Магистрант Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова в Шымкенте, представившийся Багдаулетом (большинство собеседников просили не указывать их фамилии), планировал поехать по академической программе мобильности в Польшу для проведения исследований по теме научной работы. Магистрант говорит, что руководство университета сообщило, что студенты поедут не в страны Европы, а в Россию.
Мы планировали ехать в Европу. Но теперь для прохождения обязательной двухнедельной стажировки нас отправляют в Петербург. Денег мало. Сказали, что выделят по 100–120 тысяч тенге (266–320 долларов США. - Ред.). Стоимость билета - 80 тысяч тенге, оставшихся денег на гостиницу и обучение не хватит. Прежде выдавали по 300 тысяч тенге, - говорит магистрант из Шымкента.
«НА 300 ТЫСЯЧ ТЕНГЕ ПОЕХАТЬ В США НЕВОЗМОЖНО»
В Казахстане также немало студентов, которые и вовсе не могут поехать за границу для прохождения двухнедельной стажировки. Магистрантка Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Гульжан Серик - одна из них. По словам Гульжан, когда она стала готовиться к поездке и собирать необходимые для выезда за границу документы, руководство университета сообщило, что в этом году в зарубежную командировку магистранты не поедут.
По закону, за две недели зарубежной стажировки мы должны собрать материал для своей диссертации. Для этого государство должно выделить 300 тысяч тенге, - возмущается Гульжан Серик.
Студентка говорит, что написала на блог министра образования и науки о проблемах с поездкой на научную стажировку за рубеж и ей ответили, что индивидуальный план работы магистранта предусматривает обязательное прохождение зарубежной научной стажировки и что расходы магистрантов, обучающихся на основе государственного образовательного гранта, покрываются за счет бюджета.
Студент Казахского национального университета имени аль-Фараби в Алматы, по имени Алмасбек, говорит, что планировал поехать на стажировку в США, но отказался в связи с нехваткой финансов.
На 300 тысяч тенге (по нынешнему курсу 800 долларов США. - Ред) поехать в США невозможно. Стоимость билета составит 350 тысяч тенге. Поэтому поеду туда, куда направит университет, - говорит студент.
Некоторые студенты в этом году всё же успели пройти двухнедельную зарубежную стажировку в странах Европы. Например, магистранты Казахского национального технического университета имени Каныша Сатпаева в Алматы и Евразийского национального университета имени Льва Гумилева в Астане во время зимних каникул съездили на Запад по академической программе мобильности.
«В СВЯЗИ С ФИНАНСОВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ»
Азаттык обратился в университеты, чтобы выяснить, как решается вопрос с двухнедельными зарубежными научными стажировками.
Сотрудница отдела международных связей Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова, представившаяся Аридой, говорит, что «в связи с финансовыми трудностями магистранты для прохождения двухнедельной стажировки поедут в страны ближнего зарубежья».
Руководитель учебно-методического отдела Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Берик Ахметов сообщил, что университет не будет выделять деньги на поездку, магистранты за границу могут поехать за собственный счет.
Не пожелавший представиться сотрудник Казахского национального университета имени аль-Фараби кратко ответил, что в вузе ждут поступления средств из министерства.
В соответствии с академической программой мобильности, студенты высших учебных заведений, обучающиеся на основе государственного образовательного гранта, в рамках проведения научно-исследовательских работ обязаны пройти стажировку в учебных или научно-исследовательских заведениях Казахстана или зарубежья. По завершении двухнедельной зарубежной стажировки студенты должны предоставить отчет о расходах и включить собранные ими сведения в свои диссертационные работы. На зарубежную поездку одного студента выделяется из бюджета 300 тысяч тенге. Однако большинство побывавших за рубежом студентов часто говорят, что выделенных денег хватает лишь на авиабилеты и оплату гостиницы, другие расходы они покрывают за счет собственных средств.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский Национальный Технический университет им. К.И.Сатпаева
Горно-металлургический институт им. О.А.Байконурова
Кафедра Открытых горных работ
ОТЧЕТ
о прохождении зарубежной научно-исследовательской стажировки магистранта 2-го года обучения
6М070700 Горное дело
(шифр и наименование специальности)
Выполнил: Карагулов К.А.
Научный руководитель:
Академик НАН РК, профессор
(уч.степень, название)
Ракишев Б.Р.
Алматы 2015 г.
Отчет о прохождении зарубежной стажировки в Государственном Университете Фрайбергской горной академии магистранта второго курса Карагулова К.А.
Место работы и должность стажера:
Казахский Национальный
Технический университет имени К.И.Сатпаева, магистрант второго курса
Тема стажировки: "Научно-исследовательская стажировка" (Государственный Университет Фрайбергская горная академия, г.Фрайберг, Германия)
Страна проведения стажировки: Германия
Научно - исследовательская практика является обязательным
элементом учебного процесса подготовки магистрантов по направлению. Она представляет собой вид учебных занятий, которые непосредственно
ориентированы на профессионально-практическую подготовку
обучающихся, включающую в себя развитие способностей вести
самостоятельный научный поиск и самостоятельную научную работу. Объем занятий и требования к учебным материалам определяется высшим учебным заведением, реализующим программу.
Научно-исследовательская практика предусматривает написание
аналитического обзора к своей статье, а также разработку учебных
материалов по профилю.
Программа научно-исследовательской практики разработана на
основе Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. Программа включает разделы: цели и
задачи практики, содержание и организация практики, порядок отчета.
Цели и задачи практики
Научно-исследовательская практика для магистрантов нацелена на
обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными
при усвоении университетской образовательной программы в рамках
специальности и практической деятельности по применению этих знаний в ходе научно-исследовательской работы.
Целью научно-исследовательской практики является овладение
магистрантами основными приемами ведения научно-исследовательской
работы и оформление у них профессионального мировоззрения в этой
области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.
Проведение магистрантом научного исследования по избранной и
утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с
современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.
Задачи практики:
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в
процессе изучения дисциплин магистерской программы;
Овладение современными методами и методологией научного
исследования, в наибольшей степени в соответствующие профилю избранной студентом докторской программы;
Совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-
исследовательской деятельности;
Обретение опыта научной и аналитической деятельности, а также
овладение умения изложения полученных результатов в виде отчетов,
публикаций, докладов;
Формирование представления о современных образовательных
информационных технологиях;
Выявление магистрантами своих исследовательских способностей;
Привитие навыков самообразования и самосовершенствования;
Получение навыков от работников зарубежного университета в
научной области.
Исходя из поставленных целей и задач научно-исследовательской
практики, магистрант должен овладеть умениями:
Формулировать научную проблематику;
Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
Обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать
средства и методы для решения поставленных задач в научном
исследовании;
Владеть методами организации и проведения научно-
исследовательской работы;
Пользоваться различными методиками проведения научных исследований;
Владеть способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретацией;
Делать обоснованные заключения по результатам проводимых и
исследований, в том числе в виде научных докладов и публикаций;
Реферировать и рецензировать научные публикации;
Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе написания
научной статьи или аналитического обзора;
Анализировать и систематизировать собранный материал;
Применять методы исторического познания и современные
Владеть методами анализа и самоанализа, способствующими
развитию личности научного работника;
Вести научные дискуссии не нарушая законов логики и правил
аргументирования;
Строить взаимоотношения с коллегами и педагогами.
В период с 20 августа по 30 августа 2015 года были организована
научная стажировка в Германии в городе Фрайберг при Государственном
университете Фрайбергской горной академии. Стажировка во Фрайбергской горной академии стала уникальной возможностью для совершенствования моих профессиональных качеств, позволив мне на 10 дней погрузиться в академическую и научную среду одного из самых старых технических университетов горно-металлургического направления в Германии.
История Фрайбергской горной академии.
В 1765 году принц Франц Ксавер Саксонский по плану Фридриха
Вильгельма фон Оппеля (1720 - 1767), Карла Вильгельма Бенно фон Хейница и Фридриха Антона фон Хейница, основал школу профессионального обучения горняков под именем Курфюршеская саксонская горная академия Фрайберга (с 1806 года: Королевская саксонская горная академия Фрайберга). Главной причиной этого события являлось поражение в Семилетней войне и обязанность выплатить репарации, что в свою очередь требовало увеличения числа профессиональных горняков.
В академии в 1739 г. М.В. Ломоносов под руководством Й. Генкеля
изучал минералогию и металлургию.
Горная академия Фрайберга является старейшим из
горнопромышленных учебных заведений, так как четыре ранее основанные академии в Потоси (Боливия, 1557-1786), Конгсберге (Норвегия, 1757 – 1814), БанскаШтьявница (Словакия, 1762-1919) и Праге (Чехня, 1762 – 1772) более не существуют. Горная академия Фрайберга является также старейшим после Национальной школы мостов и дорог техническим учебным заведением.
Рис.1 Элемент Германий
В Горной академии Фрайберга были открыты два химических элемента: индий (Фердинанд Райх, 1863) и германий (Клемент Винклер, 1886).
До основания Дрезденского технического университета в 1871 году Горная академия Фрайберга была наивысшим учебным заведением Саксонии. В 1899 году академии было присвоено звание высшего учебного заведения, с 1905 года получил право выдачи степени «доктора инженерных наук» (нем. GradeinesDr.-Ing.), а с 1939 года – «доктора естественных наук» (нем. Grad eines Dr. rer. nat.). В 1940 году был основан факультет горного дела и металлургии, а с 1955 года инженерно-экономический и научно-математический факультеты. В 1955 году был основан факультет рабочих и строителей (нем. Arbeiter – und Bauernfakultät «Wilhelm Pieck»). Профессора Эрих Раммлер и Георг Билкенротх за открытие высокотемпературного кокса из бурого угля были награждены Национальной премией ГДР.
Рис. 2 Замок Фройденштайн |
В процессе объединения Германии строительная и правовая
инфраструктура Горной академии были значительно изменены. В настоящее время в Горной академии активно ведутся исследования полупроводников, в результате чего в городе обосновываются предприятия, связанные с этой областью (Siltronic AG, дочернее предприятие SolarWorld AG).
Наряду с исследованиями в области гео – и материаловедении в Горной академии все большее значение придают экологии. Фрайберг утвердил себя как «университет закрытого круговорота ресурсов», а в мировой исследовательской области – как современное, экосберегающее учебное заведение.
С 2003 года за выдающиеся достижения в области экологических
исследований университет вручает студентам и молодым ученым
награду Ганса Карла фон Карловича, предоставляемую обществом партнеров местного междисциплинарного экологического центра.
Рис.3 Приветственная доска Горной Академии
Рис.4 Главное здание на Академиштрассе
Сегодня в мире имя Технического университета Горной академии
Фрайберга прочно связано с геонауками. Университет позиционирует себя
как «университет ресурсов». Основной профиль университета – геонауки,
материаловедение, энергетика и экология.
С октября 2008 года Горная академия выставляет в замке
Фройденштайн самую большую в мире частную коллекцию минералов.
Особенными специальностями Академии Фрайберга являются:
индустриальная археология (единственная в Германии), международный
менеджмент ресурсов и окружающей среды (анг. International Management of Resources and Environ, IMRE, диплом мастера, обучение на английском языке), а также международный бизнес на развивающихся рынках (анг. International Business in Developing & Emerging Markets, диплом мастера, обучение на английском языке).
В ходе стажировки был ознакомлен с электронным и каталоговым
фондом, библиографическими базами обширной библиотеки, получил
необходимые консультации у сотрудников Фрайбергской горной академии, а также, что наиболее важно, имела возможность посетить учебные лаборатории при Фрайберской горной академии.
За весь период прохождения стажировки всем магистрантам оказана
поддержка доктора, профессора Карстена Дребеншдтета, а также другими
сотрудниками Фрайбергской горной академии, также работники академии
дали возможность работать в богатой научной библиотеки и получать
консультации от профессоров в области горного дела.
Главной целью моей стажировки являлось проведение научного
исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры моей
темы, поиск и обработка материалов для диссертационного исследования,
аналитический обзор и написание научной статьи. Разумеется, были и другие цели: расширение круга профессиональных контактов, совершенствование практики ведения научных дискуссий на английском и немецком языках.
Самым первым из способов достижения поставленных мною целей
стало получение консультаций у профессоров Государственного
университета Фрайбергской горной академии, а также работников
проектного отдела при Фрайбергской горной академии, тематика которых
непосредственно сопряжена с моим профессиональными интересами.
Под руководством доктора, профессора Карстена Дребеншдтета была
организована экскурсия в нерабочую шахту "ReicheZeche", в которой за 800 лет было добыто примерно восемь тысяч тонн серебра. Экскурсия
продолжилась около 3-х часов. Экскурсовод горняк, работающий в этой
шахте рассказывал об истории шахты, способов добычи серебра, проходки и крепи горных выработок, также знакомил с минералами которые
встречаются по пути следования экскурсии.
Рис.5 Вагонетки с рудой, оставленных в шахте ввиде макета
Затем посетили минералогический музей "Terramineralia" при
Фрайбергской горной академии. Насчитывается свыше 3500 минералов,
драгоценных камней и метеоритов, "Terramineralia" является постоянной
выставкой горной академии и одновременно с этим крупнейшей, а также
красивейшей коллекцией минералов во всей Германии.
Рис.6 Минералы, представленные в музее "Terramineralia"
Также нам посчастливилось посетить научно – исследовательскую лабораторию при Фрайбергской Горной Академии. Хотя общее время посещения данной лаборатории было очень мало, но все же я был очень рад посетить научную лабораторию одной из самых передовых академий в мире, где проводились и до сих пор проводятся научные эксперименты и опыты на современных приборах и оборудованиях. Это был очень хороший и полезный, хотя и,визуальный, опыт лично для меня, как для магистранта ВУЗа.
Рис.7 Оборудования в лаборатории
для магистрантов, обучающихся по магистерским программам высшего :
080600.68 – «Демография и социальная мобильность населения»,
080600.68 – «Статистика предприятий»,
080600.68 – «Бизнес-статистика»
Программа стажировки рассмотрена и утверждена на заседании кафедры статистики.
Протокол заседания кафедры №3 от 01.01.01 г.
Рецензент: к. э.н., доцент
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра
по специальности «Статистика»
Заведующий кафедрой статистики
____________________
«_____»_______________2009 г.
Программу стажировки разработала:
профессор кафедры статистики, к. э.н.
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки магистров по направлению 080600.68 «Статистика» предусматривает проведение стажировки студентами-магистрантами двух видов: научно-исследовательскую и научно-педагогическую. Стажировки продолжаются 12 недель: 4 недели научно-педагогическая,
1.2. Цели и задачи стажировок
Целью научно-исследовательской стажировки является закрепление навыков , углубление освоения методологии прикладного статистического анализа.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить и закрепить теоретические знания, полученные по профилю подготовки; научно обосновать актуальность темы своего исследования; определить объект исследования; дать научное обоснование новизны исследования; закончить сбор, обработку, анализ статистических данных, необходимых для подготовки текста магистерской диссертации; завершить подготовку текста магистерской диссертации; оформить текст автореферата магистерской диссертации.
Целью научно-педагогической стажировки является обучение магистрантов методике проведения учебных занятий со студентами и другими категориями обучающихся по статистическим дисциплинам
Для достижения этой цели необходимо решить две задачи:
Изучить педагогический опыт по проведению лекций, практических занятий и семинаров путем посещения занятий профессорско-преподавательского состава кафедры статистики; подготовить и провести не менее 1-2-х лекций, 2-3 по дисциплинам и темам, согласованным с научным руководителем магистерской программы.
1.3. Формы контроля
Текущий контроль начинает осуществляться при организации стажировки. Перед выходом на стажировку магистрант получает индивидуальное задание, выдаваемое научным руководителем (см. приложение).
В задании на прохождение научно-исследовательской стажировки должны быть указаны: тема работы, цель и задачи стажировки, план работы и сроки ее выполнения.
В задании на научно-педагогическую стажировку должны быть указаны: наименование темы, задачи стажировки, вид учебного занятия, его тема, специальность, курс, группа, аудитория, время проведения.
Контроль за прохождением стажировки магистрантом осуществляет научный руководитель.
Магистрант обязан:
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СТАЖИРОВОК
2.1. Тематический план стажировок
2.2.1. Первая научно-исследовательская стажировка проходит в 3-м триместре первого года обучения в магистратуре. Она проводится в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики. При распределении студентов по отделам областного (краевого, республиканского) органа ФСГС учитывается научное направление, указанное в плане работы студента на весь срок обучения.
При прохождении стажировки студент изучает:
Требования к отчету по стажировке
В конце 4-й недели стажировки составляется отчет.
Отчет о прохождении стажировки должен содержать:
1) краткую характеристику структуры объекта, где магистрант проходил стажировку;
3) результаты теоретических, методологических и практических исследований по избранной теме магистерской диссертации;
4) основные проблемы изучения и проведения в период стажировки конкретного статистического анализа;
Отчет должен быть составлен не менее, чем на 10-ти машинописных листах в виде аналитической записки. Он должен быть структурирован, содержать список литературы (учебной, научной).
По материалам стажировки магистрант готовит текст первой главы своей магистерской диссертации по вопросам теории и методологии статистического исследования (первый вариант).
2.2.2. Вторая научно-исследовательская стажировка проводится в 6-м триместре второго года обучения магистрантов. Она может проходить как в органах ФСГС, так и в НИИ, на предприятиях, фирмах, в организациях и учреждениях. При этом учитывается научное направление магистерской подготовки студентов.
Стажировка носит характер монографического исследования. При прохождении стажировки студент изучает:
В конце 6-й недели стажировки студент составляет отчет по ее итогам, который должен содержать:
1) краткую характеристику объекта исследования, его структуру, функции, роль в народном хозяйстве, в отдельных отраслях экономики;
2) перечень, характеристику, содержание работ, выполненных в период стажировки;
3) результаты теоретических методологических и практических исследований по избранной теме магистерской диссертации;
4) результаты проведенного во время стажировки конкретного статистического анализа;
5) резюме, выводы и предложения.
Отчет должен быть составлен не менее, чем на 10-ти машинописных листах в виде научного доклада. Он должен быть структурирован, содержать список литературы (учебной и научной).
По материалам стажировки студент готовит текст магистерской диссертации и предоставляет его научному руководителю (первый вариант).
2.2.3. Научно-педагогическая стажировка.
Базой для научно-педагогической стажировки является кафедра статистики В ходе стажировки магистрант обязан:
Отчет о прохождении научно-педагогической стажировки должен включать:
Текст лекций, прочитанных в студенческой аудитории по избранной теме; учебно-методические разработки по проведению семинарских и практических занятий (задания с решениями, планы семинарских занятий с указанием списка основной и дополнительной литературы); отзыв научного руководителя с оценкой качества проведения учебных занятий.
Приложение
Федеральное агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»
Кафедра статистики
на ______________________________________________________ стажировку
(Наименование стажировки)
по м а г и с т е р с к о й п р о г р а м м е
___________, ________________________________________________________
(Шифр) (Наименование магистерской программы)
студенту ______________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Задачи стажировки _____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Виды работы и сроки её выполнения ____________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель __________________ ()
(Подпись)
Дата «_____» ___________200__г.
ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ
Для магистрантов, обучающихся по магистерским программам
080600.68 «Демография и социальная мобильность населения»,
080600.68 «Статистика предприятий»,
80600.68 «Бизнес-статистика»
Составитель
Подписано к печати «___»___________2009
Объем ______ п. л. Тираж ________экз.
НГУЭУ, Новосибирск, ул. Каменская, 56
Размножено на копиров.-множит. участке МО. Заказ № _____
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Инновационный Евразийский Университет
Отчет по прохождению зарубежной научной стажировки
специальность 6М010300 «Педагогика и психология»
магистрант Таргаева Л.А.
Павлодар2014
Отчет
В период с 11.12.2014г по 22.12.2014г магистрант Таргаева Л.А. специальность 6М010300 «Педагогика и психология» прошла зарубежную стажировку в Чехии, Карловом Университете. Университет находится в городе Прага. Научным руководителем стажировки были Инна Чабелкова, Ph . D , кандидат экономических наук, младший профессор Гуманитарного факулътета Карлова Университета, заведующая кафедрой повышения квалификации Гуманитарного факулътета Карлова Университета, и Вадим Стрелковский, Ph . D , кандидат экономических наук, младший профессор Экономического института при Карловом Университете, Прага, факультет Общественных наук Карловa Университетa. По сравнению с университетами Центральной и Восточной Европы Карлов университет опередил только Московский университет (74 место). Из неамериканских учебных заведений пятое место рейтинга принадлежит английскому Кембриджскому университету, десятое место –Оксфордскому, а двадцатое место – Университетскому колледжу Лондона.
Основной целью было изучение опыта обучения в Чешских учреждениях образования, с системой и менеджментом в сфере высшего образования проводилось посещение вузовских аудиторий университета и одной из школ города Праги.
С целью изучения международного опыта работы в области обучения студентов, были посещены следующие лаборатории:
Лаборатория информационных технологий
Инновационный зал
Отдел международной мобильности студентов
Образовательные технологии ориентированные на Еврофонды.
Нам были продемонстрированы магистерские и студенческие проекты: программы «двойного диплома», получение грантов, программа «образование всей жизни». Помимо лекций мы принимали участие в тренингах и практических занятиях. Более половины учебных программ аккредитованы на английском или других языках (немецкий, французский). Карлов Университет имеет самый высокий процент заграничных студентов из всех чешских университетов (более 7000) в основном из Великобритании, Скандинавии, на Пиренейского полуострова, Северной Америки и Азии, на иностранном языке обучения учится около 2000 из них.
Магистранты работали над составлением библиографии по темам магистерских диссертаций. Были изучены международные публикации и исследования. Работа велась в библиотеках университета. Мною были подготовлены статьи по темам магистерских диссертаций.
Опыт работы Карлового университета показывает, что наиболее качественное образование возможно только с тесной связи с практикой. Мы видели, что проектная деятельность в университете ведется в тесной междисциплинарной связи. Учебные планы определяют:
структуру и содержание подготовки специалистов,
последовательность и сроки изучения учебных дисциплин,
количество учебных часов в неделю,
виды учебных занятий – лекции, семинарные занятия, самостоятельное изучение (DK/IB). Отклон от лекций к семинарным занятиям и групповым дискуссиям.
формы текущей и итоговой аттестации (midterm exam, final exam, general exam)
иные требования в соответствии с образовательными стандартами.
Очевидно, что имеется ряд различий в системе образования Чехии и Казахстана. Мы старались выделить из чешского опыта работы те составляющие, которые мы сможем в дальнейшем реализовать и использовать в образовательной системе Казахстана. Из этой поездки я подчеркнула много нового и полезного в области образования, обучения и межкультурного взаимодействия.
Выражаю надежду, что в будущем поездки наших магистрантов в зарубежные вузы продолжатся, так как прохождение стажировок и курсов повышения квалификации будет способствовать развитию и повышению уровня теоретической подготовленности магистрантов.
Магистрант Таргаева Л.А.