Англиканская церковь кто основал. Тема: Иерархия англиканской церкви. Собственность и финансы церкви Англии

20.06.2023 Природа

Перед тем как узнать об идеях англиканства и истории этого религиозного движения, необходимо понять, в каких условиях оно формировалось и с какими другими христианскими течениями конкурировало.

Протестантизм

Появлению протестантизма способствовала Реформация 16-17 вв. Данная духовно-политическая идеология была одной из определяющих как в жизни европейских государств, так и в жизни стран других континентов. Столетиями различные протестантские течения предлагали свои взгляды на решение религиозных вопросов и обеспечение духовных потребностей христиан.

Появление новых ответвлений протестантизма продолжается и по сей день. Наиболее массовыми протестантскими течениями являются лютеранство, кальвинизм, англиканство. Также существенную роль в становлении протестантизма играло цвинглианство, но более подробно о нём вы узнаете ниже.

Краткая характеристика

Изначально понятие "лютеранство" было синонимом протестантизма (на территории стран бывшей Российской империи эта формулировка была актуальна чуть ли не до начала революции). Сами же лютеране называли себя "евангелическими христианами".

Идеи кальвинизма имели широкое распространение по всему миру и повлияли на историю всего человечества. Кальвинисты сделали большой вклад в становление Соединённых Штатов Америки, а также стали одними из идеологов тенденции борьбы с тиранией 17-19 вв.

В отличие от кальвинизма и лютеранства англиканство появилось по воле властной верхушки Англии. Именно короля можно назвать отцом-основателем данного движения. После его создания церковный институт стал национальным оплотом королевской монархии, в котором верховенство власти англиканства стало принадлежать королю, а духовенство подчинялось ему как важная составляющая аппарата монархического абсолютизма.

Цвинглианство немного отличается от других протестантских движений. Если кальвинизм и англиканство хотя бы косвенно были связаны с лютеранством, то цвинглианство образовалось обособленно от этого движения. Широкое распространение оно имело на территории Южной Германии и Швейцарии в 16 столетии. К началу 17 столетия оно объединилось с кальвинизмом.

Протестантизм сегодня

На данный момент распространены в Соединённых Штатах Америки, странах Скандинавии, Англии, Канаде, Германии, Голландии и Швейцарии. Главным центром протестантизма заслуженно можно назвать Северную Америку, поскольку там находится самое большое количество штаб-квартир различных протестантских движений. Для протестантизма сегодняшнего типа характерно желание всеобщего объединения, проявившееся в создании Всемирного совета церквей 1948 года.

Лютеранство

Данное движение зародилось в Германии, сформировав базовые основы протестантизма как такового. У его истоков стояли Филипп Меланхтон, Мартин Лютер, а также их единомышленники, разделявшие идеи Реформации. Со временем лютеранство начало распространяться во Франции, Венгрии, Австрии, скандинавских странах и на территории Северной Америки. На данный момент на нашей планете насчитывают примерно 75 000 000 лютеран, 50 000 000 из которых являются членами Всемирного лютеранского союза, образованного в 1947 году.

У лютеран есть несколько духовных книг, но наиболее подробно суть их вероучения изложена в "Книге согласия". Приверженцы данного движения причисляют себя к теистам, поддерживающим идею триединого Бога и исповедующим Богочеловеческую сущность Иисуса Христа. Особое значение в их мировоззрении занимает концепция адамового греха, который можно преодолеть только через божью благодать. Для лютеран самым верным критерием правильности веры является Святое Писание. Особым авторитетом у них пользуются и другие священные источники, которые целиком и полностью соответствуют Библии и никак не наоборот (в качестве примера можно привести Святое Предание Отцов). Критической оценке поддаются и суждения церковников, которые имеют непосредственное отношение к истокам исповедания. К ним относят и работы самого Мартина Лютера, к которому члены данного движения относятся с уважением, но без фанатизма.

Лютеранами признаётся только два типа таинства: крещение и причастие. Через крещение человек принимает Христа. Через причастие происходит укрепление его веры. На фоне других конфессий лютеранство выделяется тем, что потиром могут причащаться не только обладатели священного сана, но и обычные христиане. По мнению лютеран, священник - это точно такой же человек, который ничем не отличается от обычных мирян и просто является более опытным участником религиозной общины.

Кальвинизм

Из святой протестантской троицы "Лютеранство, кальвинизм, англиканство" достаточно важную роль в реформационных процессах сыграло второе движение. Зародившись в Германии, пламя Реформации вскоре поглотило и Швейцарию, подарив миру новое протестантское движение под названием кальвинизм. Оно возникло практически в то же время, что и лютеранство, но развивалось во многом без влияния последнего. Из-за большого количества различий между двумя этими реформационными ветвями в 1859 году произошло их официальное разделение, закрепившее независимое существование движений протестантизма.

Кальвинизм отличался от лютеранства более радикальными идеями. Если лютеране требуют удалить из церкви то, что не соответствует библейскому учению, то кальвинисты хотят избавиться от того, что в этом самом учении не требуется. Базовые основы данного течения были изложены в работах Жене Кальвина, главной из которых является труд "Наставление в христианской вере".

Наиболее важные доктрины кальвинизма, отличающие его от прочих христианских течений:

  1. Признание святости только библейских текстов.
  2. Запрет на монашество. По мнению приверженцев кальвинизма, основная цель мужчины и женщины - это создание крепкой семьи.
  3. Отсутствие церковных обрядов, отрицание того, что человек может спастись только через духовенство.
  4. Утверждение доктрины предопределения, суть которой заключается в том, что предустановленность жизни человека и планеты происходит по воле Бога.

Согласно кальвинистскому учению, для вечной жизни необходима только вера в Христа и дела веры для этого не нужны. Благие дела веры необходимы только для того, чтобы показать искренность своей веры.

Цвинглианство

Когда речь заходит о христианских движениях, многие вспоминают православие, католичество, лютеранство, кальвинизм и англиканство, но при этом забывают про ещё одно достаточно важное течение под названием цвинглианство. Отцом-основателем данной ветви протестантизма был Ульрих Цвингли. Несмотря на практически полную независимость от идей Мартина Лютера, цвинглианство во многих аспектах схоже с лютеранством. Что Цвингли, что Лютер были приверженцами идеи детерминизма.

Если говорить о проверке церковных правил на их истинность, то Цвингли считал правильным только то, что напрямую подтверждается Библией. Все элементы, отвлекающие человека от углубления в самого себя и вызывающие у него яркие эмоции, необходимо было полностью убрать из церкви. Цвингли выступал за прекращение церковных таинств, а в церквях его единомышленников отменялось изобразительное искусство, музыка и католическая месса, которая была заменена на проповеди, посвящённые Святому Писанию. Здания бывших монастырей становились лечебницами и учебными заведениями, а монастырские вещи отдавались на благотворительность и для образования. В конце 16 - начале 17 столетия цвинглианство стало частью кальвинизма.

Англиканство - это что?

Вы уже знаете о том, что такое протестантизм и какие его направления считаются главными. Теперь мы можем перейти непосредственно к теме статьи, а конкретнее к особенностям англиканства и истории этого движения. Ниже вы сможете найти всю подробную информацию.

Зарождение

Как уже говорилось ранее, англиканство - течение, являющееся сугубо английским достоянием. На территории Британии основоположником Реформации был король Генрих VIII Тюдор. История англиканства сильно отличается от истории других протестантских движений. Если Лютер, Кальвин и Цвингли хотели кардинально изменить католическую церковную систему, которая на тот момент находилась в кризисном состоянии, то Генрих пошёл на это из-за более личных мотивов. Английский король хотел, чтобы папа Климент VII развёл его с женой но тот ни в какую не хотел этого делать, поскольку боялся гнева со стороны императора Германии Карла V. Ради достижения желаемой цели Генрих VIII в 1533 году издал приказ о независимости церковного института Англии от папского протектората, а уже в 1534 году он стал единоличным главой новоиспечённой церкви. Через некоторое время король издал основные постулаты англиканства, содержание которых во многом напоминало католические, но с примесью идей протестантизма.

Церковная реформа

Несмотря на то, что англиканство - это идея Генриха VIII, настоящими церковными реформами занялся его преемник Эдуард VI. Когда он только приступил к правлению, англиканские догматы были описаны в 42 статьях, носящих в себе характерные черты как католичества, так и протестантизма. Во время правления Елизаветы некоторые правила английского вероисповедания были переработаны, и в итоге осталось только 39 статей, которые действуют и по сей день. Новое вероисповедание, изложенное в этих статьях, является смесью из католичества, кальвинизма и лютеранства.

Особенности вероучения англиканства

Теперь рассмотрим основные догматы и правила почерпнутые из того или иного христианского движения.

Из лютеранства англиканство взяло следующее:

  1. Принятие Библии как главного и единственно верного источника веры.
  2. Утверждение только двух необходимых таинств: крещения и причастия.
  3. Отмена почитания святых, поклонения иконам и мощам, а также учения о чистилище.

Из кальвинизма:

  1. Идея о предопределении.
  2. Идея о достижении Царствия небесного через веру в Христа без совершения богоугодных дел.

От католиков англикане сохранили классическую церковную иерархию, но во главе её стоял не папа римский, а король Англии. Как и главные христианские конфессии, англиканство придерживается идеи о триедином Боге.

Особенности богослужения в англиканстве

Ранее уже упоминалось, что данное религиозное течение имеет свои правила и законы. Особенности богослужения и роль священника в англиканстве описаны в "Книге общих молитв". Данный труд был основан на римско-католическом богослужебном чине, который действовал на территории Британии до зарождения протестантских движений. Помимо англоязычного перевода старых идей религиозная реформа в Англии проявлялась в сокращении уже существующего чина (к примеру, в отмене большинства обрядов, традиций и служб) и в изменении молитв согласно новым правилам. Создатели "Книги общих молитв" хотели значительно увеличить роль Святого Писания в англиканском богослужении. Ветхозаветные тексты разделялись таким образом, чтобы каждый год их часть зачитывалась однажды. Евангелие, за исключением Откровения Иоанна Богослова, из которого были взяты лишь некоторые моменты, разделено так, чтобы в течение года оно зачитывалось три раза (при этом праздничные и воскресные прочтения Апостола и Нового Завета не считаются). Если говорить про книгу псалмов, то её необходимо было зачитывать каждый месяц.

Богослужебный строй англиканства - это скорее копия протестантского строя, нежели римско-католического или православного. Но несмотря на это, данное ответвление христианства сохранило некоторые элементы, которые в протестантизме были недопустимы. К ним можно отнести церковную одежду священников, которую те надевали при богослужении, отрицание дьявола и освящение воды во время крещения, использование обручального кольца при заключении брака и т. д.

Английское церковное управление разделено на две части: Кентерберийскую и Йоркскую. Каждой из них управляют архиепископы, но при этом глава Кентерберийского ответвления является главным церковным иерархом англиканской церкви, влияние которого распространяется и за пределы Англии.

В среде англиканцев давно были созданы три партии, которые существуют и по сей день: Низкая, Широкая и Высокая церкви. Первая партия представляет радикальные взгляды протестантизма и желает, чтобы англиканская церковь в своём учении больше опиралась именно на протестантизм. Вторая партия даже не является партией как таковой: к ней относятся обычные люди, коим, по сути, безразличны существующие обряды, а англиканство в том виде, в котором оно существует сейчас, их полностью удовлетворяет. Высокая церковь, в отличие от Низкой, наоборот, старается как можно дальше отойти от идей Реформации и сохранить характерные черты классической церкви, которые появились до зарождения протестантизма. Кроме того, представители этого движения хотят возродить те правила и традиции, которые были утеряны много веков назад, а также как можно больше приблизить англиканство к общей вселенской церкви. В среде высокоцерковников в 30-х годах 19-го века появилась "самая высокая" церковь. Основателем этой партии был оксфордский преподаватель Пьюзи, а её участники называли себя пьюзеистами. Из-за своего желания возродить старые церковные обряды они также получили наименование "ритуалисты". Данная партия во что бы то ни стало хотела доказать значимость англиканского вероисповедания и даже объединить его с Восточной церковью. Их взгляды очень схожи с идеями православия:

  1. В отличие от того же лютеранства, англиканство самого высокоцерковного образца в качестве авторитета признаёт не только Библию, но и Святое Предание.
  2. По их мнению, для обретения вечной жизни человеку нужно не только верить, но и совершать богоугодные дела.
  3. "Ритуалисты" выступают за почитание икон и святых мощей, а также не отвергают поклонение святым и мольбы за усопших.
  4. Не признают предопределение в кальвинистском смысле.
  5. Смотрят на причастие с точки зрения православия.

Теперь вы знаете определение англиканства, историю этого христианского течения, а также его характерные черты и особенности. Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной!

Англиканская церковь

одна из протестантских церквей: её культ и организационные принципы ближе к католической церкви, чем у др. протестантских церквей. А. ц. является государственной церковью в Англии. Возникла в период Реформации (См. Реформация) 16 в. (разрыв английского короля Генриха VIII с папством, секуляризация монастырей и др.) как государственная национальная церковь, возглавленная королём («Акт о супрематии», 1534); её вероучение и организационные формы в своей основе оставались католическими. При Эдуарде VI Т. Кранмер ом была составлена «Книга общественного богослужения» («Common Prayer Book», 1549), сочетавшая в догматике и культе протестантские и католические элементы. При Елизавете Тюдор в «39 статьях» (1571) вероучение было несколько приближено к кальвинизму. А. ц., ставшая важной опорой абсолютизма, была упразднена Английской буржуазной революцией 17 в.; после реставрации Стюартов (1660) восстановлена.

Главой А. ц. является король; фактически он назначает епископов. Примас А. ц. - архиепископ кентерберийский, за ним в иерархии А. ц. следует архиепископ йоркский. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Все принципиальные церковные статуты подлежат утверждению парламента. Расходы по содержанию церкви в большой мере несёт государство. Высшая иерархия А. ц. тесно связана с финансовой олигархией и с земельной аристократией Англии.

В А. ц. существует 3 направления: высокая церковь (High Church), наиболее близкая католицизму; низкая церковь (Law Church), близкая к пуританизму и Пиетизм у; широкая церковь (Broad Church) стремится объединить все христианские течения (господствующее направление в А. ц.).

Кроме А. ц. Англии, имеются самостоятельные А. ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых др. странах. Общая численность англикан около 30 млн. Формально отдельные А. ц. не зависят одна от другой, но с 1867 раз в 10 лет англиканские епископы собираются на конференции в Лондоне (т. н. Ламбетские конференции, по названию дворца Lambeth - резиденции архиепископа кентерберийского), образуя Англиканский союз церквей. А. ц. участвует в экуменическом движении (См. Экуменическое движение).

Лит.: Робертсон А., Религия и атеизм в современной Англии, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 4, М.-Л., 1962; A history of the English church, ed. by W. R. W. Stephens and W. Hunt, v. 1-9, L., 1899 - 1910.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Англиканская церковь" в других словарях:

    - (от соб. им.). Государственная церковь в Великобритании и Ирландии, составляет отрасль реформатской церкви, от которой отличается тем, что сохраняет сан епископа, который управляет делами церкви и имеет свои права. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Англиканская церковь - (Anglican Church), церковь Англии. Основана в 16 в. во время протест. Реформа ции. Хотя уже Генрих VIII порвал с католич. церковью, а Эдуард VI сделал первые шаги к утверждению протест, доктрин и практики богослужения, оформление англиканских… … Всемирная история

    АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из протестантских церквей; государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в 16 в. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король … Современная энциклопедия

    Протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам… … Большой Энциклопедический словарь

    Англиканская церковь - АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из протестантских церквей; государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в 16 в. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды · Гуситы Реформистские церкви Англиканство · Анабаптизм · … Википедия

    АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - [англ. Anglican Church, лат. Ecclesia Anglicana]: 1) общеупотребительное название Церкви Англии (The Church of England), офиц. протестант. Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле определение, применяемое ко всем Церквам, исторически… … Православная энциклопедия

    Протестантская церковь, возникшая в XVI в.; в Великобритании государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным… … Энциклопедический словарь

    Англиканская церковь - Англика/нской це/ркви, только ед., Государственная церковь в Англии, одна из протестантских церквей, возникшая в XVI в. в период Реформации. Энциклопедический комментарий: По культу и организационным принципам Англиканская церковь стоит ближе к… … Популярный словарь русского языка

    Церковь Англии (Church of England) господствующая Церковь Соединенного Королевства Великобритании и Сев. Ирландии; учреждена в 1662 в правление короля Карла II. Формирование А.Ц. связано с проникновением идей Реформации в Англию (в связи с этим… … Католическая энциклопедия

    - (Reformed Church of England, Established Church, Anglican Church), епископальная церковь, гос. церковь в Англии, одна из протестантских церквей; ее культ и организац. принципы ближе к католич. церкви, чем у др. протестантских церквей.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • , Василий Михайловский , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Англиканская церковь и ее отношение к православию , Василий Михайловский , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория:

Средневековая церемония положила начала поставлению Джастина Велби (Justin Welby) на пост Архиепископа Кентерберийского.

Коллегия каноников Кентерберийского собора единодушно избрала епископа Велби 105-м Архиепископом Кентерберийским.

35-членная Коллегия каноников, состоящая из старших клириков и мирян епархии Кентербери, в соответствии с традицией тысячелетней давности провела избирательное собрание в доме настоятеля Кентерберийского собора, построенного в XIV в.

Процедура избрания нового Архиепископа Кентерберийского Коллегией каноников зафиксирована в его конституции как непременное условие поставления нового примаса Церкви Англии. Она может иметь место только после получения официального письма от британского монарха.

Церемония была проведена под председательством декана (настоятеля) Кентерберийского собора Роберта Уиллиса (Robert Willis). По традиции кандидат не был приглашен принять участие церемонии.

Новый первоиерарх Церкви Англии избирался Кентерберийскими канониками на безальтернативной основе: в избирательных бюллетенях было обозначено только одно имя.

Декан Кентерберийского собора доктор Роберт Уиллис сказал: «О решении, которое мы приняли этим утром, будет формально сообщение в Лондон. В Соборе св. Павла 4 февраля я представлю его комиссии Королевы. Они скажут, что оно действительно, законно и правильно, и в тот момент Джастин Велби станет в полной мере Архиепископом Кентерберийским».

Справка: Англиканская церковь является всемирной семьей автономных церквей под руководством архиепископа Кентерберийского, который имеет верховный статус среди глав остальных англиканских церквей. Их приходы, большей частью англоязычные насчитывают более 70 миллионов человек.

Родительская английская церковь уходит корнями в кельтское христианство древних бриттов и в римскую форму богослужения, которая была принесена в Англию Августином Кентерберийским.

Англиканская церковь утверждает, что она является одновременно и католической и реформатской. Как и в католической церкви, в ней существуют саны архиепископов, священников и дьяконов, но литургия в ней значительно реформирована: в "Книге общих молитв" архиепископа Томаса Кранмера (1489-1556 г.г.) сохранилась большая часть текстов, относящихся к средневековой церкви, но в чисто протестантской редакции. Сегодняшнее англиканство включает в себя три направления: англо-католическое, либеральное и евангельское. По этой причине его часто рассматривают в качестве связующего звена между протестантами, римскими католиками и православными.

Современное англиканское вероисповедание объединяет 70 миллионов человек в 164 странах мира. В настоящее вре­мя англикане объединены в 40 "поместных церквей" 1 . В большинстве случаев они называются: "англиканскими", реже - "епископальными". Первое именование указывает на место возникновения этого реформационного исповеда­ния, второе - на один из важнейших аспектов англиканства - наличие епископата, который, по мнению самих англикан, является "историческим" и восходит к Апостолу Англии святому Августину (основание Церкви в Англии традицион­но датируют 597 годом 2).

Какие принципы являются основополагающими для ан­гликанства? В 1888 г. на Ламбетской конференции был при­нят документ, указывающий четыре основных требования, необходимых для вхождения в англиканское сообщество. От вступающих сюда требуется признание:

    Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Слова Божия;

    Никейского Символа веры как достаточного изложе­ния христианской веры;

    двух таинств - Крещения и Евхаристии, - совер­шаемых с правильными словами и действиями, установлен­ными Иисусом Христом;

    исторического епископата 3 .

Данные четыре пункта должны приниматься всеми церква­ми, являющимися членами англиканского сообщества. Однако даже эти условия принимаются некоторыми "поместными церквами" с существенными оговорками. Некоторые из них, например, признают так называемые "Апостольский" и "Афа­насьевский" Символы веры наравне с Никейским. Другие при­знают три, а не два таинства и т. д.

Подобные требования, на первый взгляд, свидетельству­ют о том, что в англиканстве существует определенная дог­матическая система. Однако на самом деле упомянутые принципы полностью перечеркиваются признанием "свободы веры", что в реальности свидетельствует скорее об от­сутствии у англикан четкой вероучительной системы. Это ка­сается даже основных моментов христианского учения. Отсут­ствие в англиканстве цельной догматической системы приво­дит к появлению таких работ, как книга епископа Робинсона "Быть честным с Богом" ("Honest to God", 1964. John A . C. Robinson , Bishop Woolwich ), в которой автор утверждает, что Ии­сус Христос не является Богом, и отрицает бытие личностного Бога вообще. Причем характерно, что такие явно антихристи­анские взгляды одного из епископов ни разу не подверглись осуждению со стороны официальных руководящих структур англиканской церкви. Отсутствие единого вероучения в англи­канстве является следствием отсутствия единого авторитетного органа, способного постановлять в делах веры. Даже поста­новления Вселенских Соборов в англиканстве не признаются (хотя некоторые англикане первые четыре Собора считают весьма авторитетными).

Вследствие отсутствия единого и обязательного для всех вероучения внутри англиканского сообщества существует самый широкий плюрализм. В связи с этим в англиканстве можно выделить такие наиболее крупные направления:

1. "Англо-католики", или "Оксфордское движение". Прокатолическое движение, возникшее в 19 веке. Его

приверженцы в вопросах вероучения тяготеют к католициз­му и готовы признавать все католические догматы, вплоть до учения о непогрешимости папы. Однако сдерживающим фактором в отношениях с католической церковью является нежелание католиков признавать законность англиканского епископата. В то же время существует небольшая группа англо-католиков, которые тяготеют к Православию.

2. "Высокая церковь".

Консервативная фракция в англиканстве. Приверженцы "Высокой церкви" придерживаются традиционных форм англиканства в области вероучения и обрядов. Дальнейшее развитие логики консерватизма привело к выделению из "Высокой церкви" англо-католического движения.

3. "Низкая церковь", или "Евангелики".

Приверженцами этого направления являются в основном англикане радикального протестантского направления, признающие учение об оправдании верой и о Библии как единственном источнике вероучения.

4. Модернисты.

Представители этого направления отрицают самые ос­новы христианства как богооткровенной религии. В наше время это направление доминирует в англиканском сооб­ществе.

5. Епископальная Церковь США.

Эту поместную церковь можно выделить как отдельное направление в англиканстве, поскольку она всегда отлича­лась рядом существенных особенностей. В целом близка к "Низкой церкви" и модернистам.

Выделение в англиканстве данных направлений является достаточно условным. Сами англикане зачастую, даже осо­знавая различия между собой, более дорожат внешним единством, основанным на веротерпимости. Ее основой, по мнению англикан, является представление о том, что глав­ное в христианстве - это нравственное учение, тогда как догматическая сторона - второстепенна, если вообще нуж­на. Англикане видят в такой нечеткости своего вероучения одну из наиболее привлекательных черт своего исповедания. Порочность подобного подхода очевидна: с православной точки зрения, нравственное учение, лишенное своего ис­точника, обречено на деградацию. Это наглядно подтверж­дают данные статистических исследований, проведенных в Великобритании. Согласно опросам, Библию хотя бы раз в год читали только 13% британцев, а 60% - вообще никогда не читали Священное Писание 4 . Не менее поражает офици­альная точка зрения англикан по вопросу о гомосексуальных отношениях: Ламбетская конференция 1998 г. признала подобные отношения допустимыми 5 .

Для достижения формального единства среди англикан су­ществует определенная система взаимообщения поместных церквей. Ее можно представить следующим образом:

Во главе системы стоит архиепископ Кентерберийский (внастоящее время 103-м архиепископом Кентерберийским является доктор Джордж Кэри (dr. George Carey), возведен­ный на кафедру в 1991 году). Он считается главой всего ан­гликанского сообщества. Однако это главенство является скорее номинальным. Фактически власть архиепископа Кентерберийского распространяется только на территорию Англии, но и здесь ограничена (если не сказать - полнос­тью контролируется) парламентом Англии. Только три обязанности, возложенные на архиепископа Кентерберийского, свидетельствуют о его лидирующей роли в англиканском мире:

    право созывать раз в десять лет Ламбетскую Конфе­ренцию англиканских епископов всего мира и председатель­ствовать на ней;

    право председательствовать на съездах примасов поместных церквей;

    право занимать должность президента т.н. "Консультативного совета англикан".

Причиной того, что архиепископ Кентерберийский играет относительно слабую роль внутри англиканского со­общества, является англиканское учение о священстве. Хотя вернее было бы говорить о его отсутствии в официальных англиканских документах, несмотря на то, что англикане со­хранили трехстепенное деление клира. Как уже отмечалось, англикане подчеркивают существование в их церкви епи­скопата, восходящего к иерархии, которая берет свое начало от святого Августина, и считают, что этот факт засвидетельствован церковной историей. Однако при этом англикане считают, что епископат (и священство вообще) следует со­хранять не как богоустановленное и существенно необходи­мое условие бытия Церкви, а как нечто полезное и содей­ствующее церковному единству и порядку. В англиканском богословии даже существует афоризм, хорошо описываю­щий положение епископата в англиканстве: "Епископат ну­жен не для бытия, но для благобытия церкви". Все это сви­детельствует только об одном: в англиканском сообществе епископат (священство) занимает специфическое положе­ние, которое легче всего сравнить с государственной долж­ностью. Для характеристики англиканского "священства" существенным является также и такой исторический факт: в XVII в. в ряды англиканских священников были приняты многие лица, не имевшие рукоположения от епископов, - в силу простого постановления парламента.

Ламбетские конференции (Lambeth Conference) также иг­рают весьма важную роль в структуре англиканского сообщест­ва. Ламбетские конференции представляют собой съезды епи­скопов, которые, начиная с 1867 г., каждые десять лет соби­раются под председательством архиепископа Кентерберийско­го. Свое название эти конференции ведут от Ламбетского дворца (Lambeth Palace) резиденции архиепископа Кентербе­рийского в Лондоне. Первая конференция под председатель­ством архиепископа Лонгли (Longley) собрала 76 епископов. С 1978 г. место проведения конференций было перенесено в Кентербери: причиной переноса явилось слишком большое количество епископов, участвовавших в конференции 1978 г. В 1998 г. состоялась 13-я по счету конференция, на которой при­сутствовало 750 епископов, представлявших большинство ан­гликанских "поместных церквей". Ламбетские конференции, занимающиеся рассмотрением богословских, социальных и по­литических вопросов, нельзя считать даже аналогом соборов, так как их постановления носят не обязательный, но рекомен­дательный характер.

Примасы (Primates) - предстоятели англиканских "поместных церквей". Начиная с 1979 года примасы соби­раются каждые два-три года для консультаций по наиболее актуальным вопросам и отчасти - для подготовки материа­лов предстоящих Ламбетских конференций.

Консультативный совет англикан (The Anglican Consulta­tive Council) - международная ассамблея англикан, соби­рающая вместе епископов, пресвитеров, диаконов и мирян для обсуждения проблем, возникающих в англиканском со­обществе и мире. Совет был образован во исполнение резо­люции Ламбетской конференции 1968 г., которая предписы­вала сделать более частыми и более представительными контакты между англиканскими церквами в промежутках между Ламбетскими конференциями, дополняя и расширяя деятельность последних. В октябре 1969 был созван первый Консультативный совет англикан. С тех пор он собирается каждые два-три года. Местом его проведения являются раз­личные государства, в которых существуют "поместные церкви" англикан.

Для примера можно привести следующий перечень во­просов, которые в разное время становились объектом рас­смотрения на Ламбетских конференциях, встречах примасов и ассамблеях Консультативного совета: партнерство миссий; сотрудничество диоцезов; экуменический диалог (с лютера­нами, дохалкидонитами, православными, кальвинистами, католиками); литургические консультации; богословские консультации и т.п.

Чтобы лучше представить, что являет собой современное англиканство, следует несколько углубиться в историю этого вероисповедания.

Англиканство появляется в XVI в. Король Англии Ген­рих VIII Тюдор (1509-1547) первоначально был католиком. Ему не удалось добиться у папы Климента VII согласия на уменьшение размеров сбора, взимавшегося для строительства собора святого Петра в Риме, и разрешения на растор­жение своего брака с Екатериной Арагонской (теткой гер­манского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Иза­беллы Испанских). Для заключения этого брака в свое вре­мя понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина ранее была замужем за братом Генриха VIII. Прожив с Ека­териной 17 лет, Генрих VIII увлекся фрейлиной своей су­пруги Анной Болейн, что побудило его искать расторжения брака с Екатериной. Папа Климент VII отказался аннулиро­вать брак, а архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, примас римско-католической церкви Англии, расторгнул брак Генриха VIII с Екатериной в 1533 году. Затем Кранмер благословил брак Генриха с Анной Болейн. Одновременно с этим Английская церковь вышла из подчинения папе. Вско­ре после этого в 1534 году парламент Англии объявил коро­ля единственным верховным главой церкви на территории Англии. Епископы должны были просить у короля под­тверждения своих церковных прав. Два родоначальника ан­гликанства - Генрих VIII и архиепископ Кранмер - стояли на разных позициях относительно дальнейшего пути разви­тия Английской церкви. Кранмер был склонен вести цер­ковь по лютеранскому пути, а Генрих хотел сохранить като­лические вероучение и обрядность. Эти лежавшие у истоков англиканства две прямо противоположные концепции коро­ля и архиепископа во многом объясняют современное со­стояние Англиканской церкви: разночтения по вопросам ве­ры, обряда и проч. зародились на самых ранних этапах формирования этой протестантской конфессии.

Когда Генрих VIII умер (1547) и на престол взошел его де­сятилетний сын Эдуард VI (1547-1553), влияние архиепископа Кранмера усилилось, следствием чего стало продолжение ре­форм в английской церкви. Вслед за изданным в 1539 г. под редакцией Кранмера английским переводом Библии в 1549 го­ду впервые вышла "Книга общей молитвы" (The Book of Common Prayer). В 1552 году Кранмер при содействии Меланхтона издал Символ веры Англиканской церкви. Систематическим изложением англиканского богословия явились на­писанные Кранмером в 1552 году 42 члена вероучения, в осно­ву которых были положены лютеранское "Аугсбургское испо­ведание" и некоторые положения кальвинизма.

В 1553 году Эдуард VI скончался, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553-1558). Ма­рия исповедовала католицизм и известна под именем Марии Католички. Мария Тюдор объявила о возврате Английской церкви под власть папы и об искоренении всех последствий Реформации. В 1554 году Кранмер был осужден на сожже­ние и 21 марта 1556 года - после долгих истязаний - каз­нен. Во время правления Марии Тюдор около 200 проте­стантов были казнены, что дало повод называть ее Кровавой Марией.

После смерти Марии Тюдор на престол взошла вторая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета I Тюдор (1558-1603). Во время правления Елизаветы I Реформация в Англии была восстановлена. Английская церковь вновь бы­ла изъята из юрисдикции Рима и поставлена в зависимость от королевской власти. В 1559 году Елизавета назначила на Кентерберийскую кафедру последователя Кранмера Матфея Паркера. При Елизавете I 42 члена англиканского вероуче­ния были переработаны и сокращены до 39. В 1571 году эти 39 членов были утверждены парламентом Англии и подпи­саны епископатом Английской церкви.

Дальнейшая история англиканства тесно связана с рас­ширением Британской империи, что привело к распростра­нению государственной церкви Англии и на всех террито­риях, входивших в состав империи. В XVII в. вследствие британской колонизации англиканство распространилось в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Южной Африке и США. В XVHI-XX вв. англиканство распространилось практически по всему миру (в странах Азии, Африки, Ла­тинской Америки и т. д.). Большую роль при этом играла миссионерская деятельность церквей Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса.

Из истории англиканства видно, что со времени возник­новения и до наших дней оно не имело общеобязательных догматических текстов (подобных по авторитетности поста­новлениям Вселенских Соборов). Тем не менее в англикан­ской церкви наличествуют определенные тексты, которые выражают основные положения англиканского вероучения. Прежде всего это "Книга Общей Молитвы" и прилагаемые к ней 39 так называемых "Членов религии" (Articles of Religion).

"Книга общей молитвы" впервые была издана в 1549 го­ду, после чего она была неоднократно пересмотрена. Одна из последних редакций была предпринята в 1928 г. Однако она не была принята всеми "поместными церквами". Так, например, в Англии до сих пор в употреблении остается текст "Книги общей молитвы" редакции 1662 г. По своей структуре "Книга..." является служебником, в состав кото­рого введен ряд текстов догматического содержания, изло­женных, впрочем, недостаточно ясно и определенно. С 1960-х гг. в англиканстве начался процесс модернизации обрядов, изложенных в "Книге общей молитвы", и богослу­жебного языка. Следствием этого стала публикация в 1980 г. нового издания - "Альтернативной богослужебной книги" (The Alternative Service Book). В настоящее время она поль­зуется в англиканском сообществе не меньшим авторитетом (хотя и не повсеместно), чем "Книга общей молитвы". Окончательная редакция "Альтернативной богослужебной книги" планируется к 2000 г., однако она уже используется в некоторых англиканских "поместных церквах".

Говоря о наиболее характерных особенностях англикан­ского вероучения, отраженных в тексте "Книги общей мо­литвы" и прилагаемых к нему 39 "Членах религии", следует отметить, что между этими двумя источниками нет полного согласия. Это связано с тем, что "Члены религии" имеют более выраженный протестантский характер, чем текст "Книги...". При этом особый авторитет и даже, можно сказать, обязательность "Членов религии" утверждает так на­зываемая "Декларация Его Величества", помещаемая в текс­те "Книги...". Этой Декларацией король Англии объявляет о том, что "Члены религии" "содержат истинное учение Церкви Англии, согласное со Словом Божиим...". В тексте Декларации говорится: "Мы требуем от наших возлюблен­ных подданных продолжать единообразно их исповедывать и запрещаем малейшие отклонение от упомянутых Чле­нов" 6 . Однако следует заметить, что такое значение "Членам религии" усваивается только в пределах Англии. В других "поместных церквах" они не имеют силы обязательного за­кона, да и в самой Англии в реальности подписывать их должны только члены клира. Тем не менее до сих пор ни одна англиканская "поместная церковь" не отвергла "Члены религии", и их можно рассматривать в качестве документа, отражающего вероучение всего англиканского сообщества.

Среди наиболее ярких отличий англиканского вероуче­ния, изложенного в "Членах религии", следует отметить следующие:

    учение о исхождении Святого Духа от Сына так же, как и от Отца (V член);

    отсутствие учения о Церкви как Теле Христовом (XIX член);

3. отрицание вероучительной непогрешимости Вселен­ских Соборов (XXI член);

4. признание в англиканской церкви только двух таинств - крещения и евхаристии (XXV член);

5. отсутствие призывания святых, что запрещается как католическое учение (XXII член);

    отрицание почитания мощей (XXII член);

    отрицание почитания святых икон (XXII член) и т. п.

В англиканстве имеют место и иные отступления от уче­ния Церкви, возникшие как вторичные следствия из лож­ных оснований, содержащихся в "Книге общей молитвы" и "Членах религии". В частности, примером подобного рода искажений может служить существующая в современном англиканстве практика рукоположения в священный сан женщин (с 1974 г. - во пресвитеры, а с 1988 г. - и во епископы).

Для того чтобы получить более полное представление об англиканстве, можно подробнее ознакомиться с родона­чальницей всего англиканского сообщества - церковью Англии. Свое начало она ведет с 1533 года. В настоящее время церковь Англии насчитывает около 26 миллионов приверженцев, что составляет приблизительно половину на­селения Англии. Главой церкви официально признается правящая королева (или король) Англии, которая назначает по согласованию с премьер-министром двух архиепископов, 108 епископов и 42 настоятелей соборов. Территориально в юрисдикцию церкви Англии входят: Англия, остров Мэн, острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш, ост­рова Силли, часть Уэльса, а также диоцез континентальной Европы (Марокко, Турция и т. д.).

Церковь Англии делится на две провинции: Северную провинцию возглавляет архиепископ Йоркский (в настоя­щее время - доктор Дэвид Хоуп (dr. David Hope)), Южную - архиепископ Кентерберийский (в настоящее время - док­тор Джордж Кэри (dr. George Carey)). В состав Северной провинции входят 14 диоцезов. Южная насчитывает 39 дио­цезов. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а так­же ряд епископов (числом 24) являются членами парламента Великобритании. Роль парламента в жизни церкви Англии очень велика, так как ни один из важнейших вопросов цер­ковной жизни не может быть разрешен без ратификации парламентом соответствующего решения церковных струк­тур. Например, в редакции "Книги общей молитвы" от 1928 г. было предложено включить эпиклезу в чин евхаристии (англикане называют богослужение этого таинства "мессой", "Вечерей Господней", "Последней Вечерей", "Трапезой Господней"), однако парламент отверг это предло­жение, несмотря на то что почти весь епископат церкви Ан­глии поддерживал это нововведение.

Для предварительного решения важнейших вопросов, тре­бующих ратификации парламентом (вероучительные, финан­совые, а также вопросы устроения церкви и т. п.), и для веде­ния менее значимых дел в церкви Англии существует так на­зываемый "Генеральный Синод" (General Synod), состоящий из избираемых раз в пять лет 574 членов - клириков и мирян. "Генеральный Синод" собирается дважды в год в Йорке или Лондоне. Как уже отмечалось, церковь Англии включает в себя две провинции, состоящие из 43 диоцезов; диоцезы же, в свою очередь, делятся на приходы. По широко распространенному в среде англикан выражению, приходы составляют "сердце церкви Англии". Каждый приход управляется священником, обычно именуемым "викарием" или "ректором". Церкви Ан­глии в настоящее время принадлежат 42 собора и 16 тыс. церквей (из них 13 тыс. являются архитектурными памятниками).

Статистические данные последних лет показывают 7 , что число людей, желающих вступить в церковь Англии, уменьшается на 5 тысяч человек ежегодно, а соотношение числа принявших крещение и конфирмацию показывает, что после принятия крещения к совершаемой позднее кон­фирмации приступает только каждый пятый. Число лиц, принявших в церкви Англии священный сан в 1998 году, на 15 % (460 человек) выше аналогичной цифры за преды­дущий год. Соотношение этих данных свидетельствует не в пользу той ситуации, которая в последние годы сложилась внутри церкви Англии: при увеличении числа служителей церкви количество воцерковленных и крещеных людей с каждым годом уменьшается. Частично это происходит вследствие оттока людей в другие конфессии, но главной причиной этого все же является равнодушное отношение большинства современных англичан к церковной жизни.

Даже поверхностное рассмотрение современного англи­канства приводит к мысли о том, что современная англи­канская церковь находится на значительно большем удале­нии от Православия, чем это было, например, 70 лет назад, когда между Православной Церковью и англиканами велись межконфессиональные переговоры: в 1922 г. - с Констан­тинопольским Патриархатом, в 1923 г. - с Иерусалимской и Кипрской, в 1930 г. - с Александрийской Православными Церквами и т.д.).

Церковь в Англии является государственной. Она находится под защитой и опекой королевской власти, ею же и назначаются епископы. возникла под воздействием деятельности короля которому было выгодно выйти из под опеки Папы Римского. Изначально церковь была католической, затем постепенно в нее стали вливаться протестантские веяния. Церковь Англии можно назвать и кафолической, потому как она выражает приверженность ранней апостольской церкви, и реформированной, в связи с влиянием на ее устои протестантских принципов.

Тесно связана с государственной властью. Многие епископы входят в и все важные решения церкви предполагают утверждение в парламенте. Государство несет на себе львиную долю расходов на содержание церкви, а ее верхушка напрямую связана с финансовой олигархией. Церковь Англии, находясь посередине между католической и протестантской верой, вступает в контакты и с теми, и с другими. Три направления содержит англиканская церковь - низкое тяготит к протестантизму, тогда как высокое близко к католицизму. Широкое направление примиряет всех, включая разные христианские течения.

Англиканская церковь в своей вере руководствуется тремя символами веры, положениями, которые были приняты на первых четырех вселенских соборах, «39 статьях» и «Книге общественного богослужения». «39 статей» названы по количеству доктринальных утверждений и показывают позицию церкви между католиками и протестантами. Над ними трудился Кранмер, архиепископ, умерший мученической смертью. «Книга общих молитв» также обязана большей частью работ тому же Кранмеру и содержит традиционные молитвы англиканцев.

Изначально англиканцы ставили перед собой цель объединить все христианские церкви, Кранмер разработал план, который не сработал из-за того, что не вызвал интереса у многих представителей церквей. Но англиканские священники продолжали вести переговоры, в результате чего церковь вступила в полное евхаристическое общение с Польской и старокатолической церквами. Англиканская церковь, изначально образовавшись в Англии и Ирландии, постепенно получила распространение во всем мире, благодаря миссионерству и твердым привычкам и предпочтениям колонистов. Таким образом, появились англиканцы и в России.

В Вознесенском переулке, практически в центре Москвы и по сей день сохранилась единственная англиканская церковь. Москва дала пристанище ее приверженцам еще в далеком 19 веке. Тогда на месте часовенки в 1884 году был возведен английский собор. К этому времени число британских колонистов настолько увеличилось, что их уже не могли вместить стены небольшой часовенки. Железные ворота украшены символами Ирландии, Англии, Шотландии, а на крыше красуется крест явно не православного вида. Собор преображает улочку, вызывая ощущения присутствия в Англии времен викторианства.

Это англиканская церковь святого Андрея, выстроенная под руководством Фримана, английского архитектора. Позже под руководством Фрейденберга, московского архитектора, был построен для священнослужителей. Собор стал не только место проведения богослужений, но и культурным центром с библиотекой и хранилищем, где собиралась вся британская колония. Во времена революции большевики захватили здание церкви и разграбили сейфовые хранилища. Из здания сделали сначала склад, затем общежитие, а после там обосновалась студия звукозаписи «Мелодия».

В 90-е годы англиканцы получили обратно свою церковь и в ней возобновились богослужения. Первое время раз в месяц приезжал из Хельсинки священник, а затем, в 1993 году собор обзавелся собственным капелланом и службы уже стали идти в обычном режиме. На сегодняшний день только часть здания находится в пользовании англиканцев, вторая же половина принадлежит детскому дому.