраста 9-10 лет, начинают знакомить с ребусами по математике. К таким относят те, при составлении которых пользуются цифрами или числительными. Также к математическим относят те, в которых загадываются термины из математики. В ребусах также используются математические знаки = и +.

  1. Знак = обозначает, что все данные буквы в слове-рисунке заменяют другой буквой или сочетанием букв.
  2. Знак «плюс» предупреждает, что части ребуса, между которыми он стоит, являются одним словом.
  3. Цифрами в ребусе обозначают буквы, которые нужно взять из слова-картинки и поставить их в том же порядке, как они написаны.
  4. Числительными могут быть и отгадка ребуса (в-о-семь), и его часть. (7я).
  5. Для ребенка 8-9 лет математическим ребусом будет и тот, где для разгадки нужно посчитать количество одинаковых букв (семь-я).
  6. Ребус может разгадываться не одним словом, а предложением, в том числе на тему математики.

По этим же правилам составляются и сложные ребусы по физике, и ребусы по химии, в которых зашифрованы термины из этих наук.

Домашние животные

Все дети, независимо от того, сколько им лет, любят домашних животных. Поэтому с удовольствием будут разгадывать ребусы и кроссворды, ответами в которых будут их четвероногие любимцы. Кроссворды, которые нужно заполнить, включают задания в виде ребусов. Ответы вписываются под теми цифрами, что и ребус-загадка.

Виды спорта

Дети уже с дошкольного возраста занимаются физкультурой, а некоторые даже начинают увлекаться определенными видами спорта. Поэтому им будет не так сложно разгадывать кроссворды и другие головоломки, где нужно проявить знания различных видов спорта и спортивного инвентаря. А если дети посчитают, что задания для них слишком сложные, это сигнал взрослым, что теме спорта надо уделить дополнительное внимание, посмотрев вместе по телевизору спортивные состязания, или просто скачав раскраски про спорт.

Профессии

Уже лет в 5 детей начинают знакомить с миром профессий. Одни профессии им уже знакомы, они представляют, чем занимаются и чем отличаются врач и парикмахер, продавец и водитель, воспитатель и военный. Про другие профессии ему расскажут на занятиях в школе, ребенок узнает о них из фильмов и книг. Проверить свои знания о мире профессий и пополнить их помогут кроссворды, раскраски, головоломки из этого раздела.

Слоги

Ребусы, которые включают в себя только слоги, будут сложны для дошкольного возраста. Они предназначены для детей старше 8 лет, которые уверенно читают и пишут. При отгадывании ребусов со слогами нужно учитывать расположение слогов и букв между собой и использовать соответствующие предлоги – «в», «у», «над», «на», «под», «по», «за» и т.п.

Имена

Ответами в этих заданиях будут имена. Тема эта знакома всем, поэтому вряд ли они будут сложные для ваших детей.

Города

Кроссворды и другие головоломки этого раздела призваны напомнить детям города мира, о которых они слышали, а, может быть, в которых даже побывали. Города спрятались здесь за картинками и загадками, где изображены животные, растения, с цифрами и буквами. Но найти ответы это не помешает. Если вы хотите закрепить у детей знание географии, то воспользуйтесь этими ребусами, скачайте раскраски с видами городов, вспомните с детьми игру в «города».

Как разгадывать и решать ребусы