Научная стажировка магистрантов. Межуниверситетское сотрудничество: стажировка магистрантов из Казахстана. Аналитическое представление логических функций

Магистрант Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова в Шымкенте, представившийся Багдаулетом (большинство собеседников просили не указывать их фамилии), планировал поехать по академической программе мобильности в Польшу для проведения исследований по теме научной работы. Магистрант говорит, что руководство университета сообщило, что студенты поедут не в страны Европы, а в Россию.

Мы планировали ехать в Европу. Но теперь для прохождения обязательной двухнедельной стажировки нас отправляют в Петербург. Денег мало. Сказали, что выделят по 100–120 тысяч тенге (266–320 долларов США. - Ред.). Стоимость билета - 80 тысяч тенге, оставшихся денег на гостиницу и обучение не хватит. Прежде выдавали по 300 тысяч тенге, - говорит магистрант из Шымкента.

«НА 300 ТЫСЯЧ ТЕНГЕ ПОЕХАТЬ В США НЕВОЗМОЖНО»

В Казахстане также немало студентов, которые и вовсе не могут поехать за границу для прохождения двухнедельной стажировки. Магистрантка Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Гульжан Серик - одна из них. По словам Гульжан, когда она стала готовиться к поездке и собирать необходимые для выезда за границу документы, руководство университета сообщило, что в этом году в зарубежную командировку магистранты не поедут.

По закону, за две недели зарубежной стажировки мы должны собрать материал для своей диссертации. Для этого государство должно выделить 300 тысяч тенге, - возмущается Гульжан Серик.

Студентка говорит, что написала на блог министра образования и науки о проблемах с поездкой на научную стажировку за рубеж и ей ответили, что индивидуальный план работы магистранта предусматривает обязательное прохождение зарубежной научной стажировки и что расходы магистрантов, обучающихся на основе государственного образовательного гранта, покрываются за счет бюджета.

Студент Казахского национального университета имени аль-Фараби в Алматы, по имени Алмасбек, говорит, что планировал поехать на стажировку в США, но отказался в связи с нехваткой финансов.

На 300 тысяч тенге (по нынешнему курсу 800 долларов США. - Ред) поехать в США невозможно. Стоимость билета составит 350 тысяч тенге. Поэтому поеду туда, куда направит университет, - говорит студент.

Некоторые студенты в этом году всё же успели пройти двухнедельную зарубежную стажировку в странах Европы. Например, магистранты Казахского национального технического университета имени Каныша Сатпаева в Алматы и Евразийского национального университета имени Льва Гумилева в Астане во время зимних каникул съездили на Запад по академической программе мобильности.

«В СВЯЗИ С ФИНАНСОВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ»

Азаттык обратился в университеты, чтобы выяснить, как решается вопрос с двухнедельными зарубежными научными стажировками.

Сотрудница отдела международных связей Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова, представившаяся Аридой, говорит, что «в связи с финансовыми трудностями магистранты для прохождения двухнедельной стажировки поедут в страны ближнего зарубежья».

Руководитель учебно-методического отдела Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Берик Ахметов сообщил, что университет не будет выделять деньги на поездку, магистранты за границу могут поехать за собственный счет.

Не пожелавший представиться сотрудник Казахского национального университета имени аль-Фараби кратко ответил, что в вузе ждут поступления средств из министерства.

В соответствии с академической программой мобильности, студенты высших учебных заведений, обучающиеся на основе государственного образовательного гранта, в рамках проведения научно-исследовательских работ обязаны пройти стажировку в учебных или научно-исследовательских заведениях Казахстана или зарубежья. По завершении двухнедельной зарубежной стажировки студенты должны предоставить отчет о расходах и включить собранные ими сведения в свои диссертационные работы. На зарубежную поездку одного студента выделяется из бюджета 300 тысяч тенге. Однако большинство побывавших за рубежом студентов часто говорят, что выделенных денег хватает лишь на авиабилеты и оплату гостиницы, другие расходы они покрывают за счет собственных средств.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский Национальный Технический университет им. К.И.Сатпаева

Горно-металлургический институт им. О.А.Байконурова

Кафедра Открытых горных работ

ОТЧЕТ

о прохождении зарубежной научно-исследовательской стажировки магистранта 2-го года обучения

6М070700 Горное дело

(шифр и наименование специальности)

Выполнил: Карагулов К.А.

Научный руководитель:

Академик НАН РК, профессор

(уч.степень, название)

Ракишев Б.Р.

Алматы 2015 г.

Отчет о прохождении зарубежной стажировки в Государственном Университете Фрайбергской горной академии магистранта второго курса Карагулова К.А.

Место работы и должность стажера: Казахский Национальный
Технический университет имени К.И.Сатпаева, магистрант второго курса

Тема стажировки: "Научно-исследовательская стажировка" (Государственный Университет Фрайбергская горная академия, г.Фрайберг, Германия)

Страна проведения стажировки: Германия

Научно - исследовательская практика является обязательным
элементом учебного процесса подготовки магистрантов по направлению. Она представляет собой вид учебных занятий, которые непосредственно
ориентированы на профессионально-практическую подготовку
обучающихся, включающую в себя развитие способностей вести
самостоятельный научный поиск и самостоятельную научную работу. Объем занятий и требования к учебным материалам определяется высшим учебным заведением, реализующим программу.

Научно-исследовательская практика предусматривает написание
аналитического обзора к своей статье, а также разработку учебных
материалов по профилю.

Программа научно-исследовательской практики разработана на
основе Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. Программа включает разделы: цели и
задачи практики, содержание и организация практики, порядок отчета.

Цели и задачи практики

Научно-исследовательская практика для магистрантов нацелена на
обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными
при усвоении университетской образовательной программы в рамках
специальности и практической деятельности по применению этих знаний в ходе научно-исследовательской работы.

Целью научно-исследовательской практики является овладение
магистрантами основными приемами ведения научно-исследовательской
работы и оформление у них профессионального мировоззрения в этой
области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.
Проведение магистрантом научного исследования по избранной и
утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с
современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.

Задачи практики:

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в
процессе изучения дисциплин магистерской программы;

Овладение современными методами и методологией научного
исследования, в наибольшей степени в соответствующие профилю избранной студентом докторской программы;

Совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-
исследовательской деятельности;

Обретение опыта научной и аналитической деятельности, а также
овладение умения изложения полученных результатов в виде отчетов,
публикаций, докладов;

Формирование представления о современных образовательных
информационных технологиях;

Выявление магистрантами своих исследовательских способностей;

Привитие навыков самообразования и самосовершенствования;

Получение навыков от работников зарубежного университета в
научной области.

Исходя из поставленных целей и задач научно-исследовательской
практики, магистрант должен овладеть умениями:

Формулировать научную проблематику;

Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;

Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

Обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать
средства и методы для решения поставленных задач в научном
исследовании;

Владеть методами организации и проведения научно-
исследовательской работы;

Пользоваться различными методиками проведения научных исследований;

Владеть способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретацией;

Делать обоснованные заключения по результатам проводимых и
исследований, в том числе в виде научных докладов и публикаций;

Реферировать и рецензировать научные публикации;

Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе написания
научной статьи или аналитического обзора;

Анализировать и систематизировать собранный материал;

Применять методы исторического познания и современные

образовательные технологии;

Владеть методами анализа и самоанализа, способствующими

развитию личности научного работника;

Вести научные дискуссии не нарушая законов логики и правил

аргументирования;

Строить взаимоотношения с коллегами и педагогами.

В период с 20 августа по 30 августа 2015 года были организована
научная стажировка в Германии в городе Фрайберг при Государственном
университете Фрайбергской горной академии. Стажировка во Фрайбергской горной академии стала уникальной возможностью для совершенствования моих профессиональных качеств, позволив мне на 10 дней погрузиться в академическую и научную среду одного из самых старых технических университетов горно-металлургического направления в Германии.

История Фрайбергской горной академии.

В 1765 году принц Франц Ксавер Саксонский по плану Фридриха
Вильгельма фон Оппеля (1720 - 1767), Карла Вильгельма Бенно фон Хейница и Фридриха Антона фон Хейница, основал школу профессионального обучения горняков под именем Курфюршеская саксонская горная академия Фрайберга (с 1806 года: Королевская саксонская горная академия Фрайберга). Главной причиной этого события являлось поражение в Семилетней войне и обязанность выплатить репарации, что в свою очередь требовало увеличения числа профессиональных горняков.

В академии в 1739 г. М.В. Ломоносов под руководством Й. Генкеля
изучал минералогию и металлургию.

Горная академия Фрайберга является старейшим из
горнопромышленных учебных заведений, так как четыре ранее основанные академии в Потоси (Боливия, 1557-1786), Конгсберге (Норвегия, 1757 – 1814), БанскаШтьявница (Словакия, 1762-1919) и Праге (Чехня, 1762 – 1772) более не существуют. Горная академия Фрайберга является также старейшим после Национальной школы мостов и дорог техническим учебным заведением.

Рис.1 Элемент Германий

В Горной академии Фрайберга были открыты два химических элемента: индий (Фердинанд Райх, 1863) и германий (Клемент Винклер, 1886).

До основания Дрезденского технического университета в 1871 году Горная академия Фрайберга была наивысшим учебным заведением Саксонии. В 1899 году академии было присвоено звание высшего учебного заведения, с 1905 года получил право выдачи степени «доктора инженерных наук» (нем. GradeinesDr.-Ing.), а с 1939 года – «доктора естественных наук» (нем. Grad eines Dr. rer. nat.). В 1940 году был основан факультет горного дела и металлургии, а с 1955 года инженерно-экономический и научно-математический факультеты. В 1955 году был основан факультет рабочих и строителей (нем. Arbeiter – und Bauernfakultät «Wilhelm Pieck»). Профессора Эрих Раммлер и Георг Билкенротх за открытие высокотемпературного кокса из бурого угля были награждены Национальной премией ГДР.

Рис. 2 Замок Фройденштайн

В процессе объединения Германии строительная и правовая
инфраструктура Горной академии были значительно изменены. В настоящее время в Горной академии активно ведутся исследования полупроводников, в результате чего в городе обосновываются предприятия, связанные с этой областью (Siltronic AG, дочернее предприятие SolarWorld AG).

Наряду с исследованиями в области гео – и материаловедении в Горной академии все большее значение придают экологии. Фрайберг утвердил себя как «университет закрытого круговорота ресурсов», а в мировой исследовательской области – как современное, экосберегающее учебное заведение.

С 2003 года за выдающиеся достижения в области экологических
исследований университет вручает студентам и молодым ученым
награду Ганса Карла фон Карловича, предоставляемую обществом партнеров местного междисциплинарного экологического центра.

Рис.3 Приветственная доска Горной Академии

Рис.4 Главное здание на Академиштрассе

Сегодня в мире имя Технического университета Горной академии
Фрайберга прочно связано с геонауками. Университет позиционирует себя
как «университет ресурсов». Основной профиль университета – геонауки,
материаловедение, энергетика и экология.

С октября 2008 года Горная академия выставляет в замке
Фройденштайн самую большую в мире частную коллекцию минералов.

Особенными специальностями Академии Фрайберга являются:
индустриальная археология (единственная в Германии), международный
менеджмент ресурсов и окружающей среды (анг. International Management of Resources and Environ, IMRE, диплом мастера, обучение на английском языке), а также международный бизнес на развивающихся рынках (анг. International Business in Developing & Emerging Markets, диплом мастера, обучение на английском языке).

В ходе стажировки был ознакомлен с электронным и каталоговым
фондом, библиографическими базами обширной библиотеки, получил
необходимые консультации у сотрудников Фрайбергской горной академии, а также, что наиболее важно, имела возможность посетить учебные лаборатории при Фрайберской горной академии.

За весь период прохождения стажировки всем магистрантам оказана
поддержка доктора, профессора Карстена Дребеншдтета, а также другими
сотрудниками Фрайбергской горной академии, также работники академии
дали возможность работать в богатой научной библиотеки и получать
консультации от профессоров в области горного дела.

Главной целью моей стажировки являлось проведение научного
исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры моей
темы, поиск и обработка материалов для диссертационного исследования,
аналитический обзор и написание научной статьи. Разумеется, были и другие цели: расширение круга профессиональных контактов, совершенствование практики ведения научных дискуссий на английском и немецком языках.

Самым первым из способов достижения поставленных мною целей
стало получение консультаций у профессоров Государственного
университета Фрайбергской горной академии, а также работников
проектного отдела при Фрайбергской горной академии, тематика которых
непосредственно сопряжена с моим профессиональными интересами.

Под руководством доктора, профессора Карстена Дребеншдтета была
организована экскурсия в нерабочую шахту "ReicheZeche", в которой за 800 лет было добыто примерно восемь тысяч тонн серебра. Экскурсия
продолжилась около 3-х часов. Экскурсовод горняк, работающий в этой
шахте рассказывал об истории шахты, способов добычи серебра, проходки и крепи горных выработок, также знакомил с минералами которые
встречаются по пути следования экскурсии.

Рис.5 Вагонетки с рудой, оставленных в шахте ввиде макета

Затем посетили минералогический музей "Terramineralia" при
Фрайбергской горной академии. Насчитывается свыше 3500 минералов,
драгоценных камней и метеоритов, "Terramineralia" является постоянной
выставкой горной академии и одновременно с этим крупнейшей, а также
красивейшей коллекцией минералов во всей Германии.


Рис.6 Минералы, представленные в музее "Terramineralia"

Также нам посчастливилось посетить научно – исследовательскую лабораторию при Фрайбергской Горной Академии. Хотя общее время посещения данной лаборатории было очень мало, но все же я был очень рад посетить научную лабораторию одной из самых передовых академий в мире, где проводились и до сих пор проводятся научные эксперименты и опыты на современных приборах и оборудованиях. Это был очень хороший и полезный, хотя и,визуальный, опыт лично для меня, как для магистранта ВУЗа.


Рис.7 Оборудования в лаборатории

Кафедра статистики

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

для магистрантов, обучающихся по магистерским программам высшего :

080600.68 – «Демография и социальная мобильность населения»,

080600.68 – «Статистика предприятий»,

080600.68 – «Бизнес-статистика»

2009

Программа стажировки рассмотрена и утверждена на заседании кафедры статистики.

Протокол заседания кафедры №3 от 01.01.01 г.

Рецензент: к. э.н., доцент

СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра

по специальности «Статистика»

Заведующий кафедрой статистики

____________________

«_____»_______________2009 г.

Программу стажировки разработала:

профессор кафедры статистики, к. э.н.

Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки магистров по направлению 080600.68 «Статистика» предусматривает проведение стажировки студентами-магистрантами двух видов: научно-исследовательскую и научно-педагогическую. Стажировки продолжаются 12 недель: 4 недели научно-педагогическая,


1.2. Цели и задачи стажировок

Целью научно-исследовательской стажировки является закрепление навыков , углубление освоения методологии прикладного статистического анализа.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Обобщить и закрепить теоретические знания, полученные по профилю подготовки; научно обосновать актуальность темы своего исследования; определить объект исследования; дать научное обоснование новизны исследования; закончить сбор, обработку, анализ статистических данных, необходимых для подготовки текста магистерской диссертации; завершить подготовку текста магистерской диссертации; оформить текст автореферата магистерской диссертации.

Целью научно-педагогической стажировки является обучение магистрантов методике проведения учебных занятий со студентами и другими категориями обучающихся по статистическим дисциплинам

Для достижения этой цели необходимо решить две задачи:

Изучить педагогический опыт по проведению лекций, практических занятий и семинаров путем посещения занятий профессорско-преподавательского состава кафедры статистики; подготовить и провести не менее 1-2-х лекций, 2-3 по дисциплинам и темам, согласованным с научным руководителем магистерской программы.

1.3. Формы контроля

Текущий контроль начинает осуществляться при организации стажировки. Перед выходом на стажировку магистрант получает индивидуальное задание, выдаваемое научным руководителем (см. приложение).

В задании на прохождение научно-исследовательской стажировки должны быть указаны: тема работы, цель и задачи стажировки, план работы и сроки ее выполнения.

В задании на научно-педагогическую стажировку должны быть указаны: наименование темы, задачи стажировки, вид учебного занятия, его тема, специальность, курс, группа, аудитория, время проведения.

Контроль за прохождением стажировки магистрантом осуществляет научный руководитель.

Магистрант обязан:

    еженедельно отчитываться перед научным руководителем о выполнении заданий по стажировкам; по окончании сроков стажировок сдать отчеты научному руководителю; кроме того, после первой научно-исследовательской стажировки сдать текст первой и второй главы магистерской диссертации, после второй – весь текст магистерской диссертации; на основе письменного заключения научного руководителя защитить отчет на заседании кафедры или на заседании комиссии, созданной по распоряжению заведующего кафедрой.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СТАЖИРОВОК

2.1. Тематический план стажировок


2.2.1. Первая научно-исследовательская стажировка проходит в 3-м триместре первого года обучения в магистратуре. Она проводится в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики. При распределении студентов по отделам областного (краевого, республиканского) органа ФСГС учитывается научное направление, указанное в плане работы студента на весь срок обучения.


При прохождении стажировки студент изучает:

    виды и формы статистического наблюдения по избранной теме исследования. Знакомится с основными формами отчетности, специально организованного наблюдения, прошедшими или готовящимися переписями, обследованиями, их программно-методологическими и организационными вопросами; изучает приемы обработки данных статистического наблюдения, принятыми в государственной статистике группировками и характером сводки; тщательно изучает существующую систему показателей, осваивает приемы расчета каждого показателя; знакомится с методами, проводимого органами ФСГС статистического анализа, с приемами оценки сложившейся ситуации.

Требования к отчету по стажировке

В конце 4-й недели стажировки составляется отчет.

Отчет о прохождении стажировки должен содержать:

1) краткую характеристику структуры объекта, где магистрант проходил стажировку;

3) результаты теоретических, методологических и практических исследований по избранной теме магистерской диссертации;

4) основные проблемы изучения и проведения в период стажировки конкретного статистического анализа;

Отчет должен быть составлен не менее, чем на 10-ти машинописных листах в виде аналитической записки. Он должен быть структурирован, содержать список литературы (учебной, научной).

По материалам стажировки магистрант готовит текст первой главы своей магистерской диссертации по вопросам теории и методологии статистического исследования (первый вариант).

2.2.2. Вторая научно-исследовательская стажировка проводится в 6-м триместре второго года обучения магистрантов. Она может проходить как в органах ФСГС, так и в НИИ, на предприятиях, фирмах, в организациях и учреждениях. При этом учитывается научное направление магистерской подготовки студентов.

Стажировка носит характер монографического исследования. При прохождении стажировки студент изучает:

    объект исследования, внешние социально-экономические условия его функционирования; методологию и методику, характер аналитической работы, роль статистического анализа в этом процессе; проблемы организации статистического, бухгалтерского, оперативного учета в процессе функционирования объекта исследования, взаимосвязь всех видов учета между собой; кадры и кадровую политику на объекте исследования.

В конце 6-й недели стажировки студент составляет отчет по ее итогам, который должен содержать:

1) краткую характеристику объекта исследования, его структуру, функции, роль в народном хозяйстве, в отдельных отраслях экономики;

2) перечень, характеристику, содержание работ, выполненных в период стажировки;

3) результаты теоретических методологических и практических исследований по избранной теме магистерской диссертации;

4) результаты проведенного во время стажировки конкретного статистического анализа;

5) резюме, выводы и предложения.

Отчет должен быть составлен не менее, чем на 10-ти машинописных листах в виде научного доклада. Он должен быть структурирован, содержать список литературы (учебной и научной).


По материалам стажировки студент готовит текст магистерской диссертации и предоставляет его научному руководителю (первый вариант).

2.2.3. Научно-педагогическая стажировка.

Базой для научно-педагогической стажировки является кафедра статистики В ходе стажировки магистрант обязан:

    посетить различные виды занятий, проводимых преподавателями кафедры и предусмотренных в задании; подготовить и провести 1-2 лекции по темам, заранее согласованным с научным руководителем; подготовить и провести 2-3 практических занятия по темам, заранее согласованным с научным руководителем; выступить с докладом на научной студенческой сессии, на заседании секций, организованных кафедрой статистики.

Отчет о прохождении научно-педагогической стажировки должен включать:

Текст лекций, прочитанных в студенческой аудитории по избранной теме; учебно-методические разработки по проведению семинарских и практических занятий (задания с решениями, планы семинарских занятий с указанием списка основной и дополнительной литературы); отзыв научного руководителя с оценкой качества проведения учебных занятий.

Приложение

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра статистики

на ______________________________________________________ стажировку

(Наименование стажировки)

по м а г и с т е р с к о й п р о г р а м м е

___________, ________________________________________________________

(Шифр) (Наименование магистерской программы)

студенту ______________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Задачи стажировки _____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Виды работы и сроки её выполнения ____________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель __________________ ()

(Подпись)

Дата «_____» ___________200__г.

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

Для магистрантов, обучающихся по магистерским программам

080600.68 «Демография и социальная мобильность населения»,

080600.68 «Статистика предприятий»,

80600.68 «Бизнес-статистика»

Составитель

Подписано к печати «___»___________2009

Объем ______ п. л. Тираж ________экз.

НГУЭУ, Новосибирск, ул. Каменская, 56

Размножено на копиров.-множит. участке МО. Заказ № _____

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Инновационный Евразийский Университет

Отчет по прохождению зарубежной научной стажировки

специальность 6М010300 «Педагогика и психология»

магистрант Таргаева Л.А.

Павлодар2014

Отчет

В период с 11.12.2014г по 22.12.2014г магистрант Таргаева Л.А. специальность 6М010300 «Педагогика и психология» прошла зарубежную стажировку в Чехии, Карловом Университете. Университет находится в городе Прага. Научным руководителем стажировки были Инна Чабелкова, Ph . D , кандидат экономических наук, младший профессор Гуманитарного факулътета Карлова Университета, заведующая кафедрой повышения квалификации Гуманитарного факулътета Карлова Университета, и Вадим Стрелковский, Ph . D , кандидат экономических наук, младший профессор Экономического института при Карловом Университете, Прага, факультет Общественных наук Карловa Университетa. По сравнению с университетами Центральной и Восточной Европы Карлов университет опередил только Московский университет (74 место). Из неамериканских учебных заведений пятое место рейтинга принадлежит английскому Кембриджскому университету, десятое место –Оксфордскому, а двадцатое место – Университетскому колледжу Лондона.

Основной целью было изучение опыта обучения в Чешских учреждениях образования, с системой и менеджментом в сфере высшего образования проводилось посещение вузовских аудиторий университета и одной из школ города Праги.

С целью изучения международного опыта работы в области обучения студентов, были посещены следующие лаборатории:

    Лаборатория информационных технологий

    Инновационный зал

    Отдел международной мобильности студентов

    Образовательные технологии ориентированные на Еврофонды.

Нам были продемонстрированы магистерские и студенческие проекты: программы «двойного диплома», получение грантов, программа «образование всей жизни». Помимо лекций мы принимали участие в тренингах и практических занятиях. Более половины учебных программ аккредитованы на английском или других языках (немецкий, французский). Карлов Университет имеет самый высокий процент заграничных студентов из всех чешских университетов (более 7000) в основном из Великобритании, Скандинавии, на Пиренейского полуострова, Северной Америки и Азии, на иностранном языке обучения учится около 2000 из них.

Магистранты работали над составлением библиографии по темам магистерских диссертаций. Были изучены международные публикации и исследования. Работа велась в библиотеках университета. Мною были подготовлены статьи по темам магистерских диссертаций.

Опыт работы Карлового университета показывает, что наиболее качественное образование возможно только с тесной связи с практикой. Мы видели, что проектная деятельность в университете ведется в тесной междисциплинарной связи. Учебные планы определяют:

      структуру и содержание подготовки специалистов,

      последовательность и сроки изучения учебных дисциплин,

      количество учебных часов в неделю,

      виды учебных занятий – лекции, семинарные занятия, самостоятельное изучение (DK/IB). Отклон от лекций к семинарным занятиям и групповым дискуссиям.

      формы текущей и итоговой аттестации (midterm exam, final exam, general exam)

      иные требования в соответствии с образовательными стандартами.

Очевидно, что имеется ряд различий в системе образования Чехии и Казахстана. Мы старались выделить из чешского опыта работы те составляющие, которые мы сможем в дальнейшем реализовать и использовать в образовательной системе Казахстана. Из этой поездки я подчеркнула много нового и полезного в области образования, обучения и межкультурного взаимодействия.

Выражаю надежду, что в будущем поездки наших магистрантов в зарубежные вузы продолжатся, так как прохождение стажировок и курсов повышения квалификации будет способствовать развитию и повышению уровня теоретической подготовленности магистрантов.

Магистрант Таргаева Л.А.