Мероприятия по сталинградской битве. Мероприятия, посвященные сталинградской битве. Алгоритм участия педагогов в Фестивале

28.11.2020 История 

27 января ученики 6 “Ж” класса посетили Музей Победы на Поклонной горе и темой их экскурсии стала "Битва за Сталинград". Учеников и их учителя впечатлила диарама Сталинградской битвы и оформление тематического зала. С историческими событиями ребята познакомились, отвечая на вопросы олимпиады "Музеи. Парки. Усадьбы" после интересной экскурсии.

Первые мероприятия в школе прошли уже 30 января, во вторник. В преддверии 75-ой годовщины Сталинградской Битвы в музее школы “Этих дней не смолкнет слава” ребята узнали историю сложного периода нашего народа, которая заставляет скорбеть и гордиться силой духа русского народа. Актуальность данной темы подчеркнул В.В. Путин, выступая в российском военно-историческом обществе: «У страны должны быть герои, и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которых сегодняшние поколения могли бы воспитываться и воспитывать своих детей. Это очень важно!». Рассказывал ребятам о подвиге русских людей руководитель музея - Р.М. Громов.


Ребята из 4 класса вместе со своим классным руководителем поздравили с днём рождения ветерана Великой Отечественной войны - Жилина Леонида Николаевича, которому исполнилось 95 лет. Леонид Николаевич долгие годы был одним из почетных гостей в нашей школе на всех патриотических праздниках.




1 февраля в школьной библиотеке прошло тематическое мероприятие "Сталинградская битва- решающее сражение!", посвященное 75-ей годовщине со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году. Ученики начальной школы познакомились с книжно-иллюстративной выставкой авторов книг: Алексеев С. "Сталинградское сражение", В. Богомолов "За оборону Сталинграда". Ребята узнали из книг исторические факты, про подвиги солдат. Кроме знакомства с книгами ученики посмотрели презентацию на тему: "За оборону Сталинграда 200 дней, 200 ночей".



2 февраля ученик 8 класса провел для 4 “И” и 2 "К " классов тематическое мероприятие " Память Сталинграда", на котором рассказал об основных вехах Сталинградской битвы а также о памятниках, воздвигнутых в честь этой победы русской армии. После интересного выступления, ребята задали ему много вопросов по теме. Затем ребята рисовали мемориальный комплекс "Мамаев курган", а ученики 4 класса ответили на вопросы он-лайн викторины. Педагог-организатор Н.В. Иванова продолжила мероприятие, рассказ о Доме Павлова (Дом Солдатской Славы) в Сталинграде, ведь именно в этом 4-этажным жилом доме, расположенном на площади Ленина в Волгограде, во время Сталинградской битвы в течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов.



Ученики 6 “Ж” класса 2 февраля посетили детскую библиотеку им. И.З.Сурикова, где у них прошел литературно-исторический час, посвященный Сталинградской битве. Ребятам показали военные фотографии, поставили песни, рассказали об исторических документах, таких как приказ И.В. Сталина № 227 “Ни шагу назад!”. А подробное освещение ключевых этапов битвы помогло ребятам еще больше узнать о столь великом событии в истории Великой Отечественной войны.


Для команд учеников из 4-х классов 2 февраля в одном из школьных корпусов состоялся общешкольный квест «От героев былых времён...». Педагог-организатор и руководитель музея подготовили для ребят интересные и познавательные задания, и ученики, путешествуя по разным станциям, и выполняя их, показали свой высокий уровень знаний истории нашей страны. Подобные игры доказывают, что нет настоящего без прошлого, а наша школа воспитывает истинных патриотов, которые чтут героев Отечества.





В другом корпусе ГБОУ Школа № 1576 общешкольный квест "Сталинградская битва", состоялся уже для учеников из 7 - 8 классов. Сначала ведущие сформировали 6 команд из учеников разных корпусов школы и перед ребятами кроме задач игры была еще задача узнать друг друга, сплотиться и вместе пройти до конца. Интересные историко-интеллектуальные задания квеста конечно же способствовали этому! Целью игры было получение зашифрованного QR кодом слова, связанного со Сталинградской битвой. Все команды справились с этим заданием и к концу игры стали дружны.

2 февраля 1943 года граждане Советского Союза услышали от Советского информбюро: Сегодня, 2 февраля 1943 года, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда.


1. Сценарий (блог "Библиомир83")

5. Дополнительные мелочи по теме для оформления презентации. (блог "БАД")

Сценарий.

И если бы нам сказали: - Живите еще две жизни!

Мы обе бы их отдали, За то, что бы жить Отчизне…

Сл. 1. Заставка.

Сто зим пройдёт.

И сто метелиц.

А мы пред ними

всё в долгу.

Февраль, февраль.

Солдатский месяц.

Горят гвоздики на снегу.

Сл. 2.

На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Началась Великая Отечественная война, война советского народа с фашистскими окупантами, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги.

Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои.

К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков

Не смотря на войну, советский народ готовился встретить двадцать пятую годовщину существования своего государства.

А в Сталинграде в эти дни воины приносили клятву — отстоять Сталинград. Ее подписали все, кто держал оружие в руках. И солдат, и генерал.

В своей клятве фронтовики говорили, что, сражаясь под Сталинградом, они знают: битва идет не только за этот город.

«Под Сталинградом мы защищаем нашу Родину, защищаем все то, что нам дорого, без чего мы не можем жить. Здесь, под — Сталинградом, решается вопрос: быть или не быть свободным советскому народу. Вот почему мы напрягаем силы, вот, почему мы сражаемся до последнего, ибо каждый из нас понимает, что дальше отступать нельзя… Мы клянемся… что до последней капли крови, до последнего дыханья, по последнего удара сердца будем отстаивать Сталинград…»


Сл. 3.

2 февраля 1943 года граждане Советского Союза услышали от Советского информбюро: Сегодня, 2 февраля 1943 года, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой советских войск.

Сл. 4

Что творилось тогда –

Кровь текла, как вода,

Но не Волгой, а буйной стремниной.

Засучив рукава,

Нагло перла орда,

Прикрываясь бронею "тигриной"

Черно-белый оскал,

В полный рост кто-то встал,

Перекрестным огнем покрестившись.

Кто за нас погибал,

Нас за это прощал,

Но в бессмертье ушел, не простившись.

Он упал на бегу,

В красно-грязном снегу

На кургане его захоронят.

Сл. 5

Второе февраля – Победа в Сталинградской битве!

Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…

И как в немом… и чёрно-белом, старом фильме

Печален шаг Потомков… Сердце… и Душа…

Идут и Ветераны, Деды и Отцы…

И преклоняются к Фамилиям убитых

За Жизнь что после… Матери… Сыны…

Звенят Медали… Алые гвоздики -

На мрамор Памяти от всех Живых!

И Русское, извечное Простите…

На склоне… в Храме Всех Святых…

Минута длится… в Слёзы верить…

И Жизнь, как Покаяние – длинна!

А Подвиг Ваш… конечно не измерить…

Всё потому… что Родина… Одна!

Мамаев курган, возвышенность в центральной части Волгограда (севернее Центрального вокзала), господствующая над городом, в районе которой во время Сталинградской битвы 1942—43 происходили упорные бои. В 1963—67 на Мамаевом Кургане в ознаменование победы под Сталинградом создан памятник-ансамбль. В центре ансамбля монумент Матери-Родины (высота 52 м). У подножия кургана монумент «Стоять насмерть», под ним руины двух стен с рельефными композициями, раскрывающими тему героической борьбы.

Сл. 6.

Волгоград – Сталинград,

Души павших солдат

Всё горят – просто некуда деться.

Просто нету наград,

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

Сл. 7

Сталинград! Сталинград!

Бой и ночью, и днём,

Всюду дым, всюду гарь,

Полыхает огнём

Сорок третьего года январь!

Но ни шагу назад,

Повернём время вспять,

Дорогой Сталинград,

Будем насмерть стоять

За тебя, за тебя,

За тебя, Сталинград!

Сл. 8

Волгоград – Сталинград,

Рядовой и комбат

Молча люди стоят,

Журавли пролетят,

И курлыканье – как отпеванье.

Сл. 9

Под влиянием Сталинградской битвы произошли крупные изменения в международной. Произошел коренной перелом в ходе второй мировой войны. В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тыс. человек. Но и среди советских солдат было много потерь.

Ложатся строчки ровные в тетрадь…

Пусть сотни раз

Снега сойдут со склонов,

Все так же сердце будет замирать

При этой цифре – 20 миллионов.

Сл. 10. Дороги войны у Волги реки…

А итоги Сталинградской битвы таковы:

  1. Поражение Вермахта под Сталинградом ускорило распад гитлеровской коалиции: из нее вышла Италия, на этом пути были Венгрия, Румыния и другие союзники Германии.
  2. Гибель отборных войск под Сталинградом вызвала упадок морального духа населения Германии.
  3. За 200 дней битвы на Волге потери противника убитыми, ранеными и пленными составили 1,5 мил. человек. В стране был объявлен трехдневный траур. Все больше немцев стали думать, что фашисты ведут их к гибели.
  4. Победа на Волге вызвала подъем национально-освободительного движения в странах, порабощенных фашистами. В Югославии, Чехословакии, Польше нарастала борьба против оккупантов.
  5. В Советском Союзе разгром немцев под Сталинградом укрепил веру народа в победу, придал силы для жизни во имя помощи фронту, подал надежду на окончание войны.
  6. Битва на Волге показала высокий уровень военного мастерства и тактического искусства Красной Армии и ее командования, безграничный героизм и стойкость ее бойцов, преданных Родине и народу.
  7. После Сталинградской битвы начался новый этап войны. На всех фронтах шло наступление наших войск на запад, освобождение оккупированных территорий Советского Союза и стран Европы от фашистских агрессоров. Исход войны был предрешен в нашу пользу.
  8. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе войны.

Сл. 11.

Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, и победного марша по Европе, приведшего к окончательному поражению нацистской Германии в 1945. Как это было…

Сталинградцы дрались за каждый метр земли, за каждый разрушенный дом, а тем временем в тылу фронтов кипела работа. Началось контрнаступление!.

Врага взяли в клещи. Все немецко-фашистские войска, действовавшие под Сталинградом, те, что уцелели от уничтожения, были взяты в плен во главе с их главнокомандующим фельдмаршалом Паулюсом. За время Сталинградской битвы, охватившей территорию в сто тысяч квадратных километров, советские войска наголову разгромили пять вражеских армий — две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Общие потери гитлеровских войск составили здесь более восьмисот тысяч человек!

Это были самые тяжелые для города дни. Шла битва, каких не знала история. Великая Сталинградская битва…Миллионы людей, многие тысячи самолетов, танков и орудий вели шесть с половиной месяцев грандиозное сражение на огромной территории. Взяв Сталинград, гитлеровцы предполагали зайти в тыл Москве, прорваться на Кавказ, овладеть перевалами через хребет, захватить советские нефтеносные районы. Многое, очень многое сулило фашистам успешное осуществление этих планов. Но они не сбылись.

Сл. 12

Победа под Сталинградом была тем более значительна, что теперь народы мира увидели в Стране Советов мощную силу, способную избавить человечество от «коричневой чумы».Величие Сталинградской битвы признают и наши враги.

Сталинград обороняли две армии — шестьдесят вторая генерала Василия Ивановича Чуйкова, он принял командование в самые роковые часы Сталинградской битвы, и шестьдесят четвертая генерала Михаила Степановича Шумилова. Противнику удалось вклиниться между ними. И тогда главный удар повернулся против шестьдесят второй. Враг охватил ее подковой и прижал к Волге.

А Гитлер тем временем уже поспешил оповестить мир, что Сталинград пал. «Силы русских находятся на грани истощения, — кичился он. — Их сопротивление имеет лишь местное значение». Четырнадцатого сентября, нацеливаясь на центр города, фашисты ввели в действие крупные силы пехоты и танков.

Сл. 13

В этот тяжелый для города день уже спешила на помощь Тринадцатая гвардейская стрелковая дивизия. И весть о том, что помощь близка, прибавила силы тем, кто истекал кровью на правом берегу реки.

Продержаться! Во что бы то ни стало продержаться!

Трассирующие пули, словно бесконечные раскаленные струны прорезают небосвод. Вспыхивают осветительные ракеты — «зонтики». Они неподвижно повисают в воздухе. И становится видно, как взлетают фонтанчики земли, как вспухают облачка пыли — то рвутся снаряды и мины… Проходит минута, другая, и ракета, как бы поразмыслив, начинает плавно опускаться, озаряя все окрест равнодушным голубоватым светом. И черные-черные тени, подпрыгивая, разбегаются от молчаливых коробок домов. И снова все тонет во мраке.На высоком берегу бушевал огонь. Трудно было поверить, что в этом кромешном аду могло оставаться что-либо живое.Но так лишь казалось. Там, на сталинградском берегу, рядом со смертью шла жестокая борьба. Советские воины отстаивали каждый метр земли. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы. Сдаются последние разодранные в клочьянемецкие солдаты и офицеры.

Сл. 14. Священные камни.

Сорок второй. Снаряды, мины.

И бомб летящих слышен визг.

Остался дом, как в море - остров.

Другие стерты до земли.

И от него остался остов.

В подвале там - солдат лишь горстка.

Как люди выстоять смогли?

И командиром у них - Павлов,

Постарше их чуть-чуть. Сержант.

Мальчишки. Крестники напалма.

Истек последний провиант.

Вода - по капле. Но снаряды

Пока что есть, чтоб бить врага.

Хоть знали: не дадут награды.

И жизнь кому не дорога?

Но дом солдаты не отдали.

Частица Родины он, тыл.

Представить сможем мы едва ли

Каким сентябрь тяжким был.

Дом Павлова вошел в историю военных лет. И кто бы ни побывал в Волгограде, он обязательно придет к этому месту, ставшему олицетворением немеркнущей славы великого подвига народа. …А в полутораста метрах от Дома Павлова, поближе к Волге, и по сей день стоит изрешеченный пулями, изувеченный снарядами остов красного кирпичного здания. Это — знаменитая мельница, опорный пункт славного третьего батальона. Волгоградцы решили ее не восстанавливать. Пусть дорогие развалины навсегда останутся памятником тем грозным дням!

А в то время- Дом Павлова, связанный многочисленными нитями со всей обороной полка и дивизии, продолжал стоять неприступной крепостью на площади Девятого января.

Внутри этой крепости бурлила напряженная боевая жизнь. Каждый день, каждый час был насыщен героическими делами.

Среди развалин этого дома и в его подвалах устроили секреты — огневые точки для станкового пулемета, для миномета-«бобика», для пары противотанковых ружей и двух ручных пулеметов. Все это хорошо помогало защищать Дом Павлова с юга — а ведь с этой стороны, после того как гитлеровцам все же удалось занять дом военторга, расстояние до противника не превышало и сорока пяти метров!

Вот всего лишь маленький эпизод тех боёв…

На этот раз противник начал с «горловой разведки» — так здесь называли манеру гитлеровцев перекликаться по утрам. До военторга, где они засели, расстояние небольшое. В тихую погоду, когда нет большой стрельбы, хорошо слышны выкрики на ломаном русском языке:

— Эй, рус, вставай, печку топить надо!

Из Дома Павлова отвечают:

— Уже затопили, скоро получите сталинградские галушки!

«Галушками» фашистов угощали, не скупясь. Их посылали минометы Алексея Чернушенко.

Иногда с вражеской стороны доносился наивный вопрос:

— Рус, сколько вас там?

Им отвечали:

— Полный батальон да еще довесок…

— Рус, сколько тебе в день хлеба дают?

— На двоих буханку, — следовал ответ.

— Сменяем хлеб на патроны… У вас стрелять нечем…

— Сейчас даром получите!.. — И открывали огонь из всех автоматов.

Во время Сталинградской битвы дом Павлова стал предметом ожесточенных боев. В середине сентября 1942 года было принято решение превратить дом Павлова в опорный пункт: удачное расположение здания давало возможность наблюдать и обстреливать занятую врагами территорию города на 1 км на запад и более 2 км на север и юг. Сержант Павлов вместе с группой солдат закрепился в доме – с тех пор дом Павлова в Волгограде принял его имя. На третий день в дом Павлова пришло подкрепление, доставившее солдатам оружие, боеприпасы и пулеметы. Оборона дома была усовершенствована путем минирования подходов к зданию: именно поэтому штурмовые группы немцев долгое время не могли захватить здание. Между домом Павлова в Сталинграде и зданием Мельницы была прорыта траншея: из подвала дома гарнизон держал связь с командованием.

На личной карте Паулюса этот дом был отмечен как крепость. Пленные немецкие разведчики считали, что его обороняет целый батальон. Немецкие штурмовые группы иногда захватывали нижний этаж здания, но не могли захватить его целиком. Для немцев было загадкой, как снабжался гарнизон на верхних этажах.

Из 26 защитников дома Павлова были убиты лишь трое — лейтенант-минометчик А. Н. Чернышенко, гвардии сержант Идель Яковлевич Хаит и рядовой Иван Тимофеевич Свирин.

25 ноября во время атаки Павлов был ранен в ногу, лежал в госпитале, затем был наводчиком орудия и командиром отделения разведки. Был награждён двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. 27 июня 1945 года Павлову, получившему к тому времени офицерское звание, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сл. 15.Живой факел

200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли. На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами.

Люди не жалели себя в этой войне. Бились до последнего, совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Такой подвиг совершил красноармеец Михаил Паникаха, памятник которому находится в Краснооктябрьском районе города Волгограда.

Сл. 16

К позициям батальона морской пехоты ринулись фашистские танки. На окоп, в котором находился матрос Михаил Паникаха, двигались, ведя огонь из пушек и пулемётов, несколько вражеских машин.

Сквозь грохот выстрелов и разрывы снарядов всё явственнее слышался лязг гусениц. К этому времени Паникаха уже израсходовал все свои гранаты. У него оставались лишь две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. В это мгновение пуля разбила бутылку, поднятую над его головой. Живым факелом вспыхнул воин. Но адская боль не замутила его сознания. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решётке моторного люка. Мгновение — и огромная вспышка огня и дым поглотили героя вместе с подожжённой им фашистской машиной.

К званию Героя Советского Союза представлялся ещё в ноябре 1942 года, но получил его лишь указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, посмертно.

На месте подвига героя долгое время стоял мемориальный знак с памятной плитой. 8 мая 1975 года на этом месте был воздвигнут памятник. Поэт Демьян Бедный посвятил стихи подвигу солдата.

…Пал, совершивши подвиг свой,

Наш краснофлотец боевой,

Но пал как гордый победитель!

Чтобы пламя сбить на рукаве,

Груди, плечах, на голове,

Горящий факел воин-мститель

Не стал кататься по траве,

Искать спасения в болотце.

Он сжег врага своим огнем,

Легенды сложены о нем, —

Бессмертном нашем краснофлотце.

Сл. 17. Спасибо, хлопец!

Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно! Кто-то находил разбросанные с самолетов листовки и распространял их в своем райцентре или деревне. Полоцкий мальчишка Леня Косач собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это; представился случай – передал партизанам. Каждый, вносил непосильную, для своего возраста, вклад в общую Победу. Вот одному из таких маленьких героев поэт посвятил стихотворение.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках..

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! - +

И вот мы катим к месту вчетвером.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года – продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий.

Сталинград явился крупнейшим поражением немецкой армии. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Исход битвы положительно повлиял на укрепление антигитлеровской коалиции, усилил пораженческие настроения в странах фашистского блока.

Оформление: Презентация , аудиозаписи с музыкальными произведениями.

Железный бил ветер в лицо им из мрака,
Но знали солдаты: ни шагу назад!
И жив Сталинград! Он отбил все атаки,
В легендах прославленный город-солдат!

В. Фадин.

Звучит песня в исполнении Н.Баскова на слова В.Бокова «На Мамаевом кургане тишина»

За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Учитель: С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом юбилейном году, посвященном 70 - летию победы, мы вспоминаем Великие битвы этой войны.
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Мир рукоплескал победе советского военного искусства, ознаменовавшей коренной перелом в ходе второй мировой войны. На устах у всего мира в те дни было три слова: «Россия, Сталин, Сталинград…». На конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании Черчилль вручил И.В. Сталину в дар от короля Георга VI меч в знак восхищенья стойкостью славных защитников Сталинграда.
Цель мероприятия: вспомнить и отдать дань памяти тем, кто остался в живых, и кто по сей день отчетливо может слышать по ночам звук разрывающейся бомбы, всем тем, чьи имена увековечены в гранитных памятниках и обелисках.

Ведущий I

Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием Второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду. С прорывом ударной группировки противника в большой излучине Дона боевые действия вступили в новый этап. Началась величайшая битва за Сталинград. Она продолжалась 6,5 месяцев и делится на 2 периода:

Оборонительный - на подступах к городу и в самом городе (с 17 июля до 18 ноября 1942 г.)
Наступательный (с 19 ноября по 2 февраля 1943г.)
Вопрос к учащимся: Почему любой ценой необходимо было удержать Сталинград?
Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина - делал захват города выигрышным ходом.

Ведущий II

14 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена на осадном положении.
17 июля 1942 года День начала Сталинградской битвы

Учитель

Цель немецкого командования: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г.
12 день сражения . Гитлер своим армиям дает приказ: «Сходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта». Нарком обороны И.В.Сталин, Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину. Отныне железный закон –«НИ ШАГУ НАЗАД!». Предусматривались самые жесткие меры к тем, кто проявит в бою трусость и малодушие. Командирам и политработникам, партийным и комсомольским организациям ставилась задача довести до сознания каждого воина требования этого приказа. Все солдаты пытающиеся отступать немедленно расстреливались заградительными отрядами.

Ведущий I

23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 мирных граждан.
Сталинград защищали две армии: 64-я под командованием М.С. Шумилова и 62-я под командованием В.И. Чуйкова.

Учащийся:

Из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова

«Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»

Учащийся:

Воины Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Ярким примером подобных действий является оборона «Дома Павлова». Вся страна узнала имена Павлова и его товарищей, которые в центре города обороняли дом, ставший важным опорном пунктом. Оказавшись в окружении, они геройски отразили многочисленные яростные атаки врага и удержали дом.

Учащийся:

Связист Матвей Путилов
Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Ведущий II

Мамаев Курган. Сражение на Мамаевом Кургане имела важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана. Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток
В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Учащийся:

Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:

Ведущий I

В воздухе стоял запах гари, и горячий печной дух шёл от раскалённых стен сгоревших домов, они ещё дышали жаром. Навечно поверженными казались им те, кто, задыхаясь в дыму, в подвалах, ямах, убежищах, среди раскалённых развалин обращённых в прах жилищ, с ужасом прислушивались к торжествующему и зловещему гудению бомбардировщиков, царивших над горящим городом.
Но нет! В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое – в крови и в раскалённом каменном тумане рождалось не рабство России, не гибель её; среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей.

Учитель:

Замысел большого контрнаступления под Сталинградом впервые рассматривался в Ставке Верховного Главнокомандования в середине сентября 1942 года. В итоге напряжённых творческих усилий большого коллектива военачальников и штабов план Сталинградской наступательной операции был разработан в деталях. Он получил условное название «Уран».
19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление. Со стороны Дона наступали Донской (генерал К. К. Рокоссовский) и Юго-Западный (генерал Н.Ф. Ватутин) фронты. С юга им навстречу наносил удар Сталинградский фронт (генерал А.И. Еременко). Удар был умело рассчитан по времени. Он пришелся на период, когда первые морозы уже сковали почву, прекратив осеннюю распутицу, и в то же время сильные снегопады еще не успели покрыть землю глубоким снегом. Все это обеспечило высокую скорость продвижения войск и позволило им маневрировать. 23 ноября в 4 часа утра! 6-я полевая и 4-я танковая фашистские армии в составе более 300 тысяч человек оказались в «котле».

Ведущий II

Гитлеровское командование в это время спешно разрабатывало планы спасения своей окружённой группировки. Поэтому Гитлер приказал сформировать новую группу армий «Дон». Командовать этой группой он назначил фельдмаршала Манштейна. План деблокады 6-й армии был назван «Зимняя гроза».
12 декабря фашистская группа армий «Дон» начала операцию «Зимняя гроза».
В течение пяти суток воины 1378-го стрелкового полка 87-й дивизии 51-й армии в районе Верхне-Кумского отбили более 20 атак противника и не дали ему продвинуться здесь ни на шаг. Все солдаты и офицеры этого полка были награждены орденами и медалями, а их командир полковник М. С. Диасамидзе удостоен звания Герой Советского Союза. Отличились в этих боях и части механизированного корпуса генерала Вольского, и танковый полк полковника Асланова.
Утром 19 декабря после мощной артиллеристской и авиационной подготовки войска противника возобновили наступление на Сталинград. Танковая группировка прорвала нашу оборону на реке Аксай и к исходу дня вышла на реку Мышкова. Теперь до окружённой 6-й армии Паулюса оставалось около 40 километров. Однако наши войска стояли здесь крепко. Каждый боец делал всё, чтобы остановить врага и не дать ему пройти за реку Мышкова.

Учащийся:

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля, И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Учащийся: 8 января советское командование во избежание напрасного кровопролития предложило командованию окружённых под Сталинградом немецких войск прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать. Ультиматум был отвергнут. Тогда 10 января войска Донского фронта перешли в новое решительное наступление (операция «Кольцо»).
После мощной бомбежки и артподготовки в 10.00 пошли танки, и поднялась пехота. К исходу дня главная полоса обороны противника была прорвана. 20 января Паулюс сам запросил у Гитлера разрешения на капитуляцию. Гитлер отклонил его просьбу. Фюрера уже не интересовала судьба окружённых солдат. Он хотел только одного – чтобы они продержались подольше и не давали советскому командованию возможности перебрасывать войска из-под Сталинграда на запад.
С утра 22 января Паулюс радировал командованию вермахта: «Дальнейшая борьба бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых прошу дать разрешение на капитуляцию». Гитлер ответил: «Запрещаю капитуляцию! Армия должна удерживать свои позиции до последнего патрона!»
25 января наши войска Донского фронта ворвались в Сталинград с запада. Навстречу им бросились воины 62-й армии. Они с сентября 1942 года стойко держались на узком клочке сталинградской земли, и хоть район их обороны был невелик, он сыграл огромную роль в деле защиты Сталинграда и в разгроме немецко-фашистских войск, зажатых в «котле».
И тут фашисты начали сдаваться в плен без приказа своего начальства. 31 января прекратила сопротивление южная группа. После мощного огневого налёта артиллерии 2 февраля сложила оружие и северная группа вражеских войск. Этот день знаменовал собой победный финал Сталинградской эпопеи.

Учитель: В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с Паулюсом. Боевые успехи Советской Армии в битве под Сталинградом были высоко оценены Советским правительством. 44 соединения и части, особо отличившиеся в сражениях, были удостоены почётных наименований: Сталинградских, Донских, Кантемировских, Котельниковских, Тацинских и других. 55 соединений и частей были награждены орденами. Многие части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские. Боевые награды получили десятки тысяч солдат и офицеров. 112 лучших советских воинов стали Героями Советского Союза. Новыми, только недавно учреждёнными орденами Суворова 1 степени были награждены наши полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, Н. Н. Воронов, Н. Ф. Ватутин, А. И. Ерёменко, К. К. Рокоссовский и другие военачальники. Были произведены первые награждения орденами Кутузова и Александра Невского.

Учащийся:

Ложатся строчки ровные в тетрадь...
Пусть сотни раз
снега сойдут со склонов,
Всё так же сердце
будет замирать
При этой цифре – 27 миллионов.
Не забывайте те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.

Учитель:

Победа под Сталинградом крупнейшее военно-политическое событие второй мировой войны. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и всей второй мировой войны. С этого момента советское командование прочно овладело стратегической инициативой и удерживало её до самого окончания войны. В ходе битвы враг потерял около 1,5 миллиона убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, то есть четвёртую часть сил, которыми располагал тогда фашистский блок на советско-германском фронте. Разгром крупной немецко-фашистской группировки под Сталинградом не случайное событие, а тем более не результат лишь ошибок командования вермахта и самого Гитлера, как теперь пытаются доказать фальсификаторы истории всех мастей на западе. Победа под Сталинградом – результат массового героизма советских воинов, младших командиров и офицеров Советской Армии,
Минута молчания.(зажигается свеча)

Заключительные слова учителя: В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших отцов и дедов. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память для наших детей о тех уже далеких событиях

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость.
Поклонимся памяти погибшим. Отдадим дань памяти живым.

Звучит песня в исполнении А. Розенбаума «Мамаев курган»

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года , положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных форм организации музейной деятельности и проведения воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Целью разработки данных методических рекомендаций является выявление основных форм воспитательных технологий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за победу Советского народа в Великой Отечественной войне, для внедрения их в практику организации музейной деятельности, а также знакомство с историей героических подвигов в Сталинградской битве.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) и классных руководителей, с современным пониманием процессов воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017 г.).

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют формы проведения мероприятий патриотической направленности при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе реализации современных технологий и подходов.

2 февраля – День воинской славы России, день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Она продолжалась 200 дней и унесла более миллиона жизней русских людей. Сталинградская битва занимает особое место среди событий отечественной и мировой истории и имела колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны. Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942–1943 годах решались дальнейшая судьба нашей страны.

Среди планируемых мероприятий 2017–2018 учебного года Департамент образования города Москвы обозначил 3 основных проекта в области гражданско-патриотического воспитания и музейной педагогики. Один из них – Городской фестиваль «Духовные скрепы Отечества». Этот Фестиваль представляет собой комплексную системную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Сроки и этапы проведения конкурсных мероприятий Фестиваля даны в Положении о Фестивале . Участники конкурсных мероприятий Фестиваля могут принять участие как во всех, так и в отдельно взятых конкурсных этапах Фестиваля в соответствии с содержанием конкурсных мероприятий, в состав которых входят: уроки мужества, тематические и фотовыставки, музейно-патронатные акции, кинолекторий, интернет-киновикторина и другие мероприятия.

Все мероприятия III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» посвящены Сталинградской битве, которая по размаху и напряженности боевых действий превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории. Сталинградская битва завершилась блестящей победой советских войск, показала возросшие возможности Красной Армии и советского военного искусства. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне в целом.

Задачи всех мероприятий III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» :

  • познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • развивать навыки в работе с историческими документами, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, посвящённый Сталинградской битве.

На основании положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» классным руководителям, педагогам-организаторам, руководителям музеев образовательных организаций рекомендуется:

1. Организовать подготовку и проведение в образовательных организациях Уроков мужества, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы. Вниманию педагогов на сайте Городского методического центра предлагаются методические материалы для проведения таких тематических занятий, как: «Священная память героям Сталинграда», «Сталинградская битва. Ни шагу назад!», «Герои Сталинграда». Все методические материалы носят рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

2. Организовать в образовательных организациях кинолекторий, в который включить фильмы о Сталинградской битве. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию, – сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа. Каждый школьник должен знать, что Сталинградская битва послужила переломным моментом в ходе той кровопролитной войны, и посмотреть фильм «Сталинград» 1989 года. Великий режиссёр Юрий Озеров решил снять фильм про Сталинград к 45-й годовщине Сталинградской битвы. Именно в этом «Сталинграде» отлично передана атмосфера сражения, всё сделано «по-озеровски» масштабно, драматично и впечатляюще. В фильме есть все знаменитые герои Сталинградской битвы: Ворошилов, Чуйков, Жуков, Тимошенко, Хрущев и многие другие.

Школьникам Москвы в рамках кинолектория могут быть предложены следующие фильмы:

  • «Сталинград» (1989);
  • «Они сражались за Родину» (1975);
  • «Горячий снег» (1972);
  • «Четвёртая высота» (1978).

Можно смотреть и другие фильмы о Сталинградской битве, но в интернет-викторине будут вопросы именно по этим фильмам. Вот уже несколько лет активисты школьных музеев проводят кинолекторий и участвуют в интернет-киновикторине по просмотренным кинофильмам.

3. Способствовать проведению патриотических акций в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Школьники могут посетить ветеранов Великой Отечественной войны, подарить им подарки, открытки, оказать посильную помощь. Проведение ежегодных традиционных дел и акций активистами музеев развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит, всё это – гражданские поступки. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т. е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности, – эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.

4. Подготовить тематические выставки-экспозиции, которые раскрывают тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражают основные события Сталинградской битвы. Оригинальность и уникальность работы каждого школьного музея заключается в наличии разнообразного материала (газеты, документы, фотографии, вещи, реликвии войны). Посещение музея даёт школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией. Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезённая с мест боев, – всё это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т. к. жизнь их была освещена высокой целью.

Одним из важнейших факторов победы в Сталинградской битве является героизм бойцов и командиров, которые, несмотря на численное превосходство врага, проявили небывалую стойкость в обороне и решительность в наступлении. Чувство ответственности за волжскую твердыню рождало целые подразделения, части и соединения героев. Многие из них покрыли себя неувядаемой славой. 103 человека были удостоены звания «Герой Советского Союза». Их подвиги навечно останутся в сердцах многих народов. Они навсегда будут являться символом бесстрашия, мужества и самопожертвования во имя Отчизны.

5. Обобщить опыт педагогов в образовательных организациях по проведению мероприятий патриотической направленности в виде мастер-классов «Примером сильны и духом отважны» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Исключительно велико значение Сталинградской битвы в наше время. Подвиг Сталинграда учит нас решительности, твёрдости, необходимости высокого профессионализма, а главное, единству в отстаивании интересов России. Подвиг сталинградцев, воспоминания живых участников этой битвы имеют огромное значение для патриотического воспитания нашего общества, детей, молодёжи, российских воинов. Необходимо донести до нынешнего поколения всеми имеющимися способами всё величие героизма наших воинов, всех советских людей, победивших в Сталинградской битве. Сталинград навсегда останется символом величия нашей Родины, героизма нашего народа и его Вооружённых сил. Он будет постоянно звать нынешние и грядущие поколения к самоотверженному служению своему Отечеству.

По итогам проведения воспитательных мероприятий каждый педагог может прикрепить ссылку о проведённом мероприятии на странице III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» на сайте .

Алгоритм участия педагогов в Фестивале:

  1. Выбрать форму проведения мероприятия.
  2. Разместить на сайте образовательных организаций пресс-релиз или пост-релиз (видеоролик или фотоотчёт) о проведённых мероприятиях с указанием этапа Фестиваля.
  3. Заполнить соответствующую страницу в интерактивной системе .

По итогам III этапа все организаторы воспитательных мероприятий в образовательных организациях получат электронные сертификаты участников (победителей и призёров) Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Надеемся, что воспитательный эффект от проведения всех этих мероприятий, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы, планируемых в образовательных организациях города Москвы, позволит каждому московскому школьнику произнести эти слова:

«В резной шкатулке много лет

Лежит бесценная награда –

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда».

Её я бережно достал,

И что-то в сердце защемило.

Я будто вновь солдатом стал

И вспомнил всё, как это было».

Ведь именно в этих стихах есть слова гордости за нашу Победу под Сталинградом, её огромное историческое значение. Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создаёт новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой формирования будущего России.

Мероприятие, посвящённое 75-й годовщине Сталинградской битвы

Цель : способствовать воспитанию чувства любви и гордости за родной край, Родину, великий народ;

расширить представления обучающихся о Великой Победе под Сталинградом;

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

показать мужество русских солдат и жестокость войны, развивать чувство патриотизма, воспитывать уважение к истории страны, традициям школы, выполнению гражданских обязанностей.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину и за родной народ;

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

развитие умения работать с информацией;

развитие умения использовать различные способы поиска информации;

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации. (Познавательные УУД);

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. (Регулятивные УУД)

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Оборудование : мультимедийный компьютер; интерактивная доска; фотографии военного Сталинграда; песни о войне; презентация.

Оформление: выставка книг, посвящённых ВОВ; музыкальные заставки; слайд - шоу по теме; ученические стенгазеты и рисунки.

Ход мероприятия :

Чтецы выходят на сцену вместе с учителем

(под музыкальное сопровождение «Священная война»)

Учитель: речь учителя…

Ведущий 1. Июнь. Лето. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: мы играли на улице, старшеклассники возвращаются с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Ведущий 2. Так началась Великая Отечественная война. Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Накануне войны Сталинград являлся крупнейшим промышленным и культурным центром страны с полумиллионным населением. В условиях войны Сталинград приобрел исключительно большое стратегическое значение. Овладев Сталинградом, немцы получали выход к Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, а значит, к неограниченным запасам нефти. Для СССР потеря Сталинграда означала неминуемый крах, т. к. это лишило бы армию и промышленность основных источников нефти. Гитлер планировал овладеть городом за 2 недели, но Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.)

Наш народ помнит те 200 дней и ночей, казавшихся бесконечными.

Всем было предельно ясно, что Сталинград – это последний рубеж. И этот рубеж сдавать нельзя.

Просмотр видеофрагмента «Битва под Сталинградом» (до 7:10 мин.)

Ведущий 1 . Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения

Мы засыпали с думой о тебе.
Мы на заре включали репродуктор,
Чтобы услышать о твоей судьбе.
Тобою начиналось наше утро.
В заботах дня десятки раз подряд,
Сжимая зубы, затаив дыханье,
Твердили мы:
- Мужайся, Сталинград! -
Сквозь наше сердце шло твое страданье.
Сквозь нашу кровь струился горячо
Поток твоих немыслимых пожаров.
Нам так хотелось стать к плечу плечом
И на себя принять хоть часть ударов!

Песня « Нас ждет огонь смертельный…»

Ведущий 2. Победа советских войск под Сталинградом оказала огромное стимулирующее воздействие на национально-освободительные движения народов тех стран, которые были оккупированы войсками Германией и её союзников. В февральские дни 1943 года на берегах Волги была одержана великая победа, положившая начало коренному перелому в войне. С тех пор слово "Сталинград" вошло во все языки мира и стало общепризнанным символом героизма, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству.

Ученик рассказывает стихотворение

В свой срок - не поздно и не рано -
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль - февраль, солдатский месяц -
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль - февраль. Солдатский месяц -
Горят гвоздики на снегу.

Ведущий 1. Самым трудным для сталинградцев был день 23 августа 1942 года. В три часа дня над центральной частью города появились сотни вражеских тяжелых бомбардировщиков. Всего за два часа во второй половине дня вражеская авиация произвела около двух тысяч самолетовылетов. Немцы сбрасывали то зажигательные, то тяжелые фугасные бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилал полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясали воздух. Горели жилые дома, кварталы, рушились, как карточные, школы, больницы, госпиталя. Отовсюду доносились стоны, крики раненых. Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. История войны не знала такого ожесточенного сражения.

Ученики рассказывают стихотворения:

Чтец 1. Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.

Чтец 2. В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу!

И тот приказ “Назад – ни шагу!”
Суровый воинский приказ.
Вселил в сердца людей отвагу,
Что не далек Победы час.

Ведущий 2. Солдаты Сталинграда выдержали такой натиск врага, какого не приходилось испытывать ни одной армии в мире. Вместе с солдатами город защищали все его жители. На тракторном заводе женщины собирали танки, которые сразу с конвейера отправлялись на поле боя.

Бои здесь шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, за каждый дом. Раненых переправляли на другой берег Волги на лодках, катерах, баркасах. Когда спросили однажды привезенных раненых, что в городе делается, они ответили: “ Все горит: дома, заводы, земля. Металл плавится”. “ А люди?” - “Люди? Стоят насмерть!

Ученики читает отрывок из писем немецких солдат:

Чтец 1. О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

Чтец 2. Из письма Пауля Мюллера, п/п 22468, жене. 31.XII.1942 г.
"...Мы переживаем здесь большой кризис, и неизвестно, чем он закончится. Положение в общем и целом настолько критическое, что, по моему скромному разумению, дело похоже на то, что было год тому назад под Москвой".

Чтец 3. Из письма солдата Рефферта жене. 29.XII.1942 г.
"...Над многими, которые в прошлом году и не думали о смерти, стоит сегодня деревянный крест. За этот год множество народу у нас рассталось с жизнью. В 1943 г. будет еще хуже. Если положение не изменится и окружение не будет прорвано, то мы все погибнем от голода. Никакого просвета...

Чтец 4. Из письма унтер-офицера Георга Кригера, невесте. 30.XI.1942 г.
"...Мы находимся в довольно сложном положении. Русский, оказывается, тоже умеет вести войну, это доказал великий шахматный ход, который он совершил в последние дни, причем сделал он это силами не полка и не дивизии, но значительно более крупными..."

Чтец 5. Огромный вклад в Победу на Волге имело военное искусство главнокомандующего 62 армии генерала В. И. Чуйкова и главнокомандующего 64 армии генерала М.С. Шумилова, командующего 13 гвардейской дивизии А.И. Родимцева, командующего Юго - Западным фронтом Н.Ф. Ватутина, командующего Донского фронта К. К. Рокоссовского, Сталинградского – А.И. Еременко, Воронежского - генерала Ф.И. Голикова, начальника Генштаба А.М. Василевского, Г.К. Жукова, маршала Советского Союза, который по поручению Совета Верховного Главнокомандования координировал действия фронтов в Сталинградской битве. (Читает под слайды).

Звучит песня «Поклонимся Великим тем годам»

Ведущий 1. 23 ноября войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов соединились у поселка Советский в 18 км от Калача. Была окружена фашистская группировка общей численностью 330 тыс. человек.

Операция «Кольцо» - Гитлеровское командование ударом извне стремились спасти от разгрома войска, окруженные под Сталинградом. Спешно формируется группа Армий «Дон» под командованием генерала Манштейна. Проведение операции по уничтожению окружённой группировки, которая получила кодовое название «Кольцо», целиком возлагалась на Донской фронт. С 27 января Донской фронт приступил к ликвидации противника. Был взят в плен вместе со своим штабом генерал-фельдмаршал Паулюс. Южная группировка врага прекратила сопротивление, а Северная продолжала сопротивляться до 2 февраля. Закончилась Сталинградская битва блестящей победой советских войск. Она положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне.

Сообщение ученика…

Ведущий 2. Сталинград навечно вошел в сознание человечества как символ несгибаемой воли, мужества и отваги советских воинов. Мы, ныне живущие, и наши потомки с благодарностью будем склонять головы перед памятью тех, кто отстоял Сталинград ценой собственной жизни, доказал любовь и преданность Родине.

Вечный огонь на площади Павших бойцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. В 1967 году на Мамаевом кургане был открыт памятник. Грандиозная 52-метровая скульптура "Родина-мать" по замыслу автора-скульптора Вутетича, поднимает в Сталинграде меч освобождения. Там же находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизий, погибшие в боях за Сталинград.

Ученик рассказывает стихотворение

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Звучат первый куплет и первый припев песни «На Мамаевом кургане…»

Ведущий 1. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы . Склоны кургана были изрыты бомбами и минами - даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава.

Чтец. Жизнь! Мы славим величье её.
Жить – вот благо и счастье людское!
За него. За счастье твоё и моё
Свои жизни отдали герои…

Ведущий 2. Защитники Сталинграда… “ Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они?..”

Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но все они выполнили до конца свой долг перед священной МАТЕРЬЮ – РОДИНОЙ.

Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади. В память о них зажигают Вечный огонь.

Чтец. Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось:
Тревоги, холод, голод и разлуки.
Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.

Исполняется песня, слайды «От героев былых времен...»

Учитель. На этом мероприятие, посвященное 75 годовщине Сталинградской битвы, окончено. Благодарим всех за внимание!