Как одеться в школу, чтобы и красиво было, и учителя претензии не предъявляли? Задача достаточно непростая, особенно если в дресс-код введена строгая форма.
Каких-то 40 лет назад школьная форма была предельно лаконична:
Но и тогда подростки задумывались, как одеться в школу красиво и стильно. Пришивали к платьям красивые кружевные воротнички и манжеты, цветные пуговки.
Это сейчас рассказывают, что школьные платья были все одинаковые. При желании можно было подобрать модель с широкой юбкой или плиссировкой, выделиться из ряда подружек за счет длины модели.
Старшеклассницы особенно любили экспериментировать с фартуками. Они пришивали к ним пышные крылья, убирали грудку, по краю нашивали пышные воланы или полосы шитья.
Сейчас требования к школьной форме более лояльны. Обычно предлагается определенная цветовая гамма, эмблема, которую требуется нашить, и приблизительное количество вещей в гардеробе.
Например: для девочек и мальчиков костюм-тройка:
Редко встретишь школу, где педагогический состав категорически против того, чтобы девочки носили брюки или требует от всех носить юбки одного фасона.
Если приложить усилия и фантазию, то в школе всегда будешь выглядеть стильно.
Очень мало учебных заведений требуют, по примеру западных лицеев, чтобы все ученики одевались одинаково. Но даже в этом случае возможно выделиться.
Пусть базовые вещи одинаковые, зато блузы и рубашки можно выбирать в зависимости от своего вкусового предпочтения.
Стоит рассмотреть, как нужно одеваться в ту школу, где все ученики носят только специальную школьную форму.
Выделиться можно за счет блузок и рубашек. Пусть требуется изделие только серого или белого цвета. Но вряд ли кто-то будет заострять внимание на фасоне вещи.
Можно выбрать рубашку с цветными манжетами, с интересной вставкой на кокетке, полосками на воротнике. Вариантов масса. Главное – одеться со вкусом.
Мальчики могут оживить свой вид с помощью галстука, цветного жилета. Девочки –дополнить строгий вид яркими аксессуарами.
Некоторые школы ввели в моду «винтажную » одежду. Современные ученицы оценили удобство школьного платья и с удовольствием его носят. Шить его можно того фасона, который наиболее подчеркивает достоинства фигуры.
Если не нужно всем в школе носить одинаковые комплекты, а оговорен только цвет формы и силуэт, то экспериментировать можно с моделями. На мальчиках круто будут смотреться джинсы с форменными пиджаками и трикотажными жилетами, на девочках – юбки различных фасонов.
Юбки хорошо оживляют декоративные детали: поясок, карманы.
Вопрос, как красиво одеться в школу, встает не только перед детьми, но и перед их родителями. Хочется, чтобы и ребенок выглядел модно, и его наряд не пробил брешь в бюджете.
Стоимость гардероба зависит от того, сколько ребенку лет. С малышами проще: что мама купила, то и наденут.
Мальчики вообще далеки от таких вопросов, как создание собственного образа, а девочки радуются пышным бантикам.
Родители младшеклассников больше обращают внимание на то, чтобы вещи детям были удобны, не теряли вида после стирки – аккуратные семилетки встречаются редко.
Требования к детской одежде 6-9-летних детей:
Малыши, которые одеты удобно, сосредоточены на знаниях и успеваемость у них выше. Они не теребят сползающие брюки, не жуют длинные манжеты модных блуз. При выборе одежды для младших школьников основное внимание нужно уделять удобству.
Как можно одеться в школу подростку, чтобы он одновременно был одет по форме, удобно, и мог – с помощью одежды – подчеркнуть свой индивидуальный статус?
Мальчики:
Девочки:
Девочки созревают раньше мальчиков, и первые чувства у них вспыхивают в школьные годы. Девушки-подростки хотят быть привлекательными для своих сверстников.
Как им одеваться, чтобы одновременно придерживаться делового школьного стиля и выглядеть красиво?
Каждая девочка сама решает, как одеться в школу красиво и модно. Желательно, чтобы родители пошли ей навстречу, помогли сформировать школьный ансамбль правильно.
Приобретая одежду для подростков, нужно обращать внимание на качество изделия. Натуральная ткань предпочтительнее в блузах и рубашках, она гигроскопична и не теряет внешнего вида при стирке.
Принято на заседании
Родительского комитета школы № 1302
Председатетель РК Масловский А.С.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной форме и внешнем виде обучающихся
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков № 1302
города Москвы
I. Общие положения.
1.1. Введение школьной формы осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Типовым положением об образовательном учреждении ст. 50, Уставом школы, решением Совета школы.
1.2. Школьная форма, так же как и любой другой вид детской одежды, должна соответствовать гигиеническим нормам, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН) 2.4.2 1178-02 «Забота о здоровье и гигиене обучающихся» и 2.4.7/1.1.1286–03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».
1.3. Данное положение разработано с целью выработки единых требований к школьной одежде обучающихся 1-11 классов.
1.4. Настоящим Положением устанавливаются определения школьной формы и устанавливается порядок ее ношения для обучающихся 1 – 11-х классов. 1.5.Образцы моделей формы и варианты одежды, соответствующие деловому стилю, утверждаются Родительским комитетом, Советом и администрацией школы.
О необходимости перехода школы на единую школьную форму свидетельствует следующее:
1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;
2. Форма дисциплинирует человека; формирует представления о стиле в одежде, воспитывает и эстетические, и моральные качества школьника;
3. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде;
4. Нет проблемы «в чем пойти в школу»;
5. У детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание идти в школу;
6. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива;
7. Дает возможность учащемуся ощутить свою причастность именно к этой школе;
8. Школьная форма экономит деньги родителей.
2. Общие принципы создания внешнего вида.
2.1. Аккуратность и опрятность:
· одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;
· обувь должна быть чистой;
· внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах).
2.2. Сдержанность:
· одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность;
· основной стандарт одежды для всех - деловой стиль.
2.3.1. Запрещается использовать для ношения в учебное время следующие варианты одежды и обуви:
· спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);
· одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);
· пляжная одежда;
· одежда бельевого стиля;
· прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;
· декольтированные платья и блузки (открыт вырез груди, заметно нижнее белье и т.п.);
· вечерние туалеты;
· платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета);
· мини-юбки (длина юбки выше 10 см от колена);
· слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;
· одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;
· сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки;
· спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений);
· пляжная обувь (шлепанцы и тапочки);
· обувь в стиле "кантри” (казаки);
· массивная обувь на высокой платформе;
· вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т.п.);
· туфли на чрезмерно высоком каблуке Допустимая высота каблука для девочек не более 5 см (5-9 кл.), не более 7 см (10-11 кл.).
· в одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.
2.3.2. Волосы
· длинные волосы у девочек должны быть заплетены, средней длины - прибраны заколками;
· мальчики и юноши должны своевременно стричься (стрижки классические);
Запрещаются экстравагантные стрижки и прически, окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки.
2.4. Маникюр и макияж:
· декоративный маникюр;
· декоративный маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы);
· вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов;
3. Неяркий макияж и маникюр разрешен девушкам 10-11 класса
2.5. Запрещено использовать в качестве деталей одежды массивные броши, кулоны, кольца, серьги.
2.7. Размер сумок должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.
2.8. Запрещаются аксессуары с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные вещества и противоправное поведение.
3. Примерные требования к школьной форме.
3.1. Стиль одежды – деловой, классический.
3.2. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.
3.3. Парадная форма:
Девочки 1-11 классов
Белая блуза рубашечного покроя, жакет, юбка, брюки, колготки белого или телесного цвета, туфли.
Мальчики 1-11 классов
Белая мужская (мальчиковая) сорочка, пиджак, брюки, туфли. Галстуки, бабочки и т.п. по желанию.
3.4. Повседневная форма:
Мальчики, юноши
- костюм «двойка» или «тройка» темно-синего, темно-серого, черного, серого, коричневого цвета; мужская сорочка (рубашка), туфли;
Пиджак, брюки, синего, черного, серого, темно – зеленого цвета, мужская сорочка (рубашка), туфли.
Однотонная белая рубашка или рубашка неярких тонов,
Девочки, девушки
Костюм темно-синего, темно-серого, черного, серого, зеленого, коричневого цвета, включающий пиджак или жилет, платье с пиджаком или жакетом);
брюки или юбку, сарафан; однотонная белая блуза или блуза (кофта, свитер, джемпер, водолазка неярких тонов).Юбка и сарафан могут быть клетчатые;
Жакет без вызывающих отделок, аксессуаров и деталей (приталенный силуэт, отложной воротник), брюки, юбка или сарафан длиной не выше колен на 10 см.;
Блуза рубашечного покроя, водолазка (воротник – стойка) - (цвет разный, однотонный);
Колготки однотонные - телесного, черного цветов; туфли с закрытой пяткой и носком.
Однотонный без надписей пуловер, свитер, жилет;
Пуловер, свитер, жилет с геометрическим рисунком (ромб, полоска);
3.5. Спортивная форма:
Спортивная форма включает футболку, спортивные трусы, спортивное трико (костюм), кроссовки. Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий. Для участия в массовых спортивных мероприятиях рекомендуется приобретение головных уборов (кепи, бейсболки и пр.).
Спортивные костюмы надеваются только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.
3.6. Одежда всегда должна быть чистой и выглаженной.
3.7.Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.
3.8. Все учащиеся 1 - 11 классов должны иметь сменную обувь. Сменная обувь должна быть чистой, выдержанной в деловом стиле.
2. Права и обязанности обучающихся.
4.1. Учащийся имеет право выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами и обязаны в течение учебного года постоянно носить школьную форму.
4.2. Учащийся обязан носить повседневную школьную форму ежедневно.
4.3. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится учащимися с собой.
4.4. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.
4.5. Ученик имеет право самостоятельно подбирать рубашки, блузки, аксессуары, к школьному костюму в повседневной жизни.
4.6. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.
4.7. Допускается ношение в холодное время года джемперов, свитеров и пуловеров неярких цветов.
4.9. Ученики школы обязаны выполнять все пункты данного положения.
2. Обязанности родителей.
5.1. Приобрести обучающимся школьную форму, согласно условиям данного Положения до начала учебного года, и делать это по мере необходимости, вплоть до окончания обучающимися школы.
5.2. Контролировать внешний вид учащихся перед выходом в школу в строгом соответствии с требованиями Положения.
5.3. Выполнять все пункты данного Положения.
2. Меры административного воздействия.
6.1.Данный локальный акт является приложением к Уставу школы и подлежит обязательному исполнению учащимися и другими работниками школы.
6.2.Несоблюдение обучающимися данного Положения является нарушением Устава школы и Правил поведения для учащихся в школе.
6.3. О случае явки учащихся без школьной формы и нарушений данного положения родители должны быть поставлены в известность классным руководителем в течение учебного дня.
6.4. За нарушение данного Положения Устава школы учащиеся могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности и общественному порицанию.
Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?
У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.
Для чего была введена школьная форма?
Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?
С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.
С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.
В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.
Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.
Кто определяет, какую форму должны носить дети?
Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.
Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:
В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).
Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?
Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.
Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.
Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.
Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.
Начало учебного года – это всегда жаркая пора для родителей школьников. Причем некоторым к наступающему учебному году пришлось не только закупить традиционные канцтовары и учебники, но и обеспечить ребенка школьной формой .
Норма, которая предоставляет школам право ввести школьную форму, появилась в нашем законодательстве в начале июня текущего года (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ " "). Для этого необходимо, чтобы субъект РФ утвердил типовые требования к школьной форме, которые будут действовать на территории конкретного региона. Кстати, образец таких типовых требований (так называемый Модельный акт) был опубликован Минобрнауки России еще в марте (письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 " ").
Многие регионы просто скопировали положения Модельного акта в свои документы. Правда, некоторые привнесли и свои требования. К примеру, в Саратовской области и Республике Северная Осетия-Алания ученики не смогут прийти в школу с экстравагантными стрижками и прическами , с яркоокрашенными волосами, с видимым пирсингом, вызывающим маникюром и макияжем. Кстати, возникает интересный вопрос, можно ли признать пирсингом сережки в ушах, которые носят и многие учителя.
В некоторых регионах школьницам разрешили красить ногти только бесцветным лаком и пользоваться дезодорантом исключительно с легким и нейтральным запахом . Впрочем, нередко такие требования расцениваются прокуратурой как злоупотребление властями своим правом – к такому выводу, например, пришли прокуроры Омской области в декабре 2013 года. То же касается и требований к прическам. В той же Омской области некоторые школы требовали, чтобы мальчики и юноши своевременно стриглись в классическом стиле . Прокуратура посчитала незаконным и это требование, очевидно, вспомнив, как школьников советской эпохи выгоняли с уроков за отросшую шевелюру. Аналогичные требования к прическе, стрижке, цвету и длине волос, которые установила одна из школ Калининградской области, также были опротестованы прокурорами.
Окончательное слово о введении школьной формы остается за самой школой, для этого она должна принять соответствующий локальный акт .
Однако даже если требования к одежде учеников введены в конкретной школе, у многих родителей все равно остаются вопросы. Кто-то недоволен своей новой обязанностью в целом, другие задаются вопросом о компенсации ее стоимости за счет государства, а некоторые хотели бы одевать ребенка в соответствии с религиозными представлениями своей семьи. Ответы на некоторые вопросы с точки зрения юриста – в нашем материале.
Вопрос 1. Можно ли оспорить решение школы о введении школьной формы?
Школа может требовать от ученика, чтобы "костюмчик сидел", только при наличии соответствующего локального акта . (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " "; далее – закон об образовании). К примеру, оно может называться "Положение об установлении требований к одежде обучающихся" или просто "Положение о школьной форме".
Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей (их интересы должны представлять совет обучающихся и совет родителей). Если в школе есть профсоюз учителей или иной представительный орган ее работников, то учитывается и его позиция тоже. Очевидно, что если родители против введения школьной формы, то им следует документально это закрепить и уведомить об этом администрацию школы.
Если отрицательное мнение родительского комитета о школьной форме будет проигнорировано, и требования к одежде все же будут установлены, то защищать свои права можно по-разному:
1
Создать специальную комиссию по урегулированию споров , куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (). Конкретный порядок ее созыва должен, опять же, закрепляться в специальном нормативном акте школы. Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.
2
Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор . Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке .
К слову, оспаривать решение школьной администрации можно не только в случае, если мнение родителей было проигнорировано – но и тогда, когда локальный акт школы противоречит закону об образовании или региональному закону .
Например, родители учеников из Архангельской области могут смело отказываться от покупки формы своим детям, если решение о ее введении было принято школой позднее, чем за три месяца до начала учебного года – такое условие закреплено в соответствующем законе субъекта. А школьники 5-11 классов Брянской области могут смело носить джинсы весь следующий учебный год, до 1 сентября 2015 года, поскольку соответствующий закон вступит для них в силу только к этому времени.
Вопрос 2. Если ребенок пришел в школу без формы, можно ли отправить его домой переодеваться?
Закон об образовании не ставит право на получение образования в зависимость от того, как одет ребенок – но и прямого запрета на то, чтобы удалить ребенка с занятий не содержит . Чаще всего, региональные нормативные акты также умалчивают о допустимых действиях школьной администрации. Некоторые регионы обязывают детей носить школьную форму (что, в общем-то не совсем корректно, ведь окончательное слово за школой) – например, Брянская область. Однако и в акте этого региона последствия нарушения требования к одежде не закреплены ( Правительства Брянской области от 11 ноября 2013 г. № 634-п).
Но отличилась в этом плане Республика Бурятия: в соответствующем постановлении правительства этого региона предусмотрен ряд дисциплинарных мер к ученикам, одетым не по форме. Среди них замечание классного руководителя (устное или в дневник), разъяснительная беседа, классный час, родительское собрание и наконец – ограничение доступа к занятиям . Последнее, правда, возможно только в одном случае: если школьник не просто пришел на занятия без формы, но на его одежде есть изображения и надписи на любом языке, призывающие к экстремизму, употреблению наркотиков, применению оружия, либо имеющие оскорбительный характер.
Нам встретились по крайней мере два региона, в которых учителям прямо запрещено выгонять с уроков школьников без формы – это Тамбовская и Ярославская области. В Ярославской области при этом все равно ученик должен быть одет в деловую одежду классического покроя и нейтральных тонов, пусть и не такую, как форма.
Следует помнить, что прокуратура практически всегда становится на сторону школьников . К примеру, права детей, не желающих носить школьную форму, неоднократно защищали прокуроры Курганской и Калининградской областей и других регионов.
Вопрос 3. Можно ли исключить ребенка из школы за то, что он не носит школьную форму?
Нет. Исключить ученика из школы можно только по тем основаниям, которые закреплены в :
Перечень этот является закрытым , и такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, там нет.
Вопрос 4. Кто может получить компенсацию на приобретение школьной формы и что нужно для этого сделать?
И Модельный акт, и региональные законы запрещают принимать решение о введении школьной формы без учета мнения малообеспеченных и многодетных семей. Кроме того, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы ().
Нередко в регионе существует специальный нормативный акт о порядке выделения субсидий на покупку школьной формы, но выделение субсидии может быть предусмотрена и в общем законе о поддержке многодетных семей или малоимущих граждан.
NOTA BENE "Мы делаем серьезный акцент не только на повышении качества товара, но и на содержательной части. Известно, что именно в детстве формируется нравственность, вкусы, пристрастия ", – отметил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов , представляя новый ресурс. |
Порядок обращения за получением субсидии разнится от региона к региону. В зависимости от конкретной территории обратиться за получением субсидии можно либо в районный отдел администрации , либо в МФЦ , либо непосредственно в школу , написав заявление на имя директора.
Комплект необходимых документов обычно включает в себя:
Кроме того, может потребоваться подтверждение того, что ребенок проживает совместно с заявителем : регистрация по месту проживания или иной документ (например, справка из детской поликлиники). Если в региональном законе закреплено такое требование, но заявитель его не выполнил, в предоставлении компенсации отказывается ( Санкт-Петербургского городского суда от 17 декабря 2012 г. № 33-17228/2012).
Обратите внимание, что предельные сроки подачи заявления на компенсацию устанавливаться не могут . Попытку поторопить родителей предприняли в некоторых городах Московской области: в Реутове подать документы на получение денег можно было с 1 сентября до 31 октября текущего года, а в Долгопрудном – до 1 декабря текущего учебного года. Вместе с тем, прокуратура в обоих случаях признала такое ограничение незаконным.
Вопрос 5. Законно ли требование купить школьную форму у какого-то конкретного поставщика?
Если исходить из буквального толкования законодательства, то такое требование школьной администрации можно назвать недопустимым. Дело в том, что речь идет об установлении требований к одежде. Иными словами, школа может потребовать купить ребенку одежду определенной цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в магазин конкретного бренда. В противном случае действия школы будут противоречить Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " ".
Кстати, некоторые субъекты РФ даже закрепили запрет на такие действия в законе – так, в Республике Татарстан принуждать родителей к покупке формы определенного производителя или поставщика не может как школьная администрация, так и педагоги. Аналогичное правило действует и в Ямало-Ненецком автономном округе, только сформулировано оно еще строже: нельзя не только требовать одеваться у конкретного производителя, но и устанавливать конкретные требования к одежде (модель, артикул, материал), соблюдая которые родители будут вынуждены купить одежду только определенного бренда.
Даже если в субъекте ведется реестр поставщиков школьной формы , заставлять учеников одеваться в форму от конкретного "кутюр" недопустимо. Кстати, власти Брянской области обязали родителей заказывать форму (в том числе на индивидуальный пошив) только у швейных фирм и индивидуальных предпринимателей исключительно из этого реестра – очень спорная, на наш взгляд, обязанность. Несогласные с этим родители могут опираться на то, что закон об образовании и Модельный акт не предусматривают возможности установления подобной требования регионами.
Более того, при желании мамы могут сшить форму своими руками , закон об образовании и Модельный акт этого не запрещают – главное, чтобы она соответствовала тем стандартам, которые установила школа.
Вопрос 6. Могу ли я одевать ребенка в соответствии с религией, исповедуемой нашей семьей?
Модельный акт в этой части довольно категоричен: одежда школьников должна носить исключительно светский характер . Собственно, с этого вопроса и началось возрождение школьной формы.
Напомним, проблема возникла в 2013 году в Ставропольском крае: администрация одной из школ запретила девочкам из мусульманских семей появляться на уроках в хиджабе. Требование о светском характере одежды, на которое ссылалась школа, было закреплено в постановлении правительства края. Родители этих школьниц были вынуждены перевести их в мусульманскую школу медресе либо на экстернат. Параллельно они обжаловали постановление правительства региона в суде, но безрезультатно. Точку в этом споре летом прошлого года поставил ВС РФ ( ВС РФ от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ13-2).
Суд сделал три основных вывода:
ЗА РУБЕЖОМ В 1994 году после акции протеста, организованной студентками, записанными на курсы акушерства в Университетской школе медицины [Стамбульского университета. – Ред. ], проректор издал меморандум, в котором он объяснил проблематику вопроса о ношении исламского хиджаба и правовые основы для соответствующих инструкций, отметив, в частности: "Запрет на ношение студентками, записанными на курсы акушерства, хиджаба во время практических занятий имел целью не нарушить их свободу совести и религии, а соблюсти действующее законодательство. При выполнении своей работы акушерки и медсестры носят форменную одежду, описанную и предусмотренную в инструкциях Министерства здравоохранения. Студентки, желающие работать по этой специальности, знают об этом. Представьте себе студентку-акушерку, пытающуюся положить ребенка в инкубатор или взять его из инкубатора или помочь врачу в операционной или родильной палате, на которой надето пальто с длинными рукавами" ( ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. "Дело "Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции" (жалоба № 44774/98)). |
Заявители не исключали и обращения в ЕСПЧ с жалобой на это судебное решение. Правда, вряд ли Страсбургский суд встал бы на их сторону, ведь в его практике уже встречались подобные дела, и решения выносились не в пользу хиджаба ( ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. "Дело "Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции" (жалоба № 44774/98), ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу "Догру (Dogru) против Франции" (жалоба № 27058/05), ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу "Керванджи (Kervanci) против Франции" (жалоба № 31645/04)). ЕСПЧ подтвердил и правомерность увольнения одной из заявительниц, которая работала преподавателем в университете Турции и носила хиджаб на лекции и семинары ( ЕСПЧ от 24 января 2006 г. по делу "Куртулмуш (Kurtulmus) против Турции" (жалоба № 65500/01)).
После этого вопрос о нарушении прав верующих был задан президенту на встрече с представителями Общероссийского народного фронта в октябре 2012 года. Владимир Путин поддержал ВС РФ, отметив, что требования к светскому характеру одежды должны соблюдаться всеми, иначе представители других конфессий будут чувствовать себя ущемленными . Как раз тогда глава государства и предложил подумать над возвращением школьной формы. "Все-таки в таких [ школьных. – Ред.] коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта" , – подчеркнул тогда президент, намекая на разные финансовые возможности родителей при покупке одежды своим детям.
Некоторые регионы дословно копируют положения Модельного акта: "внешний вид и одежда обучающихся должны <...> носить светский характер" (Краснодарский край). Другие субъекты выступают еще конкретнее, запрещая детям носить в школу религиозную одежду либо одежду с религиозными атрибутами, в том числе закрывающими лицо (Ростовская область). Кстати, маленькие ростовчане не вправе украшать себя и атрибутами религиозной символики – под этот запрет попадают и нательные крестики.
Благодаря активному участию мам, был составлен оптимальный список школьных принадлежностей, мамы дали компетентные советы о школьных покупках .
Сохраните список в закладках, подарите друзьям и знакомым, планирующим сборы в школу. Это лучший список, составленный опытными родителями школьников и «новичками»!
Белые футболки-поло (комплекты из 2-3х штук).
Комментарии: хорошо стираются, легко гладятся, не мнутся. Удобны в носке, особенно если в школе жарко. Ребенок самостоятельно легко надевает и снимает.
ГДЕ : Marks&Spenser, Mothercare, Next , H&M, United colors of Benetton
Рубашки для мальчиков: светлые, однотонные, белые и пастельных тонов, 5 шт. Для девочек блузки нарядные и повседневные, с короткими и длинными рукавами по 2-3 шт. Водолазки белые или синие, 2 шт.
Комментарии: водолазку можно надеть, когда в этот день физкультура. Ее проще снимать и надевать в быстром темпе, она не мнется. Девочке нужна нарядная блузка для торжественных мероприятий. Если в вашей школе форма для девочек - сарафан, а не юбка, выбирайте блузку с нарядным воротником или кружевными рукавами. На некоторых упаковках есть приятное обозначение non-iron (не требует глажки).
ГДЕ: Marks & Spenser , Mothercare , Next , Acoola , «Детский Мир» (марка «Царевич», «Престиж»), «Ашан» (марка «Царевич»), Gulliver, Gloria Jeans, Sela , для старших школьников - Zara .
Жилет, пиджак, кардиган - 1 шт. Цвет - выбор школы.
Комментарии: чаще всего жилеты покупают в фирмах, отшивающих заказы для городских школ. Например, «Студия Т» или «Евролэнд». Они сразу идут с логотипом школы. Если строгих указаний нет, жилет и пиджак можно выбрать по своему вкусу.
ГДЕ : Детский Мир », Gulliver.
Сарафан, юбка - 1-2 шт. Также школа может потребовать, чтобы были они отшиты в определенном месте.
Комментарии: сарафаны Marks&Spenser утягиваются на талии, это удобно. Европейские сарафаны по цене дешевле отечественных, но они и попроще, без рюшек. Зато износостойкие.
ГДЕ : Marks&Spenser, Mothercare, Next, « Детский Мир », Gulliver, MEXX
Брюки для мальчиков и девочек - 2 пары.
Комментарии: полезные бонусы - обозначение non-iron, обработка тефлоном, регулировка талии.
ГДЕ: Marks&Spenser, Mothercare, Next, « Детский Мир », Gulliver, Acoola.
Аксессуары: галстуки, ремни, носки, колготки, заколки и банты.
Комментарии: носки и колготки выгоднее покупать в наборах. Галстуки бывают с пластиковым фиксатором внутри узелка, на резинке или молнии, с фиксатором оказались самими удачными и живучими. Для девочек необходимы колготки хлопковые: однотонные, белые, светлых оттенков или синие; и колготки капроновые, количество - чем больше, тем лучше!
ГДЕ: Marks & Spenser , Mothercare , Next , «Детский Мир», Gulliver , Acoola , H & M , Reserved (ремни, носки) , Calzedonia (колготки для девочек, носки) , Accessorize и Lady Collection (аксессуары для волос).
Сменная обувь
Комментарии: ребенок находится в этой обуви 4-7 часов ежедневно. Поэтому обувь должна быть не просто красивой и модной, но удобной анатомически. Удобство означает профилированную, поддерживающую стельку и небольшой каблучок, нескользкую подошву. Предпочтение: обувь «дышащая». Если это допускается школьным дресс-кодом, подойдут закрытые сандалии. Застежка - липучка. Выбор ю-мам: «Скечерс», Keddo, «Улёт», «Совенок», «Капика», ECCO, Crocs.
ГДЕ: «Спортмастер», «Капика», «Детский Мир».
Спортивная форма
Комментарии: необходимы два комплекта - для улицы и спортзала. Если в школе не закупают форму централизованно, нужны футболки белые или синие, костюм, трико отдельное, девочкам - «велосипедки» или шортики, мальчикам - синие или черные шорты. Носки, кеды с белой подошвой (чтобы не пачкать пол в зале), желательно без шнурков с завязками (с зафиксированными, растягивающимися шнурками) или на липах. Возможно, понадобятся чешки, если в школе проводится ритмика. И кроссовки для улицы. Также лыжи или коньки (по выбору школы). Предусмотрите короткую курточку для зимних занятий спортом, легкие непромокаемые брюки, специальную сумку для коньков.
ГДЕ: Adidas Kids, «Спортмастер» (бренды Demix, Outventure), «Детский Мир», H&M, «Ашан», Gloria Jeans, Sela .
Пенал школьный (с наполнением или без).
Комментарии: Пенал-косметичка вместителен, позволяет аккуратно разложить по местам цветные карандаши, ручки, линейку, резинки. Но он занимает много места. Пенал-тубус больше подходит для старших школьников (им уже не нужны цветные карандаши). И он компактен. Если вы понимаете, что ваш ребенок вряд ли будет скрупулезно раскладывать канцелярию, купите тубус. В нем также поместится все необходимое в меньшем количестве. Можно на всякий случай купить оба пенала. Выбирайте пенал из мягкой ткани (для соблюдения тишины: пеналы громко падают!) с надежной молнией. Он служит весь год - не экономьте на качестве.
ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир».
Наполнение пенала и ранца:
1. Ручки шариковые синие и цветные Stabilo , ErichKrause , Flair .
2. Карандаши простые Big, Koh-i-Noor.
3. Линейки деревянные, пластиковые, 15см и 20 см. «Командирская» линейка с трафаретами.
4. Точилка с контейнером, точилка без контейнера.
5. Ластики Koh-i-Noor, Factis.
6. Обложки на учебники (мягкие, прозрачные) и тетрадки, клейкая прозрачная бумага. Лучше покупать в сентябре, когда учебники на руках. В разных учебных программах свои размеры учебников, тетрадей и пособий.
7. Тетради и дневники, как правило, закупают на весь класс. Если указаний нет, купите дневник и тетради Hatber .
8. Тщательно проверьте дневник, чтобы в нем не было лишней информации за счет уменьшения полезной площади. Достаточное количество страниц, страничка с отметками за год. Тетради понадобятся в клетку 12 л. - 5 шт.; в косую линейку 12 л. - 5 шт.
9. Папка для тетрадей.
10. Карандаши цветные, простые или акварельные Koh - i - Noor , BIC , ADEL , Herlitz , Kores . Цветные карандаши понадобятся на весь период начальной школы. Купите сразу 2-3 набора. Если какой-то цвет потеряется, будет замена.
11. Фломастеры Centropen , Koh-I-Nor.
12. Расписание уроков. Повесьте его над школьным столом, чтобы ребенок самостоятельно и быстро собирал ранец на следующий день.
ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир», IKEA .
Для уроков ИЗО и технологии:
1. Акварель медовая, гуашь, восковые мелки «Гамма», «Луч».
2. 1-2 набора кистей разных размеров.
3. Баночка-непроливайка, палитра.
4. Альбом для рисования, 2-3 штуки. Наборы бумаги для рисования, черчения, формат А4 и А5.
5. Папка для труда.
6. Пластилин, доска для пластилина, нож для пластилина «Гамма», «Луч».
7. Цветная бумага односторонняя и двусторонняя, фольга, бархат. Цветной и белый, гофрированный картон «Академия Групп», Hatber, SILWERHOF.
8. Ножницы Hatber. Erich Krause .
9. Клей ПВА с дозатором, клей-карандаш по 2-3 шт.
10. Тряпочка или салфетки для удаления лишнего клея. Махровые, микрофибра.
11. Нитки-макраме, иголка, игольница, белая ткань 15*15 (см).
12. Клеёнка на парту.
13. Фартук для труда и/или нарукавники IKE А, C & A .
14. Альбом или контейнер для хранения природных материалов.
ГДЕ: «Ашан», «Детский Мир», IKEA .
Силиконовая накладка на парту IKEA .
При письме и рисовании не пачкается парта, поверхность парты не жесткая, что более удобно при письме в тонких тетрадях.
Настольная лампа IKEA , OBI , «Ашан».
Органайзеры для письменных принадлежностей IKEA , OBI , «Ашан».
Часы-будильник LEGO, IKEA , OBI , «Ашан».
Стол и стул школьника IKEA , «Ашан».
Обоснование выбора стола:
Обоснование выбора стула:
Совет от мам: если ребенок катается на стуле, колесики можно убрать - или зафиксировать скотчем.
Настенные полки для учебников IKEA , OBI , «Ашан».
Ранец Garfield, Mag Taller, Herlitz, Hummingbird, Hama, Tiger Family, Lego, DerDieDas, Gulliver .