Жесты глухонемых и их значение. Как легко и быстро выучить язык жестов? Пошаговое описание и рекомендации. Несколько историй про возникновение жестов рук

Тесно связаны с исследованиями по грамматике естественных языков исследования по языку глухонемых. Существует две разновидности таких языков - жестовые и буквенные. Для жестового языка характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке однокоренными словами (чистый - чистить - чисто; храбрец - храбрый); в ряде случаев отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить - молоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мыться - баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью. Языки глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых.

Известно, что испытывая потребность в общении с окружающими, глухонемые прибегают к мимико-жестикуляторным средствам.

В определенной мере эти средства служат глухонемому также для закрепления и обобщения образов внешнего мира. Однако под влиянием “нового учения о языке” Н.Я.Марра некоторые сурдопедагоги явно переоценивали роль мимико-жестикуляторных средств глухонемого, приравнивая их к словесной речи.

В этой связи важное значение имеют высказывания И.В.Сталина о языке жестов.

Указывая на крайнюю ограниченность средств, которыми располагает язык жестов, И.В.Сталин пишет: “Язык жестов так же нельзя приравнивать к звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную деревянную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и рядовой тракторной сеялкой.”

Это образное сравнение, характеризующее соотношение языка жестов с языком слов применительно к нормально слышащим людям, сохраняет свое значение и по отношению к более сложной системе мимико-жестикуляторных знаков, используемых глухонемыми.

Тяготение к наглядному образу, нерасчлененность знаков, бедность технических средств, грамматическая неоформленность мимико-жестикуляторной “речи” глухонемых, наконец, попросту узкий круг людей, в общении с которыми она может быть использована, - все это свидетельствует о несостоятельности языка жестов глухонемых, о невозможности ставить его на одну доску с языком слов.

Также некоторые исследователи связывают жесты с типами пиктограмм (письмо рисунками). Однако мнение о том, что пиктография и жесты в определенный период заменяли язык, лишено всякого основания, и жесты и пиктография были только у говорящих людей и не могли заменить языка.

Заключение.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только

20-40 % информации передается с помощью вербальных

Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.

Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.

Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом - самим человеком.

Мало кто сталкивался с проблемой общения с глухими людьми. Еще меньше людей понимают, на чем основана такая речь. Одним из заблуждений считается то, что язык жестов глухонемых был придуман только слышащими людьми, и что он зависит от обычной речи. На самом деле это не так. Вторым заблуждением является то, что к жестовым языкам относят дактилирование букв, то есть изображение букв руками.

Дактилология показывает слова по одной букве, а жестовые знаки показывают их целиком. В словарях для глухих таких слов-жестов более 2000. Некоторые из них достаточно быстро запоминаются и легко изображаются.

Понятие "жестовый язык"

Язык жестов глухонемых - это самостоятельный язык, возникший естественным путем, или созданный искусственно. Состоит он из комбинации жестов, которые производятся руками и дополняются мимикой, положением тела, движением губ. Применяют его чаще всего с целью коммуникации среди глухих или плохослышащих людей.

Как возникли жестовые языки?

Большинство из нас склонны считать, что язык жестов глухонемых возник на самом деле среди людей со слухом. Они применяли жестикуляцию для беззвучного общения. Как бы то ни было, пользуются им люди с дефектом речи и слуха.

Интересным фактом является то, что в мире только 1,5% людей являются полностью глухими. Наибольшее количество жителей с дефектами слуха встречается в Бразилии, среди племени урубу. В нем на каждые 75 рожденных детей один глухой. Именно это стало причиной того, что все представители урубу знакомы с языком жестов.

Во все времена стоял вопрос о том, как научиться языку жестов глухонемых. Тем более что в каждом регионе он свой. Проблема появления общего языка на значительных территориях начала рассматриваться с середины 18 века. В это время во Франции и Германии стали появляться учебно-воспитательные центры, рассчитанные на детей с проблемами слуха.

Задачей педагогов было научить детей письменной форме родного языка. Для объяснений были взяты за основу жесты, использовавшиеся среди глухонемых. На их базе постепенно возникла жестовая интерпретация французского и немецкого. То есть жестовая речь во многом является искусственно созданной. Понимать и использовать такую речь может каждый.

Обучение языку немых в прошлом

Язык жестов глухонемых в каждой стране свой. Это связано с тем, что жесты, взятые за основу, могли по-разному интерпретироваться в разных государствах. Так, например, в США для создания собственной школы для глухих были приглашены преподаватели из Франции. Именно учитель Лоран Клерк в 18 веке развил в Америке это направление. А вот Великобритания не стала брать готовый язык, переняв лишь методы сурдопедагогики. Именно это стало причиной того, что американский для глухих схож с французским, а с английским не может иметь ничего общего.

В России дела обстояли еще сложнее. Первая школа для глухих здесь возникла в самом начале 19 века. В Павловске были использованы знания и практика французских педагогов. А спустя полвека в Москве открылось учебное заведение, которое перенимало опыт немецких специалистов. Борьба этих двух школ прослеживается в стране и сегодня.

Жестовая речь не является словесной калькой. При этом долгое время ее структура и история никем не изучались. Только во второй половине прошлого века появились ученые, которые доказали, что язык для глухих является полноценной лингвистической системой. И у нее есть свои морфологические и синтаксические признаки.

Жестовое общение

Для того чтобы понимать немой язык, жесты которого различаются в зависимости от государства, следует определиться, где он будет необходим. В частности, русская дактилология насчитывает 33 дактильных знака. Книга Г. Л. Зайцевой под названием «Жестовая речь. Дактилология» подойдет, чтобы изучить для России язык жестов глухонемых. Обучение словам займет время и потребует продолжительной практики.

Для примера можно привести несколько описаний жестов и их значений:

  • руки, поднятые до уровня подбородка и согнутые в локтях, соединенные между собой мочками пальцев, означают слово «дом»;
  • круговые вращения одновременно двумя кистями рук в области бедер означают «здравствуйте»;
  • сгиб пальцев одной руки, поднятой до уровня груди и согнутой в локте, означает «до свидания»;
  • сложенная в кулак правая рука, которая прикасается ко лбу, означает «спасибо»;
  • рукопожатие на уровне груди означает «мир»;
  • плавные движения двумя параллельными ладонями, смотрящими друг на друга слева направо, следует понимать как извинение;
  • прикосновение тремя пальцами руки к краю губ и отвод руки в сторону означает «любовь».

Для понимания всех жестов лучше ознакомиться со специальной литературой или просматривать видеоуроки. Однако и тут следует понимать, какому именно языку лучше выучиться.

Язык жестуно

Проблема понимания среди глухих во всем мире встала очень остро только в прошлом веке. В 1951 году, после возникновения Всемирной федерации глухих, было принято решение создать универсальный немой язык, жесты которого будут понятны участникам всех стран.

Работа над этим вопросом получила свои плоды лишь в 1973 году в виде первого словаря упрощенного жестового языка. Спустя два года была принята международная жестовая речь. Для ее создания использовались языки Англии, Америки, Италии, России. При этом совершенно не были приняты во внимание способы общения среди представителей африканского и азиатского континентов.

Это привело к тому, что в мире помимо официального существует и неформальный язык жестов.

Алфавит дактиль

Жестами можно показывать не только слова, но и отдельные буквы. Это не совсем язык жестов глухонемых. Слова состоят из отдельных жестов-букв, что затрудняет общение, делая его более долгим. С помощью дактильной азбуки, именно так называется подобный метод, обозначаются имена нарицательные, научные термины, предлоги и тому подобное.

Такой алфавит имеет свои отличия в разных жестовых языках. Изучить его довольно просто, поскольку он состоит, как уже было сказано, из 33 дактильных знаков. Каждый из них соответствует изображению соответствующей буквы. Для понимания русской речи следует изучать соответствующую дактильную азбуку.

При помощи жестов рук и пальцев общаются не только глухие - ими активно пользуются многие в своей повседневной жизни. Движениями руки часто показывают направление, выражают свое отношение к человеку, крутя пальцем у виска, разговаривают с иностранцами за границей. Вообще, язык жестов - это невербальный и понятный разным людям способ общения, известный еще с далеких времен.

История возникновения

В христианстве определенные положения и движения рук использовали при клятвах и молитвах, мусульмане наделили каждую ладонь и все фаланги пальцев буквами алфавита. Тайные масонские знаки обозначали понятия, известные лишь избранным братьям. Свое значение имели движения ладонями в эмблематике, искусстве, гадании. Многие не изменились совсем, некоторым было присвоено другое объяснение.

Сейчас невозможно представить любого разговора или интересной беседы, совершаемых без активных движений руками. Причем взмахи и пояснения могут быть как интуитивными, несознательными, выражающими эмоции, так и специально подобранными, несущими в себе конкретную информацию. Рассмотрим наиболее часто использующиеся с их значением.

Повседневные жесты пальцами

Объяснений действий пальцами не так уж много, все они известны и понятны каждому:

  • Скрепление в виде круга указательного и большого пальцев обозначает одобрение, согласие, так называемое понятие "все окей"
  • Поднятие вверх большого пальца трактуется как одобрение поступка или действия


  • Фига (кукиш) означает отказ, несогласие, ее часто показывают дети друг другу или взрослым
  • Поднятие вверх среднего пальца - очень обидный и даже неприличный жест, его значение - посыл на три неприличные буквы. Выраженный словами, он понимается всеми как фраза "Пошел ты на"
  • Большой палец, опущенный вниз - это демонстрация недовольства чем-либо, аналог частицы "фу"
  • Быстрое потирание пальцами друг о друга говорит о сильной заинтересованности, азарте
  • Когда пальцы сжаты в кулаки, лучше придержать свой язык и следить за словами. Возможно, ваш товарищ уже собрался начать драку, особенно если костяшки пальцев побелели от сильного напряжения


  • Ритмичное или невольное постукивание кончиками пальцев или ногтями по столу говорит о скуке, напряжении или задумчивости

Повседневные жесты руками

Очень часто при оживленном разговоре люди помогают описать впечатления или происшествия с ними при помощи рук. Бывает, что и определенная поза со скрещенными руками означает многое. Наиболее распространенные жесты расшифровываются так:

  • Руки, скрещенные на уровне груди, демонстрируют закрытость, нежелание общаться или идти на контакт
  • Скрещенные за спиной руки со сжатыми в кулаки пальцами показывают недовольство человека, злость, сильную степень задумчивости
  • Неосознанные, хаотичные взмахи руками говорят о сильном волнении, застенчивости, стеснении


  • Протянутая вперед рука означает желание поздороваться, скрепить встречу или соглашение крепким рукопожатием. Этот жест чаще всего используют мужчины при встрече или во время рабочих переговоров
  • Если при разговоре руки опущены вдоль тела, человек спокоен, совсем не волнуется
  • Значение поднятых вверх рук тоже простое - так обычно выражают свою победу спортсмены. Однако в некоторых случаях, особенно при нарушении закона, они означают согласие на выполнение требований полиции, сдачу властям
  • Если собеседник сильно стискивает или нервно сжимает одну ладонь другой, значит, он очень напряжен или разъярен, недоволен разговором


  • Ладони, сложенные в молитвенном знаке, как бы молят о помощи, выполнении просьбы. Так часто делают дети, выпрашивая у мамы игрушку или отпрашиваясь на прогулку
  • Почесывание ладонью головы или потирание подбородка свидетельствует о задумчивости, умственном анализе ситуации
  • Потирание носа означает стеснение, неуверенность в своих словах и поступках


  • Если собеседник теребит рукой уши, пуговицы или ремень, почесывает щеку - он скрывает что-то или говорит неправду
  • Рука, прижатая к сердцу, выражает высшую степень убеждения и искренности говорящего
  • Ладони, спрятанные в карманы или за пояс брюк, показывают неуверенность и стеснительность

Список движений можно продолжать бесконечно, ведь каждый человек при разговоре ведет себя по разному. Однако наиболее распространенные жесты у всех одинаковые, они означают одно и то же.

Язык жестов глухих

У глухих и глухонемых людей существует собственный язык общения с помощью рук и пальцев. Его достаточно просто выучить, чтобы научиться понимать знакомых или друзей, подверженных глухоте. Ведь руками надо показывать и отдельные буквы, и целые слова.


Вот основные понятия языка глухих:

  • Каждой букве алфавита соответствует свой знак пальцами руки, их ровно 33
  • Буквами у глухих людей в основном показывают имена, фамилии, названия городов, рек, очень редкие слова. Для распространенных слов придуманы свои жесты
  • Язык глухих состоит почти из 2000 значений слов
  • Самые часто используемые слова, например, здравствуйте, спасибо, извините, очень легко показать и выучить с первого раза
  • Даже не зная азбуки глухих, легко можно объяснить им что-то, ведь такие люди все понимают по движению губ. Главное - четко проговаривать слова

https://www.youtube.com/playlist?list=PL51LOWbXcPVVcBdGyHLRUtg4hqEZDqntx

Различие в толковании привычных жестов в зависимости от стран

В разных странах привычные россиянам жесты рук могут носить совершенно другое, иногда даже полностью противоположное, значение. Вот несколько известных примеров:

  • Два расставленных пальца в виде английской буквы "V", обозначающие слово "Виктория", или "Победа", у англичан и австралийцев означают "Отвали от меня"
  • Выставленная вперед раскрытая ладонь, требующая остановки, в Греции обозначает оскорбление, посыл человека куда подальше


  • Большой палец, поднятый вверх, у многих является символом одобрения. Зато в Таиланде он означает порицание, осуждение поступка
  • Подзывающее движение указательным пальцем не стоит использовать на Филиппинах - там за это предусмотрен арест
  • Фига у нас обозначает отказ, бразильцы же показывают ее очень часто. У них ее используют как пожелание здоровья и удачи


  • "Козу" или рога из указательного пальца и мизинца часто используют рокеры или музыканты. В Италии такой жест, направленный на любого мужчину, означает измену жены, нося толкование "рогоносец"
  • Выставленный вверх средний пален обозначает неприличный жест, посылающий на три буквы. В Азии же им показывают на что-то интересное

Все эти движения пальцами или ладонями стоит изучить и применять лишь там, где они уместны, ведь по незнанию немудрено попасть в неловкую ситуацию и вызвать недовольство окружающих.

Общение - это важный процесс взаимодействия человека с окружающей средой. Поскольку глухонемые люди не могут общаться на привычном для нас языке, они используют специальное средство общения.

Что такое глухонемой язык?

Язык для глухонемых - искусственно созданный способ общения между членами общества, которые не в состоянии разговаривать и воспринимать речь на слух. Такой способ основывается на языке жестов и имеет глубокие корни.

Краткий экскурс в историю языка жестов

Сегодня остаётся нерешённым вопрос о том, что появилось раньше: звуковая речь или жестикуляция. Хотя многие отсылки указывают на то, что язык жестов использовался раньше, чем звуковая речь. Доказательством этом служат наскальные рисунки и многие другие археологические объекты. Жестикуляция использовалась не только при наличии недостатков речи, но и была основным ритуальным компонентом в некоторых племенах. Например, раньше женщина, которая лишилась мужа, должна была разговаривать с помощью жестов ровно год. Глухонемой язык также активно использовали монахи в эпоху Средневековья. И это неудивительно, ведь язык жестов даёт возможность общаться, не нарушая при этом обета молчания.

Сегодня язык жестов имеет не такой высокий социальный статус, как звуковой. Его используют для общения в основном те люди, которые имеют проблемы с речевым аппаратом. Таким образом, он потерял свой общепринятый характер.

В чём отличие между языком жестов и звуковым языком?

На самом деле, звуковой язык менее эффективен, чем язык глухонемых. Слова в звуковом языке выражаются с помощью фонем, минимальных единиц речи, которые отображают звуки. Для обозначения каждой буквы используется отдельный звук. В жестикулировании отдельные жесты могут обозначать как отдельные буквы, так и целые слова, что является очень удобным способом подачи информации. Также привычный нам способ общения является вербальным (с употреблением слов), а глухонемой язык - невербальным (без употребления слов, но с использованием символов, жестов).

На самом деле каждый из нас использует невербальный способ общения практически каждый день. То, как человек смотрит, сидит, ходит, жестикулирует, характеризирует его как личность. Если глухонемой человек не может использовать привычный для нас способ общения, то мы можем с лёгкостью использовать язык жестов глухонемых. Обучение не отнимет много сил, зато даст возможность разговаривать на менее понятном для окружающих языке, а также понимать речь глухонемых.

Где используется язык жестов?

Бытует мнение, что невербальное общение используют только глухонемые люди для передачи информации между собой. Но это утверждение крайне ошибочно. Глухонемой язык используется во многих сферах человеческой деятельности. Любой человек для придания речи большей экспрессивности использует жесты. Они могут быть как понятны собеседнику, так и скрыты от понимания, но они несут конкретную информацию о психологическом состоянии человека.

Часто можно увидеть, что в новостях кроме звуковой и письменной речи информация показана с помощью жестикуляции. Информацию подаёт специальный диктор, который идеально знает язык жестов и может моментально перевести текст с обычного языка на жестовый язык.

Жестикуляцию используют также водолазы и космонавты, ведь они работают там, где невозможно говорить с помощью звуков из-за отсутствия кислорода. Кино, театр, переводческая деятельность, политика, медицина - всё это сферы, в которых возможно употребление специального вида общения, а этот список можно дополнять вечно. Но самое главное это то, что выучив язык жестов, мы сделаем жизнь глухонемых людей немного легче, ведь каждому из нас нужно общение. Как изучить язык глухонемых? Самоучитель - лучшее средство.

Различия в языке глухонемых

Каждая языковая система имеет в себе сложную структуру. Не является исключением и язык глухонемых. Обучение этому языку должно включать в себе понимание, что для каждой страны и даже отдельного региона правила языка будут отличаться. Язык жестов использует жесты как для обозначения конкретных слов, так и для отдельных букв. Метод обозначения отдельных букв является более распросранённым, а отдельными жестами обозначаются только самые распросранённые слова. Также в языке глухонемых могут использоваться как одна, так и две руки.

Заучивание такой системы также может отличаться. Большой проблемой является тот факт, что в разных странах и регионах язык глухонемых существенно отличается, и какой-то единой системы языка глухонемых нет, что затрудняет его изучение.

Как выучить язык глухонемых?

Владение любым языком - очень полезное умение, которое помогает нам во всех сферах деятельности. Сегодня выучить любой язык легко, главное - стремиться к этому. Не является исключением и язык жестов глухонемых. Обучение можно начать с подбора видеоматериалов, просмотром таблиц с указанием того, какой знак обозначает ту или иную букву.

Есть и специально разработанные сайты для изучения языка глухонемых. На таких сайтах не только подаётся материал, но и даётся задание на проверку выученного материала. Таким образом теория подкрепляется практикой. Множество групп в социальных сетях ориентировано на изучение языка жестов, но такой способ подачи информации следует использовать только тогда, когда уже известны некоторые азы языка жестов. С помощью специализированных групп можно получать новую информацию каждый день. Если нужно быстро выучить язык глухонемых, самоучитель может помочь в этом. Обычно в самоучителях материал подаётся структурированно, и это делает понимание строения языка жестов лёгким.

В мире много языков, но особое место среди них занимает жестовый. С целью общения глухонемых людей, в XVIII веке был разработан первый язык жестов, получивший название Амслен. Впоследствии ближе к XX веку, он имел много ответвлений и интерпретаций. В середине XX века для стандартизации языка глухонемых была разработана международная жестовая речь - Жестуно, которая до сих пор актуальна. Главным образом она основывается на жестах, которые говорящий показывает руками, с помощью мимики и за счет различных поворотов корпуса.

В нашей стране Жестуно не имеет популярности. Если в странах Европы на сто глухонемых людей приходится 300 сурдопереводчиков, то у нас всего лишь 3. В 2012 году в законопроект «О социальной защите инвалидов» были введены поправки, касающиеся языка жестов. Язык получил официальный статус, были созданы специальные образовательные учреждения для подготовки и переподготовки заинтересованных людей, преподавателей, инвалидов. Это положительно сказалось на проценте желающих учить Жестуно.

  • Местные сообщества глухонемых предоставляют специальные бесплатные занятия, на которые может записаться любой желающий. За несколько месяцев вы выучите базовые аспекты Жестуно и, конечно же, опробуете полученные знания на практике.
  • Образовательные площадки – институты и колледжи, часто включают в свои программы предмет «жестовый язык». В большей мере это относится к социальным и лингвистическим специальностям. Так что если вы еще студент или планируете им стать, то у вас есть возможность бесплатно познакомиться с этим предметом.
  • В том случае, когда вы не можете найти бесплатные курсы, есть специализированные платные занятия на базе исследовательских институтов, методических центров, специализированных школ для глухонемых.

Структура обучения языка глухонемых

Давайте подробнее разберемся, что же из себя представляют эти специальные курсы и что по окончании обучения вы получите.

Отметим, что выделяют 3 уровня освоения Жестуно, которые включают в себя следующие навыки:

  • Уровень 1 – базовый курс для начинающих, на котором разбирают основные лексические нормы и практикуют живое общение.
  • Уровень 2 – курс для тех, кто уже знаком с базой. Он рассчитан на начальное знакомство с навыками перевода с Жестуно.
  • Уровень 3 – включает в себя совершенствование лингвистических навыков и углубленное обучение синхронного и последовательного перевода.

Обучение на уровнях длится 3 месяца и состоит из 44–50 академических учебных часов. По окончании курсов вы получите специальное свидетельство, в котором будет отмечен ваш уровень. Но не приравнивайте эту бумажку к свидетельству переводчика жестового языка. Для получения такой корочки потребуется пройти специальную комиссию. Пробовать свои силы в этом можно уже после 2-го уровня.

Как самому выучить глухонемой язык

Помимо способов, которые перечислены выше, жестам глухонемых можно научиться самостоятельно с помощью следующих ресурсов:

  • На просторах интернета вы найдете вебсайты, которые помогут вам выучить язык глухих. Самый популярный из них – это «Город жестов». Также много полезной информации вы найдете в социальных сетях, в специализированных группах по Жестуно. В них вы отработаете как теоретическую часть, так и практическую составляющую с единомышленниками.
  • Поскольку прогресс не стоит на месте, для мобильных устройств были созданы специальные приложения, представляющие собой азбуки и учебники по жестовому языку. Скачайте программу на телефон и в свободное время учите или повторяйте нужную для вас информацию.
  • Книги – универсальный вариант для получения знаний в данной сфере. Однако такой способ подходит только для тех, кто терпелив и готов вкладывать дополнительные усилия в обучение. Это связано с тем фактором, что рядом не будет преподавателя, который вам сможет все наглядно объяснить, а, следовательно, вам потребуется больше времени чтобы разобрать материал.
  • Видеоуроки - приближенный к специальным курсам способ научиться жестовому языку, однако с той оговоркой, что вас никто не будет поправлять в случае ошибок. Главное преимущество видеороликов – многообразие и понятное, наглядное объяснение материала.

С чего начать самостоятельное изучение жестового языка

Перед тем как разобраться с чего же стоит начать, отметим такую особенность:

Жестуно путают с дактилированием букв т. е. изображением отдельных букв руками. Дактилология отличается от жестов глухонемых тем, что её используют, чтобы сказать имена собственные: города, имена людей, географические названия и т. д., или чтобы сказать слово, для которого еще не придумали специальный жест. Так что имейте это в виду, когда приступите к занятиям.

Итак, выбрав один из вариантов для самообучения, найдите информационные ресурсы и выберете те, который будут понятными и интересными.

  • Чтобы научиться свободно разговаривать на языке жестов, сначала следует учить азбуку. После того как вы почувствуете, что уверены в своих навыках дактильной азбуки, переходите к изучению невербального языка жестов. Постройте план своих занятий на основе уровней сложности, которые описаны выше. Так, постепенно вы сможете выучить язык в совершенстве.

Не забывайте, что действенный и быстрый способ выучить язык – это общаться на нем. Так что, даже если вы занимаетесь одни, вам все равно нужно найти себе собеседника. Так вы сможете научиться правильно выражать мысли и понимать, о чем думает единомышленник.

Учить Жестуно самостоятельно трудно, но через некоторое время вы добьетесь видимых результатов. Главное – это не забрасывать обучение и подкреплять теоретические знания практикой. Язык жестов не труднее иностранного, поэтому наберитесь сил, терпения и вскоре получите желаемый результат.