Кроссворд по вов. VI. Возможные дополнительные вопросы

По горизонтали:

2. С 1941 года он был председателем комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной армии, а также членом Совета по эвакуации и Государственного комитета по восстановлению хозяйства освобожденных районов, с 1942 года был членом ГКО. Указом Президиум Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 года за особые заслуги в области постановки дела снабжения Красной Армии продовольствием, горючим и вещевым имуществом в трудных условиях военного времени было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Один из наиболее влиятельных советских политиков, он начал свою карьеру при жизни Ленина и ушёл в отставку лишь при Брежневе. В конце 1970-х годов про него была сложена пословица: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». 4. Русская советская поэтесса. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, с августа 1941 работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. В это время создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942). 5. С 1931 года диктор Всесоюзного радио, обладатель редкого по тембру и выразительности голоса. Во время ВОВ читал сводки Совинформбюро, объявил о взятии Берлина и о Победе. 9. Советский военачальник, государственный и общественный деятель. Во время ВОВ - командир Путивльского партизанского отряда (позднее - Сумского партизанского соединения, ещё позднее - 1-й Украинской партизанской дивизии), генерал-майор. Дважды Герой Советского Союза. Сумское партизанское соединение под его командованием прошло с боями по тылам немецко-фашистских войск более 10 тысяч километров, разгромило гарнизоны противника в 39 населённых пунктах. 10. Член диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Согласно официальной советской версии - партизанка. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время ВОВ. Стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне. 13. Советский разведчик времён Второй мировой войны, был пресс-секретарем германского посольства в Японии. Герой Советского Союза (1964, посмертно). Сообщал в Ставку о дате нападения Германии на СССР, о том, что Япония до конца 1941 года и в начале 1942 года не выступит против СССР, чем избавит Сталина от изнурительной войны на два фронта. 15. Советский военачальник, Маршал Советского Союза (1940), дважды Герой Советского Союза. Командовал Юго-Западным, Сталинградским фронтами. С марта 1943 до конца войны был представителем Ставки Верховного командования и осуществлял координацию действий ряда фронтов, принимал участие в разработке и проведении некоторых операций (Ясско-Кишинёвская и др.). После войны его дочь была женой Василия Сталина. 17. Российская и советская певица. С первых дней ВОВ выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад (более тысячи концертов за время войны), её визитной карточкой стала песня "Валенки". Эту песню она исполнила у стен рейхстага 2 мая 1945 года. Во время первого выступления русских артистов в Берлине. На свои собственные средства, заработанные во время предвоенных гастролей, она приобрела две батареи «Катюш», которые были отправлены на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал её муж. 21. Один из крупнейших композиторов XX века. Автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Находясь в первые месяцы ВОВ в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), начинает работать над 7-й симфонией - «Ленинградской». 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. 22. Советский военачальник, Маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного Главнокомандования. В годы ВОВ в должности начальника Генерального штаба (1942-1945) принимал деятельное участие в разработке и осуществлении практически всех крупных операций на советско-германском фронте. С февраля 1945 года командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёнигсберга. В 1945 главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке в войне с Японией. 23. Русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий. Участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны, полковник Советской Армии. По его сценариям были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спааком и Э. Триоле), «Живые и мёртвые» (1964), «Возмездие» (1967), «Двадцать дней без войны» (1976). 24. Советский военачальник. Маршал Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза. С 1942 по 1946 год - командующий 62-й армией (8-й гвардейской армией), особо отличившейся в Сталинградской битве. С его именем связывают и появление специальных штурмовых групп. Они первыми внезапно врывались в дома, а для перемещений использовали подземные коммуникации. Немцы не понимали, когда и, главное, откуда ждать контрудара. Позже этот опыт пригодился ему при взятии Берлина. Недаром его называли «генерал-штурм».

По вертикали:

1. Полководец, дважды Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Ленина, Маршал Советского Союза. во время ВОВ - начальник штаба Юго-Западного фронта, командовал войсками 1-го Прибалтийского фронта, 3-го Белорусского фронта. В фильме "На киевском направлении" его роль сыграл Армен Джигарханян. 3. Советский полководец, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Во время ВОВ командовал 19-ой армией, затем на должности командующего Калининским фронтом участвовал в битве за Москву; во главе Степного фронта сумел добиться успехов в Курской битве, в Белгородско-Харьковской операции и в битве за Днепр; за Корсунь-Шевченковскую операцию получил звание маршала; за образцовое руководство войсками в завершающих операциях Великой Отечественной войны получил вторую "Золотую Звезду". 6. Советский военный лётчик, участник трёх войн, капитан. Совершил первый в истории ВОВ (1941 г., во время битвы за Москву) таран механизированной колонны вражеской техники. Герой Советского Союза, посмертно. 7. Советский полководец. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». 8. Советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза. 11. Советский лётчик-ас, второй по результативности пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. 12. Революционер, советский политический и государственный деятель (министр иностранных дел). Герой Социалистического Труда. 22 июня 1941 года выступил по радио с сообщением о начале войны, закончив эту речь знаменитыми словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В годы ВОВ - заместитель председателя ГКО; курировал производство танков; подписал постановление СНК о производстве бутылок с зажигательной смесью ("коктейль его имени"). Принимал участие в Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференциях. 14. Русский советский писатель, поэт, журналист. Главный редактор журнала «Новый мир». Его поэма «Василий Тёркин» (1941-1945) - это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. 15. Военный лётчик, заместитель командира эскадрильи ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран. Снялся с Любовью Орловой в "Боевом киносборнике №4". Сбил ещё 5 самолетов противника. Погиб в воздушном бою в октябре 1941 года. 16. Герой Советского Союза (19.06.1943), красноармеец. Закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота. Его поступок широко освещался в газетах, журналах, литературе, кино как подвиг и стал в русском языке устойчивым выражением. 18. Советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Единственный в истории СССР маршал двух стран (СССР и Польши). Участвовал в битве за Москву, руководил разгромом немцев под Сталинградом, под Курском, успешно провел освобождение Белоруссии, Восточно-Прусскую и Берлинскую операции. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. 19. Советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза (15 апреля 1965 года, посмертно). В годы Великой Отечественной войны он возглавлял войска Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов до своей гибели в 1944 году. Генералы вермахта прозвали его Гроссмейстер. 20. Революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, генералиссимус. В годы ВОВ был Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР. 3 июля 1941 года он выступил с радиообращением к советскому народу, начав его со слов: «Товарищи, граждане, братья и сёстры, бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».

Кроссворд о Великой Отечественной войне для старших дошкольников.

Воспитатель Матвеева Марина Сергеевна АНОДО «Планета детства «Лада» детский сад «Белочка» №176.
Назначение: Кроссворд для детей старшего дошкольного возраста. Данный кроссворд будет полезен для воспитателей, учителей начальных классов, родителей.
Цель: формировать у детей знания о Великой Отечественной войне.
Старшие дошкольники должны знать, чем была война для всех людей. Хотя и тема серьезная ни детская, но нельзя откладывать это на потом «когда подрастешь, тогда и расскажу». Пока живо старшее поколение, пусть внуки и правнуки от них узнают, сколько горя принесла на нашу землю война.
Именами героев, отдавших свои жизни за независимость Родины, названы города, улицы, площади, корабли, в их честь воздвигнуты памятники. Всегда ли знают дети, в честь кого названы эти памятные места.
И в стенах детского сада, по какой программе мы бы не работали, эта тема должна занять важное почетное место. Кроме рассказов взрослых о событиях войны, воспитатель может прочитать книги, устроить выставку литературных произведений, вставку иллюстраций, картин. Можно обратиться и к семейным реликвиям, устроить выставку орденов, медалей, музейных редких экспонатов (писем, фотографий, газет …). Уместно будет и выпуск газеты с вашими поздравлениями и поздравлениями детей. Возьмите интервью у детей и взрослых «Хотим ли мы войну?» Посвятите знаменательному событию выставки поделок, рисунков. Приготовьте личные поздравления фронтовикам. А можно разработать кроссворд о Великой Отечественной войне. Словом, в эти оставшиеся дни до знаменательного события не останьтесь равнодушными.
Вопросы по вертикали:
1. Солдатская рубашка?
6. Снаряд который взрывается после броска?
7. Бывает противо танковая?
9. Военная машина на гусеницах?
10. Место где прячется солдат во время боя?
13. Награда за отвагу?
15. На них сражались в небе?
Вопросы по горизонтали:

2. Команда стрелять?
3. Знаки отличия военных?
4. Больница для военных?
5. Высшая награда?
6. Остается от патрона после выстрела?
8. Бегут с криком ура?
11. Головной убор военного?
12. Стреляет ядрами?
14. С ним прыгают с самолета?
16. Управляет самолетом?

Как организовать урок, на котором каждый ученик активно участвует в процессе познания, анализирует факты, делает выводы? Эти вопросы волнуют любого учителя. И каждый по-своему старается ответить на них.

Стремясь добиться максимального усвоения и осмысления исторического материала, я использую различные методы. Один из них -деловая игра.

Я предлагаю на суд моих уважаемых коллег разработку обобщающего урока по теме “Великая Отечественная война”, который проводился на II курсе ПУ-178 г. Москвы в форме деловой игры.

Цели деловой игры:

  • оценить уровень усвоения и осмысления фактического материала по теме;
  • формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение;
  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
  • развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся;
  • способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, принимавших участие в разгроме фашизма.

Условия игры:

  • Учащиеся учебной группы делятся на 4 команды (можно по жребию, можно по уровню знаний) и выбирают капитанов команд.
  • Каждая команда принимает участие во всех проводимых конкурсах.
  • При ответах на вопросы принимается коллективный ответ.
  • За каждый полный ответ на вопрос и выполненное задание команда получает 1 балл, за неполный ответ - 0,5 балла, за неправильный ответ или отказ отвечать - 0 баллов (оценивают преподаватель и два эксперта - наиболее подготовленные учащиеся данной группы).
  • При необходимости определения команды - победительницы задаются дополнительные вопросы учителем или экспертами.
  • Все члены команды, набравшие большее количество баллов, получают оценки 5 , члены следующей команды - 4 , остальные - 3

Ход игры:

I. Конкурс-разминка “Время, события, Люди”

Учитель задает 15 вопросов, каждый из которых предполагает конкретный, четкий ответ. Отвечает та команда, которая первая изъявит желание это сделать. Оценивает преподаватель.

  1. Именно в этот день и год началась Великая Отечественная война.
  2. Именно в это время началось контрнаступление советских войск под Москвой.
  3. Именно в этом году Верховным Главнокомандующим был подписан приказ № 227 “Ни шагу назад”
  4. Именно в этот день и год советские войска с боями вышли к государственной границе СССР.
  5. Именно в этот день состоялся парад Победы советских войск в честь разгрома фашистской Германии.
  1. Именно это событие положило начало создания антигитлеровской коалиции.
  2. Именно эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны против СССР.
  3. Именно эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
  4. Именно это событие положило начало открытию второго фронта в Европе.
  5. Именно во время этого события были вскрыты и разоблачены тягчайшие преступления против человечества, совершенные гитлеровцами.
  1. Именно он возглавлял ГКО
  2. Именно этот человек командовал Западным фронтом в период контрнаступления советских войск под Москвой.
  3. Именно этот человек командовал окруженной группировкой противника под Сталинградом.
  4. Именно этот человек подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии с советской стороны.
  5. Именно этот президент США присутствовал на Потсдамской конференции.

II.Конкурс “Поиск”

Каждая команда получает (по жребию) текст с исторической ошибкой. Ее необходимо найти и исправить. Проверяют и оценивают эксперты.

22 июня 1941г. гитлеровская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на СССР. Вместе с германскими войсками в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии и Англии. Первыми встретили агрессора пограничники. Уже начало войны показало, что наши люди готовы не щадя жизни биться за свободу Отчизны.

В середине ноября 1941 г. начался второй этап фашистского наступления на Москву. Вражеские войска стремительно развивали наступление на Клин. Резервов в этом районе у Ставки не было. Одновременно немецко-фашистские войска нанесли мощный удар в районе Волоколамска. В эти критические дни для Москвы Верховным главнокомандующим был подписан приказ № 227 “ Ни шагу назад!”, который вводил жестокие наказания за отступление без распоряжения свыше.

В результате организованной жестокой обороны враг был измотан. С 12 июля 1943 г. меняется и характер Курской битвы. Теперь наступали советские войска, германские войска перешли к обороне. Но сдержать контрнаступление наших войск они уже были не в силах. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, а 23 августа - Харьков. На этом завершилась Курская битва, которая положила начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

В ознаменовании победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади 24 июня был проведен парад, вошедший в историю как Парад Победы, Марш сводных полков фронтов завершила колона солдат, бросивших к подножию Мавзолея Ленина 200 знамен разгромленных фашистских армий. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, принимал парад Верховный главнокомандующий И.В. Сталин.

III.Конкурс “Исторический кроссворд”

Каждая команда выделяет по 2 человека для участия в этом конкурсе. Им предлагается один и тот же кроссворд. Команда получает столько очков, сколько отгадает слов кроссворда. Кроссворд отгадывается в течение 10 минут, а в это время другие члены команд принимают участие в следующих конкурсах.

IV. Конкурс “Восстанови хронологию исторических событий”

Каждая команда получает карточку, (по жребию) где перечислено несколько исторических событий, которые необходимо расположить в хронологической последовательности. Проверяют и оценивают эксперты

Карточка № 1 Битва за Москву

Решение об эвакуации на восток советских правительственных учреждений;

Г.К. Жуков становится командующим Западным фронтом;

Контрудар Красной армии севернее и южнее столицы;

Гитлер подписывает директиву о переходе к обороне на советско-германском фронте.

Карточка №2 Сталинградская битва

Начало общего стратегического наступления советских войск, продолжавшегося до марта 1943г.,

Ультиматум советского командования окруженным под Сталинградом немецким частям с требованиям сдаться;

Прорыв немецких танков к Волге;

Капитуляция 6-й немецкой армии;

Окружение группировки немецких войск под Сталинградом.

Карточка №3 Курская битва

Наступление немецких войск на позиции Красной армии в Курском

Освобождение Орла и Белгорода;

Освобождение Харькова;

Танковое сражение под Прохоровкой;

Контрнаступление советских войск в районе Курского выступа.

Карточка №4 Перед победой

Наступление советских войск на Зееловские высоты;

Парад Победы на Красной площади в Москве;

Самоубийство Гитлера;

Освобождение Варшавы;

Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии;

V.Конкурс “ Имя- событие”

Каждая команда (по жребию) получает карточку с именами людей, которые имели то или иное отношение к войне. Командам необходимо ответить: кто эти люди, и с какими историческими событиями II-ой мировой войны они связаны. Конкурс оценивает преподаватель.

Карточка №1
Жуков - Гудериан

Карточка №2
Рузвельт - Паулюс

Карточка №3
Черчилль - Риббентроп

Карточка №4
Эйзенхауэр - Молотов

VI. Возможные дополнительные вопросы.

1 . 16 октября 1941 г. по Ленинградскому шоссе, просочившись через линию фронта, мчалась прямо к Москве никем не сдерживаемая колона мотопехоты. Этот шальной фашистский отряд докатился до Москвы так близко, как это не удавалось больше никому, даже в конце ноября. На встречу мотоколонне устремился отряд танков БТ - 7. Они мчались по улице Горького. Ленинградскому проспекту. Ленинградскому шоссе и столкнулись с врагом. в ту минуту, когда пулеметчики выезжали на горбатый Химкинский мост, переброшенный через канал у нынешней границы города. Танков за ними не было. Все захватчики были уничтожены в коротком бою в 15 км от Кремля. Прибывшая к месту событий кинохроника успела заснять разбитые мотоциклы и трупы солдат (см. Московская правда. 1987г. 15 октября)

Как вы думаете, почему об этом факте до 1987г. не сообщалось в печати?

2. В ходе великой Отечественной войны и после нее Сталин выдвинул такой тезис, что трагедия, которую пережил наш народ в начальный период войны, является результатом “внезапности” нападения на Советский Союз.

Как вы думаете, соответствует ли этот тезис действительности?

3. В 1943-1944 гг. было осуществлено насильственное переселение с родных земель чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков и других народов в Казахстан, Среднюю Азию Якутию. Красноярский и Алтайский края, в Новосибирскую, Тюменскую, Томскую области, на Сахалин, Таймыр, в Заполярье.

Как вы считаете, вызывалась ли такая мера необходимостью защиты страны?

4. 900 дней жестокой блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства сберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света их учителем - академиком Н.И. Вавиловым. Все тяготы блокады: бомбежки и артобстрелы, пожары и холод - испытали на прочность этих людей. А голод был для них мучителен вдвойне. Ведь рядом стояли тысячи коробок с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку - возьми, брось в котелок, вари и ешь... Тонны семян хранились на полках. Но, измученные голодом, доведенные до дистрофии (зимой 1941-1942гг. умерли от голода 14 сотрудников), ученые не съели тогда ни одного зернышка. Бесценная мировая коллекция была сохранена.

Как вы думаете, о чем свидетельствует этот факт?

VII. Подведение итогов игры. Выставление оценок.

Кроссворд

“Великая Отечественная война”

По горизонтали: Разведчик, герой Советского Союза.

  • Председатель ГКО.
  • Партизанка, герой Советского Союза.
  • Посол Германии в Москве накануне Великой Отечественной войны.
  • Любимая песня Сталина.
  • Страна, член Антигитлеровской коалиции.
  • Кодовое название операции по освобождению Белоруссии.
  • Маршал Советского Союза
  • Город выбранный советским руководством в качестве столицы в случае сдачи Москвы.
  • Настоящая фамилия Гитлера.
  • Лидер итальянского фашизма
  • Столица Германии
  • Автор музыки “Священная война”
  • Министр иностранных дел в годы Великой Отечественной войны.
  • Одна из освобожденных стран Восточной Европы.
  • Маршал Советского Союза. Руководивший военной операцией на дальнем востоке с августа 1945г.
  • Город Восточной Пруссии, перешедший к СССР.
  • Имя генерала Эйзенхауэра.
  • Дорога жизни
  • Блокадный город.
  • По вертикали:

    10.Автор седьмой (Ленинградской) симфонии.
    14.Столица СССР.
    21.Страна, вступившая в войну против СССР вместе с Германией.
    22. Автор романа “Они сражались за Родину”.
    23. Американский крейсер, на борту которого Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.
    24. Автор строк “Жди меня”
    25. Фашистский концлагерь, где принял смерть генерал Д.М. Карбышев.
    26. Город-герой.
    27. Территория страны, где был открыт второй фронт
    28. Фашистский концлагерь.
    29. Маршал СССР, самый молодой из всех командующих фронтами
    30. Советский авиаконструктор.
    31. Президент США. принявший участие в работе Потсдамской конференции
    32. Город, где проходил суд над главными военными преступниками
    33. Командир партизанского соединения
    34. Тяжелый советский танк.
    35. Город первого победного салюта.
    36. Ближайший подручный Гитлера.
    37 .Способ воздушного боя.
    38.Место встречи советских и американских войск во время второй мировой войны

    Ответы на кроссворд “Великая Отечественная война”

    По горизонтали:

    1.Кузнецов 2.Сталин З.Космодемьянская 4.Шуленбург 5.Сулико 6.Великобритания 7.Багратион 8.Жуков 9.Куйбышев 10.Шикльгрубер П.Муссолини 12.Берлин П.Александров 14.Молотов 15.Болгария 16.Василевский 17.Кенигсберг 18.Дуайт 19.Ладога 20.Ленинград

    По вертикали:

    10.Шостакович 14.Москва 21.Италия 22.Шолохов 23.Миссури 24.Симонов 25.Маутхаузен. 26.Новороссийск 27.Франция 28.Бухенвальд 29.Черняховский 30.Туполев 31.Трумен 32.Нюрнберг 33.Ковпак 34.KB 35.Орел 36.Геринг 37.Таран 38.Эльба

    Кроссворд

    Кроссворд «Отечественная война 1812 года»

    Данный кроссворд может быть использован в 8 классе в качестве контроля знаний после изучения темы. Учащиеся могут разгадывать его как индивидуально, так и разбившись на пары или небольшие группы.

    Задания по горизонтали:

    2. Река, при переправе через которую погибла большая часть отступающей армии Наполеона.

    3. Василиса … - руководитель крупного крестьянского партизанского отряда.

    7. Село в 120 километрах от Москвы, при котором состоялось решающее сражение русской армии с армией Наполеона

    9. Атаман, командовавший казачьими частями во время Отечественной войны 1812 г.

    10. Герой Отечественной войны, погибший во время восстания декабристов.

    12. Русский полководец, командовавший русской армией с августа 1812 года.

    14. Герой Отечественной войны, генерал от кавалерии. При Бородино командовал корпусом, защищавшим Курганную высоту.

    Задания по вертикали:

    1. Город, который Наполеон так и не смог взять после отступления из Москвы, хотя французская армия штурмовала его 7 раз.

    2. Деревня, в которой состоялся знаменитый совет штаба русской армии после Бородинской битвы и на котором было решено оставить Москву.

    5. Российский император, находившийся на троне во время Отечественной войны 1812 г.

    6. Герой Отечественной войны, полководец, получивший смертельное ранение в битве при Бородино.

    8. Город, в котором соединились отступающие 1-я и 2-я русские армии.

    11. Русский офицер, один из основателей партизанского движения.

    13. Село, в котором разбила лагерь русская армия после отступления из Москвы.