С тем что социальную роль. Функции социальной роли. Базовые характеристики социальных ролей

Социальный статус

Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) личнос­ти - это положение человека в обществе, которое он занимает в соот­ветствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Социальный статус - это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:

1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, - личный и социальный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.

2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, - основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например - хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например - пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или за­бастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).

3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.

Предписанный (приписанный) статус - социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например - национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).

Достигаемый ( приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие - наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.

Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль - это модель поведения, ориентирован­ная на определённый статус.

Социальная роль - это образец поведения, признанный целе­сообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Роли определяются ожиданиями людей (например, в обществен­ном сознании укоренилось представление о том, что родители долж­ны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зави­симости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором соци­альных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.

Ролевой набор (ролевая система)

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситу­ационные социальные роли.

Примеры основных социальных ролей:

1) труженик;

2) собственник;

3) потребитель;

4) гражданин;

5) член семьи (муж, жена, сын, дочь).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные роли принимаются по соглашению (чело­век может отказаться принять их).

Социальные роли связаны с социальным статусом, профес­сией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, про­давец).

Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биоло­гически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношени­ями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).

Ролевое поведение

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение , которое означает не социально ожи­даемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной ро­ли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от сте­пени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

1) биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной соци­альной роли;

2) характер принятой в группе роли и особенности социаль­ного контроля, призванного следить за выполнением ролевого по­ведения;

3) личностный образец, определяющий комплекс поведенчес­ких характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

4) структура группы, её сплоченность и степень идентифика­ции индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут появляться оп­ределённые трудности, связанные с необходимостью человека ис­полнять в различных ситуациях множество ролей в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними проти­воречий и конфликтных отношений.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт - это ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов:

Наименование вида

Его сущность

Внутриролевой

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласко­вое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).

Межролевой

Конфликт, возникающий в ситуациях, когда тре­бования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выпол­нением ею домашних обязанностей).

Личностно-ролевой

Конфликтная ситуация, когда требования соци­альной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профес­сиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между видами статуса и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

ВИДЫ СТАТУСА

наследник престола

предписанный

чемпион мира

достигаемый

начальник отдела в фирме

2. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

1. Предписанный статус - женщина.

2. Достигнутые статусы - специалист с высшим образованием, замужняя дама и мать двоих детей.

3. Как мать своих детей она обязана нести за них моральную и юридическую ответственность, обеспечивать достойный уровень жизни. Также как мать своих детей она имеет право выбирать учебное заведение для них, с кем им общаться и пр.

Социальная роль является общественно необходимым видом социальной деятельности и методом поведения личности. Понятие социальной роли в первый раз было предложено американскими социологами Мидом и Линтоном еще в тридцатых годах прошлого века.

Основные виды социальных ролей

Многообразие социальных групп и отношений в их группах, а также видов деятельности стало основанием для классификации социальных статусов. В настоящее время выделяются виды социальных ролей, как: формальные, межличностные и социально-демографические. Формальные социальные роли связаны с положением, которое человек занимает в обществе. Имеется в виду род его занятий и профессия. А вот межличностные роли напрямую связаны с различными типами отношений. В данную категорию обычно входят любимчики, изгои, лидеры. Что касается социально-демографических ролей, то это муж, сын, сестра и т.д.

Характеристики социальных ролей

Американским социологом Толкоттом Парсонсом были выделены основные характеристики социальных ролей. К ним относятся: масштаб, метод получения, эмоциональность, мотивация и формализация. Как правило, масштаб роли определяется диапазоном межличностных отношений. Здесь наблюдается прямо пропорциональная зависимость. К примеру, социальные роли мужа и жены имеют очень значительный масштаб, потому что между ними устанавливается широкий диапазон отношений.

Если говорить о способе получения роли, он зависит от неизбежности данной роли для индивида. Так, роли молодого человека или старика не требуют никаких усилий для их приобретения. Они определяются возрастом человека. А другие социальные роли могут быть завоеваны в течение жизни при достижении определенных условий.

Социальные роли могут различаться и по уровню эмоциональности. Для каждой роли характерно свое проявление эмоций. Также некоторые роли предполагают установление формальных отношений между людьми, другие – неформальных, а третьи могут сочетать в себе те и другие отношения.

От потребностей и мотивов человека зависит его мотивация. Различные социальные роли могут быть обусловлены определенными мотивами. К примеру, когда родители заботятся о своем ребенке, они руководствуются чувством заботы и любви к нему. Руководитель же работает на благо какого-то предприятия. Также известно, что все социальные роли могут подвергаться общественной оценке.

Характеризуют различные отношения и определяют поведение людей определенные социальные роли и статусы.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет свою направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.).

Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальные роли подразделяются на институционализированные, т.е. институт брака, семьи;соц. роли матери, дочери;жены и конвенциональные:принимаемые по соглашению,хотя человек может и не принимать их.

Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого.В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности.

Социальные роли многообразны, и чем больше их набор, тем сложнее общество. Однако роли не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Существуют два основных уровня организованности, упорядоченности ролей: институты и общности. Благодаря этим социальным образованиям роли связываются между собой, обеспечивается их воспроизводство, создаются гарантии их устойчивости, складываются специфические нормы, регулирующие ролевые взаимодействия, вырабатываются санкции, возникают сложные системы социального контроля.

Социальная роль «концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции». При этом эти два понятия описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Статус описывает положение человека в социальной структуре, а роль определяет его динамический аспект. Роль – динамический аспект статуса. Образование, как сложившая система предлагает набор готовых статусов и ролей, которые могут колебаться в определенной шкале допустимых инвариантов.

В отношении социальной стратификации образование выполняет двойственную роль. Социальная стратификация описывает социальное неравенство людей, фиксирует структурное неравенство людей, «условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п.». Таким образом, образование как синоним слова «диплом» выступает одним из критериев выстраивания социальной стратификации конкретного общества. По степени доступности отдельных членов общества к образованию можно говорить о качественной характеристике неравенства, господствующего в конкретном обществе. С другой стороны, образование выступает отдельной стратой общества. Социальный слой обладает определенной качественной однородностью. Он представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к слою имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

Социальный статус как элемент социальной организации общества сложно скоординирован и ранжирован относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.Социальная мобильность характеризует «изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Ряд исследователей считают институты образования основным средством стимулирования и закрепления социального неравенства. Тем не менее не вызывает сомнения, что в современных условиях развития общества (ускорение научного прогресса, интенсификация скорости обновления знания, увеличение объемов поступающей информации) требуется наличие качественного образования.

Данные категории позволяют описывать движение отдельного человека по вертикали. Но образование предстает на всех уровнях: мировом, национальном, региональном. Такое рассмотрение позволяет выявить наличие дополнительных функций, выполняемых образованием.

Однако данная модель образования как социального института оказывается достаточно схематичной, поскольку не отражает условий, в которых конкретный институт находится. К тому же она выстраивается синхронно и не позволяет выявить динамику развития образования во временной перспективе.

Современный социальный, экономический, политический, культурный контекст, в котором находится образование, характеризуется с точки зрения двух процессов: регионализации и глобализации. Принято их рассматривать как разнонаправленные и приводящие к разным результатам. Однако данное мнение также можно обвинить в схематизме.

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

  1. внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;
  2. внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;
  3. личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
  4. инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):

  1. эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;
  2. способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;
  3. структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;
  4. формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;
  5. мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

  1. представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;
  2. субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
  3. играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

  1. описания поведения, характерного для данной роли;
  2. предписания – требования к поведению;
  3. оценки исполнения предписанной роли;
  4. санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Понятие социальной роли тесно связано с той функцией, которую человек выполняет в обществе, с его правами и обязанностями перед окружающими. Обществознание за всё время своего существования обогатилось несколькими определениями. Одни соотносят эту концепцию с общественным положением, что сближает со статусом. Другие предполагают, что это ожидаемое поведение.

Приведём примеры социальных ролей, так будет легче понять, о чём именно идёт речь. Допустим, есть школа. Кто в ней находится? Учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уметь его объяснять, готовиться к каждому уроку, быть требовательным. У него есть определённые задачи, и он выполняет свою функцию. И от того, насколько хорошо у него это получается, зависит социальный статус и социальная роль личности.

Вместе с тем учитель может быть более требовательным, жёстким или же мягким, добродушным. Одни ограничиваются исключительно преподаванием своего предмета, другие начинают более активно участвовать в жизни своих подопечных. Кто-то принимает подарки от родителей, другие – категорически нет. Всё это оттенки одной и той же роли.

Что входит в понятие социальная роль?

Социальные роли необходимы обществу, поскольку они позволяют взаимодействовать нам с большим количеством людей без получения огромной массы информации о том, кто они такие. Когда мы видим перед собой врача, почтальона, полицейского, то у нас возникают определённые ожидания. И когда они оправдываются, это способствует порядку.

При этом у одного и того же человека может быть большое количество разных ролей: в семье – отца, мужа, в дружеской компании – рубахи-парня, на работе – начальника отдела охраны и т. п. Причём чем больше у индивидуума возможности переключиться, тем богаче и разнообразнее у него жизнь.

Особенно заметно многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, когда человек пытается понять, что ему близко. Он может довольно долго разбираться в том, как связаны они друг с другом, со статусом, престижем, с реакцией общества, с семейным комфортом и т. д. По мере того, как у подростка формируется более зрелое и отчётливое осознание того, что ему нужно, он начинает взрослеть.

И при этом в юношеском возрасте происходит переход от одной роли к другой. А в определённом промежутке он как бы застывает на грани. Тинейджер успевает выйти из состояния ребёнка, но не войти ещё полностью в жизнь взрослого. Что часто воспринимается довольно негативно.

Теория социальных ролей

Известный исследователь в социологии, американец Мертон первым обратил внимание на то, что любой социальный статус предполагает не одну, а целый набор социальных ролей. Это и легло в основу соответствующей теории.

Сейчас в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Считается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. А вот если у того небольшое количество ролей или же лишь одна, то в этом случае речь идёт о патологии. Или, как минимум, о сильной изоляции от общества.

Чем ролевой набор отличается от множества ролей? Тем, что первый относится только к одному социальному статусу. А вот второе более разрозненно. Вообще социологическими фокус-группами до сих пор проводятся исследования на тему того, как изменение одной позиции влияет на статус в семье, насколько, почему.

Учёные сейчас активно проверяют, верны ли следующие суждения: социальная роль мужчины на работе никак не сказывается на его положении в семье. Как можно догадаться, полученные ответы тоже тщательно анализируют, чтобы разобраться в причинах.

Виды социальных ролей

Итак, какие виды социальных ролей вообще бывают? Существует деление, связанное с представлениями. Это ожидаемая роль, то есть то, на что настроились в семье, на работе и т. п. Второй тип – субъективная социальная роль личности. Грубо говоря, то, что каждый ждёт от себя самого, внутренние установки. И, наконец, играемая роль, характеристика того, что получилось.

Однако классификация социальных ролей этим не ограничивается. Они делятся на предписанные (женщина, дочь, русская) и на достигаемые (студентка, юрист, профессор). Также различают типы социальных формальных и неформальных ролей. В первом случае всё строго регламентировано: военный, чиновник, судья. Во втором – душа компании, волк-одиночка, лучший друг – очень много негласного, причём часто возникает стихийно.

Стоит учитывать, что на каждую роль влияет социальная установка и то, как носитель понимает поставленные перед ним задачи. Продавец в Великобритании и в Иране на рынке – это две большие разницы.

Понятие социальной роли в развитии

Учтите, что сегодня многое довольно активно меняется. Так, социальная роль женщины в современном обществе в семье, на работе и т. п. стала совершенно другой по сравнению с тем, что было ещё 100 лет назад. И это же касается мужчин, подростков, представителей самых разных групп. То, что в наши дни относят к разрешённым вариантам поведения, ещё несколько десятков лет тому назад могло бы жестоко оскорбить окружающих.

Зачем нужно отслеживать эту динамику? Чтобы понимать, в каком мире мы живём, куда движемся, с какими типами социальных ролей придётся иметь дело в будущем. Учёные уже сейчас собирают мнения, например, верны ли следующие суждения: брак как институт отжил своё, детей физически нельзя наказывать, животные имеют права на уголовную защиту от насилия.

Что показывают такие тенденции? Анализируя мнение многих, можно увидеть потребности социума. И понять, куда именно мы придём, потому что существующий социальный запрос рано или поздно будет удовлетворён. В настоящем обществоведы констатируют возрастающее значение права в жизни большинства.

К примеру, многие молодожёны, заполняя анкету, верны ли следующие суждения, указали что они действительно подписали брачный контракт. То, что ещё лет 15 тому назад казалось шокирующей подробностью из мира олигархов, теперь коснулось представителей среднего класса.

Разновидности социальных статусов

Поскольку вопрос социальной роли очень тесно связан со статусом, нужно хотя бы кратко разобраться с этим понятием. И верны ли следующие суждения: роль и статус – это одно и то же или очень близкие понятия? Как вы сможете увидеть в ближайшее время, речь о разных понятиях.

Итак, рассматривают личный статус, тот, который человек получает в первичной группе, и социальный, он приобретает его позднее, добиваясь чего-то своим умом, поведением, работой. Также социологи выделяют основной, базовый статус, с которым многие люди себя ассоциируют в первую очередь, и временные, побочные. Они возникают на короткие сроки ситуативно.

Необходимо отметить, что роли и статусы в обществе неравнозначны друг другу. Существует определённая иерархия, обусловленная системой ценностей и значимостью обладателя того или иного статуса, тем, насколько он важен для социума, на сколько и на что способен повлиять.

Всё это непосредственное касается вопроса престижа. И чем большее значение имеет тот или иной статус, тем сильнее старается человек при выполнении определённой роли, как правило.