Объект и предмет исследования социальной статистики. Социально-экономическая статистика. Предмет и объект социальной статистики

Тема 13. Система статистических показателей отраслей и секторов экономики, основные группировки и классификации в статистике

Социально-экономическая статистика  это:

■ отрасль знаний  наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной;

■ отрасль практической деятельности  сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;

■ совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность;

■ отрасль статистики, использующая методы математической статистики для изучения социально-экономических процессов и явлений.

В настоящее время социально-экономическая статистика (или статистика )  это общественная наука, которая изучает закономерности формирования и изменения количественных отношений общественных явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием.

Объектом изучения социально-экономической статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. Это связывает социально-экономическую статистику и все другие науки, изучающие общество и протекающие в нем процессы, закономерности его развития, с политической экономией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, социологией и др. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой специфический аспект изучения, какие-либо характерные существенные свойства, стороны, отношения явлений общественной жизни, определенные сферы деятельности людей и т. п.

Явлениям общественной жизни наряду с качественной присуща и количественная определенность. Обе эти стороны неразрывно связаны между собой. В каждый конкретный исторический момент социальные и экономические явления имеют определенные размеры, уровни, между ними существуют количественные соотношения. Таковы, например, численность населения страны на определенную дату, соотношение между численностью мужчин и женщин, темпы роста валового внутреннего продукта, темпы его прироста и многое другое. Вот эти объективно существующие размеры, уровни, количественные отношения, находящиеся в состоянии непрерывного движения и изменения, представляющие собой в общем количественную сторону экономических и социальных явлений, закономерности их изменения, и составляют предмет познания социально-экономической статистики .

Таким образом, социально-экономическая статистика изучает количественную сторону массовых социальных и экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, т. е. качественно определенные количества и проявляющиеся в них закономерности. Социально-экономическая статистика изучает производство и потребление материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.


При помощи системы количественных показателей социально-экономическая статистика дает характеристику качественных сторон явлений, общественных отношений, структуры общества и т. п. Предметом изучения социально-экономической статистики становятся и процессы, протекающие в народонаселении,  рождаемость, браки, продолжительность жизни и т. п. В статистических данных отражаются характерные особенности, тенденции, закономерности развития социальных и экономических явлений и процессов, связи и зависимости между ними.

Система показателей статистики - это совокупность взаимосвязанных блоков экономической информации, характеризующих, как различные аспекты экономического процесса, так и его развитие на макро и микро уровне.

Исследование количественной стороны общественных явлений проходит в несколько этапов. На первом этапе собираются статистические данные, в процессе чего получается статистическая информация о явлениях и процессах, подлежащих статистическому анализу. Регистрация существенных признаков элементов статистической совокупности называется статистическим наблюдением . Так, при переписи населения регистрируются заранее определенные признаки всех жителей страны по тщательно разработанному плану.

Наблюдение позволяет охарактеризовать все разнообразие условий и способов проявлений изучаемых общественных закономерностей и получить характеристики процессов в целом.

На втором этапе статистические данные, собранные в результате проведения наблюдений, подвергаются систематизации и группировке. Этот этап называется сводкой статистических данных . Важнейшим методом, применяемым на этом этапе, является метод статистических группировок. Многообразие явлений общественной жизни требует выявления их типов, структуры. Например, по данным переписи населения необходимо определить его социальные группы и классы, группы по полу, возрасту.

Группировки имеют принципиальное значение, поскольку позволяют выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы по существенным признакам и тем самым дать обобщающую характеристику всего объекта. На этом этапе переходят от описания отдельных единиц к описанию их групп и объекта в целом посредством подсчета итогов, вычисления обобщающих показателей в виде относительных и средних величин .

На третьем этапе статистического исследования проводится анализ и обобщение фактов и обнаруживаются закономерности в изучаемых явлениях. Для данного этапа исследования характерно применение всего арсенала статистических методов исследования. Статистический анализ позволяет сделать выводы о состоянии изучаемого социально-экономического явления, о закономерностях его развития. Выводы и анализ излагаются, как правило, в текстовой форме и сопровождаются графическими и табличными иллюстрациями .

Методологической основой социально-экономической статистики являются диалектический и исторический материализм и политэкономия. Общие принципы и методы научного познания, разработанные в материалистической диалектике, служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии. Особенно большое значение для вскрытия специфики статистики имеет диалектико-материалистическая трактовка таких философских категорий, как качество и количество, причинность, необходимость и случайность, общее, частное и отдельное, закон и закономерность.

Опираясь на законы такой трактовки, социально-экономическая статистика разрабатывает специфические приемы, способы исследований, соответствующие природе изучаемых ею явлений и составляющие в целом метод социально-экономической статистики, или, иначе, ее методологии. Социально-экономическая статистика применяет в своих исследованиях методы дедукции и индукции.

Рассмотрим некоторые особенности статистической методологии. Их можно объединить в следующие обобщенные положения:

■ точное измерение и описание массовых данных;

■ измерение и анализ дифференциации явлений;

■ применение сводных (обобщающих) показателей для характеристики явлений и закономерностей их развития.

Первая особенность настолько свойственна статистике, что часто статистику определяют как науку о массовых явлениях. Это неточно, ибо все науки имеют дело с массовыми явлениями. Но для статистических методов наиболее характерно не изучение отдельных объектов, отдельных единиц совокупности , а измерение общих количественных соотношений и установление тенденций и закономерностей развития совокупности явлений. Например, статистика изучает изменение производительности труда не отдельного рабочего, а совокупности рабочих на совокупности предприятий. Так же обстоит дело и с изучением себестоимости, движения цен и т. д.

Исключительное значение для статистической методологии имеет закон больших чисел . Его содержание таково: в массе индивидуальных явлений общая закономерность проявляется тем полнее и точнее, чем больше их охвачено наблюдением. В числах, суммирующих результат массового наблюдения, выступают определенные закономерности, которые не могут быть обнаружены на небольшом количестве фактов. Закон больших чисел выражает диалектику случайного и необходимого. При определенных условиях величину отдельного элемента в совокупности можно рассматривать как случайную величину, учитывая, что она не только автоматически подчиняется какой-то общей закономерности, но и определяется действием множества факторов, не зависящих от этой общей закономерности. Так, продолжительность жизни отдельного человека определяется и общими условиями жизни в стране, и многими индивидуальными особенностями его жизни и организма. Невозможно судить о продолжительности жизни людей, об изменении ее за определенный период по небольшой группе отрывочных данных, ибо каждая отдельно взятая величина будет случайной: «Внутренний закон, прокладывающий себе дорогу через эти случайности и регулирующий их, становится видимым лишь тогда, когда они охватываются в больших массах» 1 .

Вследствие взаимопогашения случайных отклонений средние, исчисленные для величин одного и того же вида, становятся типичными, отражающими действие постоянных и существенных факторов в данных условиях времени и места. Тенденция и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного элемента.

В основе статистического исследования всегда лежит массовое наблюдение фактов. Но закон больших чисел не является регулятором процессов, изучаемых статистикой, не объясняет внутренний механизм процессов формирования закономерности качественных изменений явлений. Он характеризует лишь одну из форм проявления закономерностей в массовых количественных отношениях.

Действие закона больших чисел может быть выражено средствами математики. Так, в теории вероятности доказывается, что средняя арифметическая случайных величин при достаточно большом их числе с вероятностью, близкой к единице (т. е. к достоверности), сколь угодно мало отличается от математического ожидания этой средней. Это значит, что чем больше объем наблюдения, тем точнее наблюдаемые средние величины воспроизводят закономерности изучаемой совокупности. На этом основано применение имеющего существенное значение в статистике выборочного метода. Вместе с тем следует отметить, что некоторые ученые отвергают, а иногда просто приуменьшают или замалчивают значение закона больших чисел.

Важную роль играет понятие «статистическая закономерность». Статистическая закономерность есть объективная количественная закономерность массового процесса. Она обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения. Этим обусловливается ее взаимосвязь с законом больших чисел. Любое заметное изменение условий существования данного множества окажет воздействие на статистическую закономерность. В этом смысле она является своего рода лакмусовой бумажкой на постоянство факторов.

Статистическая закономерность обусловливает малую вероятность больших отклонений фактических частот вариантов признака от теоретических. Например, в магазинах имеется ассортимент, соответствующий среднему спросу с резервным запасом, обеспечивающим возможные колебания спроса в нормальных условиях. Удельный вес резервного запаса товаров уменьшается с ростом числа покупателей. Статистическая закономерность с определенной вероятностью обусловливает устойчивость средних величин при сохранении постоянного комплекса условий, порождающих данное явление.

Официальная статистическая методология, утверждаемая Федеральной службой государственной статистики, является обязательной для федеральных органов исполнительной государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридических лиц , их филиалов и представительств граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при проведении государственных наблюдений.

Для устранения информационной разобщенности органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечения единства методологии и принципов формирования статистической информации, создания на федеральном уровне единого информационно-статистического пространства в составе федеральной программы статистических работ выделен специальный раздел, содержащий статистические работы, выполняемые федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению.

Задачи социально-экономической статистики определяются социально-экономическими потребностями общества. Социально-экономическая статистика решает широкий круг задач. Прежде всего, это всестороннее и глубокое изучение состояния и развития экономики страны, различных социальных и экономических процессов, происходящих в ней, и их закономерностей путем сбора, обработки, анализа и обобщения данных о них.

Особое внимание должно быть уделено совершенствованию методологии анализа важнейших пропорций: между производством и потреблением, потреблением и накоплением, между производством средств производства и производством предметов потребления, между отдельными отраслями; изучению структуры экономики и технико-экономических сдвигов, научно-технического прогресса; выявлению диспропорций, которые могут возникнуть в экономике; вскрытию и более полному использованию всех возможностей рыночной экономики. Большое значение имеет также оценка состояния экономики и уровня жизни населения.

На современном этапе, когда все более ограниченными становятся экстенсивные факторы развития экономики, исключительную важность приобретает задача социально-экономической статистики по анализу эффективности экономики в новых условиях.

В настоящее время статистика представляет собой важнейший элемент информационной инфраструктуры общества. Она служит удовлетворению потребности в информации всех пользователей  как органов государственной власти, так и агентов новых рыночных отношений. Статистические данные нужны предпринимателям, научной общественности, средствам массовой информации, населению.

Главной функцией органов государственной статистики является количественное и качественное описание важнейших социально-экономических процессов, происходящих в стране. Это достигается с помощью системы статистических показателей , рассчитываемых на основе информации, собираемой посредством проведения статистических обследований. Адекватность описания происходящих процессов во многом зависит от используемых методов сбора и обработки первичных данных.

В России в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики, принятыми Статистической комиссией ООН в 1994 г., были предприняты специальные меры, гарантирующие конфиденциальность собираемой статистической информации. На бланках форм федерального государственного статистического наблюдения была введена соответствующая запись, способствующая получению от предприятия более качественной и объективной информации.

Переход к принципу получения статистической информации от предприятий предполагает, прежде всего, ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО ). В регистре по каждому хозяйствующему субъекту имеются сведения о его юридическом и фактическом нахождении, отраслевой принадлежности, основных экономических характеристиках (объеме продукции, стоимости основных средств, численности работающих и др.). На базе ЕГРПО создаются и ведутся субрегистры малых предприятий, строительных организаций, организаций розничной и оптовой торговли и др.

Субрегистры являются источником формирования генеральной совокупности объектов наблюдения, представляющей собой перечень действующих юридических лиц , их представительств и филиалов. Создание генеральной совокупности позволяет обеспечить методологическую основу для перехода к интегрированному принципу сбора информации и проведению статистического анализа по сопоставимому кругу объектов.

В субрегистры постоянно вносятся изменения: исключаются ликвидированные единицы, уточняются данные о реорганизуемых предприятиях, отмечаются все происшедшие в них изменения, добавляются вновь созданные предприятия. Следует отметить, что в каждом регистре имеется значительное количество недействующих предприятий, для их выявления и уточнения их положения используются бухгалтерская отчетность, данные налоговых органов, МВД России и др.

Ведение субрегистров позволит обеспечить полноту и достоверность совокупности объектов статистического наблюдения. ЕГРПО и субрегистры используются для формирования выборочных совокупностей в выборочных наблюдениях, в то же время сами регистры служат источником статистических данных.

Изменение функций многих федеральных органов исполнительной власти и отказ от административных методов управления хозяйствующими субъектами привели к необходимости обеспечения сбора и обработки статистической информации по ряду секторов экономики (транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству, торговле, отдельным отраслям социальной сферы) через органы государственной статистики, а не по линии соответствующих министерств и ведомств, как это было ранее. Появилась явная тенденция к централизации формирования статистической отчетности в системе статистики и к освобождению от этих функций других ведомств.

В целях актуализации и совершенствования системы показателей, характеризующих социально-экономические и демографические процессы в обществе, с учетом требований построения системы национальных счетов, а также потребностей федеральных органов государственной власти и других пользователей Федеральная служба государственной статистики (ранее  Госкомстат России) регулярно пересматривает действующие формы федерального государственного статистического наблюдения , централизованные в органах государственной статистики.

Основными принципами формирования статистической информационной базы при утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения являются унификация и упрощение форм и состава их показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет.

Унифицированные формы статистического наблюдения включают в себя формы № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия», № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Субъекты малого предпринимательства заполняют форму № ПМ.

Единый государственный регистр предприятий и организаций  государственная информационная система, состоящая из организационно упорядоченной совокупности документов и информационных технологий, обеспечивающих учет и идентификацию хозяйствующих субъектов, проходящих государственную регистрацию на территории Российской Федерации.

База данных Генеральной совокупности (БД ГС)  информационная система, созданная на основе ЕГРПО, банка данных «Бухгалтерская отчетность организаций» и данных статистического наблюдения , построенная на основе единых методологических, программно-технологических и технических решений по всем уровням органов государственной статистики.

Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения (ГС)  перечень юридических лиц , их филиалов, представительств, других объектов статистического наблюдения, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, характеризующийся установленным набором индивидуальных признаков, необходимых для организации конкретных статистических наблюдений.

В генеральной совокупности предусмотрена идентификация основного вида деятельности кодами по ОКДП. Заполнение этого реквизита будет корректироваться по мере внедрения ОКДП в соответствии с дополнительными методическими материалами. Данные о наличии лицензий на право занятия отдельными видами деятельности, включая код деятельности, будут включаться в ГС после соответствующей доработки методологии и программно-технологических средств взаимодействия ЕГРПО с реестрами юридических и физических лиц  лицензиатов (эти реестры ведут органы, специально уполномоченные на лицензионную деятельность).

Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов – методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения.

Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.

Наиболее результативен такой подход к определению предмета социальной статистики, при котором одновременно выделяются для анализа отдельные стороны социальной жизни общества и принимаются во внимание их единство и взаимосвязь.

К числу наиболее значимых направлений исследований в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь.

Для социальной статистики характерна множественность объектов исследования. Их можно подразделить на два типа:

1) Потребители услуг, материальных и духовных ценностей, информации . Они представлены индивидуальными и групповыми объектами. Индивидуальный объект – человек (население как совокупность индивидов). Это также все население и отдельные его категории в зависимости от последуемого социального процесса. Коллективный объект – группа лиц, совместно осуществляющая потребление, совместно участвующая в социальном процессе. Такими объектами являются: семья, трудовой коллектив, садовое товарищество и др.

2) Лица, организации, структуры, представляющие населению услуги, организующие тот или иной социальный процесс. Их деятельность определяет объем и качество предоставленных услуг и ценностей.

Производство и потребление услуг, ценностей, информации – это две взаимосвязанные стороны процесса. Так, жилищная проблема может быть раскрыта, если получена информация по разным видам объектов: семьям, где система показателей характеризует жилищные условия и их динамику, и организациям, формирующим рынок жилья (строительные организации, жилищные отделы, разнообразные посреднические фирмы по обмену, купле, продаже и найму жилья и т.п.).

Обществу и органам управления необходимо видеть, какие цели социального развития должны выдвигаться в тот или иной период, достигаются ли они или нет. Для этого необходима публикация данных по основным социальным индикаторам. В нашей стране такие данные содержатся в статистических сборниках, издаваемых местными и центральными органами государственной статистики. Публикации социальных индикаторов по странам мира осуществляются международными организациями: ООН, Европейским союзом, Мировым банком.

Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как области практической деятельности.
Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.
Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.
Одной из особенностей социальной информации является то, что часто данные собираются в форме ответов на вопросы, к которым прилагается набор возможных вариантов ответов (меню). Это положение определяет специфику методов социальной статистики - это, прежде всего, широкое использование анализа неколичественных переменных, непараметрических тестов, которые нечувствительны к объему данных и характеру распределения.
Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое из-
мерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.
К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся:
социальная и демографическая структура населения и ее динамика;
уровень жизни населения;
уровень благосостояния;
уровень здоровья населения;
уровень культуры и образования;
моральная статистика;
общественное мнение;
политическая жизнь.
Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают, в конечном счете единую, последовательную и интегрирован-ную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
Социальная статистика, как и любая область науки, связана с другими областями знания различными отношениями. Понимание этих отношений спо-собствует более точному определению предмета, объекта и методологии социальной статистики. Наиболее тесными являются связи социальной статистики с другими отраслями статистики, прежде всего с теорией статистики, разрабатывающей общую методическую базу для отраслевых статистик.
Для социальной статистики характерна множественность объектов исследования. Их можно подразделить на два типа.
Первый и основной тип составляют потребители услуг, материальных и духовных ценностей, информации. Они представлены индивидуальными и групповыми объектами. Индивидуальный объект - человек (население как совокупность индивидов). Это также все население и отдельные его категории в зависимости от исследуемого социального процесса. Коллективный объект - группа лиц, совместно осуществляющая потребление, совместно участвующая в социальном процессе. Такими объектами являются: семья, трудовой коллектив, садоводческое товарищество, гаражный кооператив и др.
Второй тип объектов охватывает лиц, организации, структуры, предоставляющие населению услуги, организующие тот или иной социальный процесс. Их деятельность определяет объем и качество предоставленных услуг и ценностей.
Четкое определение объекта исследования важно потому, что этот вопрос выступает как исходный на стадии сбора информации, а также на стадии ее обработки - группировки, классификации, построения системы показателей.

Еще по теме 16.2 Предмет, объект и метод исследования в социальной статистике:

  1. 16.2 Предмет, объект и метод исследования в социальной статистике
  2. ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
  3. 1.2. Методы исследования региональной молодежной политики
  4. Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

План.

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

8. ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

9.ЛИТЕРАТУРА

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Автономное существование социальной статистики как области науки или как области практической деятельности было бы бессмысленным. Эти области должны и могут развиваться лишь в единстве и взаимосвязи.

Ранние примитивные формы фиксирования информации о различных сторонах жизни общества, государства не имели специально разработанной научно обоснованной методики. По мере усложнения содержания учитываемых данных и по мере возрастания их значимости в управлении государством и экономикой возникала необходимость в более сложных приемах регистрации и обобщения данных. Потребовались специальные меры по обеспечению единообразия и достоверности информации.

У четно-статистические работы стали самостоятельным видом профессиональной деятельности, и были созданы специальные органы, осуществляющие эти работы в центре и на местах. Научно-методические разработки отделились от практической работы по учету. Стала проводиться подготовка кадров специалистов в области статистики. Из единой прежде статистики выделились самостоятельные отраслиэтой науки: статистика промышленности, статистика сельского хозяйства, статистика населения и т. д. Одной из последних получила "права автономии" социальная статистика.

Социальная статистика отличается от других отраслей статистики не только своими особыми предметом и объектом исследования. Ее своеобразие состоит и в особых каналах получения исходной информации, и в применении специальных приемов обработки и обобщения этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа. Все это подтверждает необходимость выделения социальной статистики в качестве отдельного направления учетно-статистических работ, а также как особого направления научных разработок, в рамках которого решаются теоретико-методологические вопросы социальной статистики.

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Социальная статистика, как и любая область науки, связана с другими областями знания различными отношениями. Понимание этих отношений способствует более точному определению предмета, объекта и методологии социальной статистики. Наиболее тесными являются связи социальной статистики с другими отраслями статистики, прежде всего с теорией статистики, разрабатывающей общеметодическую базу для отраслевых статистик. Единые по своей сущности методические приемы конкретизируются и модифицируются применительно к задачам и условиям анализа социальных явлений и процессов. В последующих разделах курса будет показано, насколько своеобразную форму приобретают общеизвестные статистические методы, если они используются в социальной статистике. Нередко арсенал методов исследования, предоставляемых теорией статистики, оказывается недостаточным. В таких случаях социальная статистика заимствует необходимые методы у других отраслей знания - социологии, психологии и др.

Существует полная или частичная общность объекта исследования социальной статистики с объектами ряда наук - демографии, социологии, статистики населения, экономики труда, этнографии, медицинской статистики и др. С ними социальная статистика имеет некоторые точки соприкосновения и в отношении предмета исследования, хотя они выражены значительно слабее общности объектов исследования. В большей мере близость наукможет проявляться в вопросах определения методологии, методики, объекта исследования.

Частичнаяобщность наук исторически обусловлена. Это может быть проявлением "остаточных" связей наук, выделившихся в самостоятельные области знания в процессе дифференциации научных знаний и обособления предмета исследования. Это может быть следствием сближения наук, их интеграции, когда в ранее достаточно далеких друг от друга областях знания при их развитии обнаруживались точки соприкосновения в вопросах методологии, а также в предмете и объекте исследования.

Однако такая общность отнюдь не означает тождественности. Например, и статистика населения, и социальная статистика обращаются к населению как объекту исследования. Вместе с тем если для первой основной интерес представляет все население страны, то для второй -отдельные его категории. Статистика населения исследует динамику численности жителей, состав населения, его воспроизводство. Все это вопросы, относящиеся к населению в целом. Социальная же статистика, акцентирующая внимание на различных сторонах условий жизни, должна соответственно обращаться прежде всего к тем группам населения, для которых условия жизни наиболее актуальны и специфичны. Так, вопросы социального обеспечения касаются в первую очередь лиц пенсионного возраста и инвалидов. Программы просвещения и образования адресованы детям школьного возраста и молодежи, программы охраны материнства и детства - молодым семьям и т. д.

Статистика населения традиционно подходит к изучению населения как биологической популяции, а социальная статистика исследует социальные аспекты жизни людей. Заметим, что грань между этими подходами весьма условная: изучая рождаемость, смертность, брачность, разводимость, механическое движение населения (миграцию), нельзя обойтись без анализа социальных факторов.

3. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ

Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.

Сложная и многогранная по своей природе социальная жизнь общества представляет собой систему отношений разного свойства, разных уровней, разного качества. Будучи системой, эти отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их единство проявляется в разнообразных формах: во взаимодействии, в соподчиненности, в противоречивости. Из этого следует, что вычленение отдельных направлений исследования в рамках социальной статистики не более чем условный прием, облегчающий познание. Изолированно взятая статистика жилищных условий населения или статистика бюджетов населения столь же условна. как, например, выделение в самостоятельную область медицины таких специализаций, как дерматология, микробиология, онкология и др.

Подобного рода узкая специализация, позволяя углубить и расширить знания в конкретной области, несет потенциальную опасность того, что окажутся упущенными из поля зрения общие связи и отношений. Первопричины могут быть подменены симптомами, Программы исцеления и оздоровления (и организма каждого отдельного человека в медицине, и организма общества в целом в социальной сфере) будут в таком случае ориентированы на устранение не причин, а лишь последствий неблагополучной ситуации.

Так, замкнувшись на анализе в рамках криминальной статистики, можно упустить главную стратегическую задачу - преодоление причин, порождающих криминогенную ситуацию. Узко понятая криминальная статистика будет давать лишь выводы и рекомендации преимущественно тактического плана - о методах и главных направлениях борьбы с преступностью в текущем периоде. Отсюда вытекает актуальность тенденции интеграции научного знания, так как именно на этом пути сохраняются преимущества дифференциации и нейтрализуются ее слабые стороны,

Наиболее результативен такой подход к определению предмета социальной статистики, при котором одновременно выделяются для анализа отдельные стороны социальной жизни общества и принимаются во внимание их единство и взаимосвязь.

К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.

4. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Вопрос об актуальности социальной статистики целесообразно рассмотреть предварительно в более общем виде. Как известно, социальные проблемы зависят от конкретно-исторических условий, сложившихся в данном обществе на данном этапе его развития. В связи с этим возникает необходимость выявить основные из них: определяются степень настоятельности решения социальных проблем и их характер.

При всем разнообразии общественно-политического устройства разных стран острота социальных проблем в них зависит от одних и тех же условий. К ним относятся: степень гуманизации отношений в обществе и объем ресурсов, которые могут быть направлены на удовлетворение нужд населения; степень развитости различных видов потребностей и уровень осознанности их населением. Существенную роль играют национально-культурные традиции, мера сбалансированности потребностей и возможностей их удовлетворения, степень дифференциации условий жизни различных групп и категорий населения страны.

Актуальны и такие условия, как наличие примера других стран с иными уровнем и структурой потребления, быстрота изменений в жизни населения, определяющих возможность его адаптации к новым условиям. Далеко не безразличны и интенсивность социальной и территориальной мобильности населения, принятые в данном обществе способы решения социальных проблем, соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на степень удовлетворенности людей своими условиями жизни.

Исторический опыт человечества показывает, насколько широк диапазон различий по всем перечисленным выше факторам. Например, в современном обществе действует государственная программа обеспечения нетрудоспособного населения. На самых же ранних стадиях развития у некоторых народов бытовал обычай физического уничтожения полностью нетрудоспособных. Видимо, только таким способом в условиях крайне ограниченных жизненных ресурсов можно было обеспечить выживание остальных детей и взрослых. Если сейчас значительная часть членов общества лишь в 20-25 лет начинает заниматься производительным трудом (до этого она находилась на положении иждивенца семьи и общества), то в древности (в некоторых случаях и поныне) уже с 5-6 лет человек обязан был трудиться, участвуя в обеспечении содержания своей семьи. В ходе исторического развития радикально менялись представления о категориях лиц, которые могли рассчитывать на социальную поддержку со стороны других членов семьи и общества. Очевидны и значительные различия в структуре потребностей в разные исторические эпохи.

Отсюда ясно, насколько необходимо при анализе социальных проблем того или иного общества учитывать конкретно-исторические условия, настолько несопоставимыми могут оказаться, по сути, внешне схожие показатели. Невозможно правильно оценивать и интерпретировать статистические показатели условий жизни, если абстрагироваться от перечисленных выше факторов.

Существует еще один важный аспект. Это связь социальных проблем с переустройством политической жизни и сменой политического строя. Общеизвестно, что изменение политического строя меняет и условия жизни народа. Не менее значимо и обратное направление связи. Изначальным стимулом к массовым политическим движениям служит неудовлетворенность больших групп населения своим положением в обществе - материальным, социально-культурным и др. Лидеры политических движений опираются на этот психологический феномен, чтобы получить поддержку больших групп населения.

В одних случаях такие политические лидеры искренне и самоотверженно стремятся к созданию лучших условий жизни для всего народа или определенных слоев общества, руководствуясь своими представлениями и идеалами. Иные политические лидеры ловко манипулируют общественным сознанием людей ради достижения своих личных целей. Однако и в том, и в другом случае острота социальных проблем является источником и движущей силой политических событий, а отдельные личности могут придать этому движению определенную направленность.

5. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

Определяя в общем виде задачи социальной статистики, следует выделить те, которые решаются любой отраслевой статистикой применительно к своему объекту исследования. Такими задачами для социальной статистики являются: систематический анализ ситуации в социальной сфере; анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной инфраструктуры: изучение уровня и условий жизни населения:

оценка степени дифференциации этих характеристик; анализ динамики: прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу; исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация:

оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значениям; выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов; исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.

Кроме того, существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике. Их специфика зависит прежде всего от трудностей, возникающих в практике изучения социальных процессов. К ним относятся следующие.

1. Преодоление автономности отдельных направлений социальной статистики и обусловленной этим несопоставимости многих статистических показателей; действительное формирование единой взаимосвязанной системы социальной статистики. Недоработки в этой области объясняются не только объективной причиной - резкими различиями в сущности и формах проявления разных социальных процессов, но и некоторыми организационными предпосылками. Сбор социальной информации осуществляется разными подразделениями (секторами, отделами) органов государственной статистики: статистики цен, бюджетов, статистики труда и т. д. Социальные показатели оказываются изначально включенными в разные подсистемы показателей социально-экономической статистики, что накладывает отпечаток на решение ряда методологических вопросов. Вместе с тем влияет и разный "возраст" отдельных показателей социальной статистики: одни показатели используются в практике статистических работ давно и по инерции сохраняется традиционный подход к решению методических вопросов; другие показатели возникли недавно и более ориентированы на современные методологии.

2. Достижение соответствия ряда статистических показателей оценке сущности социальных явлений и процессов, так как показатели не дают их качественных характеристик. Учитываются лишь отдельные формальные количественные параметры. Например, состояние системы здравоохранения трудно реально оценить, опираясь лишь на данные о числе приходящихся на 1000 человек населения врачей и больничных коек. По мере расширения различных форм медицинской помощи, основанных на коммерческих началах, возрастает дифференциация качества работы, доступности, разнообразия видов специализированных медицинских учреждений. Все должно найти отражение в статистических показателях.

3. Интегрирование исследований на макро- и микроуровнях, что позволит более глубоко и полно вскрыть первопричины и механизмы изучаемых процессов. Пока еще социальная статистика ориентирована преимущественно на исследование явлений и процессов на макроуровне, где обнаруживаются конечные результаты процесса. Децентрализация всей системы управления в стране усиливает актуальность информационного обеспечения на региональном уровне.

4. Разработка показателей, построение моделей, оценка гипотез, дифференцирование для наиболее характерных социально-культурных, социально-этнических, социально-демографических групп населения. Используемые при этом схемы группировок населения следует корректировать по мере того, как происходят сдвиги в составе населения. Действующая система показателей социальной статистики практически нивелирует реально существующую дифференциацию условий жизнедеятельности различных групп населения, системы их ценностных ориентации и т. д. Тенденция возрастания социального расслоения общества усиливает актуальность этого вопроса.

5. Преодоление существующей несопоставимости показателей социальной статистики и показателей, представленных в других отраслевых статистиках.

6. Моделирование социально-экономических связей с целью обнаружения механизмов взаимодействия в общественной системе. На макроуровне представлен ряд объективно существующих ограничительных факторов, предопределяющих пределы возможных колебаний социальных показателей в конкретных условиях (без разрушения системы). Это важно учитывать при выработке социальных программ.

7. Расширение круга показателей статистики мнений. Актуальность этой задачи заключается в том, что важнейшей составляющей социальных процессов выступает психологический фактор. Субъективные личностные оценки факторов и событий предопределяют реакцию населения на них, поведение населения в различных сферах жизнедеятельности.

8. Проведение специальных мер, компенсирующих по возможности такие слабые стороны многих показателей, как: элементы субъективизма; неточности данных анамнеза (информация о событиях и фактах прошлых лет, получаемая при опросах населения); неполнота учета фактов, о которых люди неохотно дают информацию; отсутствие объективных однозначных критериев и шкал для различного рода оценочных суждений и т. д. Это одно из важных условий построения полноценной системы показателей социальной статистики, повышающее ее достоверность и информационную емкость. Смягчить негативные проявления можно с помощью ряда специальных приемов. Среди них: совместный анализ информации о фактах и мнениях по одному и тому же вопросу; повторное обращение в анкетах к тому же вопросу с некоторым изменением оттенков смысла и редакции; детализация вопроса, т. е. расчленение его на несколько отдельных вопросов с последующим построением интегрального показателя; контрольные вопросы, позволяющие выявить недостоверные ответы, и т. д.

Приведеннымипримерами далеко не исчерпывается перечень актуальных задач совершенствования методологии и методики социальной статистики.

Актуальность исследования социальных проблем определяется уровнем развития социальной инфраструктуры. Так, на середину 80-х гг. в структуре валового внутреннего продукта на долю сферы услуг приходилось: в США - 64%, в Англии - 59, во Франции - 54, в Японии - 54, в Перу - 49, в Таиланде - 41, в Индии - 34. в СССР - 38, в Марокко -39% 1 . Приведенные показатели можно рассматривать как общую оценку степени ориентации экономики на удовлетворение потребностей населения и как оценку общего уровня экономического развития.

Производителиуслуг дифференцированы по формам собственности, принципам организации работ, размерам, отраслевой специализации; имеются бесприбыльные некоммерческие организации, к которым относятся благотворительные организации, органы самоуправления населения в микрорайонах и др.

Специфика объектов социальной статистики предопределяет и своеобразие используемых методических приемов. Многие характеристики не имеют числового выражения. Эти атрибутивные признаки накладывают свои ограничения на решение методических вопросов.

Поведение населения как потребителя услуг и участника социальных процессов имеет ту существенную особенность, что наряду с объективными факторами оно детерминировано субъективным фактором - сознанием. Индивидуальное, групповое и общественное сознание вырабатывает особые системы ценностей, социальные нормы, иерархию приоритетов в сфере пот "тления. Измерение влияния субъективных факторов представляет особые трудности, и статистика обращается к методикам, выработанным социологией и психологией. В связи с большой трудоемкостью таких работ они выполняются лишь периодически и как выборочные исследования.

В рамках государственной статистики в нашей стране в порядке текущего учета в основном измеряется объем предоставляемых населению услуг. Качественные особенности потребления, его тенденции и факторы не поддаются, как правило, учету на массовом уровне. Поэтому актуальные и острые социальные проблемы в статистических данных обычно зафиксированы лишь как симптомы, причины которых не раскрыты.

Систематическое предоставление информации по названным вопросам региональным и центральным органам власти для своевременного принятия мер по стабилизации обстановки, предупреждению возможных кризисов и обострении - актуальная задача статистики.

6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ

В данных социальной статистики нуждается как производственная сфера (развитие инфраструктуры и отраслей, обеспечивающих материальную базу для них), так и сфера личного потребления.

Широк и разнообразен круг составляющих личного потребления: различные материально-вещные элементы, услуги, духовные ценности, информация.

Социальная статистика является одной из информационных баз для работы по целенаправленному регулированию правовых отношений в обществе, С учётом данных социальной статистики принимаются решения по важным вопросам экономики и государственной политики. Вопросы международных отношений нельзя решать, игнорируя отражаемые социальной статистикой социальные аспекты жизни страны. При составлении государственных программ развития различных областей жизни общества прямо или косвенно учитываются социальные показатели.

При решении любого социально-экономического или политического вопроса трудно обойтись без данных социальной статистики. Это вполне естественно, так как с социальными процессами соприкасаются и взаимодействуют все остальные процессы, протекающие в обществе. Эти связи различны по содержанию, интенсивности, способам реализации, устойчивости и т. д. Соответственно социальная статистика должна иметь много специализированных и тонких подходов к познанию действительности, т. е. иметь достаточно совершенную методическую базу.

Материалы социальной статистики используются на разных уровнях: по стране в целом, по крупным экономико-географическим зонам, административно-территориальным подразделениям (областям, республикам, краям, городам, районам), населенным пунктам, отдельным микрорайонам в городах, предприятиям и другим хозяйственным единицам.

Общиепроблемы региональной статистики в полной мере относятся и к социальной статистике. На разных уровнях управления предъявляются разные требования к содержанию информации по социальной статистике. С переходом к более крупным территориальным подразделениям расширяется круг задач, связанных с прогнозированием, разработкой долгосрочных комплексных программ развития, исследованием социальных процессов в динамике, изучением механизмов взаимодействия социальной и других сфер жизни общества, исследованием влияния факторов и условий на состояние и развитие социальной сферы. Соответственно меняется характер спроса на информацию в области социальной статистики.

Периодичность, с которой наиболее целесообразно получать большинство показателей социальной статистики, совпадает с периодичностью в других областях статистики - это год, т. е. берутся данные по состоянию на конец (или начало) каждого года, а для характеристики процессов подсчитываются суммарные результаты за каждый истекший год.

Вместе с темсуществует определенное своеобразие в решении этого вопроса. В одних случаях оно связано с большой динамичностью и изменчивостью социальных процессов по сравнению с экономическими. Такое обстоятельство требует более гибкого подхода, введения "внеочередных" потоков информации, когда нужно оперативно обеспечить информационную базу при резких сдвигах в направленности, характере и интенсивности того или иного социального процесса. Многие социальные процессы носят явно выраженный сезонный характер, и в подобных случаях периодичность сбора данных должна отвечать требованиям анализа сезонных колебаний.

В социальной статистике есть такой важный раздел, как статистика мнений, обращение к которой полезно при рассмотрении любой социальной проблемы. Актуальность раздела растет по мере того, как на государственном уровне все более полно осознается важность информации об ориентациях населения, о его потребностях и оценках ситуации. Такие данные не могут быть получены в рамках статистической отчетности предприятий и учреждений. Сведения можно получить лишь непосредственно от самого населения путем опроса, т. е. требуется проведение специально организованного выборочного обследования. При этом нельзя ограничиться какой-то единой на все случаи системой сбора данных. По одним вопросам проводятся крупномасштабные комплексные дорогостоящие обследования, осуществляемые достаточно редко. По другим вопросам требуется экспресс-информация, обеспечивающая текущий контроль за состоянием общественного мнения по ограниченному, но крайне актуальному кругу вопросов. В этом случае обследования могут проводиться часто по очень краткой программе при быстром получении сводных итогов и выводов.

Как правило, социальный мониторинг организуется службами, занимающимися исследованием общественного мнения (например, Всесоюзным центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и его региональными организациями).

Важной функцией социальной статистики является обеспечение "обратной связи" - предоставление правящим структурам в центре и в регионах информации о результатах и последствиях текущей социальной политики, о реагировании населения на нее - о его действиях, мнениях, оценках. Тем самым обеспечивается возможность оперативно и своевременно корректировать социальные программы, дифференцировать социальную политику с учетом региональной специфики. Этот аспект использования материалов социальной статистики особенно важен для разнородных условий России.

Социальная статистика исследует вопросы, затрагивающие личные интересы каждого человека, с которыми связаны его благополучие, удовлетворение потребностей, реализация жизненных планов. Этим объясняется повышенный интерес к социальной информации всего населения, а не только специалистов. Социальная статистика обязана удовлетворить этот интерес. Иными словами, необходимо предоставить каждому желающему возможность ознакомиться с соответствующими материалами, изложенными в доступной форме, объективно отражающими действительность. Популяризация данных - важная функция социальной статистики. Этим достигаются осведомленность населения, предупреждение возможных ложных представлений, домыслов, спекулятивных заявлений недобросовестных политиков и общественных деятелей.

Популяризация социально-экономических знаний требует высокого профессионализма. К сожалению, этот аспект часто недооценивается. Трансформация обычных статистических данных в наглядную, убедительную, лаконичную, образную форму - своего рода искусство, где требуется талант публициста. Из отраслей статистики именно социальная статистика в наибольшей мере должна решать задачи популяризации своих материалов.

7. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

Для социальнойстатистики характерна множественность объектов исследования. Их можно подразделить на два типа.

Первый и основной тип объектов составляют потребители услуг, материальных и духовных ценностей, информации. Они представлены индивидуальными и групповыми объектами. Индивидуальный объект - человек (население как совокупность индивидов). Это также все население и отдельные его категории в зависимости от исследуемого социального процесса. Коллективный объект - группа лиц, совместно осуществляющая потребление, совместно участвующая в социальном процессе. Такими объектами являются: семья, трудовой коллектив, садовое товарищество, гаражный кооператив и др.

Второй тип объектов охватывает лиц, организации, структуры, предоставляющие населению услуги, организующие тот или иной социальный процесс. Их деятельность определяет объем и качество предоставленных услуг и ценностей. Производство и потребление услуг, ценностей, информации составляют две взаимосвязанные стороны процесса. Этим предопределяется целесообразность их параллельного исследования. Так, жилищная проблема может быть раскрыта, если информация получена по разным видам объектов: семьям, где система показателей характеризует жилищные условия и их динамику, иорганизациям, формирующим рынок жилья. К ним относятся: строительные организации, различные жилищные отделы и комиссии в составе местных органов управления, разнообразные посреднические конторы и фирмы по обмену, купле, продаже, найму жилья.

В отдельных случаях оба типа объектов представлены в единстве - когда, например, семьи сами своими силами осуществляют строительство жилого дома для себя. Однако подобная ситуация носит эпизодический характер, так как строительство дома - единовременное событие, потребителем же жилья семья является постоянно, т. е. доминирует один аспект.

Четкое определение объекта исследования важно потому, что этот вопрос выступает как исходный на стадии сбора информации, а также на стадии ее обработки - группировки, классификации, построения системы показателей. Множественность объектов требует особенно тщательного подхода к исследованию, решению методических вопросов. Но это лишь одно из проявлений специфики объектов анализа в социальной статистике. Имеются и другие не менее важные особенности, присущие главным образом социальной статистике и сравнительно слабо выраженные, например. при изучении чисто экономических процессов.

В сфере производства в качестве единиц совокупности представлены предприятия, отличающиеся территориальной закрепленностью, не подверженные быстрым, частым и радикальным изменениям. Единицам совокупности, а социальной статистике, если рассматривать объекты первого типа (потребителей), присущи противоположные свойства. Население отличается большой территориальной подвижностью, поэтому затрудняется сбор информации. Дело усугубляется тем, что далеко не всякая смена места жительства отражается в данных документального учета. Рождаемость и смертность непрерывно меняют состав населения каждой территории. Каждый человек, каждая семья достаточно часто меняют свои демографические и социально-экономические показатели. В результате оказывается затруднительным регулярно следить за всеми изменениями. Лишь переписи населения один раз в десять лет (в пять лет) позволяют получить наиболее важные сведения о населении. Однако и они не в полной мере способны удовлетворить потребности социальной статистики в информации о структуре и качественных характеристиках объекта исследования.

Такая сложная ситуация нередко приводит к тому, что приходится оперировать преимущественно общими показателями потребления на уровне страны и отдельных регионов. Отсутствуют в большинстве своем показатели качества потребления по разным категориям семей, по различным социально-экономическим, демографическим и этническим группам населения. В последующих главах на это будет обращено внимание. Здесь же ограничимся лишь отдельными иллюстрациями. Так, обеспеченность населения транспортными услугами в городах определяется только такими сводными показателями, как: наличный подвижной состав по видам транспорта, общий объем пассажироперевозок. Медицинская статистика дает информацию о числе обращений за медицинской помощью, числе госпитализированных больных, числе лиц, состоящих на диспансерном учете по видам заболеваний. Все эти данные относятся к населению в целом при полной анонимности конкретных социальных и демографических сведений о тех лицах, которые представили данные.

Лишь отчасти дефицит информации компенсируется тем, что учет некоторых данных осуществляется в выборочном порядке. Наиболее ценны в этом отношении материалы бюджетной статистики. Проводятся некоторые единовременные обследования по ряду проблем социальной статистики. Как правило, в подобных работах содержатся обстоятельные характеристики потребителей, их дифференциация по условиям и уровням потребления. Слабой стороной этого источника информации является то обстоятельство, что не все проблемы могут быть изучены по материалам, не всегда обеспечивается достаточная регулярность проведения таких работ, не все территории охвачены обследованиями. региональные органы управления и отраслевые ведомства по своей инициативе и своими силами, за счет своих средств часто предпринимают социальные исследования (обычно в форме договора на их проведение с научными учреждениями) по наиболее актуальным прикладным вопросам.

Чтобы не ошибиться при принятии решений при распределении ресурсов и обеспечить должную адресность различных практических мер, требуется оперативная и конкретная информация, которую заинтересованные субъекты получают, проводя сбор необходимых статистических данных по инициативе отдельных ведомств.

Обществу и органам управления необходимо видеть, какие цели социального развития должны выдвигаться в тот или иной период, достигаются ли они или нет. Для этого нужна публикация данных по основным социальным индикаторам. В нашей стране такие данные содержат прежде всего статистические сборники, издаваемые местными и центральным (Госкомстатом России) органами государственной статистики. Это статистический ежегодник "Российская Федерация в 200Х году", специализированные статистические сборники для регионов и России в целом. Статистическая информация о социальных процессах содержится в журналах "Вопросы статистики" (ежемесячный), "Социологические исследования" (ежеквартальный), "Социология и общество" (ежеквартальный). Американская статистическая ассоциация издает ежегодник "Известия о социальной статистике"(Proceeding on Social Statistics): в Великобритании с 1970 г. ежегодно издается сборник "Социальные тенденции" (Social Trends). Всего в мире существует как минимум 30 подобных изданий. Публикации социальных индикаторов по странам мира осуществляются международными организациями: Организацией Объединенных Наций, Европейским союзом, Мировым банком.

8. ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Многообразие рыночных и нерыночных, индивидуальных и коллективно потребляемых услуг, оказываемых населению, затрудняет обобщение статистической информации о социальной сфере в целом. На макроуровне Системой национальных счетов (СНС) предусмотрено построение обобщающих показателей как экономики в целом, так и отдельных секторов. Выделяют следующие секторы экономики: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства: остальной мир, который обобщает данные по международному сотрудничеству. Построение СНС по секторам экономики позволяет не только оценить вклад каждого сектора, но и проанализировать перераспределение ресурсов и доходов между секторами. По каждому сектору определяются следующие макропоказатели: валовая добавленная стоимость; валовой национальный доход; валовой национальный располагаемый доход; конечное потребление; валовое накопление; национальное сбережение; чистое кредитование; чистое заимствование.

Рассмотримсостав трех секторов экономики, оказывающих услуги населению, результат деятельности которых на стадии использования ВВП обобщает показатель "конечное потребление".

Сектор государственных учреждений включает организации, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, созданные для оказания индивидуальных и коллективно используемых услуг: центральные, региональные и местные госучреждения. государственные внебюджетные фонды социального обеспечения. Ресурсы сектора формируются за счет налогов и доходов от государственной собственности.

Сектор некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства, представлен юридическими лицами и социальными организациями, производящими товары и услуги, но не приносящими прибыли институциональным единицам, их контролирующим.

Среди НКО выделяют:

объединения лиц, предоставляющие льготы своим членам и лицам, обслуживающим их;

благотворительные и филантропические организации;

неформальные организации (в основном в развивающихся странах), занимающиеся оказанием коммунальных услуг.

Сектор домашних хозяйств охватывает нанимателей, работающих на себя, наемных работников, получателей доходов от собственности илитрансфертов.

Обобщающим показателем деятельности трех секторов выступает стоимость фактического конечного потребления. Этот показатель характеризует уровень жизни, так как измеряет стоимость потребительских товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами путем покупки или в качестве трансфертов от единиц государственного и некоммерческого секторов и использованных для удовлетворения своих потребностей. Вместе с тем нецелесообразно ограничивать социальный сектор именно данными тремя секторами экономики. В целях обобщения информации по социальной сфере на региональном уровне могут быть использованы действующие общероссийские статистические классификаторы, отражающие состав отраслей и видов деятельности.

Отрасль определяется как совокупность предприятий или их подразделений, расположенных в одном месте, занятых одним видом деятельности. Предприятие является институциональной единицей, способной владеть активами, самостоятельно получать и использовать доходы, принимать обязательства, заключать договоры. Предприятия, занятые несколькими видами деятельности, могут подразделяться на заведения, если имеется возможность получения следующей информации о деятельности каждого заведения: объеме производства; численности занятых; производимых затратах; прибыли и др. Для многопрофильных предприятий определяется основной вид деятельности по наибольшей доле выпуска продукции.

Хозяйственная отрасль ~ совокупность предприятий и организаций, объединенных общностью функций в процессе общественного разделения труда. Состав хозяйственных отраслей зафиксирован в Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Чистая отрасль представляет совокупность заведений. Состав чистых отраслей зафиксирован в Общероссийском классификаторе видов деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

В соответствии с ОКОНХ социальную сферу отождествляют с непроизводственной, охватывающей жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, науку, финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение, управление и общественные объединения. Однако этот перечень ограничен, так как не включает розничную торговлю и общественное питание, пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения, т. е. отрасли, оказывающие рыночные услуги населению. Соединение непроизводственной сферы с отраслями, предоставляющими рыночные услуги, дает наиболее полное представление о составе сферы по обслуживанию населения.

Выделение социальной сферы по ОКДП затруднено в связи с тем, что значительная часть видов деятельности предоставляет услуги не только населению, но и производственные услуги. При этом к социальной сфере относятся следующие виды деятельности, оказывающие рыночные и нерыночные услуги населению: электро-, газо- и водоснабжение; оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования (в части розничной торговли и ремонтных работ по заказам населения); гостиницы и рестораны; транспорт, складское хозяйство и связь в части обслуживания населения; финансовое посредничество в части страхования населения и пенсионного обеспечения; государственное управление и оборона, обязательное социальное страхование; образование; здравоохранение и социальные услуги; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг; ведение частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием. В России возрастает доля занятых в социальной сфере в общей численности занятых в экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л.А. Голуб. Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2. Социально-экономическая статистика: практикум / Под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Теория статистика / под ред. Р.А. Шмойловой Р.А. – М.: «Финансы и статистика», 2004.

4. Общая теория статистики / под ред. И.И. Елисеевой – М.: «Финансы и статистика», 2004.

5. Башина О.Э., Спирин А.А. Общая теория статистики. М.: «Финансы и статистика», 2005.

6. Статистика: учебник / под. ред. И.И. Елисеевой.- М.: Высшее образование, 2007.

7. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально экономическая статистика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.

8. Социальная статистика. Под ред. Елисеевой И.И. – М.: «Финансы и статистика», 2003.

9. Статистика финансов / под ред. В.Н. Салина – М.: «Финансы и статистика» 2002.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Учебное пособие

(для студентов не экономических специальностей всех форм обучения)

Тема 1. Предмет, методы и задачи социальной статистики.

1.1 Предмет и методы социальной статистики.

Социальная статистика рассматривается в двух направлениях: как наука и как область практической деятельности. Как наука, социальная статистика разрабатывает приемы и методы сбора, обработки, анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе и систему показателей для изучения этих явлений. Как практический вид деятельности, социальная статистика направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору, обобщению статистических данных, характеризующих различные социальные процессы.

Следовательно, предметом социальной статистики является количественный анализ, в неразрывной связи с качественным, явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества.

Объекты изучения социальной статистики делятся на два типа:

1) основной тип объектов – это потребители услуг, материальных и духовных ценностей, информации. Они подразделяются на индивидуальные объекты – это человек, население в целом, отдельные категории населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры и другие группы) в зависимости от исследуемого социального процесса, а также коллективные объекты – это группы лиц, совместно осуществляющие потребление и совместно участвующие в социальном процессе. К ним относятся, например, семья, трудовой коллектив, садоводческое товарищество, члены кооперативов и т. д.

2) второй тип объектов – это лица, организации, структуры, предоставляющие услуги населению, организующие какой – либо социальный процесс. Их деятельность определяет объем и качество предоставляемых услуг и ценностей.

Оба типа объектов необходимо исследовать одновременно, так как производство и потребление услуг, ценностей, информации составляют две взаимосвязанные стороны одного процесса (например, жилищная проблема). В отдельных случаях оба типа объектов выступают в единстве, например, если семья осуществляет строительство жилого дома собственными силами.

Социальная статистика тесно связана с другими областями знаний и науками, особенно, с теоретической статистикой, которая разрабатывает общие методы анализа разных явлений. Частичная общность объектов исследования существует у социальной статистики с демографией, социологией, этнографией, экономикой труда, а также с отраслевыми статистиками: статистикой населения, медицинской статистикой, статистикой бюджетов населения и т. д.

Социальная статистика для изучения своего предмета применяет все методы теоретической статистики: статистическое наблюдение, сводка и группировка данных, относительные показатели, средние величины, показатели динамики, выборочное наблюдение, индексный метод, методы выявления взаимосвязей между явлениями, а также методы других наук: социологии, психологии, балансовый метод.

Социальная статистика включает следующие разделы:

1) изучение состава населения (статистика населения);

2) изучение структуры семей и домохозяйств;

3) изучение уровня жизни населения;

4) статистика доходов и расходов населения;

5) статистика потребления населением товаров и услуг;

6) статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения;

7) статистика досуга и свободного времени населения;

8) статистика занятости и безработицы;

9) санитарная статистика;

10) статистика уровня образования населения и развития системы образования;

11) моральная статистика;

12) статистика политической и общественной жизни.

1.2 Задачи социальной статистики в современных условиях.

Общими задачами социальной статистики являются следующие:

1) текущий анализ ситуации в социальной сфере;

2) анализ тенденций и закономерностей развития отраслей инфраструктуры;

3) изучение уровня и условий жизни населения;

4) анализ динамики социальных показателей;

5) прогнозирование развития социальных процессов;

6) исследование факторов, влияющих на изменение показателей социальной сферы;

7) определение удельного веса и соотношения объективных и субъективных факторов, влияющих на развитие социальной сферы;

8) исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.

Кроме того, социальная статистика решает свои специфические задачи:

1) формирование единой взаимосвязанной системы показателей социальной статистики, так как сбор данных и расчет показателей социальной статистики на практике осуществляется разными подразделениями государственной статистики, и включаются они в систему показателей социально – экономической статистики. Кроме того, часть из них определяется традиционными методами, но новые показатели требуют современного подхода к расчету и анализу;

2) интегрирование исследований на макроуровне и микроуровне для более глубокого изучения механизма социальных процессов, так как пока социальная статистика ориентирована, в основном, на макроуровень;

3) разработка показателей, построение моделей, прогнозирование для отдельных групп населения: социально – демографических, социально – этнических, социально – культурных;

4) преодоление несопоставимости показателей социальной статистики и показателей отраслевых статистик;

5) моделирование социально – экономических связей с целью определения механизмов взаимодействия их в общественной системе;

6) расширение круга показателей статистики мнений, так как составляющей социальных процессов является психологический фактор;

7) проведение специальных мер, ликвидирующих неполноту учета факторов, неточность данных, полученных при опросе населения и отсутствие однозначных критериев, суждений, шкал оценок.

1.3 Современная организация статистики в РФ.

Как практический вид деятельности, существует государственная, ведомственная и частная статистика.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 главным органом государственной статистики является Федеральная служба государственной статистики РФ как орган исполнительной власти (ФСГС РФ или Росстат). До 2004 года руководство государственной статистикой осуществлял Государственный комитет по статистике (Госкомстат РФ).

Руководство деятельностью ФСГС осуществляет Правительство РФ (утверждает руководителя Росстата). ФСГС РФ является юридическим лицом, финансируется из средств федерального бюджета.

Росстат осуществляет свою деятельность на основе « Положения о Федеральной службе государственной статистики», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 года № 420 и на основе Федерального закона № 282 –ФЗ от 29.11.2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ». Территориальные органы ФСГС имеются в каждом субъекте федерации страны (в краях, областях, городах, АО). ФСГС и его территориальные подведомственные организации, вычислительные центры, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения составляют единую систему государственной статистики.

ФСГС выполняет функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом, экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ (в соответствии с законодательством РФ).

Основные задачи ФСГС:

1) предоставление официальной информации Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти, международным организациям, общественности, хозяйствующим субъектам, физическим лицам;

2) разработка статистической методологии и систем статистических показателей, соответствующих потребностям рыночной экономики и международным стандартам (СНС – системе национальных счетов);

3) координация государственной статистической деятельности в стране;

4) текущий анализ социально – экономических процессов, составление национальных счетов и балансов;

5) прогнозирование тенденций развития страны;

6) гарантирование научной обоснованности и достоверности статистической информации.

ФСГС возглавляет руководитель, назначаемый Правительством РФ, который может иметь до четырех заместителей. Структурными подразделениями центрального аппарата ФСГС являются управления по основным направлениям деятельности, в состав которых входят отделы.

На территории Омской области находится Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (Омскстат). В его состав входят также вычислительный центр.

Возглавляет Омскстат руководитель, который имеет четырех заместителей. Они курируют отраслевые направления статистической деятельности. Структуру регионального органа составляют отделы статистики, сформированные как отделы статистик отраслей экономики и сводные отделы: отдел сводной информации, отдел статистики промышленности (предприятий), отдел статистики сельского хозяйства, отдел статистики торговли, отдел статистики строительства и инвестиций, отдел статистики труда, отдел статистики финансов, отдел статистики цен и уровня жизни населения, отдел переписи населения, отдел социальной статистики, отдел региональных счетов, отдел ведения Единого государственного регистра предприятий и т. д.

Кроме того, в состав Омскстата входят отделы общехозяйственного назначения: бухгалтерия, финансово – экономический отдел, отдел полиграфии, хозяйственный отдел.

С 1 октября 1999 года все работники государственных статистических органов переведены в разряд государственных служащих, которые осуществляют свою трудовую деятельность в соответствии со специальным положением.

ФСГС и все ее территориальные органы имеют свои адреса в ИНТЕРНЕТ для обеспечения информацией потребителей:

Сайт Росстата: www.gks.ru