Письменные источники по истории древнего мира. Древние источники. Значение раскопок для древнейшей истории

Ведущиеся в нашей стране интенсивные исследования иностранных и отечественных источников по истории Древней Руси показывают, что разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных и отечественных памятниках письменности делают их ценнейшим источником сведений о древнейшей истории нашей страны.

Данный раздел сайта дает возможность всесторонне представить учащимся и людям увлекающимся историей иностранные и отечественные источники - хоть и не в максимальном объеме, но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных и познавательных целей.

АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Подраздел содержит фрагменты сочинений античных и раннесредневековых авторов, написанных на древнегреческом и латинском языках и составляющих свод древнейших источников по истории Северного Причерноморья и Восточной Европы. Хронологический охват материала - от Гомера (VIII в. до н.э.) до Иордана и Равеннского Анонима (VII в. н.э.).

ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Подраздел содержит публикацию византииских памятников в переводах с греческого языка, в которых отражены события истории народов Восточной Европы Руси и ее соседей в IV-XIII вв.

ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Подраздел посвящен источникам на арабском, персидском и еврейском языках. В подразделе приводятся фрагменты географических, исторических и энциклопедических трудов, записок путешественников, эпистолярных сочинений. Хронологический охват материала - IX-XVI вв.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Подраздел «Исторических источников» содержит переводы избранных западноевропейских (немецких, польских, французских, итальянских, венгерских, чешских) источников IX-XIII вв., написанных, как правило, на латинском языке. Среди них - тексты самых различных жанров: анналы и хроники, жития, правовые документы, послания.

ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Данный подраздел «Исторических источников» посвящен древнескандинавским источникам. Скандинавские письменные памятники IX-XIV вв. представляют собой одну из самых больших групп среди иностранных источников, содержащих сведения по истории Древней Руси. В их число входят скальдические стихи, рунические надписи, историографические сочинения, исландские саги (родовые, королевские, о епископах, о древних временах), норвежские гомилиарии и жития святых, исландские географические сочинения, исландские анналы.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Источники по истории Древнего мира.

2. Географические условия и население Древнего Востока.

3. Древнейшее общество Иерихона.

4. Раннединастический период в Месопотамии. Шумерское общество.

5. Ранние деспотии в Месопотамии.

6. Вавилон в эпоху Старовавилонского царства и при касситской династии.

7. Ассирийская держава во II-I тыс. до Р. X.

8. Персидская держава Ахеменидов.

9. Религия и культура Древней Месопотамии.

10. Древнейшая история Святой земли в III – сер. II тыс. до Р.Х.

11. История еврейского народа в сер. II-I тыс. до Р.Х.

12. Древние Сирия и Финикия в III-I тыс. до Р. X.

13. Основные этапы истории хеттской державы.

14. Египет в период Раннего, Древнего и Среднего царств.

15. Египет в период Нового и Позднего царств.

16. Религия и культура Древнего Египта.

17. Религии Восточной и Юго-Восточной Азии: зороастризм, буддизм и конфуцианство.

18. Географические условия и население Древней Греции и Древнего Рима.

19. Греция в крито-микенскую эпоху. «Темные века».

20. Греческая религия.

21. Греция в архаический период: колонизация, тирании и первые законодательства.

22. Культура Греции в архаический и классический периоды.

23. Греко-персидские войны: причины, ход, результаты.

24. Афинская демократия в V в. до Р. X.

25. Государственное и общественное устройство Спарты.

26. Пелопоннесская война: причины, ход, результаты.

27. Становление полисной системы и причины ее кризиса. Взаимоотношения греческих полисов и Филиппа Македонского.

28. Походы Александра Македонского и создание великой державы.

29. Религия и культура эллинистического периода.

30. Эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов. Греция в эллинистический период.

31. Этруски. История Рима в царский период.

32. Религия Древнего Рима в Царский и Республиканский периоды.

33. Государственное устройство Рима в эпоху Ранней республики. Борьба патрициев и плебеев.

34. Завоевательная политика Древнего Рима. Создание провинций.

35. Пунические войны Рима: причины, ход, результаты.

36. Культура Рима в период Республики и Ранней империи.

37. Рим в эпоху Поздней республики: диктатура Суллы, 1-й триумвират, правление Юлия Цезаря.

38. Второй триумвират. Создание Римской империи. Правление Октавиана Августа.

39. Ранняя Римская империя в I-II вв. н. э. Правление императоров Нерона, Траяна, Септимия Севера.

40. Религиозный синкретизм и культура императорской эпохи.

41. Кризис Римской империи в III в. Установление домината. Правление императора Диоклетиана.

42. Поздний императорский Рим: правление Константина Великого, Юлиана Отступника и Феодосия Великого.

43. Взаимоотношения римского государства и раннехристианской Церкви.

44. Причины кризиса Римской империи в кон. IV-V вв. Нашествие варварских племен и падение Рима.

Некоторые ответы не совсем полно отражают требования программы. Поэтому необходимо пользоваться еще и дополнительной литературой, изучая этот дивный предмет.

1. Источники по истории Древнего мира.

Источники письменные и археологические.

Археологические: Рим (Помпеи), Парфенон (Афины), Египет (пирамиды).

Письменные: исторические (анналы – вид хроники, отличающийся более сжатой формой изложения событий), религиозные, юридические (законы), научные (тексты древней медицины, географии), художественные, хозяйственные тексты. Эпиграфика (надписи на твердых материалах).

Египет.

Греция. Вещественные памятники: остатки зданий, орудий труда, оружия, бытовых предметов, монеты и другие предметы. Исследования ученых велись во всех областях Греции и на греческих островах. В Афинах и других, известных в античную эпоху греческих городах; в Дельфах и Олимпии – важных религиозных центрах; на острове Делосе и Родосе; на месте крупных малоазийских центров – Милета, Пергама и других городов, имевших значение к классическую эпоху или эпоху эллинизма; в причерноморских областях, на месте греческих колоний; в Египте, Сириии и других областях, находившихся под влиянием эллинизма. Открыто много памятников, знакомящих нас с греческим бытом; особенно большое значение имеют памятник греческого искусства, сохранившиеся, главным образом не в оригиналах, а в более поздних копиях.

Изучение изображений и надписей на монетах, районах распространения тех или иных монет, методов их чеканки – имеет значение для истории греческого хозяйства, и в первую очередь денежного обращения.

Данные греческого языка, в котором сохранились остатки раз­личных наречий (диалектов). Изучение греческих диалектов поз­воляет нам решать вопросы, связанные с расселением греческих племён. Исторический анализ происхождения тех или иных гре­ческих слов, являющихся в наше время научными терминами, даёт материал для истории греческой культуры.

в) Устные предания. Далёкое прошлое греческого народа нашло отражение в различных легендах и сказаниях, мифах, как при­нято их называть, переданных нам различными греческими пи­сателями. Исключительную роль играет мифология для изу­чения греческой культуры, в частности для истории религии.

г) Письменные документы: законы, договоры, почётные декреты и пр., сохранившиеся или в виде надписей, или же в передаче тех или иных греческих авторов.

д) Литературные произведения, из которых особое значение: для изучения греческой истории имеют труды греческих историков. Некоторые из них современны описываемым событиям.

Рим.

3. Древнейшее общество Иерихона.

В конце IX тыс. в Восточном Средиземноморье возникает первый город Иерихон , т.е. скопление людей, изолированных от сельского населения, за­нимающихся и сельским хозяйством и специализированной дея­тельностью, обладающих более высокими культурой и уровнем об­разования, практикующих более сложные типы отношений, чем остальные. Нигде в мире ничего похожего тогда не было. Идея города не обязательно связана с уровнем технического развития: Иерихон был городом и в VIII тыс. и в VII.

Почему мы считаем его городом? Первое и самое существенное – тесное, естественным образом ограниченное стеной, скопление людей, не способных жить без особой социальной органи­зации, которая позволила бы им существовать вместе. Тогда же дос­таточно регулярной стала война. Население 2-3 тыс. человек, на душу населения свободного пространства 14 кв.м. (не жилой площади, а вообще).

Планировка города. Иерихон не обладал регулярной планировкой, однако имел улицы и сложную архи­тектуру: башня города – не нагромождение камней, но сложное со­оружение с внутренней лестницей, большой каменной цистерной, обма­занной глиной, для хранения зерна и воды. Имелись соответствующие власти, которые могли заставить строить башню высотой выше 8 м. (сохранившаяся высота), сдавать зерно в общий фонд, организовывать накопление воды и т. д. Требовались также определенные знания, без которых стена не будет стоять; перед стеной был вырыт ров, во рву – вода.

Население Иерихона. Культ предков. Жители поклонялись богам, занимались земледелием, ре­меслами, торговлей, отдыхали. Тут, видимо, селились и земледельцы. Весьма необычной для нас была их духовная жизнь. Именно в Иерихоне возник существовавший тысячелетиями и оказавший влияние на многие соседние народы обычай не расставаться с по­койниками после смерти – усопший (его скелет или отдельные части тела) оставался внутри дома. Раскопки выявили целые серии черепов покойников, которые хоронились внутри домов. Такой своеобразный, нечасто встречающийся обычай достаточно широко распространился вокруг под бесспорным влиянием этого города и его религиозных традиций. Своеобразный обряд создал особое ис­кусство: в Иерихоне появились высококвалифицированные скульпторы, которые, располагая черепом, при помощи гипса воссоздавали лицо человека, причем все слепки не похожи и полностью соответствуют нашим представлениям о том, как должен выглядеть человек: это очень тонкая индивидуальная работа.

Храмы. В городе имелись храмы, не связанные с предками семьи, и не один. Это храмы для группы семей, но боги в них скорее всего были одни и те же. В ранних, да и большинстве поздних гармони­ческих обществ, в отличие от ранних техногенных, храм никогда не становился центром поселений: святилищ было достаточно много. В техногенных же обществах храм быстро присваивал себе эконо­мические, административные и порой военные функции – превра­щался в некое микрогосударство, строившееся на основе храмовых организаций.

Объекты поклонения: В некоторых святилищах были обнару­жены изображения трех божеств – мужчины, женщины и ребенка. Поздних аналогов им нет, – но они явно оказали влияние на северные народы Пло­дородной дуги. Продолжали строиться храмы, появились более поздние божества, в частности, женская богиня плодородия. Это не техногенная черта, поскольку подобные божества были известны у народов Плодородной дуги на тысячелетие раньше первых техно­генных обществ.

Гончарное ремесло. Иерихон характеризуется еще одной особенностью: при высо­кой плотности застройки жители решали проблему здоровья в юж­ном густонаселенном городе, связанную с проведением канализации, простейшим способом в виде подземных каналов. Город не знал гли­няной посуды – авторская высокохудожественная работа по глине и гипсу была, а глиняного горшка еще не было. Глиняной посуды не знали несколько ты­сяч лет, а делали ее из камня. С начала VI тыс. уже появится керамика. Человек изобрел кирпич и кирпичную кладку. Забавно – кирпич изобретен, а на то, чтобы научиться класть его так, чтобы на шов между двумя кирпичами пришелся третий сверху, ушло 700 лет. Первые кирпичи напоминали батон: идея прямоугольника еще не появилась.

Военное дело. Общество Иерихона знало оборонительные сооружения, но не было знакомо со специальным оружием для убийства человека. Когда человек изобрел, наконец, специализированное оружие для своего ближнего, то первая его модификация была дос­таточно мирной, – скорее, оружие вразумления и знак власти, а не убийства, – каменная булава, т. е. дубинка.

Современные Иерихону города. Иерихон не единственный город в полном смысле слова: еще в докерамический период рядом существовали ма­ленькие специализированные городки. Например, маленький город Бейда недалеко от Иерихона, тоже в Святой Земле, переполненный торговцами и ремесленниками, от которого сохранились торговые помещения, мастерские. То есть в данном регионе городская жизнь имелась в принципе не в одном Иерихоне, но и в маленьких город­ках поблизости. В других местах не было и таких. Оба основных ти­па города здесь сосуществуют, однако второй оформляется чуть поз­же, хотя и в рамках этого же периода. Впрочем, со второй половины VII тыс. в плодородной и влажной юго-восточной части Малой Азии у Святой Земли появляются конкурирующие общества. У них доста­точно сложные технологии, архитектура, храмы, связанные с други­ми верованиями, но никаких укреплений, городской структуры, сложных производств – это лишь богатые деревни.

По языку население Восточного Среднеземноморья, – в значи­тельной мере семитское, принявшее язык от потомков Сима, а может, и сами эти потомки. Семиты Святой Земли, скорее всего, приняли язык извне, поскольку в верховьях Евфрата и в Северной Сирии с высокой долей вероятности жили потомки Сима. А в долинах Двуречья и Нила по-прежнему почти никто не живет, хотя по кра­ям уже появляются поселения, находящиеся на весьма невысоком уровне развития.


Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры , непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события

Письменные источники . К письменным источникам относятся: документы, анналы, исторические исследования, мемуары, прочие литературные произведения. Материалом для письменных источников служит все, на чем можно писать: бумага, кожа (пергамент), папирус, дерево и древесная кора, кость, глина, камень, металл .

Вещественные (археологические) источники - источники, основанные на науках археологии. Древние поселения, городища, погребальные сооружения. На основании этих находок формулируется основная информация о живших народах, племенах.


  1. Особенности социально-экономического развития народов Древнего Востока. Сущность понятия «цивилизация». Признаки цивилизации. «Первичные» и «вторичные» цивилизации. Номовые государства. Соотношение государственной и общинной власти; три пути развития древнего общества. Понятие восточной деспотии.
Цивилизация- совокупность элементов хозяйственной жизни и политических институтов, духовной культуры, которые создает человек на определенном уровне исторического развития.

Признаки цивилизации: появление городов, расслоение в обществе, развитие торговли, письменность, зачатки искусства и науки, налоговая система.

Первичные цивилизации возникли на месте древнейших , к ним относятся: Египетская, Месопотамская, Индская. Вторичные цивилизации возникли после первичных, к ним относятся: Хетты, Персы, Греки и Т.Д.

Ном (номовые гос-ва) - небольшой город с центрами светской и духовной власти, вокруг которых занимались земледелием.

Первые гос-ва и цивилизации появились в долинах великих рек ; Тигр и Евфрат; Инд и Ганг; Хуанхэ и Янцзы.

Восточная деспотия - это характерный для государств Древнего Востока особый тип государственности, важной её чертой является неограниченная власть монарха (царя). Который сосредоточил в своих руках законодательную, судебную, исполнительную власть. Яркой особенностью восточной деспотии стало обожествление правителя-деспота.

Три пути развития древнего общества: 1) Египетский - власть полностью подчинила общество, частной собственности - нет 2) Месопотамия - власть и общество находятся в равновесии, общины могут иметь автономию 3) Греция и Рим (община подавляет государство - «Демократия».


  1. Особенности духовной жизни человека Древнего Востока. Гипотезы о возникновении древневосточных религий. Общие черты древневосточных религий

Общие черты религий Древнего Востока: 1) Все религии Древнего Востока являются Антропоцентричными 2) Вера в загробную жизнь 3) Нет единого культа и жречества 4) Нет религиозных войн 5) Отсутствие абсолютных божеств. Человек чувствовал бессилие перед силами природы. Ему необходимо было объяснить природные явления. Боги давали человеку то, что он просил, при этом платой служила молитва либо жертвоприношение.


  1. Ранняя история Месопотамии. Территория Месопотамии. Источники по истории Месопотамии. Шумеры и аккадцы. Номовые государства: особенности хозяйства и управления (эн, энси, лугаль), социальные группы. Борьба за гегемонию. Гильгамеш и Лугальзагеси.

Месопотамия - междуречье, плодородная долина между реками Тигром и Евфратом. Месопотамия делиться на 2 региона: нижний и верхний (Ассирийское гос-во).

Источники по истории Месопотамии: юридические акты своды законов, дипломатические переписки, ист. Летописи, литературные « Эпос о Гильгамеше». Вещественные источники: древние города, орудия труда и т.д.

Шумеры - население южной Месопотамии, с ними связывают возникновение цивилизаций в долине Тигра и Евфрата (4 тыс. до н.э.) Урук, Ур, Лагаш, Эреду - первые города древних шумеров. Аккадцы - население Месопотамии родное шумерам, которое впоследствии ассимилировалось с ними. Север - Аккад; Юг - Шумеры.

Ном (ы) - города государства на территории древней Месопотамии. Это были независимые города - государства , которые находились в сложных отношениях между собой. Хозяйственную структуру определяла, прежде всего, организация местной ирригационной системы как основы доходного земледелия. Особенно важным было создание и поддержание оросительной системы.

Эн - правитель города (верховный жрец), Энси - жрец строитель правитель города - осуществлял руководство военными и хозяйственными делами. Лугаль - военный вождь шумеров, близкий к понятию «царь». Социальные группы:1) Правитель (энси и его семья) 2) Жречество 3) Простые поданные (не рабы) 4) Рабы.

Шумерские номы часто воевали друг с другом, в попытке возвысить свой город (ном). Гильгамеш - (27 в. До н.э.) правитель Урука, который завоевал многие города других месопотамских вождей. При нем Урук стал лидером среди других шумерских городов. Был провозглашен «лугалем-гегемоном». О его правлении был оставлен литературный источник «Поэма о Гильгамеше».

Лугальзагеси (14 в. До н.э.) - энси Уммы, разгромил армию Лагаша. Убил царя Лагаша Уруинимгину. На короткое время город Умма стал лидером Шумера. Но вскоре и он потерпел поражение от Аккада.


  1. Месопотамия в XXIII-XII вв. до н.э. Саргон и его держава: особенности первой централизованной деспотии. Месопотамия при III династии Ура: экономика, общество, идеология. Аморейское вторжение. Старо - и Средневавилонский период: Месопотамия в правление династии Хаммурапи (XVIII-XVI вв.) и касситов.

В результате борьбы между собой шумерских и аккадских княжеств из них смогло возвыситься аккадское царство под управлением Саргона (2316-2261). Государство Саргона строится на режиме его личной власти. Создает огромную армию, состоящую из лучников. Разгромил Лугальзагеси. Саргону удалось разгромить сопротивление шумерских городов и установить свое господство. Для того что сохранить и укрепить свою державу Саргон проводит реформы: вводит единую систему весов и мер, налаживает старые дороги и строит новые, упраздняют независимость городов а также совета старейшин, создает себе новую аристократию и деспотически подчиняет себе все сфера государственной жизни. В 2175 году под ударами кутиев и внутренними неурядицами Аккадско-шумерское царство рушиться (последний царь Нарам - Суэн ).

После краха державы Саргона шумеры смогли сбросить номинальное господство кутиев. Среди всех шумерских городов возвышается город Ур, где к власти приходит царь Ур-Намму и основывает III династию Ура (2106-2003). Политическим центром стал шумерский Ур, а не семитский Аккад. Особого процветания Шумеро-Аккадское царство добилось при царе Шульги, который уделял внимание налаживанию хозяйства и общественного порядка. Реформы в экономике при III Династии Ура : создается государственный земельный фонд, общество имеет ярко-выраженный рабовладельческий характер, устанавливается полицейский режим. Была создана ярко-выраженная централизованная распределительная экономика, предлагавшая вмешательство гос-ва. Частный сектор был отодвинут на задний план. В конечном счете - это привело к организации деспотической системы управления. Идеологией стало обожествление царя как бога (царь Шульги ).

В конце 21 века до н.э. из бескрайних просторов в Месопотамию вторгаются племена Амореев. Нашествием кочевников воспользовались Эламиты и нанесли мощный удар по юго-восточным областям Шумера. Династия Ура начала распадаться и на ее месте возникли независимые гос-ва с центрами в городах: Исин, Ашшур, Ларса, Мари, Эшнунна и небольшое княжество в городе Баб (Вавилон). Нашествие Амореев привело в Месопотамию многочисленную группу западносемитских племен.

В 19-18 начало возвышение города Ашшур (Шамши-Адад). После начал возвышаться город Вавилон , наибольшие успехи в объединении Месопотамии связаны с деятельностью 6-го царя Вавилона - Хаммурапи (1792-1750). Он начинает планомерный захват и объединение всей Месопотамии. В конечно итоге создав мощную Вавилонскую державу. При завоевании Хаммурапи избрал хитроумную стратегию союзов с одними государствами против других. Он завоевал царства: Мари, Эшнунна, Ашшур. К концу своего правления Вавилон при Хаммурапи становиться великой державой. Хаммурапи пишет свои знаменитые законы и объявляет торговлю государственным делом + общество делиться на 3 категории (слои): 1. Авилумы 2. Мушкенумы 3. Вардумы (рабы).

В 17 века Вавилонская держава разваливается, номы отделяются. А из-за гор приходят племенной союз Касситов . Они начинают нападать на Вавилонское ц-во, на которое в итоге в 1595 году до н.э. нападает Хеттский царь и грабит Вавилон. Этим пользуются касситы и основывают свою (каситскую) династию и в истории Вавилона начинается новый этап - Средневавилонский период (16-12 века). Господство касситких завоевателей продолжается до начала 12 века. В правление касситов продолжали действовать законы Хаммурапи, но были и некоторые реформы: гос. Фонд земли государства сокращается, города получают некоторую автономию. 14-15 века расцвет касситского царства. Договор с Египтом. В 12 веке эламиты разгромили армию Касситов , оккупировали всю Вавилонию, свергнув с престола касситского царя.


  1. Экономическое развитие Месопотамии по законам Хаммурапи. Общая характеристика источника. Сельское хозяйство и формы землепользования (общинная, царская, храмовая земля). Ремесло и торговля
Законы Хаммурапи представляют собой стелу написанную клинописью на аккадском языке. Которая включает в себя: пролог, законы и эпилог. Всего 282 параграфа. Для законов характерно практически полное отсутствие религиозной матировки.

  1. Общественные отношения в Месопотамии по законам Хаммурапи. Общая характеристика источника. Категории населения, особенности положения общинников и царских служащих (воины, жрецы). Рабство. Семейные отношения. Суд и система наказаний.
Авилумы - свободные люди, мушкенумы - общинники, вардумы - рабы + редум и баирум - воины Командир и обычный солдат; Тамкар - торговец.

  1. Египет с древнейших времён до конца эпохи Древнего царства. Природа Египта, исторические области и их специализация. Источники по истории Египта. Манефон. Заселение страны. Додинастический период и «нулевая династия». Менес и его преемники. Египет при III-IV династиях (Джосер, Снофру и его преемники). Особенности царской власти в Египте.

Возникновение цивилизации в Египте восходит к середине 4 тыс. до н.э. Древний Египет располагается в долине реки Нил . Узкая долина носит название - Верхний Египет , а область Дельты - Нижний Египет. Египет расположен в северо-восточной углу африканского континента. По Нилу Египтяне устанавливали связи с богато-торговыми городами Восточного Средиземноморья.

Источники по истории Древнего Египта : письменные - религиозные тексты, ист. и худ. литература, фольклор; Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др .

Из множества этнических групп в течение 5-4 тыс. стала формироваться единая древнеегипетская народность и единый язык. Первые обитатели долины Нила в конце 5 тыс. селились небольшими родовыми коллективами. Первый додинастический период. Амратская культура (38-36 вв.), увеличивается число медных изделий и усложняется погребальный обряд. Люди живут общинно-родовым строем. Вторая додинастическая династия. Сохранялись традиционно-родовые отношения. Земледелие вытеснило охоту. Расширяется диапазон торговых связей. Создаваемые богатства теперь уже не разделялись, а сосредотачивались в руках правящей верхушки. Происходит имущественная дифференциация . Появление оригинальной иероглифической письменности.

Образование мелких государств (середина 4 тыс. до н.э.). 34-33 вв. образование двух крупных государств - Верхнеегипетского царства (столица Нехен) + Нижнеегипетского царства (столица Буто). Процесс объединения двух царств в одно оказался длительным и сложным. В этой борьбе обозначился перевес Юга (Верхнеегипетское царство). Нармер - царь, который победил Север (нижнее царство). Царь Менес (32-31вв) - основатель общеегипетской 1 династии. Новая столица город Мемфис . Реформы: расширение ирригационной системы, успешная внешняя политика против ливийцев.

Нижний Египет (север) пытается бороться с югом , заканчивается неудачно и при царе 2 династии Египет окончательно превратился в единое гос-во. Период Древнего царства (28-23 вв) - царствование с 3 по 6 династию. Основные реформы: система орошения и поливов была под пристальным контролем государства, начали создаваться великие пирамиды, создание гончарного круга. Государственный аппарат состоял из 3 звеньев: центрального, номового, местного. Важнейшей чертой была концепция абсолютной власти царя и ее идеологическое обоснование - царь богочеловек, воплощение бога в человеческом образе. При 3-4 династиях культ царя достиг своего апогея. Гос-во управлялось через сложный бюрократический аппарат; Чати - высший чиновник. Особенностью системы гос. Управления был дуализм. Особое внимание уделялось военному ведомству; армия комплектовалась по царскому набору из свободных Египтян. Египет вел успешные военные действия на 3 направлениях: Ливийские кочевники, Нубия, Палестина, Финикия. Джосер - царь 3 династии, начал строительство пирамид. Снофру - основатель 4 династии, присоединил весь Синайский полуостров (28 в). Усеркаф - основатель 5 династии (26-25вв) - правители этой и 6 династии (25-23вв) стали проводить другую политику: отказались от постройки великих пирамид, укрепили положение номой и др. знати, утвердили культ бога Ра .

В стране произошло материальных ресурсов в пользу местной элиты. Египет Древнего царства распался на множество княжеств. Наступил период раздробленности Египта который продолжался (23-21 вв).


  1. Египет Среднего царства. 1-й переходный период и изменения в структуре власти, идеологии, религии. Объединение страны под властью XII-й (фиванской) династии, деятельность Аменемхета (I, III) Сенусерта (I, III). Общество и культура Египта в эпоху Среднего царства; «царские люди». Децентрализация страны при последних фараонах.
После периода распада Египта и до 21 в. Начался период объединения страны (первый переходный период ). Позже центрами объединения страны стали города Гераклеополь на севере и Фивы на юге. К концу 21 в. победителем в соперничестве между югом и севером - оказался юг во главе с правителем Фив - Ментухотепом (11 династия). Что послужило началом к периоду Среднего царства (21-18 вв).

Был восстановлен бюрократический аппарат, который функционировал в период Древнего царства. Была сделана попытка уменьшить самостоятельность номой правящей элиты. Цари новых династий (11-12) перенесли свою столицу в город Ит-тауи (район Файюма). Продолжалось освоение Файюма; в результате в Файюмской впадине была создана разветвлённая сеть каналов, которую соединили с Нилом. Фараон 11 династии Ментухотеп возвел роскошное сооружение около города Фивы. В районе Файюма среди болота построили дворец, известный грекам как Лабиринт . Фараонам 11-12 династий удалось преодолеть распад и централизовать управление страной, подавив сепаратизм. В экономическом плане в этот период тоже были сделаны многие реформы: освоена бронза, стеклоделие; центром торговли стал город Библ. Прекратились сооружение, и упало значение громадных сооружений, доминировавших в период Древнего царства.

Сенусерт 3 (19в. - 12 династия) - завоевал и присоединил к Египту Нубию. Сенусерт построил пирамиду в Дахшуре. Это была самая большая пирамида XII династии. Аменемхет 1 (20 в.) - основатель 12 династии. Аменемхет I перенёс столицу из Фив во вновь основанный город, южнее старой столицы, Мемфиса, где-то рядом с оазисом Файюм. Фараон выбрал такое место, где он легко мог контролировать как Верхний , так и Нижний Египет. Аменемхет 3 (19 в.) - сын Сенусерта 3. Правление Аменемхета III сопровождалось интенсивной строит. деятельностью. Построил огромный храм " Лабиринт " .

«Царские люди» - основная часть населения Египта. По достижении определенного возраста (совершеннолетия) всю молодежь выводили на смотр перед чиновниками фараона. Он отбирал наиболее крепких в армию правителя, остальные же получали те или иные профессии и впоследствии не могли их поменять, т.е. человек получал узконаправленную квалификацию на всю жизнь. К тому же после «получения профессии» молодые люди отрывались от семьи и в обязательном порядке отправлялись в другие номы Египта.

Общим результатом политики фараонов 11 и 12 династий стало восстановление прежних рубежей, но и к тому же расширение территории Египта и превращение его в крупную державу. Египтяне стали рассматривать себя как богоизбараный народ, свысока смотрящих на своих соседей.

Вспомните. Известные вам науки и как они называются.

Физика изучает происходящие в природе процессы от падения яблок с дерева до электрического тока.

Астрономия изучает движения звёзд, планет, астероидов и всего другого, что летается в космосе.

Химия изучает свойства разных веществ и их смесей.

Филология изучает слова, их состав, происхождение и т.д.

1. Как называется наука, изучающая жизнь людей в прошлом?

Эта наука называется историей.

2. Как вы понимаете, что такое источник? Назовите основные исторические источники.

Источник – это то, что доносит до нас информацию о прошлом в первичном виде, в отличии от исследования, которое использует информацию источников.

Источники делятся на вещественные и письменные.

3. Расскажите о науках, которые помогают изучать историю. Поясните, как находки археологов оказались под землей.

Прежде всего, историю помогает изучать археология. Это наука, которая находит и изучает вещи, оставшиеся от прошлого. Эти вещи иногда засыпает песком, иногда (при извержении вулкана) – вулканическим пеплом, но чаще – так называемым культурным слоем. Когда люди живут на одном месте, они что-то выбрасывают, элементарно наносят землю на обуви и т. д. Уровень земли в городах неизбежно поднимается и скрывает вещи, которые кто-то случайно уронил, оставил, а потом не забрал и т. д. Иногда вещи специально закапывают в землю, чтобы, к примеру, их не нашли враги – это называется кладом.

Помогает изучать историю нумизматика. Это наука о монетах, про то, кто когда и почему чеканил те или иные монеты.

Палеография – это специальная наука, которая изучает форму букв и по ней может сказать, когда создан документ.

Филология также помогает изучать прошлое. Со временем язык меняется. Учёные исследуют эти изменения и говорят, например, какие народы родственны друг другу (так как их языки родственны), то есть когда-то жили на одной территории. Часто слова из других языков сохраняются в названиях городов, рек, озёр, лесов и т. д. По этим названиям можно понять, какие народы жили на этой земле когда-то, пока не пришли нынешние обитатели.

Прошлое помогают изучать и другие науки, которые, как может вначале показаться, для этого не предназначены. Например, медицина изучает болезни человека и историей обычно не связана. Но когда нужно понять, почему началась та или иная эпидемия, или почему умер тот или иной известный деятель, на помощь приходят именно врачи.

Геология изучает развитие в основном горных и осадочных пород, в то время как история – развитие общества. Но иногда историки обращаются к геологам, например, когда нужно определить дату извержения вулкана, которое оставило значительный след в истории.

То есть в изучении истории могут помочь самые разные науки в зависимости от того, какие задачи следует решить.

4. Как вы считаете, нужно ли современному человеку изучать историю Древнего мира?

Без истории невозможно понять настоящее. Только так видны истоки современных процессов, а значит – их суть. Потому современному человеку нужно изучать всю историю, включая и историю Древнего мира, начиная с самых первых ростков цивилизации.

жизнь и плодородие земле и живым созданиям, предоставили Инанне роль, которая в других ми­фологических системах обычно выпадала на долю мужского божества. Инанна - дочь Энки или Наи­ны и сестра или супруга солнца, которую собратья обошли при первоначальном разделении обязанно­стей. В ответ на ее жалобы боги даруют ей дивную красоту и способность сеять раздор, разжигать распри и войны. Как богиня планеты Венера, Инан­на обозначалась звездой с восемью лучами; другой ее атрибут - лунный серп в виде рогов. Инанна - воплощение чувственной любви и таинственных сил природы. С ее именем связаны самые увлекатель­ные и искусные по композиции сказания. Мифоло­гический цикл «Инанна - Думузи», повествующий о любви богини и пастушьего бога, содержит мно­жество лирических песен, которые исполнялись на празднестве священного брака между царем и вер­ховной жрицей. Инанна как истинно природное бо­жество обречена проходить круговорот умирания - воскрешения в своем ежегодном путешествии в под­земное царство. Лишенная там своей волшебной силы и пораженная «взглядом смерти» подземной богини Эрешкигаль, Инанна будет вынуждена ради спасения разделить пребывание под землей со сво­им супругом Думузи. Так шумерская Венера обре­тает черты еще по меньшей мере двух знаменитых божеств, известных нам по египетской и греческой мифологии: Осириса и Персефоны.

Именно такой жизненный круг проходит аккадс­кая богиня Иштар (Астарта), попадающая однаж­ды в «страну без возврата». Со II тыс. до н. э. культ Инанны распространяется у хурритов и хеттов, где она отождествляется с местными богинями. Вобрав в себя некоторые черты обрядов, посвя­щенных Великой матери, культ богини типа Инан-ны-Иштар воплотил в себе важнейший мифологи­ческий мотив - повествование об умирающем и воскресающем божестве, чья загадочная гибель оказывается сплетенной с темой неумирающей природной силы, возрождения и возвращения вес­ны. Такова же и западносемитская богиня Астарта, воительница и «госпожа колесниц», владычица любви и морской стихии, почитавшаяся не только в утаритской мифологии, где впервые встречается упоминание о ней, но и у египтян и финикийцев. В Древнем Египте она отождествлялась с богиней Сехмет либо представала под своим собственным именем; в Карфагене ее образ повлиял на пред­ставления о крылатой богине Таннит. Культ женс­ких божеств, подобных Инанне-Астарте, был свя­зан с оргиастическими празднествами во имя плодородия, включавшими не только экстатичес­кие обряды, но нередко и самоистязания в каче­стве жертвы богине. Иннана-Иштар к тому же


еще и соединительное звено между космологичес­кими и героическими мифами. Одно из известней­ших сказаний шумеро-аккадского цикла повеству­ет о ее попытках добиться любви Гильгамеша, величайшего из героев эпоса «О все видевшем».

Множество культур и царств, вплоть до Кипра и Греции, приняли этот тип женского божества в свой пантеон, и далеко не случайно с такой оже­сточенностью вели борьбу с астартическим куль­том иудейские пророки, создававшие великую ре­лигию единого Бога.

Круг вавилонских божеств в целом весьма близок шумеро-аккадским. Главный его персонаж - «бо­жественный господин Вавилона» - Мардук, став­ший центральным божеством в период правления Хаммурапи. Мардук - владыка мирового порядка, мудрости, врачевания; судья, отец и повелитель остальных богов. Однако не он является самым старшим в вавилонском пантеоне. Прародительни­цей богов, удивительно похожей на древнегречес­кую Гею, является богиня довременного мирового хаоса Тиамат, некогда побежденная Мардуком. Пос­ледний же, подобно греческому Зевсу, возглавляет создание подчиненного законам Космоса, в частно­сти, создавая таблицы мировых судеб. Впослед­ствии эта роль достается его сыну Набу, богу наук и письменности. Мардук изображался в виде змеи с головой грифона, его обязательными атри­бутами были палка с кольцом и бумеранг. В число вавилонских божеств входили также царь подзем­ного мира Нергал и повелитель, защитник людей, бог счастливой войны, создатель скотоводства, строитель и целитель Нинурта.

В вавилонской эпико-мифологической литерату­ре господствует образ бога-воителя, поражающего чудовище, - в отличие от литературы шумерс­кой, где этот подвиг совершается смертным героем. В шумеро-аккадской, но еще более ярко - в ва­вилонской мифологии возникает характерный сю­жетный мотив, устанавливающий взаимосвязь ми­ровых судеб и подземного царства. Таблицы судеб, которыми владеют боги, определяют движение мира и мировых событий. Пишутся они в подзем­ном, загробном мире. Основу судеб составляют мо­гущественные силы и законы, называемые в ми­фологии Востока «ме». В мифах перечисляются «ме», представляющие все области жизни и куль­туры древней цивилизации: царские и жреческие функции, знаки власти, моральные установления, искусства и ремесла и т. д.

Религиозно-мифологические представления жи­телей Древнего Двуречья прямо воздействовали на формирование их искусства. Мир мифологичес­ких сказаний, тесно переплетенный с записями об исторических победах царей и героев, нашел отра­жение в монументальных каменных стелах, по-

Источники по истории Древнего мира.

Источники письменные и археологические.

Археологические: Рим (Помпеи), Парфенон (Афины), Египет (пирамиды).

Письменные: исторические (анналы – вид хроники, отличающийся более сжатой формой изложения событий), религиозные, юридические (законы), научные (тексты древней медицины, географии), художественные, хозяйственные тексты. Эпиграфика (надписи на твердых материалах).