Как люди научились писать сообщение. История возникновения письменности. Почему славянская азбука называется кириллицей

03.11.2023 Здроровье

Развитие письменности происходило в направлении от конкретного к абстрактному. Первоначально для передачи информации использовалось так называемое предметное . Пример подобного метода коммуникации - это узелковое письмо американских индейцев. Также первые записи могли делаться в форме изображений.

Следующим этапом развития письменности стала пиктография. Изображения предметов упрощались и становились все более схематичными, т.е. пиктограммами. Позднее появились и идеограммы - изображения абстрактных понятий или действий. Данные вид письма не отображал слов, а только их смысл. Также по пиктографическим записям невозможно восстановить грамматический строй языка. Пиктографическое письмо использовалось в ранний период развития шумерской и китайской культур, а также индейцами Мезоамерики.

Следующим логичным этапом развития пиктографии стала иероглифика. Широко известный пример раннего развития иероглифического письма - это древнеегипетская письменность. Египетские знаки недалеко ушли от пиктограмм и во многом оставались похожими на изображение обозначаемых ими понятий. Однако даже в ранней иероглифике появилась важная особенность этого этапа развития письма - двухсоставность иероглифа. Часть иероглифа отвечала за смысл слова, а вторая часть указывала на особенность его произношения. Сходным образом и современная китайская письменность - даже если вы не знаете конкретный иероглиф, вы можете предположить его значение по ключу, а особенность чтения - по фонетическому элементу.

В японской письменности иероглифы, пришедшие из Китая, сочетаются с двумя местными слоговыми азбуками. Азбуки служат для добавления к иероглифам грамматических окончаний, а также для написания иностранных слов.
После иероглифики человечество изобрело слоговое письмо. В рамках этого вида письма передается только произношение слова. В отличие от алфавитов, в слоговых азбуках нет четкого разделения на . В них могут присутствовать отдельные гласные, но большинство символом соответствуют . Пример современной слоговой письменности можно встретить в арабском языке.
На алфавитном письме базируются европейские, а также некоторые азиатские языки.
Финальным этапом развития письменности стал алфавит. Одним из первых алфавитов стал финикийский. В алфавитном письме большинству звуков соответствует отдельная буква.

Развитие счета

Человеку понадобилось немало времени не только на то, чтобы научиться писать, но и чтобы освоить счет. Считать стало необходимо по мере развития сельского хозяйства и ремесла. Первоначально использовался единичный счет. Число записывалось в виде нескольких палочек или точек.

Затем появилась шестидесятиричная система счета. Она была известна у шумеров и у ряда других восточных народов. Современные люди продолжают использовать эту систему для счета времени: 60 секунд составляют минуту, а 60 минут - час.

Римляне использовали и модифицировали египетскую десятиричную систему счисления. Римская запись цифр была позиционной. Буква I означала единицу, V - пятерку, а X - десятку. Но современная система цифр появилась уже у арабов. Они же ввели понятие нуля, которое дало дополнительный импульс развитию математики.

С самых древних времен люди по-разному передавали свои мысли друг другу. И одним из этих способов было письмо. Задолго до того, как люди научились читать и писать, человек уже оставлял особые знаки - наскальные рисунки. Они были созданы в эпоху палеолита, около 25 тысяч лет назад. Исследователи до сих пор пытаются расшифровать значение этих рисунков, найти в них объяснение мифов, религий, заклинаний охотников.

Как люди научились читать: первая письменность

История письменности берет начало в Месопотамии, на берегах рек Тигр и Евфрат - родине шумеров. Навыки письма были эксклюзивной областью знаний костяка шумерской цивилизации - священников и писцов. Их клинообразные знаки дали название первой форме письма в истории человечества - клинописи.

Клинопись не была спонтанным изобретением. На протяжении нескольких веков она развивалась из пиктограмм (схематических изображений) и рисунков. Каждый рисунок был простым отображением мира или какого-то объекта, но эта система не только ограничивала возможности выражения, но и была невероятно сложной. Как только знаки начали обозначать звуки, а не предметы, один и тот же знак можно было использовать для нескольких фонетически похожих понятий.

Использование более абстрактных символов стало важным достижением, обозначившим переход от системы «один символ - одно слово» к системе «один символ - один слог». Этот процесс развивался на протяжении столетий, и это привело к уменьшению знаков, используемых шумерами с двух тысяч до пятисот. В то же время знаки стали проще, они прошли стилизацию - вплоть до того, что символы не имели практически ничего общего с первоначальной картинкой.

Идея о письме странствовала вдоль основных торговых путей, распространяясь по всему Среднему Востоку. К 1400 году до нашей эры шумерская клинопись широко использовалась в международной торговле. И прошло еще много веков, прежде чем она исчезла и дала дорогу следующему этапу развития письма.

Создание алфавита

Во втором тысячелетии до нашей эры финикийцы создали первый алфавит. Он состоял не из пиктограмм, а из знаков, означающих отдельные слоги. Финикийцы использовали 22 знака, каждый из которых отвечал за один звук. Но у них не было символов для гласных звуков.

На форму финикийских знаков повлияли иероглифы Египта, с которым у них были тесные экономические связи. Египетские иероглифы были пиктографическими - они изображали настоящий объект с добавлением дополнительных знаков для большей точности. Вскоре с помощью торговых связей финикийский алфавит достиг Греции. Греки усовершенствовали его и, в частности, внесли гласные звуки. Греческое письмо стало основой, на которой потом развились многие алфавиты в Европе и на Ближнем Востоке.

Как читает человек в наши дни?

Сегодня большинство людей используют два ответвления греческого алфавита: латинское письмо (более 30 % населения мира) и кириллическое письмо (10 %). Также есть несколько самостоятельных ветвей древнегреческого алфавита: "новогреческий", армянский и грузинский. А на Ближнем Востоке широко распространено арабское письмо, оно развилось из разнообразных вариантов арамейской слоговой письменности.

Но читает и пишет современный человек, как ни странно, не только с помощью простого и рационального алфавита. Иероглифическая письменность никуда не исчезла: ее до сих пор используют в Китае, Японии и Корее. Письменность на основе иероглифов намного сложнее, ведь там одно слово соответствует одному символу, и азиатским детям, чтобы стать грамотными, приходится заучивать тысячи таких знаков.

В наши дни, несмотря на последние технологические достижения, письмо было и остается единственным и самым важным средством организации человеческих идей и эмоций. Оно служит отличным инструментом, с помощью которого люди документируют свои идеи, не давая им кануть в лету.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ

Ребята, слышали ли вы о тех очень далеких временах, когда поэт не мог записать свои стихи, сказочник сказку, а мама не могла оставить тебе записку: «Обед на столе. Не забудь помыть руки?» И все оттого, что не было букв. Даже письма люди не писали, а рисовали. Какая при этом могла получиться путаница, ты узнаешь, познакомившись с историей из сказки Киплинга.

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО.

Давным-давно, еще в каменном веке, жил человек по имени Тегумай. У него была жена по имени Тешумай и маленькая дочка Таффи. Однажды Тегумай пошел к реке, чтобы копьем набить к обеду карпов. Таффи пошла с ним. Но только Тегумай принялся за охоту, как копье сломалось.

Как бы сообщить домой, чтобы нам прислали запасное копье?-подумала Таффи.

Тут к реке подошел Незнакомец. Таффи обратилась к нему, но тот ничего не понял, так как не знал языка племени Таффи. «Нарисую картинку и пошлю ее с Незнакомцем!» - решила девочка. Она взяла кусок бересты и акульим зубом нарисовала на ней папу, сломанное копье, себя, Незнакомца с запасным копьем в руке, маму и дорогу домой через болото, и еще несколько раз запасное копье.

Незнакомец, увидел картинку и подумал: «Если я не приведу племя этого вождя к нему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон». И он кинулся бежать, как ветер.

Он бежал, бежал и наткнулся на Тешумай, которая судачила у пещеры с соседками. Взглянув на бересту, она завизжала и кинулась на Незнакомца, так как решила, что он убил Тегумая и пришел похвастаться. На шум сбежалось все племя. Незнакомца решили казнить.


Но сначала все отправились к реке. Увидев Тегумая, вождь племени схватил его за перья в волосах и стал трясти. «Говори! Говори! Говори! - кричало все племя. - Что за страшную картинку ты нам прислал?!»

Тут Таффи все рассказала. Люди долго молчали. Наконец вождь рассмеялся. Потом засмеялось все племя, оно смеялось долго и громко. И вождь сказал: «О Таффи! Ты сделала великое открытие! Покуда мы будем посылать друг другу письма-рисунки. В них не всегда можно разобраться, как следует, но придет время, и мы придумаем что-нибудь получше, чтобы не было у нас ошибок!»

Текст сопровождается показом рисунка к ней.

Ребята, перед вами другой рисунок из жизни древних людей, попробуйте составить по нему рассказ. Очень хорошо! Молодцы!

И вот однажды жители древней страны Шумер, что находилась между реками Тигр и Ефрат, придумали знаки для обозначения слов. Шумеры просто договорились: вот такой знак будет обозначать «лук», А такой «бык».

Но представь: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова)

Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет, и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый алфавит . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Грект же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с тобой событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

Все ученики разных классов занимались одновременно в одной комнате (в деревнях нередко в крестьянской избе). Младшие вслух учили нараспев названия букв и слогов, а старшие тоже вслух учили молитвы. От этого в школе всегда стоял шум.

Нерадивых учеников наказывали: оставляли без обеда, ставили на колени, нередко били розгами или плетью.

АЗБУКА - НА УКА, А РЕБЯТАМ - БУКА.

АЗБУКУ УЧАТ - НА.

A3, БУКИ - БЕРИ УКАЗКУ В РУКИ; ФИТА, ИЖИЦА - ПЛЕТКА БЛИЖИТСЯ.

Ребята, предлагаю вам конкурс на лучшее знание нашего алфавита от А до Я.

А теперь, кто назовет согласные буквы русского алфавита, гласные?.

Награждение победителей.

А знаете ли вы, что и сегодня существуют иероглифы - знаки, изображающие не звук, а слово или слог? Маленький японец, например, должен учить не 33 буквы, как ты, а многие сотни иероглифов да еще 2 алфавита.

А сейчас мы с вами окажемся снова в том далеком времени, когда не было алфавита и сведения, необходимые для сообщения, рисовали. Перед вами условные знаки, обозначающие слова, попробуйте, используя их, составить сообщение соплеменникам.

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ:

" опасность

- топор

Не всегда можно передать рисунками какие-то сведения. Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании нашей простой и удобной азбуки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аз да буки, а там и науки. Пословицы об ученье, знаниях и
школе. М., 1963, 32с.

2. Как было написано первое письмо. По сказке Редьярда
Киплинга. - «Миша», № 1 1993г. с.30-31.

3. Н. Юрина. Путешествие буквы. «Миша», № 2, 1993 с. 8,9.

Очень давно, много тысячелетий назад, люди писать еще не умели и во всем могли полагаться только на свою память. Но уже тогда они кое-что рисовали, например, зверей, и рисовали их очень искусно. На юге Европы, в Испании, нашли пещеры, в которых в далекое доисторическое время жили люди каменного века. В этих пещерах совсем темно. Работать там или рисовать можно было только при свете факелов, скорее всего при свете горящей головни смолистого дерева. Каково же было изумление археологов, когда оказалось, что в самых недоступных уголках пещер на стенах нарисованы и искусно раскрашены изображения животных. Олени, зубры, мамонты встали перед археологами, как живые.

Люди каменного века, жившие в пещерах, охотились на этих животных, и все их существование зависело от удачной охоты. Конечно, они очень хотели победить зверя, мы бы сказали - мечтали об обильной и вкусной добыче. И они воплощали свою мечту в образах: рисовали то, о чем мечтали. В эти рисунки они вкладывали всю силу своего воображения, свою тонкую наблюдательность охотников и изображали зверей такими, какими видели их. В этом смысле пещерные изображения животных мы должны считать произведениями высокого искусства.

УЗОРЫ - ИЗМЕНЕННЫЕ РИСУНКИ

И не только на стенах темных пещер рисовали люди каменного века. Археологи нашли их рисунки и в виде украшений на костях, служивших каким-нибудь практическим целям, например на рукоятках орудий. И здесь мы видим нанесенные уверенными штрихами твердой рукой художника изображения тех же оленей, зубров, мамонта с огромными бивнями, который жил в ту эпоху и теперь уже вымер совсем.

Вот с каких древних времен человек уже умел рисовать. И позднее, на протяжении всей истории человечества, во всех частях света люди сохраняли и развивали изобразительное искусство. Менялись стили живописи, менялись орудия и техника рисования. Временами авторы рисунков стремились показывать людей и животных в их реальном облике, временами же предпочитали стилизовать изображаемые образы, упрощать их иногда до схематических узоров.

Все, конечно, видели вышивки на женских одеждах, узоры на полотенцах, рисунки на глиняной и фарфоровой посуде, украшения на фронтонах деревянных зданий. Среди этих узоров и орнаментов встречаются и такие, в которых можно видеть прямо таки реалистические картинки, например, роза, украшающая фарфоровую чашку, или цветы вышитые на скатерти. Многие же узоры не сразу можно понять они на первый взгляд кажутся просто геометрическими фигурами или линиями: треугольниками, квадратиками, кружочками, спиралями и различными завитушками. Но и здесь мы нередко можем найти упрощенные изображения окружающих человека предметов: растений и животных, цветов и насекомых.

Каемка вышитого полотенца иногда кажется просто каким-то зубчатым орнаментом, а посмотришь - это схематизированные до крайней простоты кони, елочки или гусиные лапки. А на крыше избы, где перекрещиваются деревянные стропила и где их концы немножко вылезают в разные стороны, искусный мастер подчас украсит их деревянной резьбой и превратит как бы в головки деревянных коней; может быть, отсюда и пошло название – «конец крыши». И много, много окружающих нас разнообразных узоров по своему происхождению может быть возведено к сюжетам искусства очень древних эпох.

ИСТОРИЯ БУКВ.

Не только узоры, но и буквы нашего письма произошли от рисунков. Вот буква А. Можно проследить по ее форме в древних надписях, что первоначально для передачи соответствующего звука люди рисовали голову быка. Потом это изображение стали писать попроще, а затем превратили его в сочетание прямых линий, в котором все-таки можно признать какое-то сходство с головой быка: можно заметить его рога, морду, но в целом мы скорее скажем, что это уже не рисунок, а буква. Из такой буквы греки сделали свою букву «альфа», а римляне, которые переняли алфавит от греков, усовершенствовали форму этой буквы, сделали ее симметричной, - причем она стала похожей уже на «домик», как ее называют наши дети, когда впервые с нею знакомятся.

А вот другая наша буква - У. Она же в сущности имеется и в латинском алфавите в виде трех букв Y, V или U. Эта буква происходит от изображения змеи-ехидны, которое являлось знаком древнеегипетского письма:

Когда мы теперь пишем букву У, мы уже не помним о том, что две верхние палочки - это «рожки» египетской ехидны, а нижняя палочка - ее длинное тело. Звук Р в древнеегипетских надписях выражался рисунком головы человека с бородой. Наша буква Р, правда, «бороды» уже не имеет, но латинская буква R сохранила «бороду» до сих пор в виде правого нижнего штриха.

Буква О происходит от древнеегипетского изображения глаза, который теперь потерял все свои детали и стал простым кружочком. И так со всеми буквами и со всеми письменными знаками всех исторически возникших алфавитов мира: все они происходят от рисунков разных предметов.

Продолжение читайте в нашей следующей части.

P. S. С этой маленькой стать мы октрываем большой цыкл статей об истории письменности, будет интересно.

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью. Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность. Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения. Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э. Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!