Сценарий по теме концлагеря в годы войны. Сценарий внеклассного мероприятия "помнит мир спасенный", посвященный узникам концлагерей. Движение сопротивления в лагере

Это произведение великого русского классика о потомках двух враждующих помещичьих семей так и осталось незаконченным, не было подготовлено к печати, на страницах рукописи остались пометки и замечания самого автора, и даже не имело названия. Но, тем не менее, именно этот роман до сей поры считается одним из самых известных произведений о разбойниках на русском языке.

Первая публикация романа датируется 1841 годом. Но произведение прошло строгую цензуру, в ходе которой претерпело значительные искажения, изменения, некоторые части романа были вырезаны, пропущены. Причиной таких изменений стали, конечно же, популяризация вольнодумия, показ разбойничьего атамана как положительного героя, обладающего способностью любить, сострадать и сопереживать. Лишь много лет спустя, уже в советское время, читатель получил возможность ознакомиться с ним в полном объеме.

История создания романа «Дубровский»

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, она очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях и героя, и персонажей второго плана.

Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения. История эта случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.

История эта до глубины души поразила Пушкина, который являлся непримиримым борцом за право человека к свободомыслию и старался всячески подчеркнуть это в своих произведениях, за что и подвергался гонениям и опале.

О сюжете романа «Дубровский»

Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.

В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.

Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.

Разделы: Внеклассная работа

Цели :

  • рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;
  • воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к
  • каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

1-й ведущий. Вот уже 65 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

2-й ведущий. 11 апреля 1945 года в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Вспомним о тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.

1-й ведущий. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.

Под фонограмму “Бухенвальдский набат” выходят участники.

1. Бухенвальд. Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей. (Слайд 2). Презентация (имеет большой объем, находится у автора)

В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.

(Из показаний военнопленного охранника концлагеря)

1 чтец. … После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.

2. Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

(Слайды 3, 4)

3. Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

(Слайд 5, 6, 7, 8, 9)

4. Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты.

Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года.

В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

(Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15,16)

На фоне слайдов звучит стихотворение.

2 чтец.

Думал я – горе притихнет с годами,
Боль отойдёт, зарубцуется память.
Но хоть промчались вёсны и зимы,
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллиона людей на планете
Ждут матерей, не вернувшихся, дети.
Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемый жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошёл я бараки в печали,
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели,
Жёсткие нары давно опустели.
В карцер спустился я – тихо и голо,
Стужей несло от цементного пола.

Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Лучше бы сердце того не узнало,
Что о мученьях твоих рассказала
В лагере том полонянка былая,
Мать, в сновиденьях вижу тебя я.
Номер - клеймо на руке узловатой.
Сердце прожёг мне тот номер проклятый.
В стужу остригли тебя душегубы
Наголо. Бранью осыпали грубой.
В январскую ночь ледяную
Вывели в лёгкой рубашке, босую.
Как издевались они над тобою!
Шла ты, седая, под градом побоев.
По снегу шла, как по углям, шатаясь,
Падая на земь, опять поднимаясь…
Мама, судьбу твою горькую зная,
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка.

(Слайды 17, 18). Массовые убийства женщин и детей.

5. 14 октября 1942 г. еврейских женщин и детей из гетто Мизоч на Украине вывезли в овраг неподалёку от Ровно. Их расстреляли немецкие полицейские и украинские полицаи. На фото полицай добивает раненную.

6. Из воспоминаний очевидца немецкого инженера о массовой казни 5 октября 1942 года в Дубно на Украине: “Мы пошли прямо к ямам. Нм никто не мешал. Из-за насыпи доносился треск ружейных выстрелов. Потом подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсесовца, державшего в руке то ли хлыст, то ли плётку, им пришлось раздеться. Их заставили сложить отдельно обувь, одежду и нижнее бельё. Я собственными глазами видел груду ботинок, в которой было, наверное, восемьсот, а может быть, и тысяча пар, и огромные кучи одежды и нижнего белья.

7. Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсесовца – тоже с хлыстом, - стоящего на краю ямы. Я пробыл там около пятнадцати минут и за всё это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде. Недалеко от меня стояла большая семья. Мужу и жене было около 50 лет, а детям – год, восемь и десять лет, ещё у них были две взрослые дочери – одной лет 20, а другой, наверное, 24. Пожилая женщина с седыми волосами держала на руках годовалого ребёнка, пела и смешила его. Ребёнок повизгивал от удовольствия. Муж с женой смотрели на них со слезами на глазах. Отец держал за руку десятилетнего ребёнка. Мальчик старался справиться со слезами. Отец показывал на небо, гладил сына по голове и как будто что-то ему объяснял.

8. В этот момент эсесовец, стоявший возле ямы, что-то крикнул своему напарнику. Тот отсчитал около двадцати человек и приказал им зайти за насыпь. Семья, о которой я только что рассказал, тоже оказалась в этой группе. Я до сих пор помню, как, поравнявшись со мной, стройная тёмноволосая девушка указала на себя и сказала: двадцать три”

(Слайды 19, 20) Работа в аду

9. Самую страшную работу немцы заставляли выполнять так называемые зондеркоманды – специальные отряды, сформированные из заключённых. Их держали отдельно от остальных узников и не позволяли никаких контактов с внешним миром, так как они знали о происходящих здесь ужасах. Обязанности, которые они выполняли изо дня в день, пока их самих не убивали и не заменяли новой партией “живых мертвецов”, заключались в том, чтобы освобождать от трупов газовые камеры, разжимать у мертвецов челюсти и вырывать золотые зубы, срезать волосы убитых женщин, а потом сжигать тела в печках или ямах. Вот что писал позже один из уцелевших работников зондеркоманды: “Конечно, я мог бы покончить с собой или спровоцировать охранников, чтобы меня убили, но мне хотелось выжить, выжить, чтобы отомстить и рассказать о том, что я видел. Не думайте, что мы чудовища. Мы такие же, как и вы, только намного несчастнее”… .

10. Знаменитая Зоненбургская тюрьма. Большинство камер – одиночные. Человек, попавший сюда, должен был оставаться наедине с самим собой десятилетия, либо до смерти… Заключённые по 13–14 часов в сутки работали на артиллерийском заводе, в электро- и автомастерских, которые размещались во дворе тюрьмы. Когда они возвращались с работы, на многих снова надевали кандалы.

Удирая в Берлин, гестаповцы зажгли тюрьму, чтобы скрыть следы преступления. Но пожар потушили наши бойцы.

(Слайд 21, 22)

11. Саласпилс. Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.

Немецкие изверги не щадили никого. Они убивали мужчин и женщин, здоровых и больных, детей и стариков. В Центральной тюрьме в Риге они убили более 2000 детей, отобранных от родителей. В Первой и Второй рижских психиатрических больницах они убили всех душевнобольных, свыше 350 человек.

2-й ведущий. Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

Звучит стихотворение “Женские волосы”.

3 чтец.

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты,
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.

Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я, и всё без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?
Может быть, стала ты розою алой,
Той, что из пепла родясь, полыхала,
Не увядая и не облетая,
Жаркою кровью твоей налитая.
Сколько цветов, что растоптаны были
Здесь на плацу, среди лагерной пыли!
Сколько вас, павших на этой планете!
Матери! Вас дожидаются дети.

4 чтец. Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

1-й ведущий. Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.

2-ведущий. В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.

Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем,… Что есть у матерей дороже их детей?

1-ведущий. Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашистской идеологией палачи уничтожали детей.

2-ведущий. Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось.

1-ведущий. Тем, кто остался в Теберде, досталось горя ещё больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.

2-ведущий. 11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудные и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась.

Мы с мамой шли. И под самый вечер,
В ущелье, здесь, у нижней Теберды,
Шагнула нам знакомая навстречу
И показала чёрный след беды…

Лежали в яме маленькие дети,
Убитые руками палачей.
Рыдало небо, беркут, горы эти,
Как сотни безутешных матерей.

2 ведущий. Уничтожено 214 детей в городе Ейск.

1 ведущий. В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.

Звучит стихотворение Мусы Джалиля “Варварство”.

6 чтец.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром гряну. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
“Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!” –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
“Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?”
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
“Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно”.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
Но испытала, ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

(Слайды 22, 23, 24, 25, 26, 27)

2 ведущий. В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

1 ведущий. Что есть у нас, матерей, дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Не рождён, не рождён в сорок первом,


Не кричат не рождённые дети.
Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных.
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,
Нужно имя, чтоб стать безымянным.
Чтоб письмо в треугольном конверте,
Чтобы слёзы тяжёлые стали.
Нужно жить хоть минуту до смерти,
Ну а вы и того не прожили.
Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Вечная память этим ребятам.

(Слайд 28)

2 ведущий.

Помните!
Через года,
через века помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
заклинаю вас, помните!
Не плачьте,
в голе сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти погибших в концлагерях,
будьте достойны!
Вечно достойны!

Минута молчания.

1 ведущий. В канун знаменательного праздника Дня Победы мы хотим всех поздравить с этой датой. И ещё, в этот день мы хотим сказать тем, кто выдержал муки фашистского ада, что никогда не забудем эти страшные события. А память поможет нам понять, какой ценой завоёван мир на нашей земле.

Слышите громовые раскаты?

Стонет океан, Тихий океан.

Таня плакала, слушая эти стихи.

Он отнёс стихотворение в «Правду» - фронтовик, инвалид войны, поэт. Но это –в белой чаше

весов. А в чёрной –беспартийный еврей. Рождённый под именем «Исаак». Там его встретили

вполне дружелюбно, внимательно расспросили кто он, откуда, где работает, и обещали

прислать письменный ответ. Когда он получил ответ, в конверте лежали его стихи -

перечёркнутые.

Тем не менее, в «Труде» стихотворение взяли –глядя на его художественные достоинства, а не

композитору Вано Мурадели.

Слайд 68 - Газетова Екатерина Через 2 дня Вано Ильич позвонил по

телефону и сказал: "Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам

и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое

слово!!!". Музыка оказалась достойной этих слов. "Прекрасные

торжественные и тревожные аккорды эмоционально усилили мощь

стихов". Мурадели сампонёс эту песню на Всесоюзное радио, там

Художественный совет передал песню на одобрение самому

прославленному в то время поэту - песеннику, генералу песни, как его называли, Льву

Ивановичу Ошанину.

мог миловать. Соседи по Переделкино вспоминали, какой он был добрый и сердечный человек.

В судьбе же поэта Александра Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, бессердечного

убийцы, который своей бессовестной фальшивойоценкой, явно из недоброго чувства зависти,

а, может быть, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения

Соболева на официальную литературную работу, иными словами "отнял кусок хлеба" у

строятся". И на песню сразу было повешено клеймо: "мракобесие". А Мурадели попеняли, что

же это Вы, Вано Ильич, так нерадиво относитесь к выбору текста для песен. Казалось бы, всё -

зарезана песня рукой Ошанина.

Но Соболеву повезло: "...в это время в Советском Союзе проходила подготовка к участию во

Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Австрии. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев принёс

"Бухенвальдский набат", песню оценили, как подходящую по тематике и разрешили к

исполнению в художественной самодеятельности. В Вене она была впервые исполнена хором

студентов Свердловского университета и буквально покорила всех. Её тут же перевели

СЦЕНАРИЙ

Сценарий

«Война и судьбы»

Звучит песня «Бухенвальдский набат» в исполнении вокальной группы «Вдохновение»


Видео

Чтец (на фоне музыки)

Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.

И птицы - память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит,

Деревья – память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит и пасть не может.

2 ведущий Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. Фашизм не признавал возрастного различия. Великолепно отлаженная гитлеровская машина уничтожения людей перемалывала всех с одинаковой аккуратностью и беспощадностью: дряхлых стариков, цветущих женщин, новорожденных младенцев.

Чтец

Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!


1 ведущий По всей Европе день и ночь дымили крематории бесчисленных лагерей смерти. Всего на территории рейха содержалось в лагерях и тюрьмах 18 миллионов человек, причем каждый пятый из них был ребенком. Лишь 1 из 10 детей - узников концлагерей - вернулся домой.


2 ведущийДахау - первый немецкий концлагерь. Был создан в 1933 г. в 17 километрах от Мюнхена по личному распоряжению Гиммлера. Осенью 1941 г. в лагерь поступили первые эшелоны с советскими военнопленными. Всего за время существования лагеря через него прошло 250 тысяч узников, из них погибло около 70 тысяч.

1 ведущий Дахау был одним из лагерей, где проводились жуткие медицинские опыты на живых людях. Узникам в специальных бараках прививал туберкулез, малярию, тиф, заражали гангреной. Потом лечили экспериментальными методами. Были и другие опыты. Например, заключенного на несколько часов опускали в ванну со льдом, доводили тело почти до полного отморожения. Затем отогревали. Так гитлеровцы пытались найти эффективный способ лечения своих летчиков, сбитых над холодными морями.


2ведущий Майданек – один из самых страшных фашистских лагерей. Был создан в 1941 году в польском городе Люблине. Прибыв в лагерь, каждый заключенный получал круглый жетон со своим лагерным номером; номер на шею, номер на грудь, номер на правую ногу. Полосатая роба. Гремящие деревянные башмаки, кружка, миска, на сутки - маленький кусочек хлеба, баланда – чай, заваренный на траве. Работа - с утра до ночи. Девочки спаривали и увязывали шнурками ботинки, сапоги. Горы обуви! Горы одежды... Работа мальчиков - паковать в мешки людские волосы. Из них потом хозяйственные немцы делали парики, кисти, щетки, ими набивали матрацы...

Чтец Вот уснул малыш на своих нарах. Вдруг услышит жутко знакомые шаги - и в комок сожмется. Вот они остановились рядом. Окрик, ребенок поспешно протягивает из-под занавески ручонку. В нее вонзается жало укола... Малыш проваливается в забытье…

Видео со стихотворением «Варварство» М. Джалиля


Видео

1ведущийБухенвальд. На тяжелых решетчатых воротах надпись: «каждому свое»: немецким арийцам - господствовать над миром, остальному человечеству - работать на них за колючей проволокой...


2ведущий Детский блок 8. Оскорбления, унижения, побои. Кормили два раза в день - баланда на воде, вареная брюква. 150 граммов хлеба - из отрубей, с опилками, только вечером. Хлеб надо бы оставить на завтра, но проглатывали его еще в раздаточной.

1 ведущий Двенадцати-тринадцати летних на работу не гоняли - у них брали кровь.

2 ведущий Самым страшным был 46 блок. Над его узниками проводили медико-биологические опыты. Всего в Бухенвальде уничтожено 56 тыс. заключенных

Чтец

Цветут в Бухенвальде цветы –

Алые маки.

В музейном покое – щиты,

А рядом – бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы -

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.

Дым не клубится …

Цветы пламенеют – и свет

Ложиться на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А все-таки жутко смотреть

На алые маки.

1 ведущий Всего в Усть-Илимске и районе проживало порядка 40 бывших узников концлагерей, которые встретили войну маленькими детьми или подростками. Сегодня их осталось чуть больше 20.

2 ведущий Можно только преклоняться перед людьми, которых не сломило пережитое, у которых хватило сил не только выжить, но жить дальше, созидать, творить, радоваться и любить. Сегодня на нашей встрече присутствует Мария Громышева, внучка одной из наших землячек – бывшей малолетней узницы концлагеря, Агрофены Александровны Громышевой, которая ушла из жизни в 2008 году. Дадим ей слово.

Мария



1 ведущий Памяти погибших, замученных, сожженных в фашистских лагерях объявляется минута молчания!

Зажигается свеча, запускается метроном

Прошу всех сесть

АВЕ МАРИЯ


Видео

Чтец

В обители смерти молчат о смерти.

И только крик.

Парит и кружит над крышей блока.

Бьется о твердые кулаки стен:

Тяга к жизни – сорняк живучий –

Дает нам силу

Сломить бессилие.

И все-таки Вы выжили!


1 ведущий 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли восстание против фашистов, и вышли на свободу. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы немецких застенков.Мальцева Надежда Трофимовна в 16 лет оказалась в концлагере, Вера Тимофеевна Савицкая - в 15, Цмыкайло Елизавета Сафроновна – в 17 лет. Воспоминания - голод, изнуряющий труд на фабриках, в хозяйских подворьях, нескончаемые унижения и побои.

2 ведущий Александр Алексеевич Хуторной в 4 года стал узником концлагеря в Польше, затем – в Австрии. Батурину Марию Федоровну фашисты отправили в лагерь в 5 лет. Виталию Андреевичу Михайлову шел второй годик, когда попал он в лагерь смерти Саласпилс с мамой и сестренкой. Николай Николаевич Чижиков в год оказался в одном из концлагерей Литвы, Людмила Ивановна Андреева в 3 года попала в концлагерь. Большинство из них были так малы, что не могут вспомнить, в каких лагерях их содержали, благодатная память не сохранила страшных подробностей, кроме некоторых эпизодов.

1 ведущий Александра Алексеевна Мильцева семилетним ребенком попала в один из концлагерей на территории Карелии. Ярко помнит один момент – голодные дети в поисках пропитания выползали за территорию лагеря, охранники их ловили и с остервенением кидали истощенных детей на колючую проволоку ограждения.

2 ведущий Многие из узников, живущих в нашем городе, прошли сквозь горнило самых страшных из фашистских концлагерей – Дахау, Саласпилс, Освенцим, Бухенвальд…


1 ведущий Многие из прихожан Свято-Софрониевского храма много лет знают его алтарника - Виктора Степановича Ефимова - но даже не подозревают о том, как трагична история его жизни, ставшая основой художественного фильма «Помни имя свое». Память Виктора Степановича до сих пор цепко хранит все мельчайшие детали своего детства. Вспоминает, какое замечательное было лето 1941 года и как славно он, шестилетний мальчик и две его сестры, отдыхали на детской даче под Брестом, где служили его родители – кадровый офицер и военный фельдшер. Там-то ранним июньским утром и разбудили детей гул самолетов и взрывы снарядов: началась война. Израненных ребятишек и взрослых советские солдаты вывезли в Брест. Когда стало понятно, что ему не выстоять, было решено спасти женщин и детей, выдав их на милость врага. Так маленький Виктор с сестрами и мамой оказался в латвийском лагере Саласпилс.

2 ведущий ВСаласпилсе немцы организовали фабрику детской крови, выкачивая у детей из кровеносных сосудов кровь для нужд своей армии. Для этой цели использовали даже новорожденных младенцев.

1 ведущий Не трогали только малышей с признаками заболевания и тех, у кого кожа была покрыта язвами. Поэтому ребятишки постарше царапали малышам лица, пачкали их грязью и так спасали от смерти…

2 ведущий За период с конца 1942 г. по 1944 г. через Саласпилский лагерь прошло до 12 000 советских детей.

Песня «Саласпилс»


Видео

1 ведущий Пригнанных в Саласпилс детей из Бреста, оторвали от матерей и «отсеяли»: всех, кто был темноглаз, черноволос и не преодолел метровой отметки по росту – расстреляли или сожгли в крематории. Виктор и его сестры, к счастью, были рослыми, голубоглазыми и русыми. Из Саласпилса детей увезли в Освенцим.


2 ведущийОсвенцим – лагерь смерти, огромная территория в 40 кв.км. Стена высотой до восьми метров. Внутри – кирпичные бараки под железной крышей, снаружи ворота с надписью: «Труд делает свободным». Около ворот утром и вечером лагерный оркестр играет Штрауса, «приветствуя людей, идущих на работу или … в крематорий». В Освенциме уничтожено более 4 млн. человек.

Чтец

Мы пришли из распятого детства,
Где погибли отец или мать.
И досталась нам память в наследство,
Чтобы внукам её передать.
Мы пришли из бараков Освенцима,
Где в печах нас сжигали живьём.
До сих пор никому и не верится,
Что вернулись и даже живём…

1 ведущий Все, о чем сегодня мы узнаём из архивных источников, книг и кинофильмов, Виктору Степановичу пришлось пережить наяву: четыре года он, как и тысячи других детей, был подопытным «материалом» для известного фашистского биолога Йозефа Менгеля. Ему вживляли в мозг электроды, из его вен выкачивали кровь, а из позвоночника – спинномозговую жидкость, заменяя ее какими-то растворами, его заражали тифом и испытывали на нем новые лекарства, замораживали в ванне с водой, а затем размораживали, проверяя способности организма к оживлению. Сколько раз оказывался этот ребенок в шеренге отобранных для сжигания в газовой печи! То, что он выжил, можно назвать чудом, а можно – заступничеством Божиим. Ведь недаром всю жизнь носил он на шее маленькую иконку-образок, найденную в развалинах Брестской крепости. Много раз фашисты, увидев иконку на шее мальчика оставляли ему жизнь.

2 ведущий Виктор Степанович рассказывает, что истощенные, забитые, искалеченные, находящиеся в постоянном страхе дети забывали свои имена, своих родных, свою страну, свой язык. Однажды, в тифозном жару, увидел мальчик образ прекрасной женщины, так похожей на маму и вспомнились ему мамины слова: «Сынок, помни имя свое, тебя зовут Виктор, Витя». Эти слова стали названием фильма, главную героиню в котором сыграла Людмила Касаткина. С ней Виктор Степанович повстречался, годы спустя, на берегу Байкала, рассказал ей историю своей жизни, которая и легла в основу сюжетной линии фильма.

Отрывок из фильма «Помни имя свое»


Видео

1 ведущий После освобождения Освенцима, Виктор некоторое время находился на лечении в Англии. Потом его усыновил чех Карл Крайчевич, который, разыскивая своих родных, в женском концлагере Метхаузен познакомился с его мамой, заклинавшей его искать ее сына Витю – мальчика с голубыми глазами и седыми волосами.Чешская семья отогрела мальчика любовью, заботой и вниманием.

2 ведущий Но Виктор, которому к тому времени уже исполнилось четырнадцать, рвался на Родину, к маме, сестрам. Он возвращается в Советский Союз, где его, несмотря на заступничество самого Г. Жукова, признали предателем Родины и дали три года лагерей. Уже после отсидки и смерти Сталина, отслужил в армии, закончил экстерном курс десятилетки, институт. Отыскались и сестры с мамой, которая после немецких лагерей, тоже попала в лагерь сталинский. Жить после института уехал в Иркутск, к младшей сестренке, работал на Байкальском ЦБК. В Усть-Илимск приехал в 1974 году, работал на ответственных должностях лесопромышленного комплекса. Вырастил трех сыновей, сейчас служит Богу…и называет себя счастливым человеком: «выжил, живу до сих пор, вырастил прекрасных детей и есть силы служить».

1 ведущий Виктор Степанович!Просим Вас сказать несколько слов тем. Кто находится сегодня в нашем зале.

1 ведущий Дорогие ветераны, сегодня мы вновь и вновь говорим вам Спасибо за то, что вы выжили! За то, что вы всё прошли и победили! И строили дома после войны, растили хлеб и детей!

С приветственным словом к вам обращается


  1. Александр Алексеевич Ситников, заместитель мэра нашего города

  2. Сивкова Наталия Васильевна, представитель соцзащиты города
1 ведущий Счастья Вам и понимания, мира и добра на долгие годы! Примите от нас в знак признательности и уважения небольшие подарки

2 ведущий (перечисляем по списку)

1 ведущий Фашизм – это трагедия для многих народов, которым угрожало массовое истребление,

2 ведущий это едкий дым крематориев и чудовищный конвейер смерти.

Чтец Нельзя забывать о том, что принес фашизм человечеству,

нельзя забывать зловещие тени палачей, которые хладнокровно и безжалостно убивали военнопленных,

1 ведущий кто замучил в концлагерях миллионы невинных,

2 ведущий кто цветущие города и села превращал в руины,субеждением в своем расовом превосходстве над остальными народами.

Для вас, переживших ужасы фашистских концлагерей, но сумевших сохранить в сердце любовь и весну звучит

«Русский вальс» в исполнении вокальной группы «Вдохновение».

2 ведущий

Мы благодарим вас, дорогие ветераны, за то, что вы нашли силы прийти сегодня к нам, вас, гости нашего вечера за участие и внимание. А также

благодарим за проникновенное исполнение Емельянову Марину, вокальную группу «Вдохновение» (школа № 17), Виктора Грицуник кадет военно-спортивного клуба «Витязь»

Полную версию презентации Вы можете заказать в библиотеке

им. Ю. Федотова