Русская земля и особое отношение к ней. “Русь” и “Русская земля” в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. Два мира, две колонизации

Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава Цветков Сергей Эдуардович

Понятие «Русская земля»

Понятие «Русская земля»

Обретение Киевом в конце 30-х - начале 40-х гг. X в. политической самостоятельности немедленно отразилось на содержании термина Русская земля. Теперь наряду с узким значением племенной области среднеднепровской руси она получила более широкое значение государственной территории. В последнем значении термин Русская земля охватывал всю Игореву державу, то есть значительную область Восточной Европы, населенную славяно-финно-балтскими племенами и подвластную киевским русам.

В середине X в. это широкое толкование использовалось главным образом на уровне межгосударственных отношений, обозначая суверенную территорию, на которую распространялась власть великого киевского князя. Для византийских дипломатов Русская земля в этом смысле была «Росией», «страной Росией», «Росийской землей» или, по терминологии Константина Багрянородного, «внешней Росией», в отличие от «внутренней Росии», таврической Руси. Схожее значение имеет Русь в сообщении Ибрагима ибн Якуба (около 966 г.): «С Мешко [страной князя Мешко - Польшей] соседствует на востоке Русь», в латиноязычном документе Dagome iudex (около 991 г.): «Область Пруссов, как говорят, простирается вплоть до места, которое называется Руссией, а область Руссов простирается вплоть до Кракова», в известии Кведлинбургских анналов о смерти святого Бруно в 1009 г. от рук язычников «на пограничье Руссии и Литвы» и во многих других источниках того времени.

Но внутри страны под Русской землей все еще понимали собственно Среднее Поднепровье с неширокой полосой по правому берегу Днепра на юг от Киева, протянувшейся почти до самого черноморского побережья. Эти древнейшие географические границы Русской земли в ее узком значении засвидетельствованы несколькими летописными статьями. В 1170 г. две половецких орды вторглись в пределы Киевского и Переяславского княжеств. Орду, которая шла к Киеву вдоль правого берега Днепра, по Русской земле, летописец называет русскими половцами, тогда как другая орда, двигавшаяся к Переяславлю по днепровскому левобережью, именуется у него половцами переяславскими. В 1193 г. в поход против половцев отправился сын киевского князя Рюрика Ростислав. Он перешел южную границу Киевского княжества - реку Рось - и углубился далеко в степь по правобережью Днепра. Все пройденное им степное пространство в летописи названо Русской землей. В то же время ступить из Киевской земли чуть дальше на север, на территорию Припятского бассейна, уже означало выйти из пределов Руси. В том же 1193 г. один князь, встревоженный тем, что киевский князь Рюрик Ростиславич чересчур долго задержался в городе Овруче (на реке Уже, притоке Припяти), укорил его: «Зачем ты покинул свою землю? Ступай в Русь и стереги ее». «Иде в Русь», - говорит Новгородская I летопись о новгородском архиепископе, когда тому случалось поехать в Киев. В таком узком смысле Русская земля соответствовала племенной территории «полянской руси», которая со второй трети IX в. совершала по Днепру военные походы и торговые поездки на Черное море.

Древнерусские люди зачастую вкладывали в понятие Русская земля, наряду с географическим и политическим, еще и этнографический смысл, подразумевая под ней саму русь, вооруженное скопище русских дружинников под началом русского князя. Именно такое значение придал Русской земле князь Святослав, когда перед битвой с греками обратился к своим воинам со словами: «Да не посрамим земле Руские, но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем, то срам нам». Здесь Русская земля оказывается равнозначной «нам», то есть всему русскому войску, а отнюдь не территории Среднего Поднепровья, которую, кстати, и невозможно было посрамить, сражаясь с греками на Балканах. Точно так же, согласно тонкому наблюдению В.О. Ключевского, «певец „Слова о полку Игореве", памятника конца XII или самого начала XIII в., замечает: „О Русская земля! уже за шеломянем еси"; это выражение значит, что Русская земля зашла уже за ряды степных окопов, которые простирались по южным границам княжеств Черниговского и Переяславского. Под Русской землею певец „Слова" разумеет дружину, отправившуюся в поход на половцев с его героем, князем Игорем, следовательно, термин географический он понимал в смысле этнографическом». Система ориентации Средневековья строилась по принципу «от ближнего - к дальнему», «от своего - к чужому». На движение дружины Игоря к Дону автор Слова смотрел со стороны Руси, а не глазами самих русичей, углубившихся в степь. Поэтому и его горестное восклицание «О Русская земля! ты уже за холмом» относится к удаляющемуся русскому войску.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Русская земля в половине XV в Весь почти север нашей равнины с северозападным ее углом к Финскому заливу составлял область вольного Новгорода Великого, к которой на юго-западе, со стороны Ливонии, примыкала маленькая область другого вольного города, Пскова. Вся Западная

Из книги Русские корни. Мы держим Небо [Три бестселлера одним томом] автора Прозоров Лев Рудольфович

КАВКАЗСКАЯ РУСЬ Где кровь русская пролилась, там и земля Русская Кавказский вопрос всегда был одним из главных козырей в пропагандистском арсенале врагов России - вот уже два столетия Запад обвиняет нашу страну в «колониализме», «имперской экспансии» и «завоевании

Из книги Рюрик. Потерянная быль автора Задорнов Михаил Николаевич

Откуда не есть и не пошла земля русская Итак, всемирно известный сыщик Холмс, переполненный гордостью за сделанное им открытие, спешит поведать о нем своему другу Ватсону:- Понимаете, Ватсон, первое, что я не понимаю, как русские могли поверить в то, что их первый князь,

Из книги Неизвестная Россия. История, которая вас удивит автора Усков Николай

И от тех варягов прозвалась Русская земля Русский народ – это не кровь и не вера. Вся история нашего государства – история не биологической или конфессиональной, а политической общности, которую нельзя назвать даже чисто славянской. Среди народов, которые выступили

Из книги Русь. Другая история автора Голденков Михаил Анатольевич

Откуда есть земля Русская? V-IX вв. Чьими потомками мы являемся? Не секрет, что славяне двигались с запада на восток. Но когда и откуда? Этот вопрос волновал историков всегда, с эпохи летописного «откуда есть земля Русская». Однако школьная и вузовская история Беларуси,

Из книги Московия. Легенды и мифы. Новый взгляд на историю государства автора Бычков Алексей Александрович

Где ты, исконно русская земля? Л. В. Алексеев в книге «Полоцкая земля» (1966) пишет: «Современные данные археологии и топонимики показывают, что в эпоху раннего железа Восточную Европу населяло три крупных группы племен. Первая, ираноязычная, занимала Крымский полуостров,

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций] автора Ключевский Василий Осипович

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ В СЕРЕДИНЕ XI ВЕКА Население и пределы. Описавши деятельность первых киевских князей, сведем ее результаты, бросим беглый взгляд на состояние Руси около половины XI в. Своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим

Из книги Загадочные страницы русской истории автора Бондаренко Александр Юльевич

Откуда пошла Земля Русская? Приверженцы самой древней веры наших предков - представители «Древнерусской Инглиистической церкви православных староверов-инглингов», проживающие в Омской области и некоторых других регионах России, - располагают, по их утверждениям,

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

4 Откуда пошла русская земля? Каждого из нас интересует, откуда пошла Русская земля? Гипотез о ее происхождении историки сотворили много. Если обобщить (ИНТЕРНЕТ ИЗДАНИЕ «Лингвофорус») все существующие гипотезы о происхождении государственности у восточных славян и

Из книги У истоков древнерусской народности автора Третьяков Петр Николаевич

«Русская земля» и «древности русов» 1Многочисленные открытия в области славяно-русских древностей VI–VIII вв., сделанные в Поднепровье за последние два десятилетия, настойчиво призывают еще раз возвратиться к одному из наиболее темных и запутанных вопросов истории

Из книги Священные реки России автора Бажанов Евгений Александрович

Глава 2 ГДЕ БЫЛА ЕСТЬ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ Прежде чем обратиться к священным рекам России, важно прояснить, где проживали русские, где вызревала самобытная русская культура. Без этого сложно понять значимость той или иной реки.Обращаясь к любой грани русской культуры:

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Биармия. Неизвестная русская земля В Средние века норвежцы, отправлявшиеся на северо-восток, упоминали о богатой стране – Биармии, где всего вдоволь, а люди умеют колдовать. Сведения о ней встречаются и в других источниках, которые помещали ее в разных частях

«Русская земля» - Киевское государство IX-XII веков

В летописных источниках терминами «Русская земля», «Русь» применительно к IX-XI векам обыкновенно обозначаются все земли Киевского государства . В X-XI веках «Русь» в летописях занимает обширное территориальное пространство от Карпат до Дона и от Балтийского моря до Чёрного моря и как этнос, как страна противопоставляется «Варягам », «Грекам », «Ляшской земле», «Половецкой земле» и другим народам и странам. В то же время историки отмечают - в источниках X-начала XII веков «Русская земля» выделяется ещё и как территориально-политическое ядро Киевского государства. Так, Константин Багрянородный в своем сочинении «De administrando imperio» пишет о Новгороде как о «внешней Руси», а также противопоставляет Руси страны, «платящие дань Русской земле». В «Повести временных лет » в X веке «Руси» противопоставляются славянские и финно-угорские племенные союзы формирующегося Киевского государства; как исключение - племенной союз «поляне », который отождествляется с «Русью». В первых статьях краткой редакции «Русской правды » одновременно выступают «русин » и «словенин ». Кроме того, исследователи указывают на тот факт, что киевские князья до конца XI века стремились сохранить единство земель Среднего Понепровья (то есть киевских, черниговских и переяславских земель), тем самым обнаруживая в землях Среднего Поднепровья «внутреннюю Русь» IX-XI веков.

«Русская земля» в XII-XIII веках

В XII веке с распадом Киевского государства на отдельные княжества-полугосударства изменяется и традиция применения в летописях термина «Русская земля». «Русской землей» в XII-XIII веках летописцы, как правило, обозначают или земли Среднего Поднепровья (то есть земли Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств), или же земли Киевского княжества. Следует отметить, что в XII веке летописец однажды противопоставляет город Вручий с окрестностями (Северо-западное Полесье Киевского княжества) «Русской земле», а из «Русской земли» Черниговского княжества летописцы исключают все земли этого княжества на север и северо-восток от городов Стародуб , Трубчевск и Курск . Впрочем, в XII-XIII веках терминами «Русь», «Русская земля» в летописных источниках часто обозначаются все земли Южной Руси. Сохранилось в это время и давнее летописное значение «Русской земли» как всех восточноевропейских земель, подконтрольных князьям династии Рюриковичей .

Литература

  • Летописи по Ипат., Лавр. спискам; Новг. I летопись старшего и младшего изводов
  • Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства» - Москва,1951
  • Рыбаков Б. А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.» - Москва, 1982

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Русская дивизия SS (фильм)
  • Русская игра (фильм, 2007)

Смотреть что такое "Русская земля" в других словарях:

    русская земля - сущ., кол во синонимов: 2 светорусье (3) святорусье (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Русская земля - название государственного образования восточных славян 9 в. на среднем Днепре, распространившееся на всю территорию Киевской Руси. В 12 13 вв. Русь название древнерусских земель и княжеств. Возникают названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь … Политология. Словарь.

    Русская Земля - ежедневная политическая, общественная и литературная газета, выходящая в Москве с 18 марта 1906 г. Ред. С. К. Глинка Янчевский; изд. А. С. Суворин … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Русская земля - Р усская земл я (Россия, Русь) … Русский орфографический словарь

    Русская земля - (Россия, Русь) … Орфографический словарь русского языка

    РУСЬ (Русская земля) - РУСЬ (Русская земля), название территории расселения восточных славян (см. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ) с 9 века. О Руси свидетельствуют Константин Багрянородный в сочинении «De administrando imperio» (10 в.), договоры Руси с Византией 10 века, русские… … Энциклопедический словарь

    На том стояла и стоять будет русская земля - Обычно считается, что автор этих слов новгородский князь Александр Невский. Но, судя по летописям, он этих слов никогда и нигде не произносил. Эта фраза из кинофильма «Александр Невский» (1938), снятого режиссером С. Эйзенштейном по сценарию… … Словарь крылатых слов и выражений

    земля - (41) 1. Суша, поверхность суши: Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2 3. Земля тутнетъ, рѣкы мутно текуть, пороси поля прикрываютъ. 12. Тъи бо Олегъ… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    ЗЕМЛЯ - 1. ЗЕМЛЯ1, земли, вин. землю, мн. земли, земель, землям, жен. 1. только ед. Планета, на которой мы живем. Земля вращается вокруг солнца. Луна спутник земли. 2. перен., только ед. В мифологии и поэзии реальная действительность, в противоп. миру… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Русская земля и государство в эпоху Ивана Грозного. Очерки по истории местного самоуправления в XVI в , В. В. Бовыкин. Монография посвящена важнейшей в историографическом отношении проблеме отечественной истории - выяснению социально-политической природы Российского государства и генезиса системы центрального…

Земля-владычица!

К тебе чело склонил я,

И сквозь покров благоуханный твои

Родного сердца пламень ощутил я,

Услышал трепет жизни мировой.

В. Соловьев

Культ земли является более ранним, чем культ неба: представление о душах-небожителях сформировалось позднее, а до этого люди обращались с просьбами к погребенным родителям, которые находились в земле и, как считалось, заботились о достатке живых. В земле соединялись основная рождающая сила и надежное убежище умерших.

Земля представлялась как всеобщий источник жизни, мать всего живого, в том числе и человека, Мать — Сыра-Земля. Выражение "Мать — Сыра-Земля" подчеркивает связь земли со стихией воды: только облагодетельствованная небесным дождем земля способна принести хороший урожай. В мифических представлениях славян Земля "замыкается", засыпает на зиму, а весной, пробудившись, она вступает в брачный союз с Небом, и после первого весеннего грома оплодотворенная дождем Земля вновь обретает способность рождать.

В некоторых местах, начиная засевать поле, крестьяне произносили такую молитву: "Батюшка Илья, благослови семена в землю бросать. Ты напои мать — сыру землю студеной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его мне большим колосом".

По древним поверьям, до тех пор, пока не заколосится рожь, Земля бывает "тяжела", и в это время полагалось относиться к ней с должным уважением и вниманием, запрещалось бить ее палками.

В иных краях считали, что в Духов день (понедельник после Троицы) Земля - именинница, и потому ей нужно дать отдых. В этот день не пахали, не боронили, не рыли землю. Кое-где "именины Земли" отмечали на Симона Зилота — следующий день после вешнего Николы, покровителя земледелия (10 мая/23 мая). И тоже говорили: "На Симона Зилота земля именинница: грех пахать"; другие же, наоборот, утверждали: "Сей пшеницу на Зилота, родится аки золото". В этот день собирали травы да коренья на зелья. А также в день апостола Симона Зилота ищут клады, думая, что между Зилотом и золотом есть некая связь. Но это все уже закрепилось в христианское время.

Народные представления старались очеловечивать Землю, сравнивая широкие пространства суши с исполинским телом, воображая траву, кустарники, деревья волосами Земли; твердые скалы, камни — ее костями; воду — кровью Земли; древесные корни — ее жилами. И наоборот, предания о происхождении человека говорят, что тело человеческое взято от земли и в нее же обращается по смерти. О верованиях этих так говорится в старинном стихе:

Телeca наши от сырой земли, Кости крепкия взяты от камени, Кровь-руда от черна моря.

Считалось, что Земля как организованное космическое пространство опирается на железный дуб, покоящийся на золотых китах, которые плавают в огненной реке. Вероятно, более ранним был образ Кит-рыбы (Кытра-рыбы), распространенный также и на Древнем Востоке. Он сохранился в эпосе Голубиной книги**:

А кит-рыба — всем рыбам мати, Почему та кит-рыба всем рыбам мати? Потому та кит-рыба всем рыбам мати — На семи китах Земля основана.

По другому верованию, лишь первоначально Земля покоилась на семи китах, но после того, как она отяжелела от человеческих прегрешений, четыре кита ушли в пустыню эфиопскую, а во время Всемирного потопа туда ушли все киты. А еще говорится о четырех первоначальных китах, а

потоп случается оттого, что Земля опустилась в воду, так как один из китов умер. После смерти остальных китов наступит конец мира. Иногда встречается рассказ об одном ките, на котором держится Земля. Он неподвижен, но если поплывет, то на Земле от его движений случаются землетрясения.

Кит-рыба под землей дрожит

(или: на другой бок переваливается).

(Пословица, В. Даль)

Земля извечно полагалась чистой. Особое отношение к земле проявлялось в том, что при еде в поле крестьяне вытирали о нее руки, приписывая ей такие же очистительные свойства, как и воде. По верованиям восточных славян, восходящим к эпохе Древней Руси, праведное лоно земли не принимает в себя ничего нечистого, потому не хоронили колдунов, самоубийц и тех, кто был проклят своими родителями (их называли "заложными покойниками"). Известны рассказы о том, что земля выбрасывает наружу кости или гроб с телом колдуна — человека, имевшего дело с нечистой силой. В былинах и духовных стихах встречается эпизод, когда земля отказывается принимать в себя кровь змея, пролитую богатырем или святым угодником, и делает это только по их просьбе. Вредоносная, нечистая сила в мифах и фольклоре обычно проваливается "сквозь землю", а не остается в ней. Потому и родилась суровая клятва: "Провалиться мне сквозь землю".

Одной из самых надежных и страшных на Руси считали клятву, при которой целовали или ели землю. При межевых спорах человек клал себе на голову кусок земли или дерна и шел с ним по меже. Проложенная таким образом граница считалась неприкосновенной; если кто-нибудь решался на обман, то, согласно поверью, земля начинала давить его со страшной тяжестью и принуждала сознаться в подлоге. Клятва, во время произнесения которой дерн держали на голове, упоминается еще в славянской вставке в переводе "Слова" Григория Богослова (XI в.) и восходит к дохристианской древности. Уважительное отношение к земле сказывалось и в том, что если человек падал, то обращался на этом месте к земле, чтобы она простила причиненную ей боль. Существовал обычай просить прощения у земли при болезни или приближении смерти.

Похороны представлялись возвращением в материнское лоно земли, и дабы не осквернить собой землю, русские люди в случае смертельной опасности надевали чистое белье. Особенно почиталась земля, в которой похоронены предки. Она называлась "родительской". Ведь земля, в миропонимании славян, воплощала не только образ матери человека, но и весь род как единство живых и уже отошедших в мир иной. Поминальные обряды с их посещением могил и уходом за ними, поминальные трапезы на могилах и дома, сопровождающиеся приглашением предков, были призваны поддерживать единство рода и преемственность поколений. Лежащие в земле предки как бы сливались с нею, становились ее частью. От их благоволения к живым зависело плодородие земли и обилие осадков, к ним обращались за помощью в трудных случаях. Спасительные и очистительные свойства приписывались также земле, собранной с семи могил добродетельных людей.

Осмысление Родины тоже глубоко связано с образом земли. Уезжая на чужбину, русские люди брали с собой горсть родимой земли, носили ее на груди в мешочке, а после их смерти ее клали с ними в могилу. Умирая на чужбине, часто завещали похоронить себя непременно на родной земле. Вернувшись из тяжкого изгнания, низко кланялись в первую очередь земле, вставали на колени и целовали ее, припадали к ней, как к родной матери.

Восточные славяне почитали землю святой; например, в проклятье говорится: "Земля бы его святая не приймала" или в благожелании: "Бувай здорова як рыба, гожа як вода, весела як весна, рабоча як пчола, а богата як земля святая".

Существовало множество поверий, примет, ритуалов, все их невозможно перечислить, но неизменным в них является одно: земля — ближайший и надежный помощник человека, с ней он связан крепкими узами и должен заботиться о своей матери-земле.

Гой, земля ecu сырая,

Земля матерая,

Матерь нам ecu родная!

Всех ecu нас породила,

Воспоила, воскормила

И угодьем наделила;

Ради нас, своих детей,

Зелий ecu народила,

И злак всякий напоила

Польгой и беса отгоняти

И в болезнях помогати.

Повели с себя урвати

Разных надобьев, угодьев,

Ради польги на живот.

Обретение Киевом в первой половине Х в. международного признания сразу отразилось на содержании термина Русская земля. Теперь наряду с узким значением племенной области среднеднепровской руси она получила более широкое значение государственной территории. В последнем значении термин Русская земля охватывал всю державу русских князей, населенную славяно-финно-балтскими племенами.

В середине Х в. это широкое толкование использовалось главным образом на уровне межгосударственных отношений, обозначая суверенную территорию, на которую распространялась власть великого киевского князя. Для византийских дипломатов Русская земля в этом смысле была «Росией», «страной Росией», «Росийской землей» или, по терминологии Константина Багрянородного, «внешней Росией», в отличие от «внутренней Росии», Таврической Руси. (Подобно тому как приазовская Черная Булгария называется в арабских источниках Внутренней Булгарией, в отличие от Внешней — Волжской Булгарии.) Схожее значение имеет Русь в сообщении Ибрагима ибн Якуба (около 966 г.): «С Мешко [страной князя Мешко — Польшей] соседствует на востоке Русь», в латиноязычном документе Dagome iudex (около 991 г.): «Область Пруссов, как говорят, простирается вплоть до места, которое называется Руссией, а область Руссов простирается вплоть до Кракова», в известии Кведлинбургских анналов о смерти святого Бруно в 1009 г. от рук язычников «на пограничье Руссии и Литвы» и во многих других источниках того времени.

Но внутри страны под Русской землей все еще понимали собственно, Среднее Поднепровье с неширокой полосой по правому берегу Днепра на юг от Киева, протянувшейся почти до самого черноморского побережья (правый берег Днепра стал «русским», видимо, из-за того, что он выше левого и, следовательно, именно его, ради удобства и безопасности, русы выбирали для передвижений и стоянок). Эти древнейшие географические границы Русской земли в ее узком значении засвидетельствованы несколькими летописными статьями. В 1170 г. две половецких орды вторглись в пределы Киевского и Переяславского княжеств. Орду, которая шла к Киеву вдоль правого берега Днепра, по Русской земле, летописец называет русскими половцами, тогда как другая орда, двигавшаяся к Переяславлю по днепровскому левобережью, именуется у него половцами переяславскими. В 1193 г. в поход против половцев отправился сын киевского князя Рюрика Ростислав. Он перешел южную границу Киевского княжества — реку Рось — и углубился далеко в степь по правобережью Днепра. Все пройденное им степное пространство в летописи названо Русской землей.
В то же время ступить из Киевской земли чуть дальше на север, на территорию Припятского бассейна, уже означало выйти из пределов Руси. В том же 1193 г. один князь, встревоженный тем, что киевский князь Рюрик Ростиславич чересчур долго задержался в городе Овруче (на реке Уже, притоке Припяти), укорил его: «Зачем ты покинул свою землю? Ступай в Русь и стереги ее». «Иде в Русь», — говорит Новгородская I летопись о новгородском архиепископе, когда тому случалось поехать в Киев.

В таком узком смысле Русская земля соответствовала племенной территории «полянской руси», которая со второй трети IX в. совершала по Днепру военные походы и торговые поездки на Черное море.

Древнерусские люди зачастую вкладывали в понятие Русская земля, наряду с географическим и политическим, еще и этнографический смысл, подразумевая под ней саму русь, вооруженное скопище русских дружинников под началом русского князя. Именно такое значение придал Русской земле князь Святослав, когда перед битвой с греками обратился к своим воинам со словами: «Да не посрамим земле Руские, но ляжемы костью ту, мертвы бо сорома не имаеть; аще ли побегнем, то срам нам». Здесь Русская земля оказывается равнозначной «нам», то есть всему русскому войску, а отнюдь не территории Среднего Поднепровья, которую, кстати, и невозможно было посрамить, сражаясь с греками на Балканах.

Точно так же, согласно тонкому наблюдению В. О. Ключевского, «певец “Слова о полку Игореве”, памятника конца XII или самого начала XIII в., замечает: “О Русская земля! уже за шеломянем еси”; это выражение значит, что Русская земля зашла уже за ряды степных окопов, которые простирались по южным границам княжеств Черниговского и Переяславского. Под Русской землею певец “Слова” разумеет дружину, отправившуюся в поход на половцев с его героем, князем Игорем, следовательно, термин географический он понимал в смысле этнографическом» [Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. М., 1987. Т. VI. С. 98].

Система ориентации Средневековья строилась по принципу «от ближнего — к дальнему», «от своего — к чужому». На движение дружины Игоря к Дону автор «Слова» смотрел со стороны Руси, а не глазами самих русичей, углубившихся в степь. Поэтому и его горестное восклицание «О Русская земля! ты уже за холмом» относится к удаляющемуся русскому войску, а не к собственно русской территории, оставшейся за спиной у Игорева войска.

P.S.
Замену «войска» «землей» наблюдаем в летописной статье под 1152 г., но уже по отношению к половцам: «И поиде Юрьи с сынми своими… також и половци Орьплюеве и Токсобичи и вся Половецкая земля, что их ни есть межи Волгою и Днепром».

Источник :
Цветков С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава. М.: Центрполиграф, 2012. С.265-267.

Если бы меня попросили изложить идею книги в одной фразе, то она была бы такой: «История русских - это история успешного народа, проделавшего огромную цивилизационную работу на одной шестой части земной суши и создавшего свой мир».

Речь пойдет о русском мире, ведь русские имеют такое же святое право постигать свою историю, как и грузины, монголы и т. д. И пространство для постижения столь же огромно, как и тот простор, который сумел освоить русский народ. Сколько мы пересмотрели хороших и плохих фильмов об американском фронтире. А что снято о том, как русские покоряли пространство и создавали страну? В ответ тишина. Эта тема никогда не была особо в чести у популяризаторов исторических сведений. Выискивая информацию в Сети о каком-нибудь старинном русском городе, мы скорее узнаем о том, какой «борец с самодержавием» гонял там чаи в ссылке, чем о тех, кто его строил, распахивал землю окрест его и отстаивал от врагов.

История покорения и освоения пространств, создавших самую большую страну в мире, - это, как ни парадоксально, молчащая история. Ну что ж, попробуем нарушить молчание.

Два мира, две колонизации

Масштабная колонизация, проводившаяся в интересах русского народа российским государством, началась в середине XVI в.

Это столетие (часто расширяемое до «длинного XVI в.» - от середины XV до середины XVII в.) ознаменовалось резким глобальным переходом от «золотой осени» позднего Средневековья к агрессивному, едкому Новому времени.

Капитал выходит на мировую арену, вторгается в социумы, ведущие натуральное хозяйство, насилует и разрушает их, стирает словно ластиком народы, запоздавшие со своим развитием. На исчезновение обречены были десятки миллионов коренных американцев, причем и в самых развитых регионах Нового Света, где применялись сложные технологии интенсивного земледелия, такие как чинампы (искусственные острова).

В Европе это время наступления на крестьян, происходившего с конфискацией общинной и мелкой крестьянской земельной собственности. Священной собственность становится только тогда, когда попадает в руки сильных. Сеньоры отнимают земли у крестьян, городские капиталисты скупают земли у сеньоров. Массы людей лишаются собственных средств производства и существования. Элиты решают на свой лад вопрос излишков сельского населения. Суды жгут ведьм, отправляют обезземеленных крестьян, ставших бродягами, на виселицу или в рабство на заморские плантации. Города наводняются голодным пролетариатом, вынужденным отдавать свой труд первому встречному нанимателю по любой (то есть минимальной) цене. У пролетария есть «большой выбор» между плахой, тюрьмой - работным домом и таким вот «вольным наймом».

«Свободный труд» является на самом деле рабством ограбленного труженика у коллективного капиталиста. Диктатура капитала действует с помощью антирабочего «Статута о рабочих», суперрепрессивных «Законов о бродягах», безжалостных актов о работных домах. Исследователи свидетельствуют о резком снижении со второй половины XVI в. уровня жизни в недавно еще заваленной окороками и колбасами Европе.

Даже там, где сохранилась власть сеньоров (панов, баронов), крестьяне начинают работать из-под палки на нужды мирового рынка - приходит «второе издание крепостничества» по Марксу, или «вторичное крепостничество» по терминологии Броделя. Панщина-барщина в Польше, Ливонии, Венгрии доходит до шести, потом до семи дней в неделю. Крестьянин уже не имеет времени трудиться на своем участке и получает пайку-месячину как лагерник. Пан, гонящий сырье ганзейским и голландским оптовикам, все более интересуется землями и крепостными на востоке, и польско-литовское панское содружество ведет свой «дранг нах остен», колонизацию русских земель. Проглатывает Галицко-Волынскую Русь, Полоцкую землю, Поднепровье, перепрыгивает через Днепр, крадется по Смоленско-Московской возвышенности к Можайску. Русский крестьянин должен обеспечить пану-сырьевику поставки на бурно растущий европейский рынок.

Европейские религиозные войны, охота на «еретиков», «ведьм» и «бродяг» (по сути, на ограбленное простонародье) - все это маскирует наступление капитала и уносит миллионы жизней…

Гибель массы коренного населения в колониях была в значительной степени следствием разрушения там общественных сельскохозяйственных систем, что было типично для «дикой» фазы становления капитала…

Русские могли разделить судьбу американских индейцев. И только собственная колонизация новых земель, служилая и крестьянская, масштабно начатая в эпоху Ивана Грозного, спасла Россию от вторжения западного капитала. Сделала ее крупнейшей в мире по размерам и третьей по численности населения (до 1991), принесла ей относительно плодородные земли и месторождения полезных ископаемых, которых практически нет в историческом центре страны.

Как указывал М. Любавский, крупнейший исследователь русской колонизации, лишь 12 % ее площади стало результатом завоевания.

«В истории территориального образования России на переднем плане должен стоять народ-домостроитель… а не народ-завоеватель, не громкие победы и трактаты, а заимка земель и заселение их, возникновение сел и городов».

С конца XV и до конца XVI в. территория Московской Руси выросла в четыре раза. Столь же быстрый рост продолжился в следующее столетие.

Взрывной территориальный рост России в XVI–XVII вв. объясняется не завоеванием других культур и цивилизаций, а распространением цивилизации и культуры на те регионы, где до этого царили дикость и пустота. Иногда это было возвращением цивилизации туда, где ее когда-то смели кочевые варвары.

Расширение российской земли было, по сути, реализацией народной потребности. После захвата кыпчаками Причерноморья и потери большей части земель к югу от Оки в XII–XIV вв. русским остались подзолистые суглинки и супеси холодного северо-востока и севера Восточно-Европейской равнины.

Короткий вегетационный период в этом регионе усугублялся низкой суммой накопленных температур. В середине XVI в. лето в Московском регионе начиналось в середине июня, а в конце сентября уже приходили первые морозы. Всего безморозных дней здесь было около 110, температуры выше 15 °C длились 59–67 дней. В Вологде теплых дней было 60, в Устюге - 48.

«Главной особенностью территории исторического ядра Российского государства с точки зрения аграрного развития является крайне ограниченный срок для полевых работ. Так называемый «беспашенный период» составляет около семи месяцев. На протяжении многих веков русский крестьянин имел для земледельческих работ (с учетом запрета работ по воскресным дням) примерно 130 дней. Из них же на сенокос уходило около 30 дней», - пишет академик Л. В. Милов. В Западной Европе из рабочего сезона выпадали лишь декабрь и январь. Даже в северной Германии, Англии, Нидерландах сельскохозяйственный период составлял 9-10 месяцев - благодаря Гольфстриму и атлантическим циклонам. На возделывание сельскохозяйственных культур, на заготовку сена европейский крестьянин имел примерно в два раза больше времени, чем русский. Большая длительность сельскохозяйственного периода давала европейцам возможности для равномерной постоянной работы, лучшей обработки почвы и следовательно - для повышения урожайности.

Короткий сезон земледельческих работ определял урожаи на Руси в среднем сам-2, сам-3 по самой распространенной культуре - неприхотливой ржи. На одно посеянное зерно - 2–3 собранных; примерно в 3 раза меньше, чем в Англии того времени. Это означало очень небольшой прибавочный продукт, который шел, скорее, не на рынок, а на содержание воинов-защитников. Низкая товарность сельского хозяйства определяла и замедленное развитие городов.