Ментальная арифметика - это методика быстрого счёта с помощью устройства, напоминающего наши счеты, которые ещё совсем недавно активно использовались нашими работниками торговли. Те же спицы и косточки. Отличие в том, что располагаются спицы вертикально, а косточек на каждой спице пять. Называются эти счёты - соробан. У них большая история. В том виде, в котором их используем мы, они по сей день, уже много веков существуют в Японии. Счёт на соробане включен в обязательную школьную программу, а взрослые японцы с удовольствием участвуют в соревнованиях. В Японии счёт на соробане - сродни национальному виду спорта. Самим счётам много веков, а ментальная арифметика, как методика развития интеллекта, появилась сравнительно недавно, в нашей стране первые школы появились в 2013г. Сам счёт на соробане - это механический навык - такой же, как игра на музыкальном инструменте, собирание кубика Рубика, который с помощью тренировок можно развить до высокого уровня.
Потому, что, освоив счёт на соробане или абакусе, мы представляем его в воображении и считаем, двигая косточки в уме. Это уже другой процесс и он не каждому даётся легко. Секрет успеха один - терпение и труд. Ничего нового. И при упорных занятиях скорость счёта в уме, с использованием воображаемых счёт можно развить скорость до очень высокого уровня, так как двигать предметы в воображении можно гораздо быстрее, чем в реальности. Так же «про себя» мы читаем гораздо быстрее, чем вслух.
Для того, чтобы на соробане, нужно знать правила, по которым осуществляется счёт. Таких правил, или формул 34. Каждое из них разбирается отдельно и закрепляется с помощью большого количества упражнений. Как мы уже поняли, секрет успеха в многократном механическом повторении, пока пальцы не запомнят движения, и не будут делать это сами. В этом процессе задействован моторно-мышечный канал памяти - самый стойкий. Все мы знаем принцип велосипеда: однажды научившись езде на нём, разучиться очень сложно. Наше тело запоминает ощущения, движения надолго. Многие действия ежедневно мы повторяем автоматически, не задумываясь. Из этого можно сделать вывод, что в ментальной арифметике мы не считаем, в привычном нам понятии. И это так и есть. За нас счёт осуществляет механическая память и образное мышление.
Большое значение для осуществления счёта в воображении имеет распознавание положения косточек на соробане. Мы все, точнее, наш мозг, воспринимает изображение любого числа как количество. Мы знаем, что значок 2 - это количество, равное двум и не задумываемся об этом. С соробаном, особенно первое время, каждое число приходится распознавать, что очень помешает в быстром ментальном счёте. Поэтому, большое внимание уделяется занятиям с флеш-картами. Что это и как заниматься с ними, вы прочтёте ниже, а пока —
И так- с чего начать? Для счёта нужен соробан или абакус. В настоящее время уже есть достаточно большой выбор - разных цветов, с различным количеством спиц. Но мы разделим соробаны и абакусы на две большие группы - ученические и учительские. Для того чтобы заниматься самостоятельно вам понадобится ученический. Он маленький и лежит на столе во время счёта. Количество разрядов будет иметь значение только тогда, когда мы займемся умножением и делением. Для сложения и вычитания достаточно трёх-четырёх разрядов. Поэтому, выбирайте те счёты, которые вам наиболее симпатичны. Чтобы заниматься с аудиторией понадобится учительский. Он большего размера, стоит вертикально и косточки у него фиксируются на спицах.
Так же нам понадобится Это карточки, на одной стороне которых изображено число, а на другой - положение косточек на соробане или абакусе, которое это число отображает.
Японский «Соробан», или ментальная арифметика – уникальная методика дошкольного развития, которая представляет собой обученин счету и помогает развить мышление ребенка.
Занятия гармонично развивают оба полушария мозга, благодаря чему даже ярко выраженные гуманитарии в мгновение ока «щелкают» задачки и уравнения.
Метод Соробан получил название от наименования японских счет. Это необычное устройство редко можно увидеть в наших краях. Оно представляет собой «калькулятор», на котором возможно только однозначное представление чисел. Это позволяет избежать путаницы, как в обычных счетах.
В соробане нечетное количество спиц, расположенных вертикально, которые обозначают одну цифру. На каждую спицу нанизано по пять костяшек. Четыре костяшки внизу – это единицы, а верхняя обозначает пятерку.
Что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.
На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.
Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем - умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения - от простого к сложному.
Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.
Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.
Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.
Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.
У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции. Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.
Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.
Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.
Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.
Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы. Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.
Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия - 6 и 7 лет.
Обязательное условие занятий - ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.
Основной вид деятельности на ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).
Если ваш ребенок не может освоить решение математических задач и запомнить необходимые формулы, а подготовка домашних заданий превращается в кошмар, японская методика счета Соробан может стать спасением. Данный способ удивительным образом помогает развивать детское мышление.
Уникальная методика ментального счета позволяет даже тем ребятам, которые вовсе не имеют способностей к арифметике, уже спустя короткий отрезок времени научиться легко решать задачки, получая удовольствие от процесса.
Японская методика быстрого счета является уникальной системой развития малышей и преображения детского мышления. Этот метод позволяет одновременно задействовать оба полушария мозга, что обеспечивает даже ярким гуманитариям возможность быстро научиться решать различные примеры.
Обучение счету по японскому методу основывается на использовании специальных счетов, называемых соробан, – данное нетрадиционное устройство нечасто встречается в нашей стране. Это своеобразный калькулятор, демонстрирующий только однозначную систему численного представления, что гарантирует ясность и понятность системы.
В соробане всегда применяется нечетное число спиц, расположенных по вертикали, при этом каждой из них отведено обозначение одной цифры. Любая спица имеет пять костей, где четыре нижних отведены под единицы, а верхняя – под «пять».
Ребенка увлекает данная японская методика устного счета и сами счеты, что позволяет очень быстро освоить процесс, а основным достоинством способа можно назвать невероятно оперативное развитие мышления.
Система ментальной арифметики по японскому методу предназначена не только для обучения учеников оперативному счету в уме, но также для общего развития их интеллектуальных навыков. Известен факт, что полушария человеческого мозга работают неравномерно, и ребенок 5-8 лет использует, в основном, правую часть, которая отвечает за творчество и эмоциональные образы.
Когда происходит обучение счету, повышается нагрузка на левую часть, идет развитие рациональности и логики, что планомерно снижает творческие способности. Японская методика счета в уме позволяет уравновесить работу мозга, обеспечивая полноценную развитость.
С помощью работы на счетах дети интеллектуально развиваются, начинают быстрее соображать и легко достигают успеха в любом обучении. Подобные результаты обеспечиваются главными принципами методики Соробан:
Соробан окажет помощь в обучении ребенка счету только в том случае, если обучение было начато своевременно, в возрасте порядка 4-8 лет. Родители должны запастись терпением и двигаться постепенно, ведь данная процедура нуждается в определенном времени. Также важными условиями успеха будут:
При наличии данной начальной подготовки можно свободно отправлять ребенка в школу изучения японской ментальной арифметики соробан, где профессиональные преподаватели изучат личные особенности малыша, учтут его способности и навыки.
Чтобы освоить методику Соробан, можно обратиться в онлайн-школу японского языка Дарьи Мойнич. Узнать дополнительную информацию можно на .
Детки довольно быстро развивают свои навыки использования соробана, что оказывает невероятно благоприятное воздействие на развитие мышления. Обучающиеся счету на соробане малыши могут в мгновение ока осуществлять тяжелые вычисления в уме, при этом настоящие профессионалы методики способны выполнять их даже без соробана. Всего пары секунд будет достаточно для того, чтобы сложить 3-значные числа, а далее, когда навыки отточатся, ребенок сможет оперировать и 5-значными числами.
Данная методика гарантирует ребенку успех не только в арифметике, но и в других сферах получения знаний. Согласно мнению преподавателей и психологов, японские счеты повышают детскую сосредоточенность и концентрацию, позволяют улучшить память, находчивость и фантазию, а также улучшить творческие навыки. Детишки начинают налету схватывать информацию и быстро анализировать ее.
Некоторые родители полагают, что их чадо может запутаться при совмещении традиционной и японской арифметики, что приведет к падению успеваемости в школе. Тем не менее, практический опыт демонстрирует, что уже спустя несколько месяцев ребенок, занимающийся соробаном, начинает проявлять талант в точных науках и опережает своих сверстников в развитии.
Все упомянутые преимущества ментального счета являются только основой ключевого достоинства – ментальная арифметика позволяет раскрыть и питать интеллект ребенка, а также воспитать личность, привив малышу уверенность, самостоятельность, способность к достижению успеха в любых ситуациях.
Отличный старт в изучении японского языка вы можете получить, заполнив форму ниже ↓ После этого вам на почту придут 5 бесплатных уроков!
Соробан сегодня
Соробан был преобразован из
китайских счетов и представляет собой деревянные счеты в которых всего 5
косточек в одном ряду. Четыре из них онзначают по единице а пятая означает
"пять". Таким образом, 4+5=9 , и этого достаточно для представления на
линейке всех цифр от 0 до 9. Значащими считаются косточки придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в
русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это еще
один плюс т.к. соответсвует форме записи чисел слева направо, кстати
вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших
разрядов.
Соробан и в наши дни не утратил своих позиций и даже распространяется по миру, благодаря своим замечательным качествам. Соробан развивает у школьников математические наклонности,
Соробан занимает важное место в образовательной системе Японии и некоторых других стран. Одной из таких стран является Таиланд, куда недавно была поставлена большая партия соробана.
Соробан - оптимальный по своим
свойствам калькулятор
. Он, в отличие от китайского суаньпаня или русских
счетов исключает путаницу при вычислениях, так как дает
однозначное
представление цифр
. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя
способами. Именно это делает его доступным для понимания.
А
феноменальные успехи, достигнутые многими японцами в обращении с
соробаном, позволили педагогам и психологам сделать вывод, что этот
нехитрый прибор стимулирует умственные способности ребенка, особенно
математические. Недаром в международных школьных конкурсах по математике
японские участники традиционно занимают призовые места.
В конце этого
общего обзора приведем еще и свои рассуждения в пользу
соробана.
Основные свойства зрительного внимания человека:
распределяемость, избирательность, переключаемость.
Человек может
одновременно наблюдать и анализировать состояние нескольких предметов, но
это число ограничено. Для разных людей по-разному, но в среднем в
литературе эта цифра варьирует от 5 до 7 .
В контексте соробана - это
умение быстро, "на глаз", определять число отложенных косточек на линейке.
Соробан вполне отвечает этим требованиям, количество косточек на линейке
-5.
В японских счетах человек способен
мгновенно, навскидку определять
отложенную на линейке цифру
.
Кроме этих аргументов во многих источниках отмечают следующее: у людей длительное время пользующихся соробаном вырабатывается интересное свойство, они не смотрят на соробан, не прикасаются к нему, лишь только быстро водят пальцами иммитируя счет, а
на самом деле с огромной скоростью производят вычисления в уме.
РУССКИЕ СЧЕТЫ ПРОИГРЫВАЮТ?
Здесь уместно рассказать о "Русском
соробане".
Удалив косточку на каждой из осей обычных русских счетов, мы
получили "русский соробан", в надежде, что он не уступит японскому. Да,
удалось избежать неоднозначности набора цифр (в русских счетах число 10
можно отложить двумя способами). Полученные счеты с 9 косточками
развернули горизонтально, теперь, как и на японском соробане, сложение
можно было производить поразрядно слева направо, что приблизило их к
десятично-позиционной форме записи чисел. Казалось, успех обеспечен, но с
увеличением скорости счета стали появляться трудности определения "на
глаз" количества отложенных косточек на линейке, приходилось пересчитывать
их (особенно 7 или 8 косточек). Это тормозило счет. Оказалось, наше
"изобретение" не приспособлено под психологические особенности зрительного
внимания человека так, как японский соробан.
Так мы отказались от
своего "изобретения" и признали, что схема японского соробана 4+1 является
оптимальной.
ПРАВИЛА СЧЕТА НА СОРОБАНЕ
Когда мы впервые услышали о соробане, и стали искать
по нему какую- то информацию, оказалось, что ее нет. Только сведения о
внешнем виде соробана. О правилах работы с ним - ничего. Лишь поиск в
Интернете дал результат. Англоязычная часть Интернета изобилует
объявлениями о платных школах соробана, о различных обществах по изучению
соробана. Там же нашлась статья, в которой подробно описаны приемы работы
с соробаном, примеры выполнения четырех основных арифметических действий.
"Соробан/Абакус.
Справочное пособие" Давида Берназани. Хотя к этому времени, мы
интуитивно овладели уже процессом сложения, кодировкой чисел, и т.д.,
статья оказала нам огромную помощь. Она позволила установить точные
правила работы с соробаном. Мы сделали перевод на русский язык. Поскольку
в статье приводится истинная японская методика работы с числами, мы
поместили здесь полный перевод этой статьи. Но честно говоря, мы научились
складывать сами, по статье лишь сверились "с первоисточником".
Пользуясь нашей программой,
приемы работы на соробане вы освоите очень быстро.
Опишем
коротко процесс сложения на соробане.
1. Сброс производится
стряхиванием косточек вниз (легким ударом о стол), затем указательным
пальцем проводят по верхним косточкам, отодвигая их от перегородки.
2.
Откладывается первое слагаемое. Поразрядно набирается число, причем, все
операции на соробане делаются слева - направо, т. е. сначала откладывается
старший разряд, и по порядку до младшего. Повторим что "стоимость" каждой
из нижних косточек - 1, каждой верхней - 5.
3. Поразрядно, также
слева- направо производим прибавление второго слагаемого. Прибавление
интуитивно понятно, надо лишь помнить, что при переполнении разряда -
добавляется 1 к старшему (слева) разряду.
Вычитание производится
аналогично сложению, слева направо, но при нехватке косточек их занимают у
старшего (слева) разряда. Напоминаем, что подробную инструкцию можно
найти в статье
Давида
Берназани
(см.выше)
"Соробан" на пальцах
Нельзя обойти
вниманием статью в Интернете Andy Harris."Chisenbop tutorial",
представленную на сайте http://www.cs.iupui.edu/~aharris
В ней подробно описываются приемы счета на пальцах с помощью технологии
соробана. Многие считают, что на одной руке по пальцам можно посчитать
только до пяти (по количеству пальцев), однако как мы видим из рисунков,
это не так. Нередко люди, которым мы демонстрировали этот метод счета
приходили в восторг и недоумение, как они, давно имея высшее
математическое образование, не смогли додуматься до такой простой
технологии счета. Демонстрация подобной техники счета в школе должна
показать детям возможность нестандартных решений.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Здесь мы приводим только часть
рисунков, доказывающих что на одной руке можно посчитать от 0 до 9. На
двух руках, естественно, можно изобразить числа от 0 до
99
5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Компьютерная программа "Соробан+"
Информация о полезных свойствах соробана очень обширна, (в
англоязычном Интернете) . Во многих странах созданы многочисленные платные школы соробана. На сайтах мелькают громкие названия: Институт соробана, Академия соробана, Всемирная Академия Соробана и т.д. Соробан не только содействует развитию
логического мышления, но и оказывает благотворное комплексное воздействие
на организм ребенка, развивая органы чувств: зрение, осязание,
слух.
Многие преподаватели российских школ захотят попробовать чудесные
качества соробана при изучении устного счета в младших классах. Но где
взять соробан? На собственном опыте мы знаем что найти соробан непросто,
организовать производство -еще сложнее. Поэтому мы и создали на компьютере
программу-модель, полностью повторяющую соробан и даже превосходящую его
по некоторым качествам.
Наша программа - это компьютерная модель
соробана, снабженная генератором примеров и секундомером для контроля
времени выполнения. В верхней части каждой линейки есть специальное
окошко, куда выводится цифра в привычном для нас виде. В последней версии,
которую мы предлагаем скачать, для операций сложения и вычитания программа
автоматически сравнивает результаты, определяет время потраченное на
решение задачи.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ, помните, программа, какая бы она ни
была хорошая, служит лишь для ВАШЕГО знакомства с соробаном.
Детей же надо
учить вычислять на простых деревянных счетах
, сделанных по подобию нашей
программы. Именно "живые" счеты обладают такими чудесными свойствами,
описанными выше.