Где находится адмирал григорович. Круговая оборона: на что способен фрегат «Адмирал Григорович»? Появление фрегатов в отечественном флоте

12.04.2020 Медицина 

Развитие отечественного флота в нынешних условиях невозможно представить без крупных океанских военных кораблей. Дальняя морская зона всегда была, есть и будет сферой интересов Российской Федерации. Флот всегда испытывает потребность в мощных и современных военных судах, способных не только демонстрировать Андреевский флаг на морях, но и в состоянии защищать экономические и политические интересы Российского Государства. Такими кораблями могут и должны будут стать фрегаты «адмиральской серии» проекта 11356.

Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» — сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

Проектирование сторожевиков нового поколения

Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр « Krivak V».

В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного завода «Янтарь». Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно — сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

Второй и третий корабль проекта 11356 — сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2017 года.

С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2020 год.

Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

Основные конструктивные особенности фрегатов проекта 11356

Внешне похожие на своих предшественников новые отечественные сторожевики являются кораблями нового поколения. При беглом и поверхностном осмотре кораблей сразу бросается в глаза необычная конфигурация надстройки. В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах.

В соответствии с требованиями, заложенными в техническом задании, корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • водоизмещение составляет 3350 тонн;
  • максимальная длина корабля 124,8 м. при ширине корпуса 15,2 м.;
  • осадка составляет 7,5 м;
  • двигательная установка представлена газотурбинной установкой суммарной мощностью 46 тыс. л/с;
  • максимальная скорость хода 32 узла;
  • максимальная дальность на скорости 14 узлов составляет 4850 миль.

Судя по ТТХ новые российские сторожевики – адмиралы представляют собой достаточно внушительные боевые корабли. Управлять таких хозяйством будет экипаж численностью 220 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания в 30 суток. Помимо моряков на борту судна будет постоянно находиться подразделение морской пехоты и авиационно-пилотажная группа.

В плане оценки проекта, стоит уделить внимание двигательной установке. Первые два корабля, которые успели сойти с калининградской верфи, оснащались газотурбинными установками украинского производства. С введением санкций поставка украинских двигателей в рамках проекта была приостановлена. Отсутствие аналогичных отечественных турбин привело к тому, что было приостановлено последующее строительство других судов, заложенных в рамках действующего контракта. Задача по разработке и созданию однотипной двигательной установки была поставлена подмосковному НПО «Сатурн», однако на данный момент работы в этом направлении продвигаются медленно.

Ввиду этого затянулись сроки окончательного ввода в эксплуатацию готовых кораблей. Остальные суда будут достраиваться после того, как в распоряжение корабелов поступит новый газотурбинный двигатель отечественного производства.

Что касается комплекса вооружений, то российские фрегаты в этом плане представлены достаточно мощно. Оба корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» оснащены ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса «Калибр-НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр» могут поражать различные цели на воде и на суше, на расстоянии до 1500 км. Третий корабль серии «Адмирал Макаров» также будет оборудован под КРК «Калибр –НК».

Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190, традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро- и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.

Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеется торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».

Все корабли проекта имеют в арсенале поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на борту судна оборудованы взлетно-посадочная площадка и крытый ангар.

Проект 11356 сегодня

Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Адмирал Григорович»

Сторожевой корабль «Адмирал Григорович»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ССЗ «Янтарь» , Калининград
Строительство начато 18 декабря 2010 года
Спущен на воду 14 марта 2014 года
Введён в эксплуатацию 10 марта 2016 года
Статус в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3 620 тонн (стандартное),
4 035 тонн (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 × 30 450 л. с., ГТА М7Н1 (8450 л. с. маршевая ГТУ, 22 000 л. с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК»
Артиллерия 1 × 1 - 100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2 × 6 - 30мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 8 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК») ,
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» (36 ЗУР) ,
8×1 ПУ ЗРК «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»)
1×12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 2 - 533мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31

10 марта 2016 года был подписан приёмосдаточный акт, 11 марта был поднят военно-морской флаг и корабль официально вошел в состав флота .

Служба

В июле 2016 года корабль вышел в Черное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника .

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Черного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника .

Командиры корабля

Напишите отзыв о статье "Адмирал Григорович (сторожевой корабль)"

Примечания

Ссылки

По плану Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, в состав Военно-морского флота РФ должно войти пять-шесть кораблей проекта 11356.


С 1999 по 2004 годы было построено и введено в строй 3 фрегата данного проекта для Индии – Talwar, Trishul, Tabar. В настоящее время для Индии строят ещё 3 фрегата.

Для России заложен в декабре 2010 года «Адмирал Григорович» для Черноморского флота, предположительно для Черного моря построят ещё 2 фрегата – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Колчак». Возможный ввод в строй – 2013-2015 гг. Затем предполагается заложить ещё серию из трёх кораблей.

Проект разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» на базе российского пограничного сторожевого корабля 11351.

Назначение

Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятель­но и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Боевые возможности корабля позволяют вести поиск и уничтожение подводных лодок противника; осуществлять противокорабельную, противовоздушную и противолодочную оборону боевых кораблей и судов в море; поддерживать боевые действия сухопутных войск и обеспечивать высадку морских десантов.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учетом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от мас­сового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56000 л.с.

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.

Базовые ТТХ фрегата

Водоизмещение, т:
Нормальное – 3830,
Полное – 4035,
Длина наибольшая (по КВЛ), м - 128,4 (115),
Ширина наибольшая (по КВЛ), м - 15,2 (14,2),
Осадка, м:
по КВЛ - 4,2,
средняя (при нормальном водоизмещении) - 4,64,
максимальная (при полном водоизмещении) - 6,8,
ГЭУ
Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э - 1 ГГТА,
Максимальная мощность на валах при температуре наружного воздуха +15 - 2Х28 000 л/с
Скорость полного хода, узл.:
при температуре наружного воздуха +15° - 30,
при температуре наружного воздуха +40° - 28,
Дальность плавания экономичным ходом (14 узл.) при наибольшем запасе топлива, миль - 4850
Экипаж, чел. – 220 (плюс 20 морпехов),
Автономность по запасам провизии, суток – 30,
Вооружение
Ударное
ПУ ПКРК «Club-N» - 1х8,
Боезапас ПКР 3М54Э – 8,
Зенитное
ПУ ЗРК «Штиль-1» - 1,
Боезапас ЗУР 9М317Э – 24,
ЗРАК 3М87 «Каштан» - 2,
Боезапас ЗУР – 64,
Боезапас 30-мм снарядов - 6000,
ПЗРК «Игла-1Э», шт. - 8,
Артиллерийское - А-190Э
Противолодочное
533-мм ДТА-53-956 - 2х2,
ПУ РБУ-6000 - 1,
Авиационное - Ка-28 или Ка-31.

Вооружение

Ракетный комплекс Club-N: основу ударного вооружения построенных Балтийским заводом для Индии фрегатов составляет ракетная система "Клаб-Н", предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Система "Клаб-Н" состоит из 8-ми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет. Противокорабельные крылатые ракеты 3М-54ТЭ (с низколетящей сверхзвуковой боевой ступенью) и 3М-54ТЭ1. Дальность стрельбы от 10 до 220 и 300 км соответственно. Масса боевой части ракеты - 220 кг, максимальная скорость полета - до 700 м/c.

Предстартовая подготовка, формирование и ввод полетного задания осуществляются универсальной системой управления стрельбой. Прямых зарубежных аналогов ракетам системы "Клаб-Н" не существует.

Это первая в России пусковая установка вертикального старта. Комплекс разработан и изготовлен ОКБ "Новатор" (Екатеринбург) специально для экспорта в Индию в комплекте с боевыми кораблями. Часть средств в разработку комплекса Club-N инвестировал Балтийский завод.

Благодаря вертикальному исполнению пусковой установки комплекс Club-N располагается под палубой в носовой части корабля. Это делает его размещение более компактным, а также обеспечивает наименьшую уязвимость от поражения противником.

Модульную подпалубную пусковую установку комплекса Club-N, в которой и размещаются ракеты, изготавливает Балтийский завод. Разработчик установки - КБ специального машиностроения (С.- Петербург). Кроме ракет, входящих в состав комплекса Club-N, данная пусковая установка может обеспечивать хранение и старт еще трех типов противокорабельных ракет. Это открывает широкие возможности для поставки таких пусковых установок как в Индию, так и другим зарубежным заказчикам.

Артиллерийский комплекс: для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегате установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э и системы управления стрельбой 5П-10Э.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ "Буревестник" и производится в Петербурге на машиностроительном заводе "Арсенал" специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на фрегат, а также на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10Э "Пума" (разработка - КБ "Аметист", производство ОАО "РАТЕП") обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система "Требование-М": сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Требование-М". Специально для корабля данного проекта БИУС "Требование-М" разработало и поставило НПО "Меридиан" (С.- Петербург).

"Требование-М" самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности "Штиль-1" : Используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трех ракет).

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан": обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также поражение малоразмерных целей. В комплексе "Каштан" впервые совмещено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счет наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.

Противолодочное оружие: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата служит для обнаружения целей и управления оружием.
Радиолокационное (РЛС типа "Фрегат-М2ЕМ") обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Гидроакустические станции (Humsa APSON в бульбе, SSN-137 буксируемая) служат для своевременного обнаружения подводных лодок и средств поражения противника.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E "Гарпун" управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты "Удав" и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение - противолодочный вертолет Ка-28 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артур. Одна из шестнадцати выпущенных японцами торпед попала в броненосец «Цесаревич ». Порядок на раненном корабле был восстановлен сразу, как только на мостике появился капитан 1 ранга Григорович. Прошло всего несколько часов, как он отметил свой 51 день рождения. Спокойным голосом командир отдавал приказы, которые моряки безукоризненно выполняли. Броненосец посадили на мель и всю ночь отбивались от вражеских миноносцев. Через три месяца корабль вернулся в строй.

биография русского адмирала Григоровича Ивана Константиновича

Иван Константинович Григорович родился на Васильевском острове. Его отец служил на флоте и был генерал-майором, потомственным дворянином Полтавской губернии, а мать Мария Егоровна была урожденной баронессой фон дер Ховен-Приваловской. В последствие семья Григоровича переехала в Кронштадт, а потом в Ревель. В 1869 году отец решил отдать сына в морской корпус. После успешного окончания Иван Константинович был произведен в гардемарины, а в 1875 году - в мичманы. Морская служба нравилась молодому офицеру и в 1878 году Григорович и еще несколько русских моряков на пароходе «Цимбрия » с целью отвлечения внимания Великобритании от русско-турецкого театра военных действий отправился в Северную Америку, где вошел в состав экипажа корабля «Забияка», одного из четырёх крейсеров, строящихся на верфи компании «American Company William Cramp & Sons » в Филадельфии для России. После нескольких морских походов мичман Григорович в 1879 году вернулся в Кронштадт. В период с 1883 по 1899 год проходил службу на кораблях различных флотов Российской империи. 15 февраля 1899 года капитан 1 ранга Григорович принял командование новейшего эскадренного броненосца «Цесаревич», а в 1903 году прибыл в Порт-Артур, где и вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Вскоре началась русско-японская война.

Надежда на то, что замена Старка О. В. энергичным Макаровым позволит добиться перелома в войне, не оправдалась - 31 марта 1904 года погиб. Ослабленная эскадра укрылась на внутреннем рейде Порт-Артура. Став полными хозяевами моря японцы осадили крепость.

В апреле 1904 года по вышечайшему повелению Иван Константинович Григорович назначается главным командиром порта и военным губернатором Порт-Артура с производством контр-адмиралы. Во многом благодаря Григоровичу русская эскадра, базируясь в осажденном городе почти до последних дней, сохраняла способность сражаться на море и содействовать армии. Сколько сил, ума и дипломатичности надо было приложить, чтобы заставить дружно работать вместе офицеров флота и армии, чинов гражданских ведомств и вольнонаемных из местных китайцев. Но судьба Порт-Артура решалась не в море, а на суше.

В 1905 году Российская империя оказалась среди второразрядных морских держав, таких как Италия и Австро-Венгрия. Ее свободная морская сила Балтийский броненосный флот прекратил существование. Флот, запертый в Черном море, взять эту роль на себя не мог.

По возвращению в Россию адмирал Григорович был прикомандирован к Адмиралтейству. Летом 1905 года ему находят должность, и он назначается начальником штаба главного командира Черноморского флота. Известные события на Черноморском флоте привели Григоровича в крайнее смущение. Он понимал, что с таким состоянием дел можно полностью утратить флот. Череда восстаний на кораблях и в береговых частях черноморского флота вынудило правительство произвести полные кадровые перестановки. Григорович был назначен в Либаву командиром порта имени Александра III. Не спокойно было и там. В октябре 1908 года адмирал получил новый перевод по службе в Кронштадт.

После русско-японской войны морское Адмиралтейство долгое время оставалось без головы. Каждые два года приходил новый начальник ведомства. Едва войдя в курс дел, он уже должен был сдавать их преемнику. На флоте понимали, что требовался деятель как великий князь Константин Николаевич. И такой адмирал нашелся. 9 февраля 1909 года командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта Григоровича Ивана Константиновича назначают заместителем морского министра Российской Империи.

русский адмирал Григорович Иван Константинович

После русско-японской войны главными силами военных флотов стали . Броненосцы, потерянные Россией в Порт-Артуре и Цусиме утратили значение. Страна получила уникальный шанс включиться в новый тур гонки морских вооружений почти на тех же условиях, что и ее соперники. Но время шло, а дело стояло на месте. Препятствием на пути строительства флота стала Государственная Дума. Депутаты не верили первым лицам Адмиралтейства . Они считали, что флот обойдется дешевыми миноносцами и подводными лодками, а деньги нужны для усиления армии. А о строительстве новых морских заводов они вообще не хотели слышать. Адмирал Григорович с грустью писал: «1909 год прошел бесцельно. Из-за отсутствия доверия морскому ведомству со стороны законодательных учреждений никакой деятельности проявить было нельзя ».

Русский адмирал не был политиком и находясь на такой должности от политики отстраниться было не возможно.

В Госдуме на морских руководителей нападал А.И. Гучков, а также другие бюрократы. Все сводилось к тому, что пока Адмиралтейство не покончит со старым порядком, не реорганизует ведомство, пока не откроет все свои дефекты, ассигнования выдаваться не будут. Такие же отношения к морскому ведомству были и у членов Совета министров.

Адмирал понимал, что в гонке морских вооружений 1910 год станет решающим. Англия собиралась вывести в море первую эскадру дредноутов. К строительству мощных линкоров приступали все крупные морские державы. Переговоры о заказе двух линейных кораблей начала Турция.

Наконец когда чертежи русских дредноутов были утверждены, и имея по бюджету не большие ассигнования адмирал Григорович решил начать их постройку о чем и доложил главному министру. Приняв его молчание за согласие, он произвел официальную закладку первого корабля и дал команду приступить к постройке. В один день 20 мая 1909 года в Санкт-Петербурге были заложены четыре линкора, которым предстояла долгая боевая жизнь под Андреевским флагом и Советским военно-морским флагом.

Для постройки правительство просило у думы 30 миллионов рублей ежегодно. Премьер-министр Столыпин убеждая законодателей говорил, что это послужит мировым интересам России. Ему вторил министр иностранных дел Извольский говоря, что в то время без флота нельзя даже быть равноправным государством, а у России такие задачи, осуществление которых невозможно без морской силы. Средства на закладку первых четырех линкоров Столыпин нашел, употребив права данные ему положением о порядке верховного управления страной.

Закончился 1909 год и начался следующий с грозными нападками на Адмиралтейство в периодической печати. Предполагавшееся усиление турецкого флота не могло не беспокоить законодательное учреждение, а вместе с тем по морскому ведомству ассигнований не давали. Смета на 1911год проходила опять с нападками, которые уже относились к самому министру, чем к ведомству. Морской министр уже стал меньше появляться в думских комиссиях, отправляя на «растерзание» Григоровича. Наиболее острым был вопрос о подводных лодках.

1910 год был на исходе. Кроме удовольствия видеть, что дредноуты быстро начинают продвигаться постройкой, не приносили адмиралу Григоровичу удовлетворение. Он знал, что многим не пришелся не по вкусу. Даже для малой судостроительной программы старых заводов Адмиралтейства уже не хватало. России надо было производить свои турбины, электромоторы, дизели, гироскопические компасы, оптические приборы, аппаратуру связи.

18 марта 1911 года адмирал Григорович получил пакет с письмом императора предлагавшим прибыть в царское село. В полдень следующего дня адмирал Григорович вышел из кабинета царя Морским министром Российской империи. Семья Григоровича жила на его жалование и прибавка, конечно, имела значение, но сам Иван Константинович радовался не деньгам и даже не предстоящему повышению в чине, а тому, что, наконец, получил право законодательной инициативы.

Вступив к исполнению должности министра, и став членом Совета министров он встретил там вполне дружелюбные отношения. Такое же отношение он почувствовал в государственном совете и Госдуме. Смета на 1911 год была проведена Григоровичем относительно благополучно, также благополучно прошел проект о постройке судов для Черного моря.

Два года морское ведомство пыталось уговорить государственную думу ассигновать на строительство флота один миллиард 125 миллионов рублей, но всякий раз терпело неудачу.

Интересно: с Петровских времен вплоть до Великой Отечественной войны военный флот подчинялся главе государства и финансировался отдельной строкой в бюджете страны.

Возглавив Адмиралтейство Григорович сделал сильный ход, представив Николаю II проект закона об императорском Русском флоте. Первым шагом должна была стать 50-летняя судостроительная программа. За это время предполагалось ввести в боевой состав 189 кораблей, построить новые базы, и особенно важно - возродить флот на Тихом океане. Русский адмирал рассчитывал, что миноносцы и будут готовы к началу 1914 года, а к 1915 году. Он понимал, что период времени с 1914 по 1915 год будет критическим для России в случае войны с Турцией, если она получит заказанные в Англии два дредноута, но морской министр принял «меры» и соглашения с некоторыми лицами, строящими турецкие корабли - насколько возможно задержать эту постройку.

Казенные заводы России с заказами не справлялись. Корабли строились 5-7 лет, а надо было вводить в строй за три года. Адмирал Григорович перевел казенное кораблестроение на коммерческое начало. Привлек частный капитал. Дело пошло, но утвердить закон о флоте не удавалось никак. Против выступали все те же лица во главе с Гучковым. За ним стояли интересы поставщиков армий.

Одной из забот морского министра был недостаток офицерского состава вследствие гибели многих в русско-японской войне и ухода в отставку не видящих ничего светлого для флота. Воспитанием будущих флагманов Григорович опирался на сослуживцев тихоокеанской эскадры - командующего Балтийским флотом адмирала Фон-Эссена. Его школу прошли многие офицеры. Они блестяще проявили себя в годы первой мировой войны.

В пользу закона о флоте сама того не желая выступила Турция. Началась очередная балканская война. Турция закрыла черноморские проливы. Убытки промышленников и землевладельцев превысили стоимость крупной судостроительной программы. В обеих столицах бушевали страсти. Газеты требовали объявить туркам войну.

Заседание в думе закрытом от публики зале началось в 11:00. Гучков отвратительно и гадко выступал против ассигнований. Он лгал и пугал расходами, которые никто не просит и требовал денег только на армию. В зале было сильное возбуждение. Но законопроект был принят при неистовых аплодисментах в первом часу ночи. После чего адмирал Григорович сказал «Слава Богу, теперь я спокоен - флот будет ».

К началу мировой войны страна не успела построить новый флот, но у России уже были моряки способные воевать и на старых кораблях. Немецкому флоту путь к русской столице закрыли мины, береговая артиллерия и пушки устаревших броненосцев. В годы первой мировой войны флот продолжал расти. В строй вступили семь дредноутов. Атака Петрограда с моря стала невозможной. Русский флот завоевал господство на Черном море. типа «Новик » лучший в своем классе вступил в бой с двумя германскими эсминцами и вышел из него победителем. «Краб» стал первым в мире подводным заградителем. Его действия сказали новое слово в тактике подводного флота. Несмотря на войну к 1930-му году строительство океанского флота предполагалось завершить полностью. Однако заводы остановились в феврале 1917 года. Гучков не простил Григоровичу своего поражения. В марте 1917 года он стал военным и морским министром. Против Ивана Константиновича началось судебное следствие. Оно завершилось ничем, бывший министр был чист. Через его руки прошли миллионы, но ни одного казенного рубля к ним «не прилипло». Большевики к адмиралу Григоровичу претензий больше не имели. В 1919 году его приняли на службу в морскую историческую комиссию и дали паек. В голодном и холодном Петрограде это было равносильно спасению.

Русскому адмиралу не чинили препятствий, когда он решил уехать на лечение во Францию. Говорят, там Иван Константинович зарабатывал на жизнь рисованием морских пейзажей. О родине он помнил всегда и доживал свой век с советским паспортом.

Для России имя адмирала Григоровича навсегда будет связано с возрождением флота после самой тяжелой катастрофы в его 300-летней истории. Вернуть флот в океан Иван Константинович не успел, но без него эта дорога была бы закрыта для нас навсегда.

семейный склеп Григоровичей, в котором погребён адмирал. Никольское кладбище Александро-Невской лавры

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 июня 2016 г. на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (Калининград) ожидается передача ВМФ России фрегата проекта 11356 "Адмирал Эссен", названного в честь адмирала военно-морского флота Российской империи Николая фон Эссена (1860-1915).

История проекта

Корабли проекта 11356Р/М (также используется обозначение 11357) - серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны .

Модификация фрегатов типа Talwar ("Тальвар", проекты 11356 и 11356А), которые строились на российских верфях по заказу ВМС Индии в 1999-2013 гг. В свою очередь, "индийские" фрегаты разрабатывались Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург) как экспортный вариант сторожевого корабля проекта 1135 "Буревестник".

В середине 2000-х гг. ВМФ России испытывал острую потребность в обновлении корабельного состава. Средний возраст надводных кораблей составлял около 20 лет, одновременное нахождение в боевом составе разнотипных боевых единиц одного и того же класса вызывало большие проблемы со снабжением и ремонтом - например, на тот момент в состав ВМФ РФ входило восемь сторожевых кораблей семи разных проектов. Ввод в строй фрегатов новых проектов (22350 и 20380) затягивался из-за сложностей с проектированием и строительством.

В этой связи было принято решение заложить серию сторожевых кораблей на базе проекта 11356, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями. В тендере на строительство участвовал ряд предприятий Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), победителем стал входящий в ОСК Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград).

В 2010 и 2011 гг. Минобороны заключило с предприятием два контракта на строительство в общей сложности 6 сторожевых кораблей. Стоимость каждого контракта составила 40 млрд рублей (около 13 млрд рублей за один корабль). Предполагается, что все шесть фрегатов войдут в состав Черноморского флота РФ.

Тактико-технические характеристики

Сторожевой корабль проекта 11356Р предназначен для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, дозорной службы, патрулирования, охраны морских коммуникаций.

  • длина фрегата составляет 124,8 м, ширина - 15,2 м, осадка - 4,2 м;
  • полное водоизмещение 4035 т;
  • скорость полного хода - 30 узлов;
  • дальность плавания - 4 тыс. 850 морских миль (на скорости 14 узлов);
  • автономность плавания - до 30 суток;
  • экипаж - 180 человек (в том числе 18 офицеров).

Главная энергетическая установка - газотурбинная (два форсажных и два маршевых двигателя мощностью соответственно 22 тыс. л. с. и 8 тыс. 450 л. с. каждый).

Двигатели для первых фрегатов поставило украинское предприятие "Зоря"-"Машпроект" (г. Николаев). Вторую партию из трех кораблей планируется комплектовать двигателями российского производства.

В 2015 г. Минпромторг РФ определил головным предприятием по изготовлению главных энергетических установок для кораблей этого проекта НПО "Сатурн" (Рыбинск). Начало поставок газотурбинных двигателей на ПСЗ "Янтарь" предварительно запланировано на конец 2017 - начало 2018 г.

Вооружение

  • 8 вертикальных пусковых установок ракетного комплекса "Калибр-НК". Эти ракеты могут поражать надводные, береговые и подводные цели на расстоянии до 2 тыс. км.
  • Зенитные ракетные и артиллерийские комплексы "Штиль-1", "Палаш" и АК-630М.
  • Универсальную артиллерийскую установку А-190 (калибра 100 мм).
  • Торпедные аппараты калибра 533 мм.
  • Реактивную бомбометную установку РБУ-6000.
  • Боевая информационно-управляющая система "Требование-М" разработана НПО "Меридиан" (Санкт-Петербург).
  • Фрегат оснащен ангаром и взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета (Ка-27 или Ка-31).

Корабли проекта

  • Головной корабль серии "Адмирал Григорович" (заводской номер 01357) был заложен на заводе "Янтарь" 18 декабря 2010 г., спущен на воду 14 марта 2014 г.
  • 7 ноября 2014 г. спущен на воду второй фрегат - "Адмирал Эссен" (заводской номер 01358), который был заложен 8 июля 2011 г. Весной 2016 г. корабль завершил государственные испытания , готов к передаче флоту.
  • Третий фрегат - "Адмирал Макаров" (заводской номер 01359) - заложен 29 февраля 2012 г., спущен на воду 2 сентября 2015 г. Передача флоту планируется в первой половине 2016 г.
  • Строительство еще двух фрегатов - "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360, заложен 12 июля 2013 г.) и "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361, заложен 15 ноября 2013 г.) - было приостановлено весной 2015 г. из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок. "Адмирал Бутаков" был спущен на воду в начале марта 2016 г. Сроки передачи флоту второй тройки фрегатов проекта 11356 будут зависеть от темпов освоения НПО "Сатурн" производства газотурбинных двигателей.
  • О закладке шестого фрегата серии - "Адмирал Корнилов" (заводской номер 01362) - официально не сообщалось. Однако, согласно интервью гендиректора ПСЗ "Янтарь" Эдуарда Ефимова, опубликованному газетой "Страж Балтики" 22 апреля 2016 г., корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.

5 июля 2015 г. главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил журналистам на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, что вместо этих крупных кораблей для нужд Черноморского флота будет построено 18 малых ракетных кораблей нового проекта 22800. Однако в августе 2015 г. пресс-служба "Янтаря" сообщила о возобновлении строительства, а в октябре того же года подтвердила, что продолжает выполнять заказ Минобороны.