В мастерской первопечатника составить небольшое сообщение. Архив номеров. Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти

03.04.2020 Досуг 

Экономической основой запад-ноевро-пей-ского средневекового города было ре-месло. Ремесленники одной или нескольких родственных профессий объединялись в цеха. Этому способствовало несколько причин: во-первых, вместе ремесленникам было легче защищаться от своеволия феодалов; во-вторых, цеха имели больше возможностей бороться с конкуренцией пришлых ремесленников. В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательным условием. Главная функция цехов — контроль над производством и продажен ремесленных изделий.

Первые цеховые организации возникли в Италии уже в X в., во Франции, Ан-глии и Германии — в XI-XII вв. Сначала цехов было немного. Однако со временем их количество существенно выросло. Цеха были самыми разнообразными. Одни изготовляли продукты питания (пекари, мясники, пивовары), другие производили ткани, одежду, обувь (ткачи, портные, сапожники). Особенно уважаемыми были цеха по обработке железа и древесины (кузнецы, столяры, плотники).

С развитием производства цеха начали дробиться. Например, цех кузнецов раз-делился на цеха: оружейников, жестянщиков, ножовщиков и др. Из цеха оружей-ников выделились ещё более узкие ремёсла для производства шлемов, лат, мечей, копий и т. п. Существовали даже ещё более мелкие цеха, как, скажем, цех производителей кошельков для подачи милостыни нищим в Париже или же цех вышивальщиков гербов в Кёльне. В конце XIII в. в Париже работало свыше 130 цехов, объединяющих около 5 тысяч ремесленников.

В XIV-XV вв. цеха разделяются на богатые («стар-шие», или «большие») и бедные («младшие», или «малые»). Цеха, недавно образованные, были намного беднее цехов, основанных десятилетием или столетием ранее. Ощутимой была и разница в предмете производ-ства и продажи, т. е. гончар не мог иметь таких прибылей, как ювелир, изделия которого покупали богачи. Поэтому иногда старшие цеха подчиняли себе младшие.

Заниматься ремеслом в собственной мастерской мог только человек, имевший звание мастера. За собственные деньги мастер покупал необходимое оборудование, сырьё и изготовлял изделие полностью. У мастера были помощники: подмастерья и ученики.

Важнейшие вопросы жизнеобеспечения цеха решались на общих собраниях мастеров, которые считались главным органом управления. Здесь принимали устав, регулировавший функционирование цеха. За соблюдением норм и по-рядка в цехах следили старшины, избираемые из мастеров.

Кузнецы. Средневековые миниатюры

Согласно уставу, каждому мастеру позволялось иметь строго определенное ко-личество инструментов и станков, подмастерьев и учеников. Запрещалось работать ночью и в праздничные дни. В канун праздников рабочий день сокращался. В уставе указывалось, какое количество сырья закупать и сколько продукции производить. Запрещалось иметь слишком большие запасы сырья, чтобы в случае его избытка экономный мастер не воспользовался непредвиденными прибылями.

Большое внимание уделялось качеству товара. Если ремесленник изготовлял не-качественные изделия, это позорило весь цех, поэтому безответственных мастеров наказывали. Например, в Лондоне пекаря, сэкономившего на муке и продавшего ковригу, не установленного цехом веса, сажали в клетку и возили по городу всем на посмешище. А в Париже некачественные товары выставляли у позорного столба.

XIII в. Из устава парижских производителей оловянной посуды

1. Каждый, кто хочет быть в Париже производителем оловянной посуды, может сво-бодно им быть, чтобы только хорошо и честно работал, и может он иметь столько подмастерьев и учеников, сколько захочет.

2. Никто из производителей оловянной посуды не может работать ночью или в праздничные дни, когда весь город празднует; а кто так учинит, обязан заплатить королю 5 су штрафа, поскольку ночное освещение недостаточно для того, чтобы он мог хорошо и честно заниматься своим ремеслом.

3. Производитель оловянной посуды по праву должен создавать всевозможные из-делия своего ремесла лишь из доброкачественного сплава, как дело этого требует; если же делает иначе, теряет изделие и платит королю 5 су штрафа.

5. Никто не может и не должен продавать старые оловянные изделия как новые; а когда кто так учинит, должен королю 5 су штрафа.

Цеха были тесно связаны с жизнедеятельностью городских ремесленников. Каждый цех имел свое помещение, для проведения собраний, заседаний старши-ны, организации пиров и хранения казны, пополнявшейся за счёт взносов и штра-фов. Цеха могли оказать помощь сиротам или вдовам умерших мастеров. Они также сооружали церковь или часовню в честь святого — покровителя ремесла.

После победы коммунального движения все рычаги правления перешли в руки патрициата. Цеха же, укрепив свои позиции, вступили с ним в борьбу. Они требовали, чтобы их представители допускались в городской со-вет. Начались гак называемые «цеховые» революции за власть в городе. Там, где городское ремесло было разви-то слабее, чем торговля, побеждал патрициат (Гамбург, Любек, Бремен и др.). В городах с высоким уровнем раз-вития ремёсел побеждали цеха (Кёльн, Базель, Флорен-ция). Но и в этом случае доступ к власти имели далеко не все ремесленники, а только самые богатые цеха. Материал с сайта

Каждый ремесленник хранил в тайне секрет соб-ственного мастерства. Именно поэтому родители были вынуждены отдавать детей в «науку» к мастеру. Срок учебы, в зависимости от слож-ности ремесла, длился от 2 до 8, а в отдельных цехах - даже до 12 лет. За обучение платили. Мастер распоряжался учеником по своему усмотрению, сваливая на его плечи ещё и работу по хозяйству. После завершения обучения, усвоив основы ре-месла, ученик становился подмастерьем. Теперь его положение несколько менялось. За свой тяжелый труд, иногда по 16 часов, он получал мизерную зарплату. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был заплатить вступительный взнос в казну цеха, а также изготовить и подать на рассмотрение мастеров шедевр — изысканное и дорогое изделие своего ремесла. Если экзамен был сдан, подмастерье за собствен-ные средства угощал всех членов цеха и становился его полноправным членом.

XV в. Из устава любецких золотарей

...Кто хочет занять место самостоятельного мастера в цехе, должен (кроме выпол-нения многих других требований) сделать такие вещи: золотой перстень ажурной работы, английский браслет, браслет, что дарится при обручениях, с гравировкой и чернением, и кольцо для рукоятки кинжала. Эти вещи он должен подать старшинам и старейшим членам цеха.

Понятно, что не все подмастерья имели средства для изготовления шедевра и организации застолья. Кроме того, пытаясь защитить себя от конкуренции, мастера ограничивали доступ подмастерьев в цех. Полноправными членами цеха могли стать разве что сын или зять мастера. Так образовывалась прослойка «вечных под-мастерьев». В XIV-XV вв. происходило постепенное «замыкание цехов». Для за-щиты своих интересов подмастерья создавали особенные союзы — братства .

Цеха на ранней стадии своего существования сыграли чрезвычайно важную роль в развитии ремесла. Однако запрет на нововведения и технические усовершенство-вания со временем привели к торможению процесса производства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Сообщение по теме "В мастерской первопечатника" для 3 класса.

Во времена правления царя Ивана Грозного началось книгопечатание на Руси.

Первым в этом сложном и почетном деле был Иван Федоров со своими помощниками.

Для печати книг по велению царя построили Печатный Двор в Москве, на улице Никольской.

В первую типографию для мастерской первопечатника был привезен печатный станок из Польши.

Для печати книг в Печатный двор были изготовлены отлитые металлические буквы, а также доски для гравюр и много другого инструмента.

Сложным был труд в мастерской первопечатника, потому что станки для печатания книг не были еще отлажены полностью, много было ручного труда, но дело они сделали.

Спустя 9 месяцев работы, в марте 1564 года, мир увидел первую печатную русскую книгу "Апостол".

Эту книгу, первому, принес первопечатник царю Ивану Грозному.

Царь внимательно изучил книгу, по достоинству оценил заглавные красные буквы расписные, заставицу и богатый кожаный переплет.

После того, как Иван Грозный прочитал всю книгу и не нашел в ней недостатков, он отблагодарил первопечатника Федорова, сказав, что в России теперь книги будут самые лучшие в Европе.

Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Фёдорова?

Когда царь Иван Грозный очень внимательно прочитал книгу, то его настроение улучшилось и он произнес несколько предложений, читая которые мы понимаем, что царь был доволен:

"Зело хитёр ты, друкарь, к печатному художеству..."

"Что ж, друкарь, честь головою сберегают, гадно книгу напечатал. Угодил царю, - хвалил он Ивана Фёдорова."

"А ведь наши-то книги не хуже? Не посрамили друкари чести Русской земли." - порадовался Иван Грозный.

Прочитайте с другом в лицах диалог первопечатника и царя. Как вёл себя Иван Фёдоров при встрече с Иваном Грозным? Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.

В диалоге первопечатника и царя мы читаем, что Иван Федоров был горд своей работой, его книга получилась совершенной.

Все в ней было хорошо и орнаменты (заставица), и грамотно текст написан без ошибок, и заглавные буквы расписаны и украшены.

Сама книга выглядела очень ладно в богато кожаном переплете и была удобно к прочтению.

Иван Грозный в начале диалога был очень сердит и грозен, но после того как ознакомился с книгой, также стал горд за Россию и его настроение сменилось на благодушное и восторженное.

Царь одобрительно говорил о творчестве первопечатника и похвалил его.

А когда сравнил иноземные книги и русскую книгу, то даже стал улыбаться от удовольствия, что родная книга намного лучше отпечатана, чем иноземные книги.

Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.

В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.

В средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.

Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты. Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе. Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.

Кто работал в мастерской

Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.

Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.

1 Сырьё - кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия

Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.

Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться. Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.

Правой рукой мастера был подмастерье - работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца. В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики. У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.

Цехи-союзы ремесленников

Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы - цехи.

Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.

1 Не путайте с современными цехами - отделениями фабрик и заводов.

На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.

В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).

Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

Роль цехов в жизни города

Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера. Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия. Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями» .

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

ДОКУМЕНТЫ

Договор о найме ученика

Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.

Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).

Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.

Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья - ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

История Средних веков (конец V века - середина XVII века)

Донской, Агибалова

План


2. «Врата учености».

1. Первопечатник Иван Федоров.

Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства. Люди (монахи) писали книги вручную. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.

В 15 веке Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок . С тех пор книги в Европе стали печатать. К середине 16 века типографии были во многих странах Европы. Россия не могла отставать от других государств.

Первая типография появилась в Москве около стены Китай-города в 1553 году . По приказу царя Ивана Грозного был построен Государев Печатный двор . Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец начали налаживать работу. Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.

Издательский знак
Ивана Федорова
Книга «Апостол»

Первая книга , отпечатанная в типографии, стала книга «Апостол» . Это книга считается первой печатной книгой. Нам известно, что ее начали печатать 19 апреля 1563 года, а закончили 1 марта 1564 года. На создание книги «Апостол» ушёл целый год. Зато вторая книга была отпечатана всего за два месяца.

Книга «Апостол» заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Восхищают четкий шрифт книги. Он воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книги нет ни одной опечатки.

Мастеров, напечатавших первую книгу, стали называть первопечатниками.

Сразу после создания сборника молитв «Часовник» в 1565 году со стороны переписчиков начались гонения на печатников. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Литву, а потом и на Украину.

Именно по сборнику молитв «Часовник» долгое время детей учили чтению.

Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки.

5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался и был похоронен во Львове в монастыре Святого Онуфрия .


В Москве в 1909 году, неподалеку от места первой типографии, Ивану Фёдорову был установлен памятник.

2. «Врата учености».

В 17 веке в России стало больше грамотных людей не только среди знати, но и среди обычных людей. Горожане отдавали своих сыновей в учение, так как нельзя было заниматься торговлей и ремеслом без умения читать, писать и считать. Женщин грамоте обучали только из числа знати.

Бедняки зарабатывали себе знаниями грамоты на жизнь. Они за плату на площади писали письма, составлял различные документы.

Московский печатный двор издавал учебники. Русскую азбуку учили по букварю Василия Бурцова . Букварь переиздавали несколько раз. Полюбилась и «Грамматика» Метелия Смотрицкого . В последствии по ней учился и наш ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Свои первые учебники он с почтением величал «Вратами учености».

В конце 17 века был напечатан букварь Кариона Истомина , монаха Чудова монастыря Московского Кремля. На страницах учебника было различное начертание одной и той же буквы. Приводились примеры слов и красочные рисунки, начинающиеся на эту букву.

Учебные книги ценили и берегли. Они переходили от отца к сыну. Бывало, по ним училось несколько поколений.

Просмотры: 11 405

Вам может быть интересно

Ответ оставил Гость

Разнообразные изделия, продававшиеся в городах, производились в маленьких мастерских ремесленников. Мастерская обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Машин не было; все делали вручную с помощью самых простых орудий труда. Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын, с детства трудившийся в мастерской. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и несложные инструменты.

Благодаря длительной выучке и огромному опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями искусства. Суконщики изготовляли мягкие разноцветные ткани, оружейники – затейливо украшенные доспехи и мечи. Особенно тонкой художественной работой отличались изделия ювелиров и резчиков по камню и дереву. Все это делали люди, любившие свое мастерство, – оно было для них делом гордости и чести.

Главным работником в мастерской был ремесленник – мастер. Он был и хозяином мастерской со всем ее оборудованием и инструментами. Долгое время мастера работали по заказам покупателей изделий, но позднее они начали производить впрок и сбывать свои товары на рынке. Мастерская обычно служила и лавкой, в которой мастер продавал изготовленные вещи.

Городской ремесленник был мелким собственником орудий труда и самостоятельным работником в своей мастерской. В отличие от крестьянина ремесленник производил вещи на заказ или на продажу.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Чтобы овладеть мастерством, нужно было долго учиться – от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его в подчинении у мастера на многие годы. Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогатть по хозяйству в доме мастера; нередко на них обрушивались брань и побои хозяев. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом.

Главным помощником мастера, его «правой рукой» был подмастерье – работник, уже изучивший ремесло. За свой труд он получал заработную плату. Подмастерье жил в доме мастера, питался за его столом, находился под его постоянным надзором, а нередко и женился на хозяйской дочери. Накопив нужную сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.

Ремесло в средневековом городе было мелким промышленным производством, основанным на ручном труде.

Оцени ответ