Конспект письмо заглавной буквы щ планета знаний. «Письмо буквы Щ, щ». VI. Игра на внимание

Урок обучения грамоте и первое задание уже ждет вас.

(На партах лежат слоги)

Организует проверочную работу.

Задает проблемный вопрос.

Посмотрите внимательно на полученные слова, найдите несоответствие.

Молодцы! Я попрошу вас определить тему урока.

Молодцы! СЛАЙД 2.

Внимание на экран, нам предстоит прочитать слоги со стечением согласных. Читать будем вместе, хором.

Добавим перед стечением гласную О

СЛАЙД 2 + О

Молодцы! Добавим гласный У после стечения согласных.

СЛАЙД 2 + У

Молодцы! Какое правило вам встретилось при чтении слогов?

СЛАЙД 2 второй столбик слов.

Прочитайте слова второго столбика самостоятельно.

Теперь прочтем их цепочкой, объясняя лексическое значение каждого слова.


В группах составляют слова из слогов: РО ЩА ЩА ВЕЛЬ ЩЕ НОК ТО ВА РИЩ РУЧ КА КЛЕ ЩИ Учащиеся зачитывают составленные слова и сверяют ответы. Ответ учащихся: Лишнее слово РУЧКА, потому что в нем нет буквы Щ. Ответ: Сегодня мы продолжим работу со звуком и буквой щ. - Будем учиться читать и писать слова и предложения с новой буквой. Хоровое чтение слогов с экрана:

Ответ: ЩУ - пишу У Читают и объясняют лексическое значение слов. Указывают на орфограммы ЩУ, ЩА

СЛАЙД - Молодцы! Оцените свою работу на листах оценивания. ( критерии оценивания озвучиваются учителем и находятся на каждом слайде) - Я прошу вас все свои знания о звуке и букве щ, оформить в кластере. "Приложение КЛАСТЕР" Организует видеофизминутку " Қара жорға " -Организует проверку домашнего задания. - Организует работу с текстом приемом "Большая стирка". (на веревке прищепками крепятся вопросы - учащийся отвечает на доставшийся ему вопрос) - Организует работу в прописи: 1. подготовка руки к письму СЛАЙД 4 - Внимание на экран! Назовем предметы изображенные на слайде. - Обведите зеленым цветом предметы, в названиях которых звук [ щ ] стоит на первом месте, синим - звук [ щ ] находится в середине слова, коричневым - в конце. -Посмотрите работу соседей, отличаются их ответы от ваших? (По ходу ответов учащихся открывает цветовое решение на слайде). - Организует самостоятельную работу по написанию слов ЩУКА, ЩАВЕЛЬ, ЯЩИК, ПЛАЩ. Контролирует правописание, соединение букв, оценивает работы. - Молодцы! Наш урок подошел к концу и я прошу вспомнить все, чем мы сегодня занимались. - А теперь я прошу вас подумать все ли было вам понятно и вы смогли легко справиться со всеми заданиями на уроке, или где то вы нуждались в помощи товарищей, а возможно вам было просто не интересно и вы хотели уйти с урока? - Найдите свою тучку и прикрепите свой знак рядом с ней. (Приложение"ТУЧКИ") Организует анализ работы. Организует суммативное оценивание. - Поднимите руки, кто сегодня работал на "5", на "4", на "3", ребята может кто-то хотел бы пожелать что-нибудь своим друзьям? -Скоро прозвенит звонок, и закончится урок. - Мы на уроке думали? А может кто-то спал? - Мы рассуждали? А в облаках летали? - Друг другу помогали? А отдых заслужили? - Урок закончен. Спасибо за работу. Заучивание чистоговорки. Работают на составлением КЛАСТЕРА при помощи ресурсов заранее подготовленных учителем. (1. звук [ щ "] согласный, всегда мягкий, глухой. 2. Буква Щ может стоять в начале, середине и в конце слова. Например: ... 3. С большой буквы Щ пишутся имена и фамилии людей, клички животных, названия городов. 4. Нужно запомнить: ЩУ - У, ЩА - А) Защита кластеров у доски. Повторяют танцевальные движения за героем экрана. Читают текст "Щука" индивидуально, в паре, в группе. Поочередно выходят к доске и отвечают на вопросы по тексту "Щука" - Где жила щука? - Чем мела воду? - Что варила? - Кого угощала? - Щука хищная рыба? - Какие рыбы живут в реке? - Могли ли пескари уйти от щуки живыми? - Ходят ли рыбы в гости? - Зачем ждала гостей? ( Приложение "РЫБЫ") Выполняют задание на листах (приложение "Игра") - ЩУКА, ЩАВЕЛЬ, ПЛАЩ, УТЕНОК, ЯЩИК. Проводят анализ работы. - Зеленым цветом я обвел ЩАВЕЛЬ И ЩУКУ, так как эти слова начинаются со звука [ щ ] . - Синим цветом я отвел ЯЩИК, потому что в этом слове звук [ щ ] находится в середине слова. - Коричневым цветом я обвел ПЛАЩ, в этом слове исследуемый звук стоит в конце слова. - УТЕНОК остался не закрашенным, так как в этом слове нет звука [ щ ] . Самостоятельно записывают слова. Перечисляют виды деятельности на уроке. Работают с тучками. Работают с "листами успеха" 1. все солнышки синие - за урок оценка "5" 2. если есть зеленые - оценка "4" 3. если есть коричневые солнышки - "3"

строчной и заглавной

Буквосочетания

ча-ща,чу-щу.

Цель : создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, проверить прочность усвоения навыка.

Задачи: способствовать развитию у учащихся любознательности, логического мышления, учить применять свои знания в разных ситуациях, активизировать познавательную деятельность, воспитывать коммуникативность, умение оценивать учебную деятельность свою и одноклассников, прививать навыки здорового образа жизни.

1.Личностные:

Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;

2.Познавательные

а) общеучебные:

б) информационные:

в) логические:

3. Коммуникативные -

инициативное сотрудничество:

работа в парах,

в микрогруппе.

Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки

4.Регулятивные :

самоконтроль.

контроль товарищей.

Ход урока:

I . Организационный момент .

Заливистый школьный звонок позвал 1 « а» на урок.

Будьте внимательны и старательны.

II . Гимнастика для глаз.

(Презентация«Цветик- семицветик»)

III .Проверка психологического настроя учащихся.

Цветовой тест.

Нарисуйте свое настроение(Рисуют смайлик тем цветом, который соответствует настроению в данный момент).

IY .Актуализация знаний.

1.Повторение знаний о буквах и звуках

Нужно преобразовать буквы,написанные мелом,в другие буквы при помощи

Цветного мелка,

Мокрой тряпочки.

ГЗИЛИпс (ПВЦМШрх)

ЯЕТйбып (ЛЕПиоьг)

2.Игра «Угадайка» ( на доске записаны элементы букв,надо угадать букву )

3.Игра «Что лишнее?»

рсАшИО

ееиюя

дмпщх

-Какие еще буквы обозначают всегда мягкие согласные звуки?

V .Сообщение темы урока

На доске буквы Ч Щ Й

-Что можете сказать про буквы?что их объединяет?

-Какая буква лишняя и почему?

-Сегодня будем упражняться в более красивом написании букв «ч» и «щ».А также познакомимся с новым правилом правописания трудных слов.

VI .Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик самый толстый,самый сильный и большой.

Этот пальчик для того,чтоб показывать его.

Этот пальчик самый сильный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал,он и ловок и удал.

Вспомним правила письма

Взяли ручку,сядем прямо,развернем углом тетрадь.

Красиво и чисто в тетради пиши:

Наклон соблюдай,никуда не спеши.

VII .Работа в тетради на печатной основе с.22

1.Письмо строчной и заглавной букв щ,Щ

2.Работа со схемами(один ученик у доски)

Игра «Подбери к слову схему)

VIII .Работа с буквосочетаниями ча-ща,чу-щу.

Игра «Сложи слова»

( 1,2 и 3 ряд- работа в группах по 4 уч-ся. На столе карточки с частями слов. Учащиеся в группах составляют слова.)

ща-вель чу-чело

зай-чата щупаль-ца

ча-ща щу-ка

тре-щали чудес-ный

Проверка : выходят к доске с карточками и читают слова.

Что вы заметили? (в этих словах сочетания ча-ща, чу-щу)

Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Чему мы будем учиться на уроке?

Какое стихотворение мы уже знаем про эти сочетания?

Знаю точно: ЖИ да ШИ пишем только с буквой И !

ЧА и ЩА , мои друзья, напишу их с буквой А !

Знаю правило одно, очень верное оно:

ЧУ и ЩУ , ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У !

-Быть я грамотным хочу!

А если вы все знаете, надо ли нам работать над этой темой?

Y .Закрепление.

Сегодня к вам на урок пришла мудрая сова – наша старая знакомая. Но посмотрите, что это у нее вместо указки? (Листик чая)

Мудрая сова предлагает вам вот такое предложение (на доске) :

Яхочуугоститьвасчаем

Дети, какое правило не соблюдается? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему : |__ ____ _____ ____ _____.

Запишите предложение, сверяя его со схемой.

Какое слово соответствует теме нашего урока? (чай, ча пиши с буквой а)

Нас пригласили на чаепитие.

Ребята, а чай – полезный напиток?

В чае присутствует очень много витаминов. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: « Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее.»

IX . Лингвистическая разминка .

А кто из вас знает, откуда пришел обычай пить чай?...

(Это слово – китайское. Китайцы были первыми производителями чая и тщательно оберегали секрет его приготовления.)

Ребята, а кто из вас любит пить чай?

Раз вы любите пить чай, значит вы здоровы, так как чай обладает лечебными свойствами, очищает кровь, снимает сонливость и вялость.

Сейчас я посмотрю, какие вы активные.

Найдите в классе и прочитайте пословицу про чай и объясните.

(Пословицы спрятаны под стульчиками детей. Уч-ся наклоняются и ищут. Таким образом, происходит смена положения и разминка.) :

Чай не пьешь, где силу берешь?

Чай усталость всю снимет, настроение поднимет.

Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай.

Чай пить – не дрова рубить. Чай пить – приятно жить.

Выпьешь чайку- позабудешь тоску.

Посмотрите на волшебный экран.

Какие слова спрятались на чайнике?

Составим и запишем, проговаривая. Носначала разомнем пальчики

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

А у всех ли … чистые?

Помоем руки перед чаепитием.(Потираем ладошки)

О чём будем помнить, записывая эти слова?

Проверка – сравнить слова, которые составил Миша со словами, которые записали дети

Чай мы заварили. Он очень горячий. Давайте остудим его.

Дуем на горячий чай.

(Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох

X .Работа в парах.

К чаю принято подавать сушки и баранки. У нас они тоже есть.

Сушки лежали в тарелке без крышки,

И ночью их все погрызли мышки.

Из слов буквы откусили

К себе в норку утащили.

Вам их надо восстановить. Работаем в парах. Если не поняли, пропускаем

Ч..шка, пищ… , ч…до, ч…лан, ж…вотное, м…шка, маш…на, ч...йник.

(Уч-ся записывают слова в тетрадь)

Что заметили? (1 слово лишнее)

Почему вы так считаете?

Проверка: на индивидуальных экранах

Чаю попили. Теперь отдохнем.

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.. .-

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно...

глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена...

И рассла-бле-на...

(пауза)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

(громче, быстрее, энергичнее)

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно

. (Ходьба на месте.)

XI . Выполним задание мудрой совы на волшебном экране.

(Распределить слова на деревья по сочетаниям жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Кто заметил слово – ловушку?

XII . Тест Индивидуальное задание.

(На выбор уровень сложности)

1 уровень

1. Подчеркни (или обведи) верное высказывание

чю-щю пишется с буквой ю

чу-щу пишется с буквой у

2. Подчеркни (или обведи) лишнее слово

3. Подчеркни (или обведи) слово с ошибкой

4. Вставьте пропущенные буквы

щ_вель, ч_десный, маш_на, луж_

Еще раз вспомним правило,договаривая предложения:

Сочетания чу-щу только ….(с буквой у пишу)

Чаща.дача и печать –нужно ….(с буквой а писать)

XIII . Подведение итогов.

Продолжи:

Я учился…

Я узнал …

Я смогу…

XI . Рефлексия.

Нарисуйте свое настроение сейчас.

Тип урока: Урок – игра Цель: научиться писать буквы Щ, щ. Задачи: 1. Образовательные: - Формировать умение писать буквы Щ, щ в соответствии с образцом; - Формировать умение списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта; - Формировать умение составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок; - Учить писать слоги, сочетания и слова с буквами Щ, щ; - Учить правильно записывать слова с сочетаниями ща, щу; - Закреплять правильное написание в словах сочетаний ча, чу; - Закреплять написание изученных букв; - Закреплять умение правильно обозначать границы предложения. 2. Развивающие: - Развивать навыки самоконтроля и самооценки; - Развивать орфографическую зоркость; - Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать. 3. Воспитывающие: - Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; - Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения. Тип урока: Открытие новых знаний В уроке использованы элементы современных педагогических технологий: - игровая (урок построен в форме игры – путешествия) - личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо) - проблемное обучение (частично – поисковый) - здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки) На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением и окружающим миром. Технические особенности урока: урок включает компьютерную презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Письмо заглавной буквы «Щ»

в 1 «А» классе.

Тип урока : Урок – игра

Цель : научиться писать буквы Щ, щ .

Задачи:

1. Образовательные:

Формировать умение писать буквы Щ, щ в соответствии с образцом;

Формировать умение списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта;

Формировать умение составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок;

Учить писать слоги, сочетания и слова с буквами Щ, щ;

Учить правильно записывать слова с сочетаниями ща, щу ;

Закреплять правильное написание в словах сочетаний ча, чу ;

Закреплять написание изученных букв;

Закреплять умение правильно обозначать границы предложения.

2. Развивающие:

Развивать навыки самоконтроля и самооценки;

Развивать орфографическую зоркость;

Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Тип урока: Открытие новых знаний

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий :

Игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

Личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

Проблемное обучение (частично – поисковый)

Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением и окружающим миром.

Технические особенности урока: урок включает компьютерную презентацию.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Удерживать цель деятельности до получения её результата;

Планировать решение учебной задачи;

Выполнять последовательность необходимых операций;

Анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

Находить общие элементы в буквах;

Конструировать буквы из элементов;

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;

Анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

причины.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Ориентироваться на странице тетради;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Строить высказывания, оформлять свою мысль в устной или

письменной речи;

Договариваться о правилах работы в парах и следовать им;

Личностные УУД:

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку их выполнения;

Проявлять интерес к изучению нового;

Проявлять интерес к поиску способа действия в заданных условиях.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:
  • Прежде чем начать наш урок проверим вашу готовность к его началу. Я буду перечислять необходимые предметы, а вы проверьте все ли у вас лежит на парте и по необходимости достаньте то, что вы забыли положить. Ручка, карандаш, пропись, рабочая тетрадь

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

  • А урок сегодня не совсем обычный. Вы любите сказки? Это хорошо, потому что сегодня мы совершим небольшое путешествие в Страну сказок. Туда мы отправимся на ковре-самолёте.

(Слайд)

  • Но, чтобы он поднялся в воздух, вы должны ответить на мои вопросы.

2. Повторение:

  • Какие буквы мы уже умеем писать? (Все) правая сторона доски.
  • На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные) (Ударные -безударные)(твердые-мягкие, глухие –звонкие).
  • Давайте проведем воздушный диктант (ребята угадывают буквы по описанию).

Часто в сказках героев ждут различные испытания. Ждут они и нас. А вот и первое испытание:

  • Каким шрифтом написаны буквы на левой стороне доски? (Печатным).
  • Подберите теперь к печатным буквам прописные.
  • Какая буква осталась без пары? (Щ).
  • Как вы думаете какую букву мы будем учиться писать?(букву Щ).

3. Сообщение темы и цели урока:

Знакомство с буквой Щ.

  • Звук щ гласный или согласный? Каким он бывает?(мягкий).
  • (Ребята рассматривают буквы, отвечают на вопросы учителя,)
  • А сейчас, мы вновь, оправимся в страну «Букволандию», где научимся писать новую букву, но прежде, подготовим наши пальчики к работе, к нам пришли в гости ежики (разминка с массажными шариками)

4. Работа по теме.

  • Открываем тетради в ячейку, вспоминаем правила посадки.
  • Записываем число.
  • Анализ буквы «Щ», выделение знакомых элементов. Хором произнести развернутый алгоритм написания данной буквы: В средней 1/3 допол нительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной, выполняем «качалочку», подни маемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, пишем «секрет», по «секрету» - наклонная линия вниз, «качалочка», поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, пишем «секрет», по «секрету» - наклонная ли ния вниз, «качалочка»,крючок до 1/3 снизу, без поворота ручки опускаемся по наклонной до 1/3 в дополнительной строке, петелька (по принципу петельки буквы д ) , перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины».
  • Работа в тетрадях в ячейку.
  • Оцените себя.

5. Зрительная гимнастика:

6. Работа по теме:

Работа в прописях

  • Далее дети самостоятельно упражняются в записи буквы Щ.
  • Повторяется правило о написании слов с большой буквы. Прочитываются слова Щукин, Щепкин, устанавливается их значение, слова записываются рядом с образцами.
  • Звуко-буквенный анализ слова: Щукин.

Работа в парах

Учитель дает задание:

  • Послушайте загадку и угадайте имя сказочного героя, который приготовил для вас следующее испытание:

Что это за мальчик странный,

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Слайд)

Скажите, а что помогает пройти все испытания (дружба). Сейчас вы поможете друг другу, будете работать в парах.(правила работы в парах).

  • Прочитывается скороговорка, проводится орфографический разбор слов, затем одни учащиеся записывают её по пунктиру, другие самостоятельно, подчёркивается буква Щ. Совместно ищут орфограммы.
  • Следующий сказочный персонаж пришёл к нам из чащи леса. Кто он?

Учитель загадывает загадку:

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь:

Это...(Гном) (Слайд)

  • Учащимся предлагается прочитать ещё одну скороговорку и после орфографической подготовки записать её на пустых строках:

Чащи чаще в нашей пуще.

В нашей пуще чащи гуще.

Учитель задаёт вопрос:

  • Кто знает значение слова пуща?
  • Лес густой и тёмный. Пуща. (Слайд)
  • Кто знает значение слова чаща?
  • Лес густой и тёмный. Чаща. (Слайд)
  • Какой вывод мы можем сделать?(разные по написанию слова обозначают одно – синонимы).
  • Вместе с педагогом дети проставляют ударение в словах, находят безударные гласные, отмечают их точками, учитель произносит проверочные слова.

7. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

  • Необходимо восстановить чистоговорку.

8. Продолжение работы по теме урока (вариативная часть).

  • Необходимо записать предложения, исправив ошибки.
  • Работа с лентой букв: учащиеся хором прочитывают буквы, подчёркивают четвёртую, пятую и седьмую по счёту, указывают в них сходные элементы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель обращается к детям:

  • Заканчивается наше путешествие в Страну сказок. Мы встретили героев различных сказок, выдержали много испытаний.
  • Интересно ли было на уроке?
  • Какие задания показались вам наиболее трудными?
  • У кого из вас не было затруднений, и он справился легко со всеми заданиями?
  • Учитель обращается к детям: Подписи к слайдам:

    Письмо заглавной буквы «Щ». Презентацию приготовила: Учитель 1 «А» класса Юдицкая Т.В.

    Пу ща – большой и густой труднопроходимый лес.

    Ча ща – тёмный густой лес.


    Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте: письмо) Учитель начальных классов Моисеенко Алла Григорьевна. Предмет: русский язык (обучение грамоте: письмо), 1 класс, УМК «Школа России»

    Тема урока: «Буквы Щ.щ Правописание сочетаний ща,щу.»

    Цели Задачи

    Ход урока

    Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

    Песенка

    Отгадайте загадку.

    Хвостиком виляет,

    Зубаста, а не лает?

    -О ком идет речь?

    Что вы знаете о щуке?

    Щука – хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом.

    РИСУНОК

    Из какой сказки этот герой?

    - Кто автор этой сказки? - Это русская народная сказка Пальчиковая гимнастика:
    Щука хищная, зубастая, Для лещей, ершей опасная, Чей-то рядом хвост мелькает? Хвать? Тут щука не зевает! Но попалась на крючок – Тащит щуку рыбачок!
    Включение нового знания в систему знаний и повторение Работа в парах. Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О!..сколько рук… Сели поудобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в лес А как называется такой лес? Идем вглубь и попадаем в густой, труднопроходимый лес. А как называется такой лес? « Вставить пропущенные слоги» Обсудите и составьте слова Какое правило не забываем при написании? Самостоятельно запишите эти слова

    На доске слова для проверки Последняя строка. Встречались ли нам уже подобные правила? - Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ. Эти написания нужно запомнить. Какое правило выучили сегодня? Пропишите самостоятельно слоги рядом по образцу.

    Цель урока: обучение письму строчной и заглавной буквы щ, Щ.

    Задачи:

    1. Обучать письму строчной и заглавной буквы щ, Щ, слогов и слов с этой буквой; учить писать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
    2. Расширять словарный запас, развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, работать над развитием внимания;
    3. Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте - письмо в 1 классе.

    (по прописи Н.В.Нечаевой - система Л.В.Занкова)

    Тема урока : « Строчная и заглавная буквы щ, Щ».

    Цель: обучение письму строчной и заглавной буквы щ, Щ.

    Задачи:

    1. Обучать письму строчной и заглавной буквы щ, Щ, слогов и слов с этой буквой; учить писать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
    2. Расширять словарный запас, развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, работать над развитием внимания;
    3. Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

    Предполагаемые результаты:

    В результате изученной темы дети должны:

    1. Уметь писать строчную и заглавную буквы щ, Щ, слоги и слова с этими буквами;

    2. Уметь письменно отвечать на вопросы, составлять предложения;

    3. Уметь давать характеристику звуку.

    Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, демонстрационная карточка с буквами, оценочные листы.

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность

    Учителя

    Деятельность

    Ученика

    УУД

    Мотивация.

    Эмоциональный настрой.

    Мы начинаем урок письма. Давайте начнем урок с улыбки и хорошего настроения. Подарите свои улыбки мне, своим друзьям и нашим гостям.

    Чему мы учимся на уроках письма? Девиз нашего урока:

    Перо пишет, а ум водит. Как понимаете эту пословицу? Слайд 2

    Положительная мотивация и познавательный интерес.

    Актуализация знаний

    Игра «Что лишнее?» Слайд 3

    Р,С, А, ш, И, О; (Лишняя буква "ш" - она строчная.)

    Е. ё, и, ю, я, а; (Лишняя буква "а" - она указывает на твёрдость согласного.)

    Р. м, н, л, щ; (Лишняя буква "щ" - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

    А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы "ч" и "й".)

    С какой последней буквой познакомились? (с буквой Ч)

    Дайте характеристику звуку. Слайд 4

    Рассматривание букв на экране. Повторение изученных букв.

    Обобщать, сравнивать, выделять главное.

    С ообщение темы урока, постановка учебной задачи.

    На доске: карточка с буквой Щ. Слайд 5

    Постановка цели урока детьми.

    Над чем будем работать на уроке? (Учиться писать буквы Щ, слоги, слова и

    Предложения с ней.)

    Загадка:

    Он играет, громко лает,

    Скуки он совсем не знает.

    На пути сбивает с ног,

    Шустрый, маленький... (щенок)

    Дайте характеристику первого звука в слове.

    Характеристика звука [щ"]: согласный, глухой, всегда мягкий.

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

    Фонетическая зарядка + физминутка

    А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Если услышим в слове звук [щ"], хлопаем в ладоши :

    ЩЁТКА, шёлк, ЩЕЛКУНЧИК, честный, жизнь, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, поход, ЩЕКА, туча, ЩУКА, печка, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, шёпот.

    Выполнение упражнений.

    Этап усвоения новых знаний. Проблемная

    ситуация

    Будем работать в прописях на странице 21.

    Исследуем элементы в прописи. Какие элементы надо ещё дописать, чтобы получилась буква? (короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо)

    Буква щ, Щ на экране.

    Сравните письменную и печатную букву. Чем похожи и чем отличаются буквы?

    Какие элементы буквы вам знакомы? У каких букв они встречались?

    Обучение письму строчной и заглавной букв Щ. Показ на доске. Запись буквы в воздухе. Обведите букву по образцу в тетради. Запись слогов.

    Обведите на строке заглавные буквы. Проверьте, как научились писать букву Щ.

    Рассматривание элементов буквы на экране.

    Написание новых букв.

    Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя .

    Зарядка для глаз

    «Щенок играет в мяч» Слайд 6

    Выполнение упражнений.

    Первичное закрепление.

    Какое сейчас время года? Зимой очень холодно. Плохо приходится братьям нашим меньшим. Но о домашних животных заботится человек. А вот птицам нужна наша помощь. -Как вы помогаете птицам пережить холодную зиму?

    Какие птицы прилетают на кормушки?

    Весной птицы вернутся к нам из тёплых стран, и повсюду зазвучат их красивые песни.

    Чтение предложения: Весной в роще щебетали шустрые щеглы.

    Что вы знаете об этих птицах?

    Щегол не является перелетной птицей, но с начала зимы до середины апреля щеглы собираются в стайки и кочуют на небольшие расстояния в поисках пищи. Щегол - веселая, подвижная, ловкая, с красивым оперением птица. Слайд 7

    О ком говорится в этом предложении? Подчеркнём одной чертой. Что говорится о щеглах? Подчеркнём двумя чертами. Это главные члены предложения. - Как называются остальные слова в предложении?

    Ответим на вопросы.

    Щеглы (какие?) шустрые

    Щебетали (где?) в роще

    Щебетали (когда?) весной

    А вы слышали, как щебечут щеглы? Слушание записи.

    Работа над скороговоркой Слайд 8

    Щебетал щегол со щеглихой,

    Щекотал своих щеглят,

    А щеглиха-щеголиха

    И щеглята-щеголята

    По щеглиному пищат.

    Ответы на вопросы, формулирование полных предложений.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пропись.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    Осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков.

    Обобщение и систематизация знаний.

    Работа в паре.

    Наш щеночек потерялся. Найдите на странице слово Щенок . Выполним задание. Работать будем в парах.

    Щенок бежит. Щегол летит. Червячок ползёт.

    Выполняют задание, проговаривая новые предложения.

    Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    Итог урока.

    Над чем работали на уроке? (Учились писать буквы Щ, щ, слоги, слова и предложения с ней.)

    Что нового узнали?

    Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Рефлексия.

    Самооценка

    Поработайте со своим оценочным листом.

    1.Каждое задание мне было понятно, я научился писать букву Щ,щ, писать слоги и слова с этой буквой - зелёный цвет.

    2.Я знаю, но испытываю затруднения в написании букв Щ,щ - жёлтый цвет.

    3. Я затрудняюсь и прошу помощи - красный цвет.

    Развивать самоконтроль при устных высказываниях.

    Осуществлять самоконтроль и самооценку.