Самостоятельно сделать разбор слова (к какой части речи оно относится) или морфологический разбор многие затрудняются в связи с тем, что в свое время, проходя школьную программу по этой теме, ей было уделено мало внимания или недостаточно времени. Для того, чтобы понять что это за слово и к какой части речи относится определенное слово, нужно определить значение, морфологические особенности, а также синтаксическую роль по отношению к предложению. Каким образом делается разбор слова как части речи – об этом мы поговорим подробнее далее в статье.
Чтобы это сделать, необходимо поставить вопрос к определяемому слову. К имени существительному можно поставить вопрос – «Кто?», «Что?», глагол – «Что делать?», «Что сделать?». Но бывают случаи, когда одного вопроса недостаточно, чтобы установить к какой части речи оно относится или на одинаковый вопрос, могут отвечать различные части речи, как глагол и причастие. Поэтому часто бывает необходимо обращать внимание на значение слова и морфологические признаки.
Чтобы нам стал понятен разбор, необходимо провести определение и анализ частей речи, этот план можно корректировать и менять местами пункты по своему усмотрению. Некоторые люди могут столкнуться с затруднением со склонением существительных, другие имеют сложности с наклонениями глаголов и т.д. Используя такой план анализа как можно чаще, вы научитесь делать разбор слова как часть речи быстро и безошибочно.
Читайте также: Разбор предложения по частям речи онлайн.
Подобная инструкция: Разбор существительного как части речи.
Подробная инструкция: Разбор глагола как часть речи.
План морфологического разбора слова следующий:
Образец морфологического разбора имени существительного:
На столе стоял кувшин с молоком.
Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.
Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо - в настоящем и будущем времени.
Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).
Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.
Как разобрать слово, как часть речи?
Разбор слова как части речи — это морфологический разбор. Его назначение это логическое мышление, морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи. К тому же благодаря ему учимся отличать друг от друга части речи.
Имя существительное.
План разбора.
1.Часть речи.
2.Морфологические признаки: падежи, ед./мн. число, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
3.Синтаксическая роль.
Пример: Ветер по морю гуляет
(По) морю им. сущ. , обозначает предмет, (что?) море; н. ф. — море, нариц. , неодуш. , ср. р. , 2 скл. ; в дат. п. , в ед. ч. ; обстоятельство.
Имя прилагательное.
План разбора.
1.Часть речи.
2.Морфологические признаки: разряд — качественное, относительное, притяжательное, непостоянные признаки — степень сравнения, краткая или полная форма, падеж, число, род (в ед. ч.) .
3.Синтаксическая роль.
Глагол .
Разбор слова, как часть речи (морфологический разбор) — одна из самых непростых задач, которая ставится учителем на уроках русского (или родного) языка. Сложность заключается в том, что мы знаем немало частей речи, а у каждой из них — свои признаки. Кроме того, разбираемое слово, как правило, находится не в начальной форме, а в любом падеже, числе, лице и так далее.
Чтобы верно разобрать слово морфологически, нужно знать схему этого разбора, которую можно увидеть здесь.
Порядок разбора имени существительного :
Порядок разбора имени прилагательного. :
Находим существительное,с которым связанно наше прилагательное и задаем вопрос(от существительного);
Ставим прилагательное в начальную форму(единственное число, именительный падеж, мужской род);
Порядок разбора глагола :
Задаем вопрос;
Устанавливаем что слово является глаголом;
Ставим глагол в неопределенную форму(что делать?,что сделать?)
Определяем постоянные признаки глагола(спряжение);
Определяем непостоянные признаки глагола (число; время; лицо; род);
Определяем каким членом предложения является.
В любом учебнике есть порядок разбора слова как части речи. например у существительного значение (вопрос кто или что) постоянные признаки: собственное или нарицательное, одуш. неодуш. склонение, род. число падеж. и синтаксическая роль (каким членом предложения является). есть памятки для всех частей речи раздел морфологический разбор. В учебниках эти задания над словом обозначаются цифрой 3.
Если совсем примитивно, то существительное обозначает предмет, глагол действие этого предмета, а прилагательное признак его.
Разобрать существительное как часть речи по таблице. Выполните задание по примеру в таблице. Укажите признаки существительного, его место в предложении.
Разберите по примеру в таблице прилагательное.
Также по таблице разбираем глагол как часть речи со всеми его признаками..
Разбор слова, как части речи это морфологический разбор слова (разбор под цифрой 3), который дат характеристики слова, как части речи исходя из особенностей использования слова.
Морфологический разбор производят согласно следующей схемы:
Определяется общее грамматическое значение слова (при необходимости выделяется начальная форма слова)
Определяются постоянные свойства слова (морфологическая характеристика) и его непостоянные свойства (морфологическая характеристика словоформы)
Определяется роль слова в предложении.
Подсказки как определить все указанные признаки можно посмотреть на сайте Учимся припеваючи!
Любое слово является той или иной частью речи, и следовательно его можно разобрать как часть речи, то есть выполнить морфологический разбор.
Схема этого разбора универсальна и подходит для любой части речи, хотя некоторые из них разбирать интересно и занимательно, а другие скучно и нудно.
Прежде всего следует определить, к какой части речи относится данное слово. Обычно это достигается постановкой вопроса. Например Стол. Что это? — Стол — это существительное. Или слово Гулять. Задаем вопрос: Что делать? — Гулять — это глагол.
Далее следует определить начальную форму слова. Это именительный падеж единственного числа, а для глагола это инфинитив. Некоторые части речи не изменяются и мы указываем эту особенность этих слов. Например наречие Вповалку оказывается неизменяемым словом, как и деепричастие Открывши.
Далее находим постоянные лексические признаки слова. Это могут быть склонение или спряжение, возвратность, переходность для глаголов, или одушевленность, имя собственное или нарицательное для существительных.
Следующим этапом находим уже непостоянные грамматические признаки. Это обычно падеж, время, число, род, лицо.
После этого указываем какую лексическую роль данное слово играет в предложении: подлежащие, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
Ну и для красивого завершения морфологического разбора обязательно приводим пример предложения, если оно не задано изначально.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол)
Что значит "сделать морфологический разбор"?
Морфологический разбор. В учебниках обозначен маленькой цифрой 3
Сделать морфологический разбор - это проанализировать слово с точки зрения части речи. Части речи , которые подробно изучаются в начальной школе с точки зрения морфологического разбора, - это имя существительное, имя прилагательное, местоимение и глагол.
Делать морфологический разбор других частей речи, таких как предлог, частица, союз, наречие, учат в средней школе.
В каких классах его проходят?
В некоторых программах, уже начиная с конца второго класса, даются начальные знания морфологического разбора.
В третьем классе морфологический разбор часто можно встретить в домашних и классных работах, предложенных в учебниках и рабочих тетрадях.
В четвёртом классе морфологический разбор обязателен для всех контрольных и проверочных работ.
Где встречается?
Зачем вообще нужен морфологический разбор? Где он пригодится?
Разбор слова по составу. В учебниках обозначен маленькой цифрой 2
Морфологический разбор имени существительного
План разбора
I. Часть речи.
1. Начальная форма (И.п. ед.ч.).
II. Неизменяемые признаки:
1. Собственное или нарицательное.
2. Одушевлённое или неодушевлённое.
3. Род.
4. Склонение.
III. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
IV. Член предложения.
Образец разбора
В лесу появилось много грибов.
В лесу - им. сущ.; лес, нариц., неодуш., м.р., 2 скл; в П.п, в ед.ч.; (в чём? в лесу) - дополнение, (где? в лесу) обстоятельство места.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора
I. Часть речи.
II. Начальная форма. (И.п. ед.ч. м.р.)
III. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
3. Род (только в ед. ч)
IV. Член предложения.
Образец разбора
Ручей течёт по глубокому оврагу.
По глубокому (оврагу) - им. прил.; глубокий; в Д.п, в ед.ч., в м.р.; определение.
Разбор предложения по членам предложения и частям речи. В учебниках обозначен маленькой цифрой 4
Морфологический разбор местоимения
План разбора
I. Часть речи.
II. Начальная форма (И.п. ед.ч.).
III. Неизменяемые признаки:
1. Лицо.
IV. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
3. Род (для местоимений 3-го лиц а).
V. Член предложения.
Образец разбора
Глина идёт на постройку, из неё делают кирпич.
Из неё - мест.; она, 3 л.; в Р.п, в ед.ч., в ж.р.; дополнение.
Морфологический разбор глагола
План разбора
I . Часть речи.
II . Начальная форма (неопределённая форма).
III . Неизменяемые признаки:
1. Вид.
2. Спряжение.
I V. Изменяемые признаки:
1. Число.
2. Время.
3. Лицо (наст. и буд. вр.).
4. Род (прошед.вр.).
V. Член предложения.
Образец разбора
Раскалённые камни и песок обжигали босые ноги.
Обжигали - глагол; обжигать, несов.в., I спр.; во мн.ч, в прошед.вр.; сказуемое.
Узнать подробнее о тренинговой тетради по русскому языку "Морфологический разбор глагола. 1-4 классы" и заказать ее можно
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
"Малыш пьет молоко."
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."
Дамы (кто?) - имя существительное;
Лужину (кому?) - имя существительное;
Ладонью (чем?) - имя существительное;
Пыль (что?) - имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) - существительное;
Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;
Стройная (какая?) - имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;
Голубые (какие?) - имя прилагательное;
Изумительных (каких?) - имя прилагательное;
Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) - часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
Его нужно предостеречь.
Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
Что за правила?
Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) - глагол;
Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) - слово глагол;
Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) - глагол;
Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .
Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )
II. Постоянные признаки:
адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
Непостоянные признаки:
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).
Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые
числ. скл-ся, как прил
.
– 5–20, 30
скл-ся, как сущ.3 скл
.
– 40, 90, 100,полтора, полтораста
при склонении имеют 2 формы
.
– тысяча
скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард
скл., как сущ. 2 скл
.
– сложные и
составные количественные
скл-ся с изменением
каждой части
слова.
– сложные и составные порядковые
числительные скл-ся с изменением только
последнего
слова.
Непостоянные признаки :
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
Н.ф. – … (И., ед., м.).
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
II. Признаки:
11. Морфологический разбор СОЮЗА.
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
II. Признаки:
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).
II. Признаки:
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
III. Не является членом предложения.