Казнен в плену Германии - предатель советской Родины. Муса Джалиль. Тетрадь из Моабита. Последний подвиг Мусы Джалиля Муса джалиль годы жизни и смерти

Штрихи к портрету группы Курмаша - Мусы Джалиля из архива Мустафина. Колонка Михаила Черепанова

25 августа 1944 года, в Германии произошла казнь Мусы Джалиля и его соратников, которые вели подпольную работу против Гитлера. Заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля Михаил Черепанов в сегодняшней авторской колонке «Реального времени», приводя показания свидетелей, рассказывает о подвиге группы «Курмашев и десять других» из легиона «Идель-Урал». Также наш колумнист повествует о предателях-доносчиках, которые впоследствии понесли заслуженное наказание.

25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее казнены на гильотине 11 татар из Советского Союза как особо опасные государственные преступники. Имперский суд Германского рейха вынес коллективный смертный приговор по делу «Группа Курмаша и десять других» с формулировкой - «За предательство интересов рейха». И мало кто сегодня задумывается о том, как могли советские военнопленные в 1943-1944 годах «предать» интересы Германии?

Был ли подвиг?

До сих пор не утихают горячие споры о том, в чем заключался смысл подпольной деятельности группы Курмашева, какова была в ней роль Мусы Джалиля , Абдуллы Алиша, Габдуллы Баттала и других.

Рафаэль Мустафин посвятил этой теме несколько своих книг, в том числе «По следам оборванной песни» (1974). Фото ay.by

Еще в 70-е годы ХХ века литературный критик Рафаэль Мустафин посвятил этой теме несколько своих книг, в том числе «По следам оборванной песни» (1974). В них журналист скрупулезно восстанавливал детали не только биографии Мусы Джалиля, но и коллективного портрета подпольной группы легиона «Идель-Урал ». Невозможно пересказать смысл всех книг, напомню главное: Р. Мустафин документально доказал, что джалильцы-курмашевцы казнены были за широкомасштабную патриотическую деятельность в глубоком тылу врага. Их усилия привели к тому, что в антифашистском Сопротивлении на территории оккупированных стран Европы, особенно в Польше, Франции и Бельгии, приняли участие десятки тысяч советских военнопленных не только татар, но и всех других национальностей Поволжья.

О том, как массовое восстание легионеров на территории Европы в августе 1944 года способствовало бескровной высадке союзных войск на юге Франции, говорилось в публикации автора этих строк «Служили примером для французских партизан». То, что деятельность курмашевцев-джалильцев была тесно связана с восстанием легионеров «Идель-Урала», подтвердили и германские судьи: казнь состоялась через неделю после успеха союзников на средиземноморском побережье.

Чем больше мы узнаем о значении подвига 11 казненных татар, тем ценнее новые детали их портрета, чудом сохранившиеся в архивах. В том числе в личном архиве Рафаэля Ахметовича Мустафина. Часть его документальных исследований осталась не опубликованной и передана в виде рукописей вдовой писателя Раузой-ханум мне как ученику и младшему соратнику известного джалилеведа.

Уникальность этих записок не только в том, что сделаны они рукой самого Рафаэля Ахметовича, но и в том, что это крупицы фактов, найденных им в закрытых архивах, полученных в личных беседах или переписке с участниками тех событий, порой знавших Джалиля, Курмаша и многих других.

Судите сами.

Уникальность этих записок не только в том, что сделаны они рукой самого Рафаэля Ахметовича, но и в том, что это крупицы фактов, найденных им в закрытых архивах, полученных в личных беседах. Фото Елены Сунгатовой (art16.ru)

Думали лишь о побеге

Из показаний гвардии сержанта Габбаса Нигматулловича Кадермаева, 1921 года рождения, участника битвы за Берлин и освобождения Праги (20.12.1954 года):

«В легионе я был писарем роты, связистом при штабе, потому мог вести пропаганду среди солдат. Помогали мне авторитетные командиры, которые активно участвовали в работе подпольной организации. Я распространял листовки, выпускаемые политкомитетом «За Родину».

В результате первый батальон легиона, отправленный на Восточный фронт, по прибытии в Белоруссию уничтожил немецких командиров и совершил организованный побег в леса. После этого во втором батальоне гестапо арестовало более 60 человек, а остальных отправили во Францию.

Не случайно по прибытии в город Станислав из личного состава 3-го батальона арестованы большинство командиров рот и взводов, в том числе Атнашев, Абдулгалиев, Бурханов и другие. Они обвинялись в подготовке общего побега.

Побег действительно уже был подготовлен, назначены надежные командиры рот и взводов, которые должны были взять на себя командование со дня побега. Ожидался лишь удобный момент для поднятия всего батальона. Неудобство заключалось в том, что батальон был распределен по мелким городишкам. Совершать побег отдельными группами категорически запрещалось лидерами подпольной организации.

Нашлись предатели, которые донесли гестапо, и общий побег не состоялся. Многие бежали кто как сумел. Остатки батальона обезоружили и отправили во Францию.

12 сентября 1943 года меня арестовало гестапо за распространение антифашистских листовок. Командир роты Мифтахов поручился за меня, рискуя головой, и потому 18 сентября меня условно освободили. Я, конечно, рассказал всем в легионе, что начались аресты соучастников подполья. Потому мы вчетвером (я, Деманов, Минзуллин и Амиров) решили бежать в Карпатские горы».

Рукопись Мустафина. Кадермаев

Свидетельство выжившего

До сих пор встречаются в СМИ сомнения в том, что среди казненных 25 августа 1944 года в Берлине под фамилией Гумеров был именно Муса Джалиль.

Вот одно из свидетельств, написанных совершенно не заинтересованным в очищении имени поэта казанцем, который так и остался не реабилитированным в ссылке в Караганде.

Прочитав статью Р. Мустафина о Джалиле 8 марта 1968 года в «Литературной газете», посчитал необходимым написать свои показания Назир Нургалиевич Надеев, 1908 года рождения.

В 23 года он стал инспектором путей сообщения. В 1937 году защитил кандидатскую диссертацию в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. До 1941 года был деканом факультета Казанского института инженеров коммунального строительства. Мусу Джалиля хорошо знал еще до войны.

22 ноября 1941 года попал в плен, направлен в Вустрау, где и встретились с Мусой. Были вместе в легионе. В январе 1943 года Надеев впервые попал в Берлин. Работал чертежником в частном бюро. И хотя Джалиль в личных беседах неоднократно предлагал ему принять участие в подпольной работе, признается, что струсил. Был даже делегатом курултая мусульманских народов в Германии.

Но считал своим долгом подтвердить, что получил записку от общего знакомого из тюрьмы, что на его глазах обезглавили именно Мусу Залилова и Абдуллу Алиша. И что самое главное - даже тюремщик был поражен мужеством обреченных на смерть.

Деталь? Но вполне убедительная.

Рукопись Мустафина. Исхаков

Показания смертника

Из допроса бывшего легионера Ситдыйка Давлетбакиевича Исхакова, арестованного 26 сентября 1950 года и приговоренного 3 февраля 1951 года к расстрелу советским судом.

«Родился в 1915 году в селе Саускан Тобольского района Тюменской области. До войны работал фельдшером в городе Кызыл-Орда. В армии был санинструктором. Попал в плен 28 июня 1941 года. В апреле 1942 года уже принял присягу в Туркестанском легионе на верность фюреру. Принимал участие в военных действиях на стороне вермахта под Сталинградом и Элистой. Дослужился до должности унтер-офицера». В начале 1943 года доказал своему командованию, что заразился венерической болезнью и был отправлен в тыл, в Польшу. Тогда же был завербован отделом I C немецкой военной разведки. Его перевели в батальон Волго-Татарского легиона с задачей выявлять «подозрительных». В декабре 1943 года он был уже во французском городе Ле-Пюи, в котором и началось через несколько месяцев антифашистское восстание татар.

Один из активистов-подпольщиков Рушад Белялович Хисамутдинов, чудом оставшийся на свободе, пригласил новичка поработать «пропагандистом», то есть вести антифашистскую агитацию среди легионеров.

Результаты предательства Исхакова приписывали татарскому писателю Гаязу Исхаки, который никак не запятнал себя сотрудничеством с фашизмом. И неудивительно, что Исхакову уделено такое пристальное внимание некоторых исследователей: это именно он завербовал Махмуда Ямалутдинова (1921 года рождения, уроженца поселка Семиозерка Кустанайской области), который сыграл роковую роль в деятельности джалильцев.

Вот как описывает детали предательства своего сотрудника Исхаков:

«Ямалутдинов (уже был унтер-офицером, награжденным медалью для восточных добровольцев) был зачислен в культвзвод с агентурным заданием. В августе 1943 года он принес ко мне в санчасть две прокламации на русском языке антифашистского содержания. Сказал, что их привез из Берлина Батталов, что нашел их под матрасом у Сайфульмулюкова. Листовок много и скоро они будут распространяться среди легионеров по всем подразделениям. Он сообщил, что легионеры собираются бежать к партизанам и предлагали ему присоединиться. Мы вместе доложили об этом Блокку (немецкому офицеру). На второй день был произведен арест легионеров».

Упоминается в показаниях предателя писарь 6-й штабной роты 827 батальона легиона «Идель-Урал» Габбас Нигматуллович Надырмаев, которому удалось 17 сентября 1943 года с группой товарищей уйти к партизанам.

И Исхаков, и его агент Ямалутдинов не смогли избежать возмездия, оба были расстреляны. Но их свидетельства лишний раз подтверждают, на каком высоком уровне велась подпольная работа в легионе «Идель-Урал» и какую роль в ней играли Г. Баттал и Ф. Сайфульмулюков.

Конечно, это лишь малая часть записок джалилеведа Мустафина. Есть реальная возможность подготовить продолжение.

Михаил Черепанов, фото предоставлены автором

Справка

Михаил Валерьевич Черепанов - заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; член редколлегии Книги Памяти жертв политических репрессий РТ. Преподаватель дополнительного образования Казанского Дворца детского творчества им. А. Алиша. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан - Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».

Родился Муса Джалиль 2 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области в татарской семье. Образование в биографии Мусы Джалиля было получено в медресе (мусульманское учебное заведение) «Хусаиния» в Оренбурге. Джалиль с 1919 года является членом комсомола. Образование Муса продолжил в МГУ, где учился на литературном отделении. После окончания университета работал редактором журналов для детей.

Впервые произведение Джалиля было напечатано в 1919 году, а первый его сборник опубликовали в 1925 («Мы идем»). Спустя 10 лет было издано еще два сборника поэта: «Орденоносные миллионы», «Стихи и поэмы».Также Муса Джалиль в своей биографии был секретарем Союза писателей.

В 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля все же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года. В 1956 году писателя и активиста назвали Героем Советского Союза.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Биография и эпизоды жизни Мусы Джалиля. Когда родился и умер Муса Джалиль, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, журналиста, публициста, фото и видео.

Годы жизни Мусы Джалиля:

родился 2 февраля 1906, умер 25 августа 1944

Эпитафия

«Вечная память поэту-борцу!
Помним его и поныне.
Смертью своей доказал он Творцу:
Слово — не призрак в пустыне».
Из стихотворения Игоря Сульги памяти Мусы Джалиля

Биография

Биография Мусы Джалиля - история удивительного человека. Его замечательные стихи стали настоящим свидетельством борьбы и мужества, правда о которых раскрылась лишь спустя годы. Выходец из бедной крестьянской семьи, выпускник филфака МГУ, талантливый поэт и журналист, во время Великой Отечественной войны он пошел на смелый подвиг, рискуя своей собственной жизнью - и лишившись ее.

Когда началась война, у Мусы Джалиля уже была успешная карьера - он редактировал детскую и молодежную литературу, работал ответственным секретарем Союза писателей Татарстана, выпускал сборники стихотворений, писал либретто для опер. Ему было 35 лет, когда он ушел на войну, и уже через год тяжело раненный Муса Джалиль попал в плен. Тогда он пошел на невероятный шаг - вступил в немецкий легион «Идель-Урал», но вовсе не для того, чтобы воевать на стороне Германии, а чтобы создать подпольную группу. Под видом культурно-просветительской деятельности Джалиль ездил по лагерям для пленных, вербовал новых членов организации и организовывал побеги. Подпольная деятельность Мусы Джалиля продолжалась чуть больше года, пока он не был арестован — всего за несколько дней до подготовленного им восстания. Через год после ареста Джалиль был казнен на гильотине.

Возможно, подвиг Джалиля так и остался бы неизвестным. Долгие годы после войны поэта считали врагом народа, предателем, перешедшим на сторону врага. Но вскоре стали открываться правдивые факты. Бывшие военнопленные, сокамерники поэта, смогли передать советским властям стихи Мусы Джалиля, которые он написал в тюрьме и которые ясно свидетельствовали о том, что он организовывал подпольное движение. Но даже это не сразу помогло реабилитировать поэта, пока тетрадь со стихами Джалиля не попала в руки Константина Симонова. Он не только перевел стихи на русский язык, но и снял с него обвинения в предательстве, доказав подвиг Джалиля. После этого Муса Джалиль был посмертно реабилитирован и по всей стране распространилась слава о великом человеке и патриоте. Спустя 12 лет после смерти Мусы Джалиля ему было присвоено звание Героя Советского Союза. И хотя не было похорон Мусы Джалиля и не существует могилы Джалиля, сегодня по всей стране стоят памятники поэту, а в его родном селе Мустафино действует музей Мусы Джалиля.

Линия жизни

2 февраля 1906 г. Дата рождения Мусы Джалиля (полное имя Муса Мустафович Залилов (Джалилов).
1919 г. Учеба в Татарском институте народного образования в Оренбурге.
1925 г. Выход сборника стихотворений и поэм «Мы идем».
1927 г. Поступление на литературное отделение МГУ.
1931-1932 гг. Редактор татарских детских журналов.
1933 г. Заведующий отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист» в Москве.
1934 г. Выход сборников стихотворений Мусы Джалиля «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы».
1939-1941 гг. Ответственный секретарь Союза писателей Татарской АССР.
1941 г. Уход на фронт.
1942 г. Плен, вступление в немецкий легион «Идель-Урал» с целью продолжения борьбы с врагом.
21 февраля 1943 г. Восстание 825-го батальона легиона «Идель-Урал», присоединение к белорусским партизанам.
август 1943 г. Арест Мусы Джалиля.
25 августа 1944 г. Дата смерти Мусы Джалиля (казнь).

Памятные места

1. Село Мустафино в Оренбургской области, где родился Муса Джалиль.
2. Музей-квартира Мусы Джалиля в Казани в доме Джалиля, где он жил в 1940-1941 гг.
3. Памятник Мусе Джалилю в Санкт-Петербурге.
4. Памятник Мусе Джалилю в Нижневартовске.
5. Памятник Мусе Джалилю в Тосно.

7. Моабитская тюрьма в Берлине, где находился в плену Муса Джалиль.
8. Тюрьма Плётцензее в Берлине, в которой был казнен Муса Джалиль.

Эпизоды жизни

Жена поэта, Амина Джалиль, рассказывала, что ее муж был настоящим трудоголиком. Нередко он приходил с работы в 4-5 утра, а как только просыпался - сразу же шел к письменному столу. За любую работу он брался с охотой и отдавался ей полностью. Печататься поэт начал еще в 13-15 лет - все были убеждены, что его ждет великое литературное будущее.

Первые доказательства подвига Джалиля появились еще в 1945 году, когда советские войска оказались на территории фашистской тюрьмы Моабит, в которой уже никого не было. Один из бойцов нашел листок бумаги с русским текстом - его автором был Муса Джалиль. Он писал о том, что попал в плен к немцам, что его деятельность была раскрыта и что скоро он будет расстрелян. В письме он прощался с семьей и друзьями, но оно, как и следующие рукописи Джалиля, пропали в недрах КГБ, долго не доходя до общественности. Некоторые сборники стихов, которые передавались позже советским властям, так и не были найдены.

В 1947 году в Союз пришла тетрадь со стихами Джалиля - их вынес из тюрьмы его сокамерник, бельгиец Андре Тиммерманс. По рассказам Тиммерманса, Муса Джалиль создал подпольную группировку после того, как муфтий обратился к нему с просьбой убедить военнопленных татар вступить в армию генерала Власова, советского военачальника, перешедшего на сторону Германии. Джалиль согласился этим заняться, но в подпольных листовках призывал совершенно к обратному. В группировке Джалиля было сначала 12 человек, а потом они привлекли тринадцатого, который их и выдал. Тиммерманс также рассказывал, что его удивляло и восхищало спокойствие Джалиля, которое он сохранял даже тогда, когда его деятельность была раскрыта и он понял, что будет казнен.

Завет

«Жить так, чтобы и после смерти не умирать».


Фрагменты из фильма «Моабитская тетрадь» о Мусе Джалиле

Соболезнования

«В нем сочетались будничность, деловитость со способностью думать о большом, с мыслями о смерти и бессмертии. Это рождало спокойную, вселяющую в людей веру, простоту и мужественность характера Джалиля».
Амина Джалиль, жена Мусы Джалиля

«Он был очень спокойный и очень мужественный человек, я всегда уважал его».
Андре Тиммерманс, сокамерник Мусы Джалиля

Вначале небольшое предисловие с отступлением. История этого поста не совсем обычная, и хотелось бы донести эту мысль о том, что воспринимать его надо через огромный калейдоскоп времен и событий. Бывает так, что какая-то информация доходит до нас урывками, через годы и случайности, лишь под конец складываясь в единую мозаику, посвященную человеческому духу, человеческому преодолению себя. Толчком к окончанию многолетней истории, предшествовавшей этому посту, послужил мой ответ на вопрос в другом журнале. К сожалению, несмотря на то, что я ждала продолжения разговора, подготовив к нему много заготовок, ответа не получила. И чтобы не терять материала и затраченного на него времени - пишу этот пост.

Отчасти тема связана с городом моих предков - Даугавпилсом, связана с поэтом, который сидел там в одном концлагере с моим дедом... Муса Джалиль писал пронзительные стихи, с поразительным мужеством принимая свою судьбу. О нем написано немало статей и книг, и здесь расскажу лишь о последних годах его жизни и его страшной смерти в Берлине. Причем открою не самую известную сторону нацистской системы исполнения наказаний. Впечатлительным людям лучше дальше не читать.


Начну с того, какими путями эта информация шла ко мне. Первое воспоминание родом из 80-х - мне 14 лет, я после долгого перерыва приехала в город Даугавпилс, где родились почти все мои родственники. Мой ныне уже покойный дядя был тогда горд возможности показать племяннице главную достопримечательность города - Динабургскую крепость. От дома на улице Циетокшня (Крепостной) было всего пять минут ходьбы до главного входа в крепость.

У меня нет фотографий крепости того времени, представленные здесь сделаны уже в апреле 2007 года.

Замечаете ли небольшую мемориальную доску на сооружении справа, не доходя двухсот метров до центрального входа в крепость?

Мы подошли тогда к той мемориальной доске.

Я и потом приходила к этому месту...

Здесь и был концентрационный лагерь...

С 1941 по 1944 год в крепости находились части немецкой армии. В цитадели был организован лагерь для советских военнопленных «Stalag-340».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

В годы Второй мировой войны территория Даугавпилсской крепости была превращена гитлеровцами в огромный концлагерь Шталаг-340, в котором два месяца провел татарский поэт Муса Джалиль, посмертно удостоенный звания Герой Советского Союза.
http://www.castle.lv/latvija/daugavpils.html

Об этом и гласит текст доски:

Я тогда по молодости лет еще ничего не знала о том, кто такой Муса Джалиль. Но имя запомнилось...

Мы же начнем с того периода, когда начался последний путь поэта к его бессмертию...

Муса Джалиль в немецком плену. Репродукция картины Хариса Якупова.
Картина отсюда: http://tatar-gazeta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=223:2011-02-14-13-12-24&catid=48:2011-01-20-16-24-08

Джалиль прошел через несколько лагерей военнопленных и Динабург был одним из них.

В казематах крепости в сентябре-октябре 1942 года томился Герой Советского Союза татарский поэт Муса Джалиль, когда он, тяжело раненый, попал в плен к фашистам. В 1975 году на стене барьерных ворот Даугавпилсской крепости была открыта мемориальная доска, посвящённая Мусе Джалилю, с цитатой из его стихотворения.
http://www.obzor.lt/news/n1658.html

Немецкая аэрофотосъемка крепости:

Первоначально в пороховых складах крепости, а затем в овощных складах и конюшнях за валами ее северной стороны был создан лагерь для советских военнопленных «Шталаг-340». На воротах лагеря висел плакат с изображением палки и надписью «Вот твой господин!». Под ним на черной доске ежедневно записывалась дата и регистрировалось количество пленных, находившихся в лагере.
Содержание военнопленных было ужасным: помещения не отапливались, прогнившие крыши не спасали от дождя. Узников морили голодом, подвергали пыткам и издевательствам, отправляли на непосильные работы, осуществляли массовые расстрелы. В лагере свирепствовали эпидемии. Зимой 1942-1943 г. во время эпидемии сыпного тифа смертность в лагере достигала до 900 человек в день.
Номерной знак узника концлагеря «Шталаг-340» А.Павлова.

Охрана «Шталага-340» была весьма продуманной, и поэтому побег из лагеря был практически невозможен. Побеги совершались лишь во время работы за пределами лагеря, были среди них и удавшиеся. Многие узники, оставшиеся в живых, обязаны жизнью такому же, как они, узнику врачу-хирургу А.Гибрадзе. Работая в лагерном лазарете, он облегчал страдания раненых, а также задерживал сведения об умерших, позволяя тем самым 3-4 дня получать лишний паек и поддерживать наиболее ослабевших пленных. Также в его «операционной» проходили тайные совещания по организации побегов.
С сентября по октябрь 1942 г. узником концлагеря «Шталаг-340» был известный татарский поэт Муса Джалиль.
http://dinaburgascietoksnis.lcb.lv/satalagru.htm

Немного забегая по хронологии вперед, хочу закрыть тему о Динабургской крепости и процитировать себя же из сообщества ru_monument во время обсуждения памятника Джалилю на его родине:

Кстати, в свое время, собирая информацию о Мусе Джалиле, обратила внимание, что почти все Интернет-источники упоминают о его заключении в Моабите, но практически никто о том, что он был и в концентрационном лагере на территории Латвии - в крепости города Даугавпилс, ранее именуемой Динабургской крепостью. А ведь колючая проволока казанского памятника может ассоциироваться именно с ограждениями концлагерей, чем тюрем. Символикой тюрьмы на памятнике, скорее всего, может быть решетка. Но это лишь мое мнение.
http://ru-monument.livejournal.com/110710.html

С тех пор в Интернете появилось много информации об этой стороне биографии поэта, но раньше было не так...
Кадр из фильма "Моабитская тетрадь":

Прошло два года с момента посещения мною крепости, наступил период в середине 80-х, когда я интересовалась Второй мировой войной, и много читала на эту тему, от мемуаров Шарля де Голля до биографии Рихарда Зорге. Среди прочих книг попался сборник художественных и публицистических произведений о войне, в котором были вот эти строки:

Порой душа бывает так тверда,
Что поразить ее ничто не может.
Пусть ветер смерти холоднее льда,
Он лепестков души не потревожит.

Улыбкой гордою опять сияет взгляд.
И, суету мирскую забывая,
Я вновь хочу, не ведая преград,
Писать, писать, писать, не уставая.

Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач и вырыта могила,
Я ко всему готов. Но мне еще нужны
Бумага белая и черные чернила!
«Случается порой», ноябрь 1943 г.

Это была моя вторая виртуальная встреча с Джалилем. Эти стихи настолько врезались в память, что я их помню наизусть до сих пор...

И оттуда я узнала о существовании "Моабитской тетради". Захотелось прочитать остальные его произведения. И это при том, что я не слишком жалую по жизни жанр поэзии (впрочем, здесь не место для этого разговора). Скорее, мне хотелось почувствовать то, что стоит за этими строками, понять то лучшее, что сокрыто в человеческой душе.

И через какое-то время, увидев в магазине, я купила эту книгу - там и "Моабитская тетрадь" и другие произведения поэта:

«Моабитская тетрадь» (тат. Moabit dəftəre, Моабит дәфтәре) - цикл стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написанный им в Моабитской тюрьме.
Сохранились два блокнота, в которых содержалось 93 стихотворения. Стихотворения были написаны на татарском языке в первом блокноте арабской, во втором - латинской графикой.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8C

«Моабитские тетради» Джалиля вошли в список тех книг, которые создавались в нечеловеческих условиях и остались для нас удивительными документами мощи человеческого духа.
http://www.tatshop.ru/component/option,com_virtuemart/page,shop.product_details/product_id,954/category_id,220/Itemid,26/

Стихи Мусы Джалиля
Нажав на иконку справа, Вы можете скачать звуковой файл в формате.mp3
http://www.tatar.museum.ru/Jalil/lyrics.htm

О Мусе Джалиле был снят фильм.
Информация о фильме "Моабитская тетрадь" (1968) http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3938/annot/

Здание Уголовного суда в Берлин-Моабит:

И сама тюрьма Моабит в то время:

"Моабит" – бывшая берлинская тюрьма, построена в 1888 году. Представляет собой комплекс из пяти четырехэтажных корпусов, соединенных в форме веера. Сильно пострадала от бомбардировок 1945 года, в 1962 году была отремонтирована. Моабитская тюрьма – одна из известнейших в мире, находится в центре Берлина. С 2001 года входит в состав округа Митте. В прошлом отличалась пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. В настоящее время, немецкий “Моабит” - учреждение предварительного заключения для лиц мужского пола, достигших 21 года и старше, в которое водворяют по решению суда.
http://prisonlife.ru/mesta-lishenya-svobodi/229-tyurmy-stolichnye.html

Моабит не сравнить с другой тюрьмой Третьего Рейха - Плётцензее. Но сначала небольшое отступление (привожу с сокращениями):

Институт Смертной Казни в Третьем Рейхе

Казнь осуществлялась путём отсечения головы. В северных регионах практиковали старый добрый топор, на юге больше любили Гильотину. Приговор приводили в исполнение в ближайшей к месту суда тюрьме. В некоем закрытом или просто огороженном пространстве, это мог быть и двор тюрьмы.
Адольф Гитлер, по предложению Министра Юстиции Франца Гюртнера урегулировал этот момент 14.10.1936 - Смертный приговор в Рейхе в будущем приводить в исполнение при помощи Гильотины. Если смертный приговор через обезглавливание, то применять гильотину. Повешение было разрешено по закону от 29.03.1933, но до 1942 года как будто бы не применялось.
случилась проблема - далеко не в каждом месте имелась своя гильотина. Прибор для обезглавливания приходилось разбирать и перевозить с места на место, что было непросто при его весе до 500 кг и размерах. Это занимало много времени и сил.
Проблему решили путём централизации мест казни и установки там стационарных и более стандартизированных и современных гильотин небольшого размера.
До этого центализованные места для казней были только в Тюрингии и Гессене. После вступления в должность Гитлера из 240 мест исполнения наказаний был выбрано в 1936 году 11 мест, постепенно оборудованных к 1938 году новыми гильотинами и помещениями для проведения казней. Таким образом, казнь теперь совершалась не в ближайшем к суду учреждении по исполнению наказаний. А в одном из 11 центров.
К концу войны количество Центральных мест для проведения казней выросло до 22.
Возрастающее число приговоров и централизация мест исполнения казни привели к концу 1944 к созданию 10 команд палачей - Scharfrichterkommando, которые занимались, по поручению Имперского управления Юстиции приведением в действие смертных приговоров в Рейхе путём обезглавливания. Расстрел был предусмотрен только для приведения в исполнение приговоров военных судов, но в крайнем случае мог использоваться и для гражданских лиц, в случае если гильотина вышла из строя или палач был недоступен.

Наиболее известной и одиозной тюрьмой, где приводились в исполнение приговоры к смертной казни, была Плётцензее.
С 1890 до 1932 гг. казнено в общей сложности 36 чел., осужденных за убийство.
Их казнил палач при помощи топора на открытом воздухе во тюремном внутреннем дворе.
С 1933 до 1945 гг. казнено 2 891 чел.
До 1933 г. казнили лишь убийц, а также лиц, совершивших тяжкие преступления, например хранение взрывчатых веществ.
14 октября 1936 г. Гитлер одобрил предложение Министра юстиции Гюртнера о том, чтобы в будущем для исполнения приговора к смертной казни использовалась гильотина.
В 1937 г. из тюрьмы Бруксаль (Баден) в Плётцензее была доставлена гильотина и установлена в специальном помещении.
С помощью гильотины в 1937 г. были казнены 37 чел., в 1938 г. – 56 чел. и в 1939 г. - 95 чел.
Штатный палач получал жалование 3 000 рейхсмарок в год. За каждого казненного ему полагалась премия в 60 рейхсмарок (позднее – 65 рейхсмарок).
Из 2 891 чел, казненных в в Плётцензее за годы нацизма, примерно 1 500 чел. были осуждены «Народным судом» и примерно 1 000 чел. - специальными судами.
Еще около 400 жертв были приговорены к смерти военными и другими судами.
Из общего числа казненных: 677 граждан Чехословакии, 253 граждан Польши, и 245 французских граждан.
http://reibert.info/forum/showthread.php?t=143322

Именно в Плетцензее был переведен Муса Джалиль...

Еще вид тюрьмы Плетцензее, где должна была состояться казнь:

В Германии гильотина использовалась с XVII-XVIII веков и была стандартным видом смертной казни вплоть до её отмены в 1949 году. В отличие от французских образцов, немецкая гильотина была гораздо ниже и имела лебёдку для подъёма тяжелого ножа.
В нацистской Германии гильотинирование применялось к уголовным преступникам. По оценкам, около 40 тыс. человек было обезглавлено в Германии и Австрии между 1933 и 1945 годами. Это число включает в себя борцов Сопротивления в самой Германии и оккупированных ею странах. Поскольку борцы Сопротивления не принадлежали к регулярной армии, они считались обычными преступниками и, во многих случаях, отвозились в Германию и были гильотинированы. Обезглавливание считалось «неблагородным» видом смерти, в противоположность расстрелу.
Известные гильотинированные личности:
Люббе, Маринус ван дер - гильотинирован за поджог рейхстага в январе 1934 года.
Фучик, Юлиус - гильотинирован в берлинской тюрьме Плётцензее 8 сентября 1943 года.
Оболенская, Вера Аполлоновна - гильотинирована в тюрьме Плётцензее 4 августа 1944 года.
Джалиль, Муса Мустафович и его соратники гильотинированы за участие в подпольной организации 25 августа 1944 в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.
Клячкoвский, Стaнислaв гильoтинирoвaн пo oбвинению в пoкушении нa фюрерa Адольфа Гитлера, в тюрьме Плётцензее 10 мaя 1940 года.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Та самая гильотина в тюрьме Плетцензее, какой ее увидели освободившие Берлин советские войска. Эта небольшая чаша, куда должны падать отрубленные головы... Трудно понять, как такой вид казни мог дожить до ХХ века.

Джалиль знал о том, что его ждет - об этом недвусмысленно говорят строки, написанные им еще в Моабите:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.
Ноябрь 1943

Пришли последние минуты жизни -
Со славой завершить бы мне борьбу.
Я отдаю народу и отчизне
Порывы, вдохновение, судьбу.

Я пел в бою. Не думал никогда я,
Что пленником умру в чужом краю.
На плахе песнь последнюю слагаю.
Вот заблестел топор, но я пою.

Меня на битву песня призывала,
Она учила смело умирать.
Призывной песней жизнь моя звучала,
И будет, будет смерть моя звучать.
1943

Помещение для казней в тюрьме Плётцензее
В тюрьме Плётцензее нацисты казнили сотни немецких граждан, выступавших против Гитлера, в том числе многих участников Июльского заговора, закончившегося неудачным покушением на Гитлера 20 июля 1944 года. Берлин, Германия, после войны.

Гильотина в тюрьме Плётцензее
Военный фотограф Борис Соколов: «В тюрьму Плетцензее мы поехали после того, как узнали, что там якобы казнили Тельмана. Вошли туда свободно, потому что Берлин уже сдался, и попали в комнату пыток и казней. Там стояла эта гильотина, а рядом корзина для голов. На стенах, как сейчас помню, какие-то крючья. Я потом узнал, что на них за подбородок вешали участников покушения на Гитлера».

Музей тюрьмы Плётцензее в Берлине - мемориал жертвам нацизма в Германии
В 1952 г. по распоряжению Сената Берлина на том месте, где во времена Третьего рейха было казнено более 1800 человек, был создан мемориал. Перед зданием, где проводились казни, возведена мемориальная стела с надписью «Жертвам гитлеровской диктатуры 1933-1945 гг.».

В соседнем помещении находится Музей движения Сопротивления, посвящённый всем казнённым. В октябре 2002 г. в экспозицию музея вошёл стенд, посвящённый двум татарским писателям - Мусе Джалилю и Абдулле Алишу. Они и 9 татарских подпольщиков были казнены 25 августа 1944 (дело «Курмашев и десять других»).
В тюрьме Плётцензее были казнены Юлиус Лебер, Эрвин фон Витцлебен, Юлиус Фучик, Вера Оболенская, Вернер фон дер Шуленбург, Морис Баво, Муса Джалиль, Иоганн Нобис, Георг Александр Хансен, Ойген Больц, Йозеф Вирмер, Эрих Гёпнер, Карл Фридрих Гёрделер, Альфред Дельп, Пауль Лежен-Юнг, Вильгельм Лёйшнер, Рудольф фон Маронья-Редвиц, Хельмут Джеймс фон Мольтке, Йоханнес Попиц, Эрих Фельгибель, Ульрих фон Хассель, Ильза Штёбе, Карл фон Штюльпнагель, Курт Шульце, Харро Шульце-Бойзен, Арвид Харнак.
http://leningradblokada.ru/vermacht/erich-g-pner.html

Еще несколько ссылок о жертвах Плетцензее...

За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%F1%E0_%C4%E6%E0%EB%E8%EB%FC

Несмотря на применявшиеся к ней на допросах меры физического воздействия, Штёбе никого не выдала и была казнена на гильотине в берлинской каторжной тюрьме Плётцензее.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F2%B8%E1%E5%2C_%C8%EB%FC%E7%E0

20 июля 1944 Гёпнер был арестован как участник заговора против Гитлера, 8 августа 1944 приговорен к смертной казни и повешен в тюрьме Плетцензее в Берлине. Генерал-полковник Ерих Гепнер (Hoepner, Erich) во время процесса 20 июля 1944 года.
http://leningradblokada.ru/vermacht/erich-g-pner.html

Известно, что к Джалилю и его товарищам приходил мулла, впоследствии оставивший свои воспоминания.

Многие, прочитав эти воспоминания, могут подумать, что Мусу и его товарищей расстреляли, а не отрубили головы. Как тут не поверить, ведь сам мулла, поклялся Кораном! Однако не будем торопиться с выводами, давайте-ка поразмышляем вместе.
Сам мулла Усман во время исполнения казни не присутствовал. Он лишь предполагает. «Потому что, - говорит он, - они ведь военные, военных не вешают, военных расстреливают, это во всех странах так…». И глубоко ошибается. В фашистской Германии, особенно с июля 1944 года, после покушения на Гитлера, военных наказывали по-разному: и расстреливали, и вешали, а иногда отрубали головы. (Именно так поступили с теми, кто покушался на фюрера.)
Тюремный пастор, о котором упоминал мулла, пастор Юрытко, остался жив. Я за много лет до этого переписывался с ним. Хотя он сам не присутствовал при казни, он хорошо помнит Мусу и его товарищей. По его словам, их повесили.
Такие различные версии естественны, потому что гитлеровцы никого близко не подпускали во время казни. Эта мерзость осуществлялась закрыто. Место казни – одноэтажное угрюмое здание (оно сохранилось до сего дня) – расположено чуть поодаль от тюремного двора Плетцензее. Там заключенных и расстреливали, и вешали, и отрубали им головы.
А раз так, единственным источником, которому можно доверять, остается только документ, акт, составленный самими палачами. Оригиналы этих документов по сей день хранятся в архиве тюрьмы Плетцензее. Никто не выражал сомнения по поводу их подлинности. Согласно этим документам, джалилевцев казнили, отрубив им головы на гильотине 25 августа 1944 года между 12.06 и 12.36.

Муса Джалиль так и не узнал, что его будут считать врагом своей родины, и справедливость восторжествует лишь в 1953 году... Хотя уже в 1945-м были свидетельства о его подвиге:

На пути к рейхстагу стоял Моабит. Это и центр Берлина, это и тюрьма. Едва солдаты нашей 150-й стрелковой дивизии пробились к этому району, как многоэтажная громада Моабита ощетинилась пулеметами, автоматами, минометами.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5072/

В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки:
«Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».
Дальше шло перечисление фамилий писателей, которым поэт посылал свой последний привет, и адрес семьи.
Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.
Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.
2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/6-1101-1

Тюрьма Плетцензее в наши дни:

В 1952 г. Сенат Берлина на том месте, где при национал-социализме было казнено по политическим мотивам более 1,8 тыс. человек, создал памятное место. Помещение, в котором раньше проводились казни, находится за стеной почета. Надпись на ней гласит: "Жертвам гитлеровской диктатуры 1933 - 1945 гг.".
Писатель Р. Мустафин так описывает этот зал: "Голые стены, серый цементный пол… Часть стены отделана белым кафелем, чтобы легче смывать кровь. Сюда же подведены краны, к которым присоединялся резиновый шланг. Рядом в стену вмуровано несколько крепких железных крюков. Гильотина убрана".
В соседнем помещении теперь находится музей Движения Сопротивления, посвященный всем казненным в тюрьме Плетцензее. В октябре 2002 года здесь открылся стенд, посвященный двум писателям - М. Джалилю и А. Алишу. The Plötzensee Memorial Center commemorating the victims of National Socialism is a site of quiet remembrance. http://www.ww2museums.com/article/3005/Pl%F6tzensee-Memorial-Center.htm

И на фоне всего этого мне стыдно, что у моей страны такая репутация, что о ней могут задавать такие вопросы:

И еще один тревожный вопрос: В Латвии в советский период истории на одном из бастионов Даугавпилсской крепости, где в сентябре-октябре 1942 года томился М. Джалиль была открыта мемориальная доска на трех языках: татарском, русском и латышском. Из газетных публикаций, телевизионных репортажей мы знаем об отношении латвийского государства к участникам Великой Отечественной войны. Возможно памятная мемориальная плита уже не существует? Вы не располагаете информацией об этом факте?
Сообщений об уничтожении мемориальной доски не поступало. В Германии могилы советских воинов содержатся в приличном состоянии, надеюсь, что так будет и в Латвии.
http://www.mi.ru/~rdbrt97/v1_st5.html

С доской все в порядке, теперь к ней приезжают делегации из Татарстана, Литвы и других мест, возлагают венки...
Ужас нацизма никогда не должен повториться - как мне кажется, это в наши дни понимают все...

Как трудно, трудно расставаться, зная,
Что никогда не встретишь друга вновь.
А у тебя всего-то и богатства -
Одна лишь эта дружба да любовь!
Стихотворение «Расставание», датированное октябрем 1942 года.

Муса Джалиль - известный татарский поэт. Каждый народ гордится своими выдающимися представителями. На его стихах воспитано не одно поколение истинных патриотов своей страны. Восприятие поучительных историй на родном языке начинается с пелёнок. Моральные установки, заложенные с детства, превращаются в кредо человека на всю его жизнь. Сегодня его имя известно далеко за пределами Татарстана.

Начало творческого пути

Настоящее имя поэта - Муса Мустафович Джалилов. Оно мало кому известно, так как он называл себя Муса Джалиль. Биография каждого человека начинается с рождения. Родился Муса 2 (15) февраля 1906 года. Жизненный путь великого поэта начался в глухой деревушке Мустафино, что расположена в Оренбургской области. Мальчик родился в бедняцкой семье шестым ребёнком. Мустафа Залилов (отец) и Рахима Залилова (мать) делали всё возможное и невозможное, чтобы воспитать детей людьми, достойными уважения.

Назвать детство тяжёлым - значит не сказать ничего. Как и в любой многодетной семье, все дети стали рано принимать посильное участие в поддержании хозяйства, выполнении чётких требований взрослых. Старшие помогали младшим и отвечали за них. Младшие учились у старших и почитали их.

Рано проявил тягу к учёбе Муса Джалиль. Краткая биография его обучения укладывается в нескольких предложениях. Он старался учиться, мог чётко и красиво выражать свои мысли. Родители отдают его в «Хусаинию», медресе в Оренбурге. Божественные науки шли в вперемешку с изучением светских предметов. Самыми любимыми дисциплинами мальчика стали литература, рисование и пение.

Тринадцатилетний подросток вступает в комсомол. После окончания кровавой гражданской войны Муса занимается созданием пионерских отрядов. Для привлечения внимания и доступного объяснения идей пионерии пишет стихи для детей.

Москва - новая эпоха жизни

Вскоре он получает членство в Бюро Татаро-Башкирской секции Центрального Комитета ВЛКСМ и по путёвке отправляется в Москву.

Московский Государственный Университет принимает его в свои пенаты в 1927 году. Мусса становится студентом литературного отделения этнологического факультета. В 1931 году МГУ переживает реорганизацию. Поэтому он получает диплом писательского факультета. Продолжает сочинять все годы обучения поэт Муса Джалиль. Биография его написанными в студенчестве стихами изменяется. Они приносят популярность. Их переводят на русский язык и зачитывали на университетских вечерах.

Сразу после получения образования его назначают редактором детских журналов на татарском языке. В 1932 году работает в городе Серов. Пишет произведения во многих литературных жанрах. Композитор Жиганов Н. создаёт оперы на основе сюжетов поэм «Алтын Чэч» и «Ильдар». В них сказания своего народа вложил Муса Джалиль. Биография и творчество поэта вступают в новую эпоху. Следующая ступень карьеры в Москве - заведующий отделом литературы и искусства газеты «Коммунист» на татарском языке.

Последние предвоенные годы (1939-1941) в жизни Мусы Джалиля связаны с Союзом писателей Он назначен ответственным секретарём, заведует писательской частью Татарского оперного театра.

Война и жизнь поэта

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь страны и изменила все планы. 1941 год становится переломным и для поэта. Сознательно просится на фронт Муса Мустафович Джалиль. Биография поэта-воина - вот путь, который он выбирает. Он отправляется в военкомат, просится на фронт. И получает отказ. Настойчивость молодого человека вскоре даёт желаемый результат. Он получил повестку и был призван в Красную Армию.

Его посылают на полугодовые курсы политруков в маленький городок Мензелинск. Получив звание старшего политрука, отправляется, наконец-то, на передовую. Сначала Ленинградский фронт, затем Волховский. Всё время среди солдат, под обстрелами и бомбёжками. Отвага на грани с героизмом вызывает уважение. Он собирает материал и пишет статьи для газеты «Отвага».

Любанская операция 1942 года трагически обрывает писательскую карьеру Мусы. На подступах к деревеньке Мясной Бор он получает ранение в грудь, теряет сознание и попадает в плен.

Герой - всегда герой

Тяжкие испытания или ломают человека, или закаляют его характер. Как бы ни переживал о позоре пленения Муса Джалиль, биография, краткое содержание которой доступно читателям, говорит о неизменности его жизненных принципов. В условиях постоянного контроля, изнуряющей работы и унизительных издевательств он пытается противостоять неприятелю. Ищет соратников и открывает свой «второй фронт» для борьбы с фашизмом.

Первоначально писатель попал в лагерь. Там он назвался чужим именем Муса Гумеров. Обмануть немцев удалось, а вот своих поклонников - нет. Его узнали даже в фашистских застенках. Моабит, Шпандау, Плетцензее - вот места тюремного заключения Мусы. Везде он оказывает сопротивление захватчикам своей родины.

В Польше Джалиль оказался в лагере недалеко от города Радом. Здесь он организовал подпольную организацию. Распространял листовки, свои стихи о победе, поддерживал других морально и физически. Группа организовывала побеги военнопленных из лагеря.

«Пособник» фашистов на службе Отечеству

Фашисты пытались переманить пленённых солдат на свою сторону. Обещания были заманчивыми, но самое главное - появлялась надежда остаться живым. Поэтому решается воспользоваться шансом Муса Джалиль. Биография вносит коррективы в жизнь поэта. Он решается войти в состав комитета по организации подразделений предателей.

Гитлеровцы надеялись, что народы Поволжья восстанут против большевизма. Татары и башкиры, мордва и чуваши должны были, по их замыслу, сформировать националистический отряд. Выбрано было и соответствующее название - «Идель-Урал» (Волга-Урал). Такое имя получало государство, которое должно было быть организовано после победы этого легиона.

Планам фашистов не удалось сбыться. Противостоял им небольшой подпольный отряд, созданный Джалилем. Первый отряд татар и башкир, отправленный на фронт под Гомелем, повернул оружие против своих новых хозяев. Точно так же закончились все другие попытки фашистов использовать отряды военнопленных против советских войск. Гитлеровцы отказались от этой идеи.

Последние месяцы жизни

Концлагерь Шпандау оказался роковым в жизни поэта. Нашёлся провокатор, который доложил о готовящемся заключёнными побеге. Среди арестованных оказался Муса Джалиль. Биография вновь делает крутой поворот. На него указал предатель как на организатора. Распространяемые им стихи собственного сочинения и листовки призывали не падать духом, сплотиться для борьбы и верить в победу.

Одиночная камера тюрьмы Моабит стала последним пристанищем поэта. Пытки и сладостные обещания, камера смертников и мрачные мысли не сломали стержень жизни. Его приговорили к смерти. В тюрьме Плетцензее 25 августа 1944 года приговор приведён в исполнение. Сооружённая в Берлине гильотина оборвала жизнь великого человека.

Неизвестный подвиг

Первые послевоенные годы стали чёрной страницей для семьи Залиловых. Мусу объявили предателем, обвинили в Поэт Константин Симонов сыграл роль истинного благодетеля - способствовал возвращению доброго имени. Ему в руки попала тетрадь, написанная на татарском языке. Именно он перевёл стихи, автором которых был Муса Джалиль. Биография поэта меняется после их публикации в центральной газете.

Более сотни стихотворений татарского поэта оказались втиснуты в два небольших блокнота. Их размеры (с ладонь) были необходимы для укрывания от ищеек. Они получили общее название от места содержания Джамиля - "Моабитская тетрадь". Предчувствуя близость последнего часа, Муса передал рукопись своему сокамернику. Бельгиец Андре Тиммерманс сумел сохранить шедевр.

После освобождения из застенков антифашист Тиммерманс увёз стихи на свою родину. Там в советском посольстве он передал их консулу. Таким окружным путём попало на родину свидетельство героического поведения поэта в фашистских лагерях.

Стихи - живые свидетели

Первый раз стихи увидели свет в 1953 году. Они были выпущены на татарском - родном для автора - языке. Через два года повторяется выпуск сборника. Теперь уже на русском языке. Это было похоже на возвращение с того света. Доброе имя гражданина было восстановлено.

Муса Джалиль посмертно в 1956 году был удостоен звания "Герой Советского Союза", через двенадцать лет после казни. 1957 год - новая волна признания величия автора. Его наградили Ленинской премией за получивший популярность сборник «Моабитская тетрадь».

В своих стихах поэт как бы предвидит будущее:

Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал», —
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.

Его уверенность в том, что справедливость восторжествует и имя великого поэта не канет в лету, поражает:

Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Увековечивание имени

Сегодня имя поэта известно в Татарстане, по всей России. Его помнят, читают, восхваляют в Европе и Азии, Америке и Австралии. Москва и Казань, Тобольск и Астрахань, Нижневартовск и Новгород Великий - эти и ещё многие города России внесли великое имя в наименования своих улиц. В Татарстане посёлок получил гордое имя Джалиль.

Книги и фильмы о поэте позволяют понять смысл стихов, автором которых является татарский мастер слова Муса Джалиль. Биография, кратко для детей и взрослых изложенная, нашла отражение в оживших образах художественной киноленты. Фильм имеет то же название, что и сборник его героических стихов, - «Моабитская тетрадь».