Почему за свободу всегда приходится бороться. За что стоит бороться? – Кто ваши друзья

20.04.2020 История 

– Александр Иванович, что означает понятие «свобода» для вас? Ощущаете ли вы себя свободным гражданином? И почему для многих наших сограждан слова о свободе являются, увы, пустым звуком?

– Знаете, есть такая притча. На высокой скале жил слепой, для жизни у него все было - еда, питье… Но он молил бога дать ему зрение, возможность увидеть мир. Бог долго не соглашался, зная последствия. Но, в конце концов, согласился. И слепой прозрел. Что он увидел?

Он увидел, что вокруг его скалы пропасти. Страх охватил его. Красота и величие мира закрылись пеленой страха и ужаса… И он захотел вернуться назад.

Свобода. Стать свободным человеком непросто. Надо победить страх. Освободить сознание и мышление от догматов идеологических, религиозных и прочих.

За свободу надо бороться.

Свобода, обретенная в борьбе, может быть действительно оценена. Многие сограждане напоминают героя притчи. Была возможность стать свободными, но, увы…. Я считаю себя свободным человеком. Поэтому и не согласен с политикой нынешнего белорусского режима.

– Долгое время вы были лидером профсоюза, входящего в состав Федерации. И те, кто возглавлял профкомы на таких предприятиях, как МТЗ, БелАЗ, «Гомсельмаш», казались тогда единомышленниками, а сейчас те же фигуры, те же фамилии, но это уже другие лица, иные убеждения… Считаете ли вы их предателями?

– Это очень сложный вопрос. На него ответить однозначно нельзя. Придя в профсоюзное движение, осознав смысл и назначение его, я поставил перед собой цель добиться реформирования белорусских профсоюзов, сделать их независимыми самодеятельными организациями рабочего движения.

Я много об этом писал. Практически профсоюз автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, который я возглавлял с 1990 года, стал проводить независимую от государства, работодателей и администрации всех уровней профсоюзную политику. Интересы рабочего человека для нас были превыше всего. Это была целевая установка в деятельности профсоюза. И этот подход разделяли многие мои товарищи, которые возглавляли профсоюзные комитеты. Но были и те, кто не соглашался с моими идеями, и у нас в профсоюзе всегда была дискуссия, ведь профсоюз демократическая организация. Большинство всегда меня поддерживало.

Когда обострилась борьба режима с независимым профдвижением и поступило указание убрать меня из профсоюзов, началось сильное давление на лидеров профсоюзных организаций. Большинство из них вынуждены были сдаться. Некоторые приходили ко мне и говорили примерно так: мы будем с тобой, но кто прокормит наши семьи… Ряд коллег предлагали мне без борьбы уйти в отставку. Но я сказал, что борьба будет до конца. Надо защищать независимость профсоюзов от натиска диктатуры. Поэтому было мое категорическое выступление на пленуме ФПБ против назначения Козика, хотя все остальные лидеры профсоюзов промолчали, была Октябрьская площадь, когда я вышел один на пикет против нарушения прав трудящихся…

Могу ли я их считать предателями? Они не были преданы идеи независимости профсоюзного движения или не разделяли ее, поэтому перешли на руководящие должности в администрации, стали директорами заводов, другие просто не выдержали борьбы и отошли в сторону, сохранив за собой места уже в «огосударствленном» профсоюзе АСМ. Это приспособление, чтобы сохранить свое положение в жизни и достаток.

– Я хорошо запомнил, как на профсоюзном съезде АСМ один из ораторов подчеркнул, что главное качество характера Александра Бухвостова - благородство… Знаю, что ваша скромность (и это не дань лести!) не позволяет кричать о себе: мол, да, я такой благородный. Но прошу вас сказать, а что вы понимаете под благородством?

– Я думаю, это уважение к людям и к себе. Поступать в отношениях к людям так, как хотелось бы, чтобы поступали в отношении тебя.

– Мне, например, очень не нравится утверждение, что политика - это грязное дело. Вы уже давно в политике, как бы вы разделили, где грязь, а в чем ее нет. И к кому эта грязь прилипает?

– Я никогда не считал, что политика грязное дело. В таком случае я политикой бы и не занимался. Да, борьба за власть, реализация больных властных амбиций побуждает некоторых людей к различным поступкам и преступлениям против человека. Но эти люди - потенциальные преступники, у них такие моральные принципы. Они могут пойти на преступления, на «грязные» дела и во имя других своих целей, в том числе и меркантильных.

Не политика грязное дело. А в политику лезет много людей с «грязными» моральными принципами и намерениями.

К сожалению, сейчас многие так называемые политические технологии строятся на сомнительных принципах.

Мы создавали Белорусскую партию труда для того, чтобы через участие в политических процессах, в управлении государством защищать интересы людей труда. Грязь прилипает к тем, кто, идя в политику, готов использовать или использует принцип «цель оправдывает средства».

– Вы инициатор создания политической партии, которая бы отстаивала права трудящихся, но такое же стремление декларирует и партия коммунистов. Александр Иванович, что вас роднит с коммунистами, что вы думаете о большевиках? Возлагаете ли вы цветы к памятнику Ленина в день его рождения?

– Наша политическая партия - Партия труда, которую власть запретила, и новая Партия трудящихся, которую мы создаем, - отвергает тоталитаризм, диктатуру, подавление прав человека.

Декларации могут быть одни, а действия другие. Так собственно и повела себя Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) во главе с В.И.Лениным, которая затем стала КПСС. Истоком социал-демократических организаций, в том числе и нашей партии, является рабочее и профсоюзное движение. Социал-демократия является и сейчас частью рабочего движения.

Правда, вряд ли это подходит для тех политических организаций в Беларуси, которые продекларировали себя как социал-демократические партии, но по сути имеющие к социал-демократии очень сомнительное отношение.

Большевизм, как политическое течение, чуждо нашему движению, мы не приемлем тоталитаризм и подавление прав человека. Но часто в политике берут ярлык и присваивают его совершенно противоположному по смыслу и действию движению. Так, название «коммунизм», в основе которого лежат понятия гуманизма, человеколюбия, солидарности, брали организации и режимы, совершавшие в ходе своей деятельности преступления против человечества. Я хотел бы отметить, что коммунистическое и христианское движение имеют одни социальные корни. На христианских организациях, я имею в виду церкви, не меньше крови людской. Ленин - эпохальная, историческая фигура. Но цветы к его памятнику я не возлагаю.

– Как вы оценили моральное состояние общества? Судьи лицемерят и издеваются над законом, милиционеры лгут и лжесвидетельствуют, избивают задержанных, молодежь готова вступать в «лукамол» ради каких-то копеечных льгот… А мы хвастаемся, что в нашей столице самые чистые улицы. Не смещены ли критерии?

– Я как-то написал статью «Мимикрия». В биологии этот термин соответствует понятию «приспособление к среде». Белорусское общество - общество приспособленцев. Поэтому вряд ли можно говорить о моральном состоянии нашего общества в положительных тонах. Поэтому вы в своем вопросе правильно характеризуете моральное состояние. И еще общество управляется страхом: потерять положение, работу…

Диктатура устанавливается в тех странах, где происходит деформация общественного сознания в сторону снижения моральных критериев оценки положения в стране. Улицы чистые не потому, что у нас люди настолько высоко культурны, что не мусорят, а потому что административный тоталитарный ресурс раскручен. Чистые улицы - это побочный продукт действия административного тоталитарного ресурса, который подавляет и закабаляет души. Но я уверен, и многие со мной согласятся, что чистые и свободные людские души предпочтительнее чистых улиц.

– Чем для вас является спорт? Как вы проводите выходные?

– Спорт для меня всегда был и остается самым любимым и самым увлекательным занятием. Выходные провожу не так активно, как бы хотелось.

– Какую книгу вы читаете сейчас? Считаете ли себя книгочеем?

– Долгое время, начиная с того дня, когда я научился читать, книги были моей страстью. Я много читал, собирал библиотеки. Надо больше читать в детстве, в молодом возрасте, когда формируются и закладываются основные моральные и культурные принципы и знания.

– Вспомните о своей победе на выборах в Верховный Совет в 1995 году. Что вы успели сделать, будучи депутатом? Какими были контакты с избирателями?

– Выборы в Верховный Совет ХШ созыва были последними выборами, когда еще не было жесткого контроля администрации за результатом. Практически выборы были демократическими. Если где-то и происходили какие-то фальсификации, то они имели локальный характер. Я баллотировался в Гомеле в Сельмашевском округе, где долго работал в ПО «Гомсельмаш». Основной вопрос был в явке избирателей. Активность людей уже падала.

За время работы в Верховном Совете, а это с ноября 1995 по ноябрь 1996 года, я вместе с моими товарищами по профсоюзу АСМ подготовил законопроекты об охране труда, о заработной плате как первоочередном платеже, о денежном содержании государственного аппарата, в том числе и президента, ряд законопроектов о социальной защите трудящихся, пенсионеров, но все это не удалось реализовать, хотя часть из них были приняты Верховным Советом в первом и во втором чтениях.

В конце 1996 года Лукашенко разогнал неугодный ему Верховный Совет и сформировал карманное Национальное собрание. Так завершился демократический этап в развитии белорусского государства. Была установлена диктатура, которая лишила граждан политических прав: выбирать и быть избранным в государственные органы народовластия.

За время депутатства мне пришлось много сталкиваться с проблемами наших граждан. На встречи, которые я проводил регулярно, приходило всегда много людей. Вся моя жизнь и вся моя деятельность с 1980 года - это защита интересов трудящихся и помощь людям.

– Если бы вам представилась возможность встречи с нынешним президентом Беларуси и у вас была возможность сказать ему пару слов, что бы вы сказали Лукашенко?

– Честно говоря, мне не особенно хочется с ним встречаться. Уже раньше приходилось сталкиваться. Сказать? Скорее все о том, что нехорошо так долго занимать место, надо срочно уходить и дать Беларуси нормально развиваться.

– Активно участвуя в международном рабочем движении, мне пришлось или удалось побывать во многих странах. Я так прикидываю, если взять со странами, которые организовывались после распада Советского Союза и Югославии, то будет более 40.

Все поездки были связаны с участием в различного рода мероприятиях международных профсоюзов и других организаций рабочих. Рабочему человеку везде живется непросто. Уровень жизни, конечно, разный. Рабочий в Германии, Швеции, Дании, Голландии, Японии, США, Англии, Австралии получает больше, чем в Бразилии, Тайланде, Мексике или ЮАР, тем более в Беларуси или Молдове. Но заработной платы рабочий в развитых, да и во многих успешно развивающихся странах, как Бразилия и Тайланд, добивается в борьбе, в постоянном активном «диалоге» с работодателем или правительством. Под активным диалогом я имею в виду и забастовочную борьбу. Рабочий человек живет лучше там, где он организован, добился политических и трудовых прав и ведет постоянную борьбу за свои интересы.

– Надо ли Беларуси вступать в Евросоюз?

– Сегодня я не могу ответить однозначно. Для вступления в Евросоюз надо иметь соответствующие экономические и социальные параметры и стандарты. Их достигнуть без демократизации страны и общества невозможно. Придет время, установится демократический строй, будут обеспечены демократические, справедливые выборы и референдумы, тогда народ Беларуси и решит, как быть.

– Каким вам видится союз с Россией?

– Как взаимное и тесное сотрудничество двух независимых дружественных, добрососедских государств во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

– В последнее время поступают сообщения о продаже то одного, то другого предприятия. А надо ли продавать зарубежным гражданам наши лучшие предприятия? И не ошибка ли, что у нас не появились собственные миллионеры (долларовые, публичные, открытые)?

– Для рабочего человека не имеет принципиального значения, кому принадлежит предприятие, белорусскому или зарубежному капиталу. Важно другое - перспектива сохранения рабочих мест, уровень и рост заработной платы.

А это возможно, если предприятие развивается, производит высококачественную, конкурентоспособную продукцию и продает ее на рынках. Без инвестиции подобное невозможно. Многие предприятия Беларуси нуждаются в инвестициях, так что следует продавать при условии, что новый капитал будет развивать предприятие.

Богатые люди есть везде, это неплохо. Беларусь не может быть исключением. Вопрос в честности и открытости бизнеса, своевременной уплаты налогов, справедливого распределения прибыли и т. д. Но нельзя допускать, чтобы одни утопали в роскоши, а другие умирали от голода, влачили жалкое существование.

– В чем главная беда белорусского чиновника?

– Мне кажется, что беда белорусских чиновников в том, что они лишены возможности работать творчески, брать на себя ответственность за решение серьезных вопросов. Они не свободные граждане, не свободные люди. Боятся говорить то, что думают и делают то, что не хотят.

– Кто ваши друзья?

– Есть еще со студенческой скамьи. Есть те, кто вместе со мной борется за наше общее дело - независимое профсоюзное движение.

– Что бы вы хотели пожелать трудящимся Беларуси?

– Солидарности. Учиться солидарности, учиться вместе, плечом к плечу защищать свои интересы и права. И тогда уйдет страх и безразличие к своему нынешнему положению.

Урок первый. Каждый человек хочет быть свободным!

В жизни каждый человек ко многому стремится. Но, пожалуй, самое желанное и дорогое – свобода. Поистине каждый человек хочет быть свободным!

Это так. Но вокруг мы видим немало людей, которые свободой не обладают, да и не стремятся к ней. Некоторые люди хорошо устраиваются в жизни как раз за счет отсутствия свободы, полной зависимости от тех, кто дает кров и хлеб насущный, работу и заработную плату.

Но зависимым (а тем более рабом!) человек не рождается! Он им становится. Такого человека трудно с первого взгляда отличить от достойных, самостоятельных, свободных людей. Лакейство (то есть раболепие, подхалимство, зависимое, униженное состояние) сидит у него в душе. Это – его главное «Я».

Что же способствует превращению человека в лакея и раба? Не будем говорить о тех давних временах, когда рабство было узаконено. Все-таки мы живем в XXI веке. Сейчас рождение в человеке «внутреннего раба» может быть связано с тремя причинами.

Первая – с помощью государства (общественный уровень). Вторая – когда одни люди силой своего характера или иными способами подчиняют себе других (личностный уровень). Третья – рабская зависимость в обмен на гарантии (то есть обеспечение) безопасности.

В первом случае тоталитарное государство (а таких в истории было немало) с момента рождения ставит человека в зависимое положение. Оно лишает его основных, самых насущных прав и свобод (однако при этом обязательно уверяет всех граждан, что это государство – самое свободное в мире). Человек смиряется с тем, что он лишь винтик в механизме общества, от которого ничего не зависит.

Во втором случае один человек, пользуясь слабостью другого, просто подчиняет его себе, нередко называя себя при этом его другом (подругой). Порабощение души человека иногда происходит под воздействием группы сверстников (сверстниц). Многие подростки могут привести примеры такой незримой, но крепкой личной зависимости своих сверстников от ровесников или ребят постарше.

В третьем случае человек может просто бояться свободы, не представлять себе, как он будет жить: слишком много ответственности приходится брать на себя, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу и т. д. Тогда он ищет, к кому бы «прислониться», кому бы отдать свободу в обмен на защиту от внешней опасности. Эту защиту он может искать как у государства, так и у человека или сообщества людей. Можно ли осуждать его за это?

Как же избежать этой незавидной участи слабого человека, рабски зависимого от государства или от других людей? Чтобы не попасть в полное подчинение чему-то или кому-то, кто сильнее тебя, нужно постараться воспитать и сохранить в себе свободного, независимого человека. При этом полезно опираться на знание своих прав и свобод, обозначенных в законах – международных и внутренних (национальных). Эти нормы уже давно выработало человечество. В любом демократическом, то есть свободном, государстве есть законы, защищающие права и свободы граждан этого государства.

Давайте попробуем определить, что же такое права и свободы любого человека в государстве? Это те возможности, которые имеет любой гражданин этого государства. Например, право на труд, отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости (пенсия) и по болезни (больничный лист); на жилище, на образование, на свободу творчества и вероисповедания (выбора религии), на личную собственность и ее наследование (передачу по наследству) и т. д. Но права и свободы неотделимы от исполнения гражданином его обязанностей. Среди них основными являются соблюдение законов, уважение прав и интересов других людей, добросовестный труд.

Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода всегда связана с осознанием своих интересов, желаний, а также с пониманием прав и интересов других людей.

И еще об одном следует помнить. Свобода – вещь непростая. Она может быть опасной, если ею пользуются неподготовленные люди. Тогда она превращается во вседозволенность, в анархию. Чтобы этого избежать, необходимо воспитывать в себе общую культуру.

Проверьте себя

1. Что такое свобода? Приведите примеры прав и свобод, существующих сейчас в Российском государстве.

2. Какие обстоятельства могут заставить человека вести себя как лакей или раб?

3. Каким надо быть, чтобы пользоваться свободой?

Прочитайте и обсудите

Свободен только тот, кому никто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить (Л. Н. Толстой).

Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и всецело предающиеся страстям не могут быть свободны душой (Конфуций).

Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми (Эпиктет).

Человек любого звания свободен, если он делает… только то, что идет ему на пользу; рабом следует считать лишь того, кто принужден делать нечто вовсе ему бесполезное (А. Ривароль).

Рабом называется тот, кто, не любя своего дела, работает только ради средств существования. Свободным – кто действует на свой страх и совесть (М. М. Пришвин).

Придумайте собственные определения

Диктаторский (от диктатор). Личностный (от личность). Насущный.

Задания на сообразительность

1. Среди приведенных ниже примеров отметьте нормальные цивилизованные проявления свободы человека:

а) высказывать свои политические взгляды, расходящиеся с мнением правительства;

б) ругать нецензурными словами своего политического противника;

в) ездить по улицам, не обращая внимания на разметку, дорожные знаки и сигналы светофора;

г) выезжать в любую страну и возвращаться домой по собственному желанию;

д) в любом месте переходить государственную границу по своему усмотрению.

2. «Очень трудно говорить о правах и свободах человека в странах, где население страдает от нищеты, голода, болезней. Надо сначала облегчить жизнь населения, а потом говорить о свободе» (К. В. Кофман, журналист).

Согласны ли вы с мнением журналиста? Поясните свою позицию.

Деловая игра

Аукцион

Участники: аукционист (ведущий аукцион) и покупатели.

На настоящем аукционе для продажи выставляется вещь с начальной ценой. Далее цену набавляют покупатели. Вещь достается тому, кто назначил последнюю, максимальную цену.

В данной игре аукционист называет проявления свободы и называет начальную «цену» в баллах (она для всех проявлений одинакова – 10 баллов). А покупатели повышают «цену» в баллах (по 2 балла за один раз) до тех пор, пока эта «цена» не окажется последней. Тот, кто назвал наибольшую «цену», становится обладателем этого проявления свободы. «Цены» в баллах фиксируются секретарем аукциона. По окончании аукциона участники обсуждают, кому какие характеристики свободы достались и почему.

Проявления свободы:

Выбирать руководство страны;

Демонстрировать свою физическую силу;

Вместо службы в армии служить санитаром в госпитале;

Пользоваться любой информацией как в своей стране, так и за рубежом;

Делать все, что захочется;

Беспрепятственно выезжать из своей страны и въезжать в нее;

Беспрепятственно верить в Бога;

Заниматься торговым или любым другим бизнесом;

Иметь возможность получать приличные деньги, в том числе достойную пенсию;

Беспрепятственно выходить на демонстрации и участвовать в митингах.

Как вы думаете?

Может ли бедный человек быть свободнее, чем богатый?

Почему за свободу чаще всего приходится бороться?

Словарь урока

Анархия – неорганизованность, беспорядок.

Конфуций (Кун-цзы – учитель Кун) (ок. 551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель. Взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленной его учениками и последователями.

Пришвин Михаил Михайлович (1873–1954) – русский писатель. Автор романа «Кащеева цепь», повести «Женьшень», дневников, очерков и рассказов.

Ривароль Антуан де (1753–1801) – французский писатель.

Тоталитарное государство – государство, которое осуществляет полный контроль над общественной и личной жизнью, уничтожает демократические свободы и права человека.

Философ – ученый, специалист по философии – науке о наиболее общих законах развития природы, общества и человека.

Эпиктет (ок. 50 – ок. 140) – римский философ -стоик.

Станислав Цепелев, 21 год, студент Санкт-Петербургского университета информационных технологий, Санкт-Петербург:

Самую тяжелую борьбу человек ведет с самим собой, со своими слабостями и пороками. И вести ее приходится ежечасно. Остановился, чтобы отдышаться, – сорняки в твоей душе превратились в огромные баобабы. Древние философы говорили, что, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Поэтому для меня в жизни главное определить нравственные ориентиры, которые несут Добро, Любовь и Мир. Вот за это стоит бороться в жизни.

Григорий, 40 лет, водитель, г. Краснодар:

У меня есть очень мощный пример борьбы. Знакомый моего близкого человека ездил в Чечню, чтобы найти своего сына, попавшего в плен. Я не знаю, какими путями, какими жертвами, но он его нашел, выкупил и привез домой. Страшно даже представить, что пережил этот человек, что выстоял.

Алена Лось, 21 год, студентка Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск:

Думаю, бороться стоит в первую очередь со своими недостатками, они проявляются в сознательной жизни и преследуют человека до последних дней. Бороться нужно против жестокости и равнодушия, против убийства нерожденных детей. За что бы я не стала бороться? За материальное, пожалуй.

Денис Тянутов, 19 лет, артист циркового коллектива, г. Троицк, Челябинская область:

Мне бороться в жизни приходится часто. Я боролся за то, чтобы на работе платили достойную зарплату, добился небольшого повышения. Боролся за то, чтобы маме (а она у меня инвалид) дали новую квартиру. Увы, не дали, и никто не помог. Сегодня у нас в стране идет борьба с терроризмом, происходят мятежи, и почти вся страна борется против этого. Я бы не стал. Почему? Бороться надо не против войны, а за мир, не против терактов, а за спокойную и счастливую жизнь. Мы порой тратим свои силы, время и здоровье на то, с чем должны бороться профессионалы. Бороться надо не против плохого, а за хорошее.

Василий Алешин, 24 года, студент Троицкого филиала Челябинского государственного университета, г. Троицк:

Бороться нужно за свою жизнь, за ее благополучие. Когда в ней воцарится порядок, можно подумать и о высоких целях. Но для того, чтобы бороться за мир во всем мире, нужно твердо стоять на ногах. Не стоит спасать корабль, находясь за его бортом. А рубежи, которые должен защищать человек, известны всем: любовь, семья и Родина.

Семен Рожнов, 19 лет, студент Коломенской духовной семинарии:

Бороться надо не за земные блага, место в обществе, политические свободы, а в первую очередь – за свободу духовную и за правду. У нас есть замечательный пример – земная жизнь Христа. Он не пришел бороться за освобождение еврейского народа от римского гнета, как этого ждали книжники и фарисеи, а пришел спасти людей от рабства греха и вечной погибели. Хорошим примером в истории нашего Отечества служит святой князь Александр Невский. У него был выбор: с помощью Рима получить независимость от Орды, но подчиниться другой вере, или дальше оставаться под ордынским игом (Орде был нужен только кошелек Руси) и оставить за собой выбор веры. Выбор князя известен.

Борьба – это труд. Но бывает сложно определиться даже с целью: ради чего стоит бороться? Стоит ли эта цель затраченных на нее сил, и нужно ли вообще мне это? Начинается борьба уже между тем, за что бороться важнее.

Василий, 30 лет, историк, Санкт-Петербург:

За что стоит бороться? За свой город. Когда я узнал, что в моем родном Питере хотят построить гигантскую «дулю» газпромовского Охта-центра, для меня выбор был очевиден: я против, и буду бороться. Я участвовал в митингах, в интернет-дискуссиях и голосованиях. И мы, очень разные люди, которые просто любят свой город, победили. Хотя расслабляться не стоит…

Каштенкова Екатерина, 19 лет, студентка Калужского гидромелиоративного техникума, г. Калуга:

По моему мнению, нужно бороться за Царствие Небесное, это самое тяжелое. Приходится постоянно быть как на войне. За деньги, власть, благополучие, комфорт не стоит бороться –пройдет...

Наталья, 32 года, многодетная мама, Москва:

Думаю, надо бороться с теми новыми законами, которые нам предлагает ювенальная юстиция. Если они вступят в силу, то дадут чиновникам массу возможностей для изъятия детей из семей. Не стоит думать, что вас это не коснется. Перед этим законом будут беззащитны даже благополучные семьи. Надо просто не дать ему шансов на существование.

Дионисий Ермолов, 24 года, штатный клирик храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, г. Саратов:

Нужно бороться за любовь (но не за любовь к себе или за то, чтобы отбить любимого человека у другого).

За справедливость, и не столько по отношению к себе, сколько по отношению к другим. Не абстрактную, наподобие мира во всем мире, а реальную, ту, которую непосредственно в этот момент мы видим попираемой, и где мы реально можем помочь.

Бороться приходиться и со своей инертностью или со своими желаниями, которые не дают нам видеть нужду другого, а если и дают видеть, то мешают помочь...

Вся жизнь – борьба. Не зря это латинское выражение стало крылатой фразой. Но для нас, верующих людей, это борьба не с конкурентами – потому что у каждого свой путь. Хотя, к сожалению, и среди христиан почему то так получается, что мы настолько стремимся ко спасению, что готовы в этом стремлении затоптать соседей.

Мария Гладкова, 28 лет, учитель биологии и химии, Москва:

Я думаю, что нужно бороться за правду! Очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей понимали настоящую ситуацию в стране и в жизни, и открыто выражали свое мнение: против новых прививок, которые делают женское население бесплодным и неспособным родить здоровых детей, против беспорядков в столице. Сейчас есть проблемы в каждой области: медицина, образование, армия. Наше государство, великая русская держава, разваливается, а большинство людей пьет пиво по вечерам и смотрит телевизор. Разве может православный человек смотреть на это равнодушно?

Хочется процитировать старину : «Люди странные: они постоянно возмущены тривиальными вещами, но они совершенно не замечают, что сами тратят свою жизнь зря!»

Плыть по течению легко и просто. Немного подгребаешь ногой и плывешь дальше, стараясь не думать о подводных рифах и порогах. Люди упрямы и считают этот способ мирным, правильным и смиренным отношением к жизни, которое должно принести им душевную теплоту и отсутствие конфронтации. Но это полная чушь. Борьба — обычная часть жизни, без которой нельзя совершенствовать себя и идти вперед.

Однако с возрастом мы понимаем, что за все, что стоит нашего внимания, нужно бороться, потому что именно эти вещи есть смысл жизни. Ты родился в условиях, когда тебе не привалило богатства и влияния от родителей, другими словами, за тебя кто-то выбрал повышенную сложность в игре под названием «Жизнь». Именно поэтому единственный способ получить то, чего ты действительно хочешь, — это вкалывать и драть жилы. У каждого есть для чего бороться, но есть кое-что, за что должен бороться каждый.

1. Работа мечты

Посмотри на всех этих людей, которым пришлось подниматься из грязи и идти к успеху. Они полностью довольны своей жизнью, потому что реализовали свои амбиции. Если ты хочешь делать игры, но судьба не дает тебе никакой иной возможности, кроме поддержки 1C в местной розничной сети, почему бы тебе не запариться, чтобы получить работу мечты? Ведь именно это сделает твою жизнь полноценной. Много лет спустя, если ты потерпишь фиаско или твоя мечта не удовлетворит тебя, ты будешь с теплотой вспоминать свою смелую попытку. А вот сожалеть о том, что у тебя ничего не вышло, ты будешь гораздо сильнее, чем о проигрыше.

Миллионы людей мечтали когда-то стать актерами, певцами, художниками или писателями, но реально стали ими лишь немногие из этих мечтателей. Не только потому, что всюду в мире правят коррупция, жадность, своячничество, а ты родился не под счастливой звездой. Те, кто пришел к успеху, чаще всего либо отчаянно вкалывали, либо вкалывали, а потом оказались в удачное время в удачном месте. В любом случае к этому удачному месту нужно прийти. Просто так туда не пускают.

2. Твоя репутация

Мнение людей со стороны может буквально раздавить тебя. Что бы кто ни говорил, но репутация важна для любого человека. Иногда мелочь, сотворенная тобой много лет назад, может испортить тебе карьеру, жизнь и отношения с хорошими людьми.

Почему так происходит? Возможно, причина во всеобщей убежденности, что люди не меняются, а возможно, в том, что отрицательные качества в целом негативно влияют на твой образ.

Заставь людей говорить о себе то, что ты хочешь. Не спускай никому сплетни за твоей спиной. Сражайся за свою репутацию, борись за имидж, над которым ты так долго работал. Ты можешь быть очень хорошим и компанейским человеком, но никто не поверит в это, пока сам не убедится. Твое истинное «я» чаще всего людям не интересно, а вот образ, который «кажется», созданный из репутации и домыслов, обществу в разы дороже и приятнее. Ты думаешь, что ты милый и добрый парень, который всегда придет на помощь, но чье-то неловкое слово превратило тебя чуть ли не в .

3. Хорошие люди, которые заставляют нас улыбаться

Конечно, вроде бы ты с чуваком не разлей вода, но постепенно ваше общение заканчивается. Впрочем, за тех людей, которые уже доказали свою преданность, имеет смысл бороться. Помогать им, поддерживать общение и просто подливать масло в огонь дружеских отношений. Но если все постепенно заканчивается и иссыхает, умирая естественной смертью, может, не нужно и держаться, пытаясь реанимировать труп? Что же поделать, бывает!

4. Правда

Правда, именно правда, а не точка зрения! За нее действительно стоит побороться. Конечно, часто это бывает сложно и даже наказуемо. Люди, которые живут своей собственной жизнью, ищут правду везде. вот не стеснялся нести свою правду, почему ты стесняешься?

Правда не только то, что делает нас свободными. Это то, что открывает нам мир. И это открывает другую часть правды — право на нее, которое в разы дороже. Борись за свое право видеть все как оно есть, ложь все портит.

Не позволяй пустить тебе пыль в глаза тому, кто постоянно повторяет тебе на ухо ложь. Каждый заслуживает право на то, чтобы увидеть все как есть: хорошую сторону, плохие вещи, очень красивые и очень страшные. Врать во благо можно в исключительных случаях, обычно лучше сказать правду.

5. Изменение

Нет ничего хуже стагнации. Если ты долгое время провел в болоте, нужно срочно выбираться, иначе тебя затянет и ты останешься в черной жиже навечно. Более того, тебя это потом будет совершенно устраивать. Нужно постоянно что-то менять, и мы не имеем в виду цвет обоев или картинку на рабочем столе. Однообразие — зыбучий песок, легкость повседневной жизни и предсказуемость ближайшего будущего может превратить тебя в овощ.

Ты должен бороться, чтобы сохранить любовь к жизни, потому что только постоянные изменения питают нашу любовь. Борись против однообразия жизни и работы, чтобы сохранить хоть что-то уникальное и удивительное, иначе ты потеряешь себя! Никогда не позволяй ежедневной рутине остановить тебя от прогресса. Черпай вдохновение.

6. Любимый человек

Если любимая женщина не обращает на тебя внимания, надо побороться. Конечно, не в духе «милого мальчика», который бегает за дамой как собачка и верещит: «Будешь со мной встречаться? Будешь?» Веди себя как мужик! То же самое касается отношений. Если все плохо, за них всегда нужно сначала побороться, а уж потом бросать женщину. Расстаться всегда просто, это то же самое, что пристрелить животное, чтобы оно не мучилось. Но если зверя можно спасти, зачем тратить патроны?

Сегодня во всем мире идет борьба между государством стационарного бандита и настоящими гражданами - яркими индивидуальностями и смелыми личностями.

И последние должны победить потому что это вопрос победы добра над злом.

Борьба между добром и злом шла всю историю человечества.

Все революции - не только в Российской империи, но и, например, Великая французская революция, - тоже вписывается в эту парадигму

Смелые, предприимчивые личности бросают вызов системе, пожирающей людей, от имени всего народа, стонущего от издевательств жестоких людей, находящихся при власти.

Бороться против зла – долг каждого порядочного человека. Но в основном народ пассивен.

Во времена народных восстаний Бог, как правило, посылает народу лидера, способного возглавить подъем широких верств населения на борьбу против преступной администрации, не скрывающей своего желания грабить и издеваться над людьми.

Но все не так просто. Все зависит от самих людей. Это две стороны одной медали.

Издевательство режима над свообдолюбивыми личностями - вина не только самого режима, но и людей, которые терпят не справедливость, мирятся с преступлениями и со злом. А со злом мирится нельзя – его надо побеждать.

Это издевательство режима простирается лишь настолько насколько народ позволяет. То есть, народ сам своей пассивностью и стремлению к самоуничтожению подпитывает преступников у власти, и предоставляет им акцепт на дальнейшие преступления в случае если он, народ, молчит.

Ведь если бы большинство добрых людей боролось, а не прозябало - то и Гитлер не пришел бы к власти, а точнее - не задержался в ней надолго.

Но большинство готово мирится с происходящим потому что бытует подсознательный рефлекс, что любая власть от Бога - даже власть, убивающая своих граждан. Народ ленится восставать, выходить на улицы. Бороться.

Потому что сидеть дома на диване и смотреть телевизор гораздо проще. А что-то делать, нарушать правила, устоявшиеся в обществе, свои психологические архетипы, взгляды, которыми себя тешат те кому все равно, чтобы ничего не делать, - сложно.

Это требует смелости, усилий и огромного желания.

Поэтому революции происходят редко. Но время, когда они происходят наполнены коренными изменениями к лучшей жизни, более справедливому социально-экономическому устройству, изменениями национальном характере народа к лучшему, культурному подъему и научно-техническому прогрессу.

Но эти изменения происходили параллельно с революцией в душе человечества. Именно революция в головах - самый короткий путь к настоящим улучшением жизни.

И это показывает история.

Культурные, научно-технические, социально-экономические революции происходили когда в народа было желания изменять свой образ жизни, избавляться от стереотипов и бороться с самим собой, потому что мы сами себе во многом враги.

Сегодняшние новые технологии пришли из свободой личности, которая предполагает свободу творчества, открытие огромных глубин человеческого сознания и фантазии.

А вместе с демократической революцией, выборами, отменой крепостного права, свободой слова и светскому государству пришли крушения империй, которые подавляли эту свободу личности и многообразие человеческого гения.

И современная цивилизация, предусматривающая свободу личности и отсутствие репрессий против свободно мыслящих писателей, ученых и всех инакомыслящих предохранила себя от возвращения к темным векам и оруэлловским мотивам - Фейсбуком, интернетом и айфонами.

К демократической революции, к свободе, человечество шло долго: сожжение ведьм на кострах и репрессии против «еретиков» это страшные вехи.

Средневековые догматы, стереотипы - это рабство. А рабство - горько и больно. Потому что нельзя между злом и добром выбирать зло. Иначе потеряешь самого себя, свою душу, свою уникальность.