Как хорошо выглядеть в школьной форме. Что нужно ребенку в школу. Готовим детей в школу Что должен носить в школу ученик

Как одеться в школу, чтобы и красиво было, и учителя претензии не предъявляли? Задача достаточно непростая, особенно если в дресс-код введена строгая форма.

Всегда выглядеть стильно

Каких-то 40 лет назад школьная форма была предельно лаконична:

  • для девочек представляла собой коричневое платье в комплекте с фартуками черного и белого цвета – черный – повседневный, белый на торжественные мероприятия;
  • костюм со светлой рубашкой предназначался для мальчиков на все случаи жизни.

Но и тогда подростки задумывались, как одеться в школу красиво и стильно. Пришивали к платьям красивые кружевные воротнички и манжеты, цветные пуговки.

Это сейчас рассказывают, что школьные платья были все одинаковые. При желании можно было подобрать модель с широкой юбкой или плиссировкой, выделиться из ряда подружек за счет длины модели.

Старшеклассницы особенно любили экспериментировать с фартуками. Они пришивали к ним пышные крылья, убирали грудку, по краю нашивали пышные воланы или полосы шитья.

Сейчас требования к школьной форме более лояльны. Обычно предлагается определенная цветовая гамма, эмблема, которую требуется нашить, и приблизительное количество вещей в гардеробе.

Например: для девочек и мальчиков костюм-тройка:

  • юбка, жилет, пиджак;
  • брюки, жилет, пиджак.

Редко встретишь школу, где педагогический состав категорически против того, чтобы девочки носили брюки или требует от всех носить юбки одного фасона.

Если приложить усилия и фантазию, то в школе всегда будешь выглядеть стильно.

Эксперименты с одеждой для школы

Очень мало учебных заведений требуют, по примеру западных лицеев, чтобы все ученики одевались одинаково. Но даже в этом случае возможно выделиться.

Пусть базовые вещи одинаковые, зато блузы и рубашки можно выбирать в зависимости от своего вкусового предпочтения.

Стоит рассмотреть, как нужно одеваться в ту школу, где все ученики носят только специальную школьную форму.

Выделиться можно за счет блузок и рубашек. Пусть требуется изделие только серого или белого цвета. Но вряд ли кто-то будет заострять внимание на фасоне вещи.

Можно выбрать рубашку с цветными манжетами, с интересной вставкой на кокетке, полосками на воротнике. Вариантов масса. Главное – одеться со вкусом.

Мальчики могут оживить свой вид с помощью галстука, цветного жилета. Девочки –дополнить строгий вид яркими аксессуарами.

Некоторые школы ввели в моду «винтажную » одежду. Современные ученицы оценили удобство школьного платья и с удовольствием его носят. Шить его можно того фасона, который наиболее подчеркивает достоинства фигуры.

Если не нужно всем в школе носить одинаковые комплекты, а оговорен только цвет формы и силуэт, то экспериментировать можно с моделями. На мальчиках круто будут смотреться джинсы с форменными пиджаками и трикотажными жилетами, на девочках – юбки различных фасонов.

Юбки хорошо оживляют декоративные детали: поясок, карманы.

Вещи для младших школьников

Вопрос, как красиво одеться в школу, встает не только перед детьми, но и перед их родителями. Хочется, чтобы и ребенок выглядел модно, и его наряд не пробил брешь в бюджете.


Стоимость гардероба зависит от того, сколько ребенку лет. С малышами проще: что мама купила, то и наденут.

Мальчики вообще далеки от таких вопросов, как создание собственного образа, а девочки радуются пышным бантикам.

Родители младшеклассников больше обращают внимание на то, чтобы вещи детям были удобны, не теряли вида после стирки – аккуратные семилетки встречаются редко.

Как правильно одевать в школу младшеклассников?

Требования к детской одежде 6-9-летних детей:

  • Вещи должны быть удобны и нравиться детям;
  • Изделия должны сшиты из натуральных тканей, не вызывать раздражения кожи. Нужно учитывать, что ребенку придется сидеть в форме несколько часов. За это время он может вспотеть;
  • Никаких сложных фасонов и хитрых застежек. Если расстегнется пуговица или придется переодеваться на физкультуру, ребенок должен уметь раздеться и одеться сам.

Малыши, которые одеты удобно, сосредоточены на знаниях и успеваемость у них выше. Они не теребят сползающие брюки, не жуют длинные манжеты модных блуз. При выборе одежды для младших школьников основное внимание нужно уделять удобству.

Школьный костюм для подростка

Как можно одеться в школу подростку, чтобы он одновременно был одет по форме, удобно, и мог – с помощью одежды – подчеркнуть свой индивидуальный статус?

Мальчики:

  • Если мальчик отдает предпочтение классике, то для него идеальным вариантом будет классический костюм «нужного » форменного цвета. Рубашки же он сможет выбирать по своему вкусу – любимых цветов и фасонов;
  • Современные мальчишки в большинстве предпочитают спортивный стиль. Идеальный вариант для школы: джинсы, футболка, мастерка. Сейчас можно подобрать джинсы того цвета, какой требует школьный дресс-код. В продаже всегда имеются коричневые, черные, синие и серые джинсы;
  • Как возможно круто одеться в школу подростку, который причисляет себя к какой-либо субкультуре? Это очень просто. «Работать » придется с рубашкой, футболкой, сумкой и обувью. Понять, что юноша – рокер, можно по грубым ботинкам на толстой подошве, ремню и разрисованной круто сумке. И не придется шокировать педагогический коллектив диким видом.

Девочки:

Девочки созревают раньше мальчиков, и первые чувства у них вспыхивают в школьные годы. Девушки-подростки хотят быть привлекательными для своих сверстников.

Как им одеваться, чтобы одновременно придерживаться делового школьного стиля и выглядеть красиво?

  • Если школьная форма: юбка, пиджак, жилет, то можно не только носить блузы разных цветов и фасонов, но и моделировать собственный образ, заправляя и выправляя блузку;
  • Не стоит увлекаться, и обрезать юбку, как принято говорить – по самое «ничего »;
  • Допустимая длина для школьницы – на ладонь выше коленок. Но можно найти такой фасон юбки, в которой будешь выглядеть стильно;
  • Пиджак или школьный сарафан можно оживить пояском, бантами и пряжками, сшить пиджак правильного цвета, но с ассиметричной застежкой;
  • Если девочка предпочитает спортивный стиль, а брюки или джинсы школьным уставом не разрешаются, то, чтобы соответствовать образу, достаточно выбрать юбку, напоминающую юбку теннисисток, и выбрать короткий пиджак;
  • Дополнят выбранный образ заколки, обручи, эмблемы на форме.

Каждая девочка сама решает, как одеться в школу красиво и модно. Желательно, чтобы родители пошли ей навстречу, помогли сформировать школьный ансамбль правильно.

Приобретая одежду для подростков, нужно обращать внимание на качество изделия. Натуральная ткань предпочтительнее в блузах и рубашках, она гигроскопична и не теряет внешнего вида при стирке.

Принято на заседании

Родительского комитета школы № 1302

Председатетель РК Масловский А.С.

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьной форме и внешнем виде обучающихся

Государственного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков № 1302

города Москвы

I. Общие положения.

1.1. Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Типовым положением об образовательном учреждении ст. 50, Уставом школы, решением Совета школы.

1.2. Школьная форма, так же как и любой другой вид детской одежды, должна соответствовать гигиеническим нормам, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН) 2.4.2 1178-02 «Забота о здоровье и гигиене обучающихся» и 2.4.7/1.1.1286–03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».

1.3. Данное положение разработано с целью выработки единых требований к школьной одежде обучающихся 1-11 классов.

1.4. Настоящим Положением устанавливаются определения школьной формы и устанавливается порядок ее ношения для обучающихся 1 – 11-х классов. 1.5.Образцы моделей формы и варианты одежды, соответствующие деловому стилю, утверждаются Родительским комитетом, Советом и администрацией школы.

О необходимости перехода школы на единую школьную форму свидетельствует следующее:

1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;

2. Форма дисциплинирует человека; формирует представления о стиле в одежде, воспитывает и эстетические, и моральные качества школьника;

3. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде;

4. Нет проблемы «в чем пойти в школу»;

5. У детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание идти в школу;

6. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива;

7. Дает возможность учащемуся ощутить свою причастность именно к этой школе;

8. Школьная форма экономит деньги родителей.

2. Общие принципы создания внешнего вида.

2.1. Аккуратность и опрятность:

· одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;

· обувь должна быть чистой;

· внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах).

2.2. Сдержанность:

· одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность;

· основной стандарт одежды для всех - деловой стиль.

2.3.1. Запрещается использовать для ношения в учебное время следующие варианты одежды и обуви:

· спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);

· одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);

· пляжная одежда;

· одежда бельевого стиля;

· прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;

· декольтированные платья и блузки (открыт вырез груди, заметно нижнее белье и т.п.);

· вечерние туалеты;

· платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета);

· мини-юбки (длина юбки выше 10 см от колена);

· слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;

· одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;

· сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки;

· спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений);

· пляжная обувь (шлепанцы и тапочки);

· обувь в стиле "кантри” (казаки);

· массивная обувь на высокой платформе;

· вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т.п.);

· туфли на чрезмерно высоком каблуке Допустимая высота каблука для девочек не более 5 см (5-9 кл.), не более 7 см (10-11 кл.).

· в одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.

2.3.2. Волосы

· длинные волосы у девочек должны быть заплетены, средней длины - прибраны заколками;

· мальчики и юноши должны своевременно стричься (стрижки классические);

Запрещаются экстравагантные стрижки и прически, окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.

2.4. Маникюр и макияж:

· декоративный маникюр;

· декоративный маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы);

· вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов;

3. Неяркий макияж и маникюр разрешен девушкам 10-11 класса

2.5. Запрещено использовать в качестве деталей одежды массивные броши, кулоны, кольца, серьги.

2.7. Размер сумок должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.
2.8. Запрещаются аксессуары с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные вещества и противоправное поведение.

3. Примерные требования к школьной форме.

3.1. Стиль одежды – деловой, классический.

3.2. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.

3.3. Парадная форма:

Девочки 1-11 классов

Белая блуза рубашечного покроя, жакет, юбка, брюки, колготки белого или телесного цвета, туфли.

Мальчики 1-11 классов

Белая мужская (мальчиковая) сорочка, пиджак, брюки, туфли. Галстуки, бабочки и т.п. по желанию.

3.4. Повседневная форма:

Мальчики, юноши

- костюм «двойка» или «тройка» темно-синего, темно-серого, черного, серого, коричневого цвета; мужская сорочка (рубашка), туфли;

Пиджак, брюки, синего, черного, серого, темно – зеленого цвета, мужская сорочка (рубашка), туфли.

Однотонная белая рубашка или рубашка неярких тонов,

Девочки, девушки

Костюм темно-синего, темно-серого, черного, серого, зеленого, коричневого цвета, включающий пиджак или жилет, платье с пиджаком или жакетом);

брюки или юбку, сарафан; однотонная белая блуза или блуза (кофта, свитер, джемпер, водолазка неярких тонов).Юбка и сарафан могут быть клетчатые;

Жакет без вызывающих отделок, аксессуаров и деталей (приталенный силуэт, отложной воротник), брюки, юбка или сарафан длиной не выше колен на 10 см.;

Блуза рубашечного покроя, водолазка (воротник – стойка) - (цвет разный, однотонный);

Колготки однотонные - телесного, черного цветов; туфли с закрытой пяткой и носком.

Однотонный без надписей пуловер, свитер, жилет;

Пуловер, свитер, жилет с геометрическим рисунком (ромб, полоска);

3.5. Спортивная форма:

Спортивная форма включает футболку, спортивные трусы, спортивное трико (костюм), кроссовки. Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий. Для участия в массовых спортивных мероприятиях рекомендуется приобретение головных уборов (кепи, бейсболки и пр.).

Спортивные костюмы надеваются только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.

3.6. Одежда всегда должна быть чистой и выглаженной.

3.7.Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.

3.8. Все учащиеся 1 - 11 классов должны иметь сменную обувь. Сменная обувь должна быть чистой, выдержанной в деловом стиле.

2. Права и обязанности обучающихся.

4.1. Учащийся имеет право выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами и обязаны в течение учебного года постоянно носить школьную форму.
4.2. Учащийся обязан носить повседневную школьную форму ежедневно.

4.3. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится учащимися с собой.

4.4. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.

4.5. Ученик имеет право самостоятельно подбирать рубашки, блузки, аксессуары, к школьному костюму в повседневной жизни.

4.6. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.

4.7. Допускается ношение в холодное время года джемперов, свитеров и пуловеров неярких цветов.

4.9. Ученики школы обязаны выполнять все пункты данного положения.

2. Обязанности родителей.

5.1. Приобрести обучающимся школьную форму, согласно условиям данного Положения до начала учебного года, и делать это по мере необходимости, вплоть до окончания обучающимися школы.
5.2. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу в строгом соответствии с требованиями Положения.
5.3. Выполнять все пункты данного Положения.

2. Меры административного воздействия.

6.1.Данный локальный акт является приложением к Уставу школы и подлежит обязательному исполнению учащимися и другими работниками школы.

6.2.Несоблюдение обучающимися данного Положения является нарушением Устава школы и Правил поведения для учащихся в школе.

6.3. О случае явки учащихся без школьной формы и нарушений данного положения родители должны быть поставлены в известность классным руководителем в течение учебного дня.

6.4. За нарушение данного Положения Устава школы учащиеся могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности и общественному порицанию.

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

Начало учебного года – это всегда жаркая пора для родителей школьников. Причем некоторым к наступающему учебному году пришлось не только закупить традиционные канцтовары и учебники, но и обеспечить ребенка школьной формой .

Норма, которая предоставляет школам право ввести школьную форму, появилась в нашем законодательстве в начале июня текущего года (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ " "). Для этого необходимо, чтобы субъект РФ утвердил типовые требования к школьной форме, которые будут действовать на территории конкретного региона. Кстати, образец таких типовых требований (так называемый Модельный акт) был опубликован Минобрнауки России еще в марте (письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 " ").

Многие регионы просто скопировали положения Модельного акта в свои документы. Правда, некоторые привнесли и свои требования. К примеру, в Саратовской области и Республике Северная Осетия-Алания ученики не смогут прийти в школу с экстравагантными стрижками и прическами , с яркоокрашенными волосами, с видимым пирсингом, вызывающим маникюром и макияжем. Кстати, возникает интересный вопрос, можно ли признать пирсингом сережки в ушах, которые носят и многие учителя.

В некоторых регионах школьницам разрешили красить ногти только бесцветным лаком и пользоваться дезодорантом исключительно с легким и нейтральным запахом . Впрочем, нередко такие требования расцениваются прокуратурой как злоупотребление властями своим правом – к такому выводу, например, пришли прокуроры Омской области в декабре 2013 года. То же касается и требований к прическам. В той же Омской области некоторые школы требовали, чтобы мальчики и юноши своевременно стриглись в классическом стиле . Прокуратура посчитала незаконным и это требование, очевидно, вспомнив, как школьников советской эпохи выгоняли с уроков за отросшую шевелюру. Аналогичные требования к прическе, стрижке, цвету и длине волос, которые установила одна из школ Калининградской области, также были опротестованы прокурорами.

Окончательное слово о введении школьной формы остается за самой школой, для этого она должна принять соответствующий локальный акт .

Однако даже если требования к одежде учеников введены в конкретной школе, у многих родителей все равно остаются вопросы. Кто-то недоволен своей новой обязанностью в целом, другие задаются вопросом о компенсации ее стоимости за счет государства, а некоторые хотели бы одевать ребенка в соответствии с религиозными представлениями своей семьи. Ответы на некоторые вопросы с точки зрения юриста – в нашем материале.

Вопрос 1. Можно ли оспорить решение школы о введении школьной формы?

Школа может требовать от ученика, чтобы "костюмчик сидел", только при наличии соответствующего локального акта . (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " "; далее – закон об образовании). К примеру, оно может называться "Положение об установлении требований к одежде обучающихся" или просто "Положение о школьной форме".

Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей (их интересы должны представлять совет обучающихся и совет родителей). Если в школе есть профсоюз учителей или иной представительный орган ее работников, то учитывается и его позиция тоже. Очевидно, что если родители против введения школьной формы, то им следует документально это закрепить и уведомить об этом администрацию школы.

Если отрицательное мнение родительского комитета о школьной форме будет проигнорировано, и требования к одежде все же будут установлены, то защищать свои права можно по-разному:

1

Создать специальную комиссию по урегулированию споров , куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (). Конкретный порядок ее созыва должен, опять же, закрепляться в специальном нормативном акте школы. Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.

2

Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор . Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке .

К слову, оспаривать решение школьной администрации можно не только в случае, если мнение родителей было проигнорировано – но и тогда, когда локальный акт школы противоречит закону об образовании или региональному закону .

Например, родители учеников из Архангельской области могут смело отказываться от покупки формы своим детям, если решение о ее введении было принято школой позднее, чем за три месяца до начала учебного года – такое условие закреплено в соответствующем законе субъекта. А школьники 5-11 классов Брянской области могут смело носить джинсы весь следующий учебный год, до 1 сентября 2015 года, поскольку соответствующий закон вступит для них в силу только к этому времени.

Вопрос 2. Если ребенок пришел в школу без формы, можно ли отправить его домой переодеваться?

Закон об образовании не ставит право на получение образования в зависимость от того, как одет ребенок – но и прямого запрета на то, чтобы удалить ребенка с занятий не содержит . Чаще всего, региональные нормативные акты также умалчивают о допустимых действиях школьной администрации. Некоторые регионы обязывают детей носить школьную форму (что, в общем-то не совсем корректно, ведь окончательное слово за школой) – например, Брянская область. Однако и в акте этого региона последствия нарушения требования к одежде не закреплены ( Правительства Брянской области от 11 ноября 2013 г. № 634-п).

Но отличилась в этом плане Республика Бурятия: в соответствующем постановлении правительства этого региона предусмотрен ряд дисциплинарных мер к ученикам, одетым не по форме. Среди них замечание классного руководителя (устное или в дневник), разъяснительная беседа, классный час, родительское собрание и наконец – ограничение доступа к занятиям . Последнее, правда, возможно только в одном случае: если школьник не просто пришел на занятия без формы, но на его одежде есть изображения и надписи на любом языке, призывающие к экстремизму, употреблению наркотиков, применению оружия, либо имеющие оскорбительный характер.

Нам встретились по крайней мере два региона, в которых учителям прямо запрещено выгонять с уроков школьников без формы – это Тамбовская и Ярославская области. В Ярославской области при этом все равно ученик должен быть одет в деловую одежду классического покроя и нейтральных тонов, пусть и не такую, как форма.

Следует помнить, что прокуратура практически всегда становится на сторону школьников . К примеру, права детей, не желающих носить школьную форму, неоднократно защищали прокуроры Курганской и Калининградской областей и других регионов.

Вопрос 3. Можно ли исключить ребенка из школы за то, что он не носит школьную форму?

Нет. Исключить ученика из школы можно только по тем основаниям, которые закреплены в :

  • по желанию родителей школьника (либо самого школьника, если он уже совершеннолетний);
  • если ребенок не справляется со школьной программой и только в случае, если ему уже есть 15 лет;
  • по объективным причинам (например, ликвидация школы).

Перечень этот является закрытым , и такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, там нет.

Вопрос 4. Кто может получить компенсацию на приобретение школьной формы и что нужно для этого сделать?

И Модельный акт, и региональные законы запрещают принимать решение о введении школьной формы без учета мнения малообеспеченных и многодетных семей. Кроме того, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы ().

Нередко в регионе существует специальный нормативный акт о порядке выделения субсидий на покупку школьной формы, но выделение субсидии может быть предусмотрена и в общем законе о поддержке многодетных семей или малоимущих граждан.

NOTA BENE

"Мы делаем серьезный акцент не только на повышении качества товара, но и на содержательной части. Известно, что именно в детстве формируется нравственность, вкусы, пристрастия ", – отметил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов , представляя новый ресурс.

Порядок обращения за получением субсидии разнится от региона к региону. В зависимости от конкретной территории обратиться за получением субсидии можно либо в районный отдел администрации , либо в МФЦ , либо непосредственно в школу , написав заявление на имя директора.

Комплект необходимых документов обычно включает в себя:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителей;
  • справку из образовательного учреждения об обучении ребенка;
  • документ, подтверждающий наличие статуса многодетной или малообеспеченной семьи;
  • заявление на оказание услуги.

Кроме того, может потребоваться подтверждение того, что ребенок проживает совместно с заявителем : регистрация по месту проживания или иной документ (например, справка из детской поликлиники). Если в региональном законе закреплено такое требование, но заявитель его не выполнил, в предоставлении компенсации отказывается ( Санкт-Петербургского городского суда от 17 декабря 2012 г. № 33-17228/2012).

Обратите внимание, что предельные сроки подачи заявления на компенсацию устанавливаться не могут . Попытку поторопить родителей предприняли в некоторых городах Московской области: в Реутове подать документы на получение денег можно было с 1 сентября до 31 октября текущего года, а в Долгопрудном – до 1 декабря текущего учебного года. Вместе с тем, прокуратура в обоих случаях признала такое ограничение незаконным.

Вопрос 5. Законно ли требование купить школьную форму у какого-то конкретного поставщика?

Если исходить из буквального толкования законодательства, то такое требование школьной администрации можно назвать недопустимым. Дело в том, что речь идет об установлении требований к одежде. Иными словами, школа может потребовать купить ребенку одежду определенной цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в магазин конкретного бренда. В противном случае действия школы будут противоречить Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " ".

Кстати, некоторые субъекты РФ даже закрепили запрет на такие действия в законе – так, в Республике Татарстан принуждать родителей к покупке формы определенного производителя или поставщика не может как школьная администрация, так и педагоги. Аналогичное правило действует и в Ямало-Ненецком автономном округе, только сформулировано оно еще строже: нельзя не только требовать одеваться у конкретного производителя, но и устанавливать конкретные требования к одежде (модель, артикул, материал), соблюдая которые родители будут вынуждены купить одежду только определенного бренда.

Даже если в субъекте ведется реестр поставщиков школьной формы , заставлять учеников одеваться в форму от конкретного "кутюр" недопустимо. Кстати, власти Брянской области обязали родителей заказывать форму (в том числе на индивидуальный пошив) только у швейных фирм и индивидуальных предпринимателей исключительно из этого реестра – очень спорная, на наш взгляд, обязанность. Несогласные с этим родители могут опираться на то, что закон об образовании и Модельный акт не предусматривают возможности установления подобной требования регионами.

Более того, при желании мамы могут сшить форму своими руками , закон об образовании и Модельный акт этого не запрещают – главное, чтобы она соответствовала тем стандартам, которые установила школа.

Вопрос 6. Могу ли я одевать ребенка в соответствии с религией, исповедуемой нашей семьей?

Модельный акт в этой части довольно категоричен: одежда школьников должна носить исключительно светский характер . Собственно, с этого вопроса и началось возрождение школьной формы.

Напомним, проблема возникла в 2013 году в Ставропольском крае: администрация одной из школ запретила девочкам из мусульманских семей появляться на уроках в хиджабе. Требование о светском характере одежды, на которое ссылалась школа, было закреплено в постановлении правительства края. Родители этих школьниц были вынуждены перевести их в мусульманскую школу медресе либо на экстернат. Параллельно они обжаловали постановление правительства региона в суде, но безрезультатно. Точку в этом споре летом прошлого года поставил ВС РФ ( ВС РФ от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ13-2).

Суд сделал три основных вывода:

  • единые требования к одежде учеников вытекают из светского характера нашего государства;
  • головные уборы в помещении (в том числе хиджаб) являются причиной различных заболеваний, а школьная форма – залогом сохранения здоровья учащихся. Здесь Суд процитировал Роспотребнадзор ( Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23);
  • запрет на ношение хиджаба не нарушает права на получение образования.

ЗА РУБЕЖОМ

В 1994 году после акции протеста, организованной студентками, записанными на курсы акушерства в Университетской школе медицины [Стамбульского университета. – Ред. ], проректор издал меморандум, в котором он объяснил проблематику вопроса о ношении исламского хиджаба и правовые основы для соответствующих инструкций, отметив, в частности:

"Запрет на ношение студентками, записанными на курсы акушерства, хиджаба во время практических занятий имел целью не нарушить их свободу совести и религии, а соблюсти действующее законодательство. При выполнении своей работы акушерки и медсестры носят форменную одежду, описанную и предусмотренную в инструкциях Министерства здравоохранения. Студентки, желающие работать по этой специальности, знают об этом. Представьте себе студентку-акушерку, пытающуюся положить ребенка в инкубатор или взять его из инкубатора или помочь врачу в операционной или родильной палате, на которой надето пальто с длинными рукавами"

( ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. "Дело "Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции" (жалоба № 44774/98)).

Заявители не исключали и обращения в ЕСПЧ с жалобой на это судебное решение. Правда, вряд ли Страсбургский суд встал бы на их сторону, ведь в его практике уже встречались подобные дела, и решения выносились не в пользу хиджаба ( ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. "Дело "Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции" (жалоба № 44774/98), ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу "Догру (Dogru) против Франции" (жалоба № 27058/05), ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу "Керванджи (Kervanci) против Франции" (жалоба № 31645/04)). ЕСПЧ подтвердил и правомерность увольнения одной из заявительниц, которая работала преподавателем в университете Турции и носила хиджаб на лекции и семинары ( ЕСПЧ от 24 января 2006 г. по делу "Куртулмуш (Kurtulmus) против Турции" (жалоба № 65500/01)).

После этого вопрос о нарушении прав верующих был задан президенту на встрече с представителями Общероссийского народного фронта в октябре 2012 года. Владимир Путин поддержал ВС РФ, отметив, что требования к светскому характеру одежды должны соблюдаться всеми, иначе представители других конфессий будут чувствовать себя ущемленными . Как раз тогда глава государства и предложил подумать над возвращением школьной формы. "Все-таки в таких [ школьных. – Ред.] коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта" , – подчеркнул тогда президент, намекая на разные финансовые возможности родителей при покупке одежды своим детям.

Некоторые регионы дословно копируют положения Модельного акта: "внешний вид и одежда обучающихся должны <...> носить светский характер" (Краснодарский край). Другие субъекты выступают еще конкретнее, запрещая детям носить в школу религиозную одежду либо одежду с религиозными атрибутами, в том числе закрывающими лицо (Ростовская область). Кстати, маленькие ростовчане не вправе украшать себя и атрибутами религиозной символики – под этот запрет попадают и нательные крестики.

Благодаря активному участию мам, был составлен оптимальный список школьных принадлежностей, мамы дали компетентные советы о школьных покупках .

Сохраните список в закладках, подарите друзьям и знакомым, планирующим сборы в школу. Это лучший список, составленный опытными родителями школьников и «новичками»!

Школьная форма, сменная обувь, спортивная форма

Белые футболки-поло (комплекты из 2-3х штук).

Комментарии: хорошо стираются, легко гладятся, не мнутся. Удобны в носке, особенно если в школе жарко. Ребенок самостоятельно легко надевает и снимает.

ГДЕ : Marks&Spenser, Mothercare, Next , H&M, United colors of Benetton

Рубашки для мальчиков: светлые, однотонные, белые и пастельных тонов, 5 шт. Для девочек блузки нарядные и повседневные, с короткими и длинными рукавами по 2-3 шт. Водолазки белые или синие, 2 шт.

Комментарии: водолазку можно надеть, когда в этот день физкультура. Ее проще снимать и надевать в быстром темпе, она не мнется. Девочке нужна нарядная блузка для торжественных мероприятий. Если в вашей школе форма для девочек - сарафан, а не юбка, выбирайте блузку с нарядным воротником или кружевными рукавами. На некоторых упаковках есть приятное обозначение non-iron (не требует глажки).

ГДЕ: Marks & Spenser , Mothercare , Next , Acoola , «Детский Мир» (марка «Царевич», «Престиж»), «Ашан» (марка «Царевич»), Gulliver, Gloria Jeans, Sela , для старших школьников - Zara .

Жилет, пиджак, кардиган - 1 шт. Цвет - выбор школы.

Комментарии: чаще всего жилеты покупают в фирмах, отшивающих заказы для городских школ. Например, «Студия Т» или «Евролэнд». Они сразу идут с логотипом школы. Если строгих указаний нет, жилет и пиджак можно выбрать по своему вкусу.

ГДЕ : Детский Мир », Gulliver.

Сарафан, юбка - 1-2 шт. Также школа может потребовать, чтобы были они отшиты в определенном месте.

Комментарии: сарафаны Marks&Spenser утягиваются на талии, это удобно. Европейские сарафаны по цене дешевле отечественных, но они и попроще, без рюшек. Зато износостойкие.

ГДЕ : Marks&Spenser, Mothercare, Next, « Детский Мир », Gulliver, MEXX

Брюки для мальчиков и девочек - 2 пары.

Комментарии: полезные бонусы - обозначение non-iron, обработка тефлоном, регулировка талии.

ГДЕ: Marks&Spenser, Mothercare, Next, « Детский Мир », Gulliver, Acoola.

Аксессуары: галстуки, ремни, носки, колготки, заколки и банты.

Комментарии: носки и колготки выгоднее покупать в наборах. Галстуки бывают с пластиковым фиксатором внутри узелка, на резинке или молнии, с фиксатором оказались самими удачными и живучими. Для девочек необходимы колготки хлопковые: однотонные, белые, светлых оттенков или синие; и колготки капроновые, количество - чем больше, тем лучше!

ГДЕ: Marks & Spenser , Mothercare , Next , «Детский Мир», Gulliver , Acoola , H & M , Reserved (ремни, носки) , Calzedonia (колготки для девочек, носки) , Accessorize и Lady Collection (аксессуары для волос).

Сменная обувь

Комментарии: ребенок находится в этой обуви 4-7 часов ежедневно. Поэтому обувь должна быть не просто красивой и модной, но удобной анатомически. Удобство означает профилированную, поддерживающую стельку и небольшой каблучок, нескользкую подошву. Предпочтение: обувь «дышащая». Если это допускается школьным дресс-кодом, подойдут закрытые сандалии. Застежка - липучка. Выбор ю-мам: «Скечерс», Keddo, «Улёт», «Совенок», «Капика», ECCO, Crocs.

ГДЕ: «Спортмастер», «Капика», «Детский Мир».

Спортивная форма

Комментарии: необходимы два комплекта - для улицы и спортзала. Если в школе не закупают форму централизованно, нужны футболки белые или синие, костюм, трико отдельное, девочкам - «велосипедки» или шортики, мальчикам - синие или черные шорты. Носки, кеды с белой подошвой (чтобы не пачкать пол в зале), желательно без шнурков с завязками (с зафиксированными, растягивающимися шнурками) или на липах. Возможно, понадобятся чешки, если в школе проводится ритмика. И кроссовки для улицы. Также лыжи или коньки (по выбору школы). Предусмотрите короткую курточку для зимних занятий спортом, легкие непромокаемые брюки, специальную сумку для коньков.

ГДЕ: Adidas Kids, «Спортмастер» (бренды Demix, Outventure), «Детский Мир», H&M, «Ашан», Gloria Jeans, Sela .

Канцелярия

Пенал школьный (с наполнением или без).

Комментарии: Пенал-косметичка вместителен, позволяет аккуратно разложить по местам цветные карандаши, ручки, линейку, резинки. Но он занимает много места. Пенал-тубус больше подходит для старших школьников (им уже не нужны цветные карандаши). И он компактен. Если вы понимаете, что ваш ребенок вряд ли будет скрупулезно раскладывать канцелярию, купите тубус. В нем также поместится все необходимое в меньшем количестве. Можно на всякий случай купить оба пенала. Выбирайте пенал из мягкой ткани (для соблюдения тишины: пеналы громко падают!) с надежной молнией. Он служит весь год - не экономьте на качестве.

ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир».

Наполнение пенала и ранца:

1. Ручки шариковые синие и цветные Stabilo , ErichKrause , Flair .

2. Карандаши простые Big, Koh-i-Noor.

3. Линейки деревянные, пластиковые, 15см и 20 см. «Командирская» линейка с трафаретами.

4. Точилка с контейнером, точилка без контейнера.

5. Ластики Koh-i-Noor, Factis.

6. Обложки на учебники (мягкие, прозрачные) и тетрадки, клейкая прозрачная бумага. Лучше покупать в сентябре, когда учебники на руках. В разных учебных программах свои размеры учебников, тетрадей и пособий.

7. Тетради и дневники, как правило, закупают на весь класс. Если указаний нет, купите дневник и тетради Hatber .

8. Тщательно проверьте дневник, чтобы в нем не было лишней информации за счет уменьшения полезной площади. Достаточное количество страниц, страничка с отметками за год. Тетради понадобятся в клетку 12 л. - 5 шт.; в косую линейку 12 л. - 5 шт.

9. Папка для тетрадей.

10. Карандаши цветные, простые или акварельные Koh - i - Noor , BIC , ADEL , Herlitz , Kores . Цветные карандаши понадобятся на весь период начальной школы. Купите сразу 2-3 набора. Если какой-то цвет потеряется, будет замена.

11. Фломастеры Centropen , Koh-I-Nor.

12. Расписание уроков. Повесьте его над школьным столом, чтобы ребенок самостоятельно и быстро собирал ранец на следующий день.

ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир», IKEA .

Для уроков ИЗО и технологии:

1. Акварель медовая, гуашь, восковые мелки «Гамма», «Луч».

2. 1-2 набора кистей разных размеров.

3. Баночка-непроливайка, палитра.

4. Альбом для рисования, 2-3 штуки. Наборы бумаги для рисования, черчения, формат А4 и А5.

5. Папка для труда.

6. Пластилин, доска для пластилина, нож для пластилина «Гамма», «Луч».

7. Цветная бумага односторонняя и двусторонняя, фольга, бархат. Цветной и белый, гофрированный картон «Академия Групп», Hatber, SILWERHOF.

8. Ножницы Hatber. Erich Krause .

9. Клей ПВА с дозатором, клей-карандаш по 2-3 шт.

10. Тряпочка или салфетки для удаления лишнего клея. Махровые, микрофибра.

11. Нитки-макраме, иголка, игольница, белая ткань 15*15 (см).

12. Клеёнка на парту.

13. Фартук для труда и/или нарукавники IKE А, C & A .

14. Альбом или контейнер для хранения природных материалов.

ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир», IKEA .

Рабочее место

Силиконовая накладка на парту IKEA .

При письме и рисовании не пачкается парта, поверхность парты не жесткая, что более удобно при письме в тонких тетрадях.

Настольная лампа IKEA , OBI , «Ашан».

Органайзеры для письменных принадлежностей IKEA , OBI , «Ашан».

Часы-будильник LEGO, IKEA , OBI , «Ашан».

Стол и стул школьника IKEA , «Ашан».

Обоснование выбора стола:

  • Небольшие размеры стола (ШхГхВ): 105 х 71 х 80,9-101,9 см.
  • Изменение высоты (от 56 до 77 см) и угла наклона (до 18 градусов) столешницы.
  • Ножки металлические.
  • Выдвижная полка для канцелярских товаров.

Обоснование выбора стула:

  • Стул по заявленным характеристикам способствует правильной осанке.
  • Может использоваться детьми ростом от 120 см.
  • Регулировка высоты сидения, угла наклона сидения, угла наклона спинки, высоты спинки.

Совет от мам: если ребенок катается на стуле, колесики можно убрать - или зафиксировать скотчем.

Настенные полки для учебников IKEA , OBI , «Ашан».

Ранец, сумка для сменки

Ранец Garfield, Mag Taller, Herlitz, Hummingbird, Hama, Tiger Family, Lego, DerDieDas, Gulliver .