Проект на тему проблемы современного образования. Основные проблемы образования. Перспективные направления развития

Развитие Российской Федерации вместе с экономическим, политическим и административным векторами предполагает и развитие человеческого капитала страны. Именно благодаря человеческому капиталу возможно реализация любых задуманных, спланированных проектов развития. Во многом низкая эффективность экономических и политических реформ конца ХХ века в нашем государстве связана с неверной оценкой человеческого фактора. Так переход к рыночным отношениям инициированный, прежде всего, реформами «сверху» наткнулся на проблему реализации и воплощения в жизнь законодательных инициатив начала 90х. Так для успешного внедрения рыночных отношений реформы необходимым образом должны были опираться на особый психотип человека. Классически он был описан в работах А.Смита как эгоист, склонный к обмену ради приобретения личной выгоды. Однако, на протяжении уже нескольких десятилетий в стране формировали иной эталонный тип поведения, опирающийся на представлении о равенстве, справедливости и самопожертвовании ради общественных интересов. Конечно, и в советском государстве встречались отдельные личности разделявшие идеалы человеческого поведения в духе А.Смита, однако в то время они подвергались общественному порицанию, а особо проявившихся на почве экономической деятельности судили и отправляли в соответствующие места исправительного характера. Поэтому, после реформ начала 90х сопровождавшихся амнистией по экономическим преступлениям мы получили сильный криминальный крен во внедрении рыночных способов экономической организации государства. То есть именно человеческий капитал обусловил низкую эффективность рыночных преобразований.

Одной из самых значимых детерминант накопления человеческого капитала является система образования. Однако, реформы образования инициированные с середины 90х годов ХХ века не дают оснований для позитивной оценки человеческого потенциала для реализации целей развития Российской Федерации. Современная система образования нашей страны напоминает мифологический персонаж «химера» - существо, составленное из частей различных животных. Соединение советской образовательной традиции с Болонским процессом делает такой продукт малопригодный для нужд современного общества страны.

В чем состояла сила советской системы образования? Во-первых, она встраивалась как в политическую, так и в экономическую систему государства. То есть, в образовательных учреждениях Советского Союза начиная с дошкольного уровня и заканчивая высшим образованием, шла целенаправленная работа по формированию человека с заранее заданными государством параметрами. Государство знало, что оно хочет от населения, и четко формулировало свой запрос к образованию. Во-вторых, необходимость единых образовательных программ на всей территории СССР имело целью сформировать единое идеологическое пространство, единую систему ценностей. Благодаря этому не имело значение в какой части государства человек получал образование, его поведенческие шаблоны и ход мыслей были понятны в любом конце страны. Этот элемент системы назывался общее образование доступное для всех. В-третьих, система планирования количества специалистов в каждой отрасли и распределения на места работы позволяла с одной стороны насытить отстающие регионы необходимыми специалистами, а с другой давало молодым людям гарантированное место работы и точку отсчета для начала профессиональной карьеры.

Позитивными достижениями этой системы можно назвать достаточно надежную до определенного момента работу социальных лифтов (чья работа была мало эффективна в Российской империи), появление ученых и представителей творческой интеллигенции, признаваемых на международном уровне и наличие колоссальных научных прорывов значимых для всего мирового сообщества (например, полет человека в космос и пр.).

Подобная система образования имела и негативные для формирования социальной реальности моменты, которые до начала 80х годов ХХ века не имели решающего значения. Среди них можно назвать разрушение межпоколенных связей, ослабление значимости института семьи, возрождение на новый лад общинных и сословных моделей поведения в социуме. Так, например, разрушение межпоколенных связей было спровоцировано порядками образовательной системы. Дети с первых лет жизни отдавались на воспитание в среде своих сверстников специально обученным людям. То есть из года в год большая часть жизнь детей без непосредственного участия родителей.


Сначала детский сад с 8:00 до 20:00 (а есть еще и ночные группы, где дети ночуют в детском саду), затем школа основная смена + дополнительные кружки (а есть еще школы-интернаты). Получается, что процессы передачи опыта от родителей к детям нарушаются, так как ребенок в лучшем случае имеет возможность пообщаться после дня своих трудов с усталым старшим поколением вечером, либо в выходные. Большую часть времени они проводят со своими сверстниками и учителями. Значение семейного воспитания снижается, как и роль семьи в обществе. Общение со сверстниками предполагает выработку своих внутренних правил поведения, кодекса и ценностей. Это накладывается на архетипические модели общинного поведения и сословности. В итоге к 80-м годам ХХ века получаем замкнутость трудовых общин на свои корпоративные интересы (в том числе неформальные и криминальные группы молодежи), блат (вместе учились в школе, вузе), поощрение трудовых династий (переход к сословности) и появление класса партийной номенклатуры (новая сословность). На мой взгляд, этих проблем эпохи позднего социализма можно было бы избежать, если бы идеологическое развитие государства не остановилось после 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС вместе с обличением культа личности был потерян творческий посыл этой работы для новых поколений. Это привело к тому что старые лозунги не вдохновляли молодежь на новые свершения, экономический рост замедлялся и встала необходимость социальных, политических и экономических преобразований.

Сейчас, наверное, мало кто помнит, что реформа образования в середине 90х годов начиналась под лозунги гуманизации образования, внедрения личностного подхода для преодоления «безликости и уравниловки» советской системы. В 1999 году была принята Болонская декларация и Россия присоединяется к ее положениям в 2003 году. Происходит перестройка всей образовательной системы государства. Однако, данная перестройка по сути является надстройкой разваливающейся системы советского образования. Начало развала было положено отменой государственного заказа на подготовку специалистов и системы распределения на места работы. Отмена государственного заказа привело к снижению восстребованности и деградации образования в регионах. Конечно же эта отмена была связана с отменой пятилетних экономических планов развития. Тем самым была устранена включенность системы образования в интересы государства. Но вместе с тем сохранен принцип всеобщности образования, единого для всех. Эти решения заложили основу миграционных процессов новой России. Следование Болонской декларации структурировало и усилило эту миграцию. Вместе с этим оценка учеников и школ по результатам сдачи ЕГЭ в тестовой форме привело к разрушению воспитательной и развивающей функций образования и нивелировала идеи гуманизации середины 90х.

Современная система образования не справляется с реализацией главной идеи образования, доставшейся нам с эпохи Просвещения. Эту идею можно сформулировать так: «Образование должно знакомить подрастающее поколение с образом мира в котором ему предстоит жить». Образование должно подсказывать молодым людям куда прилагать свои усилия, какие проблемы актуальны в настоящем и обеспечить необходимыми (или накопленными) знаниями, умениями, создавать мотивацию. Центральными предметами, знакомящими школьников с социальным, политическим и экономическим проблемным полем является история и литература.

Чему учит история? Вот живет сообщество людей на определенной территории. У него имеется вот такой список проблем. Оно решает эти проблемы вот такими способами и получает следующие результаты, последствия. И так из века в век подрастающее поколение знакомится с проблемным полем региона. Если же мы говорим о Сибири, то географически территория Сибири и Дальнего Востока занимает более двух третей территории Российской Федерации. Возникает резонный вопрос: «Что мы можем узнать о проблемном поле этого региона из современных школьных (да и вузовских) учебников истории?». Большая часть повествования касается истории центрального региона Российской Федерации. Литература, в свою очередь, знакомит школьников с нравами региона. Возникает второй вопрос: «Почему нельзя заменить некоторые литературные произведения сходных по тематике на произведения сибирских писателей?»


Это имеет колоссальное значение для развития регионов нашего государства. Так как способный ученик, хорошо осваивающий школьную программу в региональной школе, к концу обучения оказывается дезориентирован. В школе его учат на одном проблемном поле, а в регионе актуальны иные проблемы.

Еще большее значение это приобретает в системе высшего профессионального образования после присоединения к Болонской декларации. Спросите выпускника регионального вуза проходившего обучение по профилю экономика предприятий, менеджмент, муниципальное управление или предпринимательская деятельность: «Где вы предполагаете реализовать свои профессиональные знания? В каком регионе?». 90% ответов будет в России или в том регионе, где он живет в настоящий момент. Задайте второй вопрос: «А знаете ли вы хоть одну отечественную экономическую теорию, теорию мотивации или управления?». За последние 7 лет преподавания в экономическом вузе никто не мог вспомнить хоть одну. Еще раз повторю это способные ученики, хорошо успевающие практически по всем преподаваемым дисциплинам. Получается, что студент отличник после окончания вуза не имеет необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности знаний и умений. И когда он, даже если устраивается на работу по специальности, от своего работодателя фразу: «Забудь все чему учили в вузе и начинай сначала» в его уме происходит серьезный разлад. Суть его проста: он является обладателем мало пригодных для жизни в данном обществе знаний, на которые потратил около 20 лет своей жизни, много времени, нервов и усилий.

Из этой ситуации для отличника есть три способа решить этот конфликт. Первый - поступить так, как советует работодатель и начать все заново. Сопровождается сильными психологическими издержками. Второй – трудоустроится по другой специальности: все равно же переучиваться. Это психологически сделать проще. Поэтому значительная часть современной экономики строится непрофессионалами. То есть государство тратит значительное количество ресурсов на образование специалиста, а его экономическая отдача для государства в разы ниже ожидаемой. Третий путь таков: Если знания не соответствуют месту трудовой деятельности (региону работы), то тогда я поеду туда, где эти знания будут совпадать с проблемным полем и запросам региона. То есть сама система образования закладывает миграционные процессы. Причем, начинаются они не с антитезы «регион-центр», а скорее с антитезы «деревня-город».

Сообразительные дети в деревнях получают знания, которые будут востребованы в городе, районном центре. Из этих малых городов стремятся уехать в областные центры. Оттуда в федеральный центр, а затем за границу. Причем уезжают именно наиболее активные и способные, именно тот контингент, который необходим их малой родине для своего развития.


Без сомнения идея такого образования была сформулирована и реализована на заре формирования СССР. Но отток интеллектуальных ресурсов из региона в центр в советское время компенсировался распределением специалистов по регионам. Сейчас же обратный поток специалистов из центра в регион ничтожен. Обычно в регионы прибывают граждане из иных культурных сред подрывая социальную стабильность региона и затормаживая возможные темпы развитие региона, так как приезжающим необходимо время на адаптацию, погружение в культурные традиции совместного проживания и проблемное поле того места куда они приехали.

Таким образом, реформа образования должна начинаться с ответа на вопрос: какое население и с каким набором качеств хочет видеть государство через 15-20 лет. В свою очередь ответ на этот вопрос должен решаться со стратегических планов развития государство, которых до сих пор нет. При этом идея единого для всех образования закладывает тенденции миграции из менее развитых регионов в более развитые. Поэтому необходимы государственные механизмы, компенсирующие эти процессы. Либо мы отказываемся от идеи единого образования и создаем систему образования с региональным проблемным полем, что позволит удержать часть активного и хорошо образованного населения в регионах. В любом случае выбор того или иного варианта предполагает определение идеологических ориентиров государства. Отсутствие же выбора и отпускание ситуации на самотек замедляет возможные темпы развития Российской Федерации. А с определенного момента это может привести к ситуации, когда отсутствие целенаправленной работы с человеческий капиталом регионов станет источником разрушения государственности на этих территориях.

Прислал на почту,
к.псх.н. Мунгалов В.Н., Иркутск

Вконтакте

Одноклассники

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

QR-код адреса страницы:

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно".

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно" (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, "воз и ныне там": качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога


В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких "небожителей", к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или "бродить" по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей , но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и "срывать" на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги


Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования , стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с "купленными" дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования


Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Проблемы российского образования и пути их решения

Согласно законодательству Российской Федерации образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Весь мир убежден в том, что советское образование, как общее среднее, так и высшее в области естественных и технических наук, было лучшим в мире. Опыт нашей страны перенимали мировые лидеры: США, Япония и Китай.

Но в 1990-е гг. сократилось финансирование образования, упал спрос на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Соответственно экономической ситуации снизилась культура общества и качество национального образования. Упало качество государственного управления, в т.ч. и системой образования. Тем самым сократились возможности для перехода к инновационной экономике и устойчивого роста в будущем.

В 2000-е гг. с началом быстрого экономического роста на российское образование, наконец-то, обратили внимание и выяснили, что, оказывается, оно имеет достаточно острых проблем, требуемых решений. К таковым проблемам можно отнести следующие:

  1. Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на смену индустриальному обществу пришло информационное общество. Мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, а на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Для решения данной проблемы необходимо постоянно обновлять в соответствии с последними научными достижениями не только техническое оснащение учебных учреждений, но и преподаваемые знания.

  1. Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений. Для решения данной проблемы необходимо доработать закон «Об образовании».

  1. Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако результата это не дало. Для решения данной проблемы необходимо ужесточать меры наказания за преступления в сфере образования на законодательном уровне.

  1. Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования. Для решения данной проблемы администрациям учебных заведений необходимо найти дополнительные способы финансового стимулирования педагогических работников за эффективную работу, а государству предоставить им возможные льготы, например, на оплату образования детей, жилья, проезда в городском транспорте и т.п.

  1. Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности из-за плохой практической подготовки, слабой связи между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшей системой образования, которая не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда. Для решения данной проблемы необходимо ориентировать все учебники на решение не столько теоретических задач, сколько их связи с практическими проблемами, с которыми сталкивается обучающийся.

  1. Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов. Для решения данной проблемы необходима преемственность программ дошкольных учреждений и программ начальной школы; программ начальной школы и программ средней школы; программ средней школы и программ ВУЗов, а также сотрудничество по этому вопросу администраций учреждений между собой.

  1. Массовая ориентация выпускников на высшее образование

С каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, причем, только половина из них, действительно, поступает в ВУЗы с целью приобретения необходимых знаний по специальности, а остальные просто для получения диплома либо для отсрочки от армии. Это непосредственно влияет на увеличение количества вузов, дающих некачественное образование. Для решения данной проблемы необходимо обязать выпускников после получения диплома ВУЗа отработать определенное количество лет по специальности на территории Российской Федерации, в противном случае признать диплом недействительным . Это не только позволит сократить количество ВУЗов, но и «утечку мозгов», а вместе с тем увеличить количество квалифицированных специалистов, работающих по специальности на территории России.

  1. Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

С 1990-х гг. дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. В результате, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием. Для решения данной проблемы необходимо сотрудничество администрации школ и администрации ПТУ и техникумов; привлечение СМИ.

Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что не смотря на то, что в российском образовании много разных проблем, их решение во многом возможно благодаря грамотному менеджменту. Компетентный менеджер посредством правильного планирования работы своего учреждения, грамотного определения шагов развития, рационального распоряжения финансовыми средствами, создания в своем образовательном учреждении системы оценки эффективности деятельности работников, а также активного взаимодействия с общественностью, сможет не только умножить количество квалифицированных сотрудников, повысить образовательный уровень и конкурентоспособность российских граждан, но и поднять качество образования в России до международных стандартов.


Аннотация. В статье рассматривается перспектива систематизации новых методов обучения, поиска научно-педагогическими коллективами новых путей решения задач, поставленных требованиями времени. Отмечено, что необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.
Ключевые слова: образование, научно-педагогические коллективы, интеграция науки и практики.

Нет в мире человека, которому было бы незнакомо слово «образование». Получение качественного образования - это успешная, достойная жизнь завтра не только самих детей, и общества в целом. Успехи обучения и воспитания в современном мире всецело зависят от умения педагогов использовать в практической деятельности передовые педагогические идеи, технологии, достижения современной педагогической науки. В современных условиях информационная среда образования на всех этапах развивается в условиях единых стандартов. Однако современная система образования переживает свои трудности.

Мы живем в век свершений, новых открытий, информационных технологий. Время идет вперед, и современный этап развития образования требует новых методов обучения, нестандартных форм воспитания, индивидуального подхода к каждому студенту. Это побуждает научно-педагогические коллективы искать новые пути решения поставленных задач, так как именно образование является фундаментом развития и становления личности, фундаментом, который завтра обеспечит студенту стабильную жизнь. Остается актуальной известная фраза философа Сенеки: «Мы учимся не для школы, а для жизни».

Сегодня перед научно-педагогическими работниками стоит ответственная и непростая задача — воспитать гражданина, способного нести добро людям, работать на благо своей страны. Они должны не только улучшить качество образования, но и поднять его на новый уровень, привести в соответствие со стандартами, предъявляемыми современной жизнью. Вся деятельность учреждений образования должна быть направлена на повышение эффективности обучения, помощи студентам в овладении навыками, позволяющими адаптироваться к требованиям жизни в современном обществе, решать жизненные проблемы, развивать способности к принятию самостоятельных решений.

Старая система разрушается, на смену приходят новые информационные тенденции. Порой внедрение новшества происходит на сырую почву, или инновации не адаптированы под региональный менталитет. Таким образом мы выделили «репертуар» проблемных мест и определили их более чем достаточное количество. Предлагаем намеченные в первом приближении подходы к их решению.

Первое - необходимо учить студентов добывать информацию не только из гаджетов, но и понимать возможности в применении новой научной литературы, пособий, статей и участия в конференциях для своего роста.

Второе - в погоне за инновациями мы забываем, что, воспитывая учёного-теоретика, создается огромная нехватка узких специалистов-практиков. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить получение знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, молодые специалисты сталкиваются с проблемой адаптации и применения своих знаний в практической деятельности.

Третье - это, конечно, недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвертое - это практическое отсутствие связи между этапами образования. Сильное отличие требований, которые предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Вследствие чего за первый год обучения в вузах процент отчислений самый высокий.

Пятое -- снижение престижа инженерных направлений ведет к переизбытку специалистов гуманитарного, юридического и других так называемых «престижных» специальностей.

В настоящее время система образования ориентирована на поиск иных путей, инновационного развития современного образования. Именно поэтому сейчас актуальным видится именно понимание проблем современного образования, чтобы пути их решения были бы толчком развития и движения в сторону вечно нового. Но для этого необходимо объективно смотреть в сегодняшний день, на состояние проблем в современном обществе, в современной цивилизации. Реализация грандиозных задач требует совместных решений и действий. Необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.

Список использованных источников:

  1. Верескун В.Д. История инженерного образования в России [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: учебное пособие - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012.— 227 c.
  2. Громцев С.А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: монография - Саратов: Вузовское образование, 2014.— 65 c.
  3. Сборник магистерских программ «Социальная психология и педагогика», «Технологии здоровьесбережения в образовании»[Электронный ресурс] — М. : Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011.- 247с